Одним из стресоопасных периодов является переход из начальной школы в среднее звено. Неуверенность, страх ухудшают настроение и желание учиться. Одним из приемов регуляции настроения является воздействие цветом. В работе изучается влияние цвета на настроение учащихся пятых классов. Для диагностики оперативной оценки их настроения использовали методику Л.Д. Столяренко. Коррекционная работа, направленная на повышение настроения через цвет проводилась для двух классов из трех в течение двух месяцев. Для проверки ее эффективности один класс не участвовал в мероприятиях. В результате, показатели хорошей оценки настроения увеличились, повысилась активность на уроках. Показатели хорошей оценки настроения тех учащихся, для которых не применяли коррекционную работу, повысились незначительно. Следовательно, цвет вызывает соответствующую реакцию человека, формирует эмоции, а, значит, и настроение.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Влияние цвета на настроение школьников" | 272.5 КБ |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
Конкурс исследовательских работ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»
Секция: ПСИХОЛОГИЯ
Влияние цвета на настроение школьников.
Комарова Елизавета
МОУ сош №1, 9 класс, г. Наволоки
Научный руководитель: Шалаева Т.С. педагог – психолог
I квалификационной категории
Новикова Вера Леонидовна - учитель
высшей квалификационной категории
г. Обнинск, 2010/2011 учебный год
Аннотация.
Одним из стресоопасных периодов является переход из начальной школы в среднее звено. Неуверенность, страх ухудшают настроение и желание учиться. Одним из приемов регуляции настроения является воздействие цветом. В работе изучается влияние цвета на настроение учащихся пятых классов. Для диагностики оперативной оценки их настроения использовали методику Л.Д. Столяренко. Коррекционная работа, направленная на повышение настроения через цвет проводилась для двух классов из трех в течение двух месяцев. Для проверки ее эффективности один класс не участвовал в мероприятиях. В результате, показатели хорошей оценки настроения увеличились, повысилась активность на уроках. Показатели хорошей оценки настроения тех учащихся, для которых не применяли коррекционную работу, повысились незначительно. Следовательно, цвет вызывает соответствующую реакцию человека, формирует эмоции, а, значит, и настроение.
Содержание.
Введение.
Одна из наиболее острых проблем современной школы – учебные перегрузки и как следствие этого отрицательное психоэмоциональное состояние школьников, влекущее за собой серьезные проблемы со здоровьем. Стрессы усугубляют это вредное воздействие. Выделяют несколько наиболее стресоопасных периодов. Это период поступления в школу, переход из начальной школы в среднее звено, а так же из среднего звена в старшие классы. В школе ведется серьезная работа по адаптации учеников. Однако неуверенность, страх, сомнение ухудшают настроение, а, следовательно, и желание учиться. Известно, что «повышение эмоционального наполнения учебных занятий позволяет увеличить число положительных эмоций, помогает снять напряжение и улучшает настроение» [1]. Одним из приемов регуляции настроения является воздействие цветом. Доказано, что эмоциональное состояние человека влияет на восприятие цвета, однако, цветом можно корректировать настроение [2].
Актуальность и острейшая социальная значимость, обозначенной проблемы, побудила нас к написанию исследовательской работы. Цель исследования можно определить следующим образом: изучить влияние цвета на настроение учащихся пятых классов. Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
В качестве объекта исследования мы выбрали учащихся пятых классов МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Наволоки. Предмет исследования: влияние цвета на настроение.
Обзор литературы.
В настоящее время большое внимание уделяется подрастающему поколению. Не секрет, что большая часть российских школьников имеют серьезные проблемы со здоровьем. Правительство нашей страны проводит мероприятия, направленные на решение ситуации. Внедряется в жизнь приоритетный национальный проект «Здоровье», в школах большое внимание уделяется здоровье–сберегающим технологиям [3].
Но интенсификация учебного процесса и соответствующие ей перегрузки, отрицательно влияют на здоровье детей. Стрессы усугубляют это вредное воздействие. Наиболее стресоопасными являются периоды поступления в школу, переход из начальной школы в среднее звено, а так же из среднего звена в старшие классы. О трудностях, связанных с адаптацией школьников, известно и родителям, и педагогам. Дети испытывают их на себе. Неуверенность, страх, сомнение влияют на психоэмоциональное состояние школьников [1], ухудшают настроение, а, следовательно, и желание учиться. Известно, что «повышение эмоционального наполнения учебных занятий позволяет увеличить число положительных эмоций, помогает снять напряжение и улучшает настроение» [1]. Одним из приемов регуляции настроения является воздействие цветом.
