Данная презентация поможет нагляднее представить содержание произведения современного уральского автора О.Павлова.
Вложение | Размер |
---|---|
nurislamova_v.o._chelyabinsk_maou_sosh_no15.doc | 779 КБ |
zashchita_nurislamova_vika_chelyabinsk.ppt | 2.21 МБ |
«Образ дома в произведении О. Павлова «Дом в Оболонске,
или поэма о чёрной смородине»
Нурисламова Виктория, 17 лет
ученица 11-го класса
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
1. Оболонский Дом в системе пространственных координат поэмы………..5
2. Дом как сакральное пространство …………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………10
Список источников информации и иллюстраций……..………………………………………………………………14
Приложение………………………………………………………………………15
Введение
В один из сентябрьских дней в библиотеке имени Д.Н. Мамина-Сибиряка состоялась презентация новой книги Олега Николаевича Павлова «Дом в Оболонске, или поэма о черной смородине». [Приложение 1,2] Автор, человек неординарный, с активной жизненной позицией, рассказал о себе следующее: «Родом из провинции, хотя бывал в Москве и работал там. В настоящее время Член Союза писателей России. С 2003 г. живу в селе Варламово Челябинской области. Руковожу областным литературным клубом "Светунец". Редактирую детский журнал "Подорожник". Автор двух поэтических книг: "Апокрифы" и "Изборник". Готовлю к изданию третью книгу стихов. Издал книгу прозы, повесть "Дом в Оболонске, или поэма о черной смородине". Женат и многодетен».
На презентации писатель также прочел некоторые отрывки из книги «Дом в Оболонске, или поэма о черной смородине». Читатели высказывали своё мнение о произведении, и даже те из присутствовавших, кто не успел прочесть поэму, ушли со встречи с твёрдым желанием познакомиться с ним. Это событие повлияло на выбор темы нашего исследования - «Образ дома в произведении О. Павлова «Дом в Оболонске, или поэма о чёрной смородине».
Заметим, что образ дома в русской литературе является одним из центральных. Так, в поэзии А.С.Пушкина «тема дома, по мнению Ю.М. Лотмана, становится идейным фокусом, вбирающим в себя мысли о культурной традиции, истории, гуманности и «самостоянии человека». В прозе Н.В.Гоголя образ дома противопоставлен разомкнутому пространству дороги. Вспоминаются и произведения XX века, в заглавии которых упоминается дом: «Дом у дороги» А.Твардовского, «Дом на набережной» Ю.Трифонова, «Дом» Ф.Абрамова и т.д. Уральский писатель, Олег Павлов, также обращается к локусу дома, при этом автор, с одной стороны, выступает как продолжатель уже сложившейся традиции изображения дома, а с другой - как писатель, создающий неповторимый художественный образ.
Итак, выбор темы не случаен: он позволяет, во-первых, получить представление о творчестве современного поэта и прозаика; во-вторых, установить, что нового в традиционную тему дома вносит уральский писатель; в-третьих, выяснить механизм включения в современный контекст мифологических образов.
Объектом исследования является «поэтическое повествование» О.Павлова «Дом в Оболонске, или поэма о чёрной смородине»;
предметом изучения - художественное пространство указанного произведения.
Цель работы - выявление своеобразия образа дома в поэме О. Павлова.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Художественное пространство как теоретическая проблема, несомненно, вызывает интерес ученых. В разное время к ней обращались такие литературоведы, как М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, В.В. Виноградов и мн. др. Представление об истории вопроса можно получить, познакомившись с работами И.Б. Роднянской, В.Н.Топорова и других.
Однако считаем необходимым этапом нашего исследования анализ отдельных работ, являющихся теоретической базой нашей работы.
Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М.М. Бахтину. В статье «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (1937-1938) учёным была разработана теория хронотопа как «формально-содержательной категории», выражающей «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [2, стр. 235]. Как отмечает Бахтин, литературно-художественный хронотоп характеризуется совмещением временных и пространственных примет: «...время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». [2, стр. 236].
