Исследовательская работа раскрывает опасность загрязнения воды в Волге и знакомит нас со способами улучшения качества питьевой воды.
Муниципальная научно-практическая конференция учащихся
«Твой первый шаг в науку»
ВОЛГА В ОПАСНОСТИ
Нестеровой Алины
ученицы 4 «Г» класса
МАОУ «Гимназия №3»
Фрунзенского района г. Саратова
Руководитель: Проскурякова
Лариса Владимировна
Саратов – 2013г.
Оглавление
I. Введение 3 стр
1.1. Актуальность темы 3
1.2 Цель исследовательской работы, задачи и гипотеза 4
1.3 Объект исследования 5
1.4 Методы исследования: 5
II. Основная часть 7
2.1. Водные ресурсы Земли 7
2.2 Волга в опасности 8
2.3. Вода – источник жизни 10
2.4. Федеральные программы по спасению Волги 10
2.5. Спасение Волги в наших руках 11
2.6. Анкетирование 12
2.7. Листовки – памятки 14
3. Очистка воды 16
3.1. Опыты 16
3.2. Способы дополнительной очистки воды 17
4. Заключение. Выводы 19
Список использованных источников 20
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свет!
Антуан де Сент-Экзюпери
1.1 Актуальность темы
«Волга – великая русская река». Это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая на всем материке Евразии. Волга – это символ и любовь России. Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях воспевали любовь к Волге. Народ ласково называет реку «Волга-матушка», а для меня и жителей Саратова это - Родина.
Более половины территории Саратовской области находится в бассейне реки Волги. Согласно исследованию ученых Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), опубликованному в журнале Conservation Letters, устье Волги вошло в первую десятку списка самых загрязненных береговых зон.
Исследователи - экологи бьют тревогу: «Загрязненность волжской воды сказывается на речных обитателях, доля рыб-мутантов на разных участках реки составляет около 90%. Число врожденных уродств у отдельных популяций мальков достигает 100%. Бассейн Волги загрязняют около 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств, в том числе нефтеналивных, пассажирских, грузовых судов. Они представляют реальную опасность для экологии Волги и ее притоков, поскольку содержат остатки топлива, которые вымываются течением. Некоторые суда затонули с остатками грузов - зачастую это ядохимикаты, которые со временем вымываются и попадают в воду.
Существует опасность, что загрязнение главной водной артерии приведёт к тому, что жителям Поволжья придётся покупать чистую питьевую воду в магазинах, в реке будет опасно купаться и ловить рыбу, загрязнённую воду нельзя использовать для нужд сельского хозяйства.
Всё ли мы сделали для того, чтобы сберечь великое национальное достояние – Волгу – матушку?
Необходимо сохранить чистоту и красоту Волги для будущих поколений, уберечь её от загрязнения, которое может угрожать здоровью человека и всему живому.
Это доказывает актуальность работы.
1.2 Цель исследовательской работы, задачи и гипотеза:
Цель: Уточнить сведения о состоянии главной водной артерии нашей страны – реки Волги. Раскрыть основные факторы загрязнения воды в Волге, предложить пути решения по охране водных ресурсов и способы улучшения качества питьевой воды в домашних условиях.
Задачи работы:
Гипотеза: Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен пить только чистую воду, но её запасы не бесконечны, поэтому воду необходимо беречь и экономить!
1.3 Объект исследования
Объект исследования: экология
Предмет исследования: вода
База исследования:
Новизна исследования: способы улучшения качества питьевой воды.
1.4 Методы исследования:
Этапы работы: I этап – познавательный: Изучение материалов о состоянии воды в реке Волге из различных источников.
II этап – исследовательский: Проведение бесед, анкетирования, экспериментов по очищению загрязнённой воды.
III – заключительный: Подведение итогов работы.
II. Основная часть
2.1. Водные ресурсы Земли
Большая часть нашей планеты занята водой. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления.
Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима.
