В презентации по легкой атлетике подробно описаны беговые виды легкой атлетики и техника выполнения данных видов. В презентации по гимнастике описаны упражнения на параллельных брусьях у мужчин, структурные группы элементов и эволюция комбинаций гимнастов.
Вложение | Размер |
---|---|
andoni_fiz-ra.ppt | 2.14 МБ |
brusya_lyakh.ppt | 269.5 КБ |
Слайд 1
Презентация Андони Анастасии,ученицы 11 класса ГБОУ №129.Слайд 2
Техника легкоатлетического бега. Виды бега в легкой атлетике делят на: бег на короткие дистанции; бег на средние и длинные дистанции; бег на сверхдлинные дистанции и марафонский бег; эстафетный бег; барьерный бег; бег с препятствиями.
Слайд 3
Подготовка к бегу на короткие дистанции.
Слайд 4
Техника бега на короткие дистанции. Бег на короткие дистанции, или спринт, включает: бег на 60, 100, 200 и 400 м. В Англии, США, Австралии и некоторых других странах соревнования по спринту проводят на дистанциях 60, 100, 220, 440 ярдов. Вот как выглядит разница во времени пробегания метрических и ярдовых дистанций: 100 ярдов = 91,44 м; 100 м = 109,36 ярда (+0,9 с). 220 ярдов = 201,17 м; 200 м = 218,72 ярда (-0,1 с). 440 ярдов = 402,34 м; 400 м = 437,44 ярда (-0,3 с). Если спортсмен пробежал 100 ярдов за 9,2 с, то его результат в беге на 100 м в пересчете будет (9,2 + 0,9) равен примерно 10,1 с.
Слайд 5
Для анализа техники спринтерского бега выделяют условно в нем: старт; стартовое ускорение; бег по дистанции; финиширование. Старт. В беге на короткие дистанции, согласно правилам соревнований, применяется низкий старт, используя при этом стартовые колодки (станки). Расположение стартовых колодок строго индивидуально и зависит от квалификации спортсмена и его физических возможностей. В практике применяются четыре разновидности низкого старта (по расположению колодок): 1) обычный; 2) растянутый; 3) сближенный; 4) узкий. При обычном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки 1,5 — 2 стопы, такое же расстояние от первой до второй колодки. Для начинающих спортсменов можно применять расстановку по длине голени, т.е. расстояние до первой колодки и от первой до второй равно длине голени. При растянутом старте расстояние от стартовой линии до первой колодки увеличено от 2 до 3 стоп, от первой до второй колодки — от 1,5 до 2 стоп. При сближенном старте расстояние от стартовой линии до первой колодки — 1,5 стопы, от первой до второй — 1 стопа. При узком старте расстояние от стартовой линии до первой колодки не меняется, а меняется расстояние от первой до второй колодки от 0,5 стопы и меньше. Применение старта зависит от индивидуальных возможностей каждого спортсмена, в первую очередь от силы мышц ног и реакции спортсмена на сигнал. По продольной оси расстояние между осями колодок устанавливается от 15 до 25 см.
Слайд 6
Старт. По команде «На старт!» спортсмен опирается стопами ног в колодки, руки ставит к линии старта, опускается на колено сзади стоящей ноги, т.е. занимает пятиопорное положение. Голова продолжает вертикаль туловища, спина ровная или чуть полукруглая, руки, выпрямленные в локтевых суставах, располагаются чуть шире плеч или в пределах двойной ширины плеч. Взгляд направлен на расстояние 1 м за стартовую линию. Кисти рук опираются на большой и указательный пальцы, кисть параллельна линии старта. Стопы опираются на поверхность колодок так, чтобы носок шиповок касался поверхности дорожки.
Слайд 7
Старт. По команде «Внимание!» бегун отрывает колено сзади стоящей ноги от опоры, поднимая таз. Обычно высота подъема таза находится на 7—15 см выше уровня плеч. Плечи выдвигаются несколько вперед, чуть за линию старта. Бегун опирается на руки и колодки. Важно, чтобы спортсмен давил на колодки, ожидая стартовую команду. В этом положении большое значение имеют углы сгибания ног в коленных суставах. Угол между бедром и голенью, опирающейся ноги о переднюю колодку равен 92—105°, сзади стоящей ноги — 115 —138°. Угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги — 19 — 23°. Значения этих углов можно использовать при обучении низкому старту, в частности при становлении позы стартовой готовности, применяя транспортир или модели углов из деревянных реек.
Слайд 8
Старт. Бегун в положении стартовой готовности не должен быть излишне напряжен и скован. Но в то же время он должен находиться в состоянии сжатой пружины, готовой по команде начать движение, стартовать, тем более что промежуток между командами «Внимание!» и «Марш!» не оговорен правилами соревнований и целиком зависит от стартера, дающего старт.
Слайд 9
Старт. Услышав стартовый сигнал, бегун мгновенно начинает движение вперед, отталкиваясь руками от дорожки с одновременным отталкиванием сзади стоящей ноги от задней колодки. Далее вместе с маховым движением вперед сзади стоящей ногой начинается отталкивание от колодки впереди стоящей ноги, которая резко разгибается во всех суставах. Обычно руки работают разноименно, но некоторые тренеры предлагают начинать движения руками одноименно и с часотой выше, чем частота ног. Это делается для того, чтобы бегун активно выполнял шаги на первых метрах дистанции, особенно первый шаг. Угол отталкивания с колодок у квалифицированных бегунов колеблется от 42 до 50°.При первом шаге угол между бедром маховой ноги и бедром толчковой ноги приближается к 90°.
Слайд 10
Старт. Это обеспечивает более низкое положение ОЦМ и отталкивание толчковой ноги ближе к управлению вектора горизонтальной скорости. Начинающим бегунам можно дать образное сравнение, будто они толкают вагонетку: чем острее угол толкания, тем больше усилий они прикладывают для создания скорости. В данном случае вагонетка — это тело бегуна, а ноги — толкатели.
Слайд 11
Старт. При старте необходимо помнить, что неправильное положение головы или туловища может вызвать ошибки в последующих движениях. Низкий наклон головы и высокий подъем таза могут не дать возможности бегуну выпрямиться, и он рискует упасть или споткнуться. Высокий подъем головы и низкое положение таза могут привести к раннему подъему туловища уже на первых шагах и снизить эффект стартового разгона
Слайд 12
Стартовый разгон. Стартовый разбег длится от 15 до 30 м, в зависимости от индивидуальных возможностей бегуна. Основная задача его — как можно быстрее набрать максимальную скорость бега. Правильное выполнение первых шагов со старта зависит от отталкивания (под острым углом к дорожке с максимальной силой) и быстроты движений бегуна. Первые шаги бегун бежит в наклоне, затем (6—7-й шаг) начинает подъем туловища. В стартовом разгоне важно постепенно поднимать туловище, а не резко на первых шагах, тогда будет достигнут оптимальный эффект от старта и стартового разгона. При правильном наклоне туловища бедро маховой ноги поднимается до 90° по отношению к выпрямленной толчковой ноге, и сила инерции создает усилие, направленное больше вперед, чем вверх.
Слайд 13
Стартовый разгон. Первые шаги бегун выполняет, ставя маховую ногу вниз—назад, толкая тело вперед. Чем быстрее выполняется это движение в совокупности с быстрым сведением бедер, тем энергичнее произойдет следующее отталкивание.
Слайд 14
Стартовый разгон. Первый шаг надо выполнять максимально быстро и мощно, чтобы создать начальную скорость тела бегуна. В связи с наклоном туловища длина первого шага составляет 100—130 см. Специально сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов их длина обеспечивает более высокую скорость. На первых шагах ОЦМ бегуна находится впереди точки опоры, что создает наиболее выгодный угол отталкивания и большая часть усилий идет на повышение горизонтальной скорости. На последующих шагах ноги ставятся на проекцию ОЦМ, а затем — впереди нее. При этом происходит выпрямление туловища, которое принимает такое же положение, как и в беге на дистанции.
