Работа "Двойственные избражения" была представлена на конкурс Малой Академии Наук (МАН) у нас в гимназии. Работа представляет собой реферат и презентацию по заданной теме и может быть представлена учащимся для расширения кругозора, для развития пространственного воображения как на уроках, так и во вне урочных занятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
dvoystvennye_izobrazheniya.ppt | 1.12 МБ |
referat.doc | 54.5 КБ |
Слайд 1
Двойственные изображения Выполнила : Вишнякова Анна ученица 5 «в» класса Гимназии № 1 г. Ярославля Руководитель: Рожкова Н. В. 2009 г.Слайд 2
Рассмотрите рисунки Что за странный куб изображен на рисунке? С какой стороны мы смотрим на этот каркасный куб? Сколько кубиков вы видите на рисунке? Что это?
Слайд 3
Проблемный вопрос Существуют ли еще изображения содержащие в себе не один смысл и поможет ли мне изучение этих картин при изучении геометрии?
Слайд 4
Цель: Познакомиться с понятием двойственных изображений. Рассмотреть различные представления двойственных изображений. Узнать как может помочь рассмотрение двойственных картин в геометрии.
Слайд 5
План 1. Двойственность в изображениях 2. Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения
Слайд 6
Двойственность в изображениях Двойственность - это противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону. Двойственные изображения – это изображения, которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем.
Слайд 7
Группы двойственных картин Картины- перевёртыши Двойные портреты Призрачные силуэты Следящие картины Исчезающие образы Обманчивые фигуры Зрительные искажения
Слайд 8
Картины - перевёртыши Картины- перевёртыши – это картины разные изображения которых можно увидеть, переворачивая картину на 45, 90 или на 180 градусов.
Слайд 9
Портрет Папы Римского
Слайд 10
«Старик или принцесса?»
Слайд 11
«Девушка или старуха?»
Слайд 12
«Постоянный посетитель и его любимое блюдо»
Слайд 13
«Молоденькая медсестра или старуха?»
Слайд 14
«Горный пейзаж с молящейся матерью и ребенком»
Слайд 15
«Лягушка или лошадь?»
Слайд 16
«Заяц или утка?»
Слайд 17
Двойные портреты Секрет двойных портретов заключается в том, что в одном можно увидеть изображения сразу двух или трёх людей.
Слайд 18
«Молодая девушка или старуха в чепце?»
Слайд 19
«Старуха и леди»
Слайд 20
«Мама, папа и дочь»
Слайд 21
Призрачные силуэты В этих картинах кроме основного сюжета есть еще один – скрытый. Главный художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета – контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.
Слайд 22
«Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера»
Слайд 23
«Любовь в розе»
Слайд 24
«Тайна между осенними листьями»
Слайд 25
«Влюбленный клоун»
Слайд 26
«Дама перед зеркалом»
Слайд 27
«Сплетницы и сатана»
Слайд 28
«Пейзаж с младенцем»
Слайд 29
Следящие картины Загадка «Следящих картин» состоит в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персо- нажи смотрят вам прямо в глаза.
Слайд 30
«Ты записался добровольцем?»
Слайд 31
«Родина- Мать зовет»
Слайд 32
«Платок Святой Вероники»
Слайд 33
Исчезающие образы Загадка картин «исчезающие образы» объясняется игрой светотеней. Когда смотришь вблизи – видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картины, тем яснее проступает образ.
Слайд 34
«Лик Иисуса Христа»
Слайд 35
«Портрет Мэрилин Монро»
Слайд 36
Зрительные искажения Двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур и их различные сочетания дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, парал-лельные – разбегающимися, прямо-угольники - произвольными четырех-угольниками.
Слайд 37
«Иллюзия Геринга»
Слайд 38
«Иллюзия в кафе « Wall »»
Слайд 39
«Иллюзия Эренштейна»
Слайд 40
«Фигуры»
Слайд 41
Работая над проектом я узнала о понятии двойственных изображений и рассмотрела их различные представления. С давних пор люди пытались объемные тела изображать на плоскости так, чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась глубина пространства. А вглядываясь в двойственные картины можно научиться видеть объемные фигуры, изображенные на плоскости, что особенно пригодиться при изучении стереометрии. Вывод:
Слайд 42
1. А. Калинин «Невидимое - видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2 2. А. Калинин «Картины - оборотни», «Наука и жизнь», 2005 г., №3 3. А. Калинин «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., №4 4. www.aladyshek.beon.ru 5. www.biohacker.boom.ru/nisha Литература
Слайд 43
Спасибо за внимание
Муниципальное образовательное учреждение Гимназия № 1
Р Е Ф Е Р А Т
«ДВОЙСТВЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»
Выполнила:
ученица 5 «В» класса
Вишнякова Анна
Учитель:
Рожкова Н. В.
