Древнее морское поверье гласило: женщине в море не место. Это мнение бытует и сегодня, в XXI веке. Однако в России женщина никогда не была просто женщиной. Сильная, смелая, решительная, готовая принимать важные решения и способная в тяжёлый для семьи и страны момент взвалить на себя многое, русская женщина никогда не боялась трудностей, а нередко стремилась доказать, что может работать наравне с мужчиной.
Море не терпит слабых, но к сильным людям оно благосклонно. В прошлом веке ходили легенды об отваге шкипера Татьяны Сотовой. С 1929 года ходила штурманом, а потом капитаном на Дальнем Востоке Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. В годы Отечественной войны Евгения Петровна Горленко водила суда на линии Владивосток - США, а капитан Берта Яковлевна Рапопорт под ураганным огнем фашистской артиллерии и авиации спасала из осажденной Одессы женщин, детей и стариков. Все эти женщины оставили яркий след в истории российского (советского) флота. Своим упорством, смелостью и мудростью они заслужили уважение коллег-мужчин во всём мире.
Влюблённая в море, следуя за своей мечтой, вызов мореходам-мужчинам бросила и маленькая, хрупкая сероглазая женщина – Валентина Яковлевна Орликова. О ней и пойдёт в данной работе рассказ, опирающийся на воспоминания тех людей, которые были лично знакомы с легендарным капитаном.
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_i_sudba_zhenshchiny-kapitana_v.ya_._orlikovoy.doc | 93 КБ |
Ежегодный областной литературно-краеведческий конкурс
«Берег России»
Личность и судьба
Женщины-Капитана
Валентины Яковлевны Орликовой
Ф.И. ученика: Рянняль Валерия,
МБОУ г. Мурманска гимназия №2, 6 Б класс.
Ф.И.О. руководителя:
Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка МБОУ г. Мурманска гимназия №2
Мурманск
2013 год
ВВЕДЕНИЕ
Древнее морское поверье гласило: женщине в море не место. Это мнение бытует и сегодня, в XXI веке. Однако в России женщина никогда не была просто женщиной. Сильная, смелая, решительная, готовая принимать важные решения и способная в тяжёлый для семьи и страны момент взвалить на себя многое, русская женщина никогда не боялась трудностей, а нередко стремилась доказать, что может работать наравне с мужчиной.
Море не терпит слабых, но к сильным людям оно благосклонно. В прошлом веке ходили легенды об отваге шкипера Татьяны Сотовой. С 1929 года ходила штурманом, а потом капитаном на Дальнем Востоке Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. В годы Отечественной войны Евгения Петровна Горленко водила суда на линии Владивосток - США, а капитан Берта Яковлевна Рапопорт под ураганным огнем фашистской артиллерии и авиации спасала из осажденной Одессы женщин, детей и стариков. Все эти женщины оставили яркий след в истории российского (советского) флота. Своим упорством, смелостью и мудростью они заслужили уважение коллег-мужчин во всём мире.
Влюблённая в море, следуя за своей мечтой, вызов мореходам-мужчинам бросила и маленькая, хрупкая сероглазая женщина – Валентина Яковлевна Орликова. О ней и пойдёт в данной работе рассказ, опирающийся на воспоминания тех людей, которые были лично знакомы с легендарным капитаном.
Личность и судьба капитана
Валентины Яковлевны Орликовой
Валя Орликова родилась 19 февраля 1915 года далеко от морей – в провинциальном забайкальском городке Сретенске. Не запомнила она свою малую родину: в трёхлетнем возрасте родители перевезли девочку во Владивосток. И кто знает, если бы не эта перемена места жительства, увидела бы она когда-нибудь закат над морем, услышала бы грохот разбушевавшихся волн…
Отец Валентины Орликовой был нотариусом, а мать – машинисткой, и профессии эти были так же далеки от моря, как Сретенск от Тихого океана. А во Владивостоке море плескалось у каждой сопки. И не только мальчишек, но и подрастающих девчонок сводили с ума мечты о дальних странствиях [1].
