ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 120 КБ |
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ
Слайд 1 и 2.
Первое знакомство с православным храмом.
- Что люди делают в храмах - Как устроен православный храм
Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»
Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога.
Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.
(щелчок, Васнецов В.М. Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.
Что значат слова церковь, собор?
В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом. Только в XIII веке дом Господень начинают именовать храмом (хоромами). До этого хоромами называли только языческие храмы. Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов.
В это же время большие храмы начинают именоваться соборами. (От того, что собирали большое количество прихожан.)
Позже всего на Русь приходит слово церковь. А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко (сегодня в нем. языке — кirche). Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.
Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.
Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок) стихотворение про храм в честь апостола Петра в городе Санкт-Петербурге.)
Божий Корабль Петра
Григорий Петрович Васильев
В городе каменном, в парке Строителей
Белый вздымается Храм.
Вдаль разливается звон упоительный,
Плавно летит по ветрам.
Светят, как звёзды, кресты золочёные-
Мачты больших куполов,
Парусом нежным вокруг облачённые
В лёгкий туманный покров.
Будто причалил на время у острова,
Смотрит вперёд на восток,
Сильный корабль Святого Апостола,
Ждёт в паруса ветерок.
Вера, как ветер попутный, решительный,
Небо, как Божий компáс,
Колоколами вещает спасительный
Людям отшествия час.
В Санкт-Петербурге, на самой окраине
Ждёт от утра до утра
Всех в путешествие вечное, тайное
Божий корабль Петра.
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Слайд 5. Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.
Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской — это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа, «Которого Бог посадил превыше всего, покорив все под ноги Его, и поставил Главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф.1,22).
Здесь пять куполов символизируют Христа и четырех Евангелистов.
Слайд 7. На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения.
Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть происходит от старославянского слова пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные. Оглашенные — это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. Ранее притвор архитектурно был закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением. В притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь – кающиеся.
В храм человек входит через притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль.
В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение.
(щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Сюда заходить могут только священнослужители и особо благословленные на это прихожане. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.
Слайд 9. Колокольня может стоять и отдельно от храма.
Слайд 10. А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.
(Щелчком на схеме храма по определенной части вызывается стрелка на объемной модели храма. Повторный щелчок по той же части стрелку убирает. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)
Слайд 11. Символическое значение частей храма.
(Щелчком по цветному блоку с надписью вызывется выделение этой области на объемной модели храма. Повторный щелчок убирает выделение. Переход на следующий слайд осуществляется по розовой стрелке.)
Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.
(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.
(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.
(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.
(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.
А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.
Слайд 12. В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.
Слайд 13. На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.
Слайд 14. Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости. «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев.20,7).
Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.
Слайд 16. Свеча.
В свече есть Благодать Святого Духа,
Соединение любви всех христиан.
Напоминание, что свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Горит свеча и освещает лики,
Чтоб их могли бы видеть мы всегда.
Куда достать не могут блики,
Там поселится, может мгла.
Слайд 17. Свеча.
Где нет добра, там зло клубится,
Где света нет, там тьма лежит.
Давайте ж вместе мы молиться,
И пусть нас всех, Господь хранит.
Слайд 18. Свеча.
Свеча горит, как символ веры,
А вера — это Божий дар.
И пусть священник каждодневно,
Свечу зажгя, несет в алтарь.
(Олег Воротынский)
Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души, вопреки густой и агрессивной тьме, силящейся сломить христианина. Именно поэтому первое, что вручается новокрещенному человеку (после нательного креста), есть горящая свеча. Интересно, что само Таинство Крещения связано со… светом. Это Таинство называется по-славянски Просвещением.
Слайд 19. Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.
Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.
Слайд 21. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.
Слайд 22. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.
Слайд 23. Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.
Слайд 24. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Слайд 25. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.
Слайд 26.. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.
(Надежда Веселовская)
Слайд 27. Записки.
Слайд 28. Записки.
Слайд 29. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.
Слайд 30. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Слайд 31. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.
Слайд 32. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона – выражение самого высокого богословия. Сам Господь подтверждает это, совершая через иконы множество чудес.
