Как подействовали яркие воспоминания из детства на творчество Ивана Андреевича Крылова? Какие изобразительно- выразительные средства помогли ему воссоздать запомнившиеся картины детских лет. Ответы вы найдете в данной научно- исследовательской работе
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota.docx | 25.98 КБ |
Роль Оренбуржья в творчестве И. А. Крылова
Автор:
Григоренко Мария Игоревна
г. Челябинск, МАОУ СОШ № 15, класс 11 - г
1.Введение. | |
2.Детство И.А. Крылова в Оренбурге. | |
3.Классификация басен по теме и средствам. | |
4.И. А. Крылов – великий баснописец. | |
5. Ранние воспоминания и их роль. | |
6. Вывод. | |
7.Библиография. |
30 декабря в Яицкий городок вступил отряд пугачевского атамана М.П.Толкачева. Местный гарнизон, возглавлявшийся подполковником И.Д.Симоновым и насчитывавший до 900 солдат и казаков при 18 пушках, укрылся за валами недавно сооруженной городовой крепости - "ретраншемента". Началась тяжелая и затяжная оборона, в ходе которой гарнизон понес значительные потери (при отражении приступов, во время вылазок, от взрывов подведенных пугачевцами минных подкопов, голода). Подполковник Симонов оказался неумелым и робким военачальником. Положение спасал капитан Крылов - человек, по высказыванию Пушкина, "решительный и благоразумный", пользовавшийся большим авторитетом у защитников крепости. Он был отправлен туда вместе с женой и сыном Иваном, великим будущим баснописцем. [9]
Меня заинтересовал вопрос: «Как подействовали яркие воспоминания из детства на творчество Ивана Андреевича Крылова»? И поэтому целью моей работы является узнать влияние памяти о специфических инцидентах детского возраста. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1. Изучить историю жизни И.А. Крылова.
2. Проанализировать найденные мной басни И. А. Крылова.
3. Организовать встречу с Крушной Натальей Анатольевной, кандидатом психологических наук, практикующим психологом, психотерапевтом Единого Европейского реестра (ЕСП), коучем, системным семейным психологом, старшим преподавателем кафедры специальной психологии в университете.
Всё это обусловило выбор методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, басен, краеведческой и психоаналитической литературы, интервьюирование. Выдвинула гипотезу: глубокое знание простого русского народа, всегда отличавшее Крылова, получившего свое начало в событиях его раннего детства, когда он видел этот народ в бурном кипении его страстей и в том определённом раскрытии его внутреннего существа, какое бывает только в исторические моменты народных восстаний или борьбы с внешним врагом. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в школе на уроках литературоведения. Исследование является актуальным, потому что проблема связи впечатлений раннего детства и последующей судьбы человека (через поступки, творчество и т.д.), как мне кажется, значима во все времена, а сейчас, особенно, когда ребёнок буквально «с пелёнок» знакомится с агрессивной рекламой и со сценами жестокости и насилия даже в детских «мультиках».
2) Детство И.А. Крылова в Оренбурге.
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года. [3]Отец Крылова был бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто переменявший место жительства своего. Вследствие, этого Иван Андреевич попал в Оренбургскую область, осаждавшую Е. Пугачёвым, он пережил это тревожное время, как в Яицком городке, так и в Оренбурге, куда отправил свою семью отец-капитан. Из Оренбургской губернии будущий баснописец выехал в семь лет, но и семидесятилетним "с живостью рассказывал" академику Я. Гроту об уральских казаках, зимнем лове рыбы и другом из увиденного и узнанного в детстве. Маленький Иван в это время вместе с матерью находился в Оренбурге, из этого периода жизни он запомнил голод и попадание нескольких ядер к ним во двор. Поскольку чин капитана в то время был значителен, то имя Крыловой с ее сыном было найдено в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить.
Отец Крылова - Андрей Прохорович был беден, исполнителен, немногословен. Он добросовестно выполнял распоряжения начальства, учил солдат, старательно начищал амуницию, не пил хмельного и не играл в карты. Единственной страстью его были книги. Они тогда стоили дорого. Приходилось ради них во многом себе отказывать. Но в долгие зимние вечера книги заменяли ему друзей и собеседников.
Жена Крылова во время военных действий находилась с четырёхлетним сыном в Оренбурге, осаждённым Пугачёвым. На их двор упало несколько ядер, Иван помнит голод и то, что за куль муки брали 25 рублей.
