Объектом нашего исследования является поэзия Джима Моррисона.
Материальную картину мира Моррисон расценивал как нечто мрачное, вызывающее отвращение. Свое отношение к окружающей действительности, поэт описывает в стихотворениях, где воссоздается образ города, поэтому предметом изучения в нашей работе явились урбанистические мотивы в лирике Моррисона.
Цель исследования – определить своеобразие образа города в лирике Джима Моррисона.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)выявить стихотворения, в которых воссоздается образ города;
2) проанализировать образную структуру этих произведений;
3) отметить своеобразие авторской позиции в изображении города.
Исследуя тексты поэта, мы посчитали правильным обратиться не только к переводам с английского на русский язык, но и воспользоваться оригиналом. Таким образом мы сможем более точно понять цепочку размышления автора, средства художественной выразительности
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_goroda_v_poezii_rok-muzykanta_dzhima_morrisona.doc | 72 КБ |
obraz_goroda_v_poezii_dzhima_morrisona.ppt | 2.21 МБ |
«Образ города в поэзии рок-музыканта Джима Моррисона»
Автор:
Полякова Татьяна Сергеевна,
г.Челябинск, МАОУ СОШ №15, класс 11
Научные руководители:
Мешкова Ольга Владимировна,
доцент кафедры литературы ЧелГу
Меркулова Галина Петровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МАОУ СОШ № 15
Содержание
Введение …………………………………………………………………………2
1. От реального города к художественному образу……………………………5
2. Принцип бинарных оппозиций в урбанистической лирике Моррисона ……………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….8
Список литературы……………………………………………………………...10
Приложение
Введение
"Моррисон одновременно и нечестив, и невинен. Он-рок-н-рольный поэт, опасный и высокоинтелектуальный. Никто до него не сочетал в себе подобные качества" -так характеризуется Джим Моррисон в документальном фильме Тома ДиЧилло "The Doors. When you`re strange". И действительно, лидер всемирно известной группы The Doors, один из величайших рок-музыкантов, до сих пор остается одной из самых загадочных и вызывающих бурные споры и дискуссии личностей в истории музыки.
Несомненно, творчество Моррисона становилось предметом изучения искусствоведов и литературоведов. Однако чаще всего в поле зрения исследователей попадает личность поэта и группа "The Doors. Так, в книге А. Малькевича Джим Моррисон - двери открыты» рассказывается об истории создания, взлете и падении этой легендарной американской группы.
Первое научное исследование поэзии Джима Моррисона было опубликовано профессором французской литературы Уоллесом Фаули в 1994 году. Книга называлась "Рембо и Джим Моррисон: бунтарь как поэт". Но, несмотря на благие намерения автора, его исследование не является научно верным. Уильям Кук в своем труде "Серьезный ли поэт Джим Моррисон?" думает по этому поводу следующее: "Как и большинство людей, знакомившихся с Моррисоном - лично или через его книги,- Фаули кажется неспособным пробиться сквозь пелену мифа. Из-за этого прискорбного обстоятельства его анализ поэзии Моррисона не имеет ни научной, ни даже развлекательной ценности. Впрочем, работу Фаули можно рассматривать как своего рода путеводитель для тех, кто хочет глубже исследовать определенные моменты, такие, как влияние на Моррисона Ницше, Арто, Рембо и поэтов-битников."[12, с.230]
Неоднократно подчеркивалось, что Моррисон создает свой мир, творит свой миф. А. Малькевич отмечает:«Изощренный, насыщенный символами и ассоциациями, апеллирующий к мировому литературному наследию поэтический язык Моррисона не позволяет однозначно трактовать его стихи. Стремление "вывернуть наизнанку" глубины подсознания, вытащить на свет Божий таящиеся там страхи, грезы, тайные и темные желания, инстинкты, которые иногда неотличимы от наркотических иллюзий, и, одновременно, отразить жизнь во всей ее полноте, движении, связать череду мгновений и дней, создать портрет молодого поколения, образ "американских юношей и девушек", ищущих себя, любви, гармонии - этим, конечно, не ограничивалось творчество "The Doors", но именно эти темы сквозной нитью проходят в их альбомах "Strange Days" (1967), "Waiting For The Sun" (1968), "Morrison Hotel" (1970), "L.A. Women" (1971) и др. [11, с?]
