Исследовательская работа была направлена на изучение положительных и отрицательных сторон профильного образования.На базе нашего образовательного учреждения, с 2008 года проводится профильная подготовка учащихся для поступления в СТЖТ. Основанием для совместной деятельности является договор об обеспечении одновременного освоения учащимися третьей ступени образовательного учреждения общеобразовательных программ среднего профессионального образования по специальности: «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». За этот период было подготовлено и стало студентами техникума 56 выпускников 11-х классов: в 2010 году – 20 человек, в 2011 году – 20 человек, в 2012 году – 16 человек. В этом учебном году в 11 «В» классе – 17 человек и 10 «В» классе – 19 человек. Обучение производится по специальностям:
«Техническая эксплуатация и ремонт подвижного состава»
«Путь и путевое хозяйство. Строительство железных дорог»
Что же представляет собой, программа техникум + школа? Какие цели она преследует, и какие задачи решает. Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вашему вниманию свою творческую исследовательскую работу: «Профессия начинается за партой».
Вложение | Размер |
---|---|
mezhregionalnaya_nauchno.doc | 54.5 КБ |
Межрегиональная научно-практическая студенческая конференция
«Студент- Наука-Техника»
Профессия начинается за партой.
Насонова В.В.
10 «В» класс МОУ СОШ № 3совместного обучения при СТЖТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области»
Руководитель: Громадюк Т.Н., учитель истории и обществознания, классный руководитель 11 класса совместного обучения при СТЖТ
Саратов, 2013
Вступление.
Наш город появился на карте как железнодорожная станция в 1893 году. В 1989 году началось строительство локомотивного депо. С тех пор профессия железнодорожника в нашем городе считается одной из самых привлекательных и престижных. В городе десятки семейных династий связали свою жизнь с железной дорогой. На базе нашего образовательного учреждения, с 2008 года проводится профильная подготовка учащихся для поступления в СТЖТ. Основанием для совместной деятельности является договор об обеспечении одновременного освоения учащимися третьей ступени образовательного учреждения общеобразовательных программ среднего профессионального образования по специальности: «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». За этот период было подготовлено и стало студентами техникума 56 выпускников 11-х классов: в 2010 году – 20 человек, в 2011 году – 20 человек, в 2012 году – 16 человек. В этом учебном году в 11 «В» классе – 17 человек и 10 «В» классе – 19 человек. Обучение производится по специальностям:
«Техническая эксплуатация и ремонт подвижного состава»
«Путь и путевое хозяйство. Строительство железных дорог»
Что же представляет собой, программа техникум + школа? Какие цели она преследует, и какие задачи решает. Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вашему вниманию свою творческую исследовательскую работу: «Профессия начинается за партой».
Актуальность: каждый год огромное количество ребят выбирают свой жизненный путь и должны иметь представление об особенностях профессии.
Цель исследования: показать эффективность классов совместного обучения как в целях повышения качества школьного образования, так и в целях подготовки специалистов.
Задачи:
- изучить критерии профессиональной пригодности и условия развития необходимых физических и личностных особенностей школьников;
- раскрыть динамику ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности;
- показать результативность исследовательской и проектной деятельности в приобретении необходимых навыков.
Объект исследования: образовательная и воспитательная среда в профильных классах.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональных качеств.
Практическая значимость: может быть использована для проведения классных часов в общеобразовательных школах.
Гипотеза: достижение высокого профессионализма возможно:
- при условии ранней профилизации;
- при взаимодействии на стадии школьного обучения со специалистами – носителями традиций и ценностей профессионального сообщества.
Мои сверстники участвуют в различных образовательных и познавательных проектах. Участвуя в школьном проекте «История Ершовского отделения РЖД» мы нашли очень интересную информацию о молодежном конкурсе «Новое звено» - конкурс проектов, проводимых с целью вовлечения молодежи в процесс стратегического развития ОАО «РЖД». Именно эта информация заставила меня серьезно задуматься над тем, как реализовать себя в будущем и добиться карьерного роста как профессионала.
Исследовательская работа осуществлялась на базе МОУ СОШ № 3 города Ершова. В эксперименте участвовало 54 учащихся, 6 преподавателей и 2 классных руководителя профильных классов.
Новизна: доказано преимущество ранней профилизации школьников в классах совместного обучения.
Глава I. Профильное обучение - школа.
