В своей работе ученица предположила, что все буквы русского алфавита необходимы и важны. Основывала свои предположения на двух фактах:
Для утверждения своего предположения решила провести исследовательскую работу.
Цель работы: подтвердить важность и нужность букв русского алфавита, оценить их востребованность.
Достижение цели подразумевает постановку и решение следующих задач:
Использовала в исследовании следующие виды деятельности:
- работа со справочно-иллюстративной литературой;
- использование электронных энциклопедий и Интернет-источников;
- опрос учащихся и взрослых;
- обработка полученных данных.
Объект исследования — использование буквы русского алфавит.
Предмет исследования — тесты из букв русского алфавита в книгах, учебниках, газетах и журналах.
Представленная работа имеет следующую структуру:
Введение (проблема, цель, задачи, методы и способы выполнения)
Основная часть (1 глава теоретическая, описательная, 2-я, 3-я практическая)
Заключение (содержит краткое изложение выводов по теме работы)
Список использованной литературы и Интернет-источников
Приложения
Вложение | Размер |
---|---|
nastya_pastushkova.rar | 2.76 МБ |
Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ младших школьников
Тема: «Буквы разные нужны, буквы разные важны»
Автор: Пастушкова Анастасия Дмитриевна, обучающаяся 2 «А» класса
Научный руководитель: Аглоткова Наталья Николаевна, учитель информатики
Место выполнения работы: МОУ «СОШ№4» г. Валуйки, Белгородская область
2013 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….стр. 3
Основная часть
I. Буквы, буквы, буквы … Это интересно. .……….…………………………..………стр. 4
II. Буквенное содержание литературы. Статистическая обработка данных
§ 2.1 Учебная литература …………………………………....…………………….стр. 7
§ 2.2 Отдельно взятый учебник ……………………………………….....……….стр. 8
§ 2.3 Научно-популярная литература…………………………………....…….….стр. 9
§ 2.4 Художественная литература ……………………………………………..….стр. 9
§ 2.5 Периодическая печать …………………………………....…………….…… стр. 9
III. Социальный опроса «Какие буквы алфавита самые востребованные»……….…стр. 10
Заключение ……………………………………………………………………….……стр.11
Приложения…………………………………………………………………………... стр. 12
Литература …………………………………………………………………………… стр. 16
Введение
В школе на уроках учителя задает такие задания, для подготовки которых необходимо прочитать книгу, журнал или газету, посмотреть электронную энциклопедию на диске или на сайтах Интернета. Всё что происходит вокруг - мне очень интересно. Я с удовольствием ищу необходимую информацию, с радостью открывать для себя новые факты, с жадность впитываю знания об окружающем нас мире, получая ответы на свои бесконечные вопросы. Такие творческие задания подталкивают меня к новому поиску и приводят к новым знаниям.
На занятиях кружка «Художественный шрифт» мне очень нравится работать с буквенным анализом, в результате которого я и ребята моего класса узнаём интересные сведения о буквах. После одного из занятий на доске появилась выставка из букв, она содержала представительниц алфавита. Некоторые из них повторялись, несколько букв были в единственном числе, а некоторые буквы русского алфавита в выставке результатов творческой работы отсутствовали совсем. У меня возник очередной вопрос: «Все ли буквы в русском алфавите важны и нужны? Какая буква самая востребованная?»
Я предположила, что все буквы русского алфавита необходимы и важны. Основывала свои предположения на двух фактах:
Для подтверждения или опровержения своего предположения я решила провести исследовательскую работу. Цель моей работы: подтвердить важность и нужность букв русского алфавита, оценить их востребованность.
Достижение цели подразумевает постановку и решение следующих задач:
Использовала в исследовании следующие виды деятельности:
- работа с художественной, справочно-иллюстративной литературой;
- использование электронных энциклопедий;
- опрос учащихся и взрослых.
Объект — использование буквы русского алфавит. Предмет — тесты из букв русского алфавита в книгах, учебниках, газетах и журналах.