Моррисон хотел стать "дверью восприятия", стремился познать сущность мира. "Когда Моррисону удалось вырваться из образа рок-звезды, в своих сборниках он создал совсем другую поэзию. Она была больше наполнена литературными аллюзиями, была более лаконична и даже афористична, как поэзия Э. Дикинсон, и экспериментальна по духу. В то же время, стихи Моррисона из сборника (и альбома) «An American Prayer» менее афористичны и представляют собой сюрреалистическо-психоделическую поэзию в духе Аллена Гинзберга и (в более широком историческом контексте) Уолта Уитмена, «переписанную» с использованием оригинальных, чисто моррисоновских образов и метафор. В них преобладает свободный стих, часто почти неотличимый от прозы, а чёткая структура стремится к рассеиванию в калейдоскопе бесчисленных метафор, не связанных с точки зрения здравого смысла образов и предметов, рваных синтаксических конструкций." [9]
Стремление понять своеобразие произведений Моррисона, выявить особенности его мифопоэтики явилось причиной выбора темы исследования.
Итак, объектом нашего исследования является поэзия Джима Моррисона.
Материальную картину мира Моррисон расценивал как нечто мрачное, вызывающее отвращение. Свое отношение к окружающей действительности, поэт описывает в стихотворениях, где воссоздается образ города, поэтому предметом изучения в нашей работе явились урбанистические мотивы в лирике Моррисона.
Цель исследования – определить своеобразие образа города в лирике Джима Моррисона.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)выявить стихотворения, в которых воссоздается образ города;
2) проанализировать образную структуру этих произведений;
3) отметить своеобразие авторской позиции в изображении города.
Исследуя тексты поэта, мы посчитали правильным обратиться не только к переводам с английского на русский язык, но и воспользоваться оригиналом. Таким образом мы сможем более точно понять цепочку размышления автора, средства художественной выразительности.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка системного анализа одного из ключевых образов лирики Моррисона – образа города.
Теоретической основой исследования послужили историко-литературные и культурологические труды отечественных и зарубежных исследователей. При анализе пространства и времени особое внимание уделялось работам М.М. Бахтина, М. Лотмана, В.Н.Топорова и др.
По Лотману, «структура пространства текста становится моделью структуры пространства вселенной, а внутренняя синтагматика элементов внутри текста — языком пространственного моделирования». [Лотман, Ю.М., 1998: 215] Так, текстом или группой текстов создаются отчетливые пространственные модели, построенные на оппозиции «верх-низ». «Низ» соотносится чаще всего с «теснотой» и «материальностью», а «верх» - с «простором» и «духовностью». Эта основная ось «верх-низ» может реализовываться в текстах в следующих противопоставлениях: далеко, просторно, движение, метаморфоза, свобода, информация, мысль (культура), творчество (создание новых форм), гармония — близко, тесно, неподвижность, механическое движение, рабство, избыточность, природа, отсутствие творчества (застывшие формы), отсутствие гармонии. Наряду с вертикальной организацией присутствует и организация пространства через оппозицию «замкнутый-разомкнутый». [Лотман, Ю.М., 1998: 220] Замкнутое пространство реализуется через бытовые пространственные образы (дом, город), которые характеризуются определёнными признаками (родной, тёплый, безопасный). Разомкнутое пространство — это «внешнее» пространство, характеризующееся как «чужое», «враждебное», «холодное». Возможны и обратные интерпретации. Но эти два пространства должны быть обязательно противопоставлены. Поэтому важнейшим типологическим признаком пространства становится граница. «Граница делит все пространство текста на два взаимно не пересекающихся подпространства. Основное ее свойство — непроницаемость». [Лотман, Ю.М., 1998: 225]
В.Н. Топоров в статье «Пространство и текст» (1983) вводит понятие «мифопоэтического» хронотопа. Учёный пишет о взаимовлиянии и взаимоопределении пространства и времени, о неразрывной связи пространственно-временного континуума с вещественным наполнением, «т.е. всем тем, что так или иначе "организует" пространство, собирает его, сплачивает, укореняет в едином центре». [Топоров, В.Н., 1983: 234] Автор разграничивает вечное пространство (Космос) и незаполненное непространство (Хаос). С учетом этого целесообразно при анализе хронотопа художественного произведения уделять особое внимание именно вещам-объектам, его наполняющим. «Пространство и время можно понимать как свойства вещи. <...> Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от непространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение (семантическое обживание пространства)». [Топоров, В.Н., 1983: 238 - 40]
1.От реального города к художественному образу
Ю.М.Лотман отмечал: «Художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных отношений». Таким образом, изучение пространства может способствовать постижению мировоззрения автора. Обратимся к урбанистической лирике Моррисона. Сам поэт в произведении "Владыки"говорил: "Город есть круг физический, но неизбежно - психический" [ ,c.47]. В стихах поэта нередко упоминаются реальные географические объекты, города, которыми человек привык восхищаться: Венеция и Париж, Лос-Анжелес и Нью-Йорк кажутся "простым смертным" раем, сказкой. Для Моррисона они открывались совершенно с противоположной стороны.
