В работе учащиеся ищут ответы на вопросы; Когда появился первый хлеб и из чего его делали? Как делают хлеб сейчас, и кто принимает в этом участие? Какой бывает хлеб? А полезен ли он? Что можно приготовить из хлеба кроме бутербродов? А как можно использовать засохший хлеб? Откуда пошла традиция встречать гостей хлебом-солью? и много других вопросов.
Актуальность нашего исследования определена необходимостью привлечь внимание детей к проблеме бережного отношения к хлебу.
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_speckursa.docx | 253.23 КБ |
презентация работы | 1.78 МБ |
Проектно-исследовательская работа
учащихся 3 и 4 классов
ЧУ СОШ «Личность»
Титовой Алены, Лоханиной Дарьи, Мезенцевой Вероники
Руководитель – Макухина Анна Николаевна
Москва – 2009 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Из истории хлеба……………………………….……………………5
Глава 2. Результаты социологического опроса (анкетирования), проведенного среди учащихся ЧУ школы «Личность». ……………….16
Глава 3. Состав хлеба, его пищевая ценность. Производство хлеба……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………35
Библиография………………………………………………………………...37
ВВЕДЕНИЕ
Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб. Несомненно, что, начав засевать поля хлебными зернами, человек не мог уже довольствоваться употреблением их в пищу в сыром виде, а стал готовить из них искусственным образом свою пищу. Следовательно, начало хлебного производства надо искать в том периоде истории, когда человек бросил кочевую жизнь и начал оседлую, вместе с которой началась культура человека. Следовательно, хлебопечение положило начало цивилизации - недаром в мифологии древних народов хлебопечение имеет божественное происхождение.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
У нас возникло много вопросов: Когда появился первый хлеб и из чего его делали? Как делают хлеб сейчас, и кто принимает в этом участие? Какой бывает хлеб? А полезен ли он? Что можно приготовить из хлеба кроме бутербродов? А как можно использовать засохший хлеб? Откуда пошла традиция встречать гостей хлебом-солью? и много других вопросов.
Актуальность нашего исследования определена необходимостью привлечь внимание детей к проблеме бережного отношения к хлебу.
Противоречие исследования состоит в том, что, несмотря на то, что хлеб является нашим богатством, его доступность и обыденность на нашем столе снижает его ценность в нашем сознании.
Проблема исследования: отношение людей к хлебу.
Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол и сколько в нем пользы, то будет бережнее относиться к нему.
Объект исследования: хлеб.
Предмет нашего исследования: отношение людей к хлебу.
Цель исследования: узнать как можно больше о хлебе и подтвердить, или опровергнуть нашу гипотезу.
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении мы объясняем актуальность выбранной нами темы исследования, определяем проблему, цели и задачи, объект и предмет исследования.
В I главе мы знакомимся с историей возникновения хлеба, отношением людей к хлебу в разные времена, традициями, связанными с хлебом.
Во II главе мы приводим результаты социологического опроса (анкетирования), проведенного среди учащихся школы «Личность».
В III главе мы знакомимся с состав хлеба, его пищевой ценностью, процессом изготовления хлеба.
В заключении мы приводим результаты повторного анкетирования и делаем выводы по результатам исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования:
поисковый (сбор информации), анкетирование (социологический опрос),
анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.
Глава 1. Из истории хлеба.
Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.
Ученые археологи разных стран после изучения большого количества материалов подтвердили, что действительно первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в древности.
Прошло много тысячелетий с тех пор, как люди стали культивировать злаки. В глубине веков затерялся день, когда первобытный человек растер горсть зерен, замесил муку с водой и на раскаленных камнях испек свой первый хлеб.
Сначала люди питались сырыми зернами. Затем, приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу. Считается, что именно каша была первой «праматерью» хлеба.
Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно, женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако, из этой «ошибки» люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, а потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом!
