Данная презентация позволит нагляднее представить трудоемкий процесс изготовления валенок, совершить виртуальную экскурсию в музей, посвященный валенкам.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 136.5 КБ |
prilozhenie_borisova.doc | 2.68 МБ |
eh_valenki.ppt | 2.95 МБ |
Эх, валенки!
(Из истории пимокатного производства села Бродокалмак
Челябинской области)
Автор:
Борисова Арина,
7 класс, МАОУ СОШ № 15,
Научные руководители:
Меркулова Галина Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
руководитель литературно-краеведческого
музея «Кораблик»
МАОУ СОШ №15:
Вороненко Лариса Николаевна,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №15
Содержание
Введение | стр. 3 |
1.История пимокатного производства на Руси | стр.4 |
1.1. Где, как и когда появились валенки | |
1.2. Этапы изготовления валенок | |
1.3.Носить валенки - дорогое удовольствие | |
2.История пимокатного производства села Бродокалмак Челябинской области | стр.9 |
2.1.Зарождение пимокатного производства в селе | |
2.2.Современная организация пимокатного производства | |
3. Музеи, посвященные валенкам | стр.16 |
3.1. Музей «Русские валенки» в Москве | |
3.2.Музей «Русские валенки» в Мышкине | |
4. Результаты анкетирования «Эх, валенки!» | стр.18 |
Заключение | стр. 19 |
Литература, источники | стр.20 |
Приложение |
Введение
«Нет ничего более исконно русского, чем валенки.
Сохранять их – значит сохранять русскую культуру».
Многие из нас помнят, как когда-то, в детстве, носили зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках? Где и когда они появились? Насколько трудоемок процесс их изготовления? Есть ли музеи, посвященные валенку? Есть производства валенок в нашем родном крае? Нам захотелось найти ответы на данные вопросы. Поэтому мы поставили перед собою цель: изучить историю пимокатного производства. Для ее достижения нам необходимо решить следующие задачи:
Источники, которыми мы пользовались в ходе работы:
Объектом исследования пимокатное производство, предметом исследования: валенки. Всё это обусловило выбор методов исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статей, краеведческой литературы, их обобщение, наблюдение, беседа, работа с фотоматериалами. Погрузившись в материал, мы выдвинули гипотезу о том, что пимокатное производство на Урале развивается. Практическая значимость данной работы состоит, во-первых, в применении собранных и систематизированных материалов по данной теме для краеведов, педагогов города, а также тех, кто интересуется историей края. Во-вторых, работа может быть использована на уроках краеведения и на уроках мировой художественной культуры в качестве регионального компонента. Научная новизна работы определяется выбором объекта изучения, впервые предпринята попытка в обобщении и систематизации материала по данной теме.
История пимокатного производства как теоретическая основа, несомненно, вызывает интерес не сколько у ученых, сколько у людей, увлекающихся историей и желающих знать достопримечательности своего края. Содержательные, яркие сведения о его происхождении, этапах изготовления представлены на страницах газет «Медиазавод» в статьях Инны Нечай «В Бродокалмаке уже более 100 лет существует производство валенок». Емкая и содержательная информация о кустарном и промышленном пимокатном производстве рассказана на страницах книг. Об интересных фактах, связанных с валенками, увлекательно представлено на сайтах музея, основанного в его честь. Главным источником получения информации о пимокатном цехе села Бродокалмак, является статья, размещенная …... Важную роль в нашей исследовательской работе занимает электронная переписка с директором пимокатного цеха с. Бродокалмак Юлией Бачмага
1.ИСТОРИЯ ПИМОКАТНОГО ДЕЛА
1.1.Где, как и когда появились валенки.
Валенки - исконно русская низкая обувь, так прочно вошли в наше сознание, что, кажется, они существуют испокон веков. Широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве».
На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась «пима». В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом.
Есть разные мнения о том, где их родина. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
Другая точка зрения: родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы.
А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».
В 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них: Кукморский валяльно-войлочный комбинат, Ярославская фабрика валяной обуви, Омский комбинат валяной обуви, Калужская обувная фабрика, Егорьевская обувная фабрика.
Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками.
