«Социосфера»: проблемы социальной экологии. Этнографические исследования.
Задачи исследовательской работы повышение знаний, умений и научного уровня экологического образования учащихся; углубление полученных знаний; развитие творческой активности, самостоятельности; развитие интереса к исследованию окружающей среды; освоение методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.
Слайд 1
«Не Ясная поляна но…» «Экологическое исследование дендрологического памятника природы Россошанского района - урочище Ржевское » Работу выполнил ученик 11 «А» класса Кузнецов Александр Васильевич Руководитель: учитель биологии Ирина Анатольевна ШишоваСлайд 2
Автор проекта Кузнецов Александр, ученик 11 « А » класса. Руководитель проекта – учитель биологии Шишова Ирина Анатольевна
Слайд 3
Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой М.Нестеров Портрет Л.Н.Толстого
Слайд 5
Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”. Дом Л.Н.Толстого Ясная Поляна. Музей-усадьба Толстого. Кучерский домик.
Слайд 6
После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой, он отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей. Для них были написаны сказки и истории, среди них «Три медведя», «Филиппок», «Кавказский пленник», «Муравей и голубка». Сам Толстой преподавал историю в Яснополянской школе.
Слайд 7
В Ясной поляне были написаны такие великие произведения, как "Воскресенье", "Анна Каренина" и "Война и мир", которая по словам самого Толстого, была результатом "безумного авторского усилия". На фото: Лев Толстой в своем рабочем кабинете. 1900 год. Лидером толстовства как общественного движения, был его друг, редактор и издатель его произведений Владимир Григорьевич Чертков. На фото: Лев Николаевич Толстой и издатель Владимир Григорьевич Чертков в Ясной Поляне. 1908 год.
Слайд 8
По этой дороге Л. Н. Толстой ходил гулять. 1894 году после настоятельных приглашений Чертковых состоялась поездка Льва Николаевича Толстого в хутор Ржевск .
Слайд 9
Этот уголок России – как эпизод биографии Льва Николаевича Толстого – стал объектом моей исследовательской работы, посвященной личности одного из самых значительных русских писателей.
Слайд 10
В нашей школе в течение ряда лет работает экологический лагерь. Это творческий коллектив педагогов и учащихся, сочетающих в своей работе учебную, опытно - экспериментальную и практическую деятельность. Основная цель работы экологического лагеря - это получение знаний. Вместе с руководителем, учителем биологии Ириной Анатольевной Шишовой я занимался исследованием экологии нашего Россошанского района.
Слайд 11
Я думаю, что где бы не находился человек, он всегда хранит благодарную любовь к своему родному краю. И пока жива наша память, жива наша культура, будет жить, и процветать моя малая родина – маленький уголок Великой России! Село Еленовка 30-е годы Здание первого магазина села. Располагался на улице Пушкина
Слайд 12
Встреча с Россошанским писателем, краеведом Болотовым Экскурсия в Россошанский краеведческий музей (директор музея А.Я.Морозов).
Слайд 13
Пруд «Верхний» Село Еленовка - это чудесный уголок, расположенный на юго-западе Воронежской области. Между крутыми лесистыми склонами неширокой долины два пруда. Плотины их ветхие, но воду держат хорошо, пруды всегда полноводны. К берегам вплотную подступают деревья, и их кроны живописно отражаются в зеркальной глади тихих вод.
Слайд 14
От пруда ведет запущенная, но еще вполне различимая аллея.
Слайд 15
По берегам пруда расположены густые заросли из рогоза широколистного, тростника обыкновенного.
Слайд 16
Имеется небольшой родник с дебитом 0.8-1 л/сек.
Слайд 17
Камень на месте бывшей усадьбы Чертковых
Слайд 18
Встреча с краеведом А.Я.Морозовым на хуторе Ржевск
Слайд 19
Автор батика Копань Любовь «Светлое детство в деревне» Еленовка глазами россошанских художников Хуторок Ржевск возле села Еленовка, которыми в свое время так восхищался Лев Николаевич Толстой – художник слова, является родиной другого художника – живописца, мастера кисти и красок. Россошанка Любовь Васильевна Копань , директор Россошанского Дома художественных ремесел, и другие россошанские художники увековечили родные места – такие памятные и красивые – на своих полотнах, которые постоянно радуют россошанцев и заставляют их удивляться: « Как красиво! И это у нас? Недалеко от Россоши? Великолепно! »
Слайд 20
Автор картины Копань Любовь « Еленовские девчата »
Слайд 21
Автор картины Валерий Кравченко «Донское разнотравье»
Слайд 22
Автор картины Виктор Литвинов «Абрикосы цветут» Автор картины Александр Химичев «Вишневый край»
Слайд 23
Автор картины Вадим Добродеев «Дорога на родник»
Слайд 24
На берегах пруда «Верхнего» остаётся большое количество бытового мусора.
Слайд 26
Отдыхающие ставят машины на берегу пруда под кронами вековых каштанов, а уплотнение почвы приведёт к их гибели.
Слайд 27
Когда мы приезжали в первый раз, то собрали на берегу около восьми вёдер мусора и утилизировали его путём закапывания и частичного сжигания.
