Исследование, направленное на выявление значения песни в свадебном обряде. В качестве материала взяты песни русского народа (собранные в Кизильском р-не в ходе фольклорной экспедиции), украинцев и казахов, проживающих в Кизильском р-не Челябинской области, но свято хранящих традиции своих предков.
Вложение | Размер |
---|---|
svadebnyy_obryad.doc | 136.5 КБ |
Свадебный обряд и песня.
Свадьба – без сомнения, событие, играющее большую роль в жизни каждого современного человека. В древности же замужество приравнивалось к таким явлениям, как рождение и смерть. Все это – действия инициации, то есть перехода человека из одного состояния в другое. Девушка как бы умирала и рождалась уже женщиной. Всем тонкостям свадебного обряда, поэтому, придавалось огромное сакральное значение. Особую важность играла свадебная песня, сопровождающая все этапы, которые проходят жених и невеста. В каждый период песня имеет свое содержание и идейную наполненность. В своей работе мы попробуем, затронув историю свадебного обряда, рассмотреть значение песни на разных его этапах, выявить особенности поэтики и символики песен, привести песни разных народов (в данном исследовании – русские, украинские, казахские песни), отыскать черты сходства и различия в свадебных песнях разных народов.
Народный свадебный обряд сложился в феодальную эпоху на основе традиционного крестьянского семейного быта в его содержании и образной символике нашли отражение некоторые черты, характерные для более древних форм браков у славянских племен, возникших в период родового строя или в период его разложения.
У киевских полян, например, существовал брак купли-продажи. Такой брак представлял собой договор обеих сторон, за невесту было необходимо заплатить «вено» (выкуп). После складывания патриархальной семьи устанавливается другая форма брака. Брак по воле родителей или по воле старших в семье.
По представлениям славянских народов любовные отношения между людьми вызывали сверхъестественное участие небесных светил. Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы, ее высшим мифологическим культом было Солнце, а также Месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Образ упавшей звездочки символизирует отлучение невесты от ее рода. В свадебных песнях невеста может быть Солнцем, а жених – Месяцем. Особенно часто жених и невеста – это месяц и звездочка. Славянская свадьба имела ярко выраженный аграрный характер. В ней идея продолжения рода связывалась с земледельческими культами, важнейшими из которых был культ Солнца. Свадебный каравай выпекали круглым, как солнце, иногда в форме полумесяца, выпекали фигурки светил. Образ Солнца нес в себе свадебный венок невесты, который, как говорится в песне, падает с неба. Он так ярок, что может осветить ее дорогу. Особенно ярким сияние становится в кульминационный момент свадьбы – невеста, сидя за столом, ожидает жениха. Сиянием сопровождается отлет души девушки. Сияние серебряно-золотое. Невеста плачет, катая по столу свой венок (он катится, как солнце). Круглая форма венка, его сияние и обычай катать по столу указывают на солнце как сверхъестественного покровителя обрядового таинства. Сохраняется обычай благословлять молодых иконой не крестообразно, а круговыми движениями перед лицом невесты по движению солнца. В Рязанской губернии молодых благословляют не иконой, а юбкой-поневой (древняя набедренная одежда славянской женщины).
В свадебных песнях говорится, что расшита небесными светилами одежда жениха и невесты. Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у людей и природы их плодородящие силы.
Согласно представлениям девушка должна была умереть и родиться заново – образ упавшей звездочки (в фольклоре – это всегда смерть). Обряд всегда имеет религиозные особенности.
Брак – акт социально-экономический. В первую очередь, в дом брали работницу. Она должна была быть здоровой и сильной. Свадьбы могли происходить в любое время года в зависимости от нужды.