Так, Париж, город любви, совсем не кажется Моррисону романтичным и беззаботным. В своем произведении "Парижский дневник" поэт описывает этот город со всеми его недостатками и пороками. "Великий шаман" не замечает Эйфелевой башни, для него она совсем ничего не значит, суть города для поэта отражается в улицах, шоссе, заброшенном парке, с которым у него связаны особые личные воспоминания.
"Старый дешевый отель
с бродягами в холле
благородными рыцарями умеренной
нищеты
Через дорогу -
знаменитая бильярдная
место встречи актеров
бывшая тусовка асов
бит-музыкантов
бит-поэтов и бит-
паломников..."
В стихотворении "Явление дьявола" действие разворачивается в Венеции. Многочисленные реки, киналы, лодки - все это лишь декорации для поэта. Другое волнует Моррисона. Для него Венеция - это город, наполненный бесами и мрачными созданиями, здесь у лирического героя проявляются все самые темные стороны его души, внутренние демоны прорываются наружу, пугая поэта своим присутствием.
Нью-Йорк. Об этом городе Моррисон пишет в стихотворении "Разговор о снах". Поэт рассказывает о своем сне, где ему приснился некий взрыв. "Нечто желтое", так называет его "шаман". Такое иносказание позволяет нам понять, что этот взрыв-это что-то непонятное, пугающее. Это как опасность, внезапно случившаяся в ночной тиши, о которой никто и не подозревал. Можно предположить, что взрыв - это метафора, которая характеризует город как место ненадежное, здесь нельзя быть в безопасности, ведь в любую секунду может произойти нечто ужасное, о чем ты даже и не подозреваешь.
Моррисон, как и многие известные нам поэты-классики, был не доволен государственной властью. Стремительные шестидесятые, гибель Джона Кеннеди, массовые беспорядки-все это накладывает свой отпечаток на восприятие "шаманом" печальной действительности. Мир мчится под откос или наоборот набирает обороты для новых свершений и достижений? Запутавшись в противоречиях, Моррисон ищет выход. Лирический герой призывает своего спутника бежать, бежать минуя города, дабы вырваться на волю.
Итак, образ города в лирике Моррисона необычен, так как, с одной стороны, мы имеем дело с реально существующими городами, с другой - с миром вымышленным, наполненным необычными существами – дьяволами, бесами, кентаврами и страшными чудовищами. Часто упоминается змей, как порочный искуситель. Города обретает черты фантастического пространства с «не-предметами»: природными и астральными явлениями, воздухом, очертаниями рельефа местности, горами, реками, растительностью» [Лотман, 263]. Заметим, что граница между мирами оказывается проницаемой, фантастический мир принципиально безграничен, а потому он захватывает города и районы, причём не только вымышленные, но и реально существующие. Принципиальным в таком случае является вопрос, каковы законы взаимопроникновения одного мира в другой.
2. Принцип бинарных оппозиций в урбанистической лирике Моррисона
Поэзия Моррисона строится на принципе бинарных оппозиций, по-друому, антонимичных противоречий.
Мы можем выделить следующие оппозиции: свой-чужой; реальность-сон; свет-тьма; добро-зло; духовность-инстинкты, порочность-красота, свобода-рабство; владыки-твари; город-рай. Моррисон протеворечив в своей поэзии, но именно это и придает его лирике глубокий смысл. Его творчество - это поток сознания, иррациональный и символичный.