Слайд 28
Определение кислотности почвы. В качестве методов исследования использовались физико-химическая и фаунистическая биоиндикация , биодиагностика почв, а также метод исследования почв по Хлебникову и биодиагостика почвы.
Слайд 29
Внеклассное мероприятие «День Земли» для учащихся 9-11 классов, устный журнал «Эта хрупкая планета» для учащихся 7-8 классов МОУ СОШ №25.
Слайд 30
Просветительская работа среди населения о необходимости бережного отношения к природе.
Слайд 1
МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россошь об экологической работе в рамках реализации проекта «Не Ясная поляна, но…»Слайд 2
с.Еленовка – одно из достопримечательность мест Россошанского района. Это живописное место по праву можно считать жемчужиной Воронежского края. Здесь бывал, по приглашению Черткова, великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Слайд 3
М.Нестеров Портрет Л.Н.Толстого Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой
Слайд 4
На том самом месте, которое раньше называли хутор Ржевский.
Слайд 5
Работа над эскизами природоохранных листовок
Слайд 6
Меньше мусора плодите и будет нам благодать
Слайд 7
В день защиты окружающей среды Места нет для ссоры и вражды, Ведь сегодня нужно дружно вспомнить, Как урон природе нам восполнить. Чтобы жить всем счастливо и долго, Нужно делать нам не так уж много: Относиться бережно к природе, Думать о морях и небосводе, Не вредить лесам, полям и рекам, Быть природы другом человеку! С окружающей средой живя в согласье Заработаем и мы право на счастье! _____________
Слайд 8
Экологический рейд в с. Еленовка
Слайд 9
Место до нашего приезда
Слайд 10
Уборка водной зоны
Слайд 13
Очистка родника
Слайд 14
Сооружения деревянного мостика
Слайд 15
Участники проекта под руководством учителя технологии Ю.А. Лемешко изготавливают скамейку для отдыха, песочницу и грибок.
Слайд 17
Покраска столов и скамейки для отдыха
Слайд 18
Закладка цветочной клумбы возле родника Высажено 50 луковиц тюльпанов 5 сортов: «Монселла» «Кикомачи» «БлюДаймонд» «Маунт такома» «Оранж лион» За счет помощи спонсоров и родителей
Слайд 19
Экскурсия учащихся 8 «А» класса в с.Еленовка
Слайд 20
Посещение музея в с. Еленовка
Слайд 21
Пропаганда экологических знаний среди учащихся
Слайд 22
Выпуск школьного «Экологического вестника». Отчет о проделанной работе.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
«Социосфера»: проблемы социальной экологии.
Этнографические исследования.
Тема: «Не Ясная поляна, но…»
(Экологическое исследование дендрологического памятника природы Россошанского района -
урочище Ржевское)
Проект выполнил Кузнецов Александр Васильевич - ученик 11«А» класса
Руководитель – учитель биологии Ирина Анатольевна Шишова
Контактные данные: Воронежская область, г. Россошь, ул. Воровского д.15-е, кв. 63 тел. 8-920-410-46-42
Директор школы: Валентина Федоровна Ловцова, Воронежская область, г.Россошь, ул. Крупской, д.66, e-mail school 25@mail.ru
Россошь – 2013
Тезисы
Тема: «Не ясная Поляна, но…»
(Экологическое исследование дендрологического памятника природы Россошанского района - урочище Ржевское)
Кузнецов Александр Васильевич, учащийся 11 «А» класса
МКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россошь, Воронежской области, Россия.
Руководитель: учитель биологии Ирина Анатольевна Шишова
Задачи исследовательской работы повышение знаний, умений и научного уровня экологического образования учащихся; углубление полученных знаний; развитие творческой активности, самостоятельности; развитие интереса к исследованию окружающей среды; освоение методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.
Целью работы является формирование экологической культуры личности; развитие новой экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности к природе; оценка экологического качества почв и вод на территории паркового комплекса и экологическое обследование пруда «Верхний» расположенного в урочище Ржевском на территории Россошанского района Воронежской области.
Ожидаемые результаты:
- Реализация творческих качеств, самовыражения, рост творческой активности детей при организации конкретного значимого дела.
- Получение школьниками удовлетворенности от результатов и процесса деятельности. Ощущение собственной необходимости и полезности.
- Повышение уровня сплоченности коллектива.
- Экологические исследования дендропарка.
- Очистка родников, создания зоны отдыха горожан.
Летняя экологическая экспедиция для исследования состояния почвы воды, наземной растительности была организована в село Еленовка на хутор Ржевск. Село Еленовка расположено на юге Рососшанского района. Начало селу положил хутор Могильный, основанный в середине восемнадцатого столетия. В 1779 году в нем насчитывалось 39 дворов. После того, как в хуторе была построена церковь с престолом в честь святой Елены, хутор был преобразован в село, получивший название «Еленовка». В прошлом веке рядом с Еленовкой стоял хутор Ржевск известный по документам с 1779 года.
В настоящее время это парк-усадьба площадью 21 гектар.
