Когда "Кораблик" начал свое плавание, кто был инициатором его появления, с чем связано его интересное название, кто был его первым гостем, каковы его традиции, основные направления и формы работы? На эти вопросы и многие другие вы найдете в данной исследовательской работе
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_korablike_interesna_i_uvlekatelna.doc | 86.5 КБ |
Жизнь в литературно- краеведческом музее «Кораблик»
интересна и увлекательна»
Введение
Здесь, в крае руды, самоцветов,
Нам тусклыми быть не с руки.
Не мыслим Урал без поэтов,
Без их самоцветной строки!
/Александр Куницын/
Именно с этих слов поэта - земляка А.В. Куницына в нашем литературно-краеведческом музее начинаются творческие встречи, экскурсии по литературным местам нашего края. Нам стало интересно, когда он начал свое плавание, кто был инициатором его появления, с чем связано его интересное название, кто был его первым гостем, каковы его традиции, основные направления и формы работы?
И потому мы поставили перед собою цель: изучить историю литературно-краеведческого музея «Кораблик».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Источники, которыми мы пользовались в ходе работы:
Объектом исследования является литературно-краеведческий музей «Кораблик», предмет исследования: история «Кораблика». Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ бортовых журналов, экспедиционных альбомов, рукописных альманахов, статей, работа с фотоматериалами, интервьюирование. Погрузившись в материал, мы выдвинули гипотезу: сохранились все традиции, зародившиеся в музее.
Наше исследование является актуальным потому, что в этом году литературно-краеведческий музей «Кораблик» отмечает свой 25-летний юбилей. Новизна исследования состоит в том, что до нас так глубоко и полно не изучал историю нашего музея. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования использованы при подготовке публикации «Из истории музея «Кораблик» в региональном сборнике «Между прошлым и будущим» и при создании новой экспозиции по данной теме, проведены экскурсии для учащихся нашей школы.
Информацию, полученную нами из документов, хранящихся в архиве музея, систематизировали, классифицировали, выстроили хронологию событий, составили таблицы.
Первоначальное его название «Синие снежинки», что совпадало с названием первого литературного альманаха. Позднее – «Зелёная лампа», что объяснялось огромной любовью Аси Горской к А.С. Пушкину. Современное название « Кораблик» появилось в 1971 году. [1] Вы спросите, почему? В юности Ася Борисовна занималась у Лидии Александровны Преображенской в литературном объединении «Алые паруса» во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. [2] И она решила продолжить традицию.
И постепенно «Кораблик» отправился в плаванье по литературному краеведению: ребята писали стихи, сказки, рассказы, собирали материалы о писателях-земляках и изучали их творчество. В середине 1980 годов А.Б. Горская загорелась мыслью о создании литературного музея, торжественное открытие которого состоялось 17 января 1987 года. На «огонек» по случаю открытия первой экспозиции юные краеведы пригласили многих гостей, среди которых Л.А. Преображенская. Именно ею сделана первая запись в книге отзывов.
Так «Кораблик» приобрёл для себя новый статус, и началась интересная и яркая музейная жизнь, все направления которой отразились на страницах увесистых бортовых журналов, которые нам посчастливилось читать и анализировать. (Приложение А)
Год за годом оформлялись бортовые журналы, из которых можно узнать об их серьезной, насыщенной деятельности: встречах, мероприятиях, экскурсиях.
Первая запись свидетельствует об изданных приказах и правильно выбранном курсе движения:
Приказ №1. Утвердить капитана Кораблика», старпома, рулевого, боцмана.
Приказ №2. Вести на «Кораблике» бортовой журнал, в который заносить все задания, выполненные по курсу движения.
Приказ №3. Учредить творческие группы: «Штурвал», «Чайка», «Морской еж», «Дельфин».
