Исследовательская работа "История моего хутора" рассказывает об историческом прошлом, разных периодах развития хутора, о событиях, происходивших на его территории. Материал можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках истории (региональный компонент), внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_moego_hutora | 2.93 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
ИСТОРИЯ МОЕГО ХУТОРА
РЕФЕРАТ
Автор: Манаева Марина
ученица 10 класса
Руководитель:
Егорова Ирина Ивановна
учитель истории и обществознания
х. Сусат
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...3
Заключение………………………………………………………………...11
Список использованной литературы….............. ……..…………….......12
|
Земля былинная моя, Люблю тебя до сладкой боли, И эту степь, и это поле, И эту песню соловья. Б. Куликов
|
Введение
Этнография сама по себе очень интересна, а этнография моего хутора для меня особенно увлекательна. Многие стали забывать своих предков, их обычаи и традиции. Нельзя допустить, чтобы будущее поколение не знало своих корней.
Как только я стала экскурсоводом в школьном музее, сразу же появилась мысль изучить прошлое моего родного хутора. Это ведь так интересно, узнать о наших предках много нового: их культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру.
Актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
Поскольку хутор Сусат является моей малой родиной, то мне захотелось выяснить, как появился хутор, откуда произошло такое интересное его название, какие страницы истории существуют у моего хутора? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в ходе изучения архивных документов, сведений из газет и, конечно же, встретиться со старожилами, которые могут, я думаю, много рассказать интересного и полезного для меня.
Поэтому целью моего исследования является сбор и изучение информации об истории хутора, о том, как развивался родной край в разные годы, как жили люди, чем занимались.
В связи с этим предполагается решить следующие задачи:
-выяснить откуда произошло название Сусат;
-соотнести события истории страны с событиями, произошедшими в нашем хуторе;
-встретиться с односельчанами.
Научный интерес работы состоит в том, что в ходе работы найдены архивные документы, по которым можно проследить историю возникновения и развития главной достопримечательности хутора – Свято-Вознесенского храма.
Теоретическая значимость состоит в углублении знаний о происхождении хутора и его развитии, анализа архивных документов.
Практическая ценность работы состоит в том, что её результаты помогут учащимся устранить пробелы знаний по истории донского края, основам православной культуры; проникнуться интересом к истории своей малой родины, почувствовать себя частью социума.
В ходе исследования использовались методы: описание, сравнение, сопоставление, обобщение, анализ, социологический опрос.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения (презентация).
Свое повествование хочу начать с того периода, который ныне живет лишь в воспоминаниях.
1. О седой старине…
Точная дата основания Сусата неизвестна, предполагают, что поселение это древнее. Версия о происхождении его, высказана С.А.Долгополовым, главным хранителем Раздорского этнографического музея-заповедника: «хутор расположен на возвышенности вдоль реки Сусат… Название ее не славянского, а тюркского происхождения. Примерный перевод таков: «су» вода, «сатте» продать.
Раньше река была перегорожена плотиной – гаткой. Видимо, именно здесь находилось временное поселение каких – то кочующих племен, которые задерживали течение реки вниз по руслу и продавали ее воду живущим ниже». О древнем происхождении хутора говорят и курганы, расположенные на его территории и окрестностях. Когда – то в Сусате было пять таких загадочных возвышенностей: три небольшие располагались во дворах и садах казаков. Самый большой и высокий находился возле церковной площади.
Раньше хутор Сусат входил в состав юрта Раздорской станицы. В 1897 году насчитывалось в нем 114 дворов с населением около 600 человек, в основном это были казаки, иногородних – мало.
В начале 20 века жизнь сусатцев особым разнообразием не отличалась. Хуторские «сливки общества» - это атаман, наемный полицейский, да священник местной церкви.
В Сусате была школа – трехклассная церковно-приходская, где работали с казачатами два учителя И.В.Секретов и К.А.Чеботарев, священник-законоучитель А.Я.Качалин и инструктор по военной подготовке старший урядник И.Г.Тихонов. Эти сведения мне удалось найти в Клировой ведомости Богородицкой Всех Скорбящих церкви хутора Сусатского Раздорской станицы, датированной 1891 годом.
Кстати о военной службе. Казаки станицы Раздорской и ее юртовых хуторов, в том числе и Сусат, служили в восьмом казачьем полку, который постоянно дислоцировался в Одессе. Многие из сусатских воинов прославились в военных действиях Первой мировой войны.
2. Не сразу совхоз родился…
Известно, что после Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году самым сложным стало преобразование крестьянских хозяйств. Необходимо было добровольно их объединить для прогрессивного развития земледелия. В хуторе Сусате в 1927 – 30-х годах из-за нехватки сельхозорудий, сев и уборка зерновых велись вручную, поэтому была низкая производительность труда.