Парковый комплекс расположен на левобережье р. Овчинной и приурочен к средней части балки Суланка. Облесенное правобережье балки в сочетании со степными склонами, каскадов зарыбленных прудов образует живописный балочный лесостепной ландшафт. В структуре парковых насаждений произрастают крупные экземпляры каштанов высотой до 25 м., тополя белого в сочетании с куртинами ясеня, фрагменты декоративных кустарниковых из сирени, жасмина, жимолости. Довольно обычны в парке бузина красная, акация белая, боярышник.
По берегам пруда расположены густые заросли из рогоза
тростника обыкновенного. Имеется небольшой родник с дебитом 0.8 - 1 л/сек. Прилегающие к парку степные склоны несут в составе флоры ряд редких травяных растений: шалфей эфиопский, ковыль-узколистный, украинский, меловой.
Во время посещения усадьбы велся полевой дневник гидробиологических исследование пруда «Верхний». Исследуя пруд «Верхний», были использованы следующие методы: гидрологический, для определения запаха, цветности, загрязнения воды; использовал шкалу загрязнения по индикаторным таксонам, вода голубого цвета с зелёным оттенком; запах по качественной шкале определения - болотистый, естественного происхождения, обусловлен присутствием в воде растительных остатков опавшей листвы; запах два балла, слабый.
В соответствии со шкалой загрязнений по индикаторным таксонам вывод следующий - вода удовлетворительно чистая, полноценная.
Вода не загрязнена стоками удобрений и пестицидов с полей и стоками с ферм.
При определении состава почвы был использован метод исследования по Хлебникову. Благодаря методике по Хлебникову выяснил, что почва нейтральная, так как рН почвы 7.2, влажная.
Был проведен учет численности дождевых червей и исследование почвы на содержание беспозвоночных животных методом фаунистической биоиндикации. Численность червей высокая, почвы обеспечены влагой и кислородом. При раскопке и ручной разборке почвы также производился подсчет численности кивсяков, моллюсков, мокриц. На пробных площадках было обнаружено 3-7 штук кивсяков, 3-4 моллюска, 2 мокрицы. Если учесть высокую численность дождевых червей то можно сделать вывод: радиоактивный фон на территории дендропарка не повышен.
Таким образом в ходе экологического исследования дендропарка урочища Ржевское мною были установлены основные характеристики почв по их видовым признакам: тип, механический состав, структура, плотность, влажность, кислотность, мощность гумусного слоя, глубина залегания грунтовых вод, а также было подсчитано количество беспозвоночных обитателей почвы.
Автор проекта
Руководитель проекта – учитель биологии
Шишова Ирина Анатольевна
Кузнецов Александр,
ученик 11 «А» класса.
Обоснование выбора темы.
Лев Николаевич Толстой - имя великого русского писателя, которое знакомо каждому образованному человеку. Имя, вызывающее в нас множество эмоций, воспоминаний, ассоциаций. Это неудивительно, ведь для любого, кто более или менее знаком с историей русской литературы, Толстой знаменует собой целый мир, бушующий, изменчивый, живой. В этом мире, в мире его произведений, мы находим себя, учимся выбирать жизненные идеалы, стремимся к ним, мечтаем и грустим, влюбляемся и переживаем потери. Сам писатель собственной жизнью учит нас стремиться к лучшему, ни в коем случае не останавливаться в развитии, не бояться нравственных мук, любить ближнего и жертвовать во имя светлого и святого.
Может быть, нельзя относиться к писателю и его творчеству однозначно. Кто-то не приемлет его постулаты и принципы, к которым он пришел в конце жизни. Но никто не останется равнодушным к толстовским идеалам ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ, которые даже через 150 лет не стали менее актуальны. Поэтому имя Толстого так дорого каждому русскому человеку, и его творчество не оставляет равнодушными читателей разных возрастов и национальностей.
Всем известна знаменитая Ясная Поляна в Тульской области – колыбель творчества и источник вдохновения писателя. Когда приезжаешь туда, вдыхаешь тот чистейший воздух, дивишься красотам бескрайних тульских просторов и совершенно не удивляешься, что именно здесь родился великий Толстой…
Как сказал поэт И. Тютюкин,
Здесь лес красив
Особой красотой.
И неслучайно здесь
Родился Лев Толстой.
Бесспорно, Ясная Поляна – это музей федерального значения, памятник культурного наследия, известный всем далеко за пределами России. Но мало кто знает, что возле южной границы Воронежской губернии есть тихое местечко, которое в свое время посещал великий Толстой, искренне восхищался неброской его прелестью и благодарил своего друга графа В.Г. Черткова за то, что привез его сюда. Конечно, это совсем не Ясная Поляна… Но хутор Ржевск – одно из живописнейших и не менее известных в XIX веке мест – расположен неподалеку от села Еленовка Россошанского района Воронежской области.
Этот уголок России – как эпизод биографии Льва Николаевича Толстого – стал объектом моей исследовательской работы, посвященной личности одного из самых значительных русских писателей.
Усадьба, бывшая Черткова,
Где некогда гостил Толстой.
Останки барского чертога
И ряд фундаментов пустой.
Когда б с домами их связать бы,
Что отодвинулись за падь,
Село б предстало при усадьбе
Серпом в росе по рукоять.
Как бы с потухшего вулкана
С холма сошли мы вниз гурьбой,
Где два каштана-великана
Являли двух Толстых собой.