Детство Вали Орликовой было таким, как у большинства её сверстников. Однако после школы девушка не выбрала женскую профессию, а пошла работать на «Дальзавод» подручной судосборщика, вечерами училась в техникуме на судокорпусном отделении.
В 1932 году семья Орликовых перебралась в Москву. В столице не оказалось морских учебных заведений, и Валя отправилась в Ленинград. Работала чертежницей в конструкторском бюро Балтийского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института. После первого курса Валя серьезно заболела, вынуждена была вернуться к родителям. Когда поправилась, поработала немного на строительстве канала Москва-Волга, а осенью 1937-го восстановилась в институте [6].
В следующем году, когда за плечами уже было два курса кораблестроительного института, неожиданно для многих (но не для себя) Валентина Орликова перешла в институт инженеров водного транспорта на судоводительский факультет. Деканом там был тогда будущий министр морского флота Виктор Георгиевич Бакаев. После сомнений и раздумий он все же помог настойчивой девчонке определиться на третьем курсе. Она не подвела. За год догнала однокурсников, досдала экзамены по одиннадцати предметам и вместе со всеми ушла на практику на паруснике «Вега». Несла все матросские вахты, изучала штурманское дело [6].
Занятия в институте закончились в мае 1941 года. В декабре после полугодового плавания штурманом-практикантом на одном из судов Балтийского пароходства Валентина должна была сдавать государственные экзамены и получать диплом. Начавшаяся война внесла поправки. Экзамены сдавала в феврале 1942 года на инженера-судоводителя (одновременно получила и диплом штурмана малого плавания). А до этого узнала, что такое война на море.
Из Таллина, где юная Валя оказалась во время практики, Орликова уходила с последним военным транспортом. На борту находились семь тысяч раненых. Судно напоролось на мину, в пробоину хлынула вода. Люди метались в панике. А она оставалась спокойной. Судно сумели удержать на плаву. Подошел эсминец и взял его на буксир. (Позже В. Орликову наградили медалью «За оборону Ленинграда») [1].
После получения диплома было Северное морское пароходство. Работа в Архангельске 8 августа 1942 года началась необычно. Теплоход «Двина» водоизмещением около 11 тысяч тонн уходил на восток. У черной башни его догнал катер. По штормтрапу легко поднялась изящная женщина. «Врачиху забыли взять», - решили моряки. «Штурман Орликова», - представилась женщина капитану Ивану Васильевичу Пийру [1].
«Двина» возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу. Намеревались пройти Северным морским путем. Немцы настигли и здесь. От торпеды погиб теплоход «Куйбышев», подорвался на минах «Щорс», а «Эльна-2», стараясь держаться ближе к безопасному берегу, напоролась на камни. В сентябре в Чукотском море путь каравану преградили ледяные поля. Вернулись к Новой Земле. Так как конвой из английских кораблей задерживался, было решено отправить «Двину» в одиночку, без сопровождения. Рискованно!.. Вооружение у «Двины» удивительное для военного времени: два ручных пулемета, пять винтовок, две глубинные бомбы, четыре дымовые шашки. У других судов не лучше. Чтобы корабль не казался совсем беззащитной жертвой для немецких кораблей и подводных лодок, капитан принял решение соорудить муляжи корабельных орудий из дерева, надеть на них чехлы и приставить к фальш-орудиям расчёты. Так и было сделано.
Первым вышел «Моссовет», за ним потянулись «Донбасс» и «Двина». Плавание не обошлось без сложностей. Вот что пишут А. Тарандин и Л. Новиков в своей книге «Сказание о "Сибирякове"»:
Вскоре подошли к Исландии. В порту Рейкьявик заправились топливом, передохнули и снова в путь. В Атлантическом океане гитлеровские подводные лодки появлялись редко. Но возникли другие трудности. Ведь судно уже несколько месяцев находилось в плавании. Кончилась зелень, в обрез оставалось и других продуктов. В Рейкьявике тоже не густо было; бедствовал городок. У многих матросов расшатались зубы, появились признаки цинги. Тут помогла смекалка радиста Михаила Кольцова. Он как-то попробовал вымывать почву из марганцевой руды, которую мы везли. Получилось. Трудно шло дело, но когда в эту затею поверили другие, стало веселее. Перебрав тонны породы, ребята намыли немного земли. Вот уж поистине был на корабле праздник, когда однажды на искрящейся металлическим блеском почве появились нежно-зеленые стрелки лука! Все вдруг стали "огородниками". Так и добрались до Нью-Йорка.