Слайд 33. Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.
Слайд 34. В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери.
Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.
Слайд 35. На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.
Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего. Поэтому на лампадах иногда изображаются Ангелы. Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр.4,5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.
Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?
Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?
Слайд 39. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов (англикан Высокой церкви).
Слайд 40. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и истинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.
Слайд 41. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.
Слайд 42. Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».
Слайд 43. Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.
Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку (по пояс или чуть выше), чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх. Первым высоким русским иконостасом обычно считают иконостас Успенского собора во Владимире, созданный в 1408–1411 годах.
Слайд 45. Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.
Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов. Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери, а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас, как мы с вами уже видели на схеме храма, отделяет мир божественный от мира человеческого. И в то же время иконостас объединяет оба эти мира в одно целое, показывая на образах святых, что разделение это преодолимо в примирении человека с Богом.
Иконостас является также образом всей истории Церкви – от сотворения человека до нынешних дней.
И еще иконостас олицетворяет собой собрание всей Церкви в единой молитве. Почившие в вере ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, мученики, исповедники, праведники. И как продолжение – стоящие в храме верующие.
Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).
Они называются так потому, что во время богослужения из них для Причащения верующих выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.
Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.
Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.
Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…
Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен, но даже священнослужитель, войдя в алтарь, должен сделать три земных поклона у престола. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»). У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии. У католиков же и протестантов понимание алтаря не претерпело изменений.
Слайд 50. Алтарь-Это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.
Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.
Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...
Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий и их ученики.
Слайд 55. песня.
Фотоальбомы священника Константина Пархоменко
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php#category46
Светочъ. Основы православной веры в презентациях
Слайд 1 и 2. Первое знакомство с православным храмом.
- Что люди делают в храмах - Как устроен православный храм
Слайд 3. Мы часто задаем вопросы: « Что такое религия?» «А какая цель у религии?»
Религия – это вера в разумный невидимый духовный мир, (щелчок) вера в Бога.
Цель религии – встреча с Богом, (щелчок) соединение с Богом для вечной жизни в общении с Ним.
(щелчок,) Встреча человека с Богом свершилась две тысячи лет назад, когда Бог воплотился в человеке, и на земле родился Иисус Христос, Который принес в мир откровение о спасении человека. А чтобы спасительные истины о том, как соединиться с Богом сохранились неискаженными и проповедовались всему миру, Господь Иисус Христос основал Свою Церковь. Церковь Христова – это общество людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним. Церквáми также называют и места собраний верующих – храмы.
Что значат слова церковь, собор?
В древнерусских текстах храмы и церкви назывались домом - дом Господень, дом Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом. Только в XIII веке дом Господень начинают именовать храмом (хоромами). До этого хоромами называли только языческие храмы. Слово хоромы обозначает нарядное, высокое здание, чем-либо выделяющееся среди других домов.
В это же время большие храмы начинают именоваться соборами. (От того, что собирали большое количество прихожан.)
Позже всего на Русь приходит слово церковь. А возникло оно так. У греков было слово кириакос (Господень). Свои храмы они называли кириакос домос (Господень дом, Господне строение). Из Греции на латинский Запад приходит это слово и трансформируется в готфском языке в кирко .Из готфского языка это слово приходит на Русь и постепенно становится словом церковь.
Слайд 4. Храм – корабль, плывущий к Богу. Жизнь человека сравнивают с плаванием корабля по морю. Церковь Христову тоже сравнивают с кораблем, на котором верующие спасаются среди бушующего моря страстей и грехов. (щелчок) И храмы православные христиане чаще всего строят в форме кораблей.
Посмотрите на этот храм – вот и мачта-колокольня, вот наполненные ветром паруса-купола. И на фоне плывущих облаков кажется, что это сам храм плывет в небесах. ((щелчок)
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение.
Слайд 5. Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные богословские истины. Он может быть построен в виде круга (символ вечности), креста (символ спасения), куба (символ вселенной), прямоугольника (символ ковчега спасения) или иной фигуры.