Слайд 15
Стартовый разгон. Одновременно с нарастанием скорости происходит уменьшение величины ускорения, примерно к 25 —30 м дистанции, когда скорость спортсмена достигает 90 — 95 % от максимальной скорости бега. Надо сказать, что нет четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции.
Слайд 16
Стартовый разгон. В стартовом разгоне скорость бега увеличивается в большей степени за счет удлинения длины шагов и в меньшей степени за счет частоты шагов. Нельзя допускать чрезмерного увеличения длины шагов — тогда получится бег прыжками и произойдет нарушение ритма беговых движений. Только выход на оптимальное сочетание длины и частоты шагов позволит бегуну набрать максимальную скорость бега и приобрести эффективный ритм беговых движений. В беге на короткие дистанции нога ставится на опору с носка и почти не опускается на пятку, особенно в стартовом разгоне. Быстрая постановка ноги вниз—назад (по отношению к туловищу) имеет важное значение для увеличения скорости бега.
Слайд 17
Стартовый разгон. В стартовом разгоне руки должны выполнять энергичные движения вперед—назад, но с большей амплитудой, вынуждая ноги выполнять также движения с большим размахом. Стопы ставятся несколько шире, чем в беге на дистанции, примерно по ширине плеч на первых шагах, затем постановка ног сближается к одной линии. Чрезмерно широкая постановка стоп на первых шагах приводит к раскачиванию туловища в стороны, снижая эффективность отталкивания, так как вектор силы отталкивания действует на ОЦМ под углом, а не прямо в него. Этот бег со старта по двум линиям заканчивается примерно на 12—15-м метре дистанции.
Слайд 18
Бег по дистанции. Наклон туловища при беге по дистанции составляет примерно 10 — 15° по отношению к вертикали. В беге наклон изменяется: при отталкивании плечи несколько отводятся назад, тем самым уменьшая наклон, в полетной фазе наклон увеличивается. Стопы ставятся почти по одной линии. Нога ставится упруго, начиная с передней части стопы, на расстоянии 33 — 43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. В фазе амортизации происходит сгибание в тазобедренном и коленном суставах и разгибание в голеностопном, причем у квалифицированных спортсменов полного опускания на всю стопу не происходит. Угол сгибания в коленном суставе достигает 140 — 148° в момент наибольшей амортизации.
Слайд 19
Бег по дистанции. В фазе отталкивания бегун энергично выносит маховую ногу вперед—вверх, причем выпрямление толчковой ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и начинается его торможение.
Слайд 20
Бег по дистанции. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги. При визуальном наблюдении мы видим, что отрыв ноги от опоры осуществляется при выпрямленной ноге, но при рассмотрении кадров киносъемки с замедленной скоростью видно, что в момент отрыва ноги от грунта угол сгибания коленного сустава достигает 162—173°, т.е. отрыв от грунта происходит не выпрямленной, а согнутой ногой. Это наблюдается в беге на короткие дистанции, когда скорость бега достаточно высока.
Слайд 21
Бег по дистанции. В полетной фазе происходит активное, сверхбыстрое сведение бедер. После отталкивания нога по инерции движется несколько назад—вверх, быстрое выведение бедра маховой ноги заставляет голеностопный сустав двигаться вверх, приближаясь к ягодице. После вывода бедра маховой ноги вперед голень движется вперед — вниз и «загребающим» движением нога ставится упруго на переднюю часть стопы.В спринтерском беге по прямой дистанции стопы ставятся прямо—вперед, излишний разворот стоп наружу ухудшает отталкивание. Длина шагов правой и левой ногами в беге зачастую неодинакова. В беге с меньшей, чем максимальная, скоростью — это не важно. В спринте, наоборот, очень важно добиться примерно равной длины шагов, а также ритмичного бега и равномерной скорости.
Слайд 22
Бег по дистанции. Движения рук в спринтерском беге более быстрые и энергичные. Руки согнуты в локтевых суставах примерно под углом в 90 градусов. Кисти свободно, без напряжения, сжаты в кулак. Руки движутся разноименно: при движении вперед — рука движется несколько внутрь, при движении назад — немного наружу. Не рекомендуется выполнять движения рук с большим акцентом в стороны, так как это приводит к раскачиванию туловища. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч и сутулость — это первые признаки излишнего напряжения.Скованность в беге, нарушения в технике бега говорят о неумении бегуна расслаблять те группы мышц, которые в данный момент не принимают участия в работе. Необходимо учить бегать легко, свободно, без лишних движений и напряжений. Частота движений ногами и руками взаимосвязана, и порой бегуну, для поддержания скорости бега, достаточно чаще и активнее работать руками, чтобы заставить также работать и ноги.
Слайд 23
Финиширование. Максимальную скорость невозможно сохранить до конца дистанции. Примерно за 20—15 м до финиша скорость обычно снижается на 3 — 8 %. Суть финиширования как раз состоит в том, чтобы постараться поддержать максимальную скорость до конца дистанции или снизить влияние негативных факторов на нее. С наступлением утомления сила мышц, участвующих в отталкивании, снижается, уменьшается длина бегового шага, а значит, падает скорость. Для поддержания скорости необходимо увеличить частоту беговых шагов, а это можно сделать за счет движения рук, как мы уже говорили выше.
Слайд 24
Финиширование. Бег на дистанции заканчивается в момент, когда бегун касается створа финиша, т. е. воображаемой вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Чтобы быстрее ее коснуться, бегуны на последнем шаге делают резкий наклон туловища вперед с отведением рук назад. Этот способ называют «бросок грудью». Применяется и другой способ, когда бегун, наклонясь вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком, чтобы коснуться ее плечом. Эти два способа практически одинаковы. Они не увеличивают скорость бега, а ускоряют прикосновение бегуна к ленточке.
Слайд 25
Финиширование. Это важно, когда несколько бегунов финишируют вместе и победу можно вырвать только лишь таким движением. Фотофиниш определит бегуна, обладающего наиболее техничным финишированием. Для тех бегунов, которые не овладели еще техникой финиширования, рекомендуется пробегать финишную линию на полной скорости, не думая о броске на ленточку.
Слайд 26
Финиширование. Спринтерский бег — это бег с максимальной скоростью. Задача бегуна — как можно быстрее набрать эту скорость и как можно дольше ее сохранить. Существуют физиологические обоснования формирования скорости в спринтерском беге. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55 % от максимума своей скорости, на 2-й — 76 %, на 3-й — 91 %, на 4-й - 95%, на 5-й - 99%, на 6-й - 100%. Затем до 8-й секунды идет поддержание скорости, продолжительность этого поддержания зависит уже от квалификации бегуна. После 8-й секунды происходит неизбежное снижение скорости.
Слайд 27
Бег на средние и длинные дистанции
Слайд 28
Техника бега на средние и длинные дистанции. К бегу на средние дистанции относят бег на 800 м и 1500 м, на длинные дистанции — от 3000 до 10 000 м, которые проводятся на стадионе или на кроссовых дистанциях. Условно процесс бега можно разделить на старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Слайд 29
Старт и стартовый разгон. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2—2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40 — 45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впередистоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 3 — 4 м. После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5 — 7°. Стартовый разгон зависит от длины дистанции. В беге на 800 м, где спортсмены бегут первые 100 м по своим дорожкам, задача бегуна — быстро пробежать этот отрезок, чтобы первым занять место у бровки. Здесь можно выделить: 1) сам стартовый разгон, который длится примерно 15 — 20 м; 2) активный бег, который длится до выхода спортсмена на общую дорожку, где скорость бега приближается к равномерной. Обычно скорость первых 100 м на дистанции 800 м несколько выше, чем скорость бега на других отрезках, даже при финишировании.