До революции производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии.
Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.
Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.
Вначале было это кустарное производство, в каждой избе своя валяная «фабрика». Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат», смешивая с шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной кислоты. Этот труд был тяжелым ручным, но выгодным.
По данным 1901 года из кустарных промыслов Ярославской губернии самый распространенный – производство валяной обуви. Причем эти производства были сосредоточены в основном за Волгой. Этот промысел существовал в 17 волостях Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами-кустарями. На Ярославщине особым спросом пользовались изделия крестьян из деревни Тимоханово. Умельцы в тайне хранили секреты технологии, передавая их по наследству.
Существовало производство валенок и рядом с Москвой. Более 150 лет назад с южной стороны города Москвы были освоены земли крестьянами и построены деревни Аннино и Качалово.
Примерно через 50 лет местным жителем крестьянином Капустиным Петром Владимировичем в бывшей Московской губернии деревне Аннино Зюзинской волости была организована артель по выпуску валяной обуви.
В 1898 году она называлась "Паровая Фабрика пуховой и фетровой обуви Петра Владимировича Капустина". Продукция фабрики была отмечена высокими наградами и золотыми медалями на выставках в Москве (1908 г.), Генуе (1908 г.), Париже (1919 г.).
1.2.Этапы изготовления валенок.
Процесс изготовления валенок очень трудоемкий. Есть два способа их изготовления: кустарный (ручной) и промышленный (фабричный). И в том, и в другом производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Валенки изготавливают из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требуется около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
Как делают их вручную? Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.
Разрыхленную шерсть складывали в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.
Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.
Лучшие валенки, это те, которые изготовлены ручным способом деревенскими умельцами. Но сегодня их мало. Потому что труд этот неимоверно тяжелый и небезопасный.
В настоящее время получило широкое распространение фабричное производство валенок. Но, следует сказать, что технология производства и ручного, и фабричного изготовления валенок во многом схожи. Разница в использовании машин, которые облегчают работу мастеров.
Промышленное производство независимо от формы производства валенок, можно разделить на 5 основных этапов.
Первый этап- отбивание шерсти с использованием специальных машин: предварительно шерсть моют, сортируют и разделяют по цветам. После машинной обработки получают паутинку.
Далее мастер на глаз отделяет определенное количество шерсти и отправляет ее на 2 прессовальные плиты. Перемещаясь, они сваливают шерсть в мягкий коврик-полотно.
Второй этап - валяние валенок: из полотна вручную делается «голова» валенка, еще раз уплотняют опять на плитах и делают предварительную растяжку, в горячей воде при определенной температуре делают первую валку, обработку в барабанах, вторичную растяжку и вторичную валку.
Третий этап - придание валенкам определенной формы и растяжка: заготовку валенка насаживают на колодку, обдают ее горячим паром в специальном баке, получается почти готовый валенок, но мокрый.
Четвертый этап - сушка: производится в печах в течение 6-ти часов при 100 градусах, делается обеспыливание ворса, чистка.
Пятый этап - сортирование, маркировка по размерам и складирование: определение размера с помощью специального размерника каждого валенка, маркировка, подбор пары на специальном столе, обрезка голенищ пары и сшивка пары, отправка на склад. (Приложение №1)
1.3.Носить валенки - дорогое удовольствие. Первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение, стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.
А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли.
2.ИСТОРИЯ ПИМОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕЛА БРОДОКАЛМАК
2.1.Зарождение пимокатного производства в селе Бродокалмак
Село Бродокалмак старинное, большое, в центре сохранилось много зданий дореволюционной постройки. В одном из таких домов со следами былой красоты и расположился сапоговаляльный цех, о чем извещает выцветшая почти добела вывеска. Производству валенок в Бродокалмаке больше ста лет, предприятие несколько раз меняло формы собственности, переходило от частных владельцев государству и наоборот.