Слайд 6. Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской — это обычно луковка или маковка. Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый богословский смысл. Если в Византии купол символизировал небесную сферу, то на Руси возвышающийся над храмом купол является доминантой, подчиняющей себе весь экстерьер и выступающей в качестве видимого знака, указывающего на Божественное достоинство Христа.
Здесь пять куполов символизируют Христа и четырех Евангелистов.
Слайд 7. На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения.
Слайд 8. Давайте посмотрим внешнее устройство храма. (щелчок) Вход в храм начинается с паперти. Слово паперть происходит от старославянского слова пьрть – дверь, а приставка па означает не. Таким образом, буквальный перевод слова паперть – еще не дверь, т.е. преддверие. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. (щелчок) Далее проходим через притвор. Притвор — это небольшое пространство между дверью и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В Древней Церкви в притворе молились оглашенные— это люди, которые услышали проповедь, до которых дошла эта весть о Христе, дошел голос и которые зажглись интересом или верой. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе.
В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть храма, – нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). (щелчок) Над притвором обычно строится колокольня. (щелчок) А в самом храме молились верные христиане, т.е. люди, уже принявшие Крещение. (щелчок) В самой восточной части храма размещается святая святых - алтарь. Православные храмы всегда обращены алтарем на восток, к восходу солнца, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.
Слайд 9. Колокольня может стоять и отдельно от храма.
Слайд 10. А теперь давайте посмотрим устройство храма изнутри.
Слайд 11. Перед вами символическое значение частей храма.
Деление храма на части совсем не случайное явление. Все имеет практическое значение и символический смысл.
(Небо) Купольная часть храма символизирует Небесную область бытия – божественный мир.
(Земля) Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души: паперть – притвор - храм.
(Рай – Небо на земле) Алтарь символизирует Рай как Небо на земле. Престол в алтаре – трон Небесного Царя, Господа Иисуса Христа, Главы Церкви.
(Встреча Неба и земли) Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли. А иконостас – молитву Небесной Церкви: святых и ангелов.
А теперь давайте проведем небольшую виртуальную экскурсию по храму.
Слайд 12. В православном храме людей встречают иконы, свечи. Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует Живой Бог.
Слайд 13. На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос, вселенную - наш мир. Но не мир, живущий грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный в молитву и благочестие.
Слайд 14. Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и фресок. Они – те, кто в высшей степени исполнил заповедь о святости.
Слайд 15. Хочется быть похожим на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.
Слайд 16.
В свече есть Благодать Святого Духа,
Соединение любви всех христиан.
Напоминание, что свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Горит свеча и освещает лики,
Чтоб их могли бы видеть мы всегда.
Куда достать не могут блики,
Там поселится, может мгла.
Слайд 17.
Где нет добра, там зло клубится,
Где света нет, там тьма лежит.
Давайте ж вместе мы молиться,
И пусть нас всех, Господь хранит.
Слайд 18.
Свеча горит, как символ веры,
А вера — это Божий дар.
И пусть священник каждодневно,
Свечу зажгя, несет в алтарь.
(Олег Воротынский)
Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души, вопреки густой и агрессивной тьме, силящейся сломить христианина. Именно поэтому первое, что вручается новокрещенному человеку (после нательного креста), есть горящая свеча. Интересно, что само Таинство Крещения связано со… светом. Это Таинство называется по-славянски Просвещением.
Слайд 19. Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что он должен соединяться с нашей молитвой. Свеча не сама по себе «молится» за человека, а является знаком и выражением нашей собственной молитвы. Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у иконы – помолиться. Уже потом можно поставить ее на подсвечник.
Слайд 20. Это кадило, им священник совершает каждение. Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным.
Слайд 21. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.
Слайд 22. Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед людьми.
Слайд 23. Этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.
Слайд 24. Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Слайд 25. Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.
Слайд 26. Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.
Слайд 27. Записки.
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли. (Надежда Веселовская)
Слайд 28. Записки.
Слайд 29. «Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.
Слайд 30. А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.
Слайд 31. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.
Слайд 32. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина, иллюстрация, как говорят протестанты. Икона – выражение самого высокого богословия. Сам Господь подтверждает это, совершая через иконы множество чудес.