Слайд 30
Бег по дистанции. Техника бега на прямых отрезках дистанции несколько отличается от техники бега на виражах. Хорошая техника бега на дистанции может проявляться следующими основными чертами: - небольшой наклон туловища (4 — 5°) вперед; - плечевой пояс расслаблен; - лопатки немного сведены; - небольшой естественный прогиб в пояснице; - голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются. Такая поза способствует оптимальному варианту бега, снимает излишнее напряжение мышц.
Слайд 31
Бег по дистанции. Руки в беге согнуты в локтевых суставах под 90°, кисти слегка сжаты. Движения рук напоминают движения маятника, но при этом не следует поднимать плечи. Направления движений рук: 1) вперед—вовнутрь, кисть двигающейся вперед руки достигает примерно середины туловища (до грудины); 2) назад—кнаружи, не отводя руку далеко в сторону. Вообще, все движения рук должны приближаться к направлению бега, так как излишние движения рук в стороны приводят к раскачиванию туловища в боковых направлениях, что отрицательно сказывается на скорости бега и приводит к лишним энергетическим затратам. Угол движения плечевой кости будет зависеть от скорости бега, т.е. чем выше скорость, тем движения более энергичны и размашисты.
Слайд 32
Бег по дистанции. Следует помнить, что движения рук высоко вверх, как спереди, так и сзади, являются ошибкой. Амплитуду колебаний плечевой кости можно определить по движению локтевого сустава: как только он начинает движение больше вверх — это и будет границей амплитуды.
Слайд 33
Бег по дистанции. Рассматривать технику движения ног в беге следует с постановки стопы на опору. В беге на средние и длинные дистанции стопа ставится с носка на наружный свод стопы, опускаясь к моменту вертикали на всю стопу. Стопы ставятся параллельно друг другу на ширину стопы между ними, большой палец ноги направлен вперед, не следует разворачивать стопы кнаружи. Бегун должен ставить стопу мягко, как кошка, а не ударным способом. Коленный сустав в момент постановки стопы на грунт слегка согнут. Нога ставится на опору как бы «загребающим» движением, не слишком далеко от проекции ОЦМ.
Слайд 34
Бег по дистанции. Длина постановки ноги на грунт зависит от скорости бега: чем выше скорость бега, тем дальше бедренном суставах. Происходит некоторое снижение ОЦМ. Это действие можно сравнить с пружиной, которую слегка сжимают, чтобы потом получить обратный эффект — эффект упругой деформации. Ощущения бегуна — он должен представлять себя пружиной, которая сопротивляется сжатию и противодействуя отталкивает тело от опоры. После прохождения вертикали происходит активное выпрямление ноги сначала в тазобедренном, затем в коленном суставах и только потом сгибается стопа в голеностопном суставе.
Слайд 35
Бег по дистанции. Момент отталкивания является главным элементом в технике бега, так как от мощности усилий и угла отталкивания зависит скорость бега. Естественно, чем острее угол отталкивания, тем больше мощность отталкивания будет приближаться к направлению движения и тем выше будет скорость. В беге на средние дистанции оптимальный угол отталкивания примерно 50 — 55°, на более длинных дистанциях он несколько увеличивается. Отталкивание должно быть направлено вперед и согласовываться с наклоном туловища. В беге наклон туловища меняется в пределах 2 — 3°, увеличиваясь к моменту отталкивания, и уменьшается в фазе полета.
Слайд 36
Бег по дистанции. Положение головы также оказывает влияние на положение туловища: чрезмерный наклон головы вперед вызывает слишком большой наклон туловища, закрепощение мышц груди и брюшного пресса; отклонение головы назад приводит к отклонению плеч назад, снижению эффективности отталкивания и закрепощению мышц спины.
Слайд 37
Бег по дистанции Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед — вверх, который заканчивается в заключительный момент отталкивания.После отрыва от грунта нога сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед к вертикали, голень находится почти параллельно опоре. Угол сгибания маховой ноги в коленном суставе в фазе заднего шага зависит от индивидуальных особенностей и от скорости бега; чем выше скорость бега, тем больше сгибается нога в коленном суставе. В этой фазе мышцы, участвующие в отталкивании, расслаблены. После момента вертикали бедро маховой ноги движется вперед — вверх. Когда толчковая нога полностью выпрямлена, голень маховой ноги параллельна ее бедру.
Слайд 38
Бег по дистанции. После момента активного сведения бедер (фаза полета) нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, ее голень выводится вперед, и постановка ноги осуществляется с передней части стопы. Нога, находящаяся сзади, активно выносится вперед, помогая быстро приблизиться ОЦМ к месту постановки ноги, тем самым снижая силы торможения. Необходимо помнить, что сгибание ноги в коленном суставе во время ее переноса, позволяет снизить длину маятника (нога — это сложный составной маятник) и сократить период переноса.
Слайд 39
Действия бегуна при пробегании поворотов (виражей): - слегка наклоняется влево (к центру поворота); - амплитуда движений левой руки несколько меньше, чем правой; - правое плечо немного выдвигается вперед; - длина шага левой ноги несколько меньше, чем правой; - маховое движение правой ноги идет слегка вовнутрь; - стопа правой ноги ставится с разворотом внутрь.
Слайд 40
Действия бегуна при пробегании поворотов (виражей): Увеличение скорости бега на средних дистанциях за счет увеличения длины шага ограничено, так как слишком большой шаг требует и больших энергетических затрат. Длина шага у бегунов составляет примерно 160 — 220 см в зависимости от дистанции и индивидуальных особенностей. Скорость бега обычно увеличивается за счет частоты шагов при сохранении их длины
Слайд 41
Финиширование. В беге на средние и длинные дистанции бегуны обычно в конце выполняют финишный бросок или спурт, длина которого в среднем достигает 150 — 200 м в зависимости от дистанции и потенциальных возможностей бегуна. Техника бега во время финишного броска несколько меняется: увеличивается наклон туловища вперед, наблюдаются более активные движения рук. На последних метрах дистанции техника движений может расстроиться, так как наступает утомление. Влияние утомления прежде всего сказывается на скорости бега: снижается частота движений, увеличивается время опоры, снижается эффективность отталкивания и мощность отталкивания.
Слайд 42
Бег на сверхдлинные дистанции.
Слайд 43
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. К сверхдлинным дистанциям относят бег от 15 до 42 км 195 м, Также проводят соревнования в часовом беге и даже в суточном беге. Если соревнования проводятся на дорожке стадиона, то фиксируются рекорды различного ранга на этих дистанциях, если соревнования проводятся вне стадиона, то регистрируются высшие достижения.
Слайд 44
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. Бег на 42 км 195 м называют «марафонским». Это название произошло от местечка Марафон в Древней Греции, где в 490 г. до н. э. произошла битва греков с персами. По легенде, греческий воин пробежал от Марафона до Афин с известием о ней; сообщив о победе, он упал и умер. Однако расстояние, которое пробежал воин, равнялось 37,5 км. Современная дистанция марафонского бега была установлена на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г.
Слайд 45
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. Длина шага у марафонцев колеблется незначительно от 140 см до 165 см и зависит от: 1) длины ног; 2) силовой подготовки бегуна; 3) скорости бега; 4) рельефа местности. Специфическими особенностями бега на сверхдлинные дистанции являются: - бег по твердому грунту шоссе (часто с пересеченным профилем дистанции), с подъемами и спусками различной крутизны и длины; - большая длительность бега по времени (до 3 часов); - значительное влияние метеорологических условий. Большое значение в беговом шаге имеет фаза амортизации, оптимальное выполнение которой снижает потери горизонтальной скорости и создает предпосылки для эффективного отталкивания.