Они шумели в окруженье
Всклокоченных упрямых трав.
Своим могучим отраженьем
И луг, и озеро поправ.
И солнцу было не под силу
Разъять их кроны и кусты,
Как не под силу здесь Россию
До мелколесья низвести,
И невозможно не раздаться
Плечам, почуявшим свое,
И невозможно не рождаться
Толстым
в величии ее.
Павел Мелехин,
Россошанский поэт.
В нашей школе в течение ряда лет работает экологический лагерь. Это творческий коллектив педагогов и учащихся, сочетающих в своей работе учебную, опытно – экспериментальную, практическую и исследовательскую деятельность. Основная цель работы экологического лагеря - это получение знаний.
Вместе с руководителем, учителем биологии Ириной Анатольевной Шишовой я занимался исследованием экологии нашего Россошанского района.
Цели проекта:
- формирование экологической культуры личности;
- развитие новой экологически-целеособразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности к природе;
- оценка экологического качества почв на территории паркового комплекса и экологическое обследование пруда «Верхний» расположенного в урочище Ржевском на территории Россошанского района Воронежской области.
Задачи исследовательской работы:
- повышение знаний, умений и научного уровня экологического образования учащихся;
- углубление полученных знаний;
- развитие творческой активности, самостоятельности;
- развитие интереса к исследованию окружающей среды;
- освоение методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.
Россошанский район расположен в южной части Воронежской области. Юг Воронежской губернии - это черноземные поля и ковыльная степь, байрачные леса и пойменные луга. Во второй половине XIX века немалой частью этих земель владели братья Чертковы. Их род верно и честно служил Отечеству. Михаил Иванович был наказным атаманом области Войска Донского, затем Киевским, а после Варшавским губернатором, членом Государственного совета.
Постановлением администрации Воронежской области на территории района выделены отдельные участки земель уникальных в природоохранном, хозяйственном, историческом и научном плане и отнесены к памятникам природы регионального значения. Таковым является парк-усадьба с. Еленовка, площадью 21 гектар.
Село Еленовка расположено на юге Рососшанского района. Начало селу положил хутор Могильный, основанный в середине восемнадцатого столетия. В 1779 году в нем насчитывалось 39 дворов. После того, как в хуторе была построена церковь с престолом в честь святой Елены, хутор был преобразован в село, получивший название «Еленовка». В прошлом веке рядом с Еленовкой стоял хутор Ржевск известный по документам с 1779 года.
Благодаря спонсорской помощи была организована экологическая экспедиция в село Еленовка на хутор Ржевский (26-27 июня и 9-10 августа 2011 года). Но перед тем как посетить этот памятник природы встретились с краеведом, писателем П.Е. Болотовым, а затем отправились в краеведческий музей нашего города, где известный историк и краевед Алим Яковлевич Морозов рассказал, что это место очень богато своей историей (см. приложение 5,6,12).
А 1894 году после настоятельных приглашений Чертковых состоялась поездка Льва Николаевича Толстого в хутор Ржевск. После остановки у своих воронежских друзей Лев Николаевич с дочерью Марией Львовной к концу дня 26 марта прибыли поездом на станцию Ольгинскую (Митрофановка). Толстой писал жене графине Софье Андреевне: «Пишу с Ольгинской, до которой доехали прекрасно...». Лев Николаевич и Мария Львовна на двух тройках, запряженных в тарантасы, отправились в недалекий путь - на хутор Ржевск, где и были радушно приняты хозяевами. Толстые в Ржевске гостили пять дней. Уехали они в полдень 1 апреля ростовским поездом в Воронеж, где на один день останавливались у Гавриила Андреевича Русанова, после чего вернулись в Москву. Месяц спустя, в краткой дневниковой записи Лев Николаевич назвал эту поездку прекрасной. У царской охранки было совсем иное мнение на этот счет. В жандармском управлении завели специальное дело "О распространении в Воронежской губернии лжеучения графа Льва Толстого". Во время пребывания писателя в Ржевске воронежская жандармерия через своих осведомителей следила за каждым его шагом. В память о приезде Толстого на здании вокзала установлена мемориальная доска.
Село Еленовка - это чудесный уголок, расположенный на юго-западе Воронежской области. Между крутыми лесистыми склонами неширокой долины два пруда. Плотины их ветхие, но воду держат хорошо, пруды всегда полноводны. К берегам вплотную подступают деревья, и их кроны живописно отражаются в зеркальной глади тихих вод. Изредка набежит легкий ветерок, прогонит зыбкую волну из края в край, и снова тишина и покой. К прудам стекают студеные лесные ручейки, рожденные ключами, бьющими из-под склонов. Здесь даже в самые жаркие летние дни свежо и прохладно. На берегу верхнего пруда растут два огромных каштана.
Если подняться от каштанов вверх по лесистому склону долины, то на опушке леса можно увидеть кусты сирени. К ним от пруда ведет запущенная, но еще вполне различимая аллея. Между кустами сирени - остатки фундамента какого-то строения. Здесь в 1888 году был выстроен барский дом для Владимира Григорьевича Черткова. А знаменит дом тем, что именно в нем в 1894 году целую неделю гостил Лев Николаевич Толстой. Усадьба называлась "Ржевск". (см. приложение №9)
Парк у села Еленовка - дендрологический памятник, расположен в 1 км. севернее с. Еленовка. Площадь парка равна 21 га.