При изучении материалов по данному вопросу мы выяснили:
Данные литературы и других источников |
Вода занимает ¾ нашей планеты, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях – 97%, а остальные 3% - пресная вода. Вывод: Пресной воды на планете достаточно мало – она содержится в ледниках (что нам в обычной жизни не доступно), родниках, реках и озёрах (чистота такой воды часто не соответствует требованиям), под землёй (эта может иметь большое количество вредных примесей) |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила отчет, в котором указала на недостаточное внимание ООН к глобальному дефициту питьевой воды, отметив, что весомая доля влаги, получаемая населением бедных стран, может оказаться загрязненной. Генеральный секретарь ООН заявил о невозможности обеспечить 800 миллионов людей в мире чистой водой, пригодной для употребления. Согласно одному из авторов отчета, точное количество людей, не имеющих доступа к питьевой воде, с трудом поддается измерению, хотя и может достигать почти 4 миллиардов - больше половины населения планеты. Вывод: Экологи предсказывают человечеству «водный кризис» |
2.2 Волга в опасности
Данные литературы и других источников |
Великая русская река Волга берёт своё начало на Валдайской возвышенности и величественно несёт свои воды, пополняясь водой из 150 тысячи рек, речушек и ключей, набирая силу и мощь, она ежегодно питает Каспийское море 240 - 250 куб. метрами воды, при этом на её берегах проживают 60 миллионов человек. Все люди используют пресную воду для нужд населения, в сельском хозяйстве и промышленности. Волга дарит нам свет и тепло, электроэнергию. Она кормит нас рыбой. Вывод: Необходимо беречь и охранять её богатство – пресную воду. Более 30% притоков Волги уже исчезли. |
Помимо реки Волги в Саратовской области насчитывается около 180 малых рек общей протяженностью до 10000 км. Большинство из них загрязнено частицами почвы, горными породами, минеральными солями, сточными водами промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Вывод: Существует проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды. |
У Волги более 300 водохранилищ. При создании водохранилищ затапливаются плодородные земли, обрушаются крутые берега, дачные участки сползают в воду. Вывод: Река мелеет, уничтожается самое драгоценное достояние народа – возделанная веками земля, особенно пойменная и заливная луговая, которую никогда и ничем нельзя заменить. |
Человек перегородил Волгу плотинами и ни одна из них не имеет специальных отверстий для рыб, рыба болеет и гибнет в большом количестве. Много икринок гибнет во время спуска уровня воды. Вывод: Ни одна из плотин на Волге не удовлетворяет минимальным требованиям экологии воспроизводства рыбного населения, биологическому режиму реки. Система глухих плотин – тромбов убивает живую воду в реке. |
Ежегодно Волга получает питание на 60% за счет таяния грязного снега (если люди сгружают по берегам рек грязный снег, то данная цифра увеличивается), на 30% – благодаря грунтовым и на 10% – дождевым водам, несущим грязь и мусор. Ежедневно водоканал 1 города сбрасывает в реку 12 тысяч кубометров неочищенной воды, не считая сброса отходов с частных ферм и предприятий. А на берегах Волги 67 городов. Вывод: В борьбе за чистую Волгу должны объединиться все города Поволжья. |
В списке объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО дельта Волги (несмотря на сходство по отдельным параметрам) рассматривается как отдельный природный комплекс. Он существенно отличается от других объектов: красотой и природными богатствами, обилием островов, обширными полями лотоса, которые придают Волжской дельте неповторимое очарование. Сегодня знаменитой водной и экологической системы как уникального природосообразного явления не существует. Волга из могучей полноводной реки превращается в цепь слабопроточных водоемов, где все ее физические, химические и биологические свойства изменяются коренным образом. Вывод: Стоячая река, потерявшая способность к самоочищению, постепенно превращается в антисанитарный водоем. |
«Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга», - восторженно написал, увидев великую реку в разливе у Каспия, Константин Бальмонт. От нас зависит, останется ли река Волга символом Российской державы.
