Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское Слово. В данной работе представлена классификация военного фольклора.
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_gody_voyny.docx | 904.73 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие»
Секция: родное слово.
Название работы:
«Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг.»
Автор работы:
Симонова Александра
Место выполнения работы:
город Светлоград,
МБОУ гимназия №1, 2а класс
Руководитель работы:
Здоренко Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 г.Светлограда,
высшая категория
г.Светлоград, 2013 год
Оглавление.
I. Введение………………………………………………………………………………………2
II. Основная часть. Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1.Классификация фольклора. …………………………………………………... ………… 4-5
2.Гимн…………………………………………………………………………………………….5
3.Шутка…………………………………………………………………………………………. 5
4.Колыбельная песня……………………………………………………………………………6
5.Стихотворение…………………………………………………………………………………6
6.Перкличка…………………………………………………………………………………… 6
7.Анекдот………………………………………………………………………………………. 6
8. Частушка.………………………………………………………...........................................6-7.
9.Народная песня………………………………………………………………………………7-8
10.Пословицы и поговорки……………………………………………………………………8
11.«Офольклоривание»произведений……………………………………………………… 8-9
12. Методы исследований………………………………………………………………………9
III. Заключение.
1.Результаты работы с источниками информации …………………………………………. 9
2.Результаты поисковой работы………………………………………………………………9
3.Общие выводы……………………………………………………………………………… 9 IV. Библиографический список…………………………………………………………… 10
V. Приложения
-приложение №1 « Минуты отдыха»
-приложение №2 «Классификация фольклора»
-приложение №3 «Картина Ю.М.Непринцева «Отдых после боя»
-приложение №4 «Колыбельная песня»
-приложение №5 «Стихотворение о подвиге»
-приложение №6 «Народная песня»
-приложение №7 «Пословицы и поговорки»
-приложение №8 «Плакаты и боевые листки военных лет»
-приложение № 9 «Частушки жителей с.Констатиновского»
I. Введение.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.
Учебные дисциплины, близкие к теме: история, русский язык.
Возраст учащихся, на который рассчитана исследовательская работа: обучающиеся 2–4 классов.
Тема исследовательского проекта: фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Объектом данной исследовательской работы стал военный фольклор, его виды.
Актуальность проекта.
Учащимся 2-4-ых классов, родителям уч-ся 3а класса были предложено ответить на вопрос: было ли место фольклору в суровые военные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
- 80% участников опроса считают, что в годы войны людям было не до сказок, пословиц, поговорок и т.д.
- 50% родителей ничего не смогли рассказать по данному вопросу;
Цифры говорят сами за себя. Этой работой хотим привлечь внимание детей и взрослых не только к героическому прошлому наших предков, но и к живому солдатскому слову-фольклору. Эта деятельность даст возможность школьникам узнать о том, что на войне было не только место подвигу, отваге.
Результатом активной поисковой работы может стать сборник «Фольклор в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Гипотеза исследования:
Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское Слово.
Цель работы:
- собрать и систематизировать материал о фольклоре времён Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Задачи работы:
1. Собрать информацию о военном фольклоре из разных видов исторических источников: книг, учебников, документов, материалов СМИ, интернета.
2.Провести интервью с ровесниками, взрослыми по данной теме;
3.Поиск архивных материалов: документов, подтверждающих о существовании фольклора в годы войны через обращение в краеведческий музей, читальный зал районной библиотеки.
4. Представить собранный материал моим одноклассникам и младшим школьникам.
Этапы работы над проектом.
-Индивидуальный выбор проекта.
-Планирование деятельности, подбор материалов.
-Интервьюирование людей по данному вопросу.
-Защита проекта на классном часе, на научной конференции «Первые шаги в науку».
Методы исследования.
1.Анкетирование учащихся 2-4 классов по данной теме.
2.Получение информации о войне из дополнительной литературы, сети Интернет.
3.Анализ документов из архива читального зала районной библиотеки.