И вот, наконец, Бостон, затем – Нью-Йорк. В Америке тысячи людей собирались на причалах. Особый интерес вызывала улыбчивая русская «маринаржка» (Валентина Орликова). Куда ее только не приглашали, возили даже в Голливуд на съёмки документального фильма о русских моряках. 17 февраля 1943 г. консульство направило с «Двины» на съемки пять моряков, в числе которых была 4-й помощник капитана Валентина Яковлевна Орликова…[9].
Вот что пишет про эти съёмки в своей статье «Через три океана на теплоходе «Двина» член команды П.А. Филев: «Нам много было задано разных вопросов. Валентина Яковлевна говорила все по-английски, она хорошо знала язык. Нас сняли в разных кадрах. Так мы стали героями голливудского фильма» [4].
А вот как описал это мероприятие советский разведчик Александр Феклисов в своей книге «За океаном и на острове» [3]:
Многие советские моряки были свидетелями событий, происходивших в нашей стране, кое-что знали о ходе боев. Поэтому корреспонденты американских газет и радиокомпаний стремились взять у них интервью и получить информацию из первых рук. Моряков приглашали на вечера в эмигрантские организации, а также в американские семьи.
Посольство считало такого рода работу политически важной и придавало ей должное значение. В предварительных беседах с журналистами, которые обращались ко мне за разрешением поговорить с моряками, я прямо заявлял, что если они напишут объективные статьи, без антисоветских комментариев, то устрою им встречу. В противном случае, извините, ничего не выйдет.
Как правило, журналисты соглашались с таким условием. Обычно они брали интервью у моряков в моем присутствии, и я нередко выступал в роли переводчика. Опыт показал, что такие встречи были очень полезными, так как ребята простым языком, правдиво, в доходчивой форме и с конкретными примерами рассказывали о героической борьбе Красной Армии, о том, на какие жертвы идет наш народ, чтобы одержать победу над общим врагом. Они прямо, без дипломатических выкрутасов, заявляли корреспондентам, а следовательно, и многим миллионам жителей США, что никакая помощь не может заменить второй фронт в Европе.
Очень успешно выступала и давала интервью американским журналистам штурман парохода «Двина» Валентина Орликова, миниатюрная, стройная женщина, всегда одетая в чистую, хорошо отглаженную форму. У нее были темно-русые волосы и выразительные глаза, речь ее отличалась искренностью и какой-то задушевностью, что сразу подкупало собеседника. От всего ее внешнего облика и манер веяло изяществом и женственностью, хотя она постоянно вращалась среди мужчин, занимавшихся тяжелым физическим трудом. Какие бы каверзные вопросы ни задавали ей корреспонденты, она всегда спокойным тоном давала обстоятельные, четкие ответы. При этом не изображала из себя всезнайку и, если чего не ведала, откровенно признавалась. Во время первого интервью ей задали такой вопрос:
- Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?
Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.
- Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло.
Валентина Орликова говорила, что слушают ее подчиненные, так как понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.
В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:
- Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.
За время войны пароход Орликовой трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной.
Также Орликова выступала в огромных залах:
- Я привезла вам привет из моей родной страны: матерям – от матерей, морякам – от моряков, детям – от детей, от нашего сражающегося народа – вашим семьям и братьям. Передаю привет от наших рабочих – вашим…
«Мне легче было устоять на мечущейся палубе, - вспоминала Орликова после войны на одной из встреч с ветеранами-моряками, - чем на неподвижной сцене огромного зала, вмещавшего тысячи людей».