Г.Ярославль
2009 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение. Общее понятие двойственности
1.Двойственность в изображениях. Немного из истории «картинок с секретом»
2.Группы двойственных картин по способу нахождения скрытого сюжета
1)картины- перевертыши
2) двойные портреты
3) призрачные силуэты
4) следящие картины
5) исчезающие образы
6) обманчивые фигуры
7) зрительные искажения
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с понятием «двойственности». В толковых словарях Ожегова, Ушакова и других даётся примерно одинаковое толкование слова «двойственность» : противоречивость, двусмысленность, склонение и в одну и в другую сторону.
Тема двойственности изображений привлекла меня тем, что поиск в картине второго смысла, чего-то тайного, что не бросается в глаза на первый взгляд- это очень интересное и увлекательное занятие, развивающее внимание и умение сосредоточиться, требующее включения воображения и творческого поиска. Большую радость испытываешь, когда удается разгадать «загадку» картины, и с еще большим интересом снова возвращаешься к рисункам, «секрет» которых раскрыть пока не удалось.
И, конечно, поражаешься мастерству и фантазии художников, которые создавали двойственные картины. Многие из них остались неизвестными, другие- наооборот, великие и известные на весь мир.
1.ДВОЙСТВЕННОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ
Так что же такое двойственные картины или изображения? Это те картины которые содержат в себе два, а бывает, и три сюжета или предмета, но одновременно мы их не воспринимаем. Мы смотрим на один предмет, а всё , что его окружает, отходит на второй план, становится «фоном». Но стоит пристально присмотреться к тому, что только что служило «фоном», как можно увидеть совсем другое изображение.Оно становится видно когда картину поворачиваешь или располагаешь под определённым углом , приближаешься к ней или удаляешься от нее, или же длительно всматриваешься в одну точку или, наоборот, рассредотачиваешь взгляд с деталей на общий план.
В языках разных стран эти картины называются ещё : «оборотни» , «перевёртыши» , «картины с секретом» , «двоевзоры», «изумляющее искусство» и т. д. Но смысл этих названий одинаков – «двойственность сюжетов» , « двусмысленность» .
Искусствоведы затрудняются определить, когда именно появились первые двойственные картины. Считается что временем их возникновения является XVI век. Большинство картин имело сатирическое содержание и высмеивало их героев. В средние века, когда подавлялось и уничтожалось любое свободомыслие, с помощью скрытого сюжета художники высмеивали пороки королей, императоров, людей, стоящих у власти. Примером является одна из первых известных нам двойственных картин 1600 года- портрет Папы Римского неизвестного автора (Слайд № 1). Если его перевернуть, профиль главного католика превращается в голову дьявола. В то время простой народ считал Папу Римского воплощением зла за нарушение христианских заповедей, отпущение грехов за плату, стяжательство.
Первую книгу, состоящую из семнадцати двойственных картин, издал в конце 1890 г. немецкий художник Отто Бромбергер.
С конца XIX века двойственные картинки широко распространяются в Европе и в том числе и в России. Они изображаются не только на картинах, но и на почтовых марках, открытках, монетах, сервизах, пепельницах и т.п. В середине XX веке возродил жанр двойственных картин великий испанский художник- сюрреалист Сальвадор Дали.
2.ГРУППЫ ДВОЙСТВЕННЫХ КАРТИН ПО СПОСОБУ НАХОЖДЕНИЯ СКРЫТОГО СЮЖЕТА
Исследовательская чать моей работы заключалась в поиске разнообразных двойственных изображений и их систематизации по способу распознавания скрытого сюжета.
I.Первая большая группа «картинок с секретом»- перевертыши. Разные изображения можно увидеть, переворачивая картину на 180 градусов.
