В последние десятилетия образование в Великобритании и России стало одним из приоритетных направлений в государственной политике. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне - парламентом, правительством, государственной Думой.
Именно поэтому в своей исследовательской работе мы решили обратиться к теме современного образования в этих двух странах. Кроме того, нам стало очень интересно узнать, а существуют ли различия в русской и английской системах образования. Общеизвестно, что в систему среднего образования входят начальная, средняя и старшая ступени обучения. Мы осознаем, что невозможно охватить все эти ступени сразу в одной работе. В связи с этим мы решили рассмотреть только систему образования в начальной школе и сравнить распорядок дня российских и английских школьников на начальной ступени обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
доклад учеников, УНИО | 47.4 КБ |
урезанная презентация к работе. | 2.71 МБ |
Исследовательская работа
Тема: «Рабочий день английского школьника. Принципиальные отличия и сходства с рабочим днем русских школьников»
Автор работы:
Максуль Елизавета , 5 «В»
Ружицкая Юлия , 5 «В»
Научный руководитель:
Парамонова Анна Геннадьевна, учитель английского языка
г. Таганрог
2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия образование в Великобритании и России стало одним из приоритетных направлений в государственной политике. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне - парламентом, правительством, государственной Думой.
Именно поэтому в своей исследовательской работе мы решили обратиться к теме современного образования в этих двух странах. Кроме того, нам стало очень интересно узнать, а существуют ли различия в русской и английской системах образования. Общеизвестно, что в систему среднего образования входят начальная, средняя и старшая ступени обучения. Мы осознаем, что невозможно охватить все эти ступени сразу в одной работе. В связи с этим мы решили рассмотреть только систему образования в начальной школе и сравнить распорядок дня российских и английских школьников на начальной ступени обучения. Мы предположили, что их распорядок различен, поскольку школьники принадлежат к различным самобытным странам с богатой историей и культурой.
Прежде чем приступить к сбору информации по теме, мы решили провести письменный опрос учащихся нашей школы и выяснить, есть ли необходимость проводить наше исследование. В ходе опроса было выявлено, что 67,9% опрошенных нами учащихся хотели бы как можно больше узнать о рабочем дне английского школьника. Поэтому мы считаем свою работу востребованной. Целью нашей работы мы считаем изучение различий в системах начального образования в России и Англии и выдвижение на обсуждения возможных изменений в нашей школе. В качестве сопутствующего продукта мы хотели бы составить памятку – сравнение для учащихся школы о распорядке дня английского и русского школьника в начальной школе.
Для достижения данной цели, нами поставлены нижеследующие задачи:
Гипотеза – системы образования на начальном этапе обучения в Англии и России различны. Распорядок дня школьников, в исследуемых странах существенно различается.
Предмет исследования – системы начального образования в Англии и Великобритании.
Методы исследования, которые мы планируем использовать в нашем исследовании:
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему.
1.1 Британская система образования
Великобритания – страна с многовековыми традициями и безупречным имиджем просвещенного и развитого государства, славится на весь мир не только своими высшими учебными заведениями, но и колледжами, школами, языковыми курсами, программами дополнительного образования и переподготовки специалистов. Образовательная система Великобритании по праву считается одной из самых эффективных и продуманных во всем мире. Многовековые традиции в обучении детей и студентов сочетаются с использованием современных образовательных технологий, а высокий уровень преподавания - с развитием у учеников независимости мышления и самостоятельности в принятии решений. Первым важным нормативным документом стал «Закон об образовании» 1944 года, который, хотя и был посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом.
В 1988 году был введён государственный учебный план, цель которого сделать образовательную систему более глубокой, сбалансированной и согласованной. Учебный план, что должны изучать школьные, как их должны учить преподаватели, каких уровней должны достичь учащиеся на каждом этапе школьного обучения. В плане учтено приблизительно 80% учебного времени, оставшиеся 20% времени каждая школа Англии планирует на свое усмотрение.