Свадьба представляла собой сложную драматическую игру. Все подчинялось единой традиционной цели – показать, как складывается новая семья в праздничной обстановке среди большого коллектива. Свадебный ритуал предполагает особые обязанности у его участников, поэтому существуют различные свадебные чины, каждый из которых играет свою роль. Так, все роли участников свадьбы были строго регламентированы: родители невесты – радушные и богатые хлебосолы; жених – красив, богат, на свадьбе – спокоен и молчалив. Центральная фигура – невеста. Она первую половину плачет и рыдает, вторую – счастливая жена. Сваты и свахи – организаторы сватовства. Дрýжки и поддружья – распорядители, увеселители, «заместители» жениха. Посаженные отец и мать – крестные невесты и жениха. Подруги невесты – оберегают невесту от происков сватов и дружек. Тысяцкий – «свадебный генерал» - ест и пьет, обычно это крестный отец жениха, его дядя или старший брат. Бояре – родственники и знакомые, участвующие в свадьбе. Подженишники и подневестницы выбирались из числа неженатой молодежи.
Старинный свадебный обряд представляет собой целостный многожанровый спектакль со своими традиционными действами, костюмами и текстами.
Сватовство – единственный этап, который не является публичным актом. Предварительный запрос. Важно соблюдать тайну. Секретность. Сваты едут окольной дорогой, чтобы никто не видел. В речи используются иносказания.
Ты пчела ли, моя пчелынька,
Ты пчела ли, моя белая,
По чисту полю полетывала,
Да ко сырой земле прикладывалась,
Да ко сырой земле, ко зелену лужку,
Да ко цветочку ко лазоревому.
Вы цветы ли, мои цветики,
Цветы алые, лазоревые,
Да голуби, бело-розовые.
Да вы души ли, красны девушки,
Да вы ступайте во зеленый сад гулять,
Да вы поймайте белу рыбу на воде,
Да вы снимите с белой рыбы гребешок,
Да причешите русы кудри молодцу,
Да что Степану-то Васильевичу.
Да он поедет во зеленый сад гулять,
Да станет, будет себе сужену искать,
Да себе суженую-ряженую,
Красну девушку обряженную,
Да свет Елену Калистратовну.
Смотрины – смотрели и невесту и жениха.
Сговор, вечерины, сговрок, пропой, рукобитье. Вечер помолвки. Основной смысл этого вечера – оглашение начавшегося свадебного обряда. Первое официальное свидание и обмен подарками с обеих сторон. Приглашали некоторых родных. Невеста горько плачет и причитает, прося не отдавать ее.
Вот подули ветры буйные
Да раскачалися березоньки.
Раскачалися березоньки
Да к нам во двор бояре въехали.
А старшúе как к крыльцу пошли,
А младшúе Богу молятся.
Наша Маша испугалася
Да от окна к окну металася.
Вот приехал погубитель мой,
Он погубит мою головушку.
Он развяжет мне ленту алую,
Расплетет мне косу русую.
Печальные переживания невесты, просьбы к отцу, сговорные песни выполняли и психологическую функцию. Они должны были своим содержанием содействовать возникновению между женихом и невестой искренних любовных отношений. Их жизнь рисуется в радужных красках, желаемое выдается за действительное. Жених и невеста изображаются в идеализированном виде. «Суженый» и «суженая» появляются в песнях, это значит, что они присуждены друг другу. Звучит покорность невесты воле старших. Цель сговорных песен – обосновать и утвердить свадьбу различными поэтическими средствами. После сговора начинается приготовление приданого и взаимных подарков. Нельзя разрывать договор, иначе придется платить «неустойку».
Девичник – прощание с подругами, родной семьей, оплакивание девичьей воли.
* * *
Сронила колечко со правой руки
Забилось сердечко о милом дружке.
Ушел он из дома, ушел по весне,
Не знаю, искать где, в какой стороне.
У белой березы вечерней порой
Я жду-не дождуся родного домой.
Иду, месяц светит, а ночь так тиха,
Но милый не встретил, осталась одна.
* * *
Ой, на гóре калинá,
Ой, на гóре калинá,
Калинá, калинá,
Чубарики, чубчики калинá.
Там дивчина гýляла, гýляла,
Там дивчина гýляла, гýляла,
Гýляла, гýляла.
Чубарики, чубчики, гýляла.
Цвет калины лóмала, лóмала,
Цвет калины лóмала, лóмала,
Чубарики, чубчики лóмала.
Во пучочки вязала,
Во пучочки вязала,
Вязала, вязала,
Чубарики, чубчики вязала.
На дорожку кидала,
На дорожку кидала,
Кидала, кидала.
Чубарики, чубчики кидала.