Своими глазами можно увидеть «рождение» валенка в селе Бродокалмак, где производство существует уже более ста лет. Во времена перестройки бродокалмакский сапоговаляльный цех пришел в полный упадок. Индивидуальный предприниматель Юлия Бачмага подняла производство буквально из руин. Здание бывшей начальной школы, в котором расположился цех, нуждалось в реконструкции. Пришлось заново перестилать крышу, латать стены, менять системы отопления и водоснабжения. Работники цеха даже в сезон сидели без зарплаты. В 2002 году образовалось предприятие «Феникс», выпускающее 250 пар валенок в месяц, возобновив пимокатное дело села Бродокалмак. Сегодня здесь успешно трудятся до двадцати селян, а валенки, которые они создают, пользуются большим спросом в области.
А что было раньше? В 18 веке Бродокалмак — это большой волостной центр. В волость входят: Бродокалмак, Карпино, Девятока, Ветродуйка, Заманиха, Осолодка, Тирикуль, Кадкуль, Малая Моска. Волостной центр расположен по обе стороны реки Течи. Основное занятие жителей — земледелие. Кустарным промыслом занимались главным образом не коренные жители, а выходцы из Центральной России и горнозаводских районов Урала. Калмыки, татары, башкиры не были приняты в земельную общину, не имели надельной земли. В основном их нанимали богатые промышленники на поденный труд, пользуясь дешевизной рабочих рук. А их в Бродокалмаке было немало: купцы Брагин, Котов, Нестеров, Башарин, Егоров, Шишкин и др.
Лузины имели гончарные мастерские, Веселовы — серпов, Бабин — овчинные заводы, Нестеров — знаменитые бродокалмакские пряники с изюмом, Шиловы держали пимокатни.
Пимокатное дело Бродокалмака широко известно за его пределами было еще в 19-20 веке, и в настоящее время это ремеслом продолжаются заниматься. В конце 19 — начале 20вв. в с. Бродокалмак овец держали почти в каждом хозяйстве. Вот воспоминание одной из женщин Попковой Раисы Яковлевны: «овец держали до пятнадцати — двадцати. Весной выпускали их на вольный выпас. Овцы уходили на 1-3 км от деревни, не уходя в лес. В сентябре на праздник богородицы, их ловили, для этого сооружали огромный загон и в него сгоняли животных, затем хозяева разбирали своих овец по клеймам и увозили домой. Стригли овец весной, т.к. весенняя шерсть более прочная, длинная, жирная. Шерсть осенней стрижки использовали мало, т.к. связанные из неё вещи при носке сильно скатывались. Из «осенины» катали валенки. После того как овец остригли, руно расстилали на пологе, сушили на солнце, затем сразу перебирали от репья и мусора, т. к., если репей высохнет то потом его сложно убрать. Перебранную шерсть складывали в мешки или корзины и подвешивали в чулан для дальнейшей просушки».
Из воспоминаний Крушиной Елены Михайловна, 1934 г. рождения. В пимокатном цехе работала с 1971 по 1989 г. «Пимокатное дело Бродокалмака широко стало известно за пределами села еще до революции. На всю округу славились частные пимокаты Беспалов Михаил, Шилов Алексей и многие другие. Они катали валенки в домашних условиях, делали все вручную. Особенно ценны были чесанки под галоши: тонкие, белого цвета, их не красили, выполняли на заказ и носили в основном сельские интеллигенты.
С 20-х годов валенки катали в промартели /она размещалась к северу от памятника участникам гражданской и Великой Отечественной войны, где в другой половине размещалась швейная мастерская. Но это был еще не сапоговаляльный цех, а называлось «амбарная работа». Возглавляли пимокатное дело в Бродокалмакской промартели, бригадиры: Стариков Сергей Григорьевич, Апасов Александр Алексеевич, Попков Владимир Александрович, Чистяков Александр Алексеевич. Это сезонная работа. В пимокатке катали и катают валенки, начиная с безразмерки до самого большого размера. Шерсть сдавали клиенты, был договор с Кунашаком, привозили шерсть в обмен на валенки. Раньше катали валенки только на шерсть, сколько сдашь шерсти по весу, такие валенки и получишь. На 38 размер - 1 кг 400 г: на 41 размер - 1 кг 800г.»
Фабричные валенки нужно выбирать на размер больше, со временем они садятся по ноге хозяина. Производство валенок требует серьезных затрат и опыта.
Первый этап производства – механизированный, но все равно очень тяжелый, потому что пыльный и шумный. В большом помещении, где стоят шерстобитная и чесальная машины, трудятся братья Сухоруковы. Мужчины уже не молодые, но зовут их здесь просто Саша и Паша. Шерстобитная машина шерсть разбивает, удаляя грязные элементы.
Так вот добытая в трудах и взбитая шерстяная масса небольшими клочками укладывается братьями в чесальную машину, состоящую из множества валов с тонкими иголками. Пропущенная через тысячи иголок шерсть тонким, мягким, как паутинка, полотном наматывается на исходный большой вал без иголок, с которого легко снимается, взвешивается и отправляется под пресс к настильщице Галине Пименовой. В Бродокалмаке Пименовых семьи три. Видать, катали пимы их предки. Галина спалчивает слегка смоченную шерсть под горячим прессом и таким образом формирует заготовки – шерстяные пласты для будущих валенок.
Сросчицы, всего восемь женщин, сращивают шерсть и делают непосредственно валенки. Говорят, они вкладывают в это дело свою душу и оставляют тепло рук, поэтому изделия ручной работы греют, лечат и их приятно носить.
Светлана Шайнова трудится в цехе 15 лет, а Надежда Гордеева – 35. Они на глаз слепят валенок от «лялечного» до 47 размера. Пласты шерсти укладываются, кропятся водой и при помощи полотнища «пеленаются» и мнутся. И так много раз. В итоге получается гигантский валенок.
Все женщины – приветливые, открытые. Тяжелая работа на ногах в цехе, хозяйство и семьи дома – нагрузка не соответствующая понятию «слабый пол». Но это и есть сама жизнь, в которой остается еще место для здорового юмора и сердечной доброты. Завершающий этап производства состоит из множества операций: сначала огромные пимы прокатывают в катальной машине, после чего они становятся плоскими. На ночь замачивают в кислотном растворе для придания обуви необходимой твердости. Потом валенки стирают в горячей воде. Распаренные валенки вытягивают на специальной машине, а для придания формы вставляют в них колодки и приборы. Мокрые валенки с колодками и приборами внутри сушат в печи двое суток при температуре 80-100 градусов. Затем формы вынимают, а готовые русские сапоги маркируют и отправляют на склад. Технологический процесс изготовления каждой пары валенок занимает четыре рабочих дня. Зная это, цена за пару в полторы тысячи рублей уже не кажется высокой.
Вроде бы процесс завершен, но есть в пимокатном цехе одно новшество. Часть готовой продукции до продажи попадает к вышивальщицам. Одна из них – Татьяна Пименова. Своими умелыми руками молодая рукодельница обычному серому, белому или черному валенку может придать неповторимый вид. Интерес у населения к вычурным этносапожкам возрос благодаря Высокой моде. Красавицы с удовольствием надевают валенцы, расшитые бисером, стразами или цветной шерстью, и щеголяют в них по подиуму. Не хотят отставать и южноуральские модницы, поэтому дизайнерские экземпляры из Бродокалмака не залеживаются на складе. Махом сметают с полок и ярко-цветастый детский ассортимент, тем более что наценку за красоту для детей здесь делают минимальную.
В настоящее время вместе с кочегарами на предприятии работает 20 человек. Работа носит сезонный характер. В зимний период работа оживляется, товар быстро реализуется населению окружающих сел, а также вывозится за пределы Красноармейского района в Курганскую область, Кунашакский район, в Свердловскую область.
В весенне-летний период торговля приостанавливается, валенки становятся невостребованным товаром. Рабочие уходят в отпуск, занимаются ремонтом оборудования и помещения.
2.2.Современная организация пимокатного производства
Как осуществляется здесь пимокатный процесс? Начинаются валенки с трепака. «Это устройство, которое теребит шерсть», — поясняет сотрудница предприятия Светлана Шайнова, устроившая нам экскурсию по цехам. Получившийся полуфабрикат двое рабочих заправляют в огромную шерстобитную машину. Пока шерсть там очищается от колтунов, колючек и другого сора, грохот под сводами цеха стоит невероятный. Наконец, взбитая в пену, ажурная, она накручивается на барабан, по размерам схожий с тем, что прилажен у зерноуборочных комбайнов.