4.Обобщение полученных данных.
Проблемность работы заключается в том, что по данной теме слишком мало информации.
Предполагаемые продукты проекта: презентация материалов.
22 июня 1941 года был выходным днем и поэтому многие просто отдыхали, но в 12 часов дня из громкоговорителей, установленных тогда на многих улицах и площадях всех населенных пунктов СССР, было передано правительственное сообщение о начале войны. В этот же день специальным Указом объявляется мобилизация военнообязанных 1905 - 1918 годов рождения... А немцы в это время бомбят наши города, села и медленно, но верно продвигаются вглубь страны...
Война – всегда отвратительное занятие, но Великая Отечественная война была слишком народной, что бы в ней участвовали только профессиональные солдаты. На защиту Родины встал весь народ, именно от мала до велика.
С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания.
Вся история Великой Отечественной войны 1941-1945 писана подвигами. Закрыть своим телом амбразуру вражеского дота, броситься с гранатами под танк, пойти на таран в воздушном бою – могли только настоящие сыны и дочери своего народа, герои. Понятно, что на войне нет времени для отдыха, но есть отдушины в череде суровых солдатских будней.
Как ни странно в дни войны,
Есть минуты тишины…(Приложение № 1)
В русской армии одной из таких отдушин всегда был фольклор – живое солдатское Слово. Творцы фольклора многочисленны. Он является выражением народных мыслей и чувств. На каждое событие, в какой-то степени значимое для членов общества, люди реагировали, в том числе и творчески, выражая свое отношение в песнях, анекдотах, поговорках или ярких словечках – присловьях.
II. Основная часть. Фольклор в годы Великой Отечественной войны
1.Классификация фольклора. Наша работа представляет собой попытку познакомиться и рассмотреть различные виды солдатского фольклора Великой Отечественной войны, его темы, характеристики героев. Анализ фольклора военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать как о жизни советской армии, так и вообще о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой. Именно в нем, в живом солдатском Слове, неразрывно соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам.
В разных информационных источниках мы нашли разные типы классификации жанров фольклора времён Великой Отечественной войны (Приложение №2,рис.1)
Фольклор можно классифицировать по трем основным признакам (первый тип классификации):
1) Объект (герой) фольклорного произведения. Здесь можно выделить два основных объекта. Это образ своего – советского солдата, нашей Родины, народа. И другой объект – Враг: немец (фриц), Гитлер, Геббельс и т.д.
2) Жанр фольклорного произведения: стихи, частушки, анекдоты, песни – что можно рассматривать как критерий для классификации.
3) Тематика фольклорных произведений. Тематическая классификация фольклора способствует наиболее точному пониманию солдатского умонастроения (Приложение №2,рис.2)
О чем только не думал русский воин – и о своей семье, и о павших в бою товарищах, и о живых еще друзьях! Он смеялся над захватчиками, проклинал их жестокость, жадность, трусость... И воспевал доблесть своих сотоварищей (хотя порой был не прочь и пошутить над ними).
Вообще, фольклор Великой Отечественной войны значительно богаче, чем его обычно представляют. Кроме традиционных частушек, притч, стихов, поэм, были в ходу произведения народных острословов, порой имеющие чисто практическое значение, как, например, боевая инструкция: «Ворвавшись в занятый противником дом, если дверь заперта, ломай ее и бросай гранату; увидал противника, строчи из автомата».
Анализируя тематику солдатского фольклора, следует обратить внимание и на образ врага. «Фриц», «немец» – так называли советские солдаты немецких захватчиков. Кроме того, именовали еще его врагом и фашистом или же просто говорили: «он». Опираясь на солдатский фольклор, можно составить некий обобщенный «вражеский» образ. Жадность, пьянство, злость и трусость – вот его отличительные черты.
И все-таки более интересным, на наш взгляд, является фольклорный слой, посвященный советской армии в целом и ее солдату в частности. Это поистине неисчерпаемый кладезь устного солдатского творчества.