Основной принцип, заложенный в школьном образовании – должно быть предоставлено сбалансированное и разностороннее образование, отвечающее возрасту, способностям, возможностям и любым специальным образовательным нуждам детей. Статья 351 закона «Об образовании» 1996 г., статья 78 закона «Об образовании» 2002 г. определяют сбалансированную и разностороннюю образовательную программу, которая:
1.2 Краткая характеристика современной системы образования в Великобритании.
Система образования Англии состоит из четырех уровней:
Школьное (начальное и среднее) образование является в Англии обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения).
С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет — из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и частные школы, среди которых особо выделяются элитарные «паблик скулз» (public schools).
В стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения.
1.3 Система начального образования в Англии.
Система обязательного начального образования охватывает детей с 5 до 11 лет. Официально учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа, но никогда не начинаются в первый понедельник сентября. Англичане считают, что понедельник – не самый подходящий день для начала учебного года. Продолжительность учебного года — 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная: с понедельника по пятницу, но многие школы организуют спортивные мероприятия по субботам.
Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. Это время не включает ежедневное служение, регистрацию и перерывы на обед и уборку. Перемена в 15 минут может разделять утреннюю и дневную сессию. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю - 21; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.
В начальной школе дети обычно группируются по возрастным классам: 1) 5 - 7 лет, 2) 7 – 11 лет. В учебном плане введены 3 «главных» предмета: английский язык и литература, математика, иностранный язык. Школьники должны изучать все главные, а также базовые предметы: технология, история, география, музыка, искусство, физическая культура, плавание и современный иностранный язык. Ученики распределяются по потокам A, B, C и D согласно их способностям. Наименее способные ученики находятся в D потоке.
Предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин.
В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.
Согласно статье 450 закона «Об образовании» 1996 г., образование, получаемое вне школы, являющееся частью программы или религиозным образованием, тоже бесплатно. Плата также не берется за приобретение учебников, материалов, инструментов и т. д., школы также могут не брать плату с отдельных детей или группы детей за игру на инструменте, если данное занятие предписано школьной программой и будет входить в тестирование. Тем не менее, школы могут брать дополнительную плату за мероприятия, которые не являются частью школьной программы. Согласно статье 457 закона муниципальные органы власти (МОВ) и школьные органы управления в содержащихся школах должны установить правила, когда они могут брать плату за любые школьные мероприятия.
Школы могут просить родителей сделать добровольные пожертвования в школьный фонд, но они должны гарантировать всем родителям, что их ребенок не будет ущемлен в каких-либо школьных мероприятиях, если они не захотят или не смогут пожертвовать школе.
В дополнение семьи, имеющие детей младше 16 лет в полном по времени образовании (или в возрасте от 18 до 19 лет, участвующих в обучении, подготовке к работе) получают детские пособия. Данное пособие одинаково для всех семей независимо от доходов.
Родители, имеющие ребенка младше 16 лет, могут получать пособия от налогов и других источников, в зависимости от ситуации.
Преподавание обыкновенно проходит в смешанных классах или группах, формируемых из детей одного возраста, если это возможно. Некоторые большие начальные школы объединяют учеников в классы, основываясь на их определенных возможностях. Такие классы формируются только для определенных предметов. Небольшие или сельские школы обычно имеют классы, состоящие из детей разных возрастов.
Преподавание не должно быть организованным и преподносимым только в рамках предмета, но может и расширяться: предметы преподаются отдельно друг от друга. Тем не менее, учителя до сих пор организовывают области предметов неделимым путем, например, преподают несколько предметов в одно и то же время. Не существует предписанных учебников для учеников начальных школ.
Учителя могут использовать аудио- и видео оборудование: видео, слайды, аудиозаписи и телевидение в процессе обучения. Большая часть телевизионных компаний распространяют программы для школ.
Во всех школах ученики имеют доступ к компьютерам.
