Одно из направлений моей работы это проектная деятельность. По обществознанию в главе "Человек и природа" мы с учениками готовили проекты по экологическим вопросам. Вашему вниманию представлена одна из таких работ.
Вложение | Размер |
---|---|
priroda-bescennyy_dar_tekst.doc | 93.5 КБ |
priroda-bescennyy_dar_bakulevskaya.ppt | 978.5 КБ |
МБОУ Гимназия №2 «Квантор»
Проект по обществознанию
«Природа – бесценный дар или неисчерпаемая кладовая»
Выполнила: ученица 8 «А» класса
МБОУ гимназии № 2 «Квантор»
Бакулевская Алина
Руководитель проекта: Буцык Р.А.
Коломна
2012
Сегодня во всем мире остро стоит проблема по сохранению, использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и Атмосферы Земли Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, разными химикатами и радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового слоя Земли. Способность биосферы к самоочищению близка к пределу. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся: очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель и пр., а также создание заповедников. В красную книгу занесены редкие растения и животные.
Природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве. В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах). В международном масштабе наряду с созданием различных международных организаций по отдельным проблемам охраны природы действует Программа ООН по окружающей среде.
Экология как наука
Вопросы взаимодействия человека с природой изучает наука экология.
Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).
Современная экология — сложная, разветвлённая наука. Ч. Элтон использовал концепции трофической (пищевой цепи), пирамиды численности, динамики численности.
Полагают, что вклад в теоретические основы современной экологии внёс Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:
Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики — сохранения вещества и энергии. Первый и третий законы — действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.
В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:
Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде).
Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.
Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.
Методы исследований в экологии подразделяются на полевые, экспериментальные и методы моделирования.
Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.
Экспериментальные методы включают в себя варьирование различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.
Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с окружающей их средой
Прикладная экология и природные ресурсы
Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.
Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Одна из центральных проблем науки – обеспечение населения необходимыми природными ресурсами сейчас и в будущем.
Классификация природных ресурсов
По происхождению:
По видам хозяйственного использования:
По виду исчерпаемости:
По степени заменимости:
По критерию использования:
Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. В западных странах часто используется также понятие энвайронментология (en: Environmental science), которое в отечественной литературе выражается термином «наука об охране окружающей среды».
Такими мерами могут являться:
На сегодняшний день эта проблема обостряется с каждым днем все сильнее.
Социальная экология
В настоящее время формируется социальная экология как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:
Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.
Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.
Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:
Литература
Слайд 1
Природа – бесценный дар или неисчерпаемая кладовая Выполнила: ученица 8 «А» класса МБОУ гимназии № 2 «Квантор» Бакулевская Алина Руководитель проекта: Буцык Р.А.Слайд 2
Экология как наука Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слайд 3
Законы экологии Всё связано со всем. Ничто не исчезает в никуда. Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»).
Слайд 4
Подразделы экологии Аутэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде). Демэкология — раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой. Синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами.
Слайд 5
Методы исследований в экологии Полевые методы. Экспериментальные методы. Методы моделирования.
Слайд 6
Природные ресурсы Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Слайд 7
Классификация природных ресурсов по происхождению Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира). Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно-промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные).
Слайд 8
Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования Ресурсы промышленного производства: Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотоплива, ядерное сырье). Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы). Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания).
Слайд 9
Классификация природных ресурсов по виду исчерпаемости Исчерпаемые: Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы). Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира). Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня. хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы) Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)
Слайд 10
Классификация природных ресурсов по степени заменимости Незаменимые. Заменимые. Классификация природных ресурсов по критерию использования Производственные (промышленные, сельскохозяйственные). Потенциально-перспективные. Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).
Слайд 11
Прикладная экология Охрана окружающий среды , или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
Слайд 12
Меры по охране окружающей среды Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки. Создание заповедников, заказников, и национальных парков с целью сохранения природных комплексов. Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов. Ограничение несанкционированного выброса мусора. Использование методов экологической логистики для тотальной очистки от несанкционированного мусора территории региона.
Слайд 13
Социальная экология Социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования.
Слайд 14
Задача социальной экологии Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.
Слайд 15
Предмет социальной экологии состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы; восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования; учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп
Слайд 16
Проблемы социальной экологии планетарного масштаба – глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба – изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба – изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).
Как нарисовать ветку ели?
Госпожа Метелица
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Флейта и Ветер
Юрий Визбор. Милая моя