В первый год плавания проводилось огромное количество встреч. По воспоминаниям М.Б. Дудко, для Аси Борисовны было важно услышать советы гостей о том, что можно улучшить, как изменить, заинтересовать, оформить. В музее частыми гостями были известные мастера слова, известный фотокорреспондент Александр Александрович Чуносов, народный артист РСФСР, почетный гражданин г. Челябинска Петр Иванович Кулешов. (Приложение Б)
Запомнилась встреча с Л. А. Преображенской, на которой поэтесса поделилась своими воспоминаниями о С. Я. Маршаке. [6] Во время встреч с писателями, как правило, шел разговор по кругу, и все приглашенные передавали друг другу маленький игрушечный кораблик. Благодаря этой интересной традиции, у многих наших челябинских поэтов появились стихи о «Кораблике», зафиксированные на страницах бортжурналов музея.
После новой встречи гости оставляли напутствия, пожелания, автографы и слова благодарности в специальной «книге отзывов». (Приложение В)
Активисты музея участвовали в различных мероприятиях, о чем продолжают свидетельствовать бортовые журналы, записи 1975-1980 годов в журнале «Летопись одного отряда», и воспоминания педагогов нашей школы. Готовили и проводили мероприятия ребята сами под чутким руководством Аси Борисовны. Например, участвовали в телевизионной передаче «Встреча с книгой», операция «Чайка» - поздравлении друзей «Кораблика» с первомайскими праздниками, зажжён праздничный «Огонёк», посвящённый дню Победы.
Помимо всего этого, ребята отмечали праздники, дни рождения поэтов и писателей, с которыми они поддерживали связь, Всесоюзный день музея и день рождения «Кораблика».
Пропаганда литературного краеведения не ограничивалась для матросов «Кораблика» стенами музея. Во всех классах школы постоянно проводились информационные часы, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов Урала. Очень многие ребята занимались углубленным изучением жизни и творчества одного автора. Итогом такого исследования становилось написание реферата, защита которого проходила на «Кораблике» 18 мая – в Международный день музеев. По воспоминаниям А.Б. Шкуты, учителя русского языка и литературы, его ребятам из класса посчастливилось съездить в Магнитогорск и успешно выступить в областным смотре музеев Южного Урала. Ася Борисовна вместе с кружковцами постоянно осваивала новые виды просветительской работы. Творческим открытием «Кораблика» стал Театр Уральской книги (ТУК). [7]
В стенах музея постоянно проводились открытые уроки для учителей русского языка и литературы Советского района, для директоров школ области. «Музей «Кораблик» даже принимал делегацию учителей из г. Владимира!»- об этом в «Большом уроке» в феврале 1988 года написал А. Борченко [3]
Во второй год плавания преобладают экскурсии (их 53), тематика которых очень разнообразна: обзорные – знакомство с музеем, тематические (экскурсии, посвященные Г.К. Никифорову, писателю-революционеру-декабристу, М.П. Аношкину, поэту-революционеру).
Активисты музея проводили экскурсии не только для «своих» учеников, но и для школьников других районов Челябинска и городов области (Миасс, Магнитогорск), студентов, детей из детских домов.
Проводилось их гораздо больше, чем в первые годы, так как желающих посетить единственный литературно – краеведческий музей в области было очень много, поэтому дети сами выезжали: в школы, театральную гостиную Дворца Железнодорожников, правление областного общества книголюбов, в ЮУКИ на «Огонёк», посвящённый юбиляру В. А. Черноземцеву, детский дом №2, литературный клуб «Эрудит».
Туристические походы - еще одна увлекательная страница из жизни «Кораблика», когда активисты отправлялись в походы по историческим и литературным местам Челябинской области. Передвигались они, в основном, пешком, редко ездили на электричке или автобусе. Это были не просто путешествия, а специальные поисковые задания Челябинского областного краеведческого музея. А началось всё с лета 1968 года. Первый поход длился 10 дней. За это время ребята побывали в селе Травники. Узнали о памятниках, установленных там участникам русско-японской войны, посетили музей боевой славы при сельской школе. В Миассе и Чебаркуле проходил сбор информации о первых комсомольцах и героизме советских солдат. В Карабаше активисты на площади Павших борцов у памятника-пьедестала красноармейцу читали стихи.
