Творческий отчет по результатам проведения
экскурсионно-туристического маршрута «Моя малая Родина - Тольятти»
Вложение | Размер |
---|---|
vozmyomsya_za_ruki_druzya.doc | 323.5 КБ |
Творческий отчет по результатам проведения
экскурсионно-туристического маршрута «Моя малая Родина - Тольятти»
Тема работы
«Возьмемся за руки, друзья»
Авторы:
Отряд «Волжские искрята»
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
с углубленным изучением отдельных предметов № 47
городского округа Тольятти
Руководитель: Корнеева Ж.А.,
учитель начальных классов,
Тольятти, 2012
На планете бок о бок народы живут.
Вместе учатся дети и вместе растут.
Так зачем же делить их на черных и белых,
Чистокровных, метисов, "других", иноверов?
Пусть падет с твоих глаз пелена, человек!
Чтоб соседствовать мирно друг с другом навек,
Пусть у негра-мальчишки шоколадный цвет кожи,
В остальном же он с русским мальчишкой так схожи:
Также любит в футбол погонять он с друзьями,
О мечтах на ушко рассказать своей маме.
Пусть раскосые глазки у киргизских ребят,
Но с такой же надеждой нам в души глядят.
Руку дружбы друг другу протяни человек!
И вражда на планете исчезнет навек!
Введение
С чего начинается дружба, дружба между народами?
Тольятти – город многонациональный, на его территории проживает огромное число народностей. Русские, украинцы, татары, мордва, чуваши, казахи, татары, башкиры, армяне, азербайджанцы - это всё мы, жители нашего любимого города Тольятти. По данным всероссийской переписи населения 2002 года в городе проживают люди 104 национальностей.
Но что знаем мы о них? Очень мало. Мы живём и учимся рядом, сидим за одной партой, вместе играем в игры. У нас одно солнце над головой, одна земля под ногами, и нет радости большей, чем та, которая возникает от ощущения дружбы между нами. Но все мы разные. У каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, песни, сказки и игры; искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Как выстраивать взаимоотношения с другими народностями, если ничего не знать о них? Мы думаем, что нужно знакомиться с их культурой, традициями, историей. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем нам будет вместе интересней. Мы все разные, но мы равны, все мы живём единой, дружной семьей. Уважение к чужой культуре легче всего прививается в детстве. А мы, дети, – будущее нашей страны. Если мы научимся дружить, не заостряя внимания на цвете кожи, разрезе глаз, религиозной принадлежности, научимся уважать людей разных национальностей, принимать их культуру, тогда будущее у нашей страны точно есть.
Актуальность
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной.
К сожалению, еще не всегда люди бывают доброжелательными по отношению друг к другу. Существуют нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам как в обществе в целом, так и в школе. Это порождает проблемы, иногда недопонимание, которое может вылиться в ссоры и конфликты.
В этом году, когда мы отмечаем 160-летие Самарской губернии и 275 лет городу Тольятти, хочется объединить все национальности под знаком миролюбия, терпимости, взаимопонимания и взаимоуважения. Хочется, чтобы мы, несмотря на всю разницу в наших традициях и обычаях, стали большой дружной семьёй для всех, кто в нашем городе обрел свой дом.
Актуальность выбора этой темы исследования обусловлена ещё и тем, что в нашем школьном музее «Наше наследие» есть раздел «Народы Поволжья», в котором мы знакомимся с культурой, традициями, обычаями разных национальностей. Есть здесь интересный материал о русском, татарском, чувашском и мордовском народах. Но в нашем классе учатся ребята ещё одной национальности – украинцы. Такой экспозиции у нас в музее ещё нет. Мы поняли, что мало знаем об особенностях национальности наших одноклассников, поэтому мы решили пополнить раздел «Народы Поволжья» материалами об украинском народе.
Объект исследования: национальные костюмы, фольклор, народные промыслы украинцев.
Предмет исследования: особенности национальной культуры, истории, религии, традиций украинского народа.
Целью нашего исследования является изучение и обобщение образа украинской национальности, формирование дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость нашей работы в том, что собранный нами материал пополнит фонды школьного музея «Наше наследие». Данный материал будет также размещён в школьной сети для использования его на классных часах, уроках учителями и учениками других классов.
Название экспедиционного отряда: «Волжские искрята»
Результатами экспедиции станут:
Сроки проведения: октябрь 2011г. – март 2012г.