Слайд 46
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. Нога ставится ближе к проекции ОЦМ на опоре, отсутствует «загребающее» движение голени, которая, наоборот, движется чуть назад, т.е. голень занимает вертикальное положение при постановке ноги на грунт (90°), а у высокотехничных бегунов этот угол может уменьшаться на 1 — 3°. Стопа ставится под проекцию ОЦМ, тем самым до минимума снижая отрицательное воздействие реакции опоры в момент постановки ноги на грунт
Слайд 47
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. Наклон туловища вперед меньше, чем у бегунов на средние дистанции, примерно на 1 — 2°. Изменения наклона туловища зависят в основном от рельефа дистанции. На подъеме — наклон туловища увеличивается, нога более выраженно ставится на переднюю часть стопы, более упруго, чем на равнине, при этом уменьшение длины шага компенсируется увеличением частоты щагов. На спуске — туловище занимает вертикальное положение, даже отклоняясь несколько назад, в зависимости от крутизны склона незначительно увеличивается длина шага, стопа ставится сразу на всю подошвенную поверхность.
Слайд 48
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. Очень высокая скорость бега на спусках может привести к опасным перегрузкам нижних конечностей, поэтому опытные бегуны сохраняют оптимальную длину шага и скорость бега. Частота шагов регулируется положением рук, в частности изменением угла их сгибания.
Слайд 49
Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции. В марафоне бегуну, чтобы преодолеть дистанцию, при средней длине шага, равной 150 см, необходимо сделать 28 130 шагов. И только специально тренированные спортсмены в состоянии закончить эту сложную дистанцию.В процессе тренировочных нагрузок, направленных на подготовку к длительному бегу по жесткому грунту, бегуны обучаются технике бега, ее экономичности и эффективности, в результате чего происходит адаптация опорно-двигательного аппарата к твердому грунту (асфальт), оптимизируются навыки бега по различному рельефу местности, устанавливается дыхание. Постоянное чередование тренировочных занятий на твердом грунте, дорожке стадиона, мягком грунте (лес) — это одно из правил технической подготовки бегуна на сверхдлинные дистанции.
Слайд 50
Эстафетный бег.
Слайд 51
Техника эстафетного бега. Эстафетный бег пользуется большой популярностью у зрителей.В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега: -эстафетный бег, проводимый на стадионе. Сюда относятся: 4х100 м, 4x400 м это классические виды; -эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке); -эстафеты, проводимые вне стадиона, например на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, участниками (могут бежать только мужчины, или смешанные, где бегут и мужчины, и женщины).
Слайд 52
Техника эстафетного бега. Рациональная техника, специальная методика тренировки, система отбора спортсменов и психологическая подготовка — все это является основными критериями для создания хорошей эстафетной команды. Техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью техники эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки на высокой скорости в соответствии с видом эстафеты.
Слайд 53
Важнейшими факторами результативности эстафетной команды являются: -показатели индивидуальных результатов спортсменов на соответствующих дистанциях; -надежность передачи эстафетной палочки; -согласованность действий партнеров команды; целостность единого коллектива.
Слайд 54
Техника эстафетного бега. В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки.С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II — 130 м, на III — 130 м, на IV - 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
Слайд 55
Техника эстафетного бега. В эстафетном беге 4 х 400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.
Слайд 56
Техника эстафетного бега. Эстафетный бег может осуществляться: 1) без перекладывания эстафетной палочки; 2) с перекладыванием эстафетной палочки. Обычно первый способ используется в коротких эстафетах, где передача происходит на высоких скоростях, второй способ используется во всех остальных эстафетах.Для обеспечения эффективной передачи бегунам важно иметь чувство пространства, чтобы при приеме эстафетной палочки точно и своевременно начать стартовый разбег (в момент пересечения передающим контрольной отметки), а также чувство скорости, чтобы при передаче эстафеты поддерживать максимально доступную скорость в зоне передачи, а при приеме стабильно и максимально быстро наращивать скорость бега к 15-метровой отметке зоны передачи.
Слайд 57
Техника эстафетного бега. Критерием эффективности техники передачи эстафетной палочки является время ее нахождения в коридоре. Для спринтеров высокого класса этот показатель составляет в среднем 1,80—1,90 с у мужчин и 2,05 — 2,15 с у женщин. Наибольшую скорость бега спортсмены достигают на 15 — 16-м метре зоны передачи. При нерациональной технике передачи эстафетной палочки потери времени на этапе составляют в среднем 0,1-0,3 с.
Слайд 58
Техника эстафетного бега. Рассмотрим технику эстафетного бега 4 х 100 м. На I этапе бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Бег по дистанции осуществляется с максимальной скоростью. Сложность заключается в передаче эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости.
Слайд 59
Техника эстафетного бега. Существуют два способа передачи эстафетной палочки: снизу — вверх и сверху—вниз. При первом способе бегун, принимающий эстафетную палочку, отводит руку (противоположную руке передающего бегуна) назад чуть в сторону, большой палец отводится в сторону плоскости ладони, четыре пальца сомкнуты, ладонь смотрит прямо назад. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением снизу—вверх между большим пальцем и ладонью. Почувствовав прикосновение эстафетной палочки, принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
Слайд 60
Техника эстафетного бега. При втором способе рука отводится также назад чуть в сторону, но плоскость ладони смотрит вверх. Передающий бегун вкладывает эстафетную палочку движением сверху—вниз, опуская ее на ладонь. При соприкосновении палочки с ладонью принимающий бегун захватывает ее, сжимая кисть.
Слайд 61
Техника эстафетного бега. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.
Слайд 62
Техника эстафетного бега. Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и будет осуществлять передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. Передача эстафетной палочки осуществляется вышеописанными способами.
Слайд 63
Техника эстафетного бега. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу. При рациональной технике передачи эстафеты бегун, принимающий палочку, должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно бегун, принимающий эстафету, стартует или с высокого старта, или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой.
Слайд 64
Техника эстафетного бега. Очень важный элемент техники в момент передачи — бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, т. е. начинать бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.
Слайд 65
Техника эстафетного бега. В других видах эстафет, но со скоростью передачи эстафетной палочки меньшей, чем максимальная, применяют такие же способы передачи, но бегун, принявший эстафетную палочку, может переложить ее в удобную для себя руку при беге на дистанции. Чем меньше скорость осуществляемой передачи, тем хуже подготовка спортсмена. Основная задача при передаче эстафетной палочки — как можно быстрее передать ее, не потеряв время на самой передаче.
Слайд 66
Техника эстафетного бега. Расстояние между бегунами в момент передачи равняется длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине выпрямленной вперед руки бегуна, передающего эстафету. Это расстояние может несколько увеличиться за счет наклона вперед при передаче передающего бегуна. Такое расстояние может быть выдержано только при рациональной технике передачи эстафеты на соответствующей скорости бега. Если расстояние сокращается, то возможен обгон принимающего бегуна передающим, и наоборот, при увеличении расстояния между бегунами передача может не состояться или будет выполнена вне коридора.
Слайд 67
Барьерный бег.
Слайд 68
Техника барьерного бега. Соревнования по барьерному бегу проводятся на дистанциях: у мужчин — 110 м и 400 м, зимой — в манеже на короткой дистанции 60 м; у женщин — 100 м и 400 м, иногда 200 м, зимой — в манеже на короткой дистанции 60 м. Высота барьеров на коротких дистанциях: у мужчин — 106,7 см; у женщин — 84,0 см. На дистанции 400 м: у мужчин — 91,4 см; у женщин — 76,2 см. Расстояние между барьерами: у мужчин на 110 м — 9,14 м; у женщин на 100 м — 8,50 м; на 400 м у мужчин и женшин — 35 м.
Слайд 69
Техника барьерного бега. Технику барьерного бега можно условно разделить на: старт и стартовый разгон с преодолением первого барьера; бег по дистанции; Финиширование.