Слайд № 2 «Старик или принцесса?» В Европе эта картинка имеет и второе название: «До 6 кружек пива и после»
Слайд № 3 «Девушка или старуха?» Придумал и нарисовал ее неизвестный художник еще в XIX веке, после чего картину многократно перерисовывали и публиковали. Это современный вариант картины художника Л.В.Волкова, в шутку названный им «Жена на работе и дома».
Слайд № 4 « Постоянный посетитель и его любимое блюдо» Такая почтовая открытка была издана в России в начале XX века. При повороте открытки жареный поросенок на блюде превращается в толстого господина.
Слайд № 5 «Молоденькая медсестра или старушка?»
Иногда достаточно повернуть картинку не на 180, а на 90 или даже 45 градусов:
Слайд № 6 «Горный пейзаж с молящимися матерью и ребенком»
Слайд № 7 «Лягушка или лошадь?»
Слайд № 8 «Заяц или утка?»
II.Вторую группу картинок я бы назвала «двойные портреты». Как правило, «секрет» заключается в наличии в одном портрете изображения двух людей: «спиной к нам» или в «фас» мы видим одного человека, в «профиль»- другого.
Слайд № 9 «Молодая девушка или старуха в чепце?» Автором ее часто называют американского художника- карикатуриста У.Хилла, опубликовавшего работу в 1915 году в журнале «Пак». Иногда изображение приписывают психиатру Е.Борингу. На самом деле еще в первые годы XX века в России выпустили в обращение открытку с такой же картинкой и надписью: "Моя жена и моя теща". Прототипом для нее послужила немецкая почтовая карточка 1880 года (автор неизвестен).
Слайд № 10 Та же тема в несколько ином исполнении
Слайд № 11 «Мама, папа и дочь» Автор Г.Фишер, 1968 год Рисунок можно назвать не «двойным», а «тройным» портретом, правда, на мой взгляд, рисунок не слишком виртуозен и продуман: восприятию лица одного несколько мешают крупные четры лица другого.
3)Следующую группу картин я бы назвала «призрачными силуэтами». Здесь кроме основного сюжета есть еще один- скрытый. Главных художественный прием, используемый художниками для создания двойного сюжета- контуры нескольких фигур или предметов создают новое изображение.
Слайд № 12 Классическим примером является картина испанского художника- сюрреалиста Сальвадора Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», 1940 год. При общем взгляде на картину мы видим двух женщин в черно- белой одежде, человек в чалме вводит их в галерею, других людей. Присмотревшись, мы видим, как из арки галереи формируется контур человеческой головы - изображение скульптурного портрета одного из крупнейших философов XVIII века Вольтера работы Гудона. Головы женщин образуют глаза Вольтера, платья- щеки, рот и шею.
Слайд № 13 «Любовь в розе» Автор Сандро Дель Прете. Сразу мы видим только розу, но сфокусировав взгляд в центре розы, угадываем силуэты двух целующихся людей.
Слайд № 14 Еще одна работа Сандро Дель Прете «Тайна между осенними листьями» 1991 год. Это не только название картины, но и ключ, раскрывающий замысел художника. Его имя сегодня известно во всем мире. А начинал он как любитель . В молодости Дель-Прете учился рисованию всего шесть месяцев, до 44 лет не считал себя профессиональным художником и работал в страховой компании в родном швейцарском городе Берн, где живет до сих пор. Необыкновенно красивый рисунок. Контуры листьев создают силуэт прекрасной обнаженной девушки. Картина выставлена в галерее города Берн в Швейцарии.
К такому же типу изображений относятся слайды № 15 «Влюбленный клоун» и № 16 «Дама перед зеркалом». Это картинки конца XIX- начала XX века, когда у художников распространенной темой становится тема жизни и смерти. Силуэты людей при внимательном рассмотрении становятся очертаниями черепа.
Слайд № 17 «Сплетницы и сатана» Силуэты двух дам в шляпках образуют портрет сатаны.
Слайд № 18 «Пейзаж с младенцем» Ветки дерева и берег водоема образуют фигуру маленького ребенка, лежащего на спине.
4)В отдельную группу я бы выделила так называемые «следящие картины». Их загадка в том, что, с какой стороны не рассматривай, кажется, что персонажи смотрят Вам прямо в глаза.
Слайд № 19 Самый знаменитый плакат эпохи гражданской войны В России» «Ты записался добровольцем?», 1920 год. Плакат замечателен ещё и тем, что автор- художник-плакатист Дмитрий Моор- на самом деле в виде решительного будённовца оставил нам свой автопортрет .