В 1927 году 15 съезд ВКП (б) провозгласил курс на коллективизацию сельских хозяйств. И уже со следующего года в стране начался быстрый рост колхозов. Вступление в колхоз проходило не гладко. Для помощи в их создании из города прислали двух человек – Закрюченского и Кислова. Таких людей тогда называли двадцатипятитысячниками, именно такое количество агитаторов направила страна.
Первыми в коллективное хозяйство вступили семьи Овчинниковых и Власовых, женщины из Кузнецовки, Сусата, Романовки, около 30 человек. Работали от зари до зари. Даже ночевали в бригаде. Постепенно колхоз окреп. Стали получать хорошие результаты труда. В среднем по 18 центнеров зерновых с гектара.
В 1929 году на территории нынешнего хутора Сусат образовались три колхоза: «Красный партиец», «Красный двигатель», «Мужичок». Позднее они объединились в один – «16 лет РККА» (Рабочей крестьянской Красной Армии). Затем колхозу дали имя «Памяти Ильича». Первым председателем сельского Совета был назначен Георгий Буздалов, а председателем колхоза – Петр Тимофеевич Панкратов (позднее он стал директором Семикаракорской машинно-тракторной станции). Потом должность председателя колхоза занял Андрей Васильевич Понамарев.
Местные зажиточные крестьяне (кулаки) не могли, так быстро смирится с новыми порядками. Совершалось много диверсий. Был убит первый секретарь комсомольской организации хутора Федор Пузиков. Но, несмотря на трудности, беднота и середняки отстояли свои права.
В колхозе образовались четыре бригады. Сельхозтехнику заменяли серпы, косы, небольшое количество волов и лошадей. Для последних, специально выстроили конюшню. Только в 1930 году в колхоз прислали первый трактор. Это был американский «Кейе». Весь хутор сбежался посмотреть на чудо-технику. Трактор отогнали на поле пахать. К кабине прикрепили красный флаг, а вслед за трактором бежала толпа ликующих людей. Одним из первых трактористов стал А. Черенков. Позднее в хутор прислали еще два трактора, это были русские «Фордзоны».
Перед войной образовалась первая женская тракторная бригада, во главе с М. М. Черемисовой. Под ее руководством работали Федора Черкасова, Елена Каралкина, женщины из хутора Слободской.
В колхозе платой за работу считались трудодни, на каждый заработанный трудодень колхозники получали продукты, зерно.
Жизнь в хозяйстве улучшалась. Со временем колхоз смог самостоятельно купить две грузовые машины, за руль которых сели только что обученные шоферы Алексей Горин и Николай Гаркуша. Из воспоминаний моей бабушки по маминой линии, Николай Гаркуша приходился ей родственником. Он был передовиком производства и отличным водителем. Сколько было радости в колхозе по этому поводу, ведь грузовики стали хорошим подспорьем в работе.
Взрослым помогали и юные труженики – пионеры. Основная задача пионеров, которую они перед собой ставили, была борьба с неграмотностью. В Сусате первая пионерская организация была организованна в 1932 году. Это был небольшой, но очень активный союз передовых школьников. Пионеры помогали колхозникам на полях и фермах, шли к ним с концертами, лекциями, читали им газеты. Пионеры организовали занятия с ребятами, которые не умели читать и писать. Со временем пионерская организация разрасталась и крепла.
Пионеры были всегда впереди. Участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности и нередко занимали призовые места. Любили ходить в походы, всевозможные экскурсии. Особенно запомнились, рассказывают современники, посиделки у костра, разговоры на различные темы, песни под гитару.
Год за годом текло время, но у членов пионерской дружины Сусатской школы не иссякали интересные дела, оригинальные идеи. Пионерская жизнь бурлила неиссякаемым источником. Пионеры сами стремились хорошо учиться, ведь Отчизне всегда нужны были не только умелые руки, но и умные головы.
4. Никто не забыт, ничто не забыто!
Во время Великой Отечественной войны, когда в хуторе оставались лишь старики, женщины да дети, пионеры совмещали с учебой труд рядом с взрослыми. В июле 1942 года немцы захватили Сусат и зверствовали на нашей земле в течение шести месяцев. Пионеры со своими учителями по ночам привозили на подводах домой раненых солдат, кормили их, делали перевязки, а потом отвозили в госпиталь. Так, рискуя жизнью, пионеры помогали Советской Армии.
Война нарушила привычный уклад детской жизни на оккупированных территориях. Во – первых, не работали школы, а во – вторых, не об учебе тогда думалось, а о том, как прокормиться и выжить. Еще, слава Богу, живет то поколение, которому пришлось испытать ужасы войны. Эти люди могут рассказать о том, что им пришлось пережить в эти страшные годы. Моя встреча с Валентиной Александровной Ганженко оставило в моей душе неизгладимые впечатления. «Помню большое красивое здание школы, - рассказывает Валентина Александровна. В 1942 году я была второклассницей. Пришли немцы, и занятия прекратились. Наших родителей оккупанты заставляли работать на себя, а нам, детям, доставалась домашняя работа. А как было голодно! Ходили в степь отыскивать норы сусликов и мышей, чтобы вытащить оттуда припасенные зверьками колоски. Потом мама растирала на порошок, смешивала с семенами травы перекати – поле, и пекла лепешки. А еще никогда не забуду ужасный рев самолетов в полночной тишине».
Дети войны. Сейчас они дедушки и бабушки. Я с огромным интересом слушаю этих героев. Стараюсь запомнить каждое их слово. Мне очень больно, когда вижу у них на глазах слезы.
С первых дней войны отправились на фронт наши земляки. Они участвовали в грандиозных, масштабных сражениях Великой Отечественной войны.
Тема войны меня очень интересует. Я встревожена тем, что героев становится все меньше и меньше рядом с нами. Моя задача как можно больше узнать и поделиться впечатлениями со своими сверстниками, так как в годы войны такие же девчонки и мальчишки защищали свою Родину. Всего на фронт ушло 172 сусатца. Из них 66 человек погибло. Их имена высечены на мраморе мемориала, что стоит в центре хутора. А ведь они уходили на войну с «верой», что вернутся обратно, но многие так и не дошли до победного конца…
В центре хутора возведен мемориал в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Фигура солдата серебрится на солнце, а за его спиной высится огромная ракета. Сюда приезжают их родственники из разных уголков нашей страны. В школьном музее побывали не только местные жители, но и делегации из Финляндии, Америки, Болгарии.
Послевоенная жизнь постепенно налаживалась. Все усилия хуторян были направлены на восстановление коллективного хозяйства.
На обширной территории колхоза «Памяти Ильича» 1 апреля 1957 г. был создан «Донской зерновой» совхоз. (В него входили хутора Сусат, Костылевка, Красный двигатель, Ворошилов, Кузнецовка и Балабинка). Этот совхоз просуществовал до 1 ноября 1968 г., а затем разделился на совхозы «Сусатский» и «Слободской». Технику и землю поделили. С 1968 г. совхоз «Сусатский» стал заниматься выращиванием зерновых культур, овощеводством и животноводством. В совхозе работало около тысячи человек. На летний период приезжали студенты для оказания помощи совхозу в прополке овощей. Образовались овощеводческие тракторные бригады. На территории совхоза был построен животноводческий комплекс, где ежегодно выращивали до 18 тысяч голов крупного рогатого скота.
5. Свято - Вознесенский храм
Главной достопримечательностью хутора по праву считается храм Вознесения Господня. Он был заложен в 1906 году. До него в хуторе поочередно были возведены две церкви. В 1863 году в хуторе была построена первая деревянная церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радостей». В 1891 взамен обветшавшей старой церкви, была воздвигнута другая, тоже деревянная. В 1910 произошло неприятное событие для хуторян, до основания сгорела церковь. Тогда решили построить в хуторе храм из кирпича, на долгие века. Начали возводить храм в 1910 году, а закончили в 1914году.
В 1929 году, во время повсеместного гонения на церковь, храм был закрыт. Здание использовали в качестве хуторского клуба, а затем для хранения зерна. В 80-е годы в нём находился склад районного торгового пункта.
В 1989 году здание вернули церкви, и уже 1 февраля 1990 года в храме была проведена Божественная литургия. Вскоре храм отремонтировали и восстановили его внутреннее убранство.
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что в результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге встреч с односельчанами, изучения семейных фотографий, проработки архивных документов, была изучена малая часть истории возникновения и развития моей малой родины.
Невольно приходишь к выводу, что хутор имеет богатую историю развития, которую нужно еще изучать. Это очень интересно. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое Отечество, будущее… Жители хутора проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе.
Я очень благодарна судьбе за то, что живу именно здесь, на донской земле, богатой традициями, прекрасными и добрыми людьми. Думаю, что через некоторое время, и я смогу приложить усилия для процветания родного хутора.
Откуда я?
С Дона,
Где высь и простор,
Где сладкие звоны Семикаракор,
Где Сал протекает и речка Сусат
Стоит хутор мой - зеленеющий сад…
В заключении необходимо отметить, что изучение истории хутора трудное, но интересное занятие, оно является богатым материалом для изучения истории родного края.
Список использованной литературы
Ворона
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сторож
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Л. Нечаев. Яма