работа на НПК
Вложение | Размер |
---|---|
kulikovskiy.docx | 18.91 КБ |
kulikovskiy.pptx | 1.34 МБ |
prilozhenie_1.doc | 984 КБ |
prilozhenie_2.docx | 85.68 КБ |
I городской научно-практический марафон «Шажок в науку»
II этап
СЕКЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЕ
Дворянские усадьбы.
Исследовательская работа
Выполнена учеником 6 «А» класса
средней школы №225 г. Заречного
Куликовским Атрёмом Игоревичем
Руководитель: учитель истории
Езулова Юлия Викторовна
г. Заречный, 2013 год
Изучая происхождение своего рода Куликовских, я выяснил, что значительная часть моих предков владела строительными специальностями. Мама – строитель-оценщик, тетя – архитектор, дед – инженер, бабушка – инженер, двоюродный дедушка – инженер. Наиболее известными из моих предков были архитекторы Карл и Густав Шольцы, жившие в XIX-XX вв. за 8 и 9 поколений до меня. По заказу семьи Харитоненко построили на Сумщине (Украина) ряд великолепных зданий, самое известное из которых — Троицкий собор – жемчужина архитектуры, уникальный памятник национального значения. Когда начиналось строительство Троицкого собора, Густаву было около 70-ти. Заканчивал его работу уже Карл. 1869—1870 годы Карлом Шольцем осуществлялась перестройка дворца «Марьино» (Курская область) в стиле неоклассицизма по проекту петербургского архитектора И. А. Монигетти. Также в начале XX века Карл Шольц реконструировал Дворцово-парковый комплекс «Усадьба Тарновских» в селе Качановка (Украина). Удивившись красоте их творений, мне захотелось узнать, какими усадьбами богата Пензенская земля. Оказалось, что большая часть из них заброшена. Это заставило меня задуматься об их восстановлении и дальнейшем использовании.
Я считаю, что данная работа познакомит учащихся и их родителей с историей формирования усадебной архитектуры, с исчезающими памятниками усадебной архитектуры Пензенской губернии. Каждому человеку для гармоничного развития необходимо иметь культурные ценности, знать о них.
Целью работы является анализ материалов о дворянских усадьбах на территории Пензенской губернии и выявление значимости памятников архитектуры для подрастающего поколения.
Задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Анализ источников информации по теме, определение понятий, посещение объектов исследования, социологический опрос, обобщение полученной информации.
Практическая значимость исследования:
Многие памятники архитектуры нашей области с каждым годом разрушаются все больше. Через 5-10 лет, вероятно, восстановить их будет невозможно. Развитие культуры прочно связано с историческим прошлым.
Я считаю, если в достаточной мере обратить внимание общества на необходимость восстановления культурных объектов, то можно сохранить то малое, что является историей нашего края и страны в целом.
Русская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка, сонный пруд... Поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому сердцу образ красоты ушедшей, и потому печальный. Россия была украшена сотнями дворянских усадеб. И мир усадьбы был удивительно богат и интересен.
Термин усадьба (в понимании, близком к современному) прослеживается по крайней мере с XVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко, чаще употреблялись выражения «двор вотчинников» и «двор помещиков» в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю.
Начиная с 40-х гг. XVIII в., аристократическая усадьба превращается в парадную резиденцию с постройками дворцового типа, окруженную регулярными садами и каналами. Многочисленные приемы высоких особ, большого числа гостей сопровождались устройством великолепных праздников с музыкой, фейерверками, катаниями на водах, гуляниями в садах.
В 70-е гг. XVIII в. в культуре дворянской усадьбы происходят существенные изменения, связанные со становлением нового эстетического направления - русского классицизма. Классицизм развивал идеи о главенстве разума, гармоничности человеческой личности, ориентировался на культуру античного мира. Он полностью отвечал умонастроениям «просвещенных» помещиков своей универсальной художественной системой и языком, оказался понятен всем. В этом стиле строились и великолепные царские резиденции под Санкт-Петербургом, и скромные имения мелкопоместных дворян.
Формирование усадьб в Пензенском крае началось во 2-й половине XVII века, когда осваивались земли, полученные дворянами за службу по охране границ. Переселялись крестьяне из обжитых районов России, создавались села и деревни, строились церкви и усадьбы, особенно интенсивно в конце XVIII века.
