Ребята решили выяснить, что такое примета, пользуются ли ею современные школьники и может ли она действительно повлиять на обучение.
В ходе работы ребята решают ряд задач:
1. Узнают, что такое примета, когда и почему появились первые приметы.
2. Выясняют, существуют ли другие группы примет кроме школьных.
3. Выясняют, какими школьными приметами пользуются ученики лицея, в который поступили авторы работы.
Вложение | Размер |
---|---|
Верить ли школьным приметам? | 108.97 КБ |
shkolnye_primety.pptx | 292.71 КБ |
Научное общество учащихся «Ньютон»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Саргатский лицей»
Верить ли школьным приметам?
Выполнили:
ученики 1 «А» класса
Ненашева Дарья Евгеньевна
Сливин Роман Игоревич
Руководитель:
учитель начальных классов
Шипулина Оксана Юрьевна
Саргатское 2013
Содержание:
Заключение………………………………………… ……… …….16 стр.
Библиографический список…………………………… ………….17 стр.
Приложения (образец анкеты, газета для школьного стенда, анкеты старшеклассников)
В сентябре 2012 года мы пришли в 1 класс. Родные и близкие очень за нас переживали и давали много разных советов. Среди них были уже давно знакомые правила поведения и вежливого общения со взрослыми людьми и незнакомыми для нас одноклассниками. Еще с детского сада мы знаем, что вежливость помогает найти хороших друзей.
Но некоторые советы родителей и родственников нас удивили. Например, такие: «Вещи в портфель складывай аккуратно – будет много пятерок в дневнике», «Посмотрись в зеркало перед выходом из дома – найдешь много хороших друзей», «В класс войди с правой ноги – учебный день будет удачным». На все наши вопросы «Почему?», родители и близкие говорили нам: «Примета такая».
Мы решили выяснить, что такое примета, пользуются ли ею современные школьники и может ли она действительно повлиять на наше обучение.
Цель: значение примет в жизни современных школьников.
Задачи:
Объект исследования - приметы.
Предмет исследования – школьные приметы.
Гипотеза: школьные приметы – это старые поверья наших родителей, которыми современные ученики XXI века не пользуются.
При выполнении исследования были использованы два метода: поисковый и аналитический.
С самого раннего детства мы слышим о многовековой мудрости нашего народа. С ней мы знакомимся через огромное количество самых разнообразных пословиц, загадок, поговорок, примет.
Слово «примета» произошло от глагола «примечать», то есть замечать особенности, закономерности. По словарю Ожегова примета – 1. Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь (характерные индивидуальные признаки). 2. Явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.
Первые приметы появились много тысячелетий назад, когда человек жил в первобытном обществе. Многое из окружающего мира было для него непонятным и необъяснимым. Веками наши предки наблюдали за окружающим миром, природой, поведением животных, ситуациями, которые происходили в быту, и примечали связи между разными событиями и явлениями. Эти наблюдения значительно облегчали их жизнь, потому что позволяли успешно предсказывать близкое будущее. Например, одно из многочисленных наблюдений наших предков предсказывало морозную зиму: «Белка собрала много орехов, мыши отрывают свои норы с южной стороны, в зайцах много жиру – все это к суровой зиме». Существует даже специальный календарь, в котором расписаны приметы на каждый день года.
Приметы – это житейское приобретение. Они развивали сметливость, наделяли человека мудростью. Ими пользовались не для красноречия, а потому, что они были необходимы для дела.
2.2. Значение примет – мудрость поколений.
Из дополнительных источников мы выяснили, что практически каждая примета имеет логическое объяснение, так как основана на вековых наблюдениях народа. Например, приметы, связанные с изменением погоды. Их легко можно проверить, если самому быть наблюдательным к окружающему миру.
Существует ряд примет, для объяснения которых одного наблюдения мало, нужно знать ещё и такой предмет, как история. Например, примета о рассыпанной соли. Считалось, что рассыпать соль – к несчастью. Объяснение этой приметы простое: в древности соль была очень дорогой и иногда использовалась вместо денег. Поэтому просыпав соль, человек терял деньги, что позже было обобщено до «счастья».
Но для некоторых примет объяснение находится только сейчас с помощью современных научных подходов. Существует примета: «В новый пустой дом на ночь впустить собаку и кровать поставить в то место и изголовьем в том же направлении, где провело ночь животное». Лишь недавно появилось объяснение этой приметы. В некоторых местах на Земле есть так называемые плохие зоны, откуда идут сильные вредоносные для человека лучи. Мы их - в отличие от животных - не чувствуем. Места, которые выбирают собаки, являются хорошими человека. А кошки спят в тех местах, где человеку находиться долгое время опасно.
Наши предки не обладали практически никаким запасом научных знаний, но народные приметы давали объяснения многим событиям, происходящим в их жизни. Значение примет — это мудрость поколений, которые отличались наблюдательностью и желанием познать то, что было непознаваемо наукой.
Существует огромное количество разнообразных примет.
Исследователи и ученые чаще распределяют их по следующим тематическим группам:
- приметы, связанные с животными;
- приметы, связанные с природными явлениями;
- приметы, связанные с человеком.
В каждой группе мы попытались выделить подгруппы и привели примеры:
Приметы, связанные с животным миром | |
Приметы о диких животных. |
|
Приметы о домашних животных. |
|
Приметы о птицах |
|
Приметы о насекомых |
|
Приметы, связанные с природными явлениями. | |
Приметы по временам года |
|
Приметы по месяцам |
|
Приметы с погодными явлениями |
|
Приметы, связанные с человеком | |
Бытовые приметы |
|
Профессиональные приметы |
Чайка бродит по песку – моряку сулит тоску.
|
Праздничные приметы |
|
Приметы о действиях человека |
|
Приметы о теле человека |
|
Приметы об одежде |
|
Мы смогли выделить не все подгруппы примет, так как их огромное количество. В таблице приведены примеры примет, которые хорошо известны нам, нашим родственникам и учащимся Саргатского лицея.
В число примет, связанных с человеком, входят школьные приметы. Само название говорит о том, что приметы появились благодаря школьникам, гимназистам, лицеистам и студентам прошлых лет. Но думаем, что и взрослые внесли сюда свою лепту. Ведь каждая примета (школьная или любая другая) несет в себе цель облегчить жизнь, предупредить, уберечь. Приведем примеры некоторых примет:
Но некоторые школьные приметы остались для нас необъяснимой загадкой:
Школьных примет много. Многие известны нашим родителям, а некоторыми они даже пользовались. Знают ли современные школьники эти приметы, пользуются ли ими или рассчитывают только на собственные знания? Свои догадки мы решили проверить практическим путём.
Мы провели опрос учеников начальной школы о том, знают ли они школьные приметы. Вывод нашего опроса стал таким: ученикам знакомо слово «примета», они могут привести примеры примет, связанных с природой, но школьные приметы им не знакомы. Тогда мы решили провести анкетирование старшеклассников, а наш руководитель нам подсказала, что лучше анкету дать ученикам 9-11 классов, так как они проучились в лицее много лет.
Нами была составлена анкета, которая включала интересующие нас вопросы (Приложение 1).
По вопросам 1, 2, 4, 5, 6, 7 с помощью руководителя мы составили диаграммы, чтобы наглядно представить результаты.
В 3 и 8 вопросах из 76 старшеклассников 32 человека смогли привести примеры школьных примет, которыми они пользуются. Из них:
Некоторые приметы для нас были не новыми: мы о них читали или слышали от родителей.
Основной вывод по результатам анкетирования мы сделали такой: ребята нашего лицея знают мало школьных примет и пользуются ими редко. Ребята считают, что знания, добросовестность и работоспособность помогут стать образованным человеком и пригодятся в любой жизненной ситуации.
Один десятиклассник, сдавая анкету, сказал нам: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Если вы сами не будете стараться и усердно заниматься, ничто не сможет повлиять на ваши успехи в учебе». А анкеты старшеклассников это подтвердили. Современные школьники рассчитывают только на собственные силы и трудолюбие. И нам советуют поступать также.
По результатам нашей работы мамы помогли нам составить газету для школьного стенда. Мы помогали набирать текст и обводить картинки.
В следующей работе мы бы хотели выяснить, есть ли профессиональные приметы у наших учителей и как часто они ими пользуются.
Библиографический список:
.
Слайд 1
Верить ли школьным приметам? Ненашева Дарья Евгеньевна Сливин Роман Игоревич ученики 1 «А» класса МКОУ « Саргатский лицей»Слайд 2
Цель : значение примет в жизни современных школьников. Задачи : 1. Узнать , что такое примета, когда и почему появились первые приметы. 2. Выяснить , существуют ли другие группы примет кроме школьных. 3. Выяснить , какими школьными приметами пользуются ученики нашего лицея. Объект исследования - приметы. Предмет исследования – школьные приметы . Гипотеза: школьные приметы – это старые поверья наших родителей, которыми современные ученики XXI века не пользуются.
Слайд 3
Что такое примета и как она появилась? Слово «примета» произошло от глагола «примечать», то есть замечать особенности, закономерности. По словарю Ожегова примета - Отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь (характерные индивидуальные признаки). Явление , случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.
Слайд 4
Значение примет – мудрость поколений . Найти объяснение приметам можно с помощью: наблюдений; и зучения исторических событий; современных наук.
Слайд 5
Многообразие примет . Приметы, связанные с животными Приметы, связанные с природными явлениями Приметы, связанные с человеком Приметы о диких животных. Приметы по временам года Бытовые приметы Приметы о домашних животных. Приметы по месяцам Профессиональные приметы Приметы о птицах Приметы с погодными явлениями Праздничные приметы Приметы о насекомых Школьные приметы Приметы о теле человека Приметы об одежде Приметы о действиях человека
Слайд 6
Практическая часть. Анкетирование.
Слайд 8
Заключение. Современные школьники рассчитывают только на собственные силы и трудолюбие. И нам советуют поступать также.
Слайд 9
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Иван Васильевич меняет профессию
Как нарисовать черёмуху
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Пейзаж
Хрюк на ёлке