Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_npk.doc | 338 КБ |
referat.doc | 494 КБ |
Мой казачий род
Михайлова Мария Константиновна
ст.Пластуновская
БОУ СОШ № 5 МО Динской район
5 класс
I.Введение.
Свое выступление я хочу начать словами академика Лихачева: “ Обращаясь к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории”. Чем глубже корни человека, тем сильнее его любовь к дому, к Родине, к земле отцов. Дом – это семья, малая Родина, с которой начинается любовь к родной стране, к Отечеству. Семья в жизни каждого человека играет большую роль. По мнению писателя Л.Жуховицкого, человек, выросший в доброй семье, всю жизнь благодарит ее за радость. Семья – это самые близкие и дорогие люди. Нет в нашей станице Пластуновской ни одной семьи, которая бы не была не связана с казачеством, с его историей, обычаями. Человек не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает казачьих традиций и обычаев:
Добрая слава о казаках распространилась по всему миру:
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
( Дик Николай).
Вот и я задала себе вопрос: “ А что я знаю о казачестве, о родных и близких? ” И оказалось очень мало. Мне кажется, каждый человек должен интересоваться историей своей семьи. Тогда у него появится опора в жизни: он не будет чувствовать себя одиноким. Но мало помнить их имена, необходимо знать и факты их биографии. Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений. Соответственно цели , задачи определяются следующие :выяснить происхождение моей родословной, собрать биографический материал и написать о некоторых моих предках, имеющих интересную биографию. В результате своих расспросов я узнала много интересного о жизни своих родных. Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной. Методы я использовал разнообразные: беседы с родителями, с дальними родственниками, работа с семейными видеоархивами, документами и фотографиями, изучение наград. Материал получился объёмный, поэтому начать я решил с составления родословной по линии отца. И вот что у меня получилось.
II. Родословная семьи Михайловых.
Моя семья носит фамилию – Михайловы. И вот вопрос, откуда она пошла, что означает и какие у нее корни? Существует несколько версий. Основой фамилии Михайлов послужило церковное имя Михаил. В основу же фамилии Михайлов легла его старинная повседневная форма – Михайло. Некоторые Михайловы могут иметь дворянское происхождение. Так, в истории России известен нетитулованный дворянский род Михайловых, ведущих свое начало от Ивана Петровича Михайлова. Другой род происходит от Василия Ивановича Михайлова.
2.1. Старшее поколение.
Мой дедушка Михайлов Александр Иванович (16.12.1948г.р.) и бабушка – Надежда Ивановна (20.05.1950 г.р.), очень любят друг друга.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
(А.Чурбанова).
Они познакомились, когда учились в Механико-технологическом техникуме молочной промышленности ст. Вознесенской. В семейном альбоме бабушка Надя нашла фотографии их свадьбы с дедушкой, как они катались на лошадях. И даже их 30-летний юбилей свадьбы имел двойную радость, потому что родилась я. Вместе они уже более сорока лет. Вся их трудовая жизнь связана с молочной промышленностью. Сначала они работали в Первоуральске после переехали на Кубань, на Родину предков.
Моя бабушка самая лучшая, самая нежная, самая заботлива. Ей 62 года. Но я думаю, что она не старая. Она очень красивая. Карие глаза, мягкие седые волосы и добрая, немного усталая улыбка делают ее еще красивее. Я хочу, чтобы бабушка жила еще долго-долго, чтобы не болела и радовалась жизни.
Ближе бабушки чудесной
Нет подружки у меня!
Мне с бабулей интересно,
Не прожить нам врознь ни дня!
(C.Капутикян).
Рассматривая семейный альбом, мое внимание привлекли старые фотографии. Я попросила бабушку рассказать мне кто это. Когда я слушала ее рассказ, то перед моими глазами прошли страницы истории всей моей семьи.
Мою прапрабабушку, казачку ст. Пластуновской, звали Убогая Акулина Анисимовна – всю жизнь свою проработала в колхозе за трудодни. Ее сын, мой прадедушка Убогий Иван Дмитриевич (23.01.1912 г.р.), был малограмотный, окончил только один класс в начальной школе в 1921 году. Также как и его родители был колхозником. Когда началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт. С 1941 года служил в 885 стрелковом полку. 22 февраля 1942 года он был ранен в правую руку. В феврале 1943 года служил в 545 стрелковом полку, в сентябре 1943 года в 691 стрелковом полку. 4 декабря 1943 года был тяжело ранен в левую ногу, о чем свидетельствует запись в его военном билете. После этого ранения прадедушку отправили лечится домой. У моей бабушки Надежды Ивановны сохранились отцовские награды: медаль “ За боевые заслуги” и юбилейные медали.
Когда завершилась Великая Отечественная война прадедушка вернулся домой в родную станицу к своей жене Ирине Алексеевне(12.04. 1914 г.р.). Всю свою жизнь она проработала тоже в нашем колхозе. Занималась выращиванием тутового шелкопряда и полевыми работами. Прадедушка Иван Дмитриевич тоже работал в нашем колхозе “ Красная звезда “, ездовым на лошадях, потому что он, как истинный казак, очень любил лошадей. В послевоенное время в колхозе не было транспорта. Он возил бревна в колхоз на своей телеге прямо из г. Горячего Ключа. В1959 году в нашей станице проходили съемки исторической драмы “ Хмурое утро “, где мой прадедушка Иван Дмитриевич снимался на лошади, в казачьей массовке. Съемки проходили не только на полях нашей станицы, но и в храме Святого Вознесения Господня. Они прожили с прабабушкой Ириной Алексеевной долгую и счастливую жизнь. У них родилось четверо детей: Галина, Надежда, Алексей и Нина. После этого я перешла с расспросами к дедушке. Моего прапрадедушку звали Михайлов Никита Филиппович (1899 г.р.). Родом он был из закубанской ст. Костромской. Прапрадедушка был человеком трудолюбивым и хорошо работал, держал крепкое хозяйство. За это его признали кулаком, и поэтому отправили в трудоссылку в Свердловскую область на тальковые рудники, где он и умер. О чем свидетельствует запись в Книге Памяти жертв политических репрессий Свердловской области.
Мою прапрабабушку, его жену, звали Мария. Она как верная жена отправилась в ссылку вместе со своим мужем. Мой прадедушка Иван Никитович (18.03.1918 г.р.) также родился в станице Костромской. Со своей женой, моей прабабушкой: Сизовой Валентиной Александровной (17.09.1926 г.р.) он познакомился уже в г. Первоуральске. Мой прадедушка Иван Никитович во время войны работал на Уральском трубном заводе, имел бронь. За хорошую работу был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалями “ За трудовое отличие “, “ За трудовую доблесть “. Они с прабабушкой Валентиной Александровной поженились в Первоуральске, там же родился мой дедушка Саша. Когда дедушка учился в шестом классе, родители вместе с ним вернулись на Кубань, на историческую родину. Жили в хуторе Вольный около города Лабинска на берегу реки Лабы. Там же дедушка окончил школу и поступил в техникум. По окончанию техникума дедушка Саша уехал работать на Урал, оттуда отправился в армию. После армии он приехал на Кубань в станицу Пластуновская и забрал с собой свою невесту: мою бабушку Надю, там они и поженились. Но свадьбу отмечали и в нашей станице, катались на лошадях зимой по улице Красной. Вскоре у них родился мой папа Костя и его брат Эдик.
“ Бабушка, а кто это? ”- спросила я, показывая на пожелтевшую фотографию. А это мой прапрапрадедушка Василий по материнской линии вместе со своим другом”, - ответила моя бабушка.
2.2.Мои родители.
Для меня семья начинается с мамы, потому что ее любовь, ласка и нежность окружают меня с первых дней моей жизни.
“ Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение”. – О. Бальзак.
Мама – это человек, которому можно все доверить, не боясь, что над тобой посмеются. А это очень важ6но! А еще у мамы добрые глаза. Мою маму зовут Анна Викторовна. Она родилась 5 сентября 1980 года в Иркутской области. Когда ей было 8 лет она с бабушкой и дедушкой переехали на Кубань, в нашу станицу. Окончила школу, получила профессию – младший инженер в коммерческой деятельности строительства. Мама очень любит выращивать цветы и овощи. Моя мамочка очень красивая, умная и добрая. Если я заслужила, она обязательно похвалит меня, пожалеет, приголубит. В такие моменты мне еще больше хочется сделать что-нибудь хорошее, чтобы вновь порадовать ее. Я ее очень люблю, и она меня тоже, поэтому мама останется моим лучшим другом навсегда!
У меня есть папа! Папой только с мамой
Спросите какой он? Можно поделиться.
Самый сильный папа, У меня есть папа!
Самый храбрый воин! Все равно, какой он!
Добрый. Умный самый. Лучший в мире папа,
Как не похвалиться, Потому что Мой Он!
Моего папу зовут Константин Александрович. Он родился 10 февраля 1974 года. Я горжусь своим папой! Он умный и талантливый, высокий и красивый, очень сильный. Я похожа на папу. Он очень трудолюбивый. Папа умеет все. По профессии он зубной техник. Папа многое для меня значит. Это самый близкий и дорогой человек. Папа учит нас с сестрой не бояться трудностей и помогать близким людям. Когда я вырасту, то буду ухаживать за папой и помогать ему. Я очень люблю папу.
Мою младшую сестру зовут Даша. Она учится в той же школе что и я, во втором классе. Я ее очень люблю, и когда ее нет рядом, то скучаю.
III. Мои исследования.
До начала исследовательской работы я мало знала о своих предках. Хочу знать о них больше, гордиться ими, хочу написать полную биографию своей семьи. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум до пятого колена. В результате своих расспросов я узнала много интересного о жизни своих родных. А знают ли своих предков учащиеся нашей школы, я выяснила через опрос. Итоги опроса я представила в диаграмме:
1 категория –1 класс,
2 категория – 3-й класс,
3 категория – до исследовательской работы,
4 категория – после исследовательской работы.
Ряд 1 – прапрадедушки и прапрабабушки,
Ряд 2 – прабабушки и прадедушки,
Ряд 3 – дедушка и бабушка.
Исследовательская работа в классе.
Эти данные еще раз подтверждают, что проблема существует. Не растет дерево без корней, нет человека без родословной. Предков нужно знать, их самих, их жизнь, их жизненный промысел. Без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.
IV. Заключение.
Таким образом, изучая свою родословную, я пришёл к следующим выводам:
- важно помнить о тех, кого уже нет рядом, потому что они наша семья, без них не было бы меня. Чем больше рядом с нами тех, кто незримо присутствует в нашей жизни, тем увереннее и крепче наша жизнь. Память о предках, гордость за них не позволяют нам (мне в частности) сломаться в трудных ситуациях.
- Пришло время возврата истинных нравственных ценностей, одной из которых является семья; чем больше счастливых людей, тем благополучнее государство. А одним из залогов человеческого счастья является семья, мир, где тебе всегда рады, где поддерживают друг друга, печалятся и радуются вместе.
- Вечной нравственной ценностью является семья. Именно семья настоящая воспитывает людей, способных выстоять в трудные для них времена, не идти против совести, гордо, с достоинством вынести всё, что выпадет им на долю.
- Я - память своего рода. Но в этом нет моей большой заслуги. Мне досталось жить сегодня, я не имею права сказать «Моя хата с краю», потому что крайнему передаётся всё: и хорошее, и плохое. И весь этот опыт я обязан донести до следующих поколений. В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
(С.Михалков )
Заканчивая свое выступление, я повторяю: “ Я казачка! “
Список использованной литературы
1.Газета “ Трибуна “Газета “ Кубанское Казачье войско “.
2.А.А. Паловцева “ Русский биографический словарь “.
3.Книга Памяти Свердловской области.
4.С.Михалков “ Стихи о Родине. Сборник детских стихов.
6.Военный билет И.Д.Убогого. Этнический казачий журнал
«Казарла № 7 “2012 г
Роль кубанского казачьего хора как носителя традиционной культуры
Толочко Кристина Александровна
Ст.Пластуновская
БОУ СОШ № 5 МО Динской район
7 класс
I. Введение.
Тема данной работы « Роль Кубанского казачьего хора как носителя традиционной культуры» актуальна на сегодняшний день. Национальная идея России, как и любого другого государства –в сохранении традиционной народной культуры.
Говоря о традиционной казачьей культуре в современной обществе, нельзя не упомянуть, об одной из сфер её бытования- фольклорных коллективах. Создание этих коллективах в нашем кубанском краю- это неслучайно. Естественная потребность для любого человека- возрождать, и поддерживать свою традиционную культуру. По
большому счету, дети, их нравственность, духовность, идеалы, традиции, наконец, формируются на песнях, которые поют взрослые. «Песни-то ведь звучат с утра до вечера.
Многие песни нынешнего репертуара хора я слышал в детстве.»,- вспоминает руководитель хора В.Г.Захарченко. «Высокие чувства к любимой, к матери, к родному дому, к Родине – все в этих песнях. Надо давать людям музыку, которая бы оставляла в душе светлое, доброе, возвышала человека. В этом, мне кажется, и есть миссия Кубанского казачьего хора. И моя - как его руководителя».
Однажды в 70-х годах на концерте в Пятигорске подошла ко мне бабушка, попросила послушать и записать песни ее станицы. Горюет: "Умру, и песни нашей станицы со мной уйдут, петь их уже некому. Запишите, Христа ради!" Вот как относились в народе к песне – как к собственным детям. Песни ее я тогда записал, а вот издать их смог только лет через десять, "Песни станицы Кавказской", напетые Анастасией Сидоровой. Приехал в Пятигорск, чтобы найти бабушку, да она уже умерла. А песни остались. Человек ведь от природы тянется к глубокому. Сегодня, чтобы не затеряться в огромном потоке одинаковости, у людей есть желание вернуться к своим истокам, к своему родному, к чему-то вечному и настоящему. А что это? Культура своего народа. Вот почему люди начинают сплачиваться по национальным квартирам и через национальные традиции, культуру ощущают, что они не в одиночестве. И оказывается, что песни наших
дедов о Родине, о смысле жизни близки многим. Как и идейные позиции казачества, на которых стоит Кубанский казачий хор: "За веру и Отечество!"
Цель данной работы является объективное рассмотрение деятельности Кубанского казачьего хора как носителя традиционной казачьей культуры. Соответственно цели, задачи определяются следующие: во-первых, рассмотреть историю хора; во-вторых, выявить влияние Кубанского казачьего хора на традиционную казачью культуру в современном обществе. Все, что происходило с казачеством на протяжении его истории, отражено в казачьих песнях.. Этот легендарный коллектив завоевал любовь многих поколений русских людей. и помогает современным казакам найти подлинную национальную идею.
Мы должны осознавать, что против русского народа ведётся хорошо спланированная война ,имеющая целью его уничтожить. Но пока будут на Кубани такие люди, как В.Г.Захарченко и его Кубанский казачий хор мы сможем противостоять своим идеологическим врагам.
Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения.
II. Из истории Кубанского казачьего хора
Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями, подчас драматическую, двухвековую историю своего развития. Его летоисчисление начинается с 1810 года, когда просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора "для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви". Более ста лет (1811-1921 гг.) Кубанский войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные произведения Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Львова, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Шуберта, Моцарта, русские и украинские народные песни в обработке М. Бибика, А. Бигдая, Г. Концевича. В 1921 году в связи с социальными потрясениями и экономическими трудностями в стране деятельность хора была прекращена. Но в общественном сознании кубанцев жила неистребимая потребность в художественном выражении своих гражданских и эстетических идеалов, патриотических устремлений. И в 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нем появилась танцевальная группа, и коллектив был переименован в "Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков". Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Один из последних регентов Войскового певческого хора и первый художественный руководитель Кубанского казачьего хора Г. Концевич восторженно приветствовал его возрождение: «Будущее хора, несомненно, блестяще! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Г. Концевич не ошибся! Ибо как истинный патриот и талантливый музыкант он глубоко знал богатейшие и неисчерпаемые возможности народной казачьей культуры Кубани. И хотя в истории Кубанского казачьего хора еще были взлеты и падения, высокие достижения и периоды безвременья и молчаний, главное Г. Концевич предвидел: Кубанский казачий хор сегодня - один из лучших художественных коллективов России. Кубанский казачий хор в его современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году (художественное руководство коллективом было поручено тогда заслуженному деятелю искусств С.А. Чернобаю). Уже в 1971 году приходит первое международное признание - хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди. В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд. Как известно, основное население современной Кубани составляют потомки казаков - переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Тульской, Воронежской, Курской и других губерний России.
Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры (русской и украинской), которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные пределы Государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, их бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой их жизни: "За Веру, Волю и Отечество!". Песни казаков насыщены активной ритмикой, они "героизированы", приспособлены к условиям пешего и конного марша. В них слышна хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская «тоска веселая» (Есенин). В Войсковом певческом хоре было два оркестра: духовой и симфонический. О таких возможностях, позволяющих исполнять классический репертуар, руководители нынешнего состава хора теперь только мечтают. Зато в XX веке появилось то, чего не было в прошлом: в коллективе ярко и вдохновенно зазвучали женские голоса, стала развиваться хореография. Казаки восприняли черкесский (адыгский) костюм (папаха, бурка, сабля и т.п.) – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, разлет рук, фантастический «гарцующий» ход мужчин на пальцах и полупальцах (как мощное устремленное тело коня на тонких и стройных ногах). Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика (пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т.п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание. («На кордоне», «Молодычка», «Ковал кузнец казачью шашку», «Кавказская сюита», танец некрасовских казаков, «Крыло», «Встреча Казаков».Талантливо и профессионально поставленные танцевальные номера значительно украсили и расцветили концертные программы, сделав их полней и зажигательней. Так называемый «балет» Кубанского казачьего хора сегодня стал одним из лучших народных танцевальных коллективов страны. По своей хореографической лексике коллектив не похож ни на один ансамбль подобного рода. Главное в танцах хора – историческая и этнографическая достоверность, фольклорная самобытность, правда национального характера.С танцевальной группой Кубанского казачьего хора работали настоящие звёзды хореографического искусства Юга России, такие балетмейстеры, как заслуженный деятель искусств Республики Кабардино-Балкария Григорий Гальперин, народный артист России Николай Кубарь, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Модзолевский. Поставленные ими номера до сих пор не сходят со сцены и радуют зрителей уникальной пластикой, силой и мощью казачьего характера.
Много лет назад пришёл в коллектив талантливый танцор Валентин Захаров. Теперь он заслуженный артист России и вместе с Еленой Арефьевой умело руководит обновившимся составом танцевальной группы хора, попасть в которую считают за честь многие молодые артисты народного жанра. Впрочем, есть солисты, которые успешно сочетают в себе и вокальные, и хореографические данные. Что ж, было бы желание – в кубанских станицах так и повелось: казаки и петь, и плясать мастера! Украшением новой программы танцевальной группы Кубанского казачьего хора стали яркие, оригинально выстроенные хореографические номера, среди которых немало премьерных постановок: «Скамейка», «Хуторская полька», «Казачья – лейб-гвардейская». С неизменным успехом покоряют зрителя уже хорошо известные танцевальные сюиты «Казачий пляс», «Гулянье в кубанской станице», «Из-за гор-горы едуть мазуры», «Наурская» и другие искромётные, легко и талантливо исполняемые хореографические композиции. Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии и Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии.
Песни в исполнении Кубанского казачьего хора заряжают слушателей своей активной энергетикой и глубиной чувства. Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта Кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории. Не «лакированной картинкой», а простой человеческой правдой входит в концертный зал народное искусство Кубани. И правда эта убеждает и захватывает. Пресса подчеркивает, что встречи с хором приносят «неповторимые минуты общения с глубокой историей России, с чудом искусства» («Фигаро», Париж). Париж трудно удивить… Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащий с дерзостью. Это грандиозное зрелище! Казаки вновь завоевали Париж» («Ницца Матэн», Франция). «Искусство танцоров выше всяких сравнений. Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов завораживают самых искушенных ценителей» («WAZ», Германия). «Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора, блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора…» («Вечерний Киев»).Всё это не было бы возможным без активной организующей роли генерального директора и художественного руководителя ГНТУ «Кубанский казачий хор», художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, который возглавляет коллектив с 14 октября 1974 года. Кстати, именно на Покрова Святой Богородицы в 1811 году состоялось первое выступление Войскового певческого хора, преемства истории и традиций которого в современном хоре добился со временем Виктор Гаврилович.
III. Роль Кубанского казачьего хора как носителя традиционной культуры
За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня «Ты, Кубань, ты наша Родина» на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен («За Кубанью огонь горит», «Ихалы казаченьки»), величаво-печальных песен-дум и баллад («Думы мои», «Заповит» на стихи Т. Шевченко, «Провожала маты сына у солдаты»), грустных лирических песен («Вэчир на двори», «Ой, на гори сидела пара голубей», «Ой, там у саду»).
Шуточные казачьи песни в исполнении Кубанского казачьего хора («Як служив я в пана», «Ой, мий мылый варэнычкив хоче», «Булы в мэне у комори гроши» и многие другие) всегда связаны с элементами игры, состязания, залихватского танца, забавных реплик. В этих песнях Кубанский казачий хор всегда показывал блестящий пример эмоциональной открытости, раскованности и правды сценического поведения, правды народного характера. Подлинным шедевром народной музыки является в программе Кубанского казачьего хора оригинальный кубанский вариант песни "Роспрягайтэ, хлопци, конэй", записанной в станице Дядьковской. Динамическая устремленность ее размашистого ритма, широта и чувственная открытость напева перекликаются с подобными чертами знаменитой во всем мире русской "Калинки". Не случайно песня "Роспрягайтэ, хлопци, конэй" стала своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора. Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в московских и екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку ("Благословлю Господа на всякое время", "Похвалу принесу" Д. Ростовского, "Христос Воскресе" В. Захарченко, "Сподоби, Господи", "Взбранной воеводе", духовный стих "Бедная птичка в клетке сидит", записанный В.Захарченко от его матери Натальи Алексеевны). Рождественскую и Пасхальную службу 2008 года в храме Донского монастыря в Москве также сопровождали солисты Кубанского казачьего хора. На участие в церковных богослужениях их ещё в августе 1995 года благословил сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Пожалуй, таким правом обладает пока единственный светский коллектив. Одним из новых направлений современной репертуарной политики хора стало обращение к классической музыке. Впрочем, это было свойственно и дореволюционному периоду в истории Войскового певческого хора, когда в его составе был даже симфонический оркестр. На столетие коллектива в 1911 году в его исполнении звучала симфония П.И. Чайковского «1812 год». Не случайно теперь с оркестром хора всё чаще на сцену поднимается и инструментальный камерный ансамбль «Благовест». Виктор Гаврилович любит и хорошо знает классику. Его кумиром является великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, на репетициях которого ему лично доводилось присутствовать. Великолепным украшением нынешних концертов Кубанского казачьего хора стал романс из Музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» на стихи Дениса Давыдова, а также другие хоровые произведения композитора. Всемирноизвестный российский альтист и дирижёр Юрий Башмет назвал Кубанский казачий хор единственным на сегодня народным коллективом, который может свободно составить конкуренцию любому исполнителю классической музыки. А Дмитрий Хворостовский уже осуществил свою мечту спеть с Кубанским казачьим хором. В 80-е годы прошлого столетия на базе Кубанского хора по инициативе В.Г.Захарченко начинают действовать Научно-исследовательский центр фольклора и этнографии, Детская экспериментальная школа народного искусства, Центр народной культуры Кубани, объединённые позже в Государственное научно-творческое учреждение «Кубанский казачий хор». Со временем в него вошли такие творческие коллективы-спутники хора, как ансамбль казачьей песни «Казачья душа» и камерный инструментальный ансамбль «Благовест». Многие бывшие солисты хора и балета создали собственные оригинальные коллективы, которые составляют теперь славу исполнительского искусства Краснодарского края и Юга России. Отделом фестивалей ГНТУ «Кубанский казачий хор» и дирекцией Концертного зала Кубанского казачьего хора организуются в крае с десяток различных музыкальных и православных фестивалей, некоторые из которых, как, например, фестиваль детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок» получили Всероссийский статус.
Всё это не было бы возможным без активной организующей роли генерального директора и художественного руководителя ГНТУ «Кубанский казачий хор», художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, который возглавляет коллектив с 14 октября 1974 года. Кстати, именно на Покрова Святой Богородицы в 1811 году состоялось первое выступление Войскового певческого хора, преемства истории и традиций которого в современном хоре добился со временем Виктор Гаврилович.
III. Заключение.
"Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива... Я очарован Кубанью и кубанцами".
Виктору Захарченко удалось создать высокопрофессиональный коллектив единомышленников. Кубанский казачий хор - это созвездие талантливых певцов и танцоров, каждый из которых предстает на сцене неповторимой личностью. Каждый из них вкладывает свой талант и душу в неповторимое художественное действо, имя которому - Государственный академический Кубанский казачий , который способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения. Не зря 2008 год проходил под знаком 70-летнего юбилея В.Г.Захарченко, потому что именно художественным руководителем была открыта школа для одарённых детей в городе Краснодаре, которая носит его имя, а при Кубанском казачьем хоре работает Центр по изучению традиций, ремёсел Кубани. И наконец, в 2011 году коллектив Кубанского казачьего хора встретил своё 200-летие.Так пусть народная музыка, особенно кубанская песня всегда звучат в наших домах! "Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, - говорит композитор. - Эти песни должны помогать нам из духовно разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину". Песня-душа народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2. Гуманитарное образование в России. А.А.Кредер.
«Центр гуманитарного образования». Москва 1998 г.
2003 г.
5. Департамент Культуры Краснодарского края, Краснодар 2005
6. Из истории Кубанского казачьего хора. Материалы и хроники.(под.ред. В.Г.Захарченко)
Загадка Бабы-Яги
Девочка-Снегурочка
Проказы старухи-зимы
Денис-изобретатель (отрывок)
Фокус-покус! Раз, два,три!