Проектная работа учащихся 10 класса по теме «Множество» в рамках программы «Intel. Обучение для будущего».
В материалах проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
mnozhestvo.zip | 2.88 МБ |
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 87»
ДОКЛАД
Тема: «НАМ МНОЖЕСТВО ЗАДАЧИ РЕШАТЬ ПОМОГАЕТ»
Подготовили: Воробьева Юлия, Гаврилова Юлия, Панов Артем
Руководитель: учитель первой квалификационной категории
Заико Илья Валерьевич.
САРАТОВ 2010 год
Для множества A, число элементов которого – конечное число через n(A) обозначим число его элементов. Число элементов пустого множества равно нулю.
Для любых конечных множеств A и B справедливо равенство:
. (*)
Действительно, пусть множества A и B не пересекаются, то есть . Их объединение получается добавлением к элементам одного множества всех элементов другого множества, поэтому
.
Если же пересечение множеств A и B не пусто, то число их общих элементов равно . Объединение этих множеств образуется добавлением к элементам множества A всех тех элементов множества B, которые не входят в A. Число таких элементов равно . Таким образом .
Решение.
Пусть A – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, B – множество абитуриентов, получивших оценки ниже 5, по условию: Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество . По формуле (*) находим:
.
Ответ: 140 человек.
Решение.
Множество учеников школы будем считать основным множеством E, A и B – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках. Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество . По условию , а так как по формуле , то и . Отсюда
Зная , по формуле (*) находим
Ответ: 862 человека.
решены задачи | количество решивших |
по алгебре по геометрии по тригонометрии по алгебре и геометрии по алгебре и тригонометрии по геометрии и тригонометрии | 20 18 18 7 8 9 |
Известно также, что ни одной задачи решили трое. Сколько учащихся решили все три задачи? Сколько учащихся решили ровно две задачи?
Решение.
Для простоты решения этой задачи прибегнем к наглядному изображению множеств. Пусть A – множество учащихся, решивших задачу по алгебре, B – по геометрии, C – по тригонометрии. Если x – число учащихся, решивших все три задачи, то (7-x) есть число учащихся, решивших задачи по алгебре и геометрии, но не по тригонометрии, (8-x) – по алгебре и тригонометрии, но не по геометрии, (9-x) – по геометрии и тригонометрии, но не по алгебре. Если a, b и с – количество учащихся, решивших только одну задачу соответственно по алгебре, геометрии и тригонометрии, то имеем 20=15+a-x, 18=16+b-x и 18=17+c-x, откуда находим: a=5+x, b=2+x и c=1+x.
Всего в олимпиаде приняло участие 40 человек, три не решили ни одной задачи, следовательно, хотя бы одну задачу решили 37 учащихся. Те, кто решил хотя бы одну задачу, образуют множество , таким образом . А так как , то, подставляя выражения для a, b и c, отсюда находим x=5.
Итак все три задачи решило пятеро. Число учащихся, решивших ровно по две задачи, равно 24-3x, то есть равно 9.
Ответ: 5 учащихся; 9 учащихся.
Решение.
Для простоты решения этой задачи прибегнем к наглядному изображению множеств. Пусть A – множество учащихся, посмотревших фильм A, B – посмотревших фильм B, C – посмотревших фильм C. Если x – число учащихся, посмотревших все три фильма, то (13-x) есть число учащихся, посмотревших только фильм A, (16-x) – посмотревших только фильм B, (19-x) – число учащихся, посмотревших фильм C. Так как, по условию фильмы смотрели 40 учащихся, то имеем: x+(13-x)+(16-x)+(19-x)=40. отсюда -2x=-8, а значит, все три фильма видели 4 ученика.
Ответ: 4 ученика.
Позвольте, я вам помогу
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Одеяльце
Крутильный маятник своими руками
Три загадки Солнца