Уильям Кук пишет: "Поэтический стиль Моррисона характеризуется преднамеренной затемненностью смысла, которая служит для выражения работы подсознания,-тенденция, которую теперь обычно связывают с постмодерном или авангардом."
Уильям Кук отметил: "Поэзия Моррисона крайне сюрреалистична, а также крайне насыщенна символами. В ней преобладает ощущение иррациональности, хаоса и насилия. Это впечатление достигается с помощью ошеломляющих сочетаний образов и слов. Из его стихов складывается образ странного мира-пространства, населенного персонажами, сбежавшими прямо из моррисоновского "умственного цирка"..."
Сам Джим Моррисон в своей книге "Владыки" писал следующее: "Город есть круг, зачастую физический, но неизбежно-психический..."Моррисон считает, что город-это не только конкретное место, имеющее географическое положение, в первую очередь, это энергетика, которую он в себе несет, эмоции и отношение к нему человека.
"Поклонение ящерице"-одно из самых знаменитых произведений Моррисона. Поэт особенно ярко описывает свои чувства и переживания. Рок-идол говорит о том, что улицы города полны бездомными львами и снующими псами. Такая метафора позволяет понять нам, что в городе абсолютно нет никакого порядка. Под зверьми поэт, вероятно, представляет людей, которые растеряли все свои человеческие качества. Моррисон сравнивает город с омутом, который наполнен бесами, "холодными рептилиями" по-другому. Столь необычный ассоциативный ряд рок-поэта показывает нам, что город, как рептилия, бесчувственный, скользкий, ледяной.
"Где неземные голоса мы слышим
Незримых обитателей холмов,
Где злобные рептилии кишат
В сухих пещерах и сырых низинах."
Весьма интересно стихотворение поэта-бунтаря "Когда люди задумали строить дома..." . Поэт сравнивает жилища людей с пещерами, в которых они заточили себя, лишили физической и духовной свободы.
"Тебе вряд ли приходилось проходить сквозь зеркала или проплывать сквозь окна. " Такими словами Моррисон обращается к читателю. "Проходить сквозь зеркала" и "проплывать сквозь окна" значит проникать сквозь реальность, за порог бытия. Поэт говорит нам о том, что мы слишком ограничены рамками, мы заточили себя в домах, в пещерах и не пытаемся прорваться на свободу.
Особое внимание следует уделить оппозиции "свой-чужой" в урбанистической лирике Моррисона. Н. К. Нежданова в своей работе говорит о том, что рок-поэты, ощущая дисгармонию в обществе и в мире в целом, акцентируют свое внимание на борьбе двух противопоставленных миров: мира реального и мира идеального. Тем самым, оппозиция "свой-чужой" расценивается рок-поэтами как оппозиция чужого мира миру идеальному. С другой стороны, Н. К. Нежданова считает, что лирический герой в данной поэзии чувствует себя отвергнутым и непонятым. Лишенный гармонии в реальном мире, он противостоит ему, воспринимает мир чужим и дает ему отрицательную оценку.
Лирический герой в поэзии Моррисона также не желает мириться с окружающей его действительностью, он ищет путь в другие миры, критикуя город, расценивая его как мрачный забытый мир.
А. Жуковский в своем труде "Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона" отмечает следующее: "В сознании поэта и его лирического героя современное, злободневное неизбежно ассоциируется с миром «странных», «чужих» людей. Телесные образы ассоциируются с различными проявлениями отчаяния, боли, усталости. Чтобы освободиться от этого угнетающего (но в то же время и являющегося материалом для духовного развития) телесного мира, Моррисон, при помощи поразительных по своей художественной силе образов, предлагает альтернативный путь освобождения..."
В некоторой степени поэзию Моррисона можно сравнить с поэзией американского поэта У.Уитмена. В стихотворении "Приснился мне город..." Уитмен повествует о сне, в котором ему приснился дивный город, "который нельзя одолеть", где любовь и дружба занимают первые позиции, но увы такого города нет в реальности. И Моррисон придерживается подобного мнения: идеальный город может существовать, но лишь в другой, неизведанной человеческим родом реальности. Поэзия лидера "Дорз" очень тесно связана с мифологией. Он увлекался индейской культурой, шаманизмом и
первобытностью. Древние цивилизации, по мнению Моррисона, более чисты и близки к восприятию бесконечности. Ассоциациативные ряды в лирике рок-идола поражают своей непредсказуемостью. Лирический герой чаще всего выступает в качестве наблюдателя. Он - центр, все вращается вокруг него, но в то же время поэт чувствует свою отдаленность от города, город чужд "шаману", собственно, как и сам Моррисон чужд городу.
Так как лидер "Дорз" стремился найти "двери" в бесконечность, раздвинуть границы реальности, мы можем предположить, что на Земле и не существовало такого места, где он смог бы найти свое место. Возможно, разве что остров, лес, местность, расположенная вдали от цивилизации (а значит в традиционном восприятии «чужое» пространство) могли оказывать на Джима хоть частичное положительное влияние.
Город для Джима Моррисона- то не то место, где он хотел бы находиться. Его привлекают "земли необетованные", где-то там за горизонтом, в другой реальности, за границей познания.
Заключение
Знакомство с поэзией Джима Моррисона все больше убеждает в том , что Моррисон - поэт многогранный, обладающий тонким чутьем и своим собственным взглядом на мир. Проанализировав лирику поэта, в частности стихотворения с урбанистическими мотивами, мы пришли к следующим выводам:
Поэзия Моррисона сюрреалистична и весьма необычна. Сложная, хаотична, наполненная иллюзиями, символами, образами, она не сразу поддается пониманию. Но, несомненно, лирика Моррисона достойна внимания и научного изучения.
В своих стихотворениях рок-поэт описывает как реальные города, имеющие географическое положение (Венеция, Лос-Анджелес и др) , так и образные, своего рода "психические" круги (по терминологии самого поэта). наполненные необычными существами – дьяволами, бесами, кентаврами и страшными чудовищами. Часто упоминается змей, как порочный искуситель. Города обретают черты фантастического пространства Граница между мирами оказывается проницаемой, фантастический мир принципиально безграничен, а потому он захватывает города и районы, причём не только вымышленные, но и реально существующие. Автор выражает свое отношение к этим местам, свое настроение и чувства, создает символическую картину. Поэт-шаман абсолютно непредсказуем. Ассоциативные ряды впечатляют читателя, удивляют, где-то даже пугают, но в любом случае производят глубокое впечатление.
Для Моррисона город - это обитель пороков, грязи, лжи и насилия. Ему противно находиться здесь, поэт мечтает вырваться, обрести свободу, найти "седьмую дверь" и прочувствовать бесконечность бытия.
Для создания образа города, Моррисон использует принцип бинарных оппозиций. Таких как свой-чужой; реальность-сон; свет-тьма и другие. Город для лирического героя свой и чужой одновременно. Это и сад, и лес, и омут. Благодаря антитетичности , поэзия Моррисона весьма необычна и парадоксальна, но именно своей парадоксальностью она и поражает читателя, полностью погружая в свою хаотичную атмосферу.
На становление Джима Моррисона как поэта огромное влияние оказали французские поэты Артюр Рембо и Антонен Арто, философ Ницше а также американский поэт Уолт Уитмен. Проблема влияния великих предшественников на мировоззрение и творчество Моррисона может стать объектом научных изысканий.
Список литературы:
Тексты:
1.Джим Моррисон "Владыки" // "Последний проклятый поэт Джим Дуглас Моррисон. [Текст] - Е.:Ультра. Культура. 2005. -208 стр.
2.Джим Моррисон. Сборник "Пустыня" (в переводе К.С.Фарая) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vladivostok.com/speaking_in_tongues/Morris6.html.....
3.Стихотворения Джима Моррисона в переводе Анатолия Кудрявицкого [Электронный ресурс] -Режим доступа:
http://lit.lib.ru/k/kudrjawickij_a_i/jimmorrisonpoems.shtml
4.Джим Моррисон "Ода Лос-Анджелесу" (в переводе М.Немцова)
[Электронный ресурс]-Режим доступа
http://www.vladivostok.com/speaking_in_tongues/MORRIS2.HTM
5. Джим Моррисон "Парижский дневник" (в переводе Л.Гунина)
[Электронный ресурс]-Режим доступа
http://gondola.zamok.net/133/133morrison_2.html
Исследования:
6.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М.М. Бахтин. Эпос и роман. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — С. 180-304.