В системе профильного обучения на старшей ступени школы огромную роль играют элективные курсы. Они являются обязательными для старшеклассников. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы на подготовку выпускников к последующему профессиональному образованию. Цели предпрофильной подготовки и профильного обучения можно охарактеризовать так:
- Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
- Создание условий для существующей дифференциации содержания обучения - старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- Создание возможностей равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их запросами и способностями;
- Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
В МОУ СОШ № 3 города Ершова три профиля, один из которых физико-математический. Профильными предметами являются: математика, физика, информатика и ИКТ. Учащимся классов совместного обучения при СТЖТ предложено изучение таких элективных курсов, как: «Подготовка к ЕГЭ по физике», «Подготовка к ЕГЭ по информатике». Те изменения, которые происходят сейчас в обществе, ставят перед школами, техникумами и вузами совершенно новые задачи. Явным стало то, что главной ценностью становятся не материальные блага, а информация, знания, интеллект. Экономика все больше ориентируется на расширение и использование знаний. Теперь, мы школьники, видим свою главную задачу в том, чтобы получить такие знания, навыки и умения, которые позволят быстро сориентироваться в любых социально-экономических условиях. Проведя исследование, я выяснила, что динамика образовательных достижений учащихся при переходе в 10 класс составляет в среднем + 0,4 балла, а к 11 классу + 0,7 балла. Это говорит о том, что ребята начинают серьезнее относиться к получению прочных знаний. Однако, диагностика качества знаний показала, что, к сожалению, средний балл в профильных классах пока остается низким и составляет 3,89. 2 % учащихся имеют в качестве итоговых оценок одну, две тройки. В основном по химии и русскому языку. Около 5 % - имеют три, четыре тройки, к названным предметам прибавляются математика и информатика. Во время проведенного мною опроса, ребята честно отметили, что считали до 9 класса эти предметы сложными и не смогли ликвидировать пробелы в знаниях. Работая над проектом, я подготовила сводную таблицу достижений учащихся профильных классов, которую разместила в приложении к работе. Тем временем, железнодорожный транспорт, представляет собой сложный комплекс, в котором задействованы различные сферы работ. Работники этого комплекса обеспечивают безопасность перевозок, а значит – безопасность людей, сохранность имущества, экологическую безопасность. В такой работе каждая ошибка может превратиться в трагедию. В целях улучшения качества образования, в нашей школе с 2012 учебного года началась работа по индивидуальным образовательным технологиям. Каждый учащийся профильного класса получил возможность определить количество часов, необходимых ему для получения прочных знаний по определенным предметам. Было увеличено количество часов на изучение физики, информатики, математики. Подводить итоги, конечно, рано. Тем не менее, по результатам уже первого полугодия стало понятно, что индивидуальная образовательная траектория дает учащимся возможность улучшить успеваемость. Положительным показателем является и участие школьников в научно-исследовательских проектах. Нашим ребятам удалось с достоинством представить свои работы в разных предметных областях: география, история, обществознание. Из учащихся профильных классов только в этом учебном году грамотами были награждены: человек.
Самым опасным для общества, как утверждают социологи, является кризис нравственных ценностей, так как он лишает страну будущего. Н.Г. Чернышевский сказал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой патриотизма». Поэтому мы руководствуемся лозунгом: «не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для Родины». Мы считаем, что патриотизм является мощным мотивом сплочения людей, основой стремления к благополучию и процветанию Родины. В нашей школе реально существует мощная молодежная организация «Единство», которая позволяет формировать культуру правовых отношений, изучать военную историю России, сохранять воинские традиции. В этом году была открыта мемориальная доска в честь бывшего выпускника нашей школы, погибшего во время военных действий в Чеченской Республике. Мы участвуем в сборе информации о земляках, погибших в годы Великой отечественной войны. Я сама в этом году участвовала в III межрегиональной конференции на базе Института истории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» и заняла 3 место за проект «Сталинградская битва: взгляды и оценки через 70 лет». Многие ребята профильных классов совместного обучения при СТЖТ являются членами Ершовского местного отделения «Молодая гвардия Единой России». Так, например, ученик 11 «В» класса Хахулин Александр имеет почетные грамоты и благодарности за активное участие в общественной жизни города и района, за подготовку проведение городских праздников, за участие в работе избирательного штаба в период избирательной компании по выборам в Государственную Думу VI созыва. Фактически, выпускники профильных классов получают возможность развивать свои способности, выходящие за рамки официальных учебных программ. Так, например, в рамках проекта профильных классов, было проведено исследование на тему: «Мир моей профессии». Учащиеся должны были выбрать из предложенного списка качеств человека те, которые потребуются им в работе. Результаты опроса показали, что приоритет ребята отдали таким качествам как: инициативность, самодисциплина, умение разбираться в людях, дальновидность, коммуникабельность, уверенность в себе. В ходе беседы с работниками локомотивного депо мы узнали, что потребуется еще чувство личной ответственности и умение создавать благоприятную среду дома и на работе. Железнодорожный комплекс являет собой ту сферу деятельности, где от личного вклада каждого работника зависит общее качество и эффективность производства. Именно поэтому, понятие трудовая дисциплина является для нашей профессии основополагающим. Мы познакомились с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и определили для себя главную особенность трудовой дисциплины этой профессии – состояние готовности даже во время отдыха и здоровый образ жизни. Все учащиеся профильных классов ведут здоровый образ жизни. Из 17 выпускников этого года 10 профессионально занимаются спортом. Нас с радостью встречают на Ежегодной Спартакиаде Ершовского МО на приз ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», первенстве Саратовской области по мини-футболу, легкоатлетических эстафетах и турнирах по волейболу.