Время шло, век за веком, открытие за открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Произошло это, возможно, впервые в Египте, 4-5 тысяч лет назад. Есть все основания полагать, что египтяне пользовались кислым тестом. Об этом говорят найденные статуэтки, изображающие приготовление пива. Казалось бы, причем тут пиво? А у пива и у хлеба во многом общее происхождение. Оба эти продукта результат брожения, которое вызывается дрожжами. Вполне возможно, что пивные дрожжи, случайно попав в замешанное тесто произвели «чудо». На глазах у изумленных людей тесто стало подниматься, пузыриться, дышать словно живое! Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие пленочки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий, легко разжевываемый хлеб. Искусство приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб из Египта перешло древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам и римлянам. В Древней Греции первое упоминание о «кислом» хлебе (хлеб из сброженного теста) относится к V в. до н.э. Однако такой хлеб считался деликатесом и стоил значительно дороже пресного. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали, как правило, 2 блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль.
В первых веках нашей эры в Индии существовал закон, по которому преступников наказывали тем, что запрещали есть хлеб на определенное время (в зависимости от того, какое преступление они совершили). При этом индийцы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индийцы, творя утреннюю молитву, начинают ее словами: «Все есть пища, но хлеб есть ее великая мать».
В Древнем Египте и Древней Греции особая роль отводилась черствому хлебу. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Многие народы рассматривали хлеб как целебное средство против разных болезней. И в наши дни врачи рекомендуют при желудочно-кишечных заболеваниях употреблять черствый хлеб.
Хлебопекам Древней Греции мы обязаны, как считают ученые, и происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшков специальной формы – клибанос. От этого названия древними готами было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и эстонский «лейб».
От греков искусство хлебопечения перешло к римлянам. Во II веке до нашей эры в Риме и в других городах уже были специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах. Одна такая пекарня была обнаружена при раскопках древнего города Помпеи, погибшего при извержении Везувия. В древней Греции хлебопеки могли занимать самые высокие государственные посты.
Во времена Средневековья во многих европейских странах легко было проследить прямую зависимость между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял.
Королевская семья ела только свежеиспеченный хлеб; хлеб вчерашней выпечки предназначался для высшего общества; хлебными изделиями, выпеченными 2 дня назад, снабжали представителей мелкопоместного дворянства; хлеб 3-дневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным 4 дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
Однако в то же самое время во многих городах средневековой Азии черствый хлеб считался более ценным, чем свежевыпеченный. Французский король Генрих IV, признавая особую, исключительную роль хлеба в жизни народа, ко всем своим титулам добавил еще один – король хлеба – и говорил при этом, что тот, кто правит хлебом нации, является более великим правителем, чем тот, кто правит только душами своих подданных.
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников, «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками.
Кроме хлебников, занимающихся, как мы бы теперь сказали, «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. «Домострой» указывает, что для приготовления хлеба мастера обязаны были знать, «как муку нужно сеять, сколько может получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количества хлеба».
В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.
Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XII вв. упоминаются «хлебы чистое зело», «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью праздничного стола.
В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.
В городах Московского государства в XVI–XVII вв. был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся хлебных изделий. Царский указ 1626 г. «О хлебном и калачном весу» утверждал порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов – из пшеничной. Для наблюдения за точным выполнением этого указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были «…ходить в Кремле, Китай-городе, Белом каменном городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие». Этот контроль за соблюдением цен и качеством хлеба распространялся не только на профессиональных пекарей, но и на всех жителей, имеющих какое-либо отношение к выпечке или продаже хлеба.
При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказания за их нарушение. В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали выборных посадских людей. Участие в таком контроле считалось делом почетным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков. Они имели право осматривать пекарни, хлебные лавки, штрафовать нарушителей правил производства и продажи хлеба.
Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.
То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.
На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить на пол хотя бы крошку такого хлеба.
Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека. Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар. Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания. Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином. В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символический хлеб-соль как благословение.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку. Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.
Ещё у славян-язычников хлеб-соль были символом верности, дружбы, богатства и благополучия. показать своё гостеприимство, а также то особое положение, которое отводилось столу в дом Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имело в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол.