В источниках информации нам встретилась ещё одна классификация солдатского фольклора.(Приложение №2,рис.3).В данной работе рассматриваются жанры фольклора.
2.Гимн. Весьма любопытными для данного исследования можно назвать и своеобразные войсковые «гимны», как, например песня минометчиков 291-го минометного полка:
***Мы стоим у минометов В нужный миг из минометов
Под горой, на огневой. Фрицам жару поддадим.
Будет славная работа, Мы сроднились воедино,
Будет с фрицем жаркий бой Словно дружная семья.
Наши мины боевые Золотая Украина,
Мы обрушим на врага, Бессарабия моя!
Чтобы нивы золотые Прямо в вражию берлогу
Не топтать его ногам. Мы пойдем сквозь кровь и дым,
И советскую пехоту По фашистской по дороге
Мы в обиду не дадим. По дороге на Берлин.
3.Шутка. Интересной темой являются взаимоотношения в армии – ведь помимо субординации здесь соблюдался и неписаный устав. Кроме того, каждый солдат считал именно свой род войск самым привилегированным. Что порождало и определенные прозвища войск: например, моряков, переведенных на сушу, пехотинцы называли «черти полосатые». А сами моряки тоже не прочь были пошутить над «матушкой-пехотой». На это, кстати, указывают воспоминания многих участников Сталинградской битвы.
Смеялись солдаты и над трусостью своих сослуживцев. Да и к самой службе относились бойцы не без чувства юмора:
Не послужишь – не узнаешь,
Что такое марш-бросок:
Двадцать верст не отдыхаешь
Да еще бежишь часок.
И все же, когда речь идет о русском солдате, то больше говорится о его храбрости, самоотверженности, уверенности в своих силах и вере в победу, любви к Родине.
4.Колыбельная песня. Но не только о войне пели и думали бойцы. В солдатской землянке можно было услышать даже колыбельную песню.(Приложение №4)
5.Стихотворение. Образ войны неразрывно связан с двумя фольклорными темами: темой жизни и смерти и описанием самой войны. В архивном фонде сохранилось стихотворение неизвестного автора о подвиге юного разведчика Евгения Середы.(Приложение №5)
6.Перекличка. Любопытны и своеобразные переругивания с немцами, и присказки, сопровождающие артналет или удачную атаку. Жанровое разнообразие солдатского юмора вносят частушки, анекдоты, а так же забавные сценки, переклички.
Немцы: «Сталинград возьмем бомбежкой, а в Москву придем с гармошкой».
Русские: «Не поможет вам бомбежка, отнесут вас без гармошки»
«Чаепитие»
- Чаек-то у них сегодня, знать, в прихлебку.
- Ну, вот и дали фрицам напиться.
7.Анекдот. Особой проблематикой является армейский анекдот. Нередко в их основу положены реальные события. Вот только один пример. Эту историю рассказал участник войны Владимир Петрович Пономарев.«Во время военных действий в Белоруссии поставки продовольствия в нашу часть осуществлялись с перебоями. И однажды спускаются несколько солдат к берегу речушки, а там боец (родом откуда-то из Средней Азии) что-то жарит на костре и ест.
- Что ешь? – спрашивают его.
- Рыбу ем, – отвечает он.
- А как ты ее поймал?
- А зачем его ловить? Он сам припрыгал, – сказал боец, доедая лягушку».
8.Частушка. Частушка - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Это популярный вид русского народного творчества. В страшные годы войны частушки продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. Частушки также можно классифицировать.
В частушках военной поры слышится то плач, то смех, а если выстроить ряд из солдатских и тыловых куплетов, то обнаружится своеобразная переписка фронтовиков с семьями – искренняя, откровенная, сердечная.
С первых дней войны женщины распевали: С фронта бойцы передавали:
Задушевная подруга Напишу письмо Светланке,
В Красну Армию пойдем, Пусть узнает весь колхоз:
Будем раны перевязывать Я подбил три вражьих танка
Под пулей и огнем! И фашистский бомбовоз.