Далее подготовленную шерсть отправляют в цех, где плоские заготовки для пимов — «пластики» — валяют на специальном прессе. Нижняя поверхность пресса устилается тканью, на ней раскладывается шерсть, крышка машины накрывает стол, и благодаря разносторонним движениям двух плоскостей шерсть сваливается в довольно тонкую и очень плотную кошму. Теперь приходит черед ручной работы. Делают ее здесь женщины. На деревянных столах, за десятки лет работы пропитанных жиром овечьей шерсти, они складывают пластики вдвое, а затем начинают обкладывать будущий валенок кусочками шерсти. Этот этап называется «сроска». Шерстяную «скульптуру» не забывают сбрызгивать горячей водой из пластиковых бутылок. Вот уже и очертания сапога видно.…Тогда заготовку заворачивают в кусок плотной ткани так, чтобы получить небольшой «туесок», который полстят, то есть изо всей силы катают и мнут. Через 20 минут валенок невероятного размера, как будто на великана, летит в кучу, что растет посреди цеха. За смену в зависимости от опыта работница делает 5 – 7 пар взрослых валенок. За пару валяных сапог мастерица получает 39 руб. В бригаде девять человек — нетрудно посчитать, что ежедневно мастерская выдает 30 – 40 пар. Немного, однако, новеньких не принимают, хотя желающих, говорят, немало: работы в поселке нет, поэтому даже такая тяжелая нарасхват.
Еще один цех, где работает мужская часть коллектива пимокатного цеха. Атмосфера здесь действительно мужская: много машин и станков, жарко и влажно, как в бане, в воздухе стоит резкий и острый запах овечьей шерсти, кислоты, краски. Заготовки, которые только что мяли или, правильнее сказать, полстили, прокатывают на «козе» — эта машина состоит из нескольких деревянных валов. Затем они отправляются в сетчатую люльку, закрепленную над чаном с кислотой. Там в конце рабочего дня скапливается вся дневная выработка предприятия. Прежде чем разойтись по домам, рабочие опустят люльку в кислоту, там валенки будут томиться до утра, чтобы стать еще плотнее. Утром их вымоют в проточной воде, отожмут между валиками другой машины и отправят в чан с краской. Думаете, на этом все? Не тут-то было, валенки не любят спешки. После того как серые образцы хорошенько проварятся в гуталиновой жиже, их, уже черными, выловят, отожмут, вымоют, опять отожмут.… В результате из гигантских заготовок получатся миниатюрные валенки-маломерки. Мы как люди несведущие, присмотревшись к поленнице, сложенной из них посредине цеха, приняли эту груду за заводской брак. «На самом деле это по-прежнему полуфабрикат», — поясняет Светлана Шайнова. Рабочие сначала на станке, который прозвали «крокодилом» за удивительное сходство с земноводным, растягивают до нужного размера голяшки. На «морду» станка надевается валенок, включают машину, и «челюсти» делают свое дело. Валенки в этот момент еще сыроватые, поэтому и сохраняют пластичность. Голяшки ровно обрезаются, остатки тоже идут в дело — из них режут стельки. Вслед за растяжкой в носок валенка забивается металлическая болванка нужного размера. Десятки таких болванок разложены по размерам в ячейках метр на метр прямо на полу — бери и законопачивай. Обувь с железной начинкой надевается на деревянное полешко и отправляется в сушилку — самокатки готовы.