Большинство сохранившихся усадеб относятся к эпохе классицизма (в селах Куракино, Зубриловка, Липовка, Тарханы, Бузовлево, Вазерки); они занимают значительные территории и включают парадное архитектурное ядро, хозяйственные постройки, парк с прудами. Композиция классицизма основывалась на единой оси, объединяющей главный дом с парком. Главные здания в богатых усадьбах строились в два-три этажа, украшались колоннадами и портиками.
В ходе своей работы я исследовал современное состояние усадеб Пензенской губернии - Надеждинская усадьба, Усадьба Зубриловка, Усадьба Воейкова В.Н., Тарханы и усадьба А.М. Устинова в Грабово.
В современном мире существуют разные точки зрения относительно восстановления памятников архитектуры. Например, в Чехии ничего нельзя изменить, даже покрасить здание в другой цвет или заменить деревянные двери пластмассовыми. Там считают, что если памятник пропал, то его не стоит восстанавливать или переносить. В Польше, наоборот, – после Второй мировой войны практически не осталось архитектуры, и они все восстановили, сохранив историческое пространство. Англичане же полностью оставляют внешний вид сооружения, заменяя в нем всю начинку, в том числе перекрытия. Венгры модернизируют памятники архитектуры, пристраивая к ним новые объекты так профессионально, что пристройки нисколько не умаляют сами памятники. Чтобы понять, какой точке зрения следовать, необходимо выяснить отношение общества нашего города.
Для исследования отношения к памятникам архитектуры жителей нашего города мной был проведён социологический опрос посредством анкетирования. В опросе приняли участие 100 человек – учащиеся 5 – 7- х классов школы №225
По результатам своего исследования я пришёл к выводу, что большинство мной опрошенных респондентов считают необходимым восстанавливать памятники культуры, создавать там музейные комплексы, а также готовы принять участие в восстановлении заброшенных усадеб и посещать восстановленные памятники архитектуры.
Русская дворянская усадьба — одно из самых выдающихся достижений российской цивилизации и ярчайшее явление мировой культуры. Это уникальный сплав русской истории, русской культуры и русской природы. Это наше наследие, узнать ее - значит узнать Россию.
После отмены частной собственности на землю усадьбы и поместья перестали существовать как явление российской жизни. Художественно осмысленные комплексы разрушались в 20 – 30-ые годы XX века, а память о связанных с усадьбами людях предавалась забвению. Из полусотни усадеб, в разной степени сохранившихся на территории области, в настоящее время широко известны две: усадьба «Тарханы», связанная с именем Лермонтова, и усадьба, связанная с именем А.Н. Радищева, в с. Радищево. Они восстановлены и используются как музеи. Задача нашего поколения состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся памятники, передать их следующим поколениям.
Слайд 1
Исследовательская работа Дворянские усадьбы Выполнена: учеником 6 «А» класса средней школы № 225» Куликовским Артемом Игоревичем Научный руководитель: учитель истории Езулова Юлия ВикторовнаСлайд 2
Цель - анализ материалов о дворянских усадьбах на территории Пензенской губернии и выявление значимости памятников архитектуры для подрастающего поколения. Задачи: Узнать историю возникновения дворянских усадеб в России Проследить развитие усадебной архитектуры Пензенской губернии Исследовать современное состояние наиболее значимых объектов Провести социологический опрос о значимости памятников архитектуры.
Слайд 4
Надеждинская усадьба с. Куракино Сердобского района
Слайд 5
Усадьба Зубриловка Тамалинского района Пензенской области
Слайд 6
Усадьба Воейкова В.Н. г.Каменка Пензенской области.
Слайд 7
Тарханы с. Лермонтово Белинского района
Слайд 8
с . Грабово Пензенской губернии
Слайд 12
Нужно ли восстанавливать разрушающиеся памятники архитектуры?
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Приложение № 1.
