Работа посвящена описанию жизненного пути и вклада в развитие образования в Братске педагога Павлова В.Ф.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_interesnoy_sudby.docx | 24.32 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. БРАТСКА
МОУ «СОШ № 28»
«Человек интересной судьбы»
Выполнила: Пожаренко Анастасия
Руководитель: Рогова Анна Павловна
учитель истории
Братск 2011 г.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
2010 г. Чем он знаменателен? Конечно же, прежде всего юбилеями: 65 - летие Победы. 65-летие Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне – дата, которая знаменательна не только для нашего народа, но и для всего прогрессивного человечества. Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Все меньше остаются среди нас ветеранов войны, которые были участниками кровопролитных боев. Они заслужили всенародное уважение. Об их жизненном подвиге нужно знать всем. Тема судьбы человека, который прошел войну, наиболее актуальна в современной действительности. Эта человеческая судьба характерна для многих советских людей. Тысячи бывших воинов заслужили право на доброе и сердечное слово о них. Этой работой мы отдаем долг тому человеку, который бесстрашно воевал и вернулся живым.
Его заслуга не только перед Родиной, перед сотнями простых сельских жителей, которые учились, учатся и трудятся в школе № 28. Для этой школы 2010 г. тоже юбилейный. Ей исполнилось 105 лет. Наше исследование - это рассказ о человеке интересной судьбы, о ветеране педагогического труда, ветеране ВОВ, Павлове Василии Фроловиче.
Актуальность данного исследования заключена в том, что работая с музейными материалами, документами, беседуя с учителями, мы открыли неведомый мир - мир учителей. И были потрясены кропотливой работой учителей. Увидели личность учителя, красота которой часто бывает, скрыта от нас. Среди нас живут люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны-учителя. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю своего села, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли.
Цель настоящей работы: изучение жизненного пути Павлова Василия Фроловича.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: жизнь, подаренная детям.
Предмет исследования: Павлов Василий Фролович.
Гипотеза: люди, о которых нужно помнить, будут забыты, если сейчас не доносить об их судьбах подрастающему поколению. Судьба Василия Фроловича интересна не только как учителя, но и как человека, который внес большой вклад в воспитание подрастающего поколения.
Методы исследования: беседы с учителями, работавшими с Павловым В.Ф., его выпускниками, анализ и систематизация материалов школьного музея.
В далеком 1921 г. 9 января в с.Кардой Братского района в семье крестьян-хлеборобов Павловых Фрола Михайловича и Филимоны Филипповны родился первенец, которого назвали Василием. Вырос Вася в большой, но дружной семье: у Фрола Михайловича и Филимоны Филипповны родились еще 2 сына и 3 дочери. С самого детства Василий помогал отцу в поле и по хозяйству. Фрол Михайлович был отличным охотником. За много километров уходил он в тайгу, чтобы прокормить свою семью. А Филимона Филипповна с дочерьми собирали ягоды, грибы, заготавливали их на зиму, ухаживали за огородом. Тем и жили. Закончил Василий 8 классов. И окончив школу, в 1939 г. вступил в ряды комсомола. Наступил 1940 г. Василий был призван в ряды Красной Армии и направлен в береговую оборону Тихоокеанского флота. С началом ВОВ Василия, его отца и брата забрали на фронт. В 1942 г. Василий Фролович участвовал в боях в составе Брянского фронта. А в 1943 г. марте месяце при освобождении г.Орла был тяжело ранен в руку, демобилизован и вернулся домой. Еще будучи на фронте, в 1942 г. Василия Фроловича приняли в ряды партии. И вернувшись с войны, он работал на важных партийных участках: инструктором Братского райкома комсомола, пропагандистом райкома партии, заведующим отделом культуры. По роду работы Василий Фролович часто выезжал в командировки по деревням и колхозам Братского района с лекциями. Находясь в очередной командировке в селе Громы, познакомился со своей будущей женой. Обаятельная, круглолицая, с ямочками на пухленьких щечках, длиннокосая певунья Шурочка покорила сердце участника Великой Отечественной войны Василия Павлова. И с 1944 г. стала носить его фамилию. Александра Афанасьевна (так звали ученики свою учительницу и жену Василия Фроловича) родилась в многодетной семье. Очевидно, это и стало причиной ее профессионального выбора. Строгая мама, верная жена, Александра Афанасьевна для своей семьи способна была сделать многое. Благодаря ее настоянию Василий Фролович заочно закончил сначала Иркутское педучилище, а затем – и пединститут. В 1945 г. семья Павловых выехали в село Нижне-Суворово, где Василий Фролович был назначен военруком Нижне-Суворовской начальной школы по направлению военкомата. Также в это время Василия Фроловича намечали направить на учебу в партийную школу, но за прямоту суждений против нечестности и несправедливости это направление так и не получил. В 1947 г. заведующим районо Лукьяновым Михаилом Семеновичем Василий Фролович был назначен заведующим Кежемской начальной школой. Семь лет прожила семья Павловых в пос.