2.3. Вода – источник жизни
Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.
Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н. Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды».
Тело человека почти на 2/3 состоит из воды. Вода для нас – источник жизни и от её качества зависит наше здоровье.
2.4. Федеральные программы по спасению Волги
Саратовская область - активный участник Федеральных программ экологической направленности:
1) «Возрождение Волги» (1996- 2010г.)
2) Проект-экспедиция «В поисках чистой воды»- от истока Волги до Каспийского моря – через 23 региона России.
3) Составление интерактивной карты чистой воды – 2011г.
4) «Чистая вода» (2011-2017г.)
5) В Саратовской области действует долгосрочная целевая программа по обеспечению населения питьевой водой, рассчитанная на 2011-2015 годы
В результате реализации предусмотренных программой мероприятий уменьшен сброс загрязненных стоков в водные объекты; сокращено использование питьевой воды на промышленные нужды, появились заповедные зоны, но средств не хватает и поэтому Саратовская область является неблагополучной по состоянию здоровья населения. 80% болезней жителей области так или иначе связаны именно с экологической обстановкой. (Из отчета « Региональная экологическая политика – 2012г.»)
2013-й год в России посвящен охране окружающей среды. Эксперты и специалисты в области экологии разработали документ, направленный на экологическое развитие страны до 2030 года.
«Долгосрочное решение проблем хозяйственно-питьевого водоснабжения требует консолидированных действий государственных структур, органов местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, и гражданского общества». Д.А.Медведев.
2.5. Спасение Волги в наших руках
Слова – «чистый родник» и «Волга – матушка» – ассоциируются у нас с хорошим здоровьем и долголетием. К великому сожалению, всё это может превратиться в сказочные атрибуты, ведь мы всё чаще слышим выражение: «На наш век воды хватит, а после нас - хоть трава не расти!» Пора начать активную работу по спасению Волги от истока до устья.
Изучив материалы по экологическому состоянию Саратовской области и убедившись в необходимости формирования экологического сознания населения, мы приняли участие в проекте «Путешествие капельки». Побеседовали со своими друзьями, взяли интервью у родственников и родителей. Проанализировав ответы родных и знакомых, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами.
2.6. Анкетирование
Участники: 25 учащихся 4-х классов, 20 учащихся 2-х классов и их родители.
Цель:
1. Выявить уровень осведомлённости учащихся начальных классов и их родителей о проблеме опасного загрязнения Волги, необходимости бережного отношения к воде.
2. Формирование экологического сознания учащихся и родителей
| ||||||
Ответы: | Да | Нет | Не знаю | |||
2 класс | 15 | - | 5 | |||
4 класс | 3 | 20 | 2 | |||
Родители | 0 | 45 | 0 | |||
| ||||||
Ответы: | Да | Нет | Не знаю | |||
2 класс | 7 | 13 | 0 | |||
4 класс | 11 | 14 | 0 | |||
Родители | 15 | 30 | 0 | |||
| ||||||
Ответы: | Да | Нет | Не знаю | |||
2 класс | 12 | 4 | 4 | |||
4 класс | 14 | 4 | 7 | |||
Родители | 42 | 3 | 0 | |||
| ||||||
Ответы: | Да | Нет | Не знаю | |||
2 класс | 15 | 5 | 0 | |||
4 класс | 19 | 6 | 0 | |||
Родители | 40 | 5 | 0 | |||
| ||||||
Ответы: | Да | Нет | Не знаю | |||
2 класс | 0 | 16 | 4 | |||
4 класс | 1 | 24 | 0 | |||
Родители | 0 | 45 | 0 | |||
| ||||||
Что лучше? | Вы знаете, как беречь и не загрязнять воду? | |||||
Ответы: | Тратить много денег на очистку воды | Стараться не загрязнять воду | Да | Нет | Хотите узнать? | |
Да | нет | |||||
2 класс | 0 | 20 | 6 | 14 | 20 | 0 |
4 класс | 0 | 25 | 18 | 7 | 7 | 0 |
Родители | 0 | 45 | 37 | 8 | 12 | 0 |
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но многие из ребят и взрослые хотят познакомиться со способами бережного отношения к воде и научиться меньше загрязнять её.
