презентацтя рассказывает о великом русском ученом- М.В. Ламоносове.
Вложение | Размер |
---|---|
m.lomonosov.ppt | 2.87 МБ |
Слайд 1
Михаил Васильевич Ломоносов Великий русский ученый Работу выполнила Кабанова Валерия МБОУ ООШ 6 г.БалаковоСлайд 2
Он родился в Холмогорах Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близь г.Холмогоры ро дился здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайло Ломоносов .
Слайд 3
Детские годы М.В. Ломоносова “ Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум”. П.Н.Сакулик На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас скот, трудился в огороде, в поле.
Слайд 4
Первые книги Михайло Михайло был очень любопытным ребенком и все время задавал отцу вопросы. Отец решил отдать сына учиться читать и писать в церковь к местному дьякону Семену Никитичу Сабельникову. Ломоносов начал учиться в 11 лет, но уже через 2 года стал лучшим чтецом . В то время было очень мало книг. К мальчику в руки попали учебники “ Арифметика” и “Грамматика”. Потом он назовет эти книги вратами своей учености. Но учение Ломоносову давалось нелегко. Мачеха не разрешала ему читать, поэтому Михайло прятал от нее учебники. Он перечитал все церковные книги, но его все равно очень сильно тянуло к учению
Слайд 5
Путь в науку. Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей” А.С.Пушкин Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении .
Слайд 6
Путь в Москву В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Было ему 19 лет. В декабрьскую ночь, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги- грамматика и арифметика. Обоз он догнал через три дня. В Москве Михайло не имел ни одного знакомого человека, а ночевал пока у рыбного обоза, с которым пришёл.
Слайд 7
В Москве Но ведь, когда продадут последнюю рыбу, обоз вернётся домой и Михайло останется один. Думая об этом, Ломоносов горько плакал. Однажды пришёл какой-то господский приказчик покупать рыбу с обоза и оказался он земляком Ломоносова. А, узнав, для чего тот в Москву пришёл, взял его к себе в дом, отвёл для житья угол между слугами того дома.
Слайд 8
В Спасской школе Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно - греко-латинская академия (“Спасские школы”). В неё и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение. В Славяно - греко-латинскую академию Михайло приняли: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина. Занятия велись в небольших комнатах. Сквозь маленькие окошки в толстых стенах едва проникал све т.
Слайд 9
Славяно–греко–латинская академия в Москве В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Слайд 10
Трудности учебы Ломоносов начал учёбу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учёбы осилил три класса. Когда Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.
Слайд 11
На уроке в академии… « Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться». Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: - Что с тобой делать? На крышу забросить?!»
Слайд 12
Лучший ученик Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть. - Да он лучше учителей всё знает - шептались школяры. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3. Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.
Слайд 13
1736 год, Марбург, Германия Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии Студент немецкого университета
Слайд 14
Учеба заграницей В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского Университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями. Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…
Слайд 15
Первый русский профессор В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но только в 1746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук “научные должности” занимали иностранцы.
Слайд 16
По возвращению в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук.
Слайд 17
Ломоносов- учёный. “Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…” А.С. Пушкин Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.
Слайд 18
Открытия в астрономии Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытиие в мае 1761 года атмосферы на Венере. Оно было сделано в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом. Ученые многих стран Западной Европы готовились к наблюдению прохождения Венеры по диску солнца, чтобы на основании полученных данных определить расстояние от Земли до Солнца .
Слайд 19
Открытия в области астрономии Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света» Открыл атмосферу на Венере
Слайд 20
Открытия в области физики Открыл закон сохранения материи Сконструировал термометр
Слайд 21
Открытия ученого Аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере. С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. В месте с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина. .
Слайд 22
С него начинается… С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». В.Г. Белинский
Слайд 23
Он первым … Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Слайд 24
Открытия в области истории Написал 1-ый том Российской истории. Составил «Краткий Летописец с родословием.
Слайд 25
Металлург, геолог Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Слайд 26
Открытия в области геологии Теория возникновения минералов и металлов. О причине землетрясений.
Слайд 27
Рассказ об искусстве мозаики. Что такое мозаика? Мозаика – это разновидность монументальной живописи
Слайд 28
Искусство мозаики В России древнее искусство мозаики возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Семь веков отделяют Ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева, этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства, забыла его. В 1753 году Ломоносов получает землю для фабрики, получает денежную ссуду, людей для обучения мозаичного дела. И собственными силами в поселке Усть-Рудице приступает к строительству фабрики цветного стекла, в 1758 году открыл мозаичную мастерскую. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи. Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.
Слайд 29
Основал первый в России университет, который носит его имя В конце жизни Ломоносов основал Московский университет и гимназию при университете, заботясь о том, чтобы туда принимали и крестьянских детей. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей.
Слайд 30
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 31
Музей на родине
Слайд 32
Памятники М.В.Ломоносову в Архангельске
Слайд 33
Награда – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства .
Слайд 34
Обращение М.В.Ломоносова к потомкам «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать ”.
Слайд 35
Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской , затем Болонской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не прошёл такой путь. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку. Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Одна беседа. Лев Кассиль
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Заяц, косач, медведь и весна
Смекалка против Змея-Горыныча
10 осенних мастер-классов для детей