И обещали родным:
Эх, ма! Наша мать –
Горькая Расея.
Научились воевать,
Долбанем злодея.
И боль сердечную выплакивали надрывно в частушках. Сколько волнения в непритязательных куплетах, в идущих от самого сердца словах:
На войну хотела ехать,
До вокзала не дошла,
Как сказали, что на Колю
Похоронная пришла.
Это было в сорок третьем. А потом и до Берлина докатились наши частушки:
Немец шел в Россию прямо,
Из России — косяком.
Шел в Россию он обутый,
Из России — босиком.
Существовали и партизанские частушки:
Ты, фашист, голодный волк!
Ты куда торопишься?
К партизану попадешь,
Больше не воротишься!
О женщинах-добровольцах также было сложено немало частушек:
Мой миленок – истребитель,
Я – зенитчица полка.
Прилетят к нам «мессершмидты» –
Их собьем наверняка!
О Москве: Эх, яблочко, с боку зелено.
Фашистам в Москву ходить невелено!
9.Народная песня. Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня. (Приложение №6)
Песни, написанные на стихи талантливых поэтов-фронтовиков, известны и любимы в народе. Кроме Алексея Суркова, Константина Симонова, Давида Самойлова, , Сергея Смирнова и других знаменитых поэтов на передовой сочиняли стихи бойцы, имена которых история не сохранила.
10.Пословицы и поговорки. Среди многочисленных жанров солдатского фольклора особое место отводится пословицам и поговоркам.
Пословица заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.
Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот.
Народные изречения тесно связаны с историей. В них запечатлены военно-исторические события, многолетний военный опыт.
Слова «лечь костьми, но разгромить врага» вошли в поговорку и в разных вариантах повторялись в годы Великой Отечественной войны.
В дни Великой Отечественной войны возникло огромное количество новых пословиц и поговорок. Народ запечатлел в них патриотический подъем, беспощадную борьбу с врагом, славу своего оружия.(Приложение №7)
Часто пословицы использовались в сводках Советского информбюро, особенно когда опровергались различного рода измышления и хвастовство гитлеровского командования.
Пословицы и поговорки печатали буквально все газеты и все боевые листки(Приложение №8). Воины и фронтовые газеты иногда несколько изменяли известные пословицы, вкладывая в них новое содержание, и таким путем как бы заставляли жить их новой фронтовой жизнью.
Военные пословицы и поговорки широко применяются в нашей армии и сейчас.
11.«Офольклоривание» авторских произведений. Наиболее интересным представляется процесс «офольклоривания» авторских произведений. Многие стихи, песни, поэмы, созданные одним человеком, становились «всенародным» достоянием. Достаточно привести для примера поэта Твардовского с его героем, побывавшим на всех фронтах, Василием Теркиным, образ которого просто «вошел в фольклор».(Приложение №3)
Методы исследования. В поисках интересующего материала обращались к различным источникам и Интернет-ресурсам, проводили поисковую работу.
III.Заключение.
1.Результаты работы с источниками информации: найден интересующий нас материал, хотя и в небольшом количестве.
2.Результаты поисковой работы. В читальном зале районной библиотеки по данному вопросу практически нет материала. В подшивках газет военного времени сохранились лишь «передовицы» с фронтов. Но найден интересный материал-сборник М.Г.Чичерина «Песни и обряды с.Константиновского Петровского района Ставропольского края»,изданный в 1972 году. В данном сборнике есть частушки периода войны.(Приложение № 9)
3.Общие выводы. Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!
В этой работе мы попытались создать представление о воинском фольклоре времен Великой Отечественной. Гипотеза, выдвинутая в начале работы подтвердилась. На войне было место фольклору – кусочку огромного и красочного мира солдатского слова, осколку «зеркала» солдатской души.
Это часть нашей истории, нашей культуры. И поэтому его необходимо бережно собирать и изучать.