2.7. Листовки - памятки
Мы заготовили листовки и вручили каждому участнику анкетирования.
Цель: воспитание экологической культуры, экологического информирования, бережного отношения к воде, окружающей среде и природе родного края.
Для Вас, родители! |
Берегите воду! Применяемая технология очистки воды забираемой из поверхностных водоемов не достаточно эффективна, а используемые в процессе водоподготовки реагенты приводят к появлению в водопроводной воде таких токсических веществ как хлороформ, метилхлорид, четыреххлористый углерод. Употребление такой воды приводит к снижению иммунного статуса, нарушению детородной функции, возникновению аллергических, онкологических и других заболеваний и снижению продолжительности жизни. Основные причины низкого качества питьевой воды: загрязнение поверхностных и подземных вод, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, недостатки водоподготовки, плохое состояние водопроводных сетей и сооружений.
|
Для учащихся 1-2 классов |
Задумайся! Как же мы расходуем воду, которую берем взаймы у природы?
|
Правила эти всегда выполняй! Воду полезную ты сохраняй!
2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран, убавь напор воды. Так ты сохранишь до 100 литров в день. 3. Утром используй стакан воды во время чистки зубов. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. 4. Не засоряй берега рек и напомни своим родителям о том, что нельзя мыть машину на берегу. Ядовитые вещества попадают в реку, а очистные сооружения могут не справиться с таким химическим загрязнением. Так заражённая (опасная) вода попадёт в наш дом.
|
Для учащихся 3-4 классов |
|
2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран, убавь напор воды. Так ты сохранишь до 100 литров в день. 3. Утром используй стакан воды во время чистки зубов. Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. 4. Не засоряй берега рек и напомни своим родителям о том, что нельзя мыть машину на берегу. Ядовитые вещества попадают в реку, а очистные сооружения могут не справиться с таким химическим загрязнением. Так заражённая вода попадёт в наш дом.
Помните! От качества воды зависит наше здоровье. |
3. Очистка воды
От чистоты воды зависит наше здоровье. Дома и на даче необходимо проводить дополнительную очистку питьевой воды.
Правило №1 «О чистоте воды»
Правило №2 «Живая» вода и «мёртвая» вода
Перед очисткой воды мы провели несколько опытов.
Опыт 1. Приложение 1
Набрали воду из 3-х источников: Приложение1. Фото №1.
№1- волжская вода;
№2 – вода из крана, кипячёная ;
№3 – вода из крана, некипячёная.
Через 3 дня образец №1 – испортился, появился неприятный запах, изменился цвет, выпал осадок. Приложение 1. Фото №2, Фото №3.
Через 5 дней образец №3 – начал портиться. Приложение 1. Фото №4.
Вывод: дольше всего не портится кипячёная вода.
Опыт №2 Приложение 2
В сентябре на даче мы набрали волжскую воду. Выбрали цветок - Монстеру, который можно не поливать, а только брызгать. Начали сбрызгивать листья цветка №1- волжской водой, цветка №2 – отстоянной водой из крана. Через месяц - Монстера, которую брызгали волжской водой, начала болеть.
Вывод: Вода из крана отстоялась и хлор выветрился. Вода без вредных бактерий и микробов благотворно влияла на жизнь цветка. Волжской водой опасно брызгать комнатные растения, они начинают болеть, а значит, и пить эту воду без обработки нельзя.
Способы дополнительной очистки воды:
Если у Вас дома или на даче нет фильтра, то используйте другие способы очистки. Необходимо дополнительно очищать родниковую воду, воду из источников и колодцев.
1. Фильтрование - для очистки от примесей:
а) бумажный фильтр в марле, б) угольный фильтр.
