Материал может быть использован при изучении творчества М Цветаевой
Вложение | Размер |
---|---|
koncept_doma_v_tvorchestve_m._cvetaevoy.docx | 52.09 КБ |
XVI районная научно-практическая
конференция учащихся
Секция: Русский язык и литература
Тема: «Концепт дома в творчестве М. Цветаевой»
Выполнил:
Шершнева Ольга Владимировна,
МБОУ «Лицей №34», 10 класс
Руководитель:
Егорова Светлана Николаевна
г. Новокузнецк, 2013
Содержание
Цель
Задачи
Актуальность
Объект исследования, предмет исследования, методы исследования
Теоретическое понятие определения «концепт»
Семантика слова дом и толкование его внутренней формы
Концепт дома в творчестве Цветаевой
Выводы
Введение
В рамках современной научной парадигмы особый интерес представляет термин «концепт». В России к изучению концепта вернулись только в конце 20 века. Сейчас в лингвистической науке с этим понятием работают многие исследователи и ученые. Так, например, Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, Н.Н.Болдырев, Г.И.Берестнева, Г.А.Волохина, Е.С.Кубрякова, З.Д.Попова, Б.С.Степанов, Н.А.Стернин, В.Н.Телия, Е.А.Тырышкина, А.П.Кострикина и др. Каждый из них рассматривает проблему разных видов концепта.
В последнее время обсуждается вопрос о количестве концептов. Если А.Вержбицкая фундаментальными для русской культуры считала всего три концепта («Судьба», «Тоска» и «Воля»), то Ю.С.Степанов пять - «Вечность», «Закон», «Беззаконие», «Любовь», «Вера». Тырышкина Е.А. в статье «Концептуальная диада «жизнь-смерть» и её языковое воплощение в художественном дискурсе» рассматривает культурные базовые концепты сознания «жизнь» и «смерть», в которых показывает динамику изменения семантического объема концепта от словаря до дискурса. В общем же счете мы встретим число концептов до несколько сотен.
Все концепты можно разделить на следующие группы:
1. Мир - пространство, время, число, родина, туманное утро, зимний вечер;
2. Стихии и природа- вода, огонь, дерево, цветы;
3. Представления о человеке – новый русский, интеллигент, гений, дурак, юродивый, странник;
4. Нравственные – совесть, стыд, грех, правда, искренность;
5. Социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война;
6. Эмоциональные – счастье, радость;
7. Мир артефактов- храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча);
8. Концептосфера научного знания – философия, математика;
9. Концептосфера искусства- архитектура, живопись, музыка, танец.
К настоящему времени исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов: это и теория профилирования, предложенная Е.Бартминским, и теория вертикальных синтаксических ролей, разработанная С.М.Прохоровой, и теория концептуального анализа для выявления глубинных, эксплицитно не выраженных характеристик имени - гештальтов, предложенная Л.О.Чернейко и В.А.Долинским, и теория вертикального контекста О.С.Ахмановой и И.В.Гюббенет.
Цель данной исследовательской работы заключается в изучении системы концепта дома в творчестве М. Цветаевой.
Задачи: 1. 2.Выделить и раскрыть концепт дома в лирике М. Цветаевой; 3.Систематизировать найденные образы домов с целью составления полной картины видения; 4. Проанализировать концепт дома в творчестве М. Цветаевой и определить, из каких элементов и при помощи каких выразительных художественных средств поэту удалось акцентировать в своей поэзии данные образы, которые непросто застывший пейзажный фон, а живые, действующие, горячо реагирующие на судьбы людей, события истории, образы.
Актуальность настоящего исследования обусловлена устойчивым интересом лингвистов к лингвокогнитивному и лингвокультуролоческому анализу концептов человеческого сознания, занимающих особое место в научной парадигме.
Объект исследования: концепт дома.
Предмет исследования: моделирование мотивов дома с помощью концепта.
Методы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление
Основная часть
Теоретическое понятие определения «концепт»
Прежде чем, рассматривать концепт дома в поэзии Цветаевой, давайте выясним, что же такое «концепт»?
Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю.М. Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека». Но, с другой стороны, концепт- это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходима и выделяемость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но, зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты.
Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.
Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.
Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.
Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.
К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.
Первый подход, представителем которого является Ю.С.Степанов, при рассмотрении концепта большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Следовательно, концепт- это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Он представляет концепты как часть европейской культуры «в момент их ответвления от европейского культурного фонда и фона». Они занимают ядерное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальным. При таком понимании термина «концепт» роль языка второстепенна, он является лишь вспомогательным средством – формой оязыковления сгустка культуры, концепта [Степанов, 1997, с.40]. Ю. С. Степанов утверждает, что «концепты не только мыслятся, они переживаются. Они – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [Степанов, 1997, с.42].
Второй подход (Н.Д.Арутюнова и её школа, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев и другие) к пониманию концепта представляет семантику языкового знака единственным средством формирования содержания концепта.
Сторонники третьего подхода-Д.С.Лихачев, Е.С.Кубрякова и другие, считают, что концепт не непосредственно возникает из знания слова, а является результатом столкновения знания слова с личным и народным опытом человека, то есть концепт является посредником между словами и действительностью. «… Многие филологи разделяют точку зрения, что «концепты возникают в процессе построения информации об объектах и их свойствах… концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому… способствуют обработке субъективного опыта путем подведения информации под определенные выработанные обществом категории и классы» [Кубрякова, с.90].
Интересная теория концепта предложена Ю.Д.Апресяном. Он основывается на следующих положениях:
1.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира; выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается языком всем носителям;
2.
Свойственный языку способ концептуализации мира отчасти универсален, отчасти национально специфичен;
3.
Взгляд на мир «наивен» в том смысле, что он отличается от научной картины мира, но это не примитивные предложения.
Р.Джекендорфф понимал концепт как семантическую часть речи - концепт объекта и его частей, движения, действия, места или пространства, времени, признака.
В.И.Карасик и Г.Г.Слышкин исследовали концепт и утвердили, что он - условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры.
Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.
Семантика слова дом и толкование его внутренней формы
В русском языке лексема дом не только обозначает постоянное, а не временное жилье, но и материализует идею родства по месту «сидения», которое с некоторых пор становится столь же важным во взаимных отношениях между людьми, как прежде род.
Именно дом стал исходной точкой общности, то есть близости по роду (в пространстве, а не во времени). Отсюда возникло и дальнейшее развитие семантики слова дом.
В словаре В. Даля представлены такие значения: 1) ‘строение для житья‘; в городе, жилое строение; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством, крестьянский дом, изба; южное хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий в деревне, усадьба; маленький и плохой, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка, уменьшительно домец, домик, домок, домочек; домишка, домишечка; увеличительно домина, домища. Держать дом ‘вести хозяйство‘, распорядок. Открытый дом ‘хлебосольный‘… 2) ‘семейство, семья, хозяева с домочадцами‘; 3) ‘род, поколение‘, говоря о владетельных или высоких особах; 4)кстр., твр дом говорят вместо домовина, домовище, ‘гроб‘ [Даль, 1, с. 465-467].
В СРЯ слово дом зафиксировано в следующих значениях: 1)‘здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий‘; 2)‘жилое помещение, квартира, жилье‘; 3)‘семья, люди, живущие вместе одним хозяйством‘; 4)‘династия, царствующий род‘; 5) чего или какой ‘культурно-просветительское, научное, бытовое государственное учреждение, а также здание, в котором оно находится‘; 6) устар ‘заведение, предприятие‘ [ССРЯ, 1, с.425].
Главный семантический признак, характерный для основного значения лексемы дом– ‘постоянное, а не временное жилье‘– словарями не отмечается.
Однако, Л. А. Капанадзе отмечает, что в противоположность лексеме времянка, общее значение которой ‘нечто временное‘ (одно из конкретных – ‘временный дом‘), которая требует конкретизации в семантическом плане, лексема дом в такой конкретизации не нуждается [Капанадзе, с.453-454]. Это связано с тем, что признак ‘постоянный‘ уже заложен в семантике слова дом.
В Колесов отмечает, что слово дом «ничего и не значит, как просто ‘дом‘, и потому сложно определить исконный смысл корня. Так как дом – жилье вообще, всякое жилье, то слово дом и стало родовым обозначением жилья, а также всего, что в нем находится» [Колесов, 1986,с.194].
Н.М. Шанский по поводу этимологии слова дом замечает, что «основное и первичное значение слова дом– ‘здание, строение‘. По своему происхождению это слово такое же отглагольное. Как и указанные синонимы (строение– от строити, здание– от зъдати ‘строить, создавать‘). Правда образовано оно от исчезнувшего глагола и без помощи суффикса.
Дом – жилое пространство человека, символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Дом противопоставлен внешнему миру, входя в бинарную оппозицию ‘свой – чужой‘ [СД, с.116]. «Отношение к «чужому» может быть настороженно-ожидающим, требующим проверки, размышления, неторопливого вырабатывания правильного решения, и, пока оно не достигнуто, к «чужому» присматриваются, его учитывают, но с ним сознательно не хотят сближаться» [Топоров, 1989, с.13].
Общее пространственное противопоставление ‘своего‘ ‘чужому‘ выступает в разных частных оппозициях, основной из которых является противопоставление между домом и не домом (лесом – в широком смысле). При этом само пространство дома получает явно мифологическое осмысление [Байбурин, с.112]. последнее является одним из проявлений концепта.
Концепт дома в творчестве М. Цветаевой
Интерес к литературе первой волны русской эмиграции, усилившийся в последние десятилетия, вполне закономерен: с утратой нравственных и духовных ориентиров, многочисленными случаями отъезда наших соотечественников за рубеж вопросы родины и изгнания, дома и бездомья оказываются в центре внимания как исследователей, так и широкой читательской аудитории: в словах давно ушедшего поколения, во взгляде из эмиграции чувствуется та правда об истории, в которой так нуждается современное общество.
Несомненный интерес с этой точки зрения представляет особый художественный мир М. Цветаевой, одной из самых противоречивых и самобытных поэтесс, оставившей яркий след в русской литературе начала ХХ века.
Литературное наследие М. Цветаевой стало предметом изучения в ряде фундаментальных и исследовательских работ как в лингвистическом (Н.Г. Бабенко, И.Ю. Белякова, Н.Г. Гольцова, В.В. Жильцова, Л.В. Зубова, И.П. Оловянникова, О.Г. Ревзина, О.И. Северская, Д. Таубман, К.Э. Штайн и др.), так и в литературоведческом аспекте (В.Ю. Александров, С.А. Безменова, С.А. Гаспаров, Т.Н. Гурьева, С. Ельницкая, О.А. Клинг, Е.Б. Коркина, Г.Т. Петкова, А.А. Саакянц, М.В. Серова, Е.К. Соболевская и др.).
Вместе с тем, несмотря на неугасающий интерес ученых к творческому наследию этого автора, когнитивный аспект поэтического наследия М. Цветаевой в литературоведении остается на периферии исследовательских интересов. Разделяя мнение доктора филологических наук, профессора О.В. Резник, считаем, что использование концепт-анализа в литературоведении позволяет не только определить индивидуальную мировоззренческую позицию автора, но и «структурировать самый разнообразный материал, описать специфику индивидуально-авторского мироощущения, реализованного в тексте» [1: 93].
Цель статьи – исследование контекста реализации концепта «дом», выявление ключевых субконцептов в поэзии Марины Цветаевой.
Данный концепт включает в себя следующие микрополя:
1) ДОМ-жилище:
а) ДОМ - жилое пространство, воспринимаемое как целый мир
б) части ДОМА
в) пространство вокруг ДОМА, включаемое М. Цветаевой в ДОМ
г) мебель и атрибуты ДОМА
д) бытие, жизнь в ДОМЕ; любовь; одиночество; творчество
2) ДОМ-семья:
а) термины родства и лексемы, номинирующие процесс породнения
б) имена
в) обитатели ДОМА
3) ДОМ-здание
4) ДОМ-анти-дом
Дом в значении «жилище», «защищенное, укромное пространство» в творчестве М. Цветаевой раннего периода (1906-1914) эксплицитно реализуется в стихотворениях «Наши царства» (1909-1910), «Книги в красном переплете» (1908-1910), «Домики старой Москвы» (1911), поэме «Чародей» (1914) и др.
Родительский дом для лирической героини – «рай детского житья», «золотые времена», где царит атмосфера любви и понимания, где верные друзья-книги открывают девочке-подростку целый мир. В стихотворении «Книги в красном переплете» читаем:
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой Дома!
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий
Мир детства – это не только царство «вечных» книг «в потертом, красном пререплете», но и чарующие звуки музыки, с детства окружающие лирическую героиню: Шуман, Григ, Кюи. Книги и музыка - две важные духовные составляющие концепта «дом» в значении «защищенное, закрытое, обжитое пространство». Родительский дом для юной поэтессы – это детская, передняя, гостиная, кабинет, «манящий зал» (зала), мезонин «всегда весенний, золотой».
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая
«Душа и имя» (1911-1912)
Прыжками через три ступени
Взбегаем лесенкой крутой
В наш мезонин — всегда весенний
И золотой.
«Чародей» (1914)
Несущие яркую эмоциональную окраску эпитеты «весенний», «золотой» создают атмосферу покоя, безмятежного счастья, романтического мировосприятия. Границы этого защищенного пространства четко очерчены: ворота, дверь, «синие окна», ставни, свой порог. Притяжательные местоимения «свой», «наш» («наш старый дом», «свой порог») актуализирует оппозицию «свой - чужой». «Чужое» находится вне границ родительского дома.
Иль кто-то держит путь обратный
— Уж наши руки стали льдом —
В завороженный, невозвратный
Наш старый дом.
Вещный мир родного дома как обжитого пространства – это люстры, лампа, стул, кровать, диван, шкаф, чучело филина «с лицом кота», зеркала. Такие предметы, как книги, клавесин, рояль свидетельствуют о насыщенной духовной жизни его обитателей:
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах.
С реализацией концепта «дом» как пространства, населенного людьми, встречаемся в стихотворениях «Маме» (1907-1910), «Мама за книгой» (1910), «Мама на даче» (1910), «Мама в саду», «После гостей» (без даты), «За книгами» (1909-1910), «Колыбельная песня Асе», «В сонном царстве» (без даты), «В пятнадцать лет» (1911) и др. Это люди, живущие одной семьей, - мать, сестра, отец, родители, старшие (няня, экономка).
Спи, царевна! Уж в долине
Колокол затих,
Уж коснулся сумрак синий
Башмачков твоих.
«Колыбельная песня Асе»
"Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?"
Я большая,- мне семь лет,
Я упряма,- это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
«За книгами»
Мама сережки сняла, — почему?
И отстегнула браслеты,
Спрятала в шкафчик конфеты,
Точно в тюрьму.
«После гостей»
Родительский дом детства и отрочества двух сестер Цветаевых – это место внутренней свободы, своеобразный мир со своими ценностями, традициями, понятными только обитателям этого дома. Вряд ли для кого-то из посторонних может быть интересен «ворох тетрадок», «полчище шарманок, картонных кукол и зверей, полуобгрызанных баранок, календарей, неописуемых коробок, с вещами не на всякий вкус, пустых флакончиков без пробок, стеклянных бус» (поэма «Чародей», 1914).
Где невозможный беспорядок —
Где точно разразился гром
Над этим ворохом тетрадок
Еще с пером.
Над этим полчищем шарманок,
Картонных кукол и зверей,
Полуобгрызанных баранок,
Календарей,
Неописуемых коробок,
С вещами не на всякий вкус,
Пустых флакончиков без пробок,
Стеклянных бус
Дом детства – это и чувство первой влюбленности:
Он был наш ангел, был наш демон,
Наш гувернер — наш чародей,
Наш принц и рыцарь. — Был нам всем он
Среди людей!
В нем было столько изобилий,
Что и не знаю, как начну!
Мы пламенно его любили —
Одну весну.
И чтение стихов за чаем под уютные звуки «мурлыкающего» самовара, и прогулки по Тверскому бульвару с его удивительным «запахом от тополей», пестрой толпой, для описания которой юная поэтесса находит яркие характерные детали:
Бульвар сверкает. По дорожке
Косые длинные лучи.
Бегут серсо, за ними ножки,
Летят мячи,
Другие остаются в сетках.
Вот мальчик в шапочке «Варяг»
На платьице в шотландских клетках
Направил шаг.
Сияют кудри, щечки, глазки,
Ревун надулся и охрип.
Скрипят колесами коляски,
— Протяжный скрип. —
Там мама наблюдает зорко
За девочкой с косой, как медь.
В одной руке ее — ведерко,
В другой — медведь.
Какой-то мальчик просит кашки.
Ох, как он, бедный, не дорос
До гимназической фуражки
И папирос!
О вейтесь, кудри, вейтесь, ленты!
Увы, обратно нет путей!
Проходят парами студенты
Среди детей.
«Чародей» (1914)
Лирическая героиня и ее сестра («четырнадцать – шестнадцать лет!») восторженно воспринимают жизнь во всем ее многообразии:
Как жизнь прелестна и проста!
– Нам ровно тридцать лет обеим.
Хорошо и уютно чувствует себя лирическая героиня и в домиках старой Москвы, которым посвящено одноименное стихотворение, написанное в 1911 г. Субконцепт «Москва» как важная составляющая главного концепта дом реализуется в значении «обжитое пространство (родной, близкий)». Домики, стоящие в скромных переулочках старой Москвы, – это «домики с знаком породы», «слава бабушек томных», доживающих свой век среди расписных потолков, «темных штор в цветах». Непременный атрибут этих домиков - зеркала до потолков, «великолепные морды на вековых воротах», «клавесина аккорды», «взгляды портретов в упор». Они так же стары, как и их хозяйки. Поэтесса сожалеет о том, что на место этих уютных домиков, свидетелей славного прошлого, приходят «уроды», грузные, в шесть этажей»:
…И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.
В стихотворении «Ах, золотые деньки» (1911) субконцепт «Таруса» (дом, купленный в 1899 году дедом Марины и Аси по материнской линии А.Д. Мейном на берегу Оки, где летом останавливалась семья Цветаевых) расширяет границы родительского дома, актуализирует значение «дача», «дом для отдыха», характеризующееся открытостью. Таруса – это «варенье на жаровне», «старый сад», «уголки потайные», «луга заливные», облака, идущие к Богу, холмы, «синяя», «тихая», «голубая» Ока. Сравнение летних дней, проведенных в «маленькой, милой» Тарусе, с разноцветными бусами, эпитеты с положительной оценкой, говорят о гармонии лирической героини с внешним миром, о чистоте и непосредственности мировосприятия. Дом – неотъемлемая часть этого большого мира и чистого мира детства и юности.
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
«Ах, золотые деньки»
Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
«Осень в Татусе»
Но изменения социально-исторических условий привели к утрате концептом «дом» значения защищенного укромного места, обжитого пространства в поэтическом дискурсе М. Цветаевой. Поэтесса, характеризуя дом, употребляет негативные характеристики в стихотворениях «День угасший…» (18 декабря 1915), «По ночам все комнаты черны…» (17 декабря 1916):
Помню первый
Ваш шаг в мой недобрый дом
В художественных текстах этого периода встречаются следующие инварианты концепта «дом» в значении «жилище», «строение»: дворец, палаты, чертоги, хаты, «дом-пряник». Вектор движения направлен как к дому, так и от него:
Лампы горят. К дому
подошел человек…
«Рок приходит с грохотом и громом…» (16 ноября 1916);
Мимо дома своего пойдешь —
И не тот уж дом твой по ночам!
И сосед твой — странно-непохож,
И за каждою спиною — нож.
«По ночам все комнаты черны…» ( 17 декабря 1916).
По-иному реализуется и субконцепт «Москва»:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси бездомный,
Мы все к тебе придем.
«Москва! — Какой огромный…» (8 июля 1916)
Характерными приметами Москвы военного времени и народной смуты являются колокольный звон, рев молодых солдат в ночи, толпы нищих
Позже, концепт «дом» в поэтическом дискурсе М. Цветаевой также реализуется в значении «анти-дом». Это чердак-каюта, келья, кров, больницы, тюрьмы, трущоба, глухое зимовье, пещера, гнездо, могила. Стихотворения «Дом, в который не стучатся» (28 июня 1920), «О, скромный мой кров» (14 мая 1920), «Так из дому, гонимая тоской…» (17-19 мая 1920).
О, скромный мой кров! Нищий дым!
Ничто не сравнится с родным…
«О, скромный мой кров» (14 мая 1920),
Дом, в который не стучатся:
Нищим нечего беречь.
Дом, в котором — не смущаться:
Можно сесть, а можно лечь.
«Дом, в который не стучатся» (28 июня 1920)
Так от тебя, как от самой Чумы,
Вдоль всей Москвы —……. длинноногой
Кружить, кружить, кружить до самой тьмы —
Чтоб, наконец, у своего порога
Остановиться, дух переводя…
— И в дом войти, чтоб вновь найти — тебя!
«Так из дому гонимая тоской…» (1920)
Говоря о домах, поэтесса дает им следующие характеристики: «головоломные», «убогие», «нищие», «бедные», «призрачные».
Оппозицию «дом-анти-дом» актуализирует и субконцепт «Москва»:
Жестокосердый в сем году июль,
Лесною гарью душит воздух ржавый.
В ушах - туман, и в двух шагах - туман,
И солнце над Москвой - как глаз кровавый.
«И вот исчез, в черную ночь исчез»
Эпитеты с негативной оценкой, сравнения, характеризующие Москву 1920 года, передают трагической мировосприятие лирической героини. Ощущение катастрофы становится определяющим в лирике М. Цветаевой этого периода.
Город, детства и юности, город маленьких московских домиков и великолепных церквей, место, где она была счастлива, превращается для поэтессы в ад:
Как вал морской, ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан,
О вспененный, высокий вал морской
Вдоль каменной советской Поварской.
«Так из дому гонимая тоской…» (1920)
Заключение
Выводы
В данной работе было рассмотрено понятие концепта как понятия в целом и изучена система концепта в творчестве М. Цветаевой. Были выделены 4 микрополя данного концепта, и в соответствии с ними систематизированы найденные образы домов. Использование различных художественно-выразительных средств (эпитетов, противопоставлений, сравнений) делает образы домов более яркими и живыми.
В заключение хотелось бы сказать, что М. Цветаева – одна из самых замечательных, противоречивых и самобытных поэтесс ХХ века, и сложно недооценить значение ее произведений в литературе.
Библиография
1). Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация//Логический анализ языка. Культурные концепты. М.,1991.
2). Аскольдов С.А. Концепт и слово// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. с. 267-279.
3). Бабушкин А.П. Концептуальные типы значений// Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка. Воронеж, 1996. с.14.
4). Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и номинативная специфика: Автореф.дис. …докт. филол. Наук. Воронеж. 1998.41с.
5). Белякова И.Ю. О концептах души, судьбы и тоски в поэтическом универсуме М.Цветаевой// Формула круга. Сб. статей к юбилею проф. О.Г.Ревзиной. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999.
6). Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения//Филология и культура. М.-1999.
7). Словарь русского языка: В.4т. М.,1981-1985.
8). Вопросы литературы и методики ее преподавания /Рязань, Том 61., с.79-96.
9). Гак В.Г. Пространство времени//Логический анализ языка: язык и время. М.:Индрик, 1997.
10). Григорьев А.А. Культурологический смысл концепта. Дисс…канд.филол.наук/А.А.Григорьев.-М.,2003.-176с.
11). Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке/В.З.Демьянков//Врпросы философии.2001.-№1(7).-с.17,35.
12). Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка//Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.,1997.с. 280-287.
13). Степанов Ю.С.Константы.Словарь русской культуры.-М.,1997.
14). Резник О. В. Типология и поэтика персонализма в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции : дис. …д-ра филол. наук : 10.01.02 / Оксана Владимировна Резник. – Симферополь, 2010. – 430 с.
15). Цветаева М. И. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения, 1908-1941; Поэмы; Драматические произведения / Сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. А. Саакянц. – М. : Худож. лит., 1988. – 719 с.
16). Марина Цветаева // Стихи поэтов XIX-XX веков [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/cvetaeva631.htm
Груз обид
Как Снегурочке раскатать тесто?
Сказка об осеннем ветре
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
5 зимних аудиосказок