Она стучалась в сердца американцев, надеясь, что те отзовутся сочувствием и помощью: «Это наша общая война. И она не так далеко от вас, как вы думаете. Враг в водах, которые омывают и ваш Манхеттен…» Потом читала стихи Ольги Берггольц о блокадном Ленинграде, «Жди меня» Константина Симонова и удивлялась, как без перевода громадный зал улавливал смысл.
В начале 1943 года в Нью-Йорке поистине с американской деловитостью вышла книга Ирины Александер «Бегущий поток» о рейсе «Двины» в Америку и о Валентине Орликовой. Вышла, как и была написана, на русском языке. Орликова привезла домой два экземпляра, но они затерялись в годы войны [1].
В конце войны В. Орликова какое-то время работала на линии Владивосток-США. Так снова встретилась с городом юности, где прошли четырнадцать из прожитых двадцати восьми лет.
Затем возвратилась в балтийское пароходство. Ходила старшим помощником капитана на европейских линиях: из Ленинграда в Швецию, Норвегию, Финляндию.
Диплом штурмана дальнего плавания Валентина Яковлевна получила в Ленинграде в начале 1945-го. В 1946-м В. Орликову перевели в Москву в Министерство рыбного хозяйства. После скитаний по морям-океанам Валентина Яковлевна бросилась в музеи, театры. Но совсем недолго продержалась на берегу, укатила в Приморье. И на этот раз подивила бывалых мореходов, попросив место капитана на одном из судов Курильской китобойной флотилии.
- Не было у нас еще женщин-китобоев….
- Капитанов не было. А старпомом вон Вера Кузьминична Мицай на «Тайфуне» ходит. Будут и капитаны, - Орликова смотрела решительно и уверенно.
Дали ей дизельное суденышко «Шторм», одно из четырнадцати, входивших во флотилию. Зимой буксировала сигары с лесом, а летом выходила на промысел [9].
Однажды в узкой бухте острова Шикотан судно застал тайфун. Некоторые суда попытались отстояться и жестоко поплатились – их крепко побило о скалы. Орликова сама направила «Шторм» на песчаную косу. Спасла и людей, и судно. Зауважали ее мужчины-капитаны.
Вот что вспоминает Нина Соловова, работавшая с ней в тот период:
Эта маленькая красивая женщина обладала на редкость твердым характером. Ее уважали за профессионализм и боялись за крутой нрав: могла так встряхнуть словом, что мало не покажется. На мостике её еле видно было - одна голова торчал. Зато так могла всех «построить», что через минуту забывали о ее небольшом росте... Одним словом, капитан от бога. «Чёрт в юбке», - посмеивались старые моряки, глядя на нее. Но в экипаже её любили и прощали ей маленькие человеческие слабости.
Пять лет Валентина Яковлевна Орликова была китобоем. В 1950-м за освоение этого промысла в районах Дальнего Востока наградили В. Орликову орденом Трудового Красного Знамени [9].
В 1953 году В. Орликову снова пригласили работать в Москву - в Министерство рыбного хозяйства. Но чиновничье кресло не смогло стать равноценной заменой морю. Капитанский мостик звал Валентину Яковлевну.
В 1955 году В. Орликова приехала в Мурманск, где начали появляться суда нового типа - большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ). Так появилась в Мурманске первая женщина-капитан. Она поднялась на мостик большого морозильного рыболовного траулера «Николай Островский».
Многое пришлось осваивать заново. Помогали хорошие учителя: опытный промысловик Дмитрий Ефимович Миргородский пошел с ней в первый рейс капитаном-наставником. Через неделю промысла она уже самостоятельно командовала спуском-подъемом трала. На «Николае Островском» брали по 25 тонн рыбы в сутки, больше в то время редко кому удавалось. Рейсовое задание перевыполняли в полтора раза, несмотря на осенние штормы. На БМРТ повсюду был порядок. Сказывалось, наверное, чисто женское влияние.
По одному выходу сделала В. Орликова на «Салтыкове-Щедрине» и «Златоусте», в сентябре 1958 года приняла БМРТ «Новиков-Прибой».
