Данная работа была представлена на конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_matematika.rar | 2.45 МБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Красноармейска Саратовской области»
Учебно-исследовательская конференция
«К основам наук»
«Математика важна,… но нужна ли нам она?»
Работу выполнила:
Трубина Анастасия,
учащаяся 9 Б класса
МБОУ СОШ № 2 г. Красноармейска
Научный руководитель:
Аринушкина Ольга Александровна,
учитель математики и информатики
МБОУ СОШ № 2 г. Красноармейска
г. Красноармейск
2012г
Математика важна,… но нужна ли нам она?
Автор: Трубина Анастасия.
Содержание
I. Введение………………………………………………………………3
II. История математики ………………………………………………5
III. Из прошлого в настоящее……………………………………….. 7
IV. Исследования ……………………………………………………….8
V. Выводы по исследованию…………………………………………..10
VI. Литература………………………….……………………………….11
VII. Приложение………………………….……………………………..12
I. Введение.
Добрый день. Меня зовут Трубина Анастасия. Я учусь в школе № 2 г. Красноармейска в 9 «Б» классе. Свой проект я начну со слов:
«Безразличие к предмету начинается с отсутствия внятного ответа на вопрос: «Зачем он нужен?».
Однажды на уроке математики во время объяснения новой темы кто-то из ребят спросил: «Зачем нам это нужно? Где в жизни это пригодится? И вообще зачем нужна математика, если сейчас век калькуляторов и компьютеров?». Конечно, наш учитель Аринушкина Ольга Александровна ответила на эти вопросы, вместе мы пришли к выводу, что математика как предмет важна. А потом она предложила мне найти ответ на последний вопрос: «Нужна ли математика?» Так появилось название нашей работы. Данная работа научила меня искать необходимый материал, проводить исследования, анализировать, рассуждать, обращаться за помощью к взрослым.
Цели проекта: выработка навыков получения и обработки информации.
Главными задачами стали: навыки самостоятельной работы и развитие интереса к математике.
Ведь математика в школе имеет большое воспитательное значение, и цели математического образования – это четкость, внимательность, аккуратность, обоснованность посылок и выводов, т.е. как говорят великие - «математика ум в порядок приводит». Сделаю лишь маленькое добавление, которое свойственно именно нам, россиянам: математике в большей степени, чем другим школьным предметам, соответствует соотношение между алгоритмами и эвристиками. Алгоритмы – это работа по образцу, по четкому плану, а эвристики – это поиски выхода из безвыходной ситуации. У нас, россиян, в реальной жизни сплошные эвристики, значит, нас детей надо к этому готовить.
Особая цель математического образования – развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе, прежде всего на уроках математики.
Уроки математики в школе призваны научить строить умозаключения, делать выводы, развивать абстрактное мышление. В любом деле все эти умения будут востребованными. Думающего человека сложнее обмануть, он предвидит последствия своих действий, он склонен отвечать за их результат. Развитая логика способна помочь человеку в жизни. Да и жить думающему человеку интереснее, хотя, наверное, и тяжелее.
II. История математики.
Свои исследования я решила начать с истории. И сразу возник вопрос: «Когда появилась математика?»
Самой древней математической деятельностью был счет. Он был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, используя различные части тела. В каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, потребность в счете возникла так же естественно, как и потребность в добывании огня. Археологи на стоянках первобытных людей находили кости с глубокими зарубками, каменные предметы с точками и черточками. Дальнейшее развитие математики началось примерно в 3000 г. до н.э., благодаря вавилонянам и египтянам.
Математика в современном понимании этого слова родилась в Греции. Во-первых, они выдвинули тезис «Числа правят миром». Во-вторых, греки проверили справедливость этого тезиса во многих областях, таких как: астрономия, оптика, музыка, механика, мореплавание, землемерие, при строительстве домов, плотин, каналов и военных укреплений. Древнейшие математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э.
Современный вид уравнения и его древнеегипетская запись. Время создания II тысячелетие до н. э. (Приложение 1)
Перед вами древневавилонский клинописный текст. На изображенном участке содержится 16 задач с решениями, относящимися к расчету плотин, валов, колодцев. Перед вами Вавилонские цифры. (Приложение 2)
Цифры в древнем Китае обозначались специальными иероглифами, которые появились во II тысячелетии до н. э.
От этих индийских значков произошли современные цифры. (начертание I века н. э.) (Приложение 3)
III. Из прошлого в настоящее.
Рождаясь, мы с вами сразу же попадаем в мир чисел. Ребенок, только появился на свет, а его уже измеряли: рост, вес, пульс и так далее. Мы взрослеем и учимся считать. “Мне вот столько годиков”, – говорит ребенок и показывает четыре пальца. “Я хочу два ящика мороженого!” – сообщает маме пятилетний малыш. Это математика? Да, математика! Самая настоящая арифметика! А дальше, развиваясь, мы с вами становимся умнее, узнаем все больше. И тогда наступает очередь алгебры и геометрии. Все это, конечно, интересно, но мир меняется. В него приходят новые технологии. И если раньше штукатур 4 года обучался навыку правильно класть штукатурку, то теперь обучаться не надо. Современный штукатур просто привинчивает идеально - гладкую, сделанную на заводе гипсокартонную плиту. И теперь мы приходим к выводу, что изучение математики тоже ненужно - появился новый сервис: WoIframlAIpha. Что прячется за этим названием? Это бесплатный неограниченный решатель, который умеет решать задачи изложенные на естественном языке, при этом выдает не только ответ, но и ход решения и кучу полезной информации. А еще там немного по физике и химии. Конечно, вряд ли можно успешно использовать подобные программы не имея ни малейшего понятия о математике, но все же…
Кстати, я подсчитала, что почти две тысячи уроков математики “отсиживают” школьники за школьные годы. Новые технологии избавляют от кучи рутинных операций. Так нужно ли учиться этой рутине в течение 2000 уроков?
В последние годы выпускные экзамены были заменены в 9 кл на ГИА, а в 11 кл на ЕГЭ. Но оценку «3» на ЕГЭ (т.е. проходной балл) можно получить, набрав баллы за задачи, решение которых по силам ученикам основной 9-ей школы. Возникает резонный вопрос - зачем учить математике в старших классах всех детей? Зачем и кому нужна сложная математика
IV. Исследования.
Вместе с моим руководителем мы провели некоторые исследования и сейчас готовы представить вашему вниманию результаты нашей работы. 1. Итак: Что думает о математике 9 «Б» класс, в котором я учусь? (Приложение 4).
2. Во время общешкольного родительского собрания был проведен опрос родителей. (Приложение 5).
3. А вот некоторые высказывания родителей: (Приложение 6)
100% учителей отметили, что математика им в дальнейшей жизни пригодилась в учебе, работе и в различных жизненных ситуациях.
V. Выводы по исследованию.
Согласитесь, что с человеком, который говорит понятно, общаться гораздо интереснее, чем с тем, кто озвучивает сплошной поток мыслей. Так вот именно математика учит нас быть первыми, а не вторыми. То есть, подводя итог всему вышесказанному, цель математики – не “засорить” наш мозг сотнями формул, цифр и значков, а научить нас думать и понимать, как и откуда эти формулы и значки появляются. Не просто запомнить или вызубрить, а понять, осознать и в случае, когда будет необходимо, просто воспроизвести. Говоря еще более понятным современному поколению языком, просто создать хороший “поисковик”, к которому всегда можно будет обратиться, и он всегда вам выдаст нужную информацию. Подводя итоги своего проекта, могу смело сказать, что многие из моих одноклассников, посмотрев эту работу, задумались. И надеюсь, что они поймут, что математика не только важна, но и нужна. И наконец, 9 Б решил…
Этот проект можно использовать как дополнительный материал в начальной школе, а так же в 5-6 классах. Я думаю, именно в это время у детей формируются понятия о необходимости учиться. Итак, для себя мы сделали вывод: Математика нужна и для нас она важна!
Спасибо за внимание.
VI. Литература
VII. Приложение.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
- математика нужна им для формирования духовного облика.
- развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия).
- чтобы не обсчитали в магазине.
- чтобы смешивать в нужных пропорциях ингредиенты торта.
- помогать своим детям, вести с ними развивающую работу.
- узнать об интересных людях (например, об Архимеде).
- математика приятна как наука.
- необходимость в будущей профессии.
- «мне предстоит сдавать экзамены в школе и/или в вузе».
Приложение 5.
Математика понадобилась
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
СГУ | СГТУ | СГАП | СГПИ | СГМУ | СГАУ | Другие ВУЗы (колледжи) | |
2000-2002 | - | 6 | 7 | 2 | 6 | 3 | 11 |
2002-2003 | 3 | - | - | 2 | 3 | 4 | 9 |
2003-2004 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 | 12 | |
2004-2005 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 7 | |
2005-2006 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 1 | 8 |
2007-2008 | 3 | 1 | 6 | 1 | - | 1 | 1 |
2008-2009 | - | 2 | 1 | 2 | 11 | ||
2009-2010 | - | - | - | - | - | - | 6 |
Всего | 14 | 18 | 21 | 11 | 11 | 13 | 65 |
Кто грамотней?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Два плуга
Сказка на ночь про Снеговика
Волшебные звуки ноктюрна