Основная часть
1) Из букв слагаются слова. Самое длинное слово переосвидетельствование содержит 23 буквы. Самое длинное слово из разных букв – разгильдяйство содержит 14 букв. В слове четырёхугольник – на одну букву больше, но оно составное. Интересно, что слово дикость – это самое длинное слово, в котором буквы идут в алфавитном порядке.
2) Одно и то же по написанию слово может иметь разный смысл в зависимости от слов, стоящих рядом в предложении. Например: «В лесу мы ели у ели. Сорока и сорок а. Сосна и со сна».
3) Звуки образуют слоги. Самые маленькие слова состоят из одного слога. Например, междометия. Междометия - это малоизученный класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других часто непроизвольных эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность. К эмоциональным междометиям близки звукоподражания: уа-уа, мяу-мяу, бряк, бац. Междометия волеизъявления выражают команды и призывы, обращенные к людям или животным. Значительная часть их принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас, алле, куш, пиль, майна, вира, полундра и др.
4) Почему алфавит называют азбукой? Почему азбуку называют алфавитом?
Ответ: По первым буквам алфавита.
По гречески алфавит: Αα – альфа , Вβ – вита.
По славянски азбука: Аа – аз, Бб – буки.
5) «Редкие» буквы
Какую букву чаще всего называют даже игроки “Поля чудес”, начиная игру со словом? А! И чаще всего она в слове есть. Но я утверждаю, что буква а в начале русских слов — большая редкость! Русскому языку очень свойственны слова, где эта буква находится в середине: лампа, банка, словарь, заяц и т. д.; на конце: рука, нога, девочка, голова, удочка …
А вот оказывается, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а. Возьмем в руки “Толковый словарь”. Откроем. Здесь довольно много слов на а. Но почти около каждого из них указано, что это слово пришло к нам их другого языка вместе с понятием, которое оно обозначает:
ананас — индейское;
абажур — французское;
абзац — немецкое и т. д.
Кстати, работая с “Толковым словарем”, можно заметить, что все чужеземные слова (они называются заимствованными) являются существительными. И это понятно: наш язык пополняет свой запас очень разборчиво. Он берет слова, обозначающие предметы-объекты, которых у нас нет: альбатрос; аллигатор, но уж признаки, действия, которые мы наблюдаем, называет исконно родными словами.
6) “Ф” в произведениях А.С.Пушкина
Реже всего встречается в текстах буква Ф.
В сказке «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина нет ни одной буквы Ф. А в сказке «О царе Салтане» только в одном слове ФЛОТ, но оно не русского происхождения. В русском словаре В.И.Даля слов на букву ф всего – 277 .
Перелистаем: “Сквозь волнистые туманы …”, “Песнь о вещем Олеге”, “Сказку о попе …”, “Полтава” … Вот в “Полтаве” 30000 слов и только два слова с буквой Ф:
цифры — тогда обозначали шифр (араб.);
анафема — проклятие (греч.).
Что же это: случайность или предвзятое отношение великого поэта к несчастной букве?
Нет! Вы с таким же результатом можете пролистать произведения и других русских писателей-классиков.. Если вы опять откроете словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка:
фонарь — светильник (греч.);
кофе — араб.;
Федор — божий дар (греч.);
Фока — тюлень (греч.).
А редкость буквы Ф в нашей классической литературе — это лишь доказательство высокой чистоты русского языка у наших великих писателей!
7) Чаще всего встречается в текстах буква О.
8) Приглядитесь к пишущей машинке, клавиатуре компьютера…
“П”, “Р”, “К”, “Е”, “Н”, “О” - в центре, под рукой
“Э”, “Ы”, “ Ф”. “ Й”, “ Я”,“ Ъ” — в углу: они не так часто в работе.
Если вы имеете записную книжку, перелистайте её! Законы русского языка и здесь приняты во внимание: под “популярные” буквы отведено несколько страниц, под “Щ”, “Я” — по одной.
9) Ё – это загадочная и очень интересная буква.
Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н.М.Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории Русского государства. В 1797 году он впервые употребил эту букву в слове слёзы.
Во-вторых, эта буква особенная. Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме (корне, суффиксе или окончании) в безударном положении передаётся буквой ё. Берёза - березняк, нёс - несу, чёрный - чернота и т. д.