В. Я. Орликова была мудрым капитаном. Отказалась от подхват, которые всегда были спутниками рыбаков. Правильно, с хорошим отдыхом расставляла людей. У большинства судов имелось по два трала - рабочий и запасной. Орликова вытребовала третий, резервный, и он пригодился, когда однажды оба имевшихся раскроили о незамеченные подводные скалы.
Простоев и лишних переходов «леди-капитан» избегала. Осваивала лов сельди на разных глубинах. Даже холодильные камеры загружались на ее судах по-иному, рациональнее [1] .
Известно, что к присутствию женщин на корабле моряки всегда относились настороженно. Не избежала пристрастных суждений и В. Я. Орликова. Мало того, что женщина. Так еще хрупкая, тоненькая, небольшого росточка. Правда, в послужном списке ее – немалый стаж штурманской службы. Только это обстоятельство и примиряло поначалу опытных капитанов с вторжением Орликовой в их солидарную мужскую среду. Прошло, однако, время – и настороженность сменилась уважением.
Десять лет В.Я. Орликова возглавляла экипажи БМРТ, водила в рейсы танкер «Пирятин», и не случалось, чтобы не справлялась с заданием. Она работала творчески и со временем заработала авторитет грамотного промысловика, умелого судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков. Наряду с орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот» её заслуги отмечены медалями.
Вот что вспоминает о В. Орликовой И.А. Курамшин [7]:
Я ходил мастером добычи на БМРТ «Новиков-Прибой». Более 6 лет - под командованием Валентины Яковлевны. Мы ее называли мамой. Главные качества ее характера: справедливость и трудолюбие. И еще доброта. Был у нас на судне матрос Вася Шубин. Так Валентина Яковлевна купила на свои деньги телевизор и подарила ему за хорошую работу от имени всего экипажа. Искренний и очень душевный человек. Вот какая она была.
А вот что пишет о Валентине Яковлевне Герман Ануфриев, служивший на БМРТ «Николай Островский»:
Женщины-капитаны были в те годы большой редкостью, о них ходили и легенды, и слухи. В моем представлении это должна была быть этакая "бой-баба", как у Ильфа и Петрова, - "широкоплечая гражданка" с зычным голосом и речью, густо припорошенной матом. А тут - хрупкая, изящная женщина с короткой стрижкой и тихим голосом, умная, интеллигентная, ироничная. С членами экипажа - доброжелательна, проста, на удивление спокойна, в решениях независима. Никогда не повышала голоса, не употребляла крепких выражений, но при необходимости способна была проявить необыкновенную, не всякому мужчине дарованную твердость характера и духа [9].
В 1960 году В. Орликовой присвоили звание Героя Социалистического Труда. На одной из встреч с молодежью ее спросили: как она полагает, за что? Она стала загибать пальцы: наверно, за освоение новых районов промысла, за внедрение нового метода выгрузки рыбы по принципу «трюм-вагон», за переход на снабжение топливом в море, за составление карт-планов полярных районов и, вероятно, - тут она показалась неуверенной, - за организацию медицинской службы в море…[9]
Дотошные кадровики находили у нее «недостатки»: в порту на судах устраивала семейные праздники. А многие ли жены и дети моряков сегодня бывают на судах, на которых десятки лет ходят в море их мужья и отцы?
В другой характеристике написано: «Не нашла должного контакта с первым помощником капитана…» А что же ей было делать, если тот оказался совсем не помощником, не тем человеком, который нужен морякам в долгом рейсе: просиживал в каюте и вылезал только для того, чтобы за моряками подсмотреть.
В. Орликову упрекали в дилетантстве. И это неправда. Старший механик Константин Александрович Трубин писал, что капитан хорошо знала не только штурманское дело, но и машину траулера, могла сразу же определить, почему снизился ход судна даже на пол-узла [6].
Злые языки распускали слухи о личной жизни Валентины Яковлевны. Да, с этой стороны ее жизнь не устроилась. Во время работы на канале Москва-Волга вышла замуж за начальника участка, который был старше её на 12 лет. Все бы хорошо, да муж отказался отпустить на учебу в Ленинград, и она оставила его.
