Тема «исчезающих деревень» в нашей исторической и краеведческой литературе не нова, но вполне актуальна. Цель данного исследования – восстановление истории поселка, уже исчезнувшего с карты нашего
края выглядит очень благородно и заслуживает всяческой поддержки.
Во введении обосновывается выбор темы, указывается цель и задачи, ставится гипотеза, указаны источники, использованные при написании работы.
В основной части прослеживается история поселка, его характеристика, причины исчезновения
Методы исследования: обращение к известным, уже опубликованным, и еще не введенным в оборот источникам; опрос информаторов, оформление приложений.
Выводы, сделанные ученицей, соответствуют логике ее исследования. Тема раскрыта, цель достигнута.
Данная работа может быть использована на уроках истории, на внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа. | 422.91 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»
Каменского района
Алтайского края
Исчезнувший Курский
Исследовательская работа
Автор: Незамаева Анастасия,
Ученица 9 класса
Руководитель: Терешина Анжела Александровна,
учитель истории
МКОУ «Новоярковская СОШ»
С. Новоярки
2013
Оглавление
1. История возникновения посёлка Курский (3 сотня)
2. Характеристика хозяйства в поселке Курский
3. Причины исчезновения поселка
Список использованной литературы:
Любой из нас с гордостью произносит: «Я – сибиряк!», ощущая причастность к великому и могучему краю. А ведь экономическая мощь и величие Сибири начиналось не с крупных городов, а с таких селений, как деревня Усть-Барнаульская, на месте которой был заложен как посёлок Барнаул в связи со строительством промышленником А. И. Демидовым сереброплавильного завода (был крепостью, имел стены с башнями), с крепостей и острогов, таких как Омской крепости, Красноярского острога вокруг которых вырастали заимки, деревни, поселки, образуя уезды, области, губернии[6]. Россия всегда была крепка селом, здесь учились работать до седьмого пота, здесь складывались обычаи, уклады, основы народной правды, мудрости. Сегодня с горечью признается тот факт, что самая большая потеря России в 20 веке – это деревня. Сколько же довелось пережить селу от раскулачивания до перестройки. По иронии судьбы многие села, кормившие страну в середине 20-го столетия, в 70-80-е годы стали «неперспективными». И жители, потерявшие работу, связь с городом, надежду на благополучие, стали покидать родные места, оставляя навсегда в сибирской тайге родные дома и родные могилы.
Ежегодно в стране исчезают тысячи населённых пунктов, неуклонно сокращается население страны. В прошлом году страна официально лишилась более 3000 населенных пунктов. Вымирают малые города, посёлки, деревни, хутора. По данным Министерства регионального развития РФ, с 1990 года в стране исчезло 23000 тысячи населённых пунктов, 20000 из этого числа – деревни и посёлки. За минувшие годы с карты страны полностью исчезли 290 городов и 11 тыс. сел. 13 тыс. российских деревень остались без жителей. Каждый день мы теряем по 2 деревни, а за год - небольшую область[7].
Исчезающие в таком количестве населённые пункты – признак гибели страны.
Однажды, беседуя с женщиной, проживающей, недалеко от нашего дома Литовченко Евдокией Петровной я заинтересовалась интересными сведениями из ее биографии. С её слов стало известно, что она родилась в поселке Курском, которое относилось к Новоярковскому сельсовету, но которого сегодня не существует вообще. Меня очень взволновала данная тема и мне стало очень интересно узнать дополнительные сведения об истории моего родного района. Знания о корнях наших прошлых, это сохранение наследия для будущих потомков. Изучать прошлое необходимо для того, чтобы не делать ошибок в будущем, любое событие истории помогает человечеству делать выводы и накапливать опыт.
Эта работа посвящена поселку Курскому, существовавшему в 20-м веке в окрестностях села Новоярки и канувшим в небытие.
Работа основана на литературных источниках, воспоминаниях местных жителей. К сожалению, список литературы по рассматриваемой теме не назовешь обширным, так как на данный момент изучением истории исчезнувших деревень занимаются немногие.
Можно задаться вопросом: в чем актуальность таких исследований? Зачем ворошить людские судьбы и тревожить отболевшие воспоминания старожилов, кому нужны сейчас умершие деревни? Тихо и незаметно уходят они из людской памяти. Но с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ России. А с каждой воссозданной частичкой истории укрепляется любовь к своей земле, своей Родине.
Актуальность темы.
Проблема малых сёл и поселков стала особенно актуальной в наши дни. Возникшие в начале XX века села, и поселки подверглись реорганизации, в конечном итоге, одни исчезли совсем, другие продолжают исчезать и в XXI веке. Изучение данной проблемы помогает нам узнать историю не только нашего района, но и, в первую очередь, историю малой родины. В современном краеведении эта тема мало изучена. Значимость разработки выделенной проблемы определяется тем, что сегодня она остро стоит и для существующих сёл.
Изученность темы.
Проблемные вопросы исчезновения малых сёл не получили должного освещения. Лишь с конца 80-х годов, с началом изменения общественно-политического строя, с развитием гласности, с демократизацией, ликвидацией идеологической монополии стало возможным изучение проблемы исчезновения малых сёл. До этого времени данная тема не могла являться объектом самостоятельного исследования, скорее она представляла собой отдельное направление работы органов идеологического контроля.
Цель работы: изучить историю исчезнувшего поселка Курский
Задачи:
Гипотеза исследования – если я выясню, историю поселка Курский, то тем самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего села, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.
Методы исследования:
В результате такой работы постепенно складывается архив материалов по краеведению, который представляет интерес для краеведческого музея школы, района. Материалы, показанные мной, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов, статей, они могут быть востребованы на уроках истории, на внеклассных мероприятиях.
История возникновения посёлка Курский (3 сотня)
Примерно с конца XIX- первой четверти XX века на территорию Сибири переселяются большие группы людей. Главным условием, которое привлекало в Сибирь население, были пустующие земли. На первых порах переселение носило добровольный характер, в дальнейшем процесс переселения приобретает насильственно-вынужденный характер.
Природа щедро одарила Алтай несметным богатством и неописуемой красотой. Столь разнообразного ландшафта не сыскать: это и степи, и горы, и лесостепи, заросшие разными деревьями. Это реки и речушки, большие и малые озёра. Выбирай по желанию. И курские переселенцы не промахнулись. Они выбрали своё пристанище в лесостепном месте на западной окраине Каменского района, у истоков р. Прослаухи, что в 45 километрах от Камня. В 20-30е годы, их функцией было обеспечить молодое государство хлебом, мясом, молоком, основателями таких населенных пунктов были так же переселенцы с Украины.
Посёлок Курский был основан в 1923 году, последнем году формирования сотен, переселенцами из Курской губернии, что и дало посёлку название [5]. Расположился он одной улицей с востока на запад - крестом. Дома на улицах в основном строились с солнечной стороны. Шикарными они не были, но выделялись чистотой и аккуратностью. В посёлке были сушилка, колхозные амбары, мельница, кузница, начальная школа, сельский совет. После появились красный уголок, магазин, медпункт и дом культуры, в который привозили кино из Камня, на которое собирался весь посёлок. Возводились плотины для мелких прудов. Вот была радость ребятишкам ездить на такой пруд. Они уезжали к обеду и возвращались к поливу огорода в часов 18-19.
Посёлок застраивался очень быстро. По переписи населения 1926 года проживало 277 жителей (142 мужского и 135 женского пола) в 45 хозяйствах. Накануне Великой Отечественной войны число домовладений выросло до 63[1].
Табл.1[2]
Порядковый № округа | Порядковый № по району | Наименование насел. пунктов | Род населпункта | Место-полож. Насел. пункта | Год возникновения насел. пункта | Число хозяйств по переписи 1926 г. | Население по преписи | Численно преобладающая национальность | ||
Муж. | Жен. | Обоего пола | ||||||||
132 | 26 | Курский (3 сотня), с.-ов | Село кордон посёлок | Реч. Прослауха | 1923 | 45 | 142 | 135 | 277 | Украинцы |
Расстояние от населённого пункта до центра адми-нрго, культурного и экономии-кого тяготения (в км.) | ||||||||||
Округ. Центр. | Район. центр. | Сельский-совет | Лечебн. Пункт | Школы | Станции железн. дорог | Речной пристании | Почтового или почт.тел. отд. | Рынков сбыта сел.хоз. продукт | Рынков покупки пром. продуктов | |
Название Расстояние | Назв. Расстояние | Назв. Растояние | Назв. Растояние | Назв. Растояние | ||||||
45 | 45 | 0 | 30 | 9 | Н.-Сибир. 192 | Камень 45 | Камень 45 | Камень 45 | Столбово 26, Камень 45 |
Характеристика хозяйства в поселке Курский
Шли тяжёлые тридцатые годы. В стране полным ходом шла коллективизация. Повсеместно создавались артели, коммуны, общины, колхозы. Не обошло это движение и поселок Курский.
Людей в посёлке прибавлялось, и большинство их работало в местном колхозе «Память Ленина» за трудодни. Он был земледельческого направления, чему способствовали плодородные чернозёмные земли. Из общего надела в 2714 гектаров, колхозу досталось 960, в том числе 35 га – неудобной. Развивалось и животноводство, ибо вокруг. Среди берёзовых колков имелись богатые выпаса и сенокосы. Перед войной в колхозе было 155 голов КРС, 116 свиней, 425 овец, 163 лошади, к которым относились с особым уважением. Коней любили. Разводили чистокровных рысаков, которых знал весь район.
И в личных хозяйствах старались иметь больше скота, многие имели пчёл и сады. Но в основном в каждом доме бала хотя бы одна корова и куры. Детишки брали яйца и продавали приезжим из города торгашам, а на вырученные деньги покупали конфеты и шли в кино. А так же вокруг посёлка находились маленькие рощи, в которых было полно ягоды и грибов. Это было касачиное место, пристанище птиц и зверей.
Первым председателем колхоза был Жахлов Филипп Минеевич. После его смерти в 1934 году колхозом руководил Верозубов Прокопий Гаврилович, а перед войной – Верозубов Дмитрий Петрович. Он ушёл на фронт и там погиб. Его жена Мария после окончания курсов медсестёр добровольно ушла на фронт и тоже погибла. Позднее председателями были Гайдуков Пётр Матвееевия и Кольченко Александр Павлович, приехавший из Зелёной Дубравы. Человек безграмотный, но с солидным опытом хлебороба, завидными организаторскими способнотями и феноменальной памятью. Без всяких записей мог точно назвать любую цифру и дать точную информацию о состоянии хозяйства. Колхоз был средний, но людям здесь жить нравилось, и они крепко держались за свой куток.
С 1954 года – курс на укрупнение колхозов. До того в каждой деревне был колхоз. Теперь колхозов стало меньше. И, как следствие, центральным усадьбам уделялось больше внимания, а остальным деревням – меньше. Когда началось укрупнение колхозов, они долго и упорно не желали сливаться с Зелёнодубравским колхозом «Краснофлотец». Но объединение колхозов «Память Ленина» (п. Курский) и «краснофлотец» (п. Зелёная Дубрава) с центром в п. Курском произошло. Председателем был избран Топчиёв Николай Архипович. В п. Курском проживало 108 человек, в п. зелёная дубрава-168. Позднее хозяйство слилось с Филипповским колхозом им. Молотова. Посёлок стал колхозной бригадой, хозяйственная самостоятельность была утрачена, а это много значило. Повезло лишь в том, что колхозом руководил, опытный организатор Фетищев Филипп Романович и посёлок в обиде, не оставлял. Старожилы помнят бригадира Капустина Фёдора Мвановича, Баранова Максима Артемьевича. Голубкова Николая Петровича, Николенко Петра. Кузнецом долгое время был Верозубов Кузьма Гаврилович. Прошёл войну (там тоже кузнечил), вернулся в п. Курский, где и умер. Первый памятник из металла со звездой на Курском кладбище был у него [1].
В 60-е годы XX века шёл этап преобразований, основным содержанием которого стала политика сокращения сети поселений. Государству не хватало финансовых средств, чтобы модернизировать техническую и социально-бытовую базу колхозов. Оно решило сэкономить на содержании малых сёл. Началась очередная кампания – ликвидация неперспективных сёл. К переезду жителей из малых сёл в более крупные подтолкнула сама власть.
Состоялось объединение поселка Курского с Новоярками. Посёлок Курский оказался совсем на отшибе. Хотя он и не значился в числе неперспективных, люди стали уезжать. Как рассказывают ныне живущее люди в Новоярках, инициативу проявила молодёжь, поскольку им в посёлке делать было не чего. Ведь в основном все люди ездили из посёлка в Новоярки работать, вот они и переезжали поближе к месту работы, тогда ещё давали дома приезжим работникам колхоза, а не которые с собой везли срубы, одна из таких семей была Жахловых и Пайдуковых. Плюс к этому правление колхоза, что бы ни терять людей решило выделять по 1200 рублей каждому, кто пожелает переселиться в Новоярки. Почти все приняли такое предложение. Уезжая, люди оставляли не только родные места, они оставляли родные могилы[1].
В результате преобразований на территории Алтайского края с 1959 по1979 год число сельских населённых пунктов сократилось на 48,8% (1939 пунктов).
Таким образом, и опустел посёлок Курский.
В заключение своей работы я сделала вывод, что история страны, как в зеркале, отразилась в судьбе моей малой родины. Чем больше изучаешь историю своей малой родины, тем лучше начинаешь понимать исторические события, их влияние на судьбы людей, родной земли. История оживает, а порой становится и более достоверной, когда для ее изучения используешь не только официальные материалы, сообщения, документы, но и свидетельствами очевидцев, воспоминаниями и письмами людей, живших в изучаемое время.
Жизненный опыт самых разных людей – новый исторический источник. В ходе интервьюирования с бывшими жителями посёлка Курский были заданы следующие вопросы:
Благодаря этому опросу удалось подтвердить многие факты по истории посёлка Курский. Так, например, что оно основано было переселенцами из Украины 1923г. Что в посёлке была только начальная школа, а затем дети ездили на Филипповск, для продолжения обучения, где прожили в интернате. А так же удалось узнать, чем занималось население поселка.
Цели, поставленной в работе, я достигла.
Таким образом, я пришла к следующим выводам:
1. Чем дальше время уходит вперед, тем меньше мы молодые знаем о событиях прошлого, истории своей малой родины. Мы мало знаем историю той местности, где живем, потому что не соотносим историю края, района, деревни и историю своей семьи с историей России.
2. Каждый человек в жизни делает свой выбор самостоятельно и осознанно, только очень многое не зависит от желаний отдельно взятого человека.
3. Историю делают люди. И я думаю, какой будет история, все же зависит от личности каждого из нас, от уровня воспитанности, образования и от представлений о патриотизме, чувстве гражданского долга и чести.
Это исследование оказалось увлекательным и интересным. В данной работе отражены результаты исследования, которых удалось добиться, благодаря жителям села Новоярки, которые проживали в посёлке Курский. А так же работе с библиотечными фондами села Новоярки.
Хочу выразить слова благодарности всем людям, кто помог мне при написании исследовательской работы.
Во время работы я изучала документы, предоставленные мне архивным отделом администрации Каменского района, фотографиями из семейного архива семьи Сухановой Алёны работнику сельской библиотеки. Собирала воспоминания, и рассказы жителей посёлка Курский: Лисицы Ольги, Загинайлов Лёв Семёнович, Никулина Елена Геннадьевна, Никулин Геннадий, Суханов Александр Николаевич, Никулина Зоя, Суханова Татьяна, Суханов Николай, Лисица Светлана Анатольевна, Голубков Николай, Голубкова Лариса, Голубков Евгений.
Список использованной литературы:
Усадьба Жахоловых, сруб привезенный из п. Курский
Похозяйственная книга
Рисуем весеннюю вербу гуашью
У меня в портфеле
Рождественские подарки от Метелицы
Акварельные гвоздики
Иван Васильевич меняет профессию