2. Отстаивание – для очистки от хлора, аммиака и других газообразных веществ.
3. Кипячение (от 5 до 40 мин.) – для удаления микробов.
Внимание! Если вода хлорированная, то этот метод не желателен, т.к. при кипячении не удаляются соли тяжёлых металлов и образуется хлороформ (вызывающий раковые заболевания).
4.Кипячёную воду можно очистить так: к 5 литрам кипяченой воды добавить 0,5 г аскорбиновой кислоты, перемешать и выдержать один час.
5. Вместо аскорбиновой кислоты можно добавить красный, темно-красный или бордовый натуральный фруктовый сок (добавить до легкого розоватого оттенка и оставить на один час).
6. Рябиновая лапа, опущенная на 2–3 часа в воду, избавляет даже ржавую болотную воду от неприятного вкуса и запаха. Бактерии в рябиновой воде погибают полностью. Фитонциды и природные антибиотики рябины соперничают с ионами серебра, хлора и с активированным углем. Аналогично используют кору ивы, шелуху лука, листья черемухи и ветви можжевельника, но при этом продолжительность обезвреживания увеличивается до полусуток.
7.Замораживание – лучший способ получения «живой» воды. В первую очередь замерзает пресная чистая часть воды, а затем — содержащая соли и различные примеси. Чтобы получить талую воду, надо налить в банку, не доходя до верха, холодную воду из-под крана. Накрыть крышкой и поставить в морозильную камеру холодильника на подкладку, например, из картона (для теплоизоляции дна). Когда промерзнет половина объема, лед из банки достать для дальнейшего использования, а воду, которая не замёрзла - вылить. На этой фотографии мы не слили воду и сразу видно, что в центре миски застыла вода с солями и примесями (мутная).
8. Раствор марганцовки обеззараживает речную воду.
Пейте только чистую воду!
Заключение: Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться о таком природном богатстве как — вода. В ходе исследования мы поняли, что основные факторы загрязнения воды в Волге - плохое состояние очистных сооружений, засорённость дна Волги затонувшими судами, строительство плотин и каналов - результат плохого хозяйствования человека в предыдущие годы. Мы не в силах исправить эти ошибки, но именно от нас зависит будущее «Волги – символа России».
Выводы: Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она – сама жизнь. Вода - самое большое богатство на свете. От качества воды зависит наше здоровье. Необходимо беречь чистую воду, научиться тратить экономно, стараться не загрязнять её и научиться дополнительно очищать питьевую воду, делая её «живой», полезной для здоровья. Возможно, прослушав это выступление, кто-то изменит своё отношение к великому национальному достоянию Волге – матушке с её богатствами и неповторимой красотой, ресурсы которой, к сожалению, не безграничны.
Приложение 1
Фото№1 Фото№2
Фото№3 Фото №4
Приложение 2
Цветок №1 (Волжская вода) Цветок № ( Вода из крана)
После волжской воды листья начали портиться
Список литературы и источников
1. http://otherreferats.allbest.ru/geography/00147213_0.html
2.http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%92%D0%BE
3. http://www.referat.star-info.ru/info_509898
4. http://novosti-saratova.ru/obshestvo/150-volga-samaya-gryaznaya-reka-rossii
5. http://www.yabloko.ru/books/eco_reg/saratov.pd
6. http://hozna.ru/otkuda-na-planete-zemlya-vzyalas-voda/#ixzz1mrCBRspM
7. http://www.watermap.ru/map Карта воды россии
8. http://www.likt590.ru/project/voda/1/1.htm
11. http://www.vesti.ru/doc.html?id=502507
12. http://otherreferats.allbest.ru/geography/00147213_0.html
13. http://www.o8ode.ru/article/planetwa/voda_na_planete_zemla.htm
Слайд 1
Муниципальная научно – практическая конференция «Твой первый шаг в науку» Волга в опасности Работа ученицы 4 «Г» класса МАОУ «Гимназия №3» Фрунзенского района г. Саратова Нестеровой Алины Руководитель: Проскурякова Лариса ВладимировнаСлайд 2
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха . Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются , не ведая, что ты такое! Нельзя сказать , что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь . Ты самое большое богатство на свет! Антуан де Сент-Экзюпери Волга – великая русская река. Это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая на всем материке Евразии. Волга – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 3
Цели работы: Уточнить сведения о состоянии главной водной артерии нашей страны – реки Волги. Раскрыть основные факторы загрязнения воды в Волге, предложить пути решения по охране водных ресурсов и способы улучшения качества питьевой воды в домашних условиях. Задачи работы: Изучить литературу и другие источники о состоянии воды в Волге. Выяснить причины загрязнения воды в Волге и перечислить способы защиты, которые помогут сохранить её. Доказать необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Выявить степень информированности взрослых и детей о состоянии воды в Волге и их отношение к данной проблеме. Формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, главному природному богатству Земли – воде. Познакомить со способами очистки питьевой воды в домашних условиях.