О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы, например: “За хлеб-соль не платят!”, “Дурное слово не за хлебом-солью сказано!”, “Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!”, “От хлеба-соли не отказываются”, “Хлеб-соль и разбойника смиряет”, “Хлеб-соль есть, да не про вашу честь”, “Хлеб-соль ешь да правду режь”.
...О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб, и тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Ольга Берггольц
Особое отношение к хлебу у людей, познавших голод, прошедших войну и перенесших ужас ленинградской блокады.
Одним из важнейших факторов, помогающих выстоять, защитить свою Родину, наравне с оружием был и остается хлеб. Ярким подтверждением этому служит Великая Отечественная война.
В годы войны черный хлеб был не только заглавным продуктом питания, но и мерилом жизни. Если бы случилось поражение на хлебном фронте, это означало подрыв потенциальной мощи страны. Однако обеспечить свободную продажу при нехватке ресурсов государство не имело возможности. Уже с июля 1941 года были введены хлебные карточки.
Для экономии стали выпускать в основном формовой хлеб из ржаной муки. Было принято специальное решение правительства по изменению действующих гостов. "Хлеб войны на одну десятую состоял из картошки, - вспоминает Л.И. Пучков, профессор Московского государственного университета пищевой промышленности. - В нем больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось... Конечно, пищевая ценность и калорийность такого теста снижалась. Но что поделаешь - война!"
Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.
Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными.
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады.
Несмотря на страдания, тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
А.Н. Юхневич – старейшая работница ленинградского хлебозавода – рассказала в московской школе №128 на Уроке Хлеба о составе блокадных буханок: 10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат.
Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба.
Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.
Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева из г. Новозыбкова Брянской обл.: «Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства. Мне волею судьбы пришлось пройти многие гитлеровские лагеря и концлагеря. Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Вот и решил сообщить кое-что о хлебе для военнопленных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.
Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».
Вот его рецепт:
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».
Прошло немало лет и пройдет еще не мало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе? Ответ один – немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, и, в первую очередь, хлебом.
Глава 2. Результаты социологического опроса (анкетирования), проведенного среди учащихся школы «Личность»
С целью выяснения частотности употребления хлеба, выявления уровня знаний о пользе хлеба, об отношении к хлебу мы провели анкетирование, среди учащихся нашей школы. Их вниманию была представлена следующая анкета:
Обработав результаты анкетирования, мы убедились, что практически все ребята нашей школы люябт хлеб.
Диаграмма 1.
Большая часть ребят употребляет его хотя бы один раз в день, но обычно это несколько раз, то есть с каждым приемом пищи.
Диаграмма 2.
Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.
Диаграмма 3.
В основном все едят хлеб, купленный в магазине.
Диаграмма 4.
Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.
Диаграмма 5.
Не смотря на то, что предпочитают ребята в основном белый хлеб, они считают, что черный наиболее полезен.
Диаграмма 6.
На вопрос о том, всегда ли ребята съедают тот хлеб, который берут, больше половины опрошенных признались в том, что они оставляют хлеб.
Диаграмма 7.
И на вопрос о бережном отношении к хлебу только четверть опрошенных заявила, что они вторично используют оставшийся или подсохший хлеб, а остальные в лучшем случае скармливают его животным, а в худшем – выбрасывают его.
Диаграмма 8.
Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашей школы в день не доест хотя бы 50г хлеба, то в целом это составит 7кг хлеба с сутки, за месяц – 210кг, за год это составит 2500кг. А если подсчитать сколько, таким образом, хлеба пропадает во всем городе? А во всей стране? Цифры будут просто ошеломляющими.
На вопрос о том, кто, по их мнению, участвует в процессе изготовления хлеба, большинство ребят ответили, что это повара и кондитеры и лишь единицы называли среди этих профессий комбайнеров, трактористов и других людей, которые принимают участие в том, чтобы каждый день на нашем столе лежал вкусный и свежий хлеб.
Диаграмма 9.
