В своей работе ребята проанализировали воздействие музыки на человека, в частности как влияют различные жанры музыки на здоровье и психоэмоциональное состояние человека. Отметили положительные и отрицательные качества музыки. Проект сопровождается презентацией, образцами музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация сопровождает проект выдержками из содержания работы | 536.5 КБ |
Содержание проекта о влиянии музыка на человека. | 84.5 КБ |
zashchita_proekta.doc | 37.5 КБ |
Слайд 1
Выполнили ученицы 6 класса: Захаркина В., Бабаян А. Ильина О. 11класс Учитель музыки: Бойко Т. И Информационно-аналитический учебный проект по музыке на тему: «Влияние музыки на человека» 2013г.Слайд 2
Проблема : Современные дети не очень любят слушать академическую музыку. Цель исследования : значение музыки разных жанров, её влияние на человека . Задачи: Выявить, как музыка влияет на людей. Показать полезность академической музыки для детей. Побудить учащихся к прослушиванию «серьёзной» музыки разных жанров.
Слайд 3
Влияние музыки на человека Впервые лечебный эффект музыки научно объяснил Пифагор. Любая мелодия синхронизирует работу органов. Поскольку каждый из них – источник энергии и электромагнитных волн определенной частоты, а звуки музыки тоже волны. Они входят в резонанс – и настройки организма изменяются. При прослушивании музыки её акустическое поле накладывается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе как бы клеточный массаж.
Слайд 4
Музыка и здоровье Научно доказано, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека. Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание, укрепляет иммунитет. Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле. В египетских папирусах ученые нашли упоминание о том, что древние жрецы лечили людей мелодичными звуками. В древней Греции музыкой и красивым пением усмиряли душевнобольных, а игрой на флейте снимали боль. В Ветхом Завете сказано, что Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на арфе.
Слайд 5
Эффект Моцарта Обнаружена интересная закономерность. Прослушивание музыки В.А.Моцарта улучшает математические и логические способности. Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта. Помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов. При прослушивании произведений Моцарта меняется состав желудочного сока, значит, этой музыкой можно лечить язву и гастрит. Универсальным лекарством можно считать музыку В.А.Моцарта?
Слайд 7
Музыкальная терапия. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Слайд 8
Музыкальные лекарства Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением. Правда вкусы и предпочтения у всех разные – это может быть и классика и тяжелый рок
Слайд 9
Пение Один из самых эффективных методов музыкальной терапии. Когда человек поет (не важно как – хорошо или не очень), происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы. А звуки стимулируют работу внутренних органов. Потому что, когда человек поет, во внешнее пространство уходит лишь 20% звука, 80% - как бы «отдается» во внутренние органы. Песни, которые нас трогают, наполняют нас радостью и силой
Слайд 10
Ученые установили, что звуки от «А» до «Я» по разному воздействуют на организм, «Н» активизирует интуицию и творческие способности, «В» исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге, звук «Е» создает вокруг человека защитный барьер и т.д.
Слайд 11
Опасная музыка и ее отрицательное воздействие Человек всегда должен помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом "Не вреди!", всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты
Слайд 12
Наши исследования Была разработана серия вопросов для выяснения: - что для вас значит музыка; -музыкальные предпочтения нынешней молодежи; - время, затрачиваемое на слушание музыки; - источники прослушиваемой музыки .
Слайд 13
В анкетировании приняли 47 учащихся 6-11 классов. - «Для меня музыка значит многое, это неотъемлемая, но очень весомая частичка моей жизни. Слушаю музыку постоянно, где бы я ни был. Предпочитаю одно из современных движений, HIP-HOP, RAP.» учащийся 9 «А» Косинец Алексей. -«Если бы не было музыки, все жили бы скучно, без вдохновения, и жили бы мы не так, как хотелось бы!» учащийся 7«А» класса Засухин Владимир. -Людям нужна музыка, когда они одиноки, послушаешь, и легче становится на душе. После прослушивания музыки я стала добрей, лучше стала относиться к подругам. Мой любимый певец - Экон». Осмонова Фарида. -«Мне нужна музыка, когда на душе не спокойно, послушаешь, успокоишься и все у меня хорошо». Осмонов Нуро
Слайд 14
-«Музыка нужна была мне, когда я болела, чтобы отвести от себя плохие мысли и боль. Мечтаю стать певицей. Моя любимая исполнительница- Инна». Сулоева Эльза. -«Музыка необходима человеку и в радостные моменты жизни и когда грустно, она способна менять настроение человека». Белов Павел. - «Если слушать музыку, когда у тебя плохое настроение, то оно меняется на хорошее. Разная музыка по-разному влияет на меня, но та, которая нравится, меня успокаивает. Пильник Ирина.
