Исследование темперамента и успеваемости учащихся, установление взаимосвязи.
Вложение | Размер |
---|---|
vysotskaya_diana.doc | 190.5 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
VIII научно-практическая конференция
«За страницами учебника»
Влияние темперамента на успеваемость учащихся.
Работу выполнила:
Высоцкая Диана,
ученица 6-а класса.
Руководитель:
Шайтанова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
г.Тулун-2013
Оглавление
1.Введение -
2. Исторические сведения о типах темперамента -
2.1. Гиппократ -
2.2. Иммануил Кант -
2.3 И.П.Павлов. -
3.Типы темперамента -
3.1.Сангвиник -
3.2.Холерик
3.3.Меланхолик
3.4.Флегматик
4. Исследование типов темперамента учащихся 6-а класса.
5. Выводы
1.Введение
Если хочешь познать самого себя,
то посмотри, как это делают другие,
если же хочешь других понять,
то посмотри в своё собственное
сердце!
Ф.Шиллер
Личность человека неповторима!
Нет одинаковых людей! От рождения человек обладает определенными, присуще только ему психологическими свойствами.
Шансы на успех в деле повышаются, если человек выполняет работу, которая соответствует его способностям, интеллектуальному уровню, личностным особенностям и интересам, если данная работа нравится ему. В случаи если человек вынужден выполнять работу, которая ему не интересна или даже неприятна, то это верный путь к повышению утомляемости, неудовлетворенности, к постоянному ухудшению здоровья и психического самочувствия.
Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся?. Мы задумались над этими вопросами и решили провести исследование «Влияние темперамента на успеваемость и взаимоотношения учащихся»
Цель работы - выяснить влияет ли темперамент на успешность учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
- изучить литературы по данному вопросу;
- провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников, используя психологический тест Айзенка.
- обработать анкеты, определить типы темпераментов у наших одноклассников.
- проанализировать успеваемость учащихся за 5, 6 классы
- систематизировать данные, сделать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что тип темперамента образом влияет на успешность или неуспешность в обучении.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование
- анализ
-обобщение
Объект исследования: учащиеся 6 –а класса
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся, журналы обучающихся с результатами их учебной деятельности.
2. Исторические сведения о типах темперамента
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории.
Слово «темперамент» (лат. temperamenty) означает соразмерность «соотношение частей».
2.1. Гиппократ
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V - IV вв. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре жидкости. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает;
Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен.
2.2. Иммануил Кант
В современной психологии используется описание типов темперамента, которое принадлежит немецкому философу Иммануилу Канту (1724 - 1804 г.). Он разделял темперамент человека на два типа:
1 .Темперамент чувства: к ним относятся сангвинический (человек веселого нрава) и его противоположность меланхолический (человек мрачного нрава.).
2. Темпераменты деятельности, к ним он относил: холерический темперамент (человек вспыльчивый). О таком человеке говорят, что ты слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент (человек хладнокровный) Он выражает скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
2.3 И.П.Павлов
В зависимости от соотношения свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
1 «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной
системы)
- соответствует темпераменту холерика.
- соответствует темпераменту флегматика.
4 «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы)
- соответствует темпераменту меланхолика.
3. Темперамент
.Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
3.1 Сангвиник
Человек с сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать настроение. Он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает.
Он любит новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Легко переживают неудачи. В работу включается быстро. Однако, если дело требует терпения, может отступить как и утратить интерес. У сангвиников хорошая работоспособность.
Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Целеустремлен постоянно добивается своей цели.. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. В сложной обстановке эффективно руководит людьми, действует уверенно, увлекает личным примером. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности, всеобщей радости, оптимизма. Он резко реагирует, когда его поучают. На грубость может ответить грубостью. В стрессовых условиях может вести себя беспечно, неосмотрительно, отдавая не до конца продуманное распоряжения.
3.2.Холерик
Нервные процессы холерика отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Поэтому он вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Это люди целеустремленные, отважные. Самой природой они предназначены быть войнами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом героями - героями и рыцарями.
Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет.
3.3. Меланхолик
Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнование, опасность и т.д.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Отличаются высокой эмоциональной чувствительностью повышенной ранимостью. Замкнут, трудно и медленно сближается с людьми. Настороженный тревожный взгляд. Стремиться быть в «тени. Обладает негромкой речью. Склонен к внутренним переживаниям, Быстро утомляется, погружен в свой мир переживаний, мыслей, обладает высокими интеллектуальными ,творческими ,порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой.
Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен.у него могут возникнуть невротические расстройства. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок, однако в спокойной привычной обстановке может успешно справляться с жизненными ситуациями.
Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается, переменны мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно в конфликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей.
Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивость и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным
3.4. Флегматик
Человек с сильной, уравновешенной, но неподвижной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно (трудно рассердить, развеселить); Флегматики замкнуты, терпеливы, миролюбивы. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь.
Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми,
Прочно запоминает все усвоенное, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроении стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.
4. Исследование типов темперамента учащихся 6-а класса.
Ход тестирования:
Вниманию школьников представлен опросник Айзенка по определению темперамента. Моим одноклассникам нужно отвечать на данные вопросы не раздумывая «да» или «нет».
Обработка результатов:
Для обработки результатов тестирования я пользовалась тремя основными ключами: шкала экстраверсии, шкала невротизма, шкала «искренности».
Результаты представлены в диаграмме.
Мы также проанализировали результаты обучения школьников по классным журналам за несколько учебных лет.
Ф.И. ученика | темперамент | Экс. или инт. | нейротизм | Успеваемость 5,6 кл |
Авлосевич К | Меланхолик флегматичный | Интроверт | Э.н | Хорошист, хорошист |
Алабин Иван | меланхолик | интроверт | Э.н | Хорошист. троечник |
Борзенков А. | Меланхолик флегматичный | интроверт | Э.у | Троечник троечник |
Высоцкая Д. | Холерик меланхоличный | экстраверт | Э.н | Отличник, хорошист |
Данилов Е. | меланхолик | интроверт | Э.н | Хорошист хорошист |
Козырева Д | сангвиник | экстраверт | Э.у | Троечник троечник |
Лакушина Н. | Холерик сангвинический | экстраверт | Э.н. | Отличник отличник |
Митюков В | Холерик слабовыраженный | экстраверт | Э.н | Троечник троечник |
Непомнящих А. | Холерик меланхоличный | экстраверт | Э.н | Отличник отличник |
Петрова Н | меланхолик | экстраверт | Э.н. | Хорошист хорошист |
Ступина Л | Холерик сангвинический | экстраверт | Э.н | Хорошист хорошист |
Терентьев П. | Холерик сангвинический | экстраверт | Э.н | Троечник, троечник |
Фофанов С. | меланхолик | интроверт | Э.н | Троечник троечник |
5.Выводы
Таким образом, мы выяснили, что успешными в обучении на протяжении 2 лет являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, представители одинаковых темпераментов ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. То есть у каждого из них выработался свой индивидуальный стиль деятельности. Таким образом, суммируя результаты исследовательской работы, мы пришли к выводу о том, что тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.
Литература:
1. Никандров В. В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г.
http://www.treko.ru/show_
2.Методика «Определение типа темперамента». http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44
3.Мороз Н.Я.Психофизиологические основы индивидуального стиля деятельности: вопросы и ответы: справочный материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005 http://www.vashpsixolog.ru/index.php/lectures-on-the-psychology/
4.Психологическая характеристика темпераментов http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/
5.Темперамент как типологическое свойство индивида http://www.vashpsixolog.ru/
Новогодние гирлянды
Весенняя гроза
10 осенних мастер-классов для детей
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Почему люди кричат, когда ссорятся?