Глава II
Общая характеристика системы образования в России.
Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах «Об образовании» 1992 года. Последняя редакция закона была проведена в 2011 году.
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п.
Статья 2 «Принципы государственной политики в области образования» закона Российской Федерации "Об образовании" определяет основу национальной образовательной политики.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
1.2 Краткая характеристика современной системы образования в России.
В настоящее время российская система образования состоит из пяти ступеней.
1) Дошкольное образование - с 1/1,5 года (ясли) до 6 лет
2) Начальное образование (начальная школа) с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.
5) Высшее образование – от 17 – 18 лет.
1.3 Система начального образования в России.
Основные цели
Продолжительность учебного года и дня.
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Официально учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. В учебном году выделяют учебное и каникулярное время. Обычно в среднем образовании в 1-х классах учебное время составляет 33 недели, во 2 — 11-х классах — 34 - 37 недель. Это прописывается в Уставе образовательного учреждения (ст.13 ФЗ "Об образовании"). Учебный год делится на более мелкие циклы: на 4 четверти в средней школе. Каникулы после каждой четверти позволяют ученикам отдохнуть от образовательного процесса и с новыми силами начать продолжить обучение.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс.
Учебный день длится с 8.30 до 13 ч. 35 мин. Это время включает перерывы на завтрак, обед и перемены по 10 и по 15 минут.
Количество уроков обычно не превышает четырёх – пяти в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. Начиная со второго класса и по 4й, учащиеся ходят в школу 6 дней в неделю.
Обязательные предметы
Следующие предметы устанавливаются обязательными к изучению в начальных школах на федеральном уровне:
При этом делаются скидки на наличие в школе условий для обучения некоторым предметам. Так иностранный язык по программе должен изучаться со второго класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Аналогично при наличии необходимых условий в рамках предмета Технология с третьего класса изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».
Задачей начальной степени является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку.
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры, музыки, хореографии и иностранного языка). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование.
Существует система государственных гарантий и выплат многодетным и малоимущим семьям. Дети из таких семей имеют право на:
Заключение.
Из всего вышеизложенного, нами сделан следующий вывод: системы начального образования в Англии и России схожи в общих чертах. Правительство обеих стран осознает важность получения образования на начальном этапе. Кроме того, четко видно, что и задачи сходны:
В ходе исследования большого количества имеющейся в открытом доступе в Интернете информации, а так же исходя из нашего собственного жизненного и школьного опыта, мы выяснили, что распорядок школьников в обеих странах различен. Подход к организации учебной деятельности так же отличается. Исходя из этого, нами была составлена сводная таблица, для облегчения сравнивания распорядков дня двух школ (МОБУ СОШ №37 г.Таганрога и Adderley Primary School). Наш выбор пал именно на эти две школы по понятным причинам. Наша школа является одной из лучших в городе. Adderley Primary School так же считается одно из лучших в Бирмингеме. О ней мы узнали на уроках английского языка.
Благодаря составленной таблице видно, что распорядок дня отличается. Но не значительно. Главное различие – в длительности перемен и предметах. В остальном же, дети остаются детьми: учатся взаимодействовать друг с другом, получают знания, играют, находят друзей. (см. Приложение 1)
Приложение 1
№ пунктов. | МОБУ СОШ №37 г.Таганрога | Adderley Primary School |
| 4 года | 6 лет |
| 4 | 3 |
| 8.30 | 9.00 |
| 13.35 | 15.30 |
| 45 минут | От 15 до 45 минут |
| Да | Да |
| Да | Да |
| По 10 и 15 минут | По 15минут. 60 минут – на обед |
| Да | Да |
|
|
|
| Да | Да |
| Да | нет |
| Да | Нет |
| Нет | Да |
| Да | Нет |
ЛИТЕРАТУРА
Зимняя сказка
Крутильный маятник своими руками
Солдатская шинель
Сказка "Колосок"
Карты планет и спутников Солнечной системы