В соответствии с этой концепцией Бахтин выделяет жанровые хронотопы (авантюрный, авантюрно-бытовой, идиллический, мистерийный, карнавальный, фольклорный) и хронотопы ситуации «встречи», «дороги», «порога», «замка», «площади», «гостиной-салона», «провинциального городка», — которыми пронизаны литература и искусство. Учёный определяет их «сюжетообразующее» и «изобразительное» значения и замечает, что в хронотопе завязываются сюжетные узлы, время приобретает наглядно-чувственный характер. Являясь материализацией времени в пространстве, «большой» хронотоп может включать в себя неограниченное количество «мелких» хронотопов.
Ю.М. Лотман в статье «Художественное пространство в прозе Гоголя» подробно рассматривает художественное пространство и его виды, поскольку убежден в том, что «художественное пространство – модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Автор рассматривает пространства волшебное и бытовое, [8, стр.263]. «Главным признаком волшебного пространства остаётся его незаполненность, просторность» [8, стр.263]. Граница «фантастического» пространства заменена безграничностью. Чем интенсивнее фантастичность пространства, тем оно безмернее. Если встречаются предметы, то в них выделена не материальность, а отнесенность к прошлому, экзотичность вида или происхождения. Размещающиеся в этих пространствах герои могут или принадлежать одному из них, или переходить из одного в другое, или попеременно появляться то в том, то в другом. При этом волшебный мир может быть вкраплен в бытовой, может дублировать каждодневное пространство.
Идеи Бахтина развивались в трудах других известных учёных литературоведов. А.Б. Есина
в статье «Время и пространство» обращает внимание на такое свойство, как дискретность (прерывность): «Применительно ко времени это особенно важно, поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, но выбирать из него наиболее существенные фрагменты» [5, стр. 48]. Это придаёт динамику в развитии сюжета. «Дискретность же собственно пространства проявляется, прежде всего, в том, что оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощью отдельных деталей, наиболее значимых для автора» [5, стр. 48]
Итак, теоретической основой исследования явились труды отечественных исследователей. При анализе пространства и времени особое внимание уделялось работам М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана.
Основными методами нашего исследования являются сравнительно-сопоставительный и структурно-семантический анализ текста.
Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения. Известно, что произведению О. Павлова (публикация состоялась в 2010г.) посвящались отзывы и рецензии, предметом научного исследования поэма стала впервые. В работе предпринята попытка системного анализа ключевого пространственного образа поэмы – образа дома.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что автор наделяет образ дома особым смыслом, подчеркивает идейную и сюжетообразующую роль образа в произведении, а потому и выделяет этот локус в системе пространственных координат поэмы.
Глава 1. Оболонский Дом в системе пространственных координат поэмы
Заглавие произведения, как известно, ключ к интерпретации текста, поскольку это «первый знак текста, дающий читателю целый комплекс представлений о книге» [4, с. 94]. О.Павлов в одном из интервью сам поделился информацией о том, как пришел к центральному образу поэмы, к заглавию произведения. « Замысел появился примерно в конце 80-х.- отмечает писатель. - Тогда я случайно приобрёл домик в Барнауле уютный, но со странностями. Он шумел, бренчал, было ощущение, что в нём поселился дух. Но от замысла до первой строчки прошло около десяти лет…. В 2000-2001-м годах я активно писал. Потом наступило затишье… Знаете, меня помотало по России. Я пытался как-то посчитать все свои дома, так у меня не хватило не только пальцев, но и памяти. Я всё время к чему-то стремился, переезжал. Страсть к новому боролась во мне с желанием постоянства. Хотелось пустить корни. Из этой мечты и вырос дом в Оболонске. Я придумал красивое имя для города: Оболонь. В название я вкладывал такой смысл: облакать, оболоть. Некая сфера, облекающая сама себя. Некий микромир. Производное от слова «облако». Я из провинции. И мой герой – тоже. И многие мои литературные друзья, осевшие в Москве – из глубинки. Они попадают в непростую ситуацию: их тянет, призывает к себе малая родина, и не может отпустить мегаполис. [http:// cheltoday.ru/]
Итак, собственно авторские представления о доме – вот основа центрального образа поэмы. Однако, художественное пространство, как справедливо отмечает Ю.М. Лотман, – «особый мир с кольцеобразной топографией, причём каждое из колец – это особый пояс границы, которая чем ближе к центру, тем не доступнее для внешнего мира. Пейзаж и все предметы на местности строятся по плану концентрических кругов» [8, стр. 267]. Обратимся к «топографии» поэмы «Дом в Оболонске», выясним каково место дома в системе пространственных координат произведения.