По завершении военных действий капитан Крылов подал челобитную об «увольнении его от воинской в
статскую службу», ссылаясь на здоровье. Но ни сколько расстроенное здоровье, сколько обида побудила Андрея Прохоровича выйти в отставку. Награды и чины за компанию получили другие, те, которые имели знатных покровителей, связи, сумели войти в доверие. Капитан же Крылов не получил ни чинов, ни наград. Про него просто забыли. В 1775 году выходит приказ об отставке. Он был назначен членом губернского магистрата, только что образованного Тверского наместничества. А вскоре Андрей Прохорович получил повышение - стал председателем губернского магистрата.
После бунта в Яицком городе завелась игра в пугачёвщину. Дети разделялись на две стороны, городовую и бунтовскую, и драки были значительные. Крылов, как сын капитанский, был предводителем одной стороны. Они выдумывали, разменивая пленных, лишних сечь, отчего произошло в ребятах, между коими были и взрослые, такое остервенение, что игру пришлось запретить. Мальчишки отдавали должное его смекалке и смелости.
Один из биографов Крылова писал, что оренбургские впечатления «имели влияние на его позднейшее отношение к народу, к его бурной силе и порывам». Теперь, когда мы знаем, что маленький Крылов играя в пугачёвщину (следовательно, относился к событиям в какой-то степени сознательно), - это утверждение приобретает известный вес. [10]Можно предположить, что первые зачатки глубочайшего знания русской народной речи, какое было у Крылова, были получены им также в Оренбургском крае. Недаром позднее Даль именно в Оренбургской губернии сделал «главнейшее пополнение запасов» для своего знаменитого словаря. В 1775 Крыловы навсегда покинули пределы Оренбургской губернии. Будущему баснописцу было в то время около семи лет, и его детская память была уже достаточно устойчивой, чтобы навсегда сохранить в себе многое из виденного и пережитого.
Крылов помнил степной Яицкий городок, казацкая станица, где отец служил во время пугачёвского возмущения, и после отец любил рассказывать, как казаки ходили на приступ Яицкой крепости, как выстрелы трещали, точно дробь, битая десятью барабанщиками, как от голода пришлось, есть глину и как, сидя в осаде, гарнизон следил всякое движений в неприятельском стане.[5]
Самым же ярким осталось воспоминание о том, как уральские казаки выходят ватагами на лед и бьют в прорубях рыбу баграми. Это веселый промысел - крики в синем воздухе и желтые, серые, черные тулупы на белом снегу – остался для него образом тех неподвижно длившихся дней.
Счастливые случаи и благоприятные обстоятельства часто бывают необходимы, когда жизнь лепит образцовую судьбу. Но порой не менее успешно той же цели служат затруднительные положения и внезапные, сбивающие с ног удары. Так и Крылову, помимо редкостных удач, с самого детства неизменно доставались жестокие жизненные оплеухи, которые помогли развиться его природному честолюбию и постепенно внушили спокойную безжалостность к самому себе.[5]
В 1775 году Андрей Прохорович вышел в отставку, и Крыловы переехали в Тверь, прожив там до 1783 года. Из присутствия Андрей Прохорович приходил измученный и раздраженный. Служба отнимала у него силы и здоровье. Привыкнув к военной дисциплине, к раз и навсегда установленному порядку, он чувствовал себя, как в сетях, в сложной и хитрой неразберихе, которую искусно создавали его подчиненные. Жалования не хватало. Жизнь на новом месте требовала больших расходов, к которым он не привык на военной службе, а так как взяток он не брал и сурово отклонял всякие приношения и вещественные благодарности, к вящему удивлению сослуживцев, то и жили Крыловы бедственно. Это время было очень тяжёлым для всей семьи, на глазах таял отец И.А. Крылова, вскоре, в 1778 году он умер. После смерти отца все заботы легли на плечи юного Крылова, он был вынужден поступил на должность подканцеляриста в Тверской губернский магистрат.
Тринадцатилетний чиновник Тверского магистрата Иван Крылов случайно попался на глаза известному в столице человек коллежскому советнику Николаю Александровичу Львову и до того ему понравился, что Львов забрал подканцеляриста с собой в Петербург. Поначалу Крылов поселился у него в доме. Был представлен его многочисленным друзьям.
То время было наибольшего рассвета Тверской семинарии под руководством Арсения Верещагина. О возможной связи маленького И.А. Крылова с семинарией, о посещении им диспутов, о вероятном влиянии на него семинарских представлений, в частности «Разговора о кукушке в суде», говорил ещё А.К. Жизневский в докладе, посвящённом 50-летию со дня смерти великого баснописца. В 1770-е годы в Твери была очень интенсивна литературно-театральная жизнь.
Иван Крылов не смог получить в детстве хорошее образование, но благодаря незаурядным способностям, жажде знаний, увлечению чтением, самообразованию стал одним из самых просвещённых, самых эрудированных людей своего времени: прекрасно знал литературу, математику, играл на музыкальных инструментах.