Несмотря на растущий спрос на валенки ручной работы, назвать бродокалмакский пимокатный цех процветающим предприятием язык не поворачивается. Впрочем, несколько лет назад дела обстояли еще хуже: спрос на валенки был, но предприятие умирало. Тогда это было муниципальное предприятие, придушенное налогами так, что впору закрываться. Последней попыткой сохранить пимокатку стало решение изменить форму собственности на индивидуальное предприятие. Вот тогда у руля встала бывший бухгалтер Юлия Бачмага. До ее прихода руководили самокатным цехом мужчины, тогда ассортимент был стандартным — валенки серые и черные. Даже детские самокатки цветом от взрослых не отличались. «Естественно, первым делом мы начали искать способы расширить ассортимент и разнообразить продукцию. Вот тогда и попробовали украшать валенки», — вспоминает Юлия, доставая фото с первыми образцами расписных бродокалмакских пимов. Судя по изображению, первый блин не стал комом — не пимы, а произведения искусства получились. На голенищах художница нарисовала, а затем расшила бисером природный сюжет — белок на сосновых ветках. Те валенки ушли за 2000 руб. Потом украшением валенок занялась дочь одной из старейших сотрудниц Надежды Гордеевой — Лена. Девушку обучили художественным приемам в Екатеринбурге. Сейчас Лене каждый день выдают несколько пар, которые она и расшивает тесьмой или украшает узорами из цветной шерсти. В кабинете директора на кресле лежит гора «расписных» валенок ее производства. Особенно хороши белые со снегирями на ветках. Ценник на такую продукцию автоматически поднимается на 800–900 руб. от первоначальной цены, но покупатели не скупятся, спрос на веселые пимы стабильный. «Белых валенок у нас тоже раньше не делали, — рассказала Юлия Бачмага. — Выпытать секрет у других пимокатов не получилось. Так что пришлось осваивать технологию методом проб и ошибок. Стоят пимы «для Деда Мороза» дороже, ведь белой шерсти гораздо меньше, чем обычной, серой. Еще делаем сувениры — крохотные валенки, их раскупают как обереги для дома».
Много людей обращаются через сайт пимокатного цеха, просят выслать им валенки по почте. Посылки отправляются во все уголки России, начиная с центральных районов и «до самых до окраин». Партию бродокалмакских валенок нынешней зимой предприятие отправило в Северодвинск Архангельской области и в Ханты-Мансийск.
Реализовывать валенки через розничную торговую сеть затруднительно. Роспотребсоюз однажды изъял из магазина партию бродокалмакских самокаток. Поводом стало то, что валенки в паре не были зеркальным отражением друг друга (все объяснения, что это ручная работа и такое, в общем, микроскопическое несовпадение — их фирменная отличительная черта, не подействовали). В результате самокатки продаются на ярмарках, базарах, высылаются по почте, а вот в супермаркеты народным промыслам вход заказан.
Бойкая рыночная торговля продукцией бродокалмакского цеха обычно идет на выставках в Екатеринбурге и Челябинске (Приложение №4). Кроме пимов Юлия Бачмага обязательно выставляет на ярмарках кошму, стельки и даже жилеты из валяной шерсти. Натуральная овечья кошма на Урале считается полезной для здоровья вещью. Говорят, если полежать на ней после бани, перестают болеть суставы, кашель и простуда испаряются. Стоит кошма скромно, 200–300 руб., стельки обходятся покупателям в 50 руб., а жилеты уходят по 600–700 руб. Почти вся прибыль идет на покупку шерсти, расходных материалов, оплату счетов за электроэнергию, зарплату. Еще надо приобретать дрова для собственной котельной, а это сегодня дорогое удовольствие. По итогам сезона в планах у директора купить отдельный котел для обогрева здания, потому как тепла из котельной хватает только на сушку. Впрочем, творческий подход к делу, который продемонстрировали бродокалмакские пимокатчики, вселяет оптимизм. Без самокаток Урал в ближайшее время точно не останется.
3.МУЗЕИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВАЛЕНКАМ
3.1. Музей «Русские валенки» в Москве открыл свои двери в декабре 2001 года. Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».
При всё возрастающем интересе людей к своей национальной культуре, благодаря разнообразной деятельности, музей приобрёл популярность. Ежедневно музей посещают от 10 до 120 чел. Проводится до 30 экскурсий в месяц. «Русские валенки» – это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок. Ежегодно музей участвует в фестивале «Покупайте Российское» на ВВЦ, в празднике «Валенки на снегу» на Рублёвке, в «Ярмарке ремёсел» в Измайловском кремле. С 2007 года музей является членом Международного Союза музеев. (Приложение №5)
3.2.Музей «Русские валенки» в Мышкине открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году, после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть – теплая, густая – идеально подходящее сырье для валенок. Технология производства валенок практически не изменилась за всю свою историю – валенок буквально лепится из шерсти как из глины. Большая часть процесса требует ручного труда.
Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Многие валенки украшены вышивкой, тесьмой, мехом – над некоторыми работали профессиональные дизайнеры. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки. Высота голенища также может быть самой разной. Есть валенки-игрушки с носами, глазками и ушами. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой.
Самый старый выставленный в музее валенок сделали еще в конце XIX века, и он отлично сохранился. Этот древний экземпляр лишний раз доказывает, что валенки – не только теплая, но и практичная прочная обувь. Конечно, для условий города валенки не очень подходят. В основном из-за агрессивных химических веществ, которыми посыпают и поливают городские дороги зимой. Но для зимних поездок за город валенки – идеальный вариант обуви.
В музее «Русские валенки» можно не только с удовольствием рассмотреть все экспонаты и узнать об их истории, технологии изготовления, но и купить пару для себя или своих близких, а также получить рекомендации по носке и хранению этой уникальной обуви. Гости музея довольно часто приобретают понравившиеся экспонаты, поэтому выставка постоянно меняется, обновляется.
В музее «Русские валенки» можно узнать много интересного о процессе изготовления валенок, о том, как относились к валенкам великие русские государи. Как валенками лечили похмелье, простуду и ревматизм, как по валенкам невесты выбирали жениха. (Приложение №6)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «ЭХ, ВАЛЕНКИ!». Данный опрос был проведен среди школьников (30 ч.) и представителей старшего поколения (25 ч.). На вопрос о том, что такое «пимы», и какие другие названия этой обуви существуют, дети ответили только «валенки» (10 ч.), взрослые же называют и чесанки, катанки, чуни, самокатки (25 ч.). Вопрос о том, носили ли валенки, все однозначно ответили: «да», дети в детстве, взрослые же носят и сегодня в зависимости от погодных условий.
Все отметили (55 ч.), что носить валенки полезно для здоровья, велико влияние валенок на здоровье человека. Взрослые же уточняют, овечья шерсть способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов. Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. А еще валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. А вот вопрос о родине валенок всех застал врасплох, однако, взрослые отметили, что появились они давно, еще в 18 веке.
Все респонденты (55 ч.) отметили, что процесс изготовления валенок трудоемок, по времени мастера тратят от одного дня до недели. О том, какое количество шерсти уходит на изготовление одной пары валенок, никто не знает. О технологии изготовления опрашиваемые дети не знают ничего, один взрослый видел, как их делал родной дед, другие говорят, что процесс трудный, сложный, т. к. слышали об этом, читали, предположили.
А вот вопрос о том, где в нашем родном крае есть производства по изготовлению валенок родители назвали г Куса, село Бродокалмак, утверждают, что было в Коркино, и, конечно, в Челябинске. Вопрос о существовании музея, посвященного валенкам, врасплох никого не застал, все утвердительно сказали, что есть, и, скорее всего, там, где был изобретены первые валенки. И тем более вопрос о том, хотели бы они носить валенки, сделанные с дизайнерской креативностью, взрослые и большая часть школьников ответили утвердительно. (Приложение №7,8). Часть респондентов предложила и ряд фотографий, на которых как подтверждение сказанному, они в валенках. Значит, валенки носили, носят и будут носить. (Приложение №9).
Заключение
Итак, изучение темы привело к следующим выводам:
Литература, источники
Слайд 1
Пимокатный цех села Бродокалмак Юлия Бачмага, директор пимокатного цехаСлайд 2
Рыночная торговля
Слайд 3
Рождественская ярмарка на Урале
Слайд 4
Этапы пимокатного фабричногопроизводства
Слайд 5
Этапы пимокатного фабричногопроизводства
Слайд 6
г. Кунгур
Слайд 7
Музей «Русские валенки» в Москве открыл свои двери в декабре 2001
Слайд 8
Музей «Русские валенки» в Мышкине открылся приволжском городке Мышкин в 2000 году
Сказка об одной Тайне
Заяц, косач, медведь и весна
«Течет река Волга»
Одна беседа. Лев Кассиль
Пчёлы и муха