Москва, Оболонск, Дом в Оболонске - смысловые центры произведения. Для каждого из героев произведения эти локусы становятся либо «своими», либо «чужими» [Приложение 3].
Прежде всего, эти пространства даны в восприятии главного героя, писателя Алексея Афанасьева, решившего на несколько дней покинуть столицу. Москва при ближайшем рассмотрении оказывается чужой и непонятной Алексею: «Вся эта зудящая, звенящая, трубящая на все лады паутина разносит по Москве новости и сплетни…». Несмотря на отстраненность столицы, она не отпускает Алексея: «Москва сегодня не хотела его отпускать…»; и всё, что с ней связано, кажется ему раздражающим, даже телефонный звонок из внешнего мира: «Телефон опять взорвался, потом заныл нудно, протяжно, вытягивая нервы и подтачивая терпение». Для Афанасьева Москва - это внешний мир. Незнакомый провинциальный Оболонск становится «своим». «Законом внутреннего мира является уют», - отмечает Ю. М, Лотман [8, стр. 269]. Именно это состояние испытывает персонаж в близком ему пространстве: «С такой легкостью отсоединившись от безмерно разговорчивой столицы, Алексей пил чай со вкусом свежего смородинового листа. Пил с удовольствием, наслаждаясь тишиной и умиротворяющим покоем, вдруг воцарившемся во всём доме».
Оболонск предстал сказочным и необычным миром перед главным героем уже с перрона: «Поезд встал. Давящие на крошечный, почти пряничный, вокзал, несоразмерно огромные буквы объявляли всем, вновь прибывшим: «Оболонск».
Сделав переход в Оболонск, герой испытывает обновление: «В Оболонске царила любимая Алексеем с раннего детства соловьиная пора, когда талая вода ещё не пала далеко вглубь земли, когда ещё все вокруг – и воздух, и кисея липких листочков, и призаборные лужайки наполнены акварельной свежестью». Весна имеет эмоционально-символическое значение. «Времена года ассоциировались в основном с земледельческим циклом: осень – время умирания, весна – возрождения». [5, стр. 54]. «Живая природа расцветала, и вместе с ней, казалось, расцветала природа рукотворная».
Мы видим, как чужой, внешний, московский мир тускнеет, теряет свою привлекательность, а неприглядность провинциального города кажется Алексею возвышенной, тянущейся ввысь: «Старая часть города располагалась на холмах, взрыхлённые уже трапеции огородов то тянулись в гору, то катились вниз, а дома, покорившие вершины холмов, казалось, соревновались меж собой: кто же из них ближе к небу? Словно молодые петушки, тянулись они вверх коньками крыш, гребешками мезонинчиков, крылышками телеантенн».
Пространство может активно влиять на суть изображаемого сюжета. «Движение романа ведет главного героя (или героев) из большого, но чужого мира случайностей к маленькому, но обеспеченному и прочному родному мирку семьи, где нет ничего чужого, случайного, непонятного, где восстанавливаются подлинно человеческие отношения…» [2, стр. 89]. Именно это движение отмечено в судьбе главного героя.
Однако в судьбе других героев намечается иной вектор движения. Одной из сюжетных линий являются отношения Алексея и Ольги. Дорога этих героев похожа на две пересекающиеся прямые. Причиной именно такого развития событий является разное соотношение их пространств. Афанасьев движется по направлению Москва – Оболонск, а Ольга по противоположному пути. До тех пор пока главный герой не видит себя жителем Оболонска и стремится вернуться в Москву, он хочет развивать отношения с Ольгой. В той точке развития сюжета, где их пути пересекаются, они испытывают симпатию друг к другу: «Парк в этот час был уже почти пуст, и все же редким посетителям (по большей части любопытным старушкам) уже успела примелькаться эта вдохновенная, не умолкающая пара». Кроме того, их принимает не только обыденный мир Оболонска, но и в волшебное пространство Дома: «Олю он нашел в тетушкиной спальне, в кресле, загадочно освещенную абажуром настольной лампы».