7.Введение в литературоведение [Текст]: Учеб. Пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 680.
8.Есин А.Б. Время и пространство [Текст] / А.Б. Есин. Литературоведение. Культурология: избранные труды. – М.: Флинта, Наука, 2002. – С. 82 – 97
9.Жуковский А. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона [Электронный ресурс]-Режим доступа
http://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/metaforicheskoe-ponimanie-telesnosti-v-poezii-dzh-morrisona
10.Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] / Ю.М. Лотман // 8.Ю.М. Лотман. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. — С. 285 – 314
11.Малькевич
12."Последний проклятый поэт Джим Дуглас Моррисон. [Текст] - Е.:Ультра. Культура. 2005. -208 стр.
13.Топоров, В.Н. Пространство и текст [Текст] / В.Н. Топоров // Текст, семантика и структура. - М.: Наука, 1983. – С. 227 – 284.
Слайд 2
"Моррисон одновременно и нечестив, и невинен. Он-рок-н-рольный поэт, опасный и высокоинтелектуальный. Никто до него не сочетал в себе подобные качества" -так характеризуется Джим Моррисон в документальном фильме Тома ДиЧилло "The Doors. When you`re strange". И действительно, лидер всемирно известной группы The Doors, один из величайших рок-музыкантов, до сих пор остается одной из самых загадочных и вызывающих бурные споры и дискуссии личностей в истории музыки.
Слайд 3
Джим Моррисон - это поэт, который создает свою собственную реальность. Его поэзия заманивает, гипнотизирует, заставляет "вывернуться на изнанку", начать видеть этот мир не посредством глаз, а прочувствовать его, ощутить. Моррисон хотел стать "дверью восприятия", стремился познать сущность мира. Шаманизм, сумасбродство, возвращение к язычеству, индейские мотивы-все это составляло собой определенный ритуал, поведение Моррисона как на сцене, так и за ее пределами.
Слайд 4
Неоднократно подчеркивалось, что Моррисон создает свой мир, творит свой миф. А. Малькевич отмечает :«Изощренный, насыщенный символами и ассоциациями, апеллирующий к мировому литературному наследию поэтический язык Моррисона не позволяет однозначно трактовать его стихи».
Слайд 5
Стремление понять своеобразие произведений Моррисона, выявить особенности его мифопоэтики явилось причиной выбора темы исследования. Итак, объектом нашего исследования является поэзия Джима Моррисона. Предметом изучения в нашей работе явились урбанистические мотивы в лирике Моррисона. Цель исследования – определить своеобразие образа города в лирике Джима Моррисона
Слайд 6
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1)выявить стихотворения, в которых воссоздается образ города; 2) проанализировать образную структуру этих произведений; 3) отметить своеобразие авторской позиции в изображении города.
Слайд 7
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка системного анализа одного из ключевых образов лирики Моррисона – образа города. Теоретической основой исследования послужили историко-литературные и культурологические труды отечественных и зарубежных исследователей. При анализе пространства и времени особое внимание уделялось работам М.М. Бахтина, , Ю.М. Лотмана, В.Н.Топорова и др.
Слайд 8
Образ города в лирике Моррисона необычен. С одной стороны, мы имеем дело с реально существующими городами, с другой - с миром вымышленным, наполненным необычными существами –бесами, кентаврами и страшными чудовищами. Города обретают черты фантастического пространства. Граница между мирами оказывается проницаемой, фантастический мир принципиально безграничен. Принципиальным в таком случае является вопрос, каковы законы взаимопроникновения одного мира в другой.
Слайд 9
Поэзия Моррисона строится на принципе бинарных оппозиций, по-другому, антонимичных противоречий. Мы можем выделить следующие оппозиции: свой-чужой; реальность-сон; свет-тьма; добро-зло; духовность-инстинкты,порочность-красота, свобода-рабство; владыки-твари; город-рай. Моррисон протеворечив в своей поэзии, но именно это и придает его лирике глубокий смысл. Его творчество - это поток сознания, иррациональный и символичный. Моррисон весьма необычен, он бросает вызов читателю, его стихи несут в себе и глубокий смысл, и некий призыв к действию, к освобождению, к свободному существованию.