* * *
Туман яром, 2 раза
Туман зелененький.
За туманом 2 раза
Ничего не видно.
Только видно 2 раза
Зелененький дубочек.
За дубочком 2 раза
Криница стояла.
В той кринице 2 раза
Девка воду бралá.
Уронила 2 раза
Золото ведерце.
«А кто ж мине 2 раза
Ведерце достанет?
А кто ж со мной 2 раза
На рушничек встанет?»
Отозвался 2 раза
Молодой казáчек:
«Я ж тебе 2 раза
Ведерце достану.
Я ж с тобой 2 раза
На рушничек встану».
* * *
Из-под камушка, из-под белого,
Там бежит, бежит речка быстрая,
Там бежит, бежит речка быстрая,
Речка быстрая, вода чистая.
Как во той реке дева мылася,
Она мылася, умывалася.
Она мылася, умывалася,
Вышла на берег, удивлялася.
Молодой купец вел коня поить,
А ревнивый муж вел жену топить.
Жена мужу-то возмолялася,
В праву ноженьку поклонялася.
«Уж ты муж мой, муж,
Раздонской казак,
Не топи меня рано с вечера,
А топи меня ближе к полночи,
Все соседушки спать уляжутся,
Малы детушки крепким сном уснут».
Происходит поэтичный обряд заплетания косы невесты – символа девичьей жизни, она заплеталась по-девичьи, с красивой лентой. После свадьбы две косы были спрятаны под повойником. Косу заплетают под особые песни.
Ой, да ты рябина, да ты рябинушка,
Ой, да ты садова зелена прекудрявая,
Ой, да когда ты взросла, когда выросла?
Ой, да весной-то взросла, летом выросла.
Ой, да когда выросла, когда вызрела?
Ой, да зрела-то, зрела я при солнышке,
Да при солнышке, да все при зорюшке,
Ой, да когда ты, зачем рано наклонилася?
Ой, да не сама я наклонилася,
Ой, да наклонили меня снеги глубокие,
Снеги глубокие, ветры буйные.
Ой, да ты, дева, дева, ты зачем рано замуж пошла?
Ой, да не сама я, не сама замуж пошла,
Да просватал меня сударь-батюшка,
Потакала меня родна матушка,
Ой, да потакала меня родна сестрица,
Ой, да потакали меня родны братики,
Ой, да перва-мила подруженька Фросенька.
В песнях звучит тема будущей жизни невесты, чужой семьи, стороны, злых людей.
Уж ты, сестрица моя родная,
Уж на чужой-то сторонушке
Не нагреешь ретиво сердце
Ни при печке, ни при огончике,
Ни при красненьком солнышке.
На чужой-то сторонушке
Не держи, моя родная.
Ни дружков, да ни подруженек.
Только знай ты, моя родная,
Свою миленькую ладушку.
На чужой-то на сторонушке,
Если горюшко накопится –
Лучше выйди, моя родная,
Ты на чистенькое полюшко,
Ты ко быстренькой ко реченьке,
Сядь на серенький на камушек,
Где печет да красно солнышко.
Никто не скажет про твое горюшко:
Серый камень-то молчажливый,
Бережка-то вот спесивые,
Быстра речка перенослива,
Сыра мать-земля терпеливая –
Не расскажут твово горюшка.
Чаще всего невеста выступает в образе лебедушки в стае серых гусей, которые рвут ее на части.
Обрядовая баня. Ритуальное омовение невесты должно было подготовить ее к новому состоянию.
Венчание в церкви и переезд в дом жениха. Утром невеста плачет, когда приезжает жених – примиряется, в доме жениха – счастлива.
Сидит наша гостинька выше всех, выше всех,
А держит головушку ниже всех, ниже всех,
И думает думушку крепче всех, крепче всех.
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мила-то мне милешенька матушка родна, матушка родна».
«Машенька мила, мила, неправда твоя, неистинная.
Неправду сказываешь, все ложь говоришь, все ложь говоришь,
Свое сердце тешишь, а мое гневишь, а мое гневишь».
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мил-то мне милешенек батюшка родна, батюшка родной».
«Машенька мила, мила, неправда твоя, неистинная.