Парковый комплекс (бывшая усадьба Черткова - друга и личного секретаря Л.Н. Толстого) расположен на левобережье р. Овчинной и приурочен к средней части балки Суланка. Обнесенное правобережье балки в сочетании со степными склонами, каскадов зарыбленных прудов образует живописный балочный лесостепной ландшафт. В структуре парковых насаждений произрастают крупные экземпляры каштанов высотой до 25 м., тополя белого в сочетании с куртинами ясеня, фрагменты декоративных кустарниковых из сирени, жасмина, жимолости. Довольно обычны в парке бузина красная, акация белая, боярышник.
По берегам пруда расположены густые заросли из рогоза широколистного, тростника обыкновенного. Имеется небольшой родник с дебитом 0.8-1 л/сек. Прилегающие к парку степные склоны несут в составе флоры ряд редких видов травяных растений: шалфей эфиопский, ковыли-узколистный, украинский, меловой, (приложение №10,11).
Хуторок Ржевск возле села Еленовка, которыми в свое время так восхищался Лев Николаевич Толстой – художник слова, является родиной другого художника – живописца, мастера кисти и красок. Россошанка Любовь Васильевна Копань, директор Россошанского Дома художественных ремесел, и другие россошанские художники увековечили родные места – такие памятные и красивые – на своих полотнах, которые постоянно радуют россошанцев и заставляют их удивляться: «Как красиво! И это у нас? Недалеко от Россоши? Великолепно!»
Познание истории, природы, Родины начинается с познаний особенностей «малой Родины», где вы родились, выросли и живете.
Реализация плана действий.
Рабочий план.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление и утверждение программы по благоустройству территории пруда «Верхний» | Апрель | Шишова И.А. |
2 | Консультация со спонсорами проекта | Май | Шишова И.А. Участники проекта |
3 | Изучение литературы, консультация со специалистами. | Апрель – Август
| Шишова И.А. Участники проекта |
4 | Организация исследовательской работы | Июнь – Август | Шишова И.А. |
5 | Организация субботников | Июнь – Август | Шишова И.А. Участники проекта |
6 | Выпуск печатной продукции | Июнь – Август | Шишова И.А. Участники проекта |
Смета проекта.
№ | Наименование материалов | Кол-во | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1 | Приобретение химических реактивов | 9000руб. | ||
2 | AL2(SO4)3 | 10кг. | 4,6руб. | 46руб. |
3 | KOH | 11000руб. | ||
4 | Транспортные расходы школьного автобуса (бензин) | 96л. | 30руб. | 2880руб. |
5 | Мусорные пакеты | 2уп. | 36руб. | 72руб |
6 | Перчатки | 15шт. | 15руб. | 225руб. |
7 | Бумага (для выпуска листовок) | 500л. | 150руб. | 150руб. |
8 | Принтер | 1шт. | 4200руб. | 4200руб. |
9 | Краска для принтера | 10 | 100руб. | 1000руб. |
10 | Песок (для создания пляжа на берегу пруда) | 10т. | 300руб. | 3000руб. |
11 | Скамейка | 2шт. | 2000руб. | 4000руб |
12 | Строительные материалы для детской песочницы | 1шт | 1000руб. | 1000руб. |
Итого: | 36573руб. |
Полевой дневник гидробиологических исследование пруда «Верхний».
1. Дата: 26.07.2011 -10.08.2011
2. Тип и название водоема: пруд «Верхний».
3. Район пункта наблюдений:
- Воронежская область, Россошанский район, село Еленовка, урочище Ржевское.
4. Размеры водоёма: окружность водоёма - 325 м., глубина пруда 2-3.5 м.
5. Описание местности, где находится водоём:
- пруд находиться в низине в окружении густого лиственного леса.
6. Описание наземной растительности, окружающей водоём: (см. приложение №8)
6.1 Травянистые и кустарничковые растения
лопух большой
пустырник пятилопастный
осока низкая
василёк фригийский
щавель конский
купена лекарственная
шалфей эфиопский
копытень европейский
цикорий обыкновенный
шалфей лекарственный
крапива двудомная
зверобой продырявленный
молочай прутьевидный
пырей ползучий
колокольчик широколистный
тысячелистник обыкновенный
лядвенец рогатый
трёхреберник
подорожник ланцетолистный
подорожник большой
горец птичий
мать-и-мачеха
купена лекарственная
щавель конский
лопух большой
осока низкая
василёк фригийский
пустырник пятилопастный
6.2 Пруд окружают деревья:
клён полевой
ясень обыкновенный
липа мелколистная
вяз шершавый
осина
клен остролистный
каштан конской
дуб черешчатый
сосна обыкновенная
груша обыкновенная
6.3 Кустарники:
сирень разных сортов (остатки графского сада)
боярышник кроваво-красный
бузина черная
бузина красная
ива козья
жасмин
акация белая
жимолость
6. Описание прибрежно-водной растительности, растущей непосредственно на
берегу водоёма:
рогоз широколистный
осока береговая
камыш озерный
8. Описание высшей водной растительности:
рдест
ряска
перистолистник
9. Грунт на дне и берегу водоёма:
на берегу естественный дёрн, песок, глина;
на дне песок, заиленный песок, ил. (см. приложение №1,2)
Исследуя пруд «Верхний», были использованы следующие методы:
Гидрологические
Определение запаха воды.