Слайд 70
Техника барьерного бега. Старт в беге на 110 м с барьерами имеет большое значение для достижения хорошего результата. Оптимальная техника старта и стартового разгона с преодолением первого барьера является основной задачей барьериста, закладывающей основу для достижения высокого результата. Выполнение ее дает возможность спортсмену сконцентрировать внимание на ритме бега между барьерами и активном перешагивании последующих барьеров.
Слайд 71
Техника барьерного бега. Стартуют спортсмены из положения низкого старта, которое не отличается от низкого старта спринтеров, есть разница лишь в расположении барьериста от стартовой линии. Это положение зависит от того, за сколько шагов спортсмен преодолевает расстояние до первого барьера. Если барьерист преодолевает его за 8 беговых шагов, то для сохранения оптимальной длины бегового шага спортсмен вынужден несколько удалиться от линии старта. Если бегун преодолевает расстояние до первого барьера за 7 беговых шагов, то он, наоборот, приближается как можно ближе к линии старта. Бегуны этого плана обычно обладают высоким ростом и длинными нижними конечностями.
Слайд 72
Техника барьерного бега. При беге в 8 шагов барьерист ставит на первую колодку толчковую, на вторую — маховую ногу. При беге в 7 шагов на первую колодку ставится маховая, на вторую — толчковая нога. Иными словами, при нечетном количестве шагов надо начинать первый шаг с толчковой, при четном — с маховой ноги. Маховой ногой называют ногу, атакующую барьер, т.е. преодолевающую барьер первой, толчковой ногой — ногу, которая отталкивается в последнем шаге, посылая тело спортсмена на барьер, т.е. преодолевающую барьер второй.
Слайд 73
Техника барьерного бега. По команде «Внимание!» барьерист поднимает таз несколько выше плеч или на один уровень с плечами. По команде «Марш!» спортсмен начинает активный бег, причем в отличие от спринтера, выпрямление туловища осуществляется на 4 —5 шагах стартового разгона, чтобы к последнему шагу перед барьером подойти с высоким расположением ОЦМ.
Слайд 74
Бег до первого барьера выполняется быстро и свободно, с оптимальным наклоном туловища, ноги ставятся с передней части стопы. Чем меньше разница между высотой барьера и высотой ОЦМ, тем эффективнее будет выполнен шаг через барьер и тем рациональнее будут выполнены беговые шаги между барьерами. Барьерист должен к барьеру подбегать высоко, не приседая на последнем шаге, а, наоборот, поднимаясь, атакуя барьер сверху. Последний шаг перед барьером несколько меньше, нога ставится как бы «загребающим» движением назад, чтобы активно свести бедра и рационально выполнить атаку маховой ногой. Движения должны быть направлены не вверх, а вперед на барьер. Расстояние от места постановки ноги в последнем шаге до барьера должно быть более 2 м, т. е. практически расстояние должно быть не менее полуторной длины нижних конечностей.
Слайд 75
Техника барьерного бега. С ростом мастерства и уровня физической подготовленности это расстояние увеличивается до оптимальных пределов, но слишком далекое отталкивание на барьер имеет свои недостатки.Современный способ преодоления барьеров уходит своими корнями к 1908 г., когда впервые американец Ф.Смитсон продемонстрировал новый способ преодоления барьера, требующего большой гибкости и подвижности в тазобедренном суставе. В дальнейшем техника преодоления барьеров совершенствовалась и более детализировалась, исходя из индивидуальных особенностей атлетов и их биомеханических характеристик.
Слайд 76
Преодоление барьера условно имеет три этапа: 1) атака барьера; 2) переход через барьер; 3) сход с барьера. Атака барьера начинается с движения маховой ноги после прохождения вертикали. Движение начинается бедром, голень согнута в коленном суставе, как в обычном беговом шаге. Далее бедро движется вверх—вперед до горизонтали, голень выпрямляется вперед, атакуя барьер пяткой. Барьерист принимает положение «шпагата» на опоре. Одновременно с движением маховой ноги туловище делает наклон вперед, противоположная маховой ноге рука также посылается вперед к носку маховой ноги. Движения туловища, руки, маховой ноги должны быть быстрыми и совпадать по ритму. Взгляд спортсмена направлен вперед. После отрыва толчковой ноги от опоры начинается следующая фаза — переход через барьер.
Слайд 77
. При переходе через барьер маховая нога продолжает движение вперед, после прохождения коленного сустава через барьер опускается постепенно вниз. Толчковая нога после отрыва от грунта сгибается в коленном суставе, бедро отводится в сторону в тазобедренном суставе, голеностопный сустав разгибается полностью. Бедро должно быть выше, чем голень и пятка. В этом положении согнутая нога выполняет движение вперед через сторону. Маховая рука, полусогнутая в локтевом суставе, отведена назад. В момент прохождения вертикали над барьером, когда бедро толчковой ноги начинает движение вперед, руки встречаются у туловища. Движение руки, противоположное маховой ноге, напоминает «загребающее» движение назад через сторону, другая рука выполняет обычное движение как в гладком беге. Когда маховая нога касается опоры за барьером, начинается завершающая фаза преодоления барьера.
Слайд 78
Техника барьерного бега. Сход с барьера. Высокотехничный барьерист ставит маховую ногу на опору после преодоления барьера с носка, не опускаясь на пятку. Маховая нога выпрямлена в коленном суставе, толчковая нога идет бедром вперед—чуть вверх, угол в коленном суставе между бедром и голенью увеличивается до 90 градусов и более. Атлет делает первый шаг после схода с барьера с высокого уровня ОЦМ. Расстояние от барьера до постановки маховой ноги крлеблется от 130 — 160 см. Наклон туловища должен сохраняться как при начале атаки барьера. Отведение туловища назад при сходе с барьера является грубейшей ошибкой в технике преодоления барьера
Слайд 79
Техника барьерного бега. Бег по дистанции заключается в преодолении барьеров и выполнении беговых шагов между барьерами. Между барьерами спортсмены выполняют три беговых шага, которые несколько отличаются от беговых шагов спринтерского бега. Первый шаг обычно самый короткий, второй — длинный, третий — на 15 — 20 см короче второго шага. Наклон туловища несколько больше, чем в гладком беге. Спортсмен специально должен укорачивать последний шаг, выполняя как бы «набегание» на барьер, это способствует также быстрой атаке маховой ноги. Бег барьериста между барьерами должен быть мощным и в то же время свободным, пластичным, не закрепощенным.
Слайд 80
Техника бега с препятствиями. Оптимальное сочетание ритма преодоления барьера с ритмом бега между барьерами позволит спортсмену достичь высоких результатов.После преодоления последнего десятого барьера начинается фаза финиширования. Бег с препятствиями проводится на 3000 м у мужчин, 2000 м у женщин, 1500 м у юношей.
Слайд 81
Бег с препятствиями.
Слайд 82
Техника бега с препятствиями. В стипль-чезе бегуны на каждом из семи кругов преодолевают препятствия высотой 91,4 см на дорожке и одно — перед ямой с водой (всего 35 препятствий). У женщин высота препятствия — 76,2 см, общее количество — 23 препятствия. Препятствия представляют собой стационарные барьеры из дерева, вес каждого — 80—100 кг, чтобы бегуны могли отталкиваться от них. Форма препятствия — перевернутая буква Т в профиль; длина — 396 см.
Слайд 83
Техника бега с препятствиями. Техника бега между препятствиями идентична технике бега на длинные дистанции. Количество шагов между препятствиями произвольное и зависит от индивидуальных особенностей бегунов. За 6—8 беговых шагов до препятствия бегун несколько укорачивает длину шага, увеличивая частоту шагов, выполняя как бы «набегание» на препятствие.