Неправду сказываешь, все ложь говоришь, все ложь говоришь,
Сама себя тешишь, а меня гневишь, а меня гневишь».
Селезень по реченьке сплавливает, сплавливает,
Ванюшка Машеньку выспрашивает, выспрашивает:
«Скажи, скажи, Машенька, кто тебе мил, кто тебе мил?»
«Мил-то мне милешенек ты, господин, ты, господин».
«Машенька мила, мила, то правда твоя, истинная,
Всю ты правду сказываешь, не ложь говоришь, не ложь говоришь,
Свое сердце тешишь, мое веселишь, мое веселишь».
* * *
Хороша наша …(имя невесты) 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
И бела она румяна. 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Мне бы чарочку горилки 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Я бы пьяна напилася 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Вдоль по улице прошлася 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Травку-муравку притоптала 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Двое чеботы сносила 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
У нас дома не здорово 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Свекор с печки свалился 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Он картошкой подавился 2 раза
Люба-люба-люба-люба.
Древняя форма брака – умыкание – переродилась в драматическую игру – похищение невесты. Самой важной частью является соединение жениха и невесты. Между ними никто не должен пройти, водят по кругу, обмотав руки одним полотенцем. Мнимый жених и мнимая невеста – защита от нечистой силы. Вторая часть обряда – обеспечение счастливой богатой жизни: обсыпание молодых зерном и хмелем, изготовление каравая счастливой семейной парой, украшение свадебного стола парой испеченных голубей, угощение вином из одного бокала. Для утренних песен характерна тема наезда жениха как похитителя невесты. Часто жених пытался прорваться в дом в виде нищего. Теща пытается откупиться. «Продавцом» мог выступать младший брат невесты, он загадывал загадки, присловья. Все садятся за стол, обряд благословления невесты родителями. Если девушка – сирота, пели песни о сиротстве, невесту благословляли родственники. Особенно грустны песни о прощании невесты с матерью, в них девушка говорит, что забыла дома золотые ключи – олицетворение девичьей воли.
Венчание, расплетание косы, переезд в дом жениха. Пелись дорожные песни.
Свадебная песня
«Толокно».
Три дня хлеба не пекла,
Печку не топила,
Мужа с раннего утра
В город проводила.
Два лукошка толокна
Продала соседу,
Накупила я вина,
Собрала беседу.
Все пила и плясала,
Напилася, свалилась,
В это время тихо дверь
В избу отворилась.
Я в испуге во дверях
Увидала мужа,
Дети с голоду кричат
И дрожат от стужи.
Посмотрел он на детей,
Сам горько заплакал:
У соседей толокно детушки
хлебают,
Почему же у тебя, шельма,
голодают?
По тебе, моя душа,
Изобью всю плетку,
Не меняй никогда
Толокно на водку.
Уж мне это толокно
Дорого досталось –
Две недели на печи
Охала валялась.
Ох, болит моя спина,
Голова кружится,
Спать я лягу и во сне
Толокно мне снится.
Затронув славянский обряд умыкания, скажем несколько слов и о похищении невесты, характерном для мусульманских народов, которое часто присутствует и ходе современной свадьбы, например, казахов.
Похищение могла быть двух видов – с согласия невесты или же без ее ведома. Первый случай, скорее, только обряд, когда возлюбленные, сговорившись, бегут из дому. Родители невесты, конечно, ищут ее, но без паники, заранее предполагая, что это ее выбор. Жених привозит девушку домой, а на следующий день его родители созывают к себе всех жителей аула для проведения национального обряда под названием беташар. До этой минуты невесту не показывают никому, ее не должны видеть в этом доме.
Жених со своими близкими родственниками-мужчинами едет в дом своей невесты, к ее родителям, просить руки дочери, договаривается о калыме (выкупе за нее), а также сообщают дату беташара, чтобы те тоже приехали на свадьбу. В дом жениха едут только дяди и тети девушки. Они и обговаривают дату свадьбы и все ее тонкости.