Библиографический список.
Литература:
1. А.М. Абрамов. Присягаем Победой. Москва «Донская литература», 1982.
2.И.И. Доронин. О Родине, о мужестве, о славе. Издательство «Советская Россия», Москва.- 1975.
3. В. А. Ковалев. Русская советская литература, Москва, «Просвещение», 1989.
4. Репродукции картин советских художников.
5.Сборник песен «Адресованная другу». – М., 1973.
6. Н. Старшинов. Лицом к Победе. «Современник», Москва, 1985.
7. Г.М. Шурмак. Салют Победы, г. Электросталь, 2001.
Интернет-ресурсы:
1.russlav.ru›Великая Отечественная война
2.1941-1945.at.ua›Фотоальбомы
3.ru.wikipedia.org›wiki/Великая_Отечественная_война
4.slovari.yandex.ru
5.ru.wikipedia.org›wiki/Фольклор
Приложение № 1
Минуты отдыха
Минуты отдыха между боями. Бойцы греются у костра. После боя.
Защитники Сталинграда отдыхают. Минутка передышки.
Как ни странно в дни войны,
Есть минуты тишины,
Когда бой умолкает устало,
И разрывы почти не слышны.
И стоим мы в дни войны,
Тишиной оглушены.
Так бывает в дни войны,
Нам на фронте снятся сны,
Снятся нам довоенные села,
Где в окошках огни зажжены.
И в землянках в дни войны,
Дышат миром наши сны.
Как предвидеть наперед,
Трудный путь стрелковых рот,
Кто до ближней дойдет переправы?
Кто до самой победы дойдет?
Как предвидеть наперед,
Что тебя на свете ждет?
Так бывает в дни войны,
Есть минуты тишины,
Когда бой умолкает устало,
И разрывы почти не слышны.
И стоим мы в дни войны,
Тишиной оглушены.
Приложение №2
Классификация жанров фольклора
Рис.1.
Классификация фольклора
Классификация фольклора
Рис.3.
Классификация частушек.
Приложение №3
Картина Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» (1951)
Картина «Отдых после боя» принадлежит к тому жанру, который родила сама жизнь с ее сложностью и многообразием, — военно-бытовому. Это армия, показанная не в бою, а на отдыхе; солдаты, не сугубо военные, а глубоко мирные люди, по необходимости, взявшие в руки оружие, которым они защищают самое дорогое на земле: мир, труд, людей, дом и всю свою Советскую Родину....
Наконец-то, отдых после боя. Привал. Солдатский перекур. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывший солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Не спеша, свертывая самокрутку, Теркин со вкусом рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и даже подошедшим к «царице полей» танкистам.
Одни слушают, пряча скептическую усмешку, другие едва удерживаются от смеха, третьи жадно ловят каждое слово, четвертые безудержно хохочут, пятые...
«За годы войны я много раз встречал живых Теркиных, умевших в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей шуткой, острым словом, а в деле показать пример подлинного мужества, находчивости и героизма. Так из характерных черт разных людей, из многих фронтовых встреч сложилось и мое представление о Василии Теркине — простом советском человеке, герое Великой Отечественной войны», — говорит сам автор о процессе становления образа главного героя своей картины.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют миролюбивый советский народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде они удивительно симпатичные ребята, разного возраста, жизненного опыта, взглядов на жизнь. При всем их различии, изображенные на картине люди — оптимисты и жизнелюбы.
Приложение №4
Колыбельная песня
Много детских слез пролито по стране родной.
Подрастешь, узнаешь это, славный мальчик мой.
Подрастешь – и ты полюбишь Родину свою.
А пока ты крошкой будешь, баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду и широк душой.
Никому не дашь в обиду Родины покой.
Приложение №5
Стихотворение о подвиге
Наш храбрый друг, навеки незабвенный
За Родину, за Партии дела.
Свершил в тот час свой подвиг ты бессмертный
Радируя « Огонь по пункту «А»!
