Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroki_fr.pptx | 1.56 МБ |
Слайд 1
Материалы к уроку по рассказу В.Распутина «Уроки французского» Подготовили ученицы 6 «А» класса Голозубова Т . , Миронова К ., Батунина Л., Кудряшова Я . Руководитель – Чеснокова Е.И .Слайд 2
Проблема : в 6 классе изучают рассказ В.Распутина «Уроки французского», а наглядности к уроку нет. Цель : создать пособие к уроку литературы в 6 классе по рассказу В.Распутина «Уроки французского» Задач и : р ассказать о жизни В.Распутина; узнать, как был создан рассказ «Уроки французского»; найти иллюстрации к рассказу; составить задания на знание содержания рассказа «Уроки французского».
Слайд 3
В.Г.Распутин,1937 г.р. :" Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я- коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал... Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, -ей забот, сколько помню, всегда хватало.» В суровых сибирских краях прошло детство и юность Распутина .В детстве он жил в небольшой деревне Аталанке на берегу Ангары. В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом. Когда началось строительство Братской ГЭ, деревня была перенесена на берег Братского моря, а место, где была деревня ,оказалось затоплено.
Слайд 4
Писатель часто вспоминал о своей малой родине, оказавшейся на дне Братского водохранилища. Много лет спустя Распутин напишет повесть"Прощание с Матерой",наполненную горькими размышлениями о судьбе мира, о столкновении научно-технического прогресса с традиционной крестьянской культурой. В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно были известны его очерки о молодых участниках великих строек Сибири. В 70-80-е г. выходят повести «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Прощание с Матёрой» и др.
Слайд 5
В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 году Валентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С.Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения – политика не его удел. Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей . Произведения Валентина Распутина – незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил. Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.
Слайд 6
В1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов-"Уроки французского". "Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. -Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня". Задание: прочитайте об истории создания рассказа в учебнике. Какое произведение называется автобиографическим? Какую цель ставил перед собой писатель при написании рассказа? Из истории создания рассказа «Уроки французского»
Слайд 7
По рассказу Распутина снят художественный фильм. Подбери к каждому кадру строчки из рассказа.
Слайд 11
Расскажи, какой эпизод из рассказа изобразил художник.
Слайд 12
Учительница французского Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне. Задание. Как герой рассказа относился к Лидии Михайловне? Как характеризуют его отношения с учительницей?
Слайд 13
1. В произведении говорится: A) о дополнительных занятий по французскому языку; Б) об уроках нравственности и доброты; B) о любимых уроках французского языка. 2. Действие в произведении происходит: A) перед Великой Отечественной войной; Б) во время Великой Отечественной войны; B) после Великой Отечественной войны. 3. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является: A) гордость; Б) тоска по дому; B) скупость. 4. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда: A) перестает удивляться чудесам; Б) перестает быть ребенком; B) доживает до преклонного возраста. 5 Истинный смысл игры в «замеряшки»: А) помощь учительницы способному, но голодному ученику; Б) желание учительницы вспомнить детство; В) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка. 6. Почему главный герой играл в «чику»? А) Заработать деньги для мамы и младших сестрёнки и братишки; Б) покупал себе молоко от малокровия; В) Покупал себе макароны. 7. Что лежало на дне посылки, которую прислала Лидия Ивановна своему ученику из Кубани? А) яблоки; Б) учебник французского языка; В) гематоген. Тест по рассказу В. Распутина «Уроки французского»
Слайд 14
Проверь ответы. 1. а «5» - всё верно 2. в «4» - 1 ошибка 3. б «3» - 2-3 ошибки 4. б «2» - 4 и более ошибки 5. а 6. б 7. а
Слайд 15
1.Что воровал хозяйский сын у героя рассказа.5.Кто разоблачил игроков.3.В какую игру на деньги играл герой со своей учительницой.4.Что покупал герой на выигранные деньги.6.Что было в посылку полученной от учительницы.7.Где играли ребята на деньги.9.Где герой рассказа продолжал своё обучение.10.Слова какого русского писателя были взяты эпиграфом к изучению.11.Как звали учительницу по французскому языку.13.Как называлась игра в которую играли ребята .
Слайд 16
Ответы на кроссворд.
Слайд 17
Вопросы для повторения. Что ты запомнил о писателе В.Распутине? Что тебе понравилось в рассказе В.Распутина? Чем рассказ запомнился? Чем главный герой привлёк твоё внимание? Почему много лет В. Распутин помнил свою учительницу французского языка? Какие нравственные проблемы поднимает В. Распутин в своём рассказе? Что общего между рассказом В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Слайд 18
Результаты работы над проектом. Нашли материал о жизни и творчестве В Распутина, выбрали главное и поместили в презентацию. Узнали об истории создания рассказа. Составили занимательные задания на знание текста произведения: тест, кроссворд, задание на подбор подписи к кадрам из фильма. Составили итоговые вопросы для повторения. Весь материал оформили в виде презентации.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Лиса Лариска и белка Ленка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Где спят снеговики?
Любили тебя без особых причин...