Место проведения: 9 квартал.
Сроки и маршрут экспедиции:
Октябрь – создание поисково – исследовательского экспедиционного отряда, получение маршрутного дневника с поисковыми заданиями, распределение обязанностей.
Ноябрь – посещение школьной библиотеки, библиотеки Автограда с целью сбора информации по теме маршрута.
Декабрь – Изучение костюмов, посещение музея, проведение встреч с представителями национальных сообществ. Изучение национального фольклора: сказок, мифов, легенд, стихотворений, былин, песен, танцев, игр и забав.
Январь – Знакомство с особенностями национальной кухни; организация праздника Национальной культуры с привлечением родителей.
Февраль – систематизация и обобщение материала, оформление материалов, подготовка презентации исследования и творческого отчёта на школьном конкурсе исследовательских работ.
Март – презентация результатов исследования на школьном конкурсе, оформление работы для участия в городском конкурсе исследовательских работ «Моя малая родина – Тольятти».
Отчёт
Наша экспедиция началась с рассказа нашего одноклассника о Фестивале национальных культур, посвященном 160-летию Самарской губернии, который прошёл в ДКИТ 27 сентября. Там выступали творческие коллективы национально-культурных центров Тольятти и гости фестиваля — национальные творческие коллективы Дома дружбы народов Самарской области.
Мы знаем, что фестиваль – это праздничная встреча, смотр достижений разных видов искусства, значит фестиваль национальных культур – это настоящий праздник Дружбы народов.
Нам захотелось не просто побывать на таком фестивале, но и самим что-то сделать. Так появилась идея организовать праздник Национальной культуры.
Но как это сделать? Для проведения такого мероприятия нужна серьёзная подготовка, нужны знания. Мы решили остановиться пока только на одной национальности и лучше изучить все её особенности.
Какую же нам национальность выбрать?
Во-первых, мы выяснили, что и у нас в классе учатся ребята разных национальностей. Оказалось, что больше всего в классе русских детей (16), на втором месте - украинцев (5), на третьем - татар (3). Учатся в классе чуваш и мордвин.
Во-вторых, мы всем классом мы побывали на экскурсии в школьном музее «Наше наследие» и узнали о жизни, быте и традициях людей разных национальностей нашего края. Оказалось, что в школьном музее в разделе «Народы Поволжья» есть экспозиция, где рассказывается о русской, татарской, чувашской и мордовской национальностях. Но очень жаль, что нет в нашем музее материалов об украинцах. Мы поняли, что нам необходимо пополнить материалы
Определившись с национальностью, мы начали её подробное изучение по различным источникам.
Нашей целью было познакомиться с историей, религией, традициями, народными промыслами, культурой.
Мы узнали, как прекрасна Украина! Её жёлто-голубой флаг символизирует голубое небо и жёлтую пшеницу.
Это государство в Восточной Европе, второе по величине после Российской Федерации. На юге омывается Чёрным и Азовским морями, граничит с Россией, Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией и Молдавией.
Украинцы являются третьей по численности национальностью в России, вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам.
Узнали, как произошло название государства: когда-то земли, на которых находится современная Украина, называли Малороссией. Потом стали называть окраиной, местом на краю Российской империи. Термин «украинцы» появился в начале 19 века, но до начала 20 века в России украинцев называли «малороссы» или «малорусы».
В 1991 над зданием Верховной Рады Украины был поднят сине-желтый флаг. Синий цвет символизирует чистое небо, мир; желтый - изобилие и трудолюбие. Герб государства - трезубец князя Владимира, владетеля и крестителя Руси. Он символизирует Мудрость, Знание и Любовь. Утверждён 19 февраля 1992 года.
Украинцы в большинстве своем высокорослы, темноволосы, преимущественно светлоглазые. Верующие украинцы – православные христиане.
Отличительные черты украинского характера — это доброжелательность, гостеприимство, дружелюбие. А еще — уважение к женщине, старейшим, к памяти умерших предков, нежность, любовь к детям, животным, природе. В работе и дружбе украинцы надежные люди, на них можно положиться.
Украинская культура наследует многие религиозные и культурные традиции Киевской Руси. Существует легенда о том, что жителей различных стран Господь Бог наделил присущими только им талантами. Украинцам достался ценный дар, который прославил их на весь мир. Это - песня. Украинская песня - душа украинского народа - грустна и весела, величава и шутлива, как и сам народ и его история. С появлением казачества стали сочинять особые песни - думы. Главный музыкальный инструмент – бандура.
Следующим этапом нашей экспедиции стала встреча с представителями украинского землячества "Днипро" - общественной национально-культурной организации представителей украинской диаспоры в городе Тольятти, которая состоялась в Центре национальных культур на ул. Победы, 42. Там нам рассказали, что уже 17 лет в городе существует общественная организация «Украинское землячество «Днипро», целью которой является сохранение и развитие украинской культуры. Сейчас организация объединяет около 400 человек.
Землячество имеет свою эмблему и значок. Нам показали грамоты, благодарственные письма и дипломы, которые они бережно хранят. Музейный уголок землячества "Свитлици" содержит более 200 экспонатов. Землячество организовало и провело более 20 благотворительных акций и акций милосердия.
При землячестве действует народный хор «Днипро» (художественный руководитель – преподаватель института искусств Виталий Головко). Хор – участник многих городских, областных и всероссийских культурных мероприятий, из которых самими популярными являются праздники украинской культуры с концертной программой и выставкой народного прикладного творчества. Хор землячества дал более 170 концертов перед аудиторией зрителей от 150 до 1000 человек на каждом концерте.
Нам очень понравилось в гостях у «Днипро». Мы не только много узнали об украинском народе, но и смогли пообщаться с людьми, которые помнят и чтят свои традиции, с людьми творческими, интересными, неравнодушными.
Рассматривая фотографии выступлений хора, мы обратили внимание на национальные костюмы украинцев. Узнали, что традиционный украинский костюм - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, серебро и кораллы... Сами украинцы говорят, что в их костюмах «солнца лучи, синь небес, хлеба цвет и ширь души украинцев». Отличительная особенность украинского костюма - богатая вышивка. Мы смогли не просто увидеть эту красоту, но и прикоснуться к ней, потрогать своими руками. В этом нам помогли наши ребята – украинцы и их родные. Они принесли из дома вещи, доставшиеся им от бабушек и прабабушек. Показать костюмы нам помогли наши старшеклассники. Наши мальчики смогли примерить пояса, которые у украинского народа играют роль оберега, защиты. А девочки превратились в настоящих украинских красавец, надев на голову девичий убор - «коду», украшенный бисером, цветами, лентами.
В подарок музею мы вместе с учителем сшили украинские костюмы для кукол в школьный музей.
В начале марта в школе прошёл праздник Национальной культуры.
Было очень интересно! Мы знакомились с праздниками украинского народа,
слушали и пели их песни и играли в национальные игры, водили хоровод
дружбы, попробовали настоящие украинские вареники.
Мы слушали рассказы о великих украинцах: Богдане Хмельницком – знаменитом гетмане Украины, поэте Тарасе Шевченко, которому установлено около 1200 памятников по всему миру, гениальном писателе Николае Гоголе, писательнице и поэтессе - Лесе Украинке, Николае Сядристом, который подковал блоху, прямо как в сказке.
Теперь мы уже многое узнали об украинской национальности. Систематизировав и обобщив весь собранный материал, наш отряд оформил презентацию для школьного музея. С этой презентацией мы выступили перед ребятами и гостями.
Заключение
Вот и подошла к концу наша экспедиция, цель работы достигнута. Мы не только подробно познакомились с особенностями украинской национальности, но и смогли лучше понять ребят других национальностей.
Оказывается, каждый народ уникален, неповторим, интересен своей историей, самобытной культурой и обычаями!
Благодаря нашей экспедиции мы поняли, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать всех. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Все мы учимся в одном классе, в одной школе. Все мы равны в своих правах. Поэтому мы должны быть дружными и сплоченными. Не может быть дружбы между народами без дружбы конкретных людей. Разные мы, но равны. Мы поняли, что это и есть главный секрет единения и сплочения людей разных национальностей.
Мы на Земле едины все по крови,
По мышцам мы едины, по костям,
Мы схожи по болезням и здоровью,
Мы схожи по мечтам и по страстям.
Откуда ж появилось это чванство
Одних к другим?
Ведь мы - одна семья!
Над нами - неба вечное пространство,
Наш общий дом - чудесная Земля...
Ну, что же, что различен цвет у кожи,
У каждого народа - своя речь...
Но душами мы очень уж похожи
И души эти надобно - беречь!
Список литературы:
Ресурсы интернет
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Самый богатый воробей на свете
Лиса и волк
Есть в осени первоначальной...