Данная презентация является итогом учебного проекта "Этимология фразеологизмов". Несколько групп учеников провели исследование и его результаты оформлены в виде презентации.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_proekta.pptx | 432.64 КБ |
Слайд 1
МБОУ « Красноорловская СОШ» Проект «Этимология фразеологизмов» Выполнили обучающиеся 5-го классаСлайд 2
Проблема Словарный запас учеников беден фразеологизмами, многие совершают ошибки в их употреблении, одна из причин этого – незнание этимологии .
Слайд 3
Цель Поиск информации об этимологии фразеологизмов для повышения уровня культуры речи .
Слайд 4
Задачи 1.Исследование актуальности данной проблемы. 2. Сбор информации о значении и этимологии некоторых фразеологизмов. 3. Составление памяток «Почему мы так говорим?»
Слайд 5
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, имеющие одно лексическое значение. Фразеологизмы обладают образно-переносным смыслом.
Слайд 6
Этимология фразеологизма Этимология фразеологизма – это его происхождение. Первоначальный (прямой) смысл фразеологизмов связан с историей разных народов, с их обычаями, религией, работой. Поэтому для понимания фразеологизма важно знать его этимологию.
Слайд 7
Результаты социологического опроса Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? Да (30 %) Нет (50 %) Не уверен (20%)
Слайд 8
Результаты социологического опроса Как вы понимаете смысл выражений: «Ахиллесова пята», «Тянуть канитель», «Положить в долгий ящик»? Верный ответ (40%) Неверный ответ (30%) «Понятия не имею» (30%)
Слайд 9
Результаты социологического опроса Часто ли вы употребляете фразеологизмы в своей речи? Часто (20%) Редко (50%) Не употребляю (30%)
Слайд 10
Вывод Из 100 опрошенных всего лишь около 30% имеют четкое понятие о фразеологизмах и употребляют их в своей речи. Необходимо больше внимания уделять изучению фразеологизмов.
Слайд 11
Отбор языкового материала Исконно русские фразеологизмы «Попасть впросак», «точить лясы», «бить баклуши», « казанская сирота», «спустя рукава», «не солоно хлебавши», «зарубить на носу» и др.
Слайд 12
Заимствованные фразеологизмы «Взгляд Медузы», «ахиллесова пята», «нить Ариадны», «дамоклов меч», «гордиев узел», «авгиевы конюшни», «рог изобилия» и др.
Слайд 13
Библейские фразеологизмы «Блудный сын», «тьма египетская», «тридцать сребреников», «избиение младенцев», «Иов многострадальный», «манна небесная», «заблудшая