Слайд 10
Уильям Кук отметил: "Поэзия Моррисона крайне сюрреалистична, а также крайне насыщенна символами. В ней преобладает ощущение иррациональности, хаоса и насилия. Это впечатление достигается с помощью ошеломляющих сочетаний образов и слов. Из его стихов складывается образ странного мира-пространства, населенного персонажами, сбежавшими прямо из моррисоновского "умственного цирка"..."
Слайд 11
Сам Джим Моррисон в своей книге "Владыки" писал следующее: "Город есть круг, зачастую физический, но неизбежно-психический..."Моррисон считает, что город-это не только конкретное место, имеющее географическое положение, в первую очередь, это энергетика, которую он в себе несет, эмоции и отношение к нему человека. Поэт создает сюрреалистический символический портрет города.
Слайд 12
"Поклонение ящерице"-одно из самых знаменитых произведений Моррисона. Поэт Рок-идол говорит о том, что улицы города полны бездомными львами и снующими псами. Такая метафора позволяет понять нам, что в городе абсолютно нет никакого порядка. Под зверьми поэт, вероятно, представляет людей, которые растеряли все свои человеческие качества Моррисон сравнивает город с омутом, который наполнен бесами, "холодными рептилиями" по-другому. Столь необычный ассоциативный ряд рок-поэта показывает нам, что город, как рептилия, бесчувственный, скользкий, ледяной.
Слайд 13
Моррисон, находясь в поиске, мечтая вырваться из опостылой действительной реальности, и нас призывает поступить так же. В песне "Дорз" " Break on through (To the Other Side)" Моррисон поет следующие строки: The gate is straight Deep and wide Break on through to the other side Ворота Широко распахнуты... Прорвись на ту сторону!
Слайд 14
Особое внимание следует уделить оппозиции "свой-чужой" в урбанистической лирике Моррисона. Герой в данной поэзии чувствует себя отвергнутым и непонятым. Лишенный гармонии в реальном мире, он противостоит ему, воспринимает мир чужим и дает ему отрицательную оценку.
Слайд 15
Лирический герой чаще всего выступает в качестве наблюдателя. Он - центр, все вращается вокруг него, но в то же время поэт чувствует свою отдаленность от города, город чужд "шаману", собственно, как и сам Моррисон чужд городу.
Слайд 16
Моррисон - поэт многогранный, обладающий тонким чутьем и своим собственным взглядом на мир. Проанализировав лирику поэта, в частности стихотворения с урбанистическими мотивами, мы пришли к следующим выводам: Поэзия Моррисона сюрреалистична и весьма необычна. Сложная, хаотична, наполненная иллюзиями, символами, образами, она не сразу поддается пониманию. Но, несомненно, лирика Моррисона достойна внимания и научного изучения.
Слайд 17
В своих стихотворениях рок-поэт описывает как реальные города, так и образные, своего рода "психические" круги (по терминологии самого поэта). Города обретают черты фантастического пространства. Граница между мирами оказывается проницаемой, фантастический мир принципиально безграничен. Автор выражает свое отношение к этим местам, свое настроение и чувства, создает символическую картину.
Слайд 18
Для создания образа города, Моррисон использует принцип бинарных оппозиций. Таких как свой-чужой; реальность-сон; свет-тьма и другие. Город для лирического героя свой и чужой одновременно. Это и сад, и лес, и омут. Благодаря антитетичности , поэзия Моррисона весьма необычна и парадоксальна, но именно своей парадоксальностью она и поражает читателя, полностью погружая в свою хаотичную атмосферу.
Слайд 19
На становление Джима Моррисона как поэта огромное влияние оказали французские поэты Артюр Рембо и Антонен Арто, философ Ницше а также американский поэт Уолт Уитмен. Проблема влияния великих предшественников на мировоззрение и творчество Моррисона может стать объектом научных изысканий.
Слайд 20
Спасибо за внимание!!!
Пчёлки на разведках
Стеклянный Человечек
Рождественский венок
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Одеяльце