Слайд 15
Результаты соц. опроса доказывают, что подростки увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, их музыкальные предпочтения разнообразны, слушанию музыки уделяют достаточное количество времени.
Слайд 16
Схема эксперимента: - собрать участников; -настроить; -дать прослушать музыкальные произведения; -проанализировать ощущения, настроение и чувства участников
Слайд 17
На основе всего этого для основной работы были выбраны: · Justin Timberlake. Summer Love ( зарубежная поп - музыка ) · Rammstein. MeinTeil(зарубежная рок-музыка) · Моцарт В.А. Симфония № 40 (1 часть) · А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из мюзикла «Юнона и Авось»
Слайд 18
Результаты исследования Результаты нашего исследования показывают, что 44 % испытуемых не испытывают сильного возбуждения, это говорит о том, что подростки настолько привыкли к прослушиванию данного стиля музыки, что музыка, звучащая в школьном кабинете, а не на рок концерте или в наушниках не имела запредельного количества децибел.
Слайд 19
Вывод: Одна и та же музыка по-разному воздействует на слушателей. Это зависит от времени, места, настроения, эмоционального состояния человека и многих других факторов. Каких? Предстоит выяснить ученым.
Слайд 20
Заключение: Мы в своей исследовательской работе: «Влияние музыки на человека» отмечаем, что музыка может поднять или снизить настроение, может увеличивать или уменьшать частоту сердечных сокращений, что приводит к смене эмоционального состояния человека, делаем вывод, что музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет настроение, характер и состояние его здоровья.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
МОУ СОШ с. Логиновка
Информационно-аналитический учебный проект по музыке
Выполнили: учащиеся 6 «А» класса:
Захаркина Вера, Бабаян Алена
ученица 11 класса: Ильина Ольга
Руководитель: учитель музыки:
Бойко Т.И.
2013г.
Содержание:
1.Введение.
2. Влияние музыки на человека.
3.Музыка и здоровье.
4. «Эффект Моцарта».
5.Музыкальная терапия.
6.Музыкальные лекарства.
7.Опасная музыка и ее отрицательное воздействие.
8.Наши исследования.
9.Результаты исследования.
10.Заключение.
11.Список литературы.
1.Введение
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.
Наверное, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение восприятие различных стилей музыки у каждого свое: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой были установлены определенные закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.
Проблема: Современные дети не очень любят слушать академическую классическую музыку.
Цель исследования: значение музыки разных жанров, её влияние на человека.
Задачи:
Выявить, как музыка влияет на людей.
Показать полезность академической музыки для детей.
Побудить учащихся к прослушиванию «серьёзной» музыки разных жанров.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние подростка.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми.
Гипотеза — если подростки слушают разнообразную по стилям и направлениям музыку, то это положительно влияет на их психологическое здоровье.
2. Влияние музыки на человека
По мнению великих ученых всего мира музыка не только воздействует на настроение человека, но и воспитывает его, облегчает жизнь, побуждает к самосовершенствованию, очищает душу и атмосферу, в которой живет человек, лечит болезни.
Впервые лечебный эффект музыки научно объяснил Пифагор. Любая мелодия синхронизирует работу органов. Поскольку каждый из них – источник энергии и электромагнитных волн определенной частоты, а звуки музыки тоже волны. Они входят в резонанс – и настройки организма изменяются. При прослушивании музыки её акустическое поле накладывается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе как бы клеточный массаж.
3. Музыка и здоровье
Научно доказано, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека.
Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание, укрепляет иммунитет.
Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле. В египетских папирусах ученые нашли упоминание о том, что древние жрецы лечили людей мелодичными звуками. В древней Греции музыкой и красивым пением усмиряли душевнобольных, а игрой на флейте снимали боли. В Ветхом Завете сказано, что Давид лечил нервное расстройство царя Саула игрой на арфе.
С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.
В московском центре “Эйдос” музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. Исследования центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.
Врачебное воздействие музыки на человека известно давно. Музыкотерапию не зря используют в различных медицинских центрах нашей страны и за ее пределами с целью излечения людей и оказания благотворного влияния музыки на весь организм.(приложение №1)
4. «Эффект Моцарта»
Обнаружена интересная закономерность. Прослушивание музыки В.А.Моцарта улучшает математические и логические способности. Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта. Помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов.
Можно ли считать универсальным лекарством музыку В.А.Моцарта?
Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры. Американские нейрохирурги установили взаимосвязь между работой мозга и прослушанной музыкой. Авторы многих статей упоминают о разработках американского ученого Дона Кэмпбелла, написавшего книгу «Эффект Моцарта»: утверждают что музыка Моцарта исцеляет тело и укрепляет разум», способствует лечению практически всех заболеваний. Моцарт повышает работоспособность, улучшает эмоции, повышает интеллектуальные и творческие способности. Однако, в 2006 году в книге «Мифы и тупики поп психологии» выходит очерк известного психолога С. Степанова «эффект Моцарта — новый миф», в котором автор ставит под сомнение существование феномена музыки Моцарта и приводит много серьезных аргументов, доказывая свое мнение. Ученый приходит к выводу, что «Эффект Моцарта» - это всего лишь еще один мыльный пузырь из тех, которые периодически выпускаются для соблазна любителей самосовершенствования».
5. Музыкальная терапия.
Музыка может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. (приложение №2)
Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.
Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.
6. Музыкальные лекарства
С давних времен люди заметили влияние музыки на человека. Кто может ответить на вопрос, почему, когда мы слушаем ту или иную мелодию, на глаза набегают слезы, или вдруг сердце переполнит огромное чувство, все вокруг становится радостным и солнечным. Слушать прекрасное – значит улучшаться! Многие люди хотят иметь хорошую память, преодолеть банальную лень, повысить внимательность и концентрацию. Так вот один из рецептов - музыка. Просто сделайте классику и джаз звуковым фоном Вашего бытия. Музыка, проникая в потайные уголки нашей души, будит в ней самое лучшее, светлое, благородное. А для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки – это язык души.
Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением. Правда вкусы и предпочтения у всех разные – это может быть и классика и тяжелый рок.
Пение - один из самых эффективных методов музыкальной терапии. Когда человек поет, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы. А звуки стимулируют работу внутренних органов. Потому что, когда человек поет, во внешнее пространство уходит лишь 20% звука, 80% - как бы «отдается» во внутренние органы. Человеческий голос: самый уникальный и мощный инструмент. Профессию певцов называют профессией долгожителей. Песни нас трогают, наполняют нас радостью и силой. Пропевать звуки необходимо ровно в одной тональности. Ученые установили, что звуки от «А» до «Я» по разному воздействуют на организм; «Н» активизирует интуицию и творческие способности; «В» исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге; звук «Е» создает вокруг человека защитный барьер и т.д.
Лучшие лекари: произведения Моцарта, Баха, Генделя.
Музыка И.С.Баха оказывает успокаивающее и общеукрепляющее действие.
Музыка П.И.Чайковского освобождает душу от страданий, неприятных воспоминаний.
Музыка Д.Д.Шостаковича помогает держать под контролем отрицательные эмоции.
Снять стресс можно благодаря произведениям Шуберта, Шопена.
Творения Бизе, Штрауса, Кальмана, Леграна формируют у человека оптимистическое мироощущение.
Классика рок-н-ролла «Битлз», Элвис Пресли, Элтон Джон повышает жизненный тонус и нормализует нервную систему.
Успокоиться помогут «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
«Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность.
При бессоннице слушайте сюиту «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского.
Классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие – и на психику и на тело.
Духовная и религиозная музыка снимает болевой синдром.
Джаз - музыка творческих, неординарных личностей, умеющих мыслить нестандартно, сочетать, казалось бы, на первый взгляд, несочетаемые вещи.