Слайд 33. Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек обращается к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе.
Слайд 34. В храмах существует множество икон, и православные христиане любят, остановившись, молиться перед иконой. Иконы могут располагаться на стене в любом порядке. На самом почетном месте иконы Господа и Божией Матери. Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о зверях. О друзьях и о врагах.
Слайд 35. На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной иконой, или Иконой праздника. По этой иконе очень легко определить, какое событие сегодня вспоминает и чествует Православная Церковь.
Слайд 36. Перед иконами горят лампады. С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником, символизировала и Ангела Божьего.
Слайд 37. - А почему люди перед иконами машут руками?
Слайд 38. - А вы разве не встречали в русских былинах и сказках такое присловье – «встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»?
Слайд 39. При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что этот человек христианин и молится Христу. Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Православные крестятся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов.
Слайд 40. Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и истинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ум…затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди в знак освящения сердца…затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь». Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»).
Слайд 41. Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.
Слайд 42. Благо-словение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».
Слайд 43. Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.
Слайд 44. Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Иногда там устраивали решетку, чтобы воспрепятствовать толпе, особенно, когда храм переполнен, попадать в алтарь, к престолу. Впоследствии, между этих колонн и на решетке стали закреплять особо чтимые иконы. Таким образом, иконы, обращенные ликами к молящимся, показывали, что в нашей молитве участвуют сами небожители. В монастырях, где шла особая духовная битва за спасение душ людей, иконостасы стали расти и количество икон стало умножаться. Но и в этом случае в Греции иконостасы не получили такого развития, как на Руси. У нас же, приняв греческую храмовую культуру, развили и усилили ее. На Руси иконостасы, особенно в Средние века, становятся глухими стенами, сокрывшими алтарь от взора простых верующих. На Руси появляются иконостасы в 5 (обычно) и более рядов икон вверх.
Слайд 45. Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он поистине вопиет о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто прошел этим путем, достиг спасения и теперь молится вместе с нами. Помогает и нам достичь спасения.
Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов. Обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери, а остальные иконы устанавливаются по возможности.
Иконостас, как мы с вами уже видели на схеме храма, отделяет мир божественный от мира человеческого. И в то же время иконостас объединяет оба эти мира в одно целое, показывая на образах святых, что разделение это преодолимо в примирении человека с Богом.
Слайд 46. В центре иконостаса двери. Они называются Царские врата (ворота).
Они называются так потому, что во время богослужения из них для Причащения верующих выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.
Слайд 47. Через них к людям выносят Евангелие. А Евангелие – это слово нашего Христа. Для христиан же Христос – Царь.
Слайд 48. Справа от Царских врат всегда икона Христа.
Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…
Слайд 49. А за иконостасом находится алтарь. Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это самое святое пространство храма. Посторонним сюда вход не разрешен. Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам. У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.
Слайд 50. Алтарь - это не секретная комната. Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
Слайд 51. Посмотрим вверх. В барабане центрального купола положено изображать Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной Он ласково и одновременно державно наблюдает за нами.
Слайд 52. Христос благословляет верующих священническим благословением. Окружают Его Ангелы, которые не дерзают поднять взгляд на Господа.
Слайд 53. В православном храме проповедь и молитва ведется на языке того народа, где находится этот храм. Русская православная Церковь молится на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и на многих других языках. Единственное исключение – русский. На русском языке ведется проповедь, но богослужение ведется на «церковно-славянском языке». Это очень красивый язык, дорогой сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж – Отче, Боже, Дево… Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять двукорневые слова: милосердие, благодеяние, прекраснодушие… Церковно-славянский язык - общий язык для православных многих стран мира – России, Болгарии, Сербии, Чехии...
Слайд 54. Правила грамматики для этого языка, а также азбуку для него в 9 веке создали «просветители славян» - святые братья Кирилл и Мефодий.
Слайд 55. песня.
"Морская болезнь" у космонавтов
Чья проталина?
Зимний лес в вашем доме
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Астрономический календарь. Апрель, 2019