Кежма. С 1954 г. учительская семья Павловых трудится в Краснояровской семилетней школе: Александра Афанасьевна учителем начальных классов, а Василий Фролович учителем истории и обществоведения. Это был одаренный оратор, очень образованный человек, всегда знал все последние новости в стране, в поселке и делился ими с населением. Василий Фролович обладал уникальным даром убеждения, наизусть цитировал страницы первоисточников. Его уроки истории были интересны, увлекательны и познавательны. Как участник Великой Отечественной войны, Василий Фролович очень много рассказывал о битвах, в которых сам принимал участие. Ребята с увлечением и неподдельным интересом посещали уроки Василия Фроловича. У учителя была собрана огромная библиотека исторической и партийной литературы. До сих пор вспоминают его бывшие ученики своего строгого, но справедливого учителя, стоящего у карты и рассказывающего о тех тяжелых днях и годах, которые пришлось ему пережить, защищая честь Родины. Но, не смотря ни на какие преграды, Василий Фролович всегда был полон сил, энергии, энтузиазма. За два года до окончания пединститута Василий Фролович был переведен директором Краснояровской средней школы с десятилетним сроком обучения. И учителя, и ученики очень любили и уважали Василия Фроловича за его строгость, чувство юмора, внимательность к окружающим, доброту. Одна из выпускниц вспоминает: «Если на перемене по коридору шел Василий Фролович, то все ученики как по команде «Смирно!» вставали по обе стороны коридора, тем самым, уступая дорогу своему директору». В 1961 г. школа была перевезена в п.Сухой из зоны затопления и стала именоваться «Средняя школа № 28». Василий Фролович не только руководил работами по перевозке здания школы на новое место, но и принимал активное участие в погрузочных работах, обустройстве новой школы. Под его руководством были построены мастерские, спортзал. В 1975 г. Василий Фролович по состоянию здоровья был освобожден от должности директора, но по-прежнему продолжал свою педагогическую деятельность учителем истории. В 1985 г. 29 сентября Василия Фроловича не стало. Но до сих пор он продолжает жить в сердцах благодарных ему людей.
Ратный и трудовой подвиг Павлова Василия Фроловича отмечен наградами – медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда», благодарн6ость ОбКома партии за активную работу пропагандиста, грамоты и благодарности ГорОНО за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания молодежи. Сейчас в школьном музее оформлен стенд, посвященный Василию Фроловичу, который так и называется «Человек интересной судьбы». И это действительно так: человек, прошедший почти всю войну, отдавший часть своей жизни детям, любивший их как родных, на что они отвечали ему взаимностью.
К счастью, Александра Афанасьевна еще жива и ее воспоминания представляют огромную ценность для современников при изучении жизни и деятельности ее мужа. Не смотря на свой преклонный возраст (88 лет) она по-прежнему полна духовных сил и с радостью принимает гостей и делится с ними своими воспоминаниями.
К столетию нашей школы была издана книга о ней. И одна из страниц этой книги хранит стихотворение, посвященное Василию Фроловичу.
Почему тебе сегодня, Фролыч, грустно?
Почему туманятся глаза?
Может вспоминаешь, как вдруг в 41-м
Предъявила на тебя свои права война?
Может вспоминаешь как ты строил школу,
Как питомцев в жизнь ты выпускал,
И всегда во всем ты человека
Человеком с большой буквы называл.
Ты примером, Павлов,
Будешь многим,
И сказать ты смог бы нам сейчас:
«Жизнь пройти - не поле переехать»
Ну, а ты не ехал –
Ты шагал.
Память об этом замечательном человеке жива и будет жить в сердцах тех, кто шел с ним по жизни долгие годы, кто благодарен ему за знания, воспитание нравственных качеств. Каждый будет помнить его порядочность, мудрость, бескорыстие, как Человека и Педагога с большой буквы.
Ты слишком щедро одарен судьбой,
Чтоб совершенство умерло с тобой.
Литература:
1.Материалы историко-краеведческого музея МОУ «СОШ № 28»
Директора школы
2.Сухарева Н. «Павлова Александра Афанасьевна» - Братск, 2005
3. Сухарева Н. «100 лет школе № 28» - Братск, 2005
Кактусы из сада камней
Прекрасная химия
Компас своими руками
Заяц, косач, медведь и весна
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью