Об истории создания кружка Могучая кучка
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_pyaterka.ppt | 1.12 МБ |
Слайд 1
Выполнил Адамович Леонид ученик 7 в класса АОУ школа №9 г. Долгопрудный Учитель музыки Теплых Т.Н. Могучая кучка или Русская пятёркаСлайд 3
Могучая кучка - название творческого содружества русских композиторов-реалистов, сложившегося в начале 60-х годов XIX века под руководством М. Балакирева. В кружок входили А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был искусствовед и критик В. Стасов, давший название содружеству. Композиторы «Могучей кучки» стали наиболее яркими представителями русской национальной музыки середины XIX века.
Слайд 5
Владимир Васильевич Стасов (2 (14) января 1824 , Санкт-Петербург . Сын архитектора Василия Петровича Стасова . В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения . Ещё в училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашел, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. В 1842 году он написал статью о Ф. Листе , приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её. В 1843 году Стасов закончил Училище, после чего пошел на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената. Стасов свободно владел шестью языками. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20 статей. В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. В то время с его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым Могучая кучка . В 1860-х годах Стасов поддерживал « Товарищество передвижных выставок », с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. В конце 1856 года директор Публичной библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно — для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I .
Слайд 6
Сочинения: Русские путешественницы из Сибири в Неаполь на тележке // Исторический вестник, 1890. – Т. 40. - № 6. – С. 644-646. Памяти Мусоргского // Исторический вестник, 1886. – Т. 23. - № 3. – С. 644-656. Портрет Глинки, деланный в Париже // Исторический вестник, 1892. – Т. 47. - № 3. – С. 867-870.
Слайд 8
Мусоргский Модест Петрович. Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно занимаясь музыкой у известного пианиста-педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим музыкальным занятиям. Несмотря на занятость по службе (1862-1867), композитор много и напряжённо работает над своими музыкальными произведениями. Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжёлые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Его депрессия непрерывно углублялась. Умер он в Николаевском военном госпитале в Петербурге. В своём творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был наиболее последовательным выразителем демократических идей. Отличительной чертой творчества Мусоргского было отсутствие у него систематического музыкального образования. Считается, что он не умел инструментовать свои сочинения, и это зачастую делал за него Римский-Корсаков.
Слайд 9
Опера «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874) Опера «Хованщина» (1872—1880, не окончена; редакции: Н. А. Римского-Корсакова , 1883; Д. Д. Шостаковича, 1958) Опера «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова , 1931; Г. Н. Рождественского , 1985) Опера « Сорочинская ярмарка » (1874—1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи , 1917; В. Я. Шебалина , 1931) Опера «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979) « Картинки с выставки », цикл пьес для фортепиано (1874); оркестровки различных композиторов, в том числе Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоренса Леонарда, Кита Эмерсона и пр. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877); оркестровки: Э. В. Денисова , Н. С. Корндорфа «Ночь на Лысой горе» (1867) [10] , симфоническая картина «Детская», вокальный цикл (1872) «Без солнца», вокальный цикл (1874) Романсы и песни, в том числе «Где ты, звёздочка?», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Сиротка», «Семинарист», «Светик Савишна», Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Блоха»), «Раёк» Интермеццо (первоначально для фортепиано, позднее оркестровано автором под названием «Intermezzo in modo classico»)
Слайд 11
Римский–Корсаков Николай Андреевич. Родился в городе Тихвине в дворянской семье. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет Римский-Корсаков служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимался творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Позже ему передали класс композиции и назначили директором Бесплатной музыкальной школы и инспектором духовых оркестров Морского ведомства. Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку». Римский-Корсаков обладал большой творческой изобретательностью и совершенной композиторской техникой. Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия, в нём широко разработаны народные мелодии, народные поэтические образы, отражены предания и поэзия родной страны. Наряду с Г. Берлиозом и Р. Штраусом Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки. Большое значение имеют и его теоретические труды. Учебник «Основы оркестровки» является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником по гармонии учащиеся пользуются и в наше время.
Слайд 12
Симфонические произведения Симфония № 1 Увертюра на темы трех русских песен Антар (Симфония № 2) Симфония № 3 Шехеразада Испанское каприччио Светлый праздник Садко Книги Летопись моей музыкальной жизни Практический учебник гармонии Основы оркестровки Оперы Псковитянка Майская ночь Снегурочка Млада Ночь перед Рождеством Садко Моцарт и Сальери Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке ) Царская невеста Сказка о царе Салтане Сервилия Кащей Бессмертный Пан воевода Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Золотой петушок
Слайд 14
Бородин Александр Порфирьевич. Родился в Петербурге, внебрачный сын грузинского князя Л. Гедианова. С детства проявилась его любовь и к музыке, и к естественным наукам. Окончив гимназию, а затем Медико-хирургическую академию (1856), Бородин продолжает занятия наукой (химия). В 1858 году он защищает диссертацию на степень доктора медицины. На медицинском факультете Бородин руководит химической лабораторией, ему присваивают звание профессора. Однако под влиянием Балакирева он все серьёзнее начинает заниматься изучением музыки. Некоторое время спустя он уже пишет свою первую симфонию, которая нашла признание в музыкальных кругах России. Вся жизнь Бородина прошла без бурь и встрясок, в основном, в одном и том же городе – Петербурге. Своей профессией он считал химию. В 1877 году Бородин получает звание академика. Он преподаёт на Женских врачебных курсах (1872-1885), но каждую свободную минуту посвящает музыкальному творчеству. Для произведений Бородина, первые из которых особенно близки немецкому романтизму, характерны эпическая широта, мужественность, богатая мелодичность, гармоническая ясность и чистота, и, прежде всего – тесная связь с русским фольклором.
Слайд 15
Оперы Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869—1887) Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены) Произведения для оркестра Симфония № 1 (1867) Симфония № 2 «Богатырская» (1876) Симфония № 3 (1887, окончена и оркестрована Глазуновым ) Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) Камерно-инструментальные ансамбли струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55) струнное трио (Большое, G-dur, до 1862) фортепианное трио (D-dur, до 1862) струнный квинтет (f-moll, до 1862) струнный секстет (d-moll, 1860-61) фортепианный квинтет (c-moll, 1862) 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881) Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Слайд 17
Кюи Цезарь Антонович. Родился в Вильнюсе в семье учителя. Музыкой начал заниматься в 10 лет, первым учителем Кюи по композиции был С. Монюшко. С 1851 года учился в Главном инженерном училище, затем в Военно-инженерной академии, где и остался преподавать (с 1891 года заслуженный профессор). Был известным военным инженером-фортификатором, имел чин генерала. Большую роль в творческой жизни Кюи сыграло знакомство с Балакиревым, Даргомыжским, Стасовым. С 1864 года занимался музыкально-критической деятельностью, печатался в самых разных изданиях, всегда отстаивал идеи русской музыкальной школы. В своем творчестве, несмотря на близкое творческое общение с композиторами «Могучей кучки», Кюи скорее принадлежал к романтикам. Самое ценное в творческом наследии Кюи - вокальная лирика, романсы. Кюи завершил (по эскизам) неоконченные оперы Даргомыжского «Каменный гость» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
Слайд 18
Оперы Кавказский пленник (по Пушкину ) Сын мандарина Млада (1-й акт; остальное сочинили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, и Минкус ) Вильям Ратклифф (в трёх действиях, либретто В. Крылова по одноименной драматической балладе Генриха Гейне в переводе А. Н. Плещеева ; премьера дана 14 февраля 1869 года в Мариинском театре ) Анджело (по драме Виктора Гюго ) Le Flibustier = Флибустьер ( У моря ) (по комедии Ж. Ришпена ) Сарацин (по драме Дюма-отца ) Пир во время чумы (по Пушкину) Мадмуазель Фифи (по Мопассану и Метенье) Снежный богатырь Матео Фальконе (по Мериме и Жуковскому ) Капитанская дочка (по Пушкину) Красная шапочка (по Перро ) Кот в сапогах (по Перро) Иванушка-дурачок Кюи закончил две оперы других композиторов: Каменный гость ( Даргомыжского ) Сорочинская ярмарка (Мусоргского)
Слайд 20
Балакирев Милий Алексеевич. Родился в Нижнем Новгороде в семье разорившегося дворянина, служившего чиновником в соляном управлении. Первой учительницей музыки для малыша была его мать. Десятилетнего Балакирева возили в Москву, где он некоторое время занимался у знаменитого пианиста и педагога Дюбюка, среднее образование Балакирев получил в гимназии, а потом в Александровском институте. В восемнадцать лет он переезжает в Петербург и всецело посвящает себя музыке. Очень скоро в музыкальных кругах столицы он приобретает известность как отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор и композитор. В 1850-60-е годы Балакирев создаёт немало симфонических произведений, романсов, развивающих традиции Глинки. В 1832 году композитор становится одним из организаторов Бесплатной музыкальной школы, ставшей очагом массового образования и просвещения. Сезон 1866-1867 гг. Балакирев проводит в Праге, где и дирижирует операми Глинки. С 1867 по 1869 год он - дирижёр симфонических концертов Русского музыкального общества. Время блестящих побед и творческих достижений сменяется для Балакирева годами кризиса. 70-е годы - отход от активной общественной жизни, прекращение выступлений, разрыв со многими старыми друзьями и сближение с церковью. В начале 80-х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности, вновь становится руководителем Бесплатной музыкальной школы, выступает в концертах, с 1883 года управляет Придворной певческой капеллой. Умер Балакирев в 1910 году в Петербурге.
Слайд 21
Оркестровая музыка к королю Лиру ( 1860 год ) Увертюра на чешские темы ( 1856 ) 2 увертюры на русские темы (1857, 1862) Симфоническая поэма «Тамара» (1882) 2 мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1867) Романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) (1882-1895) 2 симфонии (1897; 1908) Сюита для оркестра ( 1909) 2 фортепианных концерта (1855; 1910) «Сборник русских народных песен» (1866) Романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) Концертное Allegro.
Слайд 22
В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
Соленая снежинка
Муравьиная кухня
Два плуга
Зимний дуб
Сказочные цветы за 15 минут