Летом 1971 года. За восемь дней изучили село историю появления села Губернское. А летом 1972 года, в третий девятидневный поход в Златоуст совершили экскурсию в профтехучилище № 4 – единственное тогда училище, выпускающее специалистов – гравёров. Побывали на машиностроительном заводе в поселке Магнитка.
Четвертый двенадцатидневный поход на озере Увильды состоялся летом 1973 года. В Карабаше посетили мемориал, посвященный Герою Советского Союза А.К. Суганяеву. В деревне Большие Егусты попытались выяснить, как гидрологи Екатеринбурга решают проблему с водой для Челябинска, в Кыштыме узнали историю машиностроительного завода и Героя Советского Союза И.Т. Глухова, в Каслях - о технологии производства литья
Отдыхали, получали удовольствие, рано утром вставали на зарядку, играли в футбол и волейбол, часто рыбачили и даже спорили о том, были ли пришельцы из другого мира на Земле? Вечером пели песни у костра, играли в индейцев, готовили суп с комарами, собирали коллекцию минералов. В последний поход отравились грибами: останавливались у всех близлежащих кустиков, грибочки дали о себе знать, некоторых ребят укусили клещи. (Приложение Г)
Проанализировав 4 походных альбома, мы узнали, что цели походов были разнообразны: изучение истории городов, посёлков и их мемориалов, посещение музеев, шахт, заводов, исследование природы, расширение общего кругозора. Ребята общались с разными, интересными им, людьми, открывали постоянно для себя что-то новое и получали незабываемые впечатления.
Другая интересная страница из жизни актива музея – это литературное мастерство, создание альманахов. Первый из них – «Синие снежинки», название которого совпадает с первоначальным названием музея. Оформлялся он самими ребятами: рисовали красочные иллюстрации к своим творениям, к каждому их произведению прилагалась фотография автора. Альманах сочетал в себе стихотворения («Напишу я маме», «Синие снежинки»), рассказы («Автографы», «Всё ясно»), и даже песни («Подснежник», «Песня об Ульяновске»). Следом вышел поэтический альманах «Плыви, Кораблик». Он был, как и предыдущий альманах, рукописным. Бутрамеева Оксана и Маркова Лена – его составители и оформители. Здесь опубликованы: «Надоело нам учиться» Иры Косовой, «Шарик Земной» Тани Глебовой, «Осень» Юли Леонычевой, «Желание» Иры Молчановой.
Чуть позже вышел альманах сказок «Сказки вечерних сумерек». Он отличался от двух первых тем, что текст был напечатан, но оформление так и осталось «живым и акварельным». Здесь опубликованы самые интересные сказки, такие как, «Колобок» Соколова Романа, «Приключения Звездочки» Тани Сюськиной, «Старый барабан» Миши Приступова и многие другие (Приложение Д)
Самые удачные творческие работы публиковались в разделе «Теремок» газеты «Вечерний Челябинск». А обо всех интересных мероприятиях спецкоры «Кораблика» писали заметки в «Вечерний Челябинск» и «Челябинский рабочий». В музее сохранились газеты с публикациями Светы Южаковой. Кружковцы принимали участие в телевизионной передаче «Встреча с книгой».
По ходу плаванья писатели, поэты, журналисты дарили ребятам раритетные экспонаты: дореволюционный букварь, по которому училась читать Л.А. Преображенская [4], «Литературная карта», изданная в 20 годы XX века. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. продолжалась работа над пополнением музейного фонда. К сожалению, не все сохранилось…
2. «Кораблик» сегодня
Вот так день за днем, год за годом… Бессменным руководителем, на протяжении 17 лет, была А. Б Горская. В апреле 2003 г она успела оформить официальный статус «Кораблика» - музей, а в ноябре поэтессы не стало. За эти годы сменилось несколько руководителей (Уфимцева Л.Д., Замятина Т.И. и Меркулова Г.П., которая руководит музеем и сейчас), но каждый из них продолжает заложенные А.Б. Горской традиции по различным направлениям работы музея. Музей взаимодействует с музеями различного уровня, ВУЗами, ЦДЮТиК «Наследие», Станцией юных туристов, Областным фондом культуры, Детским домом творчества, библиотеками. [5].
В течение учебного года для гостей и учеников нашей школы проводятся экскурсии по экспозициям, уроки-обзоры, презентации, создаются литературные композиции по стихам уральских авторов. Как и раньше, важной страничкой для «Кораблика» являются встречи с ныне творящими поэтами и писателями Южного Урала, например, К. Шишовым, Л. Львовым, Ю. Постоноговой, О. Павловым.
Традиционное мероприятие - конкурс художественного чтения, позволяющий выявить особо талантливых и способных чтецов. [8] В течение нескольких лет почетным председателем жюри был Н. П. Шилов, а сейчас наш гость - детская писательница Нина Пикулева. (Приложение Е).
Для расширения литературного кругозора ребята из «Кораблика» с особым интересом посещают различные выставки и мероприятия как в городе (Пушкинские чтения при Областной публичной библиотеке), так и за его пределами (загородные экскурсионные поездки на родину уральского сказочника П. П. Бажова в город Сысерть). Одной из важных традиций является создание рукописного поэтического альманаха «Плыви, кораблик» и поэтического сборника «Проба пера». (Приложение Ж).Самой доброй традицией стало проведение Дня памяти А. Б. Горской, отражающие творческую деятельность поэта, учителя, краеведа. (Приложение И). В течение этих лет ученики активно продолжают поисково-исследовательскую деятельность по изучению родного края, показывают стабильно высокие результаты на краеведческих конференциях.
С 2010 года активисты «Кораблика» размещают свои работы на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». У нас теперь есть и «Музей в чемодане», интерактивная форма работы с музейными предметами, документами и материалами. Это своеобразная экскурсия на выезде, когда все необходимые экспонаты помещаются в чемодан и могут перевозиться за пределы музея. (Приложение К). За представленную работу активу «Кораблика» в апреле 2008 года к Международному дню музеев за участие в III межрегиональном конкурсе «Музей года. Евразия» вручен Диплом 2 степени в номинации «Школьные городские музеи».
В ходе исследования мы провели анкетирование, чтобы узнать о заинтересованности в деятельности «Кораблика». Результаты анкетирования доказывают, что равнодушных к музею нет. (Приложение Л)
Заключение. В ходе исследования мы пришли к таким результатам:
«Кораблика» первых лет его формирования, Дудко М.Б., родной сестрой А.Б. Горской.
Итак, завершая работу, мы сделали вывод, что наша гипотеза подтвердилась (традиции, заложенные А. Горской, сохранились и даже преумножились). Но на этом плавание кораблика не заканчивается, а, кажется, только начинается. У нас много планов впереди.
Список литературы.
1. Боже В.А., Черноземцев В.А. Челябинская энциклопедия, изд. испр. и доп. – Челябинск: Каменный пояс, 2001.
2. Борченко А., «Поиск ведут следопыты». Вечерний Челябинск, 19 января 1987
3. Борченко А., «Большой урок». Вечерний Челябинск, 19 января 1987
4. Карабанова М., «Мир добра и красоты». Вечерний Челябинск, 27 февраля 1988
5. Меркулова Г. П., «Из истории музея «Корабли». Между прошлым и будущим. Школьные музеи. – Челябинск: Центр «Наследие», Урало-Сибирский Дом Знаний. 2011 г. Составитель: Т. Л. Корецкая
6. Южакова С. «Встречи на борту «Кораблика» Вечерний Челябинск, 21 октября 1987
7. Южакова С. «Встреча с сюрпризом» Вечерний Челябинск
Интернет источники
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Попробуем на вкус солёность моря?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши