Удивительное творение природы — цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayny_tsvetov_fevral_2011_g.doc | 115 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Школьная проектная неделя
«Учение. Вдохновение. Творчество»
Информационный проект
Тайна цветов
Секция: начальная школа
Выполнили: обучающиеся 3 «А» класса
Руководитель проекта:
Козлова О.И., учитель
начальных классов
2011
Паспорт проектной работы
1.Название проекта: Тайны цветов
2.Руководитель проекта: Козлова Ольга Игоревна, учитель начальных классов
3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по предмету: окружающий мир
4. Возраст детей, выполняющих проект: 9 – 10 лет
5.Состав проектной группы: обучающиеся 3 «А» класса
6. Тип проекта: информационный
7. Мероприятие, для которого выполняется проект: школьная проектная неделя
8.Цель проекта: узнать, какие тайны скрывают цветы
9. Задачи проекта:
10. Вопросы проекта
11. Необходимое оборудование:
1. Компьютер
2. Фотоаппарат
12.Аннотация: Удивительное творение природы — цветок. Он радует нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам еще не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.
Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися
13. Предполагаемый продукт: создание папки с приложением рисунков, фотографий выполненных учащимися, изготовление открыток к 8 марта и информационного буклета «Тайны цветов»
14.Работа над проектом:
1 этап: организационный – определение темы, проблемы, формулирование цели, постановка поисковых задач, определение источников информации
2 этап: планирование, сбор и обработка информации
3 этап: анализ и отбор материала, художественное оформление работы
4 этап: коллективная защита проекта, выступление на школьной проектной неделе
15. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Сбор и обработка информации – учащиеся класса
Выполнение творческих заданий – все учащиеся класса
Изготовление буклетов:
ΙΙ. ТАЙНЫ ЦВЕТОВ.
Удивительное творение природы — цветок. По разнообразию расцветок и форм с цветами в природе ничто не может сравниться. Они радуют нас своей красотой, разнообразием расцветок и форм. Цветы нужны людям и в праздники и в будни. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах и праздниках. Без красоты цветов беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность показать прекрасное, открыть тайну рождения семян и плодов. Цветочный мир нашей страны полон красок и ароматов, удивительных и неповторимых форм и видов растений. Цветочные растения встречаются буквально повсюду: в лесах, степях, пустынях и даже… в песках. Но многие даже не догадываются, что большинство растений к нам попали из других стран мира. А какие ещё тайны скрывают цветы? Мы решили ответить на этот вопрос. Тема нашего проекта: «Тайны цветов»
Цель проекта:
Узнать, какие тайны скрывают цветы
Задачи проекта:
1. Легенды о цветах
Мы решили провести анкетирование в нашем классе (Приложение 1) В опросе участвовало 23 ученика. Анкетирование показало, что 20 учащихся класса любят цветы, что составляет 87 % учащихся (Приложение 2). Самые любимые цветы в классе – роза, подснежники, анютины глазки, ромашки и другие(Приложение 3).
Из энциклопедий мы узнали, что есть легенды о цветах. Самые интересные - о розе, анютиных глазках, ландыше и подснежнике (Приложение 4) Легенда о розе гласит, что она пользовалась в Древней Индии таким почётом, что даже существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него всё, что он только пожелает.
Даром богов считали розу и древние греки. Титул царицы цветов она получила от знаменитой Сафо. А появление её греческие поэты облекли в целый ряд чудесных сказаний: родилась роза из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та выходила из моря. Увидев цветок, по красоте своей не уступающий самой богине, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако из-за зависти некоторых богов нектар этот не дал розе бессмертия, и она осталась такой же смертной, как и всё, что рождается на Земле.
Согласно персидской мифологии, раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.
В легенде об анютиных глазках говорится, что немцы анютины глазки называют "мачехой", объясняя это тем, что нижний самый круглый и красивый лепесток, - это мачеха, а находящиеся выше и не менее красиво окрашенные лепестки – её родные дочери, два верхних беленьких, как будто полинявших с лиловым оттенком – её бедно одетые падчерицы. Есть предание, что анютины глазки – это девушка Анюта, обращённая в цветок за любопытство к чужой жизни и подглядывание.
Легенда о ландыше уверяет, что это не ягодка вовсе, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но недолго. И ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, и на их месте вылились огненно-красные слёзы – ягоды.
А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви!
С маленьким серебристым цветком связаны не только легенды, стихи, сказания, но и многие праздники. В период цветения ландышей проводились народные гулянья.
В Древней Германии на некоторых парнях и девушках были веночки из цветов ландышей. Они собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы не увядали, тогда они бросали их в костёр, принося в жертву богине зари и весны – Остаре.
А во Франции день первого мая называется днём Ландышей, которые символизируют солидарность трудящихся.
Древняя легенда о подснежнике рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.
По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветкам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться с ним одеянием. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней весны.
Видя необыкновенную красоту цветов, человеку трудно было когда-то поверить, что все это создала природа без вмешательства божественных сил. Поэтому наиболее красивые растения считали любимцами богов и высаживали их рядом с храмами. Так возникли первые цветники и декоративные сады.
Из книг мы узнали, что цветы стали выращивать не только возле храмов, но и рядом с жилищем, в парках. Например, в Италии каждый дом утопал в зелени. Горожане разводили сады даже на крышах домов. В садах выращивали красивые и полезные растения. Чаще других встречались роза, мак, фиалка. В Помпее выращивали: гладиолус, ирис, многолетнюю астру, которые были перенесены из дикой флоры юга Италии. В садах росли и экзотические растения - олеандр, мальва, алоэ, лотос, родиной которых является Восточная Азия и Египет.
Одним из чудес света называли знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Сады, казалось, парили в воздухе над городскими домами и храмами, возвышаясь над зубцами дворцовой крепости.
2. Родина цветов.
Мы решили узнать, где родина цветов? В результате изучения литературы, мы выяснили, что родиной любимых цветов является Северная и Южная Америка, Европа и Азия (Приложение 5)
3. Первые цветы в России
В России цветоводство начало развиваться к середине 17 в. В подмосковном саду царя Алексея Михайловича выращивали тюльпаны, гвоздику, розы. Петр 1 основал ботанические сады Московского и Петербургского университета, в которых были коллекции растений из Центральной Азии дальнего Востока. Большую часть цветов в сад передали знаменитые русские путешественники Н.М.Пржевальский, Г.Н Потанин. Это дальневосточные лилии, сирень, смородина. В 1812г. В Никитском ботаническом саду появились: пальмы, олеандр др. В настоящее время в России нет населенных мест, где не выращивают цветы.
4. Язык цветов.
Нам стало интересно узнать, а умеют ли цветы разговаривать? Из научной литературы мы выяснили, что у цветов есть свой язык общения. Каждый может изучить его для того, чтобы понимать цветы и выражать свои мысли и чувства (Приложение 6) Например, анютины глазки говорят нам: « «Не забывай обо мне», а ирис - « могу кое-что сообщить», тюльпан своей красотой и очарованием признается нам в любви. Язык розы – это красота, любовь, сердце, застенчивость.
5. Одноклассники о любимых цветах.
Для того чтобы, каждый мог описать свой любимый цветок, раскрыть его неповторимую красоту и доказать, что именно этот цветок самый очаровательный, мы решили написать сочинение на тему «Мой любимый цветок». Каждый проявил свое творчество, с помощью художественных средств создал образ любимого цветка и смог убедить нас в своей правоте (Приложение 8)
6. Цветы - герои сказок.
Оказывается, что цветы живут в сказках. Самые известные сказки, в которых цветы – герои - «Каменный цветок» Павла Бажова, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Цветик – семицветик» Валентина Катаева, «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена, «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака и др.(Приложение 7)
7. Искусство делать цветы
Чтобы узнать больше о цветах. мы сходили на экскурсию в библиотеку им. А.С.Пушкина по теме «Цветы – чудо природы». Библиотекарь рассказала нам, почему цветы – чудо природы, о происхождении цветов, познакомила нас с легендами о цветах (Приложение 9) Для нас провели мастер - класс «Искусство делать цветы». Мы смогли из бумаги создать коллективную аппликацию (Приложение 10)
На уроке рисования мы нарисовали любимые цветы (Приложение11), а на уроке труда сделали цветы своими руками из разных материалов(Приложение 12)
Для аппликации нам потребовалось:
Этапы работы:
Каждый смог сделать такую аппликацию. 8 марта ребята подарили мамам красивые цветы.
Итогом нашей работы стал информационный буклет ( Приложение 13). В него вошли такие разделы:
III. Заключение.
Проблема, заставившая нас обратиться к данной теме, оказалась интересной и актуальной. Где бы ни жил человек, везде его окружают цветы. Цветы- удивительное творение природы. Нет ничего прекраснее, загадочнее и таинственнее цветка. Многие тайны цветов нам ещё не известны. В проектной работе учащиеся открывают некоторые из них.
Учащиеся познакомились с разнообразием цветов, легенд о цветах, узнали язык цветов, где их родина. Ребята изготовили открытки к 8 марта и информационный буклет «Тайны цветов», подготовили презентацию для учащихся, учителей и родителей.
Проект воспитывает в учащихся любовь к цветам, бережное отношение к красоте природы, которая нуждается в заботе людей. Материалы проекта можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения и изобразительного искусства учителями школы, учащимися.
Осуществление проекта способствовало развитию навыков работы с дополнительной литературой, расширению кругозора и знаний об окружающем мире, активному вовлечению родителей в подготовку проекта,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М.: Агропромиздат, 1988
2.Соколов М. Цветы в культуре Европы // Соколов М. Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 99-110
3.Пронников В. А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М.: Наука, 1985
4.«Цветы», М. Уолтерс; Пер. с англ.:О. А. Герасиной. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001—256 с.: ил. — (Мини-энциклопедия)
5.Цветы в вашем доме. Составитель Т.А. Храмова. ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004
6.Чуб В. Но вот приходят дни цветенья. // Цветоводство, № 1, 2008, с. 18-21
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета
1. Любите ли вы цветы?_________________________________________________
2. Самые любимы цветы_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите сказки, в которых цветы – герои произведения
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
№№ п/п | Название цветка | Родина цветка |
1 | Анютины глазки | Европа |
2 | Ландыши | Европа, Азия, Северная Америка |
3 | Роза | Азия |
4 | Тюльпаны | Азия |
5 | Ромашка | Северная Америка |
6 | Астра | Северная Америка |
7 | Незабудка | Азия |
8 | Василек | Южная Америка |
9 | Гвоздика | Азия, Китай |
10 | Лилия | Азия |
11 | Подснежники | Евразия |
Приложение 6
Сирень - память молодых дней
Приложение 7
Приложение 8
Отрывки из сочинений
Из всех цветов больше всего мне нравится роза. Это самый нежный и чувственный цветок. Роза – королева цветов…
Найданов Дмитрий
Мой любимый цветок – подснежник. Это первоцвет. Он распускается ранней весной. В лесу ещё кое – где лежит снег, а подснежник уже цветет. Лепестки цветов тянутся к солнцу. Подснежник очень нежный цветок. Он всегда радует мне глаз!...
Харитонов Кирилл
Прекрасный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой. Ведь астра в переводе с греческого означает «Звезда»…
Самохвалова Екатерина
Осенние цветы привлекают нас необычной, осенней красотой. Среди них особенно неподражаемые – астры…
Самохвалова Екатерина
У этого цветка есть несколько названий: фиалка трехцветная и Анютины глазки. Мне нравятся эти милые неприхотливые цветочки за их разнообразную окраску…
Пахомова Ирина
Розы очаровывают всех своим ароматом и необыкновенной красотой. В русской литературе роза – символ любви…
Еланцева Виктория
Собрав букет из ромашек, ты понимаешь, что это маленькое солнышко в твоих руках. Ромашка- это мои самые любимые цветы!...
Прокопьев Борис
Про розы сочиняют стихи и песни…
Нохрин Никита
Роза не только радует людей своим ароматом и прелестью, но и у нее много целебных качеств. Из лепестков розы варят варенье, заваривают вкусный чай….
Боченцев Данил
Особенно мне нравятся кусты роз с капельками росы на лепестках. Они передают свежесть летнего утра…. Это благородный цветок. Он передает такие чувства, как любовь и нежность…
Лушников Антон.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Самодельный телефон
Злая мать и добрая тётя
Проказы старухи-зимы
Волшебная фортепианная музыка