Надеждинская усадьба, расположенная в селе Куракине Сердобского района, представляет собой трехэтажный дворец, по обе стороны которого находятся одноэтажные дугообразные корпуса с проездными воротами-башнями посередине и двухэтажными флигелями по краям. Формировался ансамбль в конце XVII в., когда сюда, в свое село Борисоглебское, в 1782 был отправлен попавший в немилость князь А. Б. Куракин. Ансамбль Надеждинской усадьбы – выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма. Отражением романтических устремлений русского садово-паркового искусства того времени было сооружение в парке всевозможных павильонов и беседок и наделение их, а также аллей и даже дорожек названиями. После смерти в 1796 г. Екатерины II А. Б. Куракин перебрался в Петербург и в усадьбе бывал редко, в результате чего она пришла в запустение. В 1907 г. ее продали купцам Асеевым. После революции она была национализирована, в 1931 г. в сохранившихся от пожара корпусах открылся краевой дом партийной учебы, в 1939 г. – землемерный техникум, а в 1959 г. усадебные постройки передали под дом инвалидов. В настоящее время от дворца уцелели только стены, но исследователи утверждают, что восстановление возможно. Наиболее сохранившимися являются флигеля. Аллеи и парки зарастают.
Усадьба Зубриловка находится в Тамалинском районе Пензенской области. Трёхэтажный каменный дворец построен в 1770-1780 гг. Его выразительная колонная полуротонда увенчанная куполом обращена в сторону реки Хопёр. С дворцом соединены оранжереями два ассиметричных флигеля. Один был театральным, второй – кухонный. Пейзажный парк Зубриловки включал прилегавшую к дворцу регулярную часть и сеть извилистых липовых аллей по склонам оврага и берегам каскадных прудов. Имение это, приобретенное в конце XVIII столетия флигель-адьютантом Екатерины II князем Сергеем Фёдоровичем Голицыным. В Зубриловке неоднократно бывал поэт Гавриил Романович Державин. Здесь гостили Филипп Филиппович Вигель, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Жил знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, состоявший наставником детей князя Голицына и личным его секретарем. В 1914 году наследники князей Голицыных-Прозоровских - Горяйновы продали имение в казну. После революции, в 1918 году, имение было передано сельскохозяйственной коммуне. В 1930-х годов была предпринята попытка восстановления усадьбы, но относительно восстановлен был лишь дворец. С 1930-х по 1970-е здесь располагались последовательно: дом отдыха, военный госпиталь, туберкулёзный санаторий. В 1980-е годы дворец опустел и в 1990-е годы был вновь разорён. Предпринятые десятилетие назад попытки реставрации не увенчались успехом. Сейчас дворец разрушается, продолжают исчезать парковые постройки, зарастает парк, система прудов и водоёмов пришла в упадок.
Усадьба Воейкова В.Н. находится в г.Каменка Пензенской области. Усадьба строилась графом с 1910 по 1914 год. Владимир Воейков возводил три здания, объединенные одним замыслом. С высоты птичьего полета постройки напоминают инициалы Воейкова — ВНВ.
Граф был очень выдающейся личностью: командовал гусарским полком, был комендантом царского дворца, одним из ближайших людей Императора, был председателем Олимпийского комитета царской России, присутствовал при отречении Николая II от престола, наладил производство минеральной воды «Кувака». Так как эта вода такая чистая и полезная, Воейков подумал, что она может помочь в лечении его крестника – сына Николая II, наследника российского престола, царевича Алексея. И Владимир Николаевич начал строить для него усадьбу. К началу первой мировой войны дворцовый ансамбль в стиле итальянской виллы, включающий в себя кроме здания огромный парк из редких пород деревьев с сетью прудов, конюшней и фонтанами, был практически завершен. Осталось выполнить лишь внутренние отделочные работы. Усадьба должна была стать одной из летних резиденцией будущего царя. Но время решило всё по-другому. Царевич Алексей здесь никогда не был.
В настоящее время охрана построек отсутствует, здание разрушается и разоряется вандалами.
Наиболее выдающаяся усадьба – Тарханы расположена в Белинском районе. Построена в 1818 году. Здесь провел свое детство М.Ю. Лермонтов. С момента постройки неоднократно здание приходило в упадок. В 1867 году управляющий Горчаков снял с дома мезонин, опасаясь, что старое уже строение не выдержит его тяжести. Очень скоро, в том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел Журавлев, вероятно понимающий значение тарханской усадьбы, восстановил барский дом в прежнем виде. В ночь с 13 на 14 июня 1908 г. в Тарханах сгорел господский дом. Вскоре его восстановили, но в 1925 году усадьба со всем имуществом была передана в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу "Лермонтовский рысак". В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) — для содержания домашней птицы. В 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий. Сегодня мы можем наблюдать ухоженный и восстановленный памятник архитектурно-исторического наследия.