Глава 3. Состав хлеба, его пищевая ценность. Производство хлеба.
Всем известно, что рациональное питание является неотъемлемой частью здорового образа жизни человека. Для нормальной жизнедеятельности необходимо ежедневно употреблять белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, а также клетчатку.
Самым простым и легкодоступным для многих методом поддержания здоровья могут быть натуральные, естественные для природы человека продукты питания, одним из которых является хлеб.
Основной составляющей хлеба является мука – пшеничная или ржаная, кроме того, немаловажную роль играет помол. Несмотря на то, что самым аппетитным выглядит, пожалуй, белый душистый хлеб, именно белый (из пшеничной муки высшего сорта) и свежий хлеб является наименее полезным для здоровья. Дело в том, что в муке мелкого помола в результате обработки все богатство цельного зерна теряется – это и витамины (группы В), и минеральные вещества (калий, фосфор, магний, цинк, медь) и пищевые волокна. Хлеб из муки высших сортов очень быстро переваривается в кишечнике до глюкозы, которая моментально всасывается в кровь, повышая уровень инсулина, а инсулин стимулирует еще больший аппетит. Любовь именно к свежему хлебу тоже не совсем правильна, поскольку свежий хлеб (и ржаной в особенности) обладает сильным сокогонным действием, вот почему более диетическим считается вчерашний хлеб или специально подсушенный.
Что касается разновидности муки – пшеничной или ржаной, то специалисты в области питания единодушны: ржаной хлеб более ценен, чем пшеничный. По химическому составу они не сильно отличаются, но белки ржаного хлеба богаче незаменимой аминокислотой – лизином – и поэтому считаются более полноценными. Несколько больше в ржаном хлебе марганца, цинка, меди, железа, витаминов В1, В2, В6, РР и ненасыщенных жирных кислот. Ржаной хлеб менее калориен, чем белый: он содержит меньше крахмала и больше пищевых волокон и пентозанов, благодаря чему усиливает перистальку кишечника, способствует выведению из организма канцерогенов и других вредных продуктов обмена веществ. Кроме того, минусом пшеничного хлеба является то, что в него добавляют обычно маргарин, который не слишком полезен для здоровья.
Хлеб из ржаной муки грубого помола чаще используется в диетическом питании при ожирении, при спастических колитах со склонностью к запорам, а также при сахарном диабете. Полезен ржаной хлеб и как одно из средств от малокровия.
Но такой хлеб иногда бывает кислый, и для человека с повышенной кислотностью он не подходит. Поэтому ржаную обойную муку смешивают с пшеничной, тогда хлеб получается пышный, умеренно кислый.
Если же говорить о пшеничном хлебе, то целесообразно приобретать такие сорта, которые содержат семена льна, подсолнечника, зерна проса, овса, гречихи, лук, морковь, тыкву, паприку и др. добавки – в них много белков, есть клетчатка и железо, витамины, содержится кислота, которая уменьшает содержание в крови холестерина.
Предпочтительней для здоровья пшеничная мука крупного помола, то есть более темного цвета. Следует учесть, что чем мука грубее (более грубого помола) и темнее, тем больше в ней клетчатки и тем полезней и питательней приготовленная из нее хлебная продукция, поскольку клетчатка уменьшает риск заболевания атеросклерозом, понижает давление, делает пищу менее калорийной, улучшает пищеварение; освобождает кровь от лишнего холестерина, нормализует содержание сахара в крови, а зубы и десны получают бесплатный массаж. Клетчатка набухает, и у человека на более длительный срок сохраняется ощущение сытости. Клетчатка, минеральные вещества и витамины в полном объеме сохраняются в муке, помолотой из цельных зерен. Зерновой хлеб также с различными добавками сейчас выпускается многими производителями. Эти сорта хлеба несколько дороже обычных, их относят к элитным.
Хлеб в питании человека играет ключевую роль, поскольку в нем находится обилие питательных веществ, которые необходимы для организма.