«-Вы мне снились сегодня…
-Вы мне тоже, - признался Афанасьев.
-Это Вам я читала Фета – то самое стихотворение, что потом прочла в ресторане. Потом я играла Вам ноктюрн…»
С течением времени Афанасьев осознаёт, что не хочет жить в ставшем чужим для него пространстве столицы, при этом герой теряет духовную связь с Ольгой: « Но сегодня он не слушал логику. Сегодня он не хотел быть рядом с Ольгой ни здесь, ни в Москве. Да и вообще сегодня он и в Москву не хотел возвращаться»
С течением времени Афанасьев осознаёт, что не хочет жить в ставшем чужим для него пространстве столицы, при этом герой теряет духовную связь с Ольгой: «Сегодня он не хотел быть рядом с Ольгой ни здесь, ни в Москве. Да и вообще сегодня он и в Москву не хотел возвращаться».
Отношения Ольги и Алексея можно сравнить с проносящимися мимо друг друга электричками, встретившимися в одной из точек пространства [Приложение 4].
Автор противопоставляет Москву и Оболонск. «Москва приучила его к безмолвному передвижению – москвичи, как правило, молчат. Оболонцы же вслух и очень громко, почти коллективно обсуждали свои земельные весенние проблемы». «Оболонск казался раем даже после переделкинской идиллии, а уж в сравнении с Москвой…». Несомненно, противопоставление Оболонска и Москвы не является самоцелью автора. Анализ этих миров даёт представление о главных героях, очевидным оказывается то, что их отношения обречены: «своё» пространство Афанасьева и «своё» пространство Ольги оказывается соотносимо с совершенно противоположными реальными мирами: с одной стороны, это мир провинциального города, с другой – столицы.
Глава 2. Дом как сакральное пространство
У каждого человека есть место, где он чувствует себя наиболее комфортно. Обычно этим пространством является его собственное жилище. «Мой дом – моя крепость» - именно так говорят люди. В понимании русской души, дом – это место, защищающее от воздействий враждебных факторов, поэтому издревле славянскую избу возводили в культ и считали сакральным, то есть священным пространством. Так, в словаре «Славянская мифология» читаем: «Дом – символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Организация домашнего пространства повторяет структуру внешнего мира и отчасти отражает структуру семьи. Элементам, огораживающим дом от «чужого» пространства (крыша, стены), противопоставлены элементы, обеспечивающие его связь с внешним миром – дверь, окна. Особой значимостью обладает порог дома, через который осуществляется контакт с «чужим» пространством» [3, стр. 142].
О.Н. Павлов, создавая образ дома и как жилища, и как «сакрального пространства, продолжает не только фольклорные традиции, но и литературные: к примеру, у А.Т. Твардовского в поэме «Дом у дороги» можно увидеть три приметы дома:
Колодец, дом и сад
И все вокруг приметы.
День или год назад
Брели дорогой этой?
И палисадник под окном,
И сад, и лук на грядах —
Жилье, уют, порядок.
Все это вместе было дом
В произведении О.Павлова картина в некоторой степени похожая: рядом с домом находился сад, заполненный предметами, которые выделяли его среди других: «свой дом Афанасьев узнал не сразу. Задумавшись, он прошагал мимо, случайно зацепив взглядом прикопанную у крыльца бочку, прогнувшуюся над ней чердачную лестницу, обильно расцветший смородиновый кустарник, и подумал «Вот бы у меня в доме был такой уютный двор…»»
О. Павлов описывает взаимоотношения дома и его новоиспеченного наследника – Алексея Александровича Афанасьева. Жилище в поэме является тем самым центром – внутренним пространством, к которому стремится герой. С самой первой их встречи возникает связь, поначалу незримая, но затем перерастающая в зависимость, причём равноправную: « Дом, его дом, весь – до мельчайшей трещинки вдруг став ему родным, словно включил мощнейший магнит – его поле не отпускало Алексея, и Алексей не хотел покидать его тоже».