Слайд 84
Техника бега с препятствиями. Техника преодоления препятствия имеет большое значение для конечного результата, особенно когда соревнуются равные по силе соперники. Разница между бегом на 3000 м с препятствиями и гладким бегом на 3000 м составляет у большинства спортсменов 30 с. Преодолевать препятствия разрешается любым способом. Раньше преодолевали препятствия с опорой на руку, с опорой на одну ногу. Современная техника показала, что наиболее эффективный способ преодоления препятствия — барьерный шаг.
Слайд 85
Техника преодоления препятствий в беге на 3000 м значительно отличается от техники обычного барьерного бега: скорость бега меньше, отсутствует специфичный ритм шагов, нет необходимости преодолевать устойчивое препятствие с запасом 6—10 см, чтобы не задеть его ногой. Спортсмену необходимо овладеть как техникой барьерного шага, желательно с обеих ног, так и техникой преодоления препятствия с наступанием одной ноги, для преодоления ямы с водой. Место отталкивания перед обычным препятствием находится в среднем в пределах 130—140 см, приземление за барьером происходит на расстоянии 110—100 см. С наступлением утомления в беге на дистанции эти параметры будут уменьшаться: чем ниже квалификация спортсмена, тем раньше наступает это уменьшение параметров.
Слайд 86
Техника бега с препятствиями. Техника преодоления препятствия барьерным шагом схожа с техникой преодоления барьеров в беге на 400 м. Преодоление барьера «наступая» менее эффективно и применяется на первых этапах обучения и в преодолении ямы с водой.
Слайд 87
Техника бега с препятствиями. Преодоление барьера "наступая" менее эффективно и применяется на первых этапах обучения и в преодолении ямы с водой. Спортсмены, не обладающие хорошей координацией движений, имеющие плохую гибкость и подвижность в тазобедренных суставах, т.е. с трудом осваивающие технику барьерного бега, используют этот способ преодоления препятствия и добиваются высоких результатов.
Слайд 88
При преодолении барьера способом «наступая» основная задача спортсмена — не потерять скорость при переходе через барьер. Бегун ставит маховую ногу на барьер на всю стопу, нога сгибается в коленном суставе, таз приближается к пятке и проходит через барьер как можно ниже. Затем бегун, после прохождения ОЦМ плоскости барьера выпрямляет опорную ногу больше вперед, отталкиваясь ею от барьера. Толчковая нога проносится или под тазом, несколько отставая от движения ОЦМ, или чуть сбоку. После прохождения барьера толчковая нога активно выносится вперед и ставится на опору, маховая нога после отталкивания от барьера выполняет беговой шаг, бегун переходит на обычный бег. Важно, чтобы не было большого вертикального колебания ОЦМ при переходе через барьер.
Слайд 89
Техника бега с препятствиями. При подходе к яме с водой бегун несколько увеличивает скорость бега, «набегая» на препятствие. Для преодоления препятствия на него ставится сильнейшая толчковая нога, чтобы легче выполнить прыжок через яму с водой. Преодолевая яму с водой, бегун выполняет более акцентированное отталкивание опорной ногой от барьера, направленное вверх — вперед. Это необходимо Для того, чтобы приблизиться как можно ближе к дальнему краю ямы с водой. Приземление происходит на маховую ногу, затем спортсмен быстро принимает двухопорное положение, ставя толчковую ногу близко к маховой ноге, и после переходит на обычный бег.
Слайд 90
Техника бега с препятствиями. Техника бега с препятствиями у женщин не отличается от мужской техники, только все происходит на меньшей дистанции, с меньшей высотой препятствий и меньшим их количеством. Естественно, в силу физической подготовленности, женщины выполняют этот вид бега с меньшей интенсивностью некоторых биомеханических характеристик.
Слайд 91
Метание.
Слайд 92
Основы техники метаний. В легкой атлетике четыре вида метаний, техника исполнения которых зависит от формы и массы снаряда. Легкое копье легче метнуть из-за головы; ядро, имеющее форму шара и довольно тяжелое, легче толкнуть; молот, имеющий ручку с тросом, метают раскручивая; диск, напоминающий выпуклую с двух сторон тарелку, метают одной рукой с поворота. Также метания можно разделить на две группы: 1) метание и толкание снарядов, не обладающих аэродинамическими свойствами; 2) метание снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами. Разные виды метаний имеют общие основы техники, которые характерны для всех видов.
Слайд 93
Основы техники метаний. В основах техники различают начальную скорость вылета снаряда, т. е. скорость, которой обладает снаряд в момент отрыва от руки метателя. Угол вылета — угол, образованный вектором начальной скорости снаряда и линией горизонта. Высота выпуска снаряда — расстояние по вертикали от точки отрыва снаряда от руки до поверхности сектора. Угол местности — угол, образованный линией, соединяющей точку выпуска снаряда с местом приземления снаряда и горизонтом.
Слайд 94
Основы техники метаний. Эти факторы присущи всем метаниям. Для снарядов, обладающих аэродинамическими свойствами, дополнительно рассматриваются следующие факторы: угол атаки, лобовое сопротивление, вращательный момент. Подробнее эти факторы рассмотрим в фазе полета. Условно целостное действие метания можно разделить на три части: - разбег; - финальное усилие; - торможение после выпуска снаряда.
Слайд 95
Основы техники метаний. Четвертая часть — полет снаряда происходит без воздействия метателя и подчиняется определенным законам механики. Когда составляют схему обучения техники метания, выделяют еще вспомогательные части: держание снаряда, подготовка к разбегу, подготовка к финальному усилию, выпуск снаряда. Главной фазой в метаниях является фаза финального усилия.
Слайд 96
Прыжки.
Слайд 97
Основы техники прыжков. Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).
Слайд 98
Основы техники прыжков. Эффективность прыжка определяется в фазе отталкивания, когда создаются главные факторы результативности прыжка. К этим факторам относятся: 1) начальная скорость вылета тела прыгуна; 2) угол вылета тела прыгуна. Траектория движения ОЦМ в полетной фазе зависит от характера отталкивания и вида прыжка. Причем тройной прыжок имеет три фазы полета, а прыжок с шестом — опорную и безопорную части фазы полета.
Слайд 99
Легкоатлетические прыжки по своей структуре относятся к смешанному виду, т.е. здесь присутствуют и циклические, и ациклические элементы движения. Как целостное действие прыжок можно разделить на составные части: - разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания; - отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до момента отрыва ее от места отталкивания; - полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкивания до соприкосновения с местом приземления; - приземление — с момента соприкосновения с местом приземления до полной остановки движения тела.
Слайд 100
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 1
Презентация на тему: «Параллельные брусья. Мужчины» ученицы 10 класса школы №129 Лях АнастасииСлайд 2
Брусья Паралле́льные бру́сья — спортивный снаряд, применяющийся в спортивной гимнастике у мужчин.
Слайд 3
Описание FIG регламентирует высоту брусьев от пола 200 см, от матов 180 см. Брусья — это снаряд, который сочетает в себе как силовые элементы, так и маховые. Брусья — снаряд, который позволяет спортсмену использовать максимальное количество элементов из самых разных структурных групп. В комбинацию гимнаста могут входить как различные статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без. Концовка комбинации — это соскок. Упор — это обычное рабочее положение на брусьях, с ним знаком каждый, кто выполнял обычные отжимания. Упор на руках — положение, при котором плечи лежат на жердях. Все элементы на брусьях могут выполняться как в положении поперёк — классическое положение, так и в положении продольно на одной жерди.