Введение витаминов в организм через хлебопродукты имеет то важнейшее преимущество, что исчезает необходимость заботится о регулярном приеме витаминов в виде таблеток или драже, когда эти добавки попадают в организм неравномерно, ударными дозами и соответственно, хуже усваиваются. В случае употребления в пищу витаминизированного хлеба, поступление в организм биологически активных добавок происходит естественным путем, без дополнительных усилий.
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5 %), углеводы (42-50 %), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5 %), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой".
Для предупреждения заболеваний у здорового человека, особенно полезен хлеб, выпеченный из грубых сортов муки, с включением отрубей или цельного (дробленого) зерна. В нем выше содержание пищевых волокон, необходимых для снижения калорийности, правильной работы кишечника и удаления из организма вредных веществ.
Шестью основными минеральными веществами являются: кальций, иод, железо, магний, фосфор и цинк.
Активными минеральными веществами в нашем организме являются ванадий, железо, иод, калий, кальций, кобальт, магний, марганец, медь, молибден, натрий, селен, сера, фосфор, фтор, хлор, хром и цинк.
В таблице 1 мы приводим небольшую характеристику минеральных веществ, находящихся в хлебе, и витаминов с краткой их характеристикой, указанием пользы и заболеваниями, вызываемыми дефицитом данных веществ в нашем организме.
Название минерального вещества. Краткая характеристика. Польза для организма | Заболевания, вызываемые дефицитом этого вещества |
Железо Необходимо для жизни, для образования гемоглобина (красных кровяных телец), миоглобина (красный пигмент в мышцах) и некоторых ферментов. Способствует росту. | Железодефицитная анемия (пониженный уровень гемоглобина, чувствуешь постоянную усталость, возникает тахикардия, кружится голова, темнеет в глазах). |
Калий Регулирует водный баланс в организме и нормализует ритм сердца. Способствует ясности ума, улучшая снабжение мозга кислородом. | Водянка (скопление жидкости в какой-либо из полостей тела), гипокликемия (низкий уровень сахара в крови). |
Натрий Помогает в предупреждении теплового или солнечного удара. Помогает нервам и мышцам функционировать должным образом. | Нарушение усвоения углеводов; возможно, невралгия. Большой прием натрия (соли) приведет к истощению запасов калия. Пища, богатая натрием, во многих случаях является причиной повышенного кровяного давления. |
Кальций и Фосфор Обеспечивает крепкие кости и здоровые зубы. | Рахит (нарушение образования костей), остеомаляция (размягчение костей), остеопороз, пародонтоз (поражение околозубной ткани). |
Магний а также фосфора, натрия и калия. Важен для эффективного функционирования нервов и мышц. Важен для превращения сахара крови в энергию. Известен как антистрессовое минеральное вещество. | Хроническая усталость, быстрая утомляемость. Усиленное выпадение волос, ломкость ногтей, кариес зубов. Раздражительность, тревожность, различные страхи, плаксивость, приступы тоски, депрессия. Нарушения сна, кошмары во сне, отсутствие ощущения свежести после пробуждения, ночные обильные поты. |
Сера Необходима для здоровой кожи, волос и ногтей. Помогает поддерживать кислородный баланс, необходимый для нормальной работы мозга. Вместе с витаминами группы В участвует в основном метаболизме в организме, а также является составной частью аминокислот, из которых состоят наши ткани. Тонизирует кожу и делает волосы блестящими. | Дефицит серы в организме приводит к выпадению волос, размягчению ногтей и к таким кожным заболеваниям, как экзема, крапивница, прыщи. |
Йод Влияет на функции щитовидной железы, которая контролирует обмен веществ Облегчит соблюдение диеты, сжигая избыточный жир. | Зоб (увеличение щитовидной железы), гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Недостаток йода может сопровождаться замедлением умственной реакции, прибавкой в весе, недостатком энергии. |
Марганец | Атаксия - нарушение координации движений |
Медь Поддержит вашу энергию, способствуя эффективному всасыванию железа. | Анемия, водянка. |
Фтор Уменьшает вероятность развития кариеса, Уменьшает разрушение зубов. Укрепляет кости | Разрушение зубов |
Цинк Необходим для синтеза белка. Управляет сокращаемостью мышц. Помогает в образовании инсулина. Важен для поддержания постоянства крови и кислотно-щелочного баланса в организме. | Возможна гипертрофия простаты (нераковое увеличение предстательной железы), атеросклероз. |
Без витаминов в организме не функционирует ни одна система. Многие болезни, которыми в разные времена страдала большая часть человечества, были вызваны недостатком витаминов, но в те времена об этом ничего не знали. У каждого витамина есть свои особенности и задачи в отношении воздействия на организм человека.