Интерес к цвету возник еще в глубокой древности. Индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждали, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов [1]. Основателем науки о цвете стал И. В. Гете. Он впервые заговорил о влиянии цвета на настроение [2]. Доказано, что эмоциональное состояние человека влияет на восприятие цвета, однако, цветом можно корректировать настроение [2]. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека, но и определенным образом формирует его эмоции, а, значит, и настроение.
«Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека» [2].
Считается, что положительно влияют на человека цвета солнца и другие цвета светлых оттенков. Нежелательными являются темные цвета [1]. Конечно все цвета, вокруг школьников влияют на их настроение. Мы не можем изменить окраску осеннего тусклого неба, серого асфальта или унылый цвет стен в школе. Однако, с помощью цвета школьных принадлежностей, элементов одежды педагогов, методического оборудования, элементов одежды самих учеников можно и нужно попытаться обогатить цветовую палитру, вызывающую положительные эмоции и скорректировать настроение детей.
Приведем наиболее общие ассоциации с тем или иным цветом, описанные в литературе.
Таблица 1.
Ассоциации с цветом.
Цвет | Психологическое значение цветов по Люшеру http://mycolorlive.wordpress.com | Психологическое восприятие и значение цвета http://rosdesign.com. |
Синий | Покой | Стабильность |
Зеленый | Твердость, гармония | Надежда |
Красный | Возбуждение | Раздражение |
Желтый | Развитие, освобождение | Теплый, благотворный |
Фиолетовый | Мудрость, увлеченность | Тяжелый, угнетающий |
Белый | Излучение | Легкость |
Черный | Поглощение | Траур |
Следует четко понимать, что мы планируем не агрессивно воздействовать на школьников через цвет. Наше воздействие строго дозированное, мягкое, ненавязчивое в соответствии с запланированными мероприятиями.
Описание работы.
На начало 2009 – 10 учебного года в МОУ сош № 1 г. Наволоки обучалось всего 75 пятиклассников: в 5 «А» - 29, в 5 «Б» - 26, в 5 «В» - 21 человек. Для диагностики их оперативной оценки настроения в начале учебного года мы использовали методику, опубликованную в практикуме «Основы психологии» Л. Д. Столяренко [4].
Методика диагностики оперативной оценки настроения.
Вопросник состоит из 10 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить настроение за определенный промежуток времени. Каждая пара представляет собой шкалу, по которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего настроения.
Инструкция. Вам предлагается описать свое настроение, которое вы испытывали чаще всего, с помощью таблицы, состоящей из 10 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше настроение, и отметить цифру, которая соответствует силе выраженности характеристики.
Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. Затем подсчитывается количество баллов. Полученные результаты делятся на 10. Средний балл равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном настроении испытуемого, оценки ниже 4 баллов свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки настроения лежат в диапазоне 5-5,5 балла.
Таблица 1.
Вопросник противоположных характеристик.
1. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
2. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
3. | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
4. | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
5. | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
6. | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
7. | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
8. | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
9. | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
10. | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Результаты диагностики на начало учебного года.
В диагностировании оперативной оценки настроения в начале учебного года участвовали 75 человек – учащиеся 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов. Методику провели 25 сентября, обработали данные и получили следующие результаты:
Рисунок 1.
Диагностика настроения учащихся 5–х классов в начале учебного года.
Коррекционная работа.
Коррекционную работу, направленную на повышение настроения проводили для учащихся 5 «А» и 5 «В» классов. Для проверки ее эффективности 5 «Б» класс не участвовал в спланированных мероприятиях.
План работы.
3 октября состоялось собрание для родителей учащихся 5 «А» и 5 «В» классов. На нем родителям было рекомендовано приобрести детям школьные принадлежности и элементы одежды по возможности ярких цветов. Протокол родительского собрания прилагается (Приложение 1).
27 сентября состоялось собрание для учителей - предметников и классных руководителей, работающих в 5 «А» и 5 «В» классах. На нем педагогам было рекомендовано использовать на уроках наглядный материал ярких цветов, а в своей одежде по возможности использовать яркие тона. Протокол собрания прилагается (Приложение 2).
Контролировать ведение учащимися дневника настроения (Прил. 3), обеспечить тонированной бумагой учителей – предметников для написания контрольных работ, использовать в работе с детьми цветные сюрпризы, выставки согласно плану (Прил. 4).
Проверка эффективности коррекционной работы.
Для проверки эффективности коррекционной работы мы использовали методику диагностики оперативной оценки настроения Л. Д. Столяренко [5], такую же, что и в начале учебного года. Исследование провели в 5 «А», 5 «Б», и 5 «В» классах 26 декабря обработали данные и получили следующие результаты:
Рисунок 2.
Диагностика настроения учащихся 5–х классов.
Результат работы.
Рисунок 3.
Сравнительная оценка изменения настроения учащихся 5–х классов.
