В данной работе представлена попытка выявить семантическое сходство мотива игры в стихотворениях двух "королей поэтов": Игоря Северянина и алтайского поэта Леонида Мерзликина.
Вложение | Размер |
---|---|
znv_cherepanova_alena.doc | 84.5 КБ |
Международный Фестиваль «Южный полюс» - 2012
Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)
Мотив игры в стихотворениях
Игоря Северянина
и
Леонида Мерзликина
Черепанова Алена, 17 лет
Алтайский край г.Барнаул
Россия
Руководитель работы:
Умрилова Людмила Валерьевна,
преподаватель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 78»
г. Барнаул Алтайского края
2012 г.
Содержание
I.Введение……………………………………………...........................3
II. Мотив игры в стихотворениях Игоря Северянина «Это было у моря…» и Леонида Мерзликина «Ты играла на рояле…»
II.1. Стихотворение «Это было у моря…»……………………………………..4
II.2. Стихотворение «Ты играла на рояле…»…………………………………9
III.Заключение…………………………………………………………….……...11
IV. Список литературы, Интернет-ресурсов……….…………………………..12
V.Приложения……………………………………………………………………12
Актуальность: Игорь Северянин, на мой взгляд, один из самых загадочных поэтов серебряного века. Не могу сказать, что я являюсь его горячей поклонницей, но стихотворение «короля поэтов» «Это было у моря…» - одно из самых любимых мной. Я нахожу его действительно гениальным.
Недавно я случайно обнаружила стихотворение нашего, алтайского поэта Леонида Мерзликина «Ты играла на рояле», которое показалось мне тематически схожим со стихотворением И. Северянина.
Чтобы выяснить, действительно ли это сходство есть или оно навеяно упоминанием имени Шопена в обоих стихотворениях, я решила сопоставить произведения.
Гипотеза: мы предположили, что в стихотворениях Игоря Северянина «Это было у моря…» и Леонида Мезликина «Ты играла на рояле» мотив игры может быть семантически схож.
Цель: сопоставив стихотворения Игоря Северянина и Леонида
Мерзликина, выявить семантическое сходство и
различия мотива игры и связанных с ним образов.
Задачи:
Объект исследования : стихотворения «Это было у моря…» Игоря Северянина и «Ты играла на рояле…» Л. Мерзликина
Предмет исследования: мотив игры и связанные с ним образы: моря, грозы, сна, музыки, граната, мака, шторы.
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества
II.1. Стихотворение «Это было у моря…»
Стихотворение Игоря Северянина «Это было у моря…» было написано в 1910 году, и сразу же вызвало бурю восторга у современников (особенно у современниц). Прошло 100 лет – ситуация не изменилась. И сейчас люди с упоением вчитываются в эти строки.
В чем же секрет успеха этого Творения? Быть может, в его напевности, мелодичности? Или в том глубоком смысле, который таит в себе эта, казалось бы, простая на первый взгляд история? Стихотворение «Это было у моря» Игорь-Северянин посвятил женщине по фамилии Воробьева. После революции она эмигрировала в Финляндию, жила в Керава, писала стихи под псевдонимом Северянка.
Это стихотворение переносит нас во времена храбрых рыцарей и прекрасных дам. Обстановка словно из средневекового любовного романа; она, действительно, волшебно-романтическая: море, башня замка, ажурная пена, похожая на кружево, и главные действующие лица: Королева и паж. Действие перенесено в прошлое, и зачин стихотворения («Это было…»), напоминает начало древней легенды. Образ моря, конечно же, возникает не случайно. Море в мировой культуре – символ безбрежности, простора, свободы, которой так не хватает Королеве, томящейся в башне замка. Это символ неуправляемой стихии, который подчеркивает стихийность происходящего, воплощает собой бурю чувств, захватившую Королеву и пажа. Их чувства под влиянием мелодии Шопена, сонат пажа становятся столь же неукротимыми, как и морская стихия. Во многих культурах море – первичный источник жизни. А ведь жизнь – это Любовь. Море — постоянные динамичные силы, непрерывное движение, постоянная смена образов, жизнь и смерть. Это синоним бесконечности, Времени, Вечности. Кроме того, море считается символом возрождения и бесконечности познания и самопознания. В психологии море ассоциируется с подсознанием. В стихотворении море помогает Королеве и пажу раскрыть свои чувства, познать себя друг в друге.
Очень интересен своей неоднозначностью, на наш взгляд, образ «ажурной пены». С одной стороны, пена, как нечто поверхностное, зыбкое, ускользающее, говорит о недолговечности любви Королевы и пажа. В то же время богиня Любви и Красоты Афродита родилась из морской пены (вот почему пена считается также символом красоты, нежности), а эпитет «ажурная» соотносится с образом кружева. А у этого образа несколько иная семантика. Кружева и сегодня являются символом Дня Святого Валентина не случайно, они тесно связаны с любовью и романтикой. В древние времена, когда короли и рыцари уходили на войну, дамы их сердца дарили им кружева.
Так же не случаен образ городского экипажа. Понятие «город» тесно связано с понятием «цивилизация»: правила этикета, социальные предрассудки, «рамки», за которые нельзя выходить. Это неестественное течение жизни. Цивилизация все подчиняет голосу разума, голос чувства отходит на второй план. Образ экипажа словно подчеркивает контраст естественного и неестественного, природы и цивилизации: на берегу моря с «ажурной» пеной любовь королевы и пажа возможна и даже естественна.
В городе – нет.
Именно здесь на берегу бескрайнего морского простора «в башне замка» Королева играет Шопена. Что может означать башня замка? Несвободу, как раз те самые «рамки», которые сковывают желания королевы, ее естество. Музыка Шопена становится волшебством, способным перенести королеву и пажа в особый, другой мир, где они могут быть свободными в чувствах, где их любви нет ограничений. Пусть это всего лишь игра. Ведь, по большому счету, «весь мир – театр (игра), и люди в нем – актеры».
Чтобы понять смысл этой игры, нужно обратиться ко времени создания стихотворения. Начало XX века в русской культуре было эпохой мистификаций. Жизнь творилась как художественное произведение, а оно, в свою очередь, было отражением жизни богемы - поэтов, писателей, художников. "Художник, создающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору"[1], - писал В. Ходасевич.
Смысл жизни для декадентов-символистов был в том, чтобы ее сыграть! Несмотря на то, что Северянин провозгласил себя эгофутуристом, новым поэтом новой эпохи, он был хорошим учеником символистов, и идеи жизнетворчества, театрализации бытия были ему не только не чужды, но и близки, являлись основой его поэтики.
«И внимая Шопену, полюбил ее паж». Что значит «внимать»? Не просто слушать и слышать. Толковый словарь дает ответ: «Сосредоточить мысли, зрение и слух на чем-либо». Внимать – значит смотреть, слушать и думать. И все это под звуки Шопена. Растворяясь в музыке, унестись в мир свободы, дать волю чувствам, слиться с бескрайним морем… Ведь это так естественно, «просто» и «мило». Именно об этом говорят нам следующие строки: «Было все очень просто, было все очень мило…»
Очень интересна и фонетика стихотворения. В первом четверостишии мы слышим звучание шипящих «ж» и «ш» (аЖурная, экипаЖ, в баШне, Шопен, паЖ). На звуковом уровне мы слышим шипение набегающих волн, разбивающихся о стены башни, где играют Шопена, шепот прибоя, легкое дуновение ветерка…
Переломным моментом взаимоотношений Королевы и пажа является, на наш взгляд, вторая строфа. На фонетическом уровне это подчеркнуто сонорным Р («КоРолева пРосила пеРеРезать гРанат») и «л» (и даЛа половину, и пажа истомиЛа, и пажа поЛюбиЛА).
Случайно ли появляется образ граната? Конечно, нет: ведь в художественном произведении ничего случайного не бывает. Этот экзотический восточный плод обладает богатейшей позитивной символикой. Гранат — древневосточная эмблема солнца, недаром в первом слоге его имени звучит древнеарийское слово «Ра» («Солнце»). С древности гранат считается плодом царей, символом здоровья и плодородия, благосостояния и роскоши. Глубоко символична и структура этого удивительного плода: множество зерен, скрытых под единой оболочкой, навевали античным философам ассоциации с единой в своем многообразии Вселенной. Кроме того, гранат является символом плодородия и изобилия, возрождения и бессмертия, эмблемой сексуальности, любви и брака. В мифологии гранат символизирует бессмертие. Персефона, жертва мрачного Аида, съевшая семь зернышек граната, получила возможность покинуть Царство Мертвых, иными словами, воскреснуть. Одновременно этот чудесный плод явился своеобразным брачным контрактом, согласно которому Персефона две трети года проводила на земле с матерью, а оставшуюся треть — со своим мужем в печальном царстве теней.