Витамин А — обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.
Витамин А в нашей иммунной системе борется с вирусами, бактериями и другими возбудителями болезней, поддерживает молодость и здоровье нашего тела, улучшает остроту зрения, делает кожу гладкой и эластичной. Он также необходим для производства прогестерона, поддерживающего процессы, связанные с продолжением рода.
Витамин B1 — укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Тиамин (В1) - витамин оптимизма. Дефицит тиамина вызывает повышенную утомляемость, раздражительность, отсутствие аппетита и связанные с этим недуги.
Витамин B2 — укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Рибофлавин (В2) - двигатель жизни. Он является важной составной частью двух ферментов, которые участвуют в превращении углеводов и жиров в энергию. От него зависят энергичность и темперамент человека.
Витамин В3 — регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Ниацин - лекарство для нервных клеток. Он поддерживает деятельность сердца, устанавливает контроль за содержанием холестерина и участвует в производстве желудочного сока. Это единственный витамин, который входит составной частью в гормональный обмен.
Витамин В6 — благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Пиридоксин (В6) используется прежде всего как стимулятор в обмене веществ. Он синтезирует фермент, который участвует в переработке аминокислот и регулирует усвоение белка. Пиридоксин принимает участие в производстве кровяных телец и их красящего пигмента - гемоглобина и участвует в равномерном снабжении клеток глюкозой.
Пантотеновая кислота - регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Она входит в состав ферментов, имеющих важное значение в обмене липидов и аминокислот.
Витамин Н (Биотин) — влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С — полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Перед витамином С в организме стоят две главные задачи: обеспечение иммунной защиты и стабилизации психики. Витамин С злейший враг всех болезней. Витамин С помогает при варикозном расширении вен и геморрое, устраняет складки и морщины. Кроме того, он укрепляет и разглаживает стенки кровеносных сосудов. Поскольку именно витамин С обеспечивает производство гормонов стресса, превращающих жир в усвояемую форму, он более чем кто-либо заботится о стройности нашей фигуры, да и вообще о красоте.
Витамин Е — защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Сегодня наука рекомендует детям и молодым женщинам ежедневно съедать 300 г хлеба, а молодым мужчинам 400 г, в среднем возрасте соответственно 250 и 350 г, пожилым старше 65 лет - 200 грамм.
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба.
В толковом словаре В.И.Даля две страницы посвящены слову “хлеб”. Хлеб – это хлебные злаки с мучнистыми зернами, коими человек питается. Растение в снопах, копнах, кладях…чистое зерно.
Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно!
Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом на машинах везут зерно на элеватор.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито.
Замешивается тесто в специальных емкостях – дежках объемом по 1000л. Сначала готовят опару – жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении 4-х часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Затем разделывают на отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают, т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.
Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают хлеб и хлебобулочные изделия.
Заключение
Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: « Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой лаково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.
Люди, пережившие голодные годы войны, имеют ценить хлеб. Им приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь двести граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Но должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда. Селекционеры и агрономы, трактористы и комбайнеры, летчики и рабочие, водители и мукомолы, технологи и пекари и многие другие работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был свежий хлеб. И мы должны уважать их труд.