Ты храбро пал, спасая жизни наши,
Великих дней ты был солдатом чести
И чтобы память передать векам,
Мы о тебе, мальчишка, сложим песни.
Приложение №6
Народные песни в годы войны
Эта песня была сложена в соединении Героя Советского Союза А. Сабурова, своеобразный реквием, который неизвестный автор посвятил памяти М. Пашкевича, командира партизанской разведки имени 24-й годовщины Красной Армии.
ПРИВЕТ ИЗ КЛЕТНЯНСКОГО ЛЕСА
Кудри черные ветром развеяны,
Ветер песенку нам напевал,
Перед войной мы с тобой расстались,
И с тех пор я тебя не встречал.
А теперь из Клетнянского леса
Шлю тебе я, родная, привет...
Я в отряде бесстрашных героев
Буду драться до полных побед.
И когда мне погибнуть придется,
Это трудно теперь угадать —
Может, завтра, а может, сегодня —
Жизнь не долго в бою потерять...
А погибну — так что же! Известно —
Я за Родину, милая, бьюсь.
От меня лишь останется песня,
У тебя — безысходная грусть.
(Слова В. Овчинникова из отряда «За Родину!» Записана в с. Герасимовка Суземского района весной 1942 года).
Приложение№7
АРМИЯ. Наша армия не одна: с нею — вся страна (русская).
АРТИЛЛЕРИЯ. Артиллерия — бог войны (русская).
АТАКА. Атака натиск любит (русская).
Атака дружит с победой (русская).
БДИТЕЛЬНОСТЬ. Бдительного воина врасплох не застанешь (русская).
Бдителен будешь — победу добудешь (русская).
БЕСПЕЧНОСТЬ. Беспечность — родня преступлению (русская).
Беспечность на руку врагу (русская).
БЕСПОРЯДОК. От беспорядка и большая рать погибает (русская).
Где для одного простого дела заведено сто порядков, там не все гладко (русская).
БЕССТРАШИЕ. Бесстрашие — мать победы (русская).
БЕСЧЕСТЬЕ. Бесчестья больше пули бойся (русская).
Вода все смоет, только бесчестье не может смыть (русская, татарская).
Смерть лучше бесчестья (русская, осетинская).
БИТВА. Красна битва храбрыми воинами (русская).
С врагами биться — надо крепиться (русская).
БИТЬ. Бей так, что ни патрон — то враг (русская).
Бей редко, да метко (русская, азербайджанская).
БОГАТЫРЬ. Славна богатырями земля русская (русская).
Не родом богатырь славен, а подвигом (русская).
БОЕЦ. Сталь закаляется в огне, боец — в пылу сражения (эстонская).
Русский боец — всем образец (русская).
БОЙ. Бой отвагу любит (русская).
В бою нет смены, есть только поддержка (русская).
БОЛТЛИВОСТЬ. На полях войны нетерпимы болтуны (русская).
Приложение №8
Плакаты, боевые листки военных лет
Приложение №9
Частушки жителей с.Константиновского
(из сборника «Песни и обряды с.Константиновского Петровского района Ставропольского края»,изданного в 1972 году
1.Как бы я была кукушка,
С кучерявой головой,
Я бы села, полетела,
Где страдает милый мой.
2. Воевать мы не хотим,
Мы за мир стараемся.
Кто захочет тронуть нас,
С каждым рассчитаемся.
3.Девушки война, война,
Девушки, победа.
А кого будем любить,
Осталось два деда.
4.Через 33 конторы,
Через райпотребсоюз,
Через Гитлера косого,
Я в девках осталась.
5.Девушки война, война,
Девушки, окопы рыть.
Девушки, война заставила
Тридцатый год любить.
6.Солдат, мой,солдат,
Я дарю тебе кисет
Голубой даю
Приходи, закуривай.
Кто самый сильный?
Где спят снеговики?
Астрономический календарь. Май, 2019
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Серебряное копытце