…Я помню дом, мой старый дом –
Каким он был большим и добрым,
Как трогала моя ладонь
Его бревенчатые ребра…
Автор выделяет пространство дома из всех других, делает его наиболее весомым. Это достигается путём концентрации двух типов пространств – волшебного и бытового. «Эти миры очень похожи, но сходство их – лишь внешнее: сказочный мир как бы притворяется обыденным, надевает его маску. Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть выражается, прежде всего, в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя пространство обыденного» [8, стр. 260].
В произведении наблюдается пересечение волшебного и обыденного миров: «Афанасьев ещё утром дал себе зарок не удивляться ничему, что бы ни происходило в этом доме». [Приложение 5]. Но переступив порог кухни, увидел сидевшего за столом соседа дядю Гришу: «покосившись на крючок, запиравший дверь», а когда в дверь громко застучали: «Распахнул наружные двери и обмер – на крыльце стоял дядя Гриша, улыбаясь во весь редкозубый рот». Афанасьев становится «своим» для незримых обитателей дома и получает возможность переходить из одного пространства в другое: «Занятно посмотреть, как это у них произойдёт, - подумал Афанасьев, - говорят, при встрече антител даже и взрывы бывают… Но на кухне его ожидало разочарование. Первого гостя будто и не бывало. Он исчез вместе со всем своим изобилием».
Автор произведения подчеркивает величественность дома, духовность. Мы видим, как бытовое пространство превращается в волшебное. Алексей обращает внимание на материальные предметы, но и они кажутся необычными: «Изучая комнату, Алексей отметил обилие развешанных по стенам старых дагерротипов, с которых смотрели монохромные, но прекрасно вырисованные лица неведомых ему граждан девятнадцатого века. Были здесь и книги – битком набитые стеллажи – изданные очень давно. Вообще все вещи, хранимые этой комнаткой, источали неизъяснимый дух другого, неведомого ему времени. Даже букеты высохших цветов казались невероятным образом перенесенными из прошлого».
Волшебное пространство не только существует, оно заполнено духом дома, который особо почитаем. Казалось бы, это вполне традиционный ход, ведь представления о домовых зафиксированы и в фольклоре, и нашли отражение в произведениях художественной литературы. Однако Павлов разрушает читательские ожидания. Дух дома - молодая девушка Мария – хранительница очага. Она то эфемерна (неожиданно появляется, также неожиданно исчезает), то кажется абсолютно земной. Она останавливает героя от продажи дома, тем самым сохраняя его душу и совесть в чистоте. Дом говорит с Алексеем посредством Марии: « Алёшенька, миленький, ты только не продавай дом, слышишь? Останься здесь, ты не можешь меня покинуть…».
Оболонский дом все больше выделяется из окружающего мира, обретает все новые приметы. Для создания поэтического образа Дома автор использует лейтмотив, в качестве которого выступает упоминание о чёрной смородине. Она становится неотъемлемой частью Дома, наполняет его таинственностью, делает родным, теплым, душевным, наполненным особенным запахом, который обволакивает.
Выбор именно этой ягоды поясняется в главе «Смородина»: « По мне, например, всех лучше чёрная». «Ну, во-первых, «родина-смородина» рифма абсолютно точная и, на удивление, не очень-то затёртая».
Образ черной смородины не покидает главного героя: прикосновение шершавого листа, ощущение вкуса и терпкого аромата напоминает ему о домашнем уюте и связи с родным домом.
Даже речка, протекающая в этой местности, является частью образа смородины: «Оля отвела его от дымных и шумных костров к темной, извилистой речке. Спросила:
- Знаешь, как её имя?
В этом месте река совершала поворот – словно дразня, подталкивая она высокий берег изгибом бедра.
- Не говори, я попробую угадать. – Алексей задумался на мгновение. – Я бы назвал её Смородинка.
- Ты знал? Или угадал? Как?
- Угадал. По аромату.
На миг вспомнилась Мария».
Образ смородины придает произведению особый лиризм. Обращают на себя внимание эпитеты, которые использует автор при этом: «Воздух здесь был пронизан свойственным только смородине ароматом – пьянящим, чуточку пряным…». Они складываются воедино и создают утонченный лиричный образ: «Алексей шагнул дальше от крыльца, коснулся мокрых веточек ближайшего куста смородины. Они, потревоженные, коротко качнулись, роняя капли щедрого ночного дождя».