Узнав так много информации о хлебе, мы поделились ей с ребятами, рассказали о том, когда возник хлеб, как относились к нему в разные времена, о том, каким полезным он является, какой длинный путь проходит от зернышка до готовой буханки, лежащей на нашем столе. После этого мы задали им вопрос: «Как теперь вы будете относиться к хлебу?» И все ответили, что постараются беречь хлеб, брать столько, чтобы хлеб е оставался после еды. Затем мы задали еще один вопрос ребятам: «Как вы считаете, что надо делать, чтобы все люди бережнее относились к хлебу?» И они сказали, что надо чаще рассказывать о том, каким полезным продуктом является хлеб, сколько людей делают хлеб, сколько сил тратится на его производство. Что надо напоминать и не забывать о том, что в годы войны именно хлеб помог людям выжить и одержать победу.
Таким образом, наша гипотеза о том, что если человек будет знать и помнить о том, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол и сколько в нем пользы, то будет бережнее относиться к нему, подтвердилась.
Много пословиц, поговорок сложено о хлебе, о бережном отношении к нему. Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близилось к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым.
Путник получил награду за своё бережное отношение, к хлебу. Эта красивая сказка учит нас, что хлеб – это бесценный дар.
Берегите его!
Библиография
Слайд 1
Хлеб – наше богатство! Проектно-исследовательская работа учащихся ЧУ СОШ «Личность» Титовой Алены (3кл.) Лоханиной Дарьи и Мезенцевой Вероники (4кл.) Руководитель – Макухина А.Н.Слайд 2
...Это наше знамение силы, Это то, что, как колос в гербе, Он всегда на столе у России И всегда у народа в судьбе. Михаил Луконин
Слайд 3
ХЛЕБ – ЭТО БОГАТСТВО, ТОГДА ПОЧЕМУ???
Слайд 4
Цель: найти ответ на наш вопрос
Слайд 5
Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол и сколько в нем пользы, то будет бережнее относиться к нему.
Слайд 6
Задачи: история традиции состав как попадает к нам на стол что можно приготовить из хлеба
Слайд 7
Результаты анкетирования учащихся нашей школы
Слайд 8
Любите ли вы хлеб?
Слайд 9
Как часто вы его употребляете?
Слайд 10
Какой хлеб вы предпочитаете?
Слайд 11
Какой хлеб вы едите?
Слайд 12
Как вы считаете, полезен ли хлеб?
Слайд 13
Как вы считаете, какой хлеб полезней?
Слайд 14
Съедаешь ли ты весь хлеб, который берешь?
Слайд 15
1 человек– 10 г в день По всей школе (140 чел.): За день – около 1,5 кг (3 буханки) 1 неделя – чуть более 10кг (20 буханок) 1 месяц – 42кг (85 буханок) За год – более 500кг (1000 буханок) По всей стране (132 млн. чел.): 1млн.320 тыс. кг - в день (2млн.640тыс. буханок) 481млн. 800 тыс. кг - в год (почти 1млрд. буханок)
Слайд 16
Что вы и ваша семья делаете с оставшимся или засохшим хлебом?
Слайд 17
История хлеба…
Слайд 18
15000 лет назад
Слайд 19
Дуб - первое хлебное растение
Слайд 20
Сырые зерна
Слайд 21
Хлебная каша
Слайд 22
Пресная лепешка
Слайд 23
Кислый (дрожжевой) хлеб – 5-6 тыс. лет назад
Слайд 24
Состав хлеба белки жиры углеводы минеральные соли витамины
Слайд 26
ХЛЕБ ВОЙНЫ
Слайд 28
Как хлеб к нам на стол приходит?
Слайд 29
Весной на поля выходят машины Подготовка земли Посев зерна
Слайд 30
Удобрение и защита от вредителей
Слайд 31
Уборка хлеба
Слайд 32
Мукомольный завод
Слайд 33
Хлебозавод
Слайд 34
Хлебный магазин
Слайд 35
120 профессий: Селекционер Агроном Тракторист Комбайнер Водитель Рабочие Летчик Мукомол Технолог Пекарь Кондитер Продавец и многие другие…
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Любимое яичко
Ночная стрельба
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Новогодние гирлянды