В институте вышла замуж за студента Бориса Соченова. В августе 1940-го родился сын Саша. И снова все шло нормально, пока не собралась в море. Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. А сын Саша оставался с бабушкой, без мамы и школу закончил. Только когда поступил в Мурманское высшее мореходное училище, стали встречаться чаще.
У Валентины Орликовой были завистники. Все обиды оставляли зарубки на сердце. Ещё с 1960 года в письмах Орликовой с моря по этому поводу проскальзывали тревожные нотки. Но она бодрилась, считала спазмы в сердце результатом нервных перегрузок.
Однажды в Мурманском тралфлоте получили тревожную радиограмму: «Следуем Торсхавн. Прошу консультации. Капитан Орликова в тяжелом состоянии. Стенокардический приступ, парез левой руки и ноги. Принято: кардимен, валидол, кофеин, камфара. Врач танкера «Пирятин» Лаптев. 23 июня 1964 года. 4.00». Но рейс не был прерван. Через час получили другое сообщение: «По заявлению доктора, приступ окончен. Состояние здоровья улучшилось. Следуем на промысел. Старпом Калашников» [1].
О В.Я. Орликовой был снят документальный фильм «Валентина Орликова – единственная женщина-капитан китобойного судна».
Уволилась Орликова из флота 4 февраля 1966 года и возвратилась в Москву. С 1969 вышла на пенсию - в 54 года. Но и после этого выходила в море на ходовые испытания судов…
Валентина Яковлевна участвовала в общественной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций морского и рыболовного флотов. До последних дней жизни не теряла связи с Мурманском и оставила в истории нашего города особый след.
В феврале 1985 года Валентина Яковлевна отметила свое 70-летие. Надела форму. Пришли гости. Говорили о том, что будут ещё приходить в море женщины, но она останется первой женщиной-капитаном китобойного судна, первой на мостике большого морозильного траулера, первой женщиной в рыбной отрасли всей страны.
Валентины Яковлевны не стало 31 января 1986 года. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище в Москве, недалеко от могилы Сергея Есенина [1]. Рыбаки Мурманского тралового флота установили на ее могиле бронзовый бюст. Именем В. Орликовой назван супертраулер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В.Я. Орликовой посвящали свои произведения многие писатели и поэты. Восхищаясь мужеством Женщины и Капитана В. Орликовой, болгарская поэтесса Елисавета Багряна написала стихи:
Как вам завидую, хоть вами и горжусь я:
Мечту осуществить – что в жизни краше?!
Горжусь и думаю с невольной грустью
О юности своей, иной, чем ваша.
Когда училась и когда росла я,
Могла ли помышлять я о штурвале,
О штормовых морских путях без края?
В мечтах – конечно, но всерьез – едва ли [1].
В дневнике, который вела в юности Валя Орликова, осталась запись: «Достигает в жизни заветной цели только тот, кто умеет взять верный курс». Что и говорить, курс в своей жизни Орликова проложила верный.
В жизни Валентины Яковлевны Орликовой, как в калейдоскопе, мелькали города, страны и океаны - Москва, Владивосток, Нью-Йорк и Мурманск. Везде она оставляла свой след. Но, пожалуй, только заполярный Мурманск может похвастать тем, что память об этой яркой женщине запечатлена на городской карте. В её честь названа улица города Мурманска, а 7 июля 2005 г. на доме №40 на улице Капитана Орликовой открыта мемориальная доска [2], чтобы жители нашего города всегда помнили о смелости и целеустремлённости выдающейся Женщины и Капитана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Книги:
Статьи газет:
Интернет-ресурсы:
9. Иванов Даниил. Валентина Орликова - единственная в мире женщина-капитан китобойного судна и штурман арктических конвоев. / Статья от 21.09.2010 на информационном портале «История государства» - http://statehistory.ru
Снегири и коты
Мороз и заяц
Просто так
Почему Уран и Нептун разного цвета
Повезло! Стихи о счастливой семье