Работа изучает влияние биологических ритмов и геомагнетической обстановки на работоспособность школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy_i_meteozavisimost_v_zhizni_shkolnika.rar | 79.9 КБ |
prezentaciya_.pptx | 1.65 МБ |
Агаджанян Вероника
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6, 9 класс.
Руководитель: Бабак Елена Владимировна,
учитель биологии и химии МБОУ ООШ № 6;
Ставропольский край, Труновский район,
с. Донское, ул. Пролетарская 93а/1
«Биоритмы и метеозависимость в жизни школьника»
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время.
Метеочувствительность - реагирование человеческого организма на изменение погодных, геофизических и космических условий нашего существования
Проблема актуальности биоритмов и метеозависимости является сегодня одной из самых важных. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д
Наша школа работает в одну смену, уроки проводятся в первой половине дня. Перед каждым учеником стоит проблема так организовать свой режим труда и отдыха, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении учебного времени, отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Работоспособность не всегда одинакова и зависит от разных факторов, в том числе от времени суток и погодно-климатических условий. Я предположила, что если школьник будет знать свой суточный ритм и уметь его корректировать, то он сможет успешно организовывать свою учебную деятельность.
Целью моей работы было: Выявить влияние биологических ритмов и геомагнетической обстановки на работоспособность школьников.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи
1.Изучить теорию вопроса.
2. Провести тестирование учащихся по определению биоритмов
3. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями физической работоспособности обучающихся школы.
4. Выявить зависимость состояния здоровья школьников от геомагнетической обстановки, природно-климатических факторов.
5. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности обучающихся.
Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение марта-апреля и сентября- октября 2012 года. В исследовании были охвачены учащиеся 1-9 классов.
Для определения хронотипов учащихся нашей школы я использовала тест для определения индивидуального биологического профиля по Доскину В.А. (1989г.)
Затем используя индекс Хильденбранда (отношение частоты пульса к частоте дыхания, измеренное в утренние часы) и температурный тест (измерение дневной температуры в течении трех суток через каждые два часа) я выявила влияние биоритмов на особенности физиологических процессов школьников.
Влияние хронотипа на физическую работоспособность учащихся я определила проведя эксперимент в котором фиксировалось количество приседаний за определенный промежуток времени в разное время суток участниками экспериментальной группы состоящей из 20 человек разного хронотипа.
Выявление вариантов метеозависимости у школьников я провела с помощью дневников наблюдений, в которые учащиеся записывали свое самочувствие в разные дни и разное время суток. Затем я проанализировала данные о метеоусловиях этого периода времени и совместила дни плохого самочувствия детей и выделенные как неблагоприятные по ряду параметров (повышенное атмосферное давление, ветер, магнитные бури)
В результате исследования я сделала следующие выводы и рекомендации:
Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы школьника в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д.
На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка», «индифферентного голубя» до проявляющегося в старших классах «совы».
Большинство учащихся экспериментальной группы обладают физиологической метеочувствительностью. У 20% учащихся имеет место метеозависимость, что может говорить о снижении адаптивных возможностей организма.
При планировании режима дня школьникам важно учитывать свой хронотип, что поможет распределить время деятельности и отдыха так, чтобы избегать переутомления.
Учащимся, у которых в результате исследования выявлена повышенная метеочувствительность, можно рекомендовать пройти медицинское обследование с целью установления причины такого реагирования на изменения погоды.
Слайд 1
Биоритмы и метеозависимость в жизни школьника Автор: Агаджанян Вероника Руководитель: учитель биологии Бабак Елена Владимировна Донская основная общеобразовательная школа № 6 2012 годСлайд 2
Гипотеза: Знание суточных биоритмов поможет школьникам правильно организовать свою учебную деятельность.
Слайд 3
Ц ель исследования: Выявить влияние биологических ритмов и геомагнетической обстановки на работоспособность школьников. Задачи исследования: Изучить теорию вопроса; Провести тестирование учащихся МБОУ ООШ № 6 по определению биоритмов школьников. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями физической работоспособности обучающихся школы. Выявить зависимость состояния здоровья школьников от геомагнетической обстановки, природно-климатических факторов. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности обучающихся.
Слайд 4
Методы работы: теоретический (изучение литературы) анкетирование анализ эксперимент Объект исследования: Суточная активность организма обучающегося МБОУ ООШ № 6.
Слайд 5
Соотношение биотипов взрослой аудитории (Доскин, Куинджи)
Слайд 6
Соотношение биотипов учащихся в экспериментальной группе
Слайд 7
Особенности биоритмов учащихся на разных ступенях обучения Классы Сильно выраженные жаворонки Слабо выраженные жаворонки Индифферентные (голуби) Слабовыраженные совы Сильно выраженные совы Кол-во (%) Кол-во (%) Кол-во (%) Кол-во (%) Кол-во (%) 1-4 кл 5 18,5 17 63 5 18,5 - 0 - 0 5-9 кл 3 4 21 29 33 46 14 19 1 1 Итого 8 8 38 38 38 38 14 14 1 1
Слайд 10
Изменения физической работоспособности в зависимости от времени суток
Слайд 11
Дневник наблюдений. ____________________________ Фамилия , имя дата Самочувствие 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Головная боль (+,-) Вялость (–) Бодрость ( +) Внимание (+,-) Быстрая утомляемость (-) Работоспособность (+) Плохое настроение (-) Хорошее настроение (+) Раздражительность (+)
Слайд 12
Архив погоды в Ставрополе с 2 по 15 апреля 2012 года. дата Утро Вечер t 0 C Давле-ние Облач-ность Ветер t 0 C Давле-ние Облач-ность Ветер 2 0 719 ЗСЗ 6 м/сек +2 722 З 6 м/сек 3 +10 727 ЗСЗ 1 м/сек +11 727 ВЮВ 1м/сек 4 +17 728 ЮВ 6 м/сек +15 727 В 4 м/сек 5 +21 725 СВ 3 м/сек +18 724 СВ 3 м/сек 6 +20 721 В 4 м/сек +19 719 В 5 м/сек 7 +18 716 ЗСЗ 7 м/сек +16 715 ССВ 2м/сек 8 +21 715 ЮВ 4м/сек +18 714 СВ 2 м/сек 9 +24 712 ЮВ 4 м/сек +20 712 ЗСЗ 7 м/сек 10 +18 717 ЗСЗ 7 м/сек +17 718 С 4 м/сек 11 +20 719 В 7 м/сек +18 717 ВСВ 8м/сек 12 +11 716 З 6 м/сек +10 717 З 8 м/сек 13 +16 720 З 3 м/сек +17 721 ССВ 3 м/сек 14 +21 720 ЮВ 7 м/сек +20 719 ЮВ 7 м/сек 15 +22 717 ВЮВ 10м/сек +20 716 ВСВ 3 м/сек
Слайд 13
Соотношение учащихся с физиологической метеочувствительностью и метеозависимых .
Слайд 14
1) В организации любой деятельности человеку необходимо учитывать тип своего биоритма. 2) Существует зависимость между факторами времени суток и хронотипом учащихся, который оказывает влияние на их работоспособность. Значит, нужно учитывать биоритмы учащихся в планировании их деятельности. 3) На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка», «индифферентного голубя» до проявляющегося в старших классах «совы». 4) Большинство учащихся обладают физиологической метеочувствительностью. У 20% учащихся имеет место метеозависимость, что может говорить о снижении адаптивных возможностей организма. выводы:
Слайд 15
При планировании учебной нагрузки и режима дня педагогам и школьникам важно учитывать хронотип, что поможет распределить время деятельности и отдыха так, чтобы избегать переутомления учащихся. Учащимся, у которых в результате исследования выявлена повышенная метеочувствительность, можно рекомендовать пройти медицинское обследование с целью установления причины такого реагирования на изменения погоды. РЕКОМЕНДАЦИИ:
Слайд 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Поставленная цель данного исследования достигнута. Результаты могут быть использованы для организации подготовки учащихся 9-х классов к экзаменам. Работа может быть использована, как на уроках биологии, так и для проведения родительских собраний и классных часов.
Слайд 17
Использованная литература 1.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия,1977. 2.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. –М.: Физкультура и спорт, 1989. 3. АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, 2005. 4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. 5. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984. 6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. –Л. Наука, 1984. 7.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М. : Знание, 1989. 8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). –М.: Знание, 1999. 9. http://www.tesis.lebedev.ru/forecast_activity.html 10. http://pogoda.mail.ru/prognoz/stavropol/
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Как нарисовать лимон акварелью
Чья проталина?
Этот древний-древний-древний мир!
Девочка-Снегурочка
Как нарисовать зайчика