Когда собираются гости, подают главное национальное блюдо – бешбармак, а ведущий – тамада, аккомпанируя себе на домбре, исполняет наставительные песни, в который заложена, если можно так выразиться, программа, по которой должна будет жить замужняя казашка. Вот некоторые из ее будущих обязанностей:
Смотри за детьми, оберегай дом,
Создавай уют и тепло в доме и семье,
Живи в добре и мире с мужем и родными и т.д.
Свадьба традиционно начинается в среду в доме невесты. Устраивается большой той с песнями и плясками. Не забывают и о бабушках и дедушках (это – аже и ата, соответственно), которым и предоставляют первое слово для поздравлений и напутствий.
В субботу праздник продолжается у жениха. Во время проведения свадьбы проводится множество разнообразных мелких традиционных обрядов и конкурсов, таких как, например, перетягивание каната. Это происходит так. Со стороны жениха и со стороны невесты из числа гостей и родственников приглашается по три человека, которые сразу назначают сумму выигрыша. Та команда, которая перетянет канат на свою сторону, делит выигрыш между собой, либо отдает молодым. Молодоженам же передаются и деньги, которые родственники и гости «кладут на сыр». Это – первый бюджет новой семьи.
Конечно, в дни свадьбы исполняется множество песен. Одни, как было уже сказано, учат молодую жену ее обязанностям в семье, другие – рассказывают о счастливой или же тяжелой замужней жизни, выражают чувства юноши и девушки, их переживания, любовные впечатления.
А У Ы Л Ы М
Кiндiгiмнiң жас қаны,
Тамӻан жерiм ауылым
Шабатымның асқары,
Самӻаушы едi ауылым.
Жастыӻымның куǝсi,
Шɏркыраӻан ауылым.
Жусаны мен жуасы,
Бɏрқыраӻан ауылым.
Биiк-биiк шың, қɏзӻа,
Кɏмар қылӻан ауылым.
Булдiршiндей бiр қызӻа,
Сыңар қылӻан ауылым.
Əнмен таңды атарып,
Əн салдырӻан ауылым.
Сары қымыз сапырып,
Тамсандырӻан ауылым.
Кѳк тутiндi шɏбатып,
Желек созӻан ауылым.
Ай кѳрмесем қɏмартып,
Журек қозӻан ауылым.
Кѳк торӻындай кѳктемде,
Саӻым қуӻан ауылым.
Саӻындырӻан ауылым.
Вот содержание некоторых из песен, традиционно исполняющихся на казахских свадьбах.
Кенмкенале (За что? Почему?)
Я тебя любил и ты меня любила
И мама моя нас благословила.
Гуляли мы с тобой в лесу,
Готовились к свадьбе.
Пойми, что в жизни так бывает:
Две полоски – два цвета.
Белое – это радость,
Черное – это к грусти.
Ты должен быть сильнее,
Не ломаться под бурей,
Время ведь все лечит
Даже глубокие раны.
Слало маме плохо, сердце бьется глуше.
Девушке любимой время не уделяю.
И однажды вечером маму увезли.
Девушка любимая, что же ты наделала?
Ты зачем оставила меня одного?
Я в смятении, брошенный, все меня покинули.
Я стою у двух могил
Гром шумит и ливень льет.
Адемау.
Ты моя легенда, ты моя надежда.
Ты мое сердечко – Аделау.
Вечная ты жизнь моя,
Вечная любовь моя.
Где ты ходишь, Аделау?
Я ищу тебя давно, но все напрасно.
Прошел я много миль, и был я где угодно.
Встречал я много девушек хороших,
Но тебя одну-единственную так и не нашел.
Ты моя легенда, ты моя надежда.
На основе рассмотренного материла, приведенных песен, можно сделать вывод, что свадебные песни многих народов, даже вне зависимости от вероисповедания, обладают большим сходством, чем различием, так как выполняют они во многом сходные функции. Основная из них – подготовка молодых, а особенно невесты, к будущей семейной жизни. Песни содержат напутствия, законы, заповеди быта в семье. Естественно, не лишены они и красоты, многочисленные изобразительно – выразительные средства делают их настоящими произведениями искусства, народного творчества, достоянием нации, требующим трепетного отношения и сохранения для будущих поколений.
Рисуем лошадь акварелью
Усатый нянь
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Ребята и утята
Девочка-Снегурочка