Джаз, блюз и регги избавляет от депрессии.
Поп – музыка может, как поднять настроение, так и испортить его. Мелодический рок, в небольших количествах, снимает нервное и мышечное напряжение.
7. Опасная музыка и ее отрицательное воздействие
Другая проблема - проблема громкой, быстрой и диссонансной музыки, так популярной в настоящее время у молодежи. Особо опасна музыка с аритмией, с частыми диссонансами, отсутствием формы. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление. Шумовые призвуки и дисгармоничные обертоны в музыкально-звуковом спектре серьезно вредят нервной системе: у человека при этом дрожат руки, теряется острота зрения и слуха. Но также следует знать, что музыка может влиять на человека отрицательно.
Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность попсы. Звуки ее низкочастотны – порядка 40-66 герц. Вот отсюда и пристрастия людей к «клубной» музыке. Низкие частоты, которые используются в этой музыке, не напрягают, а просто зомбируют людей.
8. Наши исследования
Среди старшеклассников нашей школы путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов для выяснения:
- что для вас значит музыка;
-музыкальные предпочтения нынешней молодежи;
- время, затрачиваемое на слушание музыки;
- источники прослушиваемой музыки.
В анкетировании приняли 47 учащихся 6-11 классов.
- «Для меня музыка значит многое, это неотъемлемая, но очень весомая частичка моей жизни. Слушаю музыку постоянно, где бы я ни был. Предпочитаю одно из современных движений, HIP-HOP, RAP.» учащийся 9 «А» Косинец Алексей.
-«Если бы не было музыки, все жили бы скучно, без вдохновения, и жили бы мы не так, как хотелось бы!» учащийся 7«А» класса Засухин Владимир.
-Людям нужна музыка, когда они одиноки, послушаешь, и легче становится на душе. После прослушивания музыки я стала добрей, лучше стала относиться к подругам. Мой любимый певец - Экон». Осмонова Фарида.
-«Мне нужна музыка, когда на душе не спокойно, послушаешь, успокоишься и все у меня хорошо». Это может быть классика. Осмонов Нуро.
-«Музыка нужна была мне, когда я болела, чтобы отвести от себя плохие мысли и боль. Люблю поп-музыку. Мечтаю стать певицей. Моя любимая исполнительница- Инна». Сулоева Эльза.
-«Музыка необходима человеку и в радостные моменты жизни и когда грустно, она способна менять настроение человека». Люблю веселую танцевальную музыку. Белов Павел.
- «Если слушать музыку, когда у тебя плохое настроение, то оно меняется на хорошее. Разная музыка по-разному влияет на меня, но та, которая нравится - это рок-музыка. Пильник Ирина.
Результаты соц. опроса доказывают, что подростки увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, их музыкальные предпочтения разнообразны, слушанию музыки уделяют достаточное количество времени.
За многолетние исследования учеными сделаны следующие выводы:
После 30-и минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов, что является своеобразным сеансом психотерапии.
Мы провели свой эксперимент, чтобы выяснить, как меняется настроение и эмоциональный настрой участников.
В эксперименте принимали участие только те учащиеся, которые готовы были серьезно выполнить все условия:
-слушать музыку внимательно, не отвлекаться на посторонние звуки и шумы; поделиться своими ощущениями, настроением и чувствами.
Схема эксперимента:
-собрать участников;
-настроить;
-дать прослушать музыкальные произведения;
-проанализировать ощущения, настроение и чувства участников.
Выбор музыки для эксперимента проводился в соответствии с гипотезой, а также с учетом, найденных в ходе теоретических поисков противоречий и результатов анкет. Первые два музыкальных произведения были подобраны по принципу контраста стилей, кроме того, они достаточно популярны среди молодежи. Музыка Моцарта часто рекомендуется для оптимизации психического состояния и релаксации. Песня А.Рыбникова из мюзикла «Юнона и Авось», одна из любимых и часто исполняемых на уроках музыки в общеобразовательной школе.
На основе всего этого для основной работы были выбраны:
· Justin Timberlake. Summer Love (зарубежная поп-музыка)
· Rammstein. MeinTeil(зарубежная рок-музыка)
· Моцарт В.А. Симфония № 40 (1 часть)
· А.Рыбников «Я тебя никогда не забуду» из мюзикла «Юнона и Авось»
9. Результаты исследования
Из беседы с участниками эксперимента выяснили учащение частоты сердечных сокращений у большинства испытуемых от прослушивания композиций Justinа Timberlake и Rammstein. После прослушивания поп-музыки настроение у участников улучшилось на 80%, а после прослушивания рок-музыки лишь на 56 %. Ученые отмечают, что рок-музыка чаще всего раздражает, так как это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит и максимальное количество децибелов. От такой музыки у нормального человека начинает болеть голова. Ритм, нагромождение звуков — все направлено на разрушение человеческого существа. Но результаты нашего исследования показывают, что 44 % испытуемых не испытывают сильного возбуждения, это говорит о том, что подростки настолько привыкли к прослушиванию данного стиля музыки, что музыка, звучащая в школьном кабинете, а не на рок концерте или в наушниках не имела запредельного количества децибел.
Анализ уровня динамики, настроения, вызванной прослушиванием Моцарта показал, что у 80 % школьников происходит нормализация настроения, снижение частоты пульса. Конечно, можно было бы в очередной раз заключить, вслед за многими исследователями, что произведения Моцарта действительно обладают феноменом благотворного воздействия на человека, но нам кажется, что такими же способностями обладают многие классические произведения и других авторов.
Вывод: Одна и та же музыка по-разному воздействует на слушателей. Это зависит от времени, места, настроения, эмоционального состояния человека и многих других факторов. Каких? Предстоит выяснить ученым.
10. Заключение.
В своей исследовательской работе мы не призываем всех слушать только классическую музыку, потому что для всестороннего развития человека необходимо слушать музыку разных жанров, и в первую очередь ту, которую просит душа. Ведь в разные моменты жизни, разному настроению человека отвечает разная музыка. Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что всегда новое поколение отличается от предыдущего. Музыкальные вкусы и предпочтения современной молодежи очень разнообразны. Конец ХХ — начало ХХI веков внес в музыкальную культуру огромное количество разнообразных стилей и направлений, позволяет ученым значительно больше узнать о пользе или вреде музыкальных пристрастий слушателей разных возрастных категорий.
Мы в своей исследовательской работе: «Влияние музыки на человека» отмечаем, что музыка может поднять или снизить настроение, может увеличивать или уменьшать частоту сердечных сокращений, что приводит к смене эмоционального состояния человека, делаем вывод, что музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет настроение, характер и состояние его здоровья.
Поставленная нами гипотеза в начале исследования подтверждается частично, мы действительно можем утверждать, что музыка влияет на состояние здоровья человека и подростка. Но какое значение имеет данное влияние: положительное или отрицательное? Мы не можем ответить на данный вопрос, т. к. это требует специальных медицинских и биологических исследований, которые нам провести не под силу.
11. Список литературы:
1.Бухбиндер А. Эффект Моцарта. // Всякая всячина — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://wsyachina.narod.ru/psychology/motzart_effect.html.
2.Гриндберг Д. Управление стрессом. — СПб: Питер, 2002
3.Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: издательство МГУ, 1993
4.Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996
5.Психотерапевтическая энциклопедия. / под ред. Б.Д. Карвасарского — СПб: Питер Ком, 1998
6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996
7.Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна: Феникс,2006
8.Стресс жизни. Сборник. — СПб: ТОО «Лейла»,1994
9.Уинберг Н. Музыка и мозг. // Всякая всячина — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://wsyachina.narod.ru/biology/brain_13.html#1/
10.Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. // Фестиваль педагогических идей — [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: http://festival.1september.ru/articles/100399/.
Защита проекта
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить.
У каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Тем не менее, наукой были установлены определенные закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.
Проблема: Современные дети не очень любят слушать академическую классическую музыку.
Цель исследования: значение музыки разных жанров, её влияние на человека.
Задачи:
Выявить, как музыка влияет на людей.
Показать полезность академической музыки для детей.
Побудить учащихся к прослушиванию «серьёзной» музыки разных жанров.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние подростка.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, анкетирование, беседы с учащимися и взрослыми.
Гипотеза — если подростки слушают разнообразную по стилям и направлениям музыку, то это положительно влияет на их психологическое здоровье.
По мнению великих ученых всего мира музыка не только воздействует на настроение человека, но и воспитывает его, облегчает жизнь, побуждает к самосовершенствованию, очищает душу и атмосферу, в которой живет человек, лечит болезни.
Впервые лечебный эффект музыки научно объяснил Пифагор. Любая мелодия синхронизирует работу органов. При прослушивании музыки её акустическое поле накладывается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе как бы клеточный массаж.
Научно доказано, что музыка влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека.
Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание, укрепляет иммунитет.
Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле.
С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
В московском центре “Эйдос” музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови.
Музыка повышает спосособность организма к высвобождению эндорфинов, помогающих справляться с болью и стрессом.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В ряде западных и российских музыкальных Вузов успешно работают отделения музыкальной реабилитации.
Обнаружена интересная закономерность, музыка Моцарта помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов.
Можно ли считать универсальным лекарством музыку В.А.Моцарта?
Известный психолог С. Степанов считает, что «эффект Моцарта — новый миф для соблазна любителей самосовершенствования».
Ведь музыка других композиторов-классиков обладает подобным эффектом.
Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.
Пение - один из самых эффективных методов музыкальной терапии. Когда человек поет, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы.
Лучшие лекари: произведения Моцарта, Баха, Генделя, Шостаковича, Шопена, Леграна, Шуберта. Каждое из них несет свое оздоровительное или эмоциональное воздействие на человека.
Духовная и религиозная музыка джаз, поп-музыка несут положительный заряд для всего организма, а мелодический рок полезен в небольших количествах.
Другая проблема - проблема громкой, быстрой и диссонансной музыки, так популярной в настоящее время у молодежи. Особо опасна музыка с аритмией, с частыми диссонансами, отсутствием формы. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление.
Наши исследования
Среди старшеклассников нашей школы путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов для выяснения:
- что для вас значит музыка;
-музыкальные предпочтения нынешней молодежи;
- время, затрачиваемое на слушание музыки;
- источники прослушиваемой музыки.
В анкетировании приняли 47 учащихся 6-11 классов.
Результаты соц. опроса доказывают, что подростки увлекаются прослушиванием музыкальных произведений, их музыкальные предпочтения разнообразны, слушанию музыки уделяют достаточное количество времени.
Мы провели свой эксперимент, чтобы выяснить, как меняется настроение и эмоциональный настрой участников.
Выбор музыки для эксперимента проводился в соответствии с гипотезой, а также с учетом, найденных в ходе теоретических поисков противоречий. Первые два музыкальных произведения были подобраны по принципу контраста стилей, кроме того, они достаточно популярны среди молодежи.
· Justin Timberlake. (зарубежная поп-музыка)
· Rammstein. (зарубежная рок-музыка)
Музыка Моцарта Симфония № 40 (1 часть) часто рекомендуется для оптимизации психического состояния и релаксации.
Песня А.Рыбникова из мюзикла «Юнона и Авось», одна из любимых и часто исполняемых на уроках музыки в общеобразовательной школе.
9. Результаты исследования: Одна и та же музыка по-разному воздействует на слушателей. Это зависит от времени, места, настроения, эмоционального и физического состояния человека и многих других факторов. Каких? Предстоит выяснить ученым.
10. Заключение.
В своей исследовательской работе мы не призываем всех слушать только классическую музыку, потому что для всестороннего развития человека необходимо слушать музыку разных жанров, и в первую очередь ту, которую просит душа. Ведь в разные моменты жизни, разному настроению человека отвечает разная музыка.
Мы в своей исследовательской работе: «Влияние музыки на человека» отмечаем, что музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя, что соответственно меняет настроение, характер и состояние его здоровья.
Поставленная нами гипотеза в начале исследования подтверждается частично, мы действительно можем утверждать, что музыка влияет на состояние здоровья человека и подростка. Но какое значение имеет данное влияние: положительное или отрицательное? Мы не можем ответить на данный вопрос точно, т. к. это требует специальных медицинских и биологических исследований, которые нам провести не под силу.
Лиса и волк
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сказка "Колосок"
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Медведь и солнце