Так как в результате коррекционной работы показатели хорошей оценки настроения учащихся 5 «А» и 5 «В» классов существенно повысились, мы приняли решение провести такие же мероприятия для 5 «Б» класса. Работу проводили с 12.01.2010 по 12.03.2010. В результате показатели хорошей оценки настроения учащихся 5 «Б» класса повысились с 37 % до 62 %.
Рисунок 4.
Сравнительная оценка изменения настроения учащихся 5 «Б» класса.
Выводы.
На основании сравнительной оценки первоначальной и повторной диагностических работ, можно сказать, что:
Следовательно, цвет действительно вызывает соответствующую реакцию человека и определенным образом формирует эмоции учащихся, а, значит, и настроение.
Список литературы.
Приложение 1.
Протокол родительского собрания в 5-х «А» и «В» классах от 3.10.2009 г.
Решили: Принять к сведению рекомендации школьного психолога и ученицы 9-а класса Комаровой Е. Провести повторное родительское собрание, на котором необходимо познакомить родителей с результатами работы по улучшению настроения пятиклассников и как следствие активности на уроках.
Рекомендации:
Председатель родительского комитета:
___________________________(5 «А» класса Светлакова Н. А)
___________________________(5 «В» класса Григорьева Н. А)
Классный руководитель:
___________________________(5 «А» класса Молодцова О. В.)
______________________________(5 «В» класса Шалаева Т. С.)
Приложение 2.
Протокол семинара для классных руководителей и учителей,
работающих в 5-х «А» и «В» классах.
Присутствовали 12 человек – классные руководители (2 чел.) и учителя, работающие в 5-а и 5-в классах МОУ сош № 1 г. Наволоки.
По вопросу о проблеме адаптации пятиклассников слушали школьного педагога - психолога Шалаеву Т.С.
С докладом по теме: «Оперативная оценка настроения учащихся и способы его улучшения» выступала ученица 9-а класса Комарова Елизавета.
Решили: Принять к сведению рекомендации школьного психолога и Комаровой Е.
Рекомендации для учителей и классных руководителей:
Рекомендации для классных руководителей.
Приложение 3.
Дневник настроения учащихся на октябрь.
Фамилия Имя_________________
29 сентября_______ 13 октября_________
30 сентября_______ 14 октября_________
1 октября_________ 15 октября_________
2 октября_________ 16 октября_________
3 октября_________ 17 октября_________
6 октября_________ 20 октября_________
7 октября_________ 21 октября_________
8 октября_________ 22 октября_________
9 октября_________ 23 октября_________
10 октября________ 24 октября_________
- красный цвет - радостное настроение;
- зеленый цвет - спокойное, уверенное настроение;
- синий цвет – грустное настроение;
- черный цвет – тревожное настроение.
Приложение 4.
План мероприятий комплексной коррекционной работы.
Дата | Организатор | Вид работы | Примечание |
07.10.09 | Учитель математики | Контрольная работа на розовой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
10.10.09 | Классный руководитель | Бейджики на цветной бумаге | Облегчилось общение между учащимися и учителями |
14.10.09 | Учитель русского языка | Тест на зеленой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
17.10.09 | Классный руководитель | Организация выставки осенних букетов | Выставку посетили ученики 5-а и 5-в классов |
21.10.09 | Учитель математики | Тест на розовой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
24.10.09 | Классный руководитель | Подарочные воздушные шары с именами | Наблюдалось улучшение настроения и повышения активности учеников 5-а и 5-в классов |
28.10.09 | Учитель русского языка | Диктант на зеленой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
11.11.09 | Классный руководитель | Поздравления с началом II четверти , конфеты-сюрпризы | Наблюдалось улучшение настроения и повышения активности учеников 5-а и 5-в классов |
14.11.09 | Учитель математики | Математический диктант на розовой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
17.11.09 | Классный руководитель | Организация фото выставки «Здесь родины моей начало». | В выставке приняли участие все учащиеся 5-а и 5-в классов. |
24.11.09 | Учитель русского языка | Сочинение: «Опять двойка», выполнялось на зеленой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
28.11.09 | Учителя первых классов | Подарок от первоклассников – цветная закладка, сделанная своими руками. | Спустя время закладки используются пятиклассниками в дневниках |
02.12.09 | Учитель математики | Проверочная работа на розовой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
08.12.09 | Учитель русского языка | Изложение: «Про хитрого зайца», выполнялось на зеленой бумаге | Наблюдалось большее старание при выполнении |
12.12.09 | Классный руководитель | Организация конкурса на лучшую модель школьной формы | Победителем стала самая яркая и оригинальная модель |
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Денис-изобретатель (отрывок)
Как зима кончилась
Рисуем акварельное мороженое
Как я избавился от обидчивости