Запахи в воде могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов или появляются при их отмирании - это естественные запахи. Запах воды в водоеме может обуславливаться также попадающими в него стоками канализации, промышленными стоками - это искусственные запахи. Сначала дают качественную оценку запаха по соответствующим признакам: болотный, ароматический, нефтяной и т.д. Силу запаха оценивают по 5 бальной шкале. Колбу с притертой пробкой заполняют на 2/3 водой и тотчас закрывают, интенсивно встряхивают, открывают и тотчас отмечают интенсивность и характер запаха.
Определение цветности воды.
Качественную оценку цветности производят, сравнивая образец с дистиллированной водой. Для этого в стаканы из бесцветного стекла наливают отдельно исследуемую и дистиллированную воду, на фоне белого листа при дневном освещении рассматривают сверху и сбоку, оценивают цветность как наблюдаемый цвет, при отсутствии окраски вода считается бесцветной.
Вывод:
Шкала загрязнений по индикаторным таксонам
Различные виды живых существ показывают, чем загрязнена окружающая среда
Индикаторные таксоны | Эколого-биологическая полноценность, класс качества воды, использований |
Личинки веснянок, плоские личинки поденок, ручейник - риакофилла. | Очень чистая. Полноценная. Питьевое, рекреационное, рыбохозяйственное. |
Крупные двухстворчатые моллюски (перловица), плавающие ползающие ручейник-нейреклипсис, вилохвостики, водяной клоп. | Чистая. Полноценное. Питьевое, рекреационное, рыбохозяйственное, орошение, техническое. |
Моллюски-затворки, горошинки, роющие личинки поденок, ручейники при отсутствии реакофиллы и нейкреклипсис, личинки стрекоз плосконожки и красотки, мошки | Удовлетворительно чистая. Полноценная. Питьевое с очисткой, рекреационное, рыбоводство, орошение, техническое. |
Шаровки, дрейсена, плоские пиявки, личинки стрекоз при отсутствии плосконожки и красотки, водяной ослик. | Загрязненные. Неблагополучные. Ограниченное рыбоводство, ограниченное орошение. |
Масса трубочника, мотыля, червеобразные пиявки при отсутствии плоских, крыски, масса мокрецов. | Грязные. Неблагополучные. Техническое. |
Макробеспозвоночных нет. | Очень грязные. Неблагополучные. Техническое с очисткой. |
На берегу реки мы видели птиц - камышовку и трясогузку.
В пруду встречается рыба: толстолобик, карась карп.
Беспозвоночные: моллюски - прудовик большой, прудовик ушковидный.
Насекомые: жук-водолюб и его личинка, жук-носорог, стрекозы, божьи коровки,
муравьи, комары, пиявки, клоп-водомерка.
Вывод:
В соответствии со шкалой загрязнений по индикаторным таксонам вывод следующий - вода удовлетворительно чистая, полноценная.
Есть ли у берегов какие-либо загрязнители?
Каскад прудов в Еленовке - одно из красивейших мест нашего района и является одним из памятников природы Россошанского района. Несмотря на свою отдаленность от г. Россошь, каскад прудов является излюбленным местом отдыха горожан.
На берегах пруда «Верхнего» остаётся большое количество бытового мусора. Когда мы приезжали в первый раз, то собрали на берегу около восьми вёдер мусора и утилизировали его путём закапывания и частичного сжигания.
Вывод:
Шестнадцать родников насчитал я только вокруг «Верхнего» пруда. Выяснил, что местные жители, учащиеся Еленовской школы в силу своих возможностей охраняют это удивительно красивое место. Но прогноз малоутешителен. Приезжие отдыхающие ставят машины на берегу пруда под кронами вековых каштанов, а уплотнение почвы приведёт к их гибели, не говоря уже о вреде многочисленных костров, (см. приложение №3)
Очистка родников силами ребят возможна была за лето только два раза, а «набеги» отдыхающих продолжаются постоянно с мая по октябрь.
Интересен тот факт, что вода родников имеет своеобразный состав и отличается по вкусу, а из родника «Сундучок» водители автомобилей берут воду вместо дистиллированной для технических целей и при этом, что в Россошанском районе очень высокая жесткость воды. (см. приложение №4)
Исследуя водоёмы по всему Россошанскому району, я отметил следующее: - имеются пруды, охраняемые в весеннее-осенний период с целью выращивания рыбы на реализацию.
Но на берегах такого типа прудов не растет, ни деревьев, ни кустарников - в этом не заинтересованы хозяйства и отдых там запрещен.
Вывод:
Для охраны памятника природы необходимо изыскать средства, чтобы там находились люди, охраняющие их постоянно.
Проблема загрязнения почвенного слоя.
Важность охраны почвенного покрова.
Охрана почв от загрязнений является важной задачей человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.
Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоёмы и фунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд.
Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод и открытых водоёмов попадают в организмы животных и растений, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека.
В-третьих, многие вредные для человеческого организма соединения имеют способность кумулироваться в тканях, и, прежде всего, в костях.
По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твёрдых отходов, из них 50 - 60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера - около 1 млрд. т.
Пути попадания загрязнений в почву.
Различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений в почву:
С атмосферными осадками.
Многие химические соединения, попадающие в атмосферу в результате работы предприятий, затем растворяются в капельках атмосферной влаги и с осадками выпадают в почву. Это в основном, газы - оксиды серы, азота и др. Большинство из них не просто растворяются, а образуют химические соединения с водой, имеющие кислотный характер. Таким образом, и образуются кислотные дожди.
Осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей.
Твёрдые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей. Такие загрязнения можно наблюдать визуально, например, вокруг котельных зимой снег чернеет, покрываясь частицами сажи. Автомобили, особенно в городах и около дорог, вносят значительную лепту в пополнение почвенных загрязнений.
При непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут непосредственно поглощаться почвой, особенно влажной.
С растительным опадом.
Различные вредные соединения, в любом, агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают опять-таки в почву.
Классификация почвенных загрязнений.
Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление даётся по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина по загрязнению почвы:
Мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твёрдые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но засоряющие поверхность почвы, затрудняющие рост растений на этой площади.
Тяжёлыми металлами. Данный вид загрязнений уже представляет значительную опасность для человека и других живых организмов, так как тяжёлые металлы нередко обладают высокой токсичностью и способностью к кумуляции в организме. Наиболее распространённое автомобильное топливо - бензин - содержит очень ядовитое соединение - тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Сd (кадмий), Си (медь), Сг (хром), N1 (никель), Со (кобальт), Нg (ртуть), Аs (мышьяк), Мп (марганец).
Пестицидами. Эти химические вещества в настоящее время широко используются в качестве средств борьбы с вредителями культурных растений и поэтому могут находиться в почве в значительных количествах. По своей опасности для животных и человека они приближаются к предыдущей группе. Именно по этой причине был запрещён для использования препарат ДЦТ (дихлор-дифенил-трихлорметилметан), который является не только высокотоксичным соединением, но, также, он обладает значительной химической стойкостью, не разлагаясь в течение десятков лет. Следы ДДТ были обнаружены исследователями даже в Антарктиде! Пестициды губительно действуют на почвенную микрофлору: бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли.
Микотоксинами. Данные загрязнения не являются антропогенными, потому что они выделяются некоторыми грибами, однако, по своей вредности для организма они стоят в одном ряду с перечисленными загрязнениями почвы.
Радиоактивными веществами. Радиоактивные соединения стоят несколько обособленно по своей опасности, прежде всего потому, что по своим химическим свойствам они практически не отличаются от аналогичных не радиоактивных элементов и легко проникают во все живые организмы, встраиваясь в пищевые цепочки. Из радиоактивных изотопов можно отметить в качестве примера один наиболее опасный – 90Sг (стронций-90). Данный радиоактивный изотоп имеет высокий выход при ядерном делении (2 - 8%), большой период полураспада (28,4 года), химическое сродство с кальцием, а, значит, способность откладываться в костных тканях животных и человека, относительно высокую подвижность в почве. Совокупность вышеназванных качеств делают его весьма опасным радионуклидом. 137Сs (цезий-137). 144Се (церий-144) и 36С1 (хлор-36) также являются опасными радиоактивными изотопами. Хотя существуют природные источники загрязнений радиоактивными соединениями, но основная масса наиболее активных изотопов с небольшим периодом полураспада попадает в окружающую среду антропогенным путём: в процессе производства и испытаний ядерного оружия, из атомных электростанций, особенно в виде отходов и при авариях, при производстве и использовании приборов, содержащих радиоактивные изотопы и т. д.
Почвы. Объекты и методика исследований.
Объектами моего исследования являлись также почвы дендропарка урочища Ржевское. Образцы почв отбирались во второй половине июля - начала августа с глубины 20-40 см.
В качестве методов исследования использовались физико-химическая и фаунистическая биоиндикация, биодиагностика почв, а также метод исследования почв по Хлебникову и биодиагостика почвы.
Приготовление водной вытяжки из почвы по Н.И. Хлебникову.
Соли аммония, нитраты, нитриты, сульфаты, хлориды, окисляемость и прочие ингредиенты почвы определяют в водной вытяжке из почвы. Для приготовления водной вытяжки (по Н. И. Хлебникову) в фарфоровую чашку берут 50-100 г свежей почвы, переносят ее с помощью воронки в колбу на 500-750 мл и тотчас же заливают 250 мл (если взято 50 г почвы) или 500 мл (при навеске в 100 г) дважды перегнанной и лишенной аммиака дистиллированной водой.
Колбу закрывают резиновой пробкой, взбалтывают в течение 3 минут, прибавляют 1 мл 13%-ного раствора AL2(SO4)3 и вновь тщательно взбалтывают, в течение 30 сек. При этом жидкость в колбе просветляется. Если просветления не наступило, в колбу прибавляют 0,5 мл 7 %-ного раствора КОН и вновь взбалтывают жидкость.