В-третьих, это единственная буква русского алфавита, употреблять которую было необязательно. Сейчас эта буква вернула свои права.
10) Буква Ъ
Буквы алфавита обозначают 31 звук:10 гласных и 20согласных; Буквы ъ и ь применяют для твёрдости и мягкости согласных.
Ъ - Этот в азбуке, как бука,
В одиночестве стоит.
«Самая дорогая буква в книге» - так называл лингвист Л.Успенский твёрдый знак. Почему? Он ведь так редко употребляется на письме, исправно выполняет важную работу разделительного знака. Но так было не всегда. «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» - сердито писал ещё в XVIII веке М.В. Ломоносов. Дело в том, что когда-то буква ъ обозначала сверхкраткий звук, который давным-давно исчез из языка. Но слова по традиции долго сохраняли его написание даже там, где он никакой разделительной роли и не выполнял: Онъ добръ къ ней. Учёные подсчитали, что из 2080 страниц романа Л.Н.Толстого «Война и мир» приблизительно 70 занимает эта бесполезная буква, которая по правилам старой орфографии должна стоять в конце каждого слова, после твёрдого согласного. Вот и подумайте, сколько бумаги помогла сэкономить реформа 1917-1918 годов, которая исключила эту букву в конце слова, но сохранила в середине как разделительный знак.
II. Буквенное содержание литературы. Статистическая обработка данных.
На основании изученного теоретического материала был проведен сравнительный анализ буквенного содержания печатных изданий, которыми пользуются обучающиеся МОУ «СОШ №4» г. Валуйки. Был определён объект исследования — использование буквы русского алфавит, предмет — тесты из букв русского алфавита в энциклопедиях, художественной литературе учебниках, газетах и журналах. Результаты были следующими:
§ 2 .1 Учебная литература
Стр. 29
Стихотворение «Урок рисования» В.Д. Берестов
Стр. 83 Обеспечение безопасности жизнедеятельности
§ 2.2 Отдельно взятый учебник
Стр. 52 Текст задачи №115 Стр.31 № 74 Задача на построение
Стр.53 Из истории математики Стр. 106 № 223 Задание определяющее тему урока
Стр.62 №133 Карточка-справочник
§ 2.3 Научно-популярная литература
«Большая книга знаний» Стр.141 «Кустарники и кустарнички»
§ 2.4 Художественная литература. А.С. Пушкин отрывок из романа
«Евгений Онегин»
§ 2.5 Периодическая печать (журнал и газета)
III. Социальный опроса «Какие буквы алфавита самые востребованные»
В качестве экспериментальной работы был проведен социологический опрос среди учеников и учителей нашей школы. В нем принимали участие обучающиеся начальной школы (2 «А» класса - 26 человек), обучающиеся средней школы (9 «А» класс – 24 человека), учителя (12 человек).
Всем был задан один вопрос: «Какие буквы на ваш взгляд являются самыми востребованными?»
Ответы (десять популярных букв) вносили в лист ответов, разработанный для данного социального опроса. Приложение 1.
Произвела подсчёт и вывела результат опроса. Смотреть Приложение 2.
2 «А» класс | 9 «А» класс | Учителя |
а, е, п, о, т, м, и, л, м, с | а, е, и, о, т, м, к, л, б, н | а, е, и, о, н, р, т, в, к, л |
IV. Заключение
Я узнала много новой информации о буквах, доказала своё предположение, что все буквы русского алфавита нужны и важны. Сделала выводы:
Этот результат используют археологи, лингвисты, разведчики, а также дети и взрослые в играх с буквами. Узнали о письменности древнего мира.
Какое значение имеют полученные результаты?