С 2006 года проводилась масштабная реконструкция ремонтного локомотивного депо. Были введены в эксплуатацию цеха текущего и среднего ремонта, а также пункт реостатного испытания тепловозов, прошедших ремонт. В 2011 году открылось новое здание депо. На торжественном открытии присутствовал начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый. По случаю открытия были вручены награды лучшим работникам. Юрий Питцалин за 20 лет службы проехал миллион километров и был отмечен знаком «За безаварийное проследование 1000000 км». Слесарь Владимир Артюшков работает уже 37 лет и даже имеет свое личное клеймо мастера, которое ставит на обработанные им детали. 30 марта 2011 года был поставлен мировой рекорд: проведен грузовой поезд весом свыше 100 тысяч тонн. Направление Ершов-Красногвардеец считается одним из самых сложных: множество спусков и подъемов. Общая длина поезда составляла около 15 километров.
Большинство ребят во время встречи с начальником отдела кадров локомотивного депо сказали, что обязательно придут после окончания техникума на работу в этот дружный коллектив. Некоторые сомневаются в своих физических возможностях, а 7 % учащихся сказали, что будут пробовать поступить в Самарский институт железнодорожного транспорта. Специалисты РЖД рассказали нам о проекте документа «Основные направления развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года». Инновации предусматривают:
- внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах
- цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц,
- создание системы моделирования процесса движения в условиях реального времени
- создание подвижного состава и инфраструктуры движения поездов со скоростью 350 км/ч.
Таким образом, мы поняли, что будущие специалисты российских железных дорог должны иметь широкий круг компетенций, иметь глубокие знания. Учащиеся профильных классов стремятся принимать активное участие в различных предметных и профессиональных конкурсах, стремятся быть спортивными, всестороннее развитыми, креативными. О наших достижениях можно рассказывать очень долго. Работая над проектом, я подготовила сводную таблицу достижений учащихся профильных классов, которую разместила в приложении к работе. Выводы, которые я смогла сделать на первом этапе работы:
- Современное общество требует от специалиста транспортной сферы высокого уровня профессиональной компетенции, конкурентоспособности, ответственности в практической деятельности. «Роль человеческого фактора» и личной ответственности растет с каждым днем.
- В школе формируются качества, которые позволяют оперативно и грамотно действовать в различных ситуациях; умения принимать точные и оптимальные решения; ответственно подходить к любому виду деятельности;
- работа над исследовательскими проектами позволяет нам понять механизмы формирования ответственности личности;
- личная свобода каждого человека – это его ответственность, необходимость следовать четким правилам и распоряжениям
Глава II. Профильное обучение - техникум.
Было бы ужасной ошибкой, не сказать в своей работе о том, какую роль играет организация профильного обучения на основе социального партнерства. Большую роль играют экскурсии в техникум, на предприятия РЖД города Ершова и производственная практика, участие в совместных проектах. В данном случае критериями готовности школьника к профессиональному самоопределению выступают:
- необходимый уровень информированности;
- наличие деятельностно-практического опыта.
На протяжении двух лет преподаватели техникума дают нам знания, которые являются основой будущей трудовой деятельности.
Знакомимся с плотностью жидкостей
Весенняя гроза
Флейта и Ветер
Цветущая сакура
Бородино. М.Ю. Лермонтов