Слайд № 20 Плакат эпохи Великой отечественной войны «Родина-Мать зовет!», 1941 год. Автор И.М.Тоидзе.
Слайд № 21 «Платок Святой Вероники», автор Габриэль фон Макс, Германия, 1870 год. Необычность картины еще и в том что зритель видит глаза Иисуса то открытыми, то закрытыми. Этот эффект достигается игрой тени, которую отбрасывают надбровные дуги на веко Иисуса.
5) Думаю, что также игрой светотеней объясняется загадка картин «исчезающие образы». Когда смотришь вблизи- видишь только ряды точек или линий, но при удалении возникают силуэты, причем, чем дальше отходишь от картинки, тем яснее проступает образ
Слайд № 22 «Лик Иисуса Христа»
Слайд № 23 «Протрет Мэрилин Монро»
6) в отдельную группу можно выделить двойственные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Различные сочетания этих фигур- линий разной толщины, окружностей, углов дают удивительные «зрительные искажения»: прямые линии кажутся изогнутыми, параллельные- разбегающимися, квадраты- многоугольниками.
Слайд № 24 «Иллюзия Геринга». Названа по имени ее создателя. Две широкие линии на переднем плане кажутся изогнутыми, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзия создается за счет разбегающихся из одной точки лучей на закднем плане. Они как-бы раздвигают параллельные линии, создавая эффект «кривизны».
Слайд № 25 «Иллюзия в кафе «Wall» в г.Бристоль» Горизонтальные лини на самом деле параллельны. Иллюзия создается за счет рядов смещающихся по вертикальной оси квадратов, закрашенных в контрастный белому фону черный цвет.
Слайд № 26 «Иллюзия Эренштейна» Стороны квадрата не воспринимаются как прямые линии. Искажение создают концентрические окружности на заднем плане.
Слайд № 27 В одном изрображении мы можем видеть и лестницу, ведущую снизу вверх справа налево, и нишу, спускающуюся ступениями слева направо. А какой стороной обращен к нам согнутый лист бумаги- короткой или длинной? И как расположены очки: к нам дужками или стеклами? На все эти вопросы можно получить двойственные ответы.
Примеров зрительных искажений очень много. Одни построены на контрасте цвета, другие- сочетанием различных форм и фигур, третьи- создают иллюзию движения. Думаю, что эта группа может стать предметом отдельного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев различные примеры двойственных картин, можно прийти к выводу, что в их основе лежат особенности человеческого зрения, восприятия и распознавания различных образов. Люди видят и узнают двойственные сюжеты в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия: одни обращают первый взгляд на общий план картины, выступающий в качестве «фона», другие- начинают рассматривать изображение с наиболее крупных деталей, а фон как-бы сливается, отходит на второй план. Поэтому первоначально кто-то видит один сюжет, кто-то- другой.
Появление двойственных картин было бы невозможным без общего прогресса науки, культуры и искусства, в ходе которого создавались новые технические возможности и новые приемы, используемые для получения двойственного изображения: появление в Европе в XV веке масляных красок, позволяющих передать «глубину» и «прозрачность» изображения и добиваться различных цветовых эффектов, развитие теории светотени- распределения света на объекте, яркости цветов, позволяющее воспринимать предмет объемным и рельефным, использование перспективы- одного из приемов изображения объемных предметов на плоскости, помогающего нам видеть расположение предмета в окружающем его пространстве.
И в наше время интерес к двойственным картинам не угасает. В подтверждение этому- множество интернет-сайтов, которые не только выставляют уже известные картинки, но и проводят конкурсы среди современных художников на создание двойственных образов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1.А.Калинин «Невидимое-видимое», «Наука и жизнь», 2005 г., № 2
2.А.Калинин «Картины- оборотни и их герои», «Наука и жизнь», 2005 г. № 3
3.А.Калинин «Загадочные катрины: двоевзоры и троевзоры», «Наука и жизнь», 2005 г., № 4
4.www.aladyshek.beon.ru
5.www.biohacker.boom.ru/nisha
6.www.psy.msy.ru/illusion
7.www.beledi.ru/forum
8.www.copypast.ru/2008/03/11
9.www/peterlife.ru/funoffice/illusion
Яблоко
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Свадьба в Малиновке
Как нарисовать китайскую розу
Мальчик и колокольчики ландышей