Прибавление растворов AL2(SO4)3 и КОН повторяют до просветления жидкости, после чего ее пропускают через фильтр, предварительно промытый горячей водой.
Первые порции фильтрата обычно бывают мутными. Их собирают в отдельную колбу и, после того как фильтрат станет прозрачным, подставляют чистую колбу, а мутный фильтрат выливают на фильтр.
Если вытяжка, полученная из почвы, окрашена, ее делят на две части: к одной части, предназначенной для определения нитритов, нитратов и хлоридов, добавляют для просветления и обесцвечивания раствор сернокислого алюминия и раствор едкого калия, как указывалось выше.
Полученную вытяжку нужно анализировать в тот же день. Если вытяжку приходится оставлять для последующего анализа, ее консервируют, добавляя 0,1 г порошкообразной окиси ртути. Благодаря методике по Н.И. Хлебникову выяснила, что почва нейтральная, так как рН почвы 7.2, влажная, (см. приложение №7).
Произведенное обследование почвы дендропарка показало следующие
результаты:
Наименование признаков | Дендропарк |
Тип почвы | Чернозём |
Механический состав | Легкосуглинистый |
Структура | Мелкокомневая |
Плотность | Рыхлый |
Влажность | Свежая |
рН почвы | 7.2 – нейтральная |
Мощность гумусного слоя | 62 |
Материнская порода | древнеаллювиальные отложения |
Метод фаунистической биоиндикации.
Был проведен учет численности дождевых червей и исследование почвы на содержание беспозвоночных животных. Для этого выбирались две пробные площадки 1x1 метр. Количество дождевых червей подсчитывалось путем раскопки и ручной разборки.
Подсчет численности дождевых червей.
Территория дендропарка | Количество червей |
1-й участок | 62 |
2-ой участок | 74 |
Вывод:
Численность червей высокая, почвы обеспечены влагой и кислородом. При раскопке и ручной разборке почвы также производился подсчет численности кивсяков, моллюсков, мокриц. На пробных площадках было обнаружено 3-7 штук кивсяков, 3-4 моллюска, 2 мокрицы. Если учесть высокую численность дождевых червей то можно сделать вывод: радиоактивный фон на территории дендропарка не повышен.
Вывод по учебно-исследовательской работе.
Теперь основным критерием оценки исследовательской работы, считаю:
новизну исследования;
использование архивных документов, материалов краеведческого и школьного музеев;
воспоминания местных краеведов;
выступал со своими материалами на научно-практических конференциях,
дискуссии, которые возникали в ходе конференции, способствовали
актуализации нравственных аспектов отношения молодежи к природе.
Таким образом, старался привлечь учащихся к практическим вопросам экологии, вызвать интерес и желание охранять и преумножать природные богатства.
2. В ходе экологического исследования состояния почв на территории
дендропарка урочище Ржевском мною были установлены основные
характеристики почв по их видовым признакам: тип, механический состав,
структура, плотность, влажность, кислотность, мощность гумусного слоя,
глубина залегания грунтовых вод, а также было подсчитано количество
беспозвоночных обитателей почвы. Радиоактивный фон не повышен.
Проведен сбор историко-культурных сведений;
Результаты работы
Природоохранные организации, с которыми установлены
деловые контакты
Комитет охраны природы и природных ресурсов Россошанского района Воронежской области.
Спонсоры учебно-исследовательской работы.
Альберт Викторович Рубанов
Ссылки на проект «Социосфера»:
проблемы социальной экологии. Этнографические исследования.
Список используемой литературы:
Астанина Н.Н. «Методика гидробиологических исследований», Воронеж, 1999 г.
Астанина Н.Н. «Химические методы анализа воды, воздуха, почвы», Воронеж, 1999 г.
Артамонов В.И. «Растения и чистота природной среды.» Москва.: Наука, 1986
«Биологический энциклопедический словарь» Москва, 1986 г.
Быстров А.А., Круберг Ю.К. «Школьный определитель растений», Ленинград, 1947 г.
Велек Й. «Что должен знать и уметь юный защитник природы.» М.: Прогресс. 1983.С. 173-185. 1999 г.
Воронцов А.И., Харитонова Н.З. «Охрана природы». - М. Высшая школа, 1989г
Дорогань Л.В., Филлитов В.П. «Экологический практикум», Воронеж, 1994г
Жердев В.Н., Дорогань Ф.В., Успенский «Экология», пособие-практикум, Воронеж,2002 г
• Завражов В.И., Китаева Р.И., Хмелёв К.Ф. «Лекарственные растения
центрального Черноземья» Воронеж, ВГУ, 1977 г.
• Мансурова СЕ. «Школьный практикум», Москва, центр ВЛАДОС, 2001 г.
• Петрова Л.Б., Голованёва С.Г. «Экологическая школа-лагерь по полевым исследованиям», Воронеж, 1995 г.
• Пономарева З.В., Федоров СВ., Овчаренко В.Ф. «География Россошанского района», Воронеж, 2003 г.
Рисуем домики зимой
Весенние чудеса
Флейта и Ветер
Самый богатый воробей на свете
Просто так