В религии древних народов Востока, Греции и Рима столь совершенный фрукт посвящен наиболее почитаемым богам. Как символ плодородия и циклического возрождения природы гранат принадлежит Деметре и Персефоне; как знак эротической любви этот плод достался чувственным красавицам: Астарте, Афродите и Венере; как эмблема брака он находится в заботливых руках Геры (Юноны). Цвет гранатового сока настолько напоминает кровь, что греки уверяли, будто гранат наполнен кровью самого Диониса. Кровь — носитель жизненной энергии, поэтому и кроваво-красный гранат расценивался ими как символ жизни. В Риме гранаты считались символом брака. Благодаря своей пламенной красноте и благоухающему цветению дерево рассматривалось как чувственное изображение любви и брака, сопровождающееся плодородием. Невесты носили венки из веток граната. Помимо этого, гранат считался символом царей: по преданию, корона царя Соломона имела форму граната. Гранат – символ плодородия, изобилия, великодушия, сексуального искушения. Чародеи Востока считали, что главное магическое свойство граната - рождать сильные страстные желания. Именно это мы видим в стихотворении. Но самое интересное, на наш взгляд, то, что именно гранат является плодом с Древа Познания. В Энциклопедии символов Е.Я. Шейниной говорится о том, что Адам и Ева вкусили плод ГРАНАТОВОГО яблока[2]. Таким образом, по нашему мнению, можно считать, что плод граната, «разбудив» чувства королевы и пажа, стал для них своеобразным откровением. Отдав пажу половину граната, королева тем самым «перерезает» все границы между ними и делает их равными. Перед лицом Любви все равны – ведь это так естественно: Любовь стирает все границы. Она наполняется множеством образов. Она вечна и многогранна, непредсказуема, как море, и хрупка, как «ажурная пена», сладка, как гранат, и нежна, как бирюзовая заря. На наш взгляд, в этом произведении воплощением Любви является соната. И паж перестает быть просто пажом: он становится Поэтом, Творцом. А королева – его Музой.
Таким образом, можно говорить о том, что это стихотворение не только о любви. В нем размышления о сущности Поэта, о его Музе, о его творчестве. Поэт-паж-слуга-Творец – создатель сонат, музыки о любви, а с ним в его менуэте его королева, его вдохновительница, его госпожа.
Кульминацией, безусловно, является последняя строфа. Страсть, вспыхнувшая между Королевой и пажом, переворачивает мир с ног на голову: «До рассвета рабыней проспала госпожа…». Не случайно возникает образ грозы: священнодействие, синтез стихий. С одной стороны, это очищающая и возрождающая сила. С другой – разрушительная, сметающая все преграды. Страсть не может не быть грозовою.
Мотив сна («До восхода рабыней проспала госпожа...») тоже является подтверждением того, что это всего лишь игра: королева и паж в действительности не могут быть вместе. Всего лишь на одну ночь все меняется. Но как прекрасна эта игра!
Настанет утро – и все опять вернется на свои места: королева вновь станет госпожой, паж – слугой. Но сейчас-то, ночью, они могут поменяться местами.
Прелесть этого произведения заключается в утонченной простоте и в изящной музыкальности. Важную роль здесь играют повторы слов и целых конструкций, создающие «волнообразную» (подобно морю) композицию, которая, в конечном счете, оказывается кольцевой (заканчивается стихотворение теми же словами, что и началось: «Это было у моря…»), что в очередной раз говорит о вечной актуальности этой простой истории: Любовь стирает все границы, она не признает обычной социальной иерархии.
II.2. Стихотворение «Ты играла на рояле…»
Главным образом стихотворения, на наш взгляд, становится образ музыки Шопена, неразрывно связанный с мотивом игры, возникающим уже в первой строке стихотворения и завершающим его («Ты играла …», «… ты сыграла»). Такая кольцевая (как и в стихотворении И. Северянина) композиция позволяет предполагать, что мотив игры является структурообразующим образом всего стихотворения.
Музыка – самое символическое из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека. Особенность музыки в том, что она разворачивается во времени. Это «звуковой путь»[3] (Е. Шейнина Энциклопедия символов), особый мир. Материальным, осязаемым воплощением музыки в стихотворении становится рояль – «королевский» (дословный перевод) инструмент. Игра на рояле как будто поднимает лирическую героиню до уровня королевы (а это уже связь со стихотворением И.Северянина!)
Музыка – особый мир, живущий по своим, особым законам. Разграничение миров подчеркивается образом шторы, выполняющей роль ширмы, разделяющей реальный мир и мир музыки, где властвует игра: «штора маками цвела».
Мак – символ воспоминания (прошлое), тишины, сна. Выше уже было сказано о прошлом и сне в стихотворении И. Северянина. В народе мак ассоциировался с безграничностью плодородия, бесконечностью звездного пространства (как маковых зерен). Мак считали символом красоты. Коробочка мака напоминает корону (как гранат – формой они схожи) – опять ассоциация со стихотворением И. Северянина. Кроме того, тяжелый аромат мака служит символом забвения, опьянения, экстаза, которые тоже можно рассматривать как атрибуты другого, особого мира.
Таким образом, мы можем говорить о взаимопроникновении и семантическом сходстве образов музыки, шторы и мака как воплощений другого мира, ИГРЫ.
Интересен образ лирической героини: обласканная звуками, она «прельщала (сравнить: «И пажа истомила») и звала».
В стихотворении Л. Мерзликина любовь становится «безумием»: «взгляд безумьем голубя», музыка сравнивается с женским украшением: «Ты, играя мне Шопена, украшала им себя». Музыка способна преобразить, обыкновенное превратить в особенное.
В стихотворении И. Северянина герои тонко чувствуют грань между игрой и реальностью, они понимают и принимают правила игры. Ведущая роль принадлежит Королеве, именно она устанавливает правила игры, превратиться на одну ночь в «рабыню» - ее желание. Паж служит своей госпоже, своей Музе.
В стихотворении Л. Мерзликина правила игры устанавливает тоже лирическая героиня, очень похожая на королеву («Тут тебе не прекословь!»). Лирический герой, как и паж, послушен своей возлюбленной. Но в третьей строфе настроение лирического героя меняется: на смену восхищению, опьянению (образ мака) музыкой и лирической героиней приходить чувство отрезвления и легкой грусти, понимания того, что «в матрешке есть матрешка, и еще матрешка есть». Все не так просто, как хотелось бы: любовь может обернуться простой (хоть и «славной») игрой.
Итак, проанализировав стихотворения Игоря Северянина и Леонида Мерзликина, мы пришли к следующим выводам.
Обоих авторов связывает уже то, что современники называли их «королями поэтов». В их творчестве можно найти «точки соприкосновения», и стихотворения «Это было у моря…» И. Северянина и «Ты играла на рояле…» Л. Мерзликина – яркое тому подтверждение.
Стихотворения связывает мотив игры в любовь, но если у И.Северянина этот мотив лишь обозначен (само слово «играла упоминается лишь раз»), то в стихотворении Л. Мерзликина он определен более явно (слово с корнем «игра» звучит 3 раза). Кроме того, есть множество образов, связанных с этим мотивом игры: мак и гранат, музыка Шопена, море, ажурная пена и штора…
Нет поэтов, повторяющих друг друга, но есть поэты, перекликающиеся друг с другом, слышащие друг друга «через годы, через расстояния». Они словно ведут диалог, хотя их разделяют десятилетия (и даже сотни лет!). На наш взгляд, такой диалог мы услышали, «вглядевшись» в стихотворения Игоря Северянина и Леонида Мерзликина, двух «королей», двух Мастеров.
Список источников информации
Список литературы:
Интернет-ресурсы:
1. http://dugward.ru/library/serebr/hodasevich_konec_renaty.htm
2 . http://festival.1september.ru Тарасова В. Игорь Северянин и мистификации серебряного века
3. http://revolution.allbest.ru Раннит А. Новый Игорь Северянин (К 35-летию литературной деятельности)
Приложения
Игорь Северянин «ЭТО БЫЛО У МОРЯ»
(Поэма-миньонет)
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла - в башне замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа...
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Леонид Мерзликин «ТЫ ИГРАЛА НА РОЯЛЕ…»
Ты играла на рояле.
Штора маками цвела.
Звуки всю тебя ласкали.
Ты прельщала и звала.
Из глуби и постепенно,
Взгляд безумьем голубя,
Ты, играя мне Шопена,
Украшала им себя.
И взгрустнулось мне немножко –
Надо раньше бы учесть,
Что в матрешке есть матрешка
И еще матрешка есть.
Подошла ко мне, припала…
(Тут тебе не прекословь!)
Ах, как славно ты сыграла
И Шопена, и в любовь!
[1] В.Ф. Ходасевич Конец Ренаты http://dugward.ru/library/serebr/hodasevich_konec_renaty.htm
[2] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2001 с.140
[3] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2001 с.476
Зимний дуб
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Какая бывает зима
Хитрый коврик
Ах эта снежная зима
Комментарии
Красивая работа!Глубокая,
Красивая работа!Глубокая, изящная, "ажурная"... И стихи прекрасные, завораживающие. Спасибо!