Барский дом. Рисунок Тарханы. Общий вид усадьбы.
П. Висковатого. 1880 г. В.К. Куинджи с работы Н. Гарднера 1881г.
Барский дом. Фото 1932г. Барский дом. 1970-е гг
В конце XIX века А.М. Устинов советник МИД Российской Империи построил в своем имении, в Грабово Пензенской губернии, грандиозное сооружение. Для этого пригласил французских архитекторов, а за основу проекта взял копию фрагмента Зимнего дворца. После революции барский дом стал собственностью государства. Здесь размещались и колония, и детский дом, и дом престарелых. А в 1971 году открыли психоневрологический интернат. За все время советской власти здесь не было ремонта, и к концу XX века жить здесь стало опасно.
Правительство Пензенской области и Законодательное Собрание приняли решение о реставрации здания. Восстановительные работы заняли 2,5 года.
В 2003 году реставрация дворца была завершена.
Приложение №2.
Для выяснения общего отношения к памятникам архитектуры был задан вопрос: «Как Вы относитесь к памятникам архитектуры?» По результатам ответов выявлено: 85 чел. - многими из них восхищаются, 15 чел. - равнодушны, 0 чел. - не знают ни одного памятника архитектуры.
Для того чтобы выяснить, насколько люди осведомлены о существовании значимых памятников усадебной архитектуры, был задан вопрос: «Какие памятники усадебной архитектуры Пензенской области Вы знаете?». По результатам ответов выявлено, что наиболее узнаваемым является «Тарханы» (94). Менее известна усадьба Надеждино (48), Радищева в Кузнецком районе (18). Остальные усадьбы: Зубриловка (Тамалинский район) (3), Воейкова (г. Каменка)(8), князя Устинова (п. Грабово, Бессоновский район) (2), дом лесопромышленника Тюрина (г. Пенза) (1) -известны незначительной части опрошенных.
Выявить связь между осведомленностью и фактическим посещением мне помог вопрос: «Какие из них Вы посещали?» Тарханы посещали 71 чел., Надеждино – 34 чел., усадьбу Воейкова – 21 чел. Усадьбу князя Устинова в Грабово, Зубриловку, Дом лесопромышленника Тюрина, усадьбу Радищева – не посещал никто из опрошенных.
Далее для определения мнения относительно восстановления разрушающихся памятников архитектуры был задан вопрос: «Нужно ли восстанавливать разрушающиеся памятники архитектуры?». Ответ «Да, нужно восстанавливать» дали 96 опрошенных. «Нет, это неоправданно дорого» ответили – 4 чел. Ответ «Нет, это никому не нужно» не выбрал ни один из опрошенных.
Нужно ли восстанавливать разрушающиеся памятники архитектуры?
В следующем вопросе было предложено выбрать, а также написать свою точку зрения в ответе на вопрос: «Какая форма организации для Вас наиболее привлекательна в случае восстановления?» Наибольшая доля опрошенных выбрала вариант «Музей» (81). Меньшая доля опрошенных выбрала «Школа искусств, или иное учебное заведение» (5). «Санаторий»(3). «Культурно-развлекательный комплекс»(4). «Дом отдыха»(5). В качестве своего варианта было предложено 1 респондентом «Архитектурный заповедник».
Чтобы выявить готовность людей посещать восстановленные памятники архитектуры, был задан вопрос: «Если бы памятник архитектуры восстановили, стали бы Вы его посещать?». В результате мы получили ответ «Да» - в 86 случаях, «Нет» - в 14.
Для установления более полного понимания о дальнейшем использовании восстановленных усадеб был задан вопрос: «На какие группы людей стоит ориентироваться при целевом использовании памятников архитектуры?»
В других странах значительная доля средств на восстановление памятников архитектуры поступает от населения, посредством проведения различных благотворительных акций. Выяснить, насколько у нас в городе могли бы работать благотворительные акции в пользу восстановления памятников архитектуры, я решил с помощью вопроса: «Готовы ли Вы участвовать в благотворительных акциях, направленных на сбор средств для восстановления памятников архитектуры?». Ответили: Да – 28 чел, Да, если с незначительными затратами.– 54 чел, Нет – 18 чел.
Акварельные гвоздики
Прекрасное далёко
Солнечная система. Взгляд со стороны
"Портрет". Н.В. Гоголь
Яблоко