3) Классификация басен по теме и средствам.
Сюжеты басен Крылова очень разнообразны: от бытовых сценок («Кот и Повар», «Демьянова уха», «Любопытный», «Тришкин кафтан», «Собака», «Ларчик», «Крестьянин в беде») до сказочных сюжетов («Осёл» - явление Осла Юпитеру, «Орёл и Крот», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Фортуна и Нищий», «Скупой и Курица»).
Тематика басен тоже очень обширна. Темы для своих басен Крылов буквально выхватывал из жизни. Так, например, басня «Туча» или «Рыбачья пляска». Главная тема творчества – отношения: власть-народ, сильный - слабый, талантливый – бездарный, продуктивный труд, профессиональность – дилетантство, лень, бесполезный труд, а так же человеческие отношения во многих их проявлениях: лесть, хитрость, гостеприимство до навязчивости, тщеславие. Например, басня «Разборчивая невеста» о спесивой, привередливой девушке перебравшей женихов до того, что в результате:
«…И рада, рада уж была,
Что вышла замуж за калеку…»
4)
Психологи утверждают: интенсивное развитие мозга человека происходит в детстве до семи лет. Интенсивное развитие – образование в мозге связей, позволяющих логически мыслить, обобщать полученную информацию, делать выводы и заниматься творчеством.
Эффективность этого развития определяется количеством получаемой ребёнком информации впечатлений. Чем впечатлений больше и они разнообразней, тем лучше.
После семи лет происходит только накопление информации (экстенсивное развитие).
Отмечая непримиримую борьбу Крылова с самодержавием, с его-то дворянским происхождением, я подумала, что причина кроется далеко в детстве и она очень серьёзна. Мы снова возвращаемся к Пугачёвскому восстанию, которое само по себя являлось борьбой свободы и самодержавия.
На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с трудными ситуациями, у Крыловых это была война. Бывает, они объективно нарушают жизнедеятельность человека или семьи, либо субъективно воспринимаясь им, как сложные, и поэтому не могут быть преодолены самостоятельно. В одних случаях такие ситуации бывают следствием неблагоприятного воздействия социальных процессов. В других - результатом действия горизонтальных и вертикальных стрессов.
Ранние воспоминания представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые индивидуум может визуализировать "духовным взором" таким образом, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно они имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.
Исследования не подтвердили гипотезу Фрейда о том, что раннее воспоминание служат экраном, заслоняющим травматический материал. Есть, однако, многообещающая поддержка взгляда Адлера на то, что раннее воспоминание, как конструкции, отражают систему координат индивидуума. То есть ранние воспоминания имеют определенный потенциал как инструмент анализа личности.
6) Вывод
Итак, завершая свою работу, я прихожу к выводу:
Ни принадлежность к дворянскому сословию, ни даже его занесение родителей бутовщиками в список «надлежащих к уничтожению» не помешали Крылову из противоречивых детских впечатлений вынести безмерное сочувствие к «простому человеку», труженику, и презрение, граничащее с ненавистью, к властям и их подхалимам.
Первые зачатки глубочайшего знания русской народной речи, какое было у Крылова, были получены им в Оренбургском крае.
В наше время басни Ивана Андреевича Крылова по-прежнему актуальны. Читая их и наслаждаясь чудесным образным языком, мы то и дело узнаём в ярких крыловских персонажах того или иного знакомого, политического деятеля или себя самого.
7) Библиография.
1. Андреев М.С., Короткова М.П. «Иван Андреевич Крылов. К 240-летию со дня рождения», Москва, 2008 г.
2. Ауэрбах А., Корсинни Р. Психологическая энциклопедия, 1996 г.
3. Бабинцев С.М. «Уральский современник: загадки Ивана Крылова» № 3 1971 г.
4. Добряков И; Никольская И; Эйдемиллер Э. «Семейный диагноз и семейная психотерапия», 2008 г.
5. Гордин М.А. «Жизнь Ивана Крылова» Москва, 1985 г.
6. Гуковский Г; Каплан Б. «И.А. Крылов: басни»
7. Серман И.З. Академия наук СССР. Институт русской литературы «Иван Андреевич Крылов», Ленинград, 1975 г.
8. Скобелкин Е; Шамсуждипов И. «Возвращаясь к прошлому», Троицк, 1993г.
9. Степанов Н. «Жизнь замечательных людей: Крылов», Москва, 1963 г.
10. Прянишников Н. «Писатели-классики в Оренбургском крае»четвёртое издание, Челябинск, 1977 г.
Лавовая лампа
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Девочка-Снегурочка
Спасибо тебе, дедушка!
Заколдованная буква