Археологам и историкам знание частоты использования букв алфавита помогает расшифровывать надписи и рукописи, найденные при раскопках. Разведчики, чтобы расшифровать перехваченную переписку врагов, используют знание букв, которые чаще встречаются в словах. В различных видах досуга применяется результат нашего проекта. Например, всеми любимая телеигра “Поле чудес”. Игроки в первую очередь стараются назвать буквы А, О, Е, У, Т, т. е. те буквы, которые в нашем исследовании оказались самыми необходимыми. Кстати, наши бабушки и дедушки в детстве играли в игру, которая называлась «Виселица», аналог ”Поля чудес”
В заочных олимпиадах предлагаются такие задачи. Например,
«Отгадайте числовой ребус, если известно, что буква зашифрована двумя цифрами,: 14012006140120101201. Разделим последовательность цифр на группы по 2 цифры: 14 01 20 06 14 01 20 10 12 01
Чаще всего встречается группа 01. Предположим, это буква О или А. Эврика! Возможно А : 01 – номер первой буквы алфавита! А остальные группы тоже номера соответствуюших букв алфавита.
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й | к | л | м | н | о | п | р | с | т |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Догадка верна. Зашифровано слово – МАТЕМАТИКА.
Приложение 1
Буква | Больше всех встречается | Буква | Больше всех встречается | Буква | Больше всех встречается | Буква | Больше всех встречается | Буква | Больше всех встречается |
А |
| А |
| А |
| А |
| А |
|
Б |
| Б |
| Б |
| Б |
| Б |
|
В |
| В |
| В |
| В |
| В |
|
Г |
| Г |
| Г |
| Г |
| Г |
|
Д |
| Д |
| Д |
| Д |
| Д |
|
Е |
| Е |
| Е |
| Е |
| Е |
|
Ё | Ё | Ё | Ё | Ё | |||||
Ж |
| Ж |
| Ж |
| Ж |
| Ж |
|
3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
| 3 |
|
И |
| И |
| И |
| И |
| И |
|
Й |
| Й |
| Й |
| Й |
| Й |
|
К |
| К |
| К |
| К |
| К |
|
Л |
| Л |
| Л |
| Л |
| Л |
|
М |
| М |
| М |
| М |
| М |
|
Н |
| Н |
| Н |
| Н |
| Н |
|
О |
| О |
| О |
| О |
| О |
|
П |
| П |
| П |
| П |
| П |
|
Р |
| Р |
| Р |
| Р |
| Р |
|
С |
| С |
| С |
| С |
| С |
|
Т |
| Т |
| Т |
| Т |
| Т |
|
У |
| У |
| У |
| У |
| У |
|
Ф |
| Ф |
| Ф |
| Ф |
| Ф |
|
Х |
| Х |
| Х |
| Х |
| Х |
|
Ц |
| Ц |
| Ц |
| Ц |
| Ц |
|
Ч |
| Ч |
| Ч |
| Ч |
| Ч |
|
Ш |
| Ш |
| Ш |
| Ш |
| Ш |
|
Щ |
| Щ |
| Щ |
| Щ |
| Щ |
|
Ы |
| Ы |
| Ы |
| Ы |
| Ы |
|
Ь |
| Ь |
| Ь |
| Ь |
| Ь |
|
Ъ | Ъ | Ъ | Ъ | Ъ | |||||
Э |
| Э |
| Э |
| Э |
| Э |
|
Ю |
| Ю |
| Ю |
| Ю |
| Ю |
|
Я |
| Я |
| Я |
| Я |
| Я |
|
Приложение 2.
3. Математика. 2 класс. Часть 1. Стр. 52 Текст задачи №115
4.Математика. 2 класс. Часть 1. Стр.31 № 74 Задача на построение
5.Математика. 2 класс. Часть 1.Стр.53 Из истории математики
6. Стр. 106 № 223 Задание определяющее тему урока
7.Стр.62 №133 Карточка-справочник
8. Научно-популярная литература.«Большая книга знаний».
Стр.141 «Кустарники и кустарнички»
9. Художественная литература. А.С. Пушкин отрывок из романа
«Евгений Онегин»
10. Периодическая печать
Приложение 3.
2 «А» класс | 9 «А» класс | Учителя |
а, е, п, о, т, м, и, л, м, с | а, е, и, о, т, м, к, л, б, н | а, е, и, о, н, р, т, в, к, л |
Литература
Кактусы из сада камней
Золотая хохлома
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Заяц, косач, медведь и весна