Слайд 4
Структурные группы элементов I. Элементы, выполняемые через упор Сюда входят самые различные элементы, с прохождением упора или подобные им: статические элементы — угол, высокий угол, горизонтальный упор, стойка на руках; махи и повороты через стойку на руках, в стойку на руках, со стойки на руках. включают в себя как различные повороты в стойке на руках; так и вертушки типа «Диомидов» (из упора махом вперёд выполняется поворот плечом назад на 360 градусов в стойку на руках) и «Хейли» (со стойки на руках выполняется поворот на 360 градусов плечом вперёд в упор); «оберучные» элементы, так называют подлёты махом вперёд с поворотом на 180 в стойку на руках, и аналогичный элемент махом назад, где поворот делается под стойку, после чего выполняется мах назад в упор; сальтовые элементы над жердями в упор или в упор на руки; круги двумя;
Слайд 5
Структурные группы элементов II. Элементы, выполняемые через упор на руках подъёмы махом вперёд и кувырки назад с различными усложнениями (перемахами, поворотами и даже полуторным сальто назад); подъёмы махом назад с различными усложнениями (перемахами, поворотами, сальто вперёд).
Слайд 6
Структурные группы элементов III. Элементы из упора стоя или из виса подъёмы разгибом и различные подъёмы на одной жерди продольно; элементы большим махом из виса — подлёты из виса в упор, элементы на основе больших оборотов;
Слайд 7
Структурные группы элементов IV. Элементы из под жердей оригинальные и редкие элементы на одной жерди продольно (обороты не касаясь в стойку на руках, обороты из угла вне в стойку на руках); подъёмы дугой вперёд и назад; обороты назад под жердями; обороты вперёд в упоре;
Слайд 8
Структурные группы элементов V. Соскоки соскоки уровня начальной подготовки — махом назад и вперёд из упора, перемахом со стойки на руках, заножка (со стойки на руках поворот вокруг руки на 180 в соскок); соскоки сальто назад; соскоки сальто вперёд; Отметим, что сальтовые соскоки могут выполняться как из упора, так и из виса на обеих жердях. Некоторые соскоки получили статус «запрещённых» — это оригинальные соскоки из висов и упоров на одной жерди продольно.
Слайд 9
Эволюция комбинаций гимнастов 1930—1950-е гг Комбинации этого периода характеризуются невысокой сложностью и разнообразием элементов. иногда один и тот же элемент можно встретить в комбинации несколько раз подряд. Программа смотрится тяжело, так как содержит в себе остановки и обрывы темпа. Полностью отсутствуют элементы в висе (единственный элемент, исполняемый в висе, это подъём разгибом). Гимнасты включают в свои комбинации в основном различные типы перемахов, которыми надо сказать, владеют на очень высоком уровне. Помимо стандартных перемахов ноги врозь вперёд (как из упора, так и после подъёма махом назад), часто можно увидеть перемахи, включающие в себя два последовательных перемаха с общим поворотом на 180 градусов. В последующие годы этот оригинальный и непростой элемент в комбинациях гимнастов практически полностью исчезнет. Также гимнасты исполняют круги двумя, подобно кругам на коне махи. В комбинациях гимнастов помимо перемахов присутствуют кувырки вперёд и назад, подлёты дугой в упор на руки и простые обороты под жердями в вис или упор. Более того, уже в те времена, гимнасты исполняли на брусьях кувырок назад с подлётом в стойку на руках, который является достаточно сложным элементом. Основная зрелищная часть комбинации — это различного рода элементы с фазой полёта. Гимнасты по несколько раз выполняют простые оберучные повороты махом вперёд и назад, а также сальто назад над жердями из упора в упор. Но оберучные выполняются технически не грамотно, так как поворот делается в самом начале элемента. Соответственно ни о каком выходе в стойку на руках речи и не идёт. Сальто также в стойку не исполняются, хоть и гимнасты подчас включают по два сальто без разбавления дополнительным междумахом. Как правило, перед соскоком, гимнаст выполняет стойку на руках махом или силой. После чего, выполняется редкая разновидность этого элемента — стойка на одной руке. Этим непростым элементом, гимнасты того времени владели отменно. Соскок представляет собой либо перемах со стойки на руках, либо «заножку» (поворот в стойке вокруг руки в соскок), либо сальто назад или вперёд. Причём сальто часто выполняется с опорой о жердь, что впоследствии будет приравнено к падению.
Слайд 10
Эволюция комбинаций гимнастов 1960-е гг В 60-е годы гимнастика сильно шагнула вперёд. В первую очередь это коснулось самой техники выполнения элементов, а потом уже их усложнения. Элементы 50-х были лишены важного фактора — оттяжки. Гимнасты, исследовав этот вопрос, начинают выполнять элементы более активно, резко и самое главное — с оттяжкой в плечах. В результате, в 60-х годах в комбинациях всех ведущих гимнастов мира появляется такой эталон подъёма, как подъём дугой в упор. Оберучный уже исполняется совсем по иному. Поворот выполняется в самом конце маха вперёд, что позволило выходить в стойку. А в 1964-м году советский гимнаст Сергей Диомидов выполняет рекордный элемент — вертушку на 360 градусов, выполняемую плечом назад на пике маха вперёд. А вслед за Сергеем, гимнаст Хейли выполняет вертушку в противоположную сторону (со стойки на руках плечом вперёд). Гимнасты конца 60-х годов уже выполняет сальто над жердями с высоким подлётом и точно в стойку. Также, освоив новую технику «активного спада», гимнасты выполняют обороты под жердями в стойку, а также с перемахом ноги врозь в упор. По сути, комбинации гимнастов 60-х отличаются внешне от комбинаций 50-х тем, что те же элементы выполнены не в упоры, а в стойку на руках. Но качественно комбинации гимнастов отличаются очень разительно, так как гимнастика сделала сильный скачок вперёд именно в освоении новой техники выполнения элементов.
Слайд 11
Эволюция комбинаций гимнастов 1980-е гг В 80-е годы гимнастика в упражнениях на брусьях совершила просто колоссальный скачок вперёд. Это прежде всего касается сложности элементов. это был выход на совершенно новый уровень. Но обо всём по порядку. На период 1984-го года, по общей структуре, комбинация гимнастов на брусьях практически не изменилась по сравнению с концом 70-х. всё то же количество элементов в программе, примерно те же структурные группы. Перемахи гимнастов стали более сложными. Практически в каждой комбинации присутствовал перемах назад ноги врозь либо после подъёма разгибом, либо из упора. Или скажем оригинальный перелёт согнувшись ноги вместе, показанный Тун Фэем. Этот элемент является неким аналогом перелёта Воронина на перекладине. Вертушка Диомидова уже выполняется на на 360 градусов, а на 450 на одну жердь в положении продольно. Но именно в 80-е годы начался «бум» противоположной вертушки — Хейли. Вроде элемент был выполнен ещё в далёких 60-х, но массово выполнять вертушку начали лишь в 80-х годах, причём зачастую по две подряд. Фантастическую вертушку демонстрирует Ричардс — подъём махом вперёд из упора на руках в вертушку Диомидова. Элемент настолько сложный, что массовым не был никогда и не является и ныне. Круги на концах жердей окончательно принимают вид кругов Деласала, де ещё и то в стойку на руках, а то и в горизонтальный упор. Также необычно смотрится программа американского гимнаста Барта Коннера, включившего в свою комбинацию повороты в угле вне на одной жерди. Элемент новый, сложный и используемый лишь одним гимнастом-автором, как большой оборот назад в стойку в 70-х годах, в 80-х стал абсолютной нормой. Он выполняется всеми гимнастами на высочайшем уровне. А некоторые гимнасты, как например Юрий Балабанов, выполняют его уже с поворотом на 360 градусов вокруг руки. Этот оригинальный и сложный элемент содержит в себе как большой оборот, так и вертушку Диомидова. Выполняется и оборот с поворотом на 180 в стойку, по принципу «санжировки» на перекладине. Одним из первооткрывателей больших оборотов с поворотами считается советский гимнаст Александр Погорелов. Большой оборот назад усложняется перемахом ноги врозь в упор (Юрий Королёв) и перемахом ноги вместе с поворотом на 180 в упор на руки (Кодзи Гусикэн). Многие гимнасты включают в комбинации сложные статические элементы. Такие как высокий угол, высокий горизонтальный угол, горизонтальный упор ноги вместе и врозь. Причём выполняются они как на обоих жердях, так и на одной продольно. Высшую популярность эти элементы приобрели где-то к Чемпионату мира в 1987 году, но начали выполняться массово уже с начала 80-х. Сальто над жердями набирают популярность и сложность. Большинство гимнастов 84-го года включает в свою комбинацию два «бланша» назад в стойку, выполненных подряд один за другим. Сальто вперёд с перемахом, показанное на Олимпиаде 80 Ткачёвым, появляется всё чаще, и чаще и у других гимнастов. Настоящим прорывом в развитии сальто над жердями стало выполнения двойного сальто назад в группировке в упор на руки. Его выполнил японский гимнаст Морисуэ в 1984 году.
Слайд 12
Эволюция комбинаций гимнастов Соскоки также претерпевают усложнения. Хотя 95 % гимнастов по-прежнему выполняет двойное сальто назад в группировке. То оставшиеся 5 % пробуют делать это двойное сальто согнувшись. А некоторые гимнасты исполняют и более сложные формы концовки комбинации. Например, кубинец Роберто Леон заканчивает комбинацию высоченным двойным сальто вперёд в группировке, а японец Сотомура большим оборотом на концах жердей и последующим двойным сальто назад в группировке. Винтовые соскоки практически не встречаются. К концу 80-х прогресс ещё более внушителен. Все большее количество гимнастов включает в свои комбинации двойное сальто вперёд в группировке над жердями, а также исполняется сальто назад с полпируэтом в упор на руки (Александр Тумилович). Майк Белле исполняет сложнейший элемент, который выводит элементы большим махом на ещё один качественный уровень. Это большой оборот назад и 1.5 сальто назад в упор на руки. Американский гимнаст Брайан Гинсберг исполняет фантастически элемент, который до этого считался нереальным и вообще аномальным — большой оборот вперёд. Правда, впоследствии элемент по каким-то причинам был исключён из списка разрешённых. Виталий Маринич усложняет элемент Коджи Гушикена и исполняет его в упор. В элементах большим махом часто можно встретить отодвиг со стойки на руках и последующим подлётом из под жердей в упор, а в 1987 году Свен Типпельт выполняет этот элемент с перемахом ноги врозь и последующим подъёмом в стойку на руках. К концу 80-х гимнасты в массах включают в свои комбинации обороты под жердями с поворотом на 180 в стойку. А советский гимнаст Алексей Тихоньких показывает усложнённый оборот с поворотом уже на 360 градусов. Очень популярным у гимнастов конца 80-х годов так называемый оберучный назад, с подъёмом ног не ниже чем под 45 градусов. А Владимир Новиков исполняет этот интересный элемент практически под стойку. В соскоках то же происходят перемены. Двойное сальто назад согнувшись становится всё более популярным. Также с большого оборота назад выполняется двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360, а чуть позже этот супер-соскок выполняется и махом вперёд из упора. Также стоит отметить соскок, который стал популярным, благодаря Майку Беллее — двойное сальто вперёд с концов жердей. И особо хочется рассказать про сложней и рискованные элементы, которые до сих пор считаются фантастическими и запрещены к исполнению. Это элементы, выполняемые на жерди продольно. Мастерами 80-х были исполнены таки редкие элементы, как сальто Гингера, сальто Егера и даже двойное сальто назад в группировке из-под жерди.
Слайд 13
Эволюция комбинаций гимнастов 2000-2010е гг Комбинации 2000-х годов разительно поменяли свой облик, по сравнению с 90-ми годами. Более того, в этом периоде следует выделить две совершенно разных подпериода и рассмотреть их отдельно. 2001-2005-й гг. После изменения правил в 2000-м году комбинации на брусьях начали сильно меняться. Дело в том, что стали цениться как отдельные очень сложные элементы, но также выполнение элементов средней сложности один за другим. Поэтому, комбинации гимнастов этого периода можно условно поделить на два класса — условно «азиатские» и остальные. Азиатские спортсмены насыщали свои комбинации сальто над жердями самых высших групп сложности. Наиболее характерны примеры таких гимнастов как Ли Сяопэн, Ян Вэй, Хуан Сюй. Сяопэн на Олимпиаде 2000-го года выполняет рекордный по сложности именной элемент, представляющий собой сальто Димитренко в положении тела согнувшись. Но одних сальто мало. Правила были устроены таким образом, чтобы гимнаст выполнил элемент из всех возможных структурных групп, пусть даже эти элементы будут совсем не сложными. Поэтому гимнастам приходилось выполнять обороты под жердями в стойку, или вертушки Диомидова, например. Очень популярной связкой того времени было соединение элемента Хейли и последующего за ним сальто вперёд с перемах в упор или упор на руках. Второй тип комбинаций, характерных для гимнастов США и Европы, состояли из одного и не всегда сложного, сальтового элемента над жердями. А вот все остальные элементы были выполнены один за другим и имели не самые высокие сложности. Например, три оборота под жердями подряд (обычный, с поворотом на 180, с поворотом на 360). Правила поощряли связки элементов Хейли — сначала с одной жерди, а потом стандартный, в каждой комбинации гимнастов присутствовал оберучный и оберучный на 270 градусов на одну жердь и т. д. Различные варианты Диомидовских вертушек, в том числе с поворотом на 180.
Слайд 14
Эволюция комбинаций гимнастов Период с 2006-го по 2010-го открыл ещё один горизонт комбинаций на брусьях. В 2006-м году ещё раз изменяются правила и на этот раз революционно. Теперь комбинации гимнастов на брусьях представляют марафон не из 3-4 сложных элементов, а уже из 10-ти. Гимнастам пришлось долго и нелегко подстраиваться под данный контекст соревнований. Теперь, чтобы выиграть нужно не просто включать в комбинацию элементы из всех структурных групп, но надо, чтобы эти элементы были максимально сложными. У некоторых китайских гимнастов в комбинации целых шесть сальтовых элементов. Большой популярностью пользуются обороты под жердями в стойку. Прибавки за связки больше не даются, но тем не менее, эти элементы имеют высокие группы сложности. Особенно сложен оборот под жердями с диомидовским поворотом, выполненный китайским спортсменом Тэн Хайбинем. Благодаря новым правилам многие гимнасты стали включать в свои комбинации элементы из упора на руках групп D (сальто Хонмы) и Е (сальто Димитренко), а греческий гимнаст Василеос Цилокидис стал автором двух вертушек — подъёма махом вперёд с Диомидовским поворотом, с последующим поворотом на 180 в стойку и похожей вертушки, сочетающий в себе подъём махом вперёд и вертушку «туда-обратно» Богдана Макуца. Но у данных правил был изъян. Гимнасты в массах выполняют не менее 4 сальто над жердями, но эти элементы отличаются друг от друга либо упором, либо положением тела. В 2009-м году этот недочёт был устранён и гимнастика поднялась на ещё одну ступень своей эволюции. Теперь программы не только безумно сложны, но и включают в себя самые разные типы сальто. Как резюме хочется сказать, что к 2010-му году по сравнению скажем с годами 80-ми гимнастика в плане комбинации повысила сложность примерно в 3-4 раза. Если раньше программа содержала 1-2 сложных элемента, то в 2010-м году комбинация содержит 10 элементов, из которых как минимум 6 крайне трудны. Но есть и негативная сторона прогресса. Гимнасты больше не включают в свои программы элементы из очень многих структурных групп, которые делали комбинацию насыщенной и оригинальной. Пусть они не были столь сложны, но они были очень необычны и всегда было ожидание «нового трюка».
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Пустой колос голову кверху носит
Рисуют дети водопад
Петушок из русских сказок
Зимняя сказка