Слайд 4
Гипотеза : Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен пить только чистую воду, но её запасы не бесконечны, поэтому воду необходимо беречь и экономить! Этапы работы: I этап – познавательный: Изучение материалов о состоянии воды в реке Волге из различных источников. II этап – исследовательский: Проведение бесед, анкетирования, экспериментов по очищению воды. III – заключительный: Подведение итогов работы.
Слайд 5
Водные ресурсы Земли Вода занимает ¾ нашей планеты, но большая её часть сосредоточена в океанах и морях – 97%, а остальные 3% - пресная вода. Почти 4 миллиарда человек - больше половины населения планеты- не имеют доступа к питьевой в оде. Мы живём около Великой реки Волги, но уже сейчас н еобходимо беречь и охранять её богатство – пресную воду.
Слайд 6
У Волги болеет 300 водохранилищ, прорыты каналы, построены плотины, где рыба гибнет в огромном количестве. В реку без очистки стекает грязная вода, по берегам сваливают мусор. Сброс уровня воды ежегодно убивает миллионы мальков и икринок.
Слайд 7
Волга – символ России
Слайд 8
В поисках чистой воды 2013 год в России посвящён охране окружающей среды
Слайд 9
Спасение Волги в наших руках
Слайд 10
Правило №1 «О чистоте воды» «Никогда не пробуйте воду, если не уверены в её чистоте» Правило №2 «Живая» и «мёртвая» вода
Слайд 11
Опыт 1 3 день Вывод: дольше всего не портится кипячёная вода 1 день 5 день
Слайд 12
Опыт 2 Вывод : вода без вредных бактерий и микробов благотворно влияет на растение. Волжская вода опасна для растений, они начинают болеть. Значит и пить эту воду без очистки нельзя .
Слайд 13
Способы дополнительной очистки Фильтры очистки Отстаивание Кипячение Добавление аскорбиновой кислоты или натурального сока Рябиновая лапа Раствор марганцовки Замораживание
Слайд 14
«Живая вода» Пейте только чистую воду! Замораживание – лучший способ получения «живой воды» Вода в центре стеклянной миски (мутная)застыла с солями и примесями. Поэтому необходимо слить воду, когда середина объёма промёрзнет.
Слайд 15
Выводы: Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она – сама жизнь. Вода - самое большое богатство на свете. От качества воды зависит наше здоровье. Необходимо беречь чистую воду, научиться тратить экономно, стараться не загрязнять её и научиться дополнительно очищать питьевую воду, делая её «живой», полезной для здоровья. Возможно, прослушав это выступление, кто-то изменит своё отношение к великому национальному достоянию Волге – матушке с её богатствами и неповторимой красотой, ресурсы которой, к сожалению, не безграничны.
Сила слова
Философские стихи Кристины Россетти
Любили тебя без особых причин...
Две снежинки
Сказка "Узнай-зеркала"