Мария, хранительница очага, также ассоциируется с запахом черной смородины: «Она тряхнула волосами, наполнив комнату опьяняющим дурманом цветущей смородины».
Автор создает поэтический образ дома, наделяет свойственными только ему чертами. В то же время куст смородины - это характерная особенность многих улиц деревень, поэтому образ смородины ассоциируется с российской глубинкой, малой родиной.
Отношение к дому в произведении становится показателем духовности, человечности. Павлов обращает внимание на два типа отношений:1) уважительное, основанное на духовном единстве. Дом при этом для героя открывает свои тайны, пускает в свой мир. 2) расчетливое – основанное на извлечении выгоды, посягательство на святое. Дом при этом рассматривается лишь как материальный объект, наследство, на которое можно претендовать. В соответствии с тем или иным отношением к дому автор выделяет героев-антиподов: Алексей Афанасьев (о нем уже речь шла в первой главе) и Колбухин. Второму даётся четкая характеристика: «КОрыстный, Лукавый, Бессердечный, ХИщНый…». Так расшифровывает Афанасьев фамилию Колбухин.
В волшебном мире дома сущность Колбухина не может совпадать с образом человека. Показателен следующий эпизод: « Собака уставилась на него бесцветными цепкими глазами и, слегка приоткрыв пасть, коротко дохнула, не выпуская языка. Потом затаила дыхание и вскинула короткие уши, вглядываясь в проём дверей – как показалось Алексею – за него, в нутро дома».
« - А пошёл-ка ты, Колбухин!
Пёс вдруг прянул, как от удара, взвизгнул, крутанулся волчком и с неожиданно громким топотом кинулся за бочку, где и пропал без следа»
Действуя обманным путем, Колбухин проникает в сакральное пространство Дома, а впоследствии косвенно становится причиной гибели дома.
Итак, Дом в произведении О.Павлова – это не просто место действия, это участник событий. Будучи родным и безопасным для главного героя, Афанасьева, дом оберегает его от дурных поступков. Дом «принимает» Афанасьева в свой мир, и поэтичной натуре героя открываются таинственные истории. Корыстных, хищных людей дом не принимает. Пересечь порог дома такие люди могут лишь обманным путем, однако, и в этом случае для них дом останется мертвым, пустым пространством.
Заключение
Образ дома в русской литературе является одним из центральных. Вспоминаются, прежде всего, произведения, в заглавии которых упоминается этот локус: «Домик в Коломне» А.С.Пушкина, «Дом с мезонином» А.П.Чехова, «Дом у дороги» А.Твардовского, «Дом на набережной» Ю.Трифонова, «Дом» Ф.Абрамова и т.д. Уральский писатель, Олег Павлов, также обращается к локусу дома, при этом автор, с одной стороны, выступает как продолжатель уже сложившейся традиции изображения дома, а с другой - как писатель, создающий неповторимый художественный образ.
Познакомившись с произведением О. Н. Павлова «Дом в Оболонске, или поэма о черной смородине» и проанализировав ключевой пространственный образ поэмы, мы пришли к следующим выводам:
Список источников информации и иллюстраций
Сайты в Интернете:
Иллюстрации:
1. фотографии из личного архива
Приложение 1
Презентация книги О.Н. Павлова «Дом в Оболонске, или поэма о черной смородине
Приложение 2
Обложка
книги О. Павлова
«Дом в Оболонске,
или Поэма о черной смородине»
Дарственная надпись,
выполненная О.Павловым.
03.09.2011
Приложение 3
Москва, Оболонск, Дом в Оболонске - смысловые центры произведения.
Приложение 4
Алексей Афанасьев в поисках своего места в этом мире едет из Москвы в Оболонск.
Ольга, выросшая в Оболонске, стремится в Москву.
Приложение 5
Пересечение двух типов пространств.
Северное сияние
Будьте как солнце!
Снежная сказка
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Знакомимся с плотностью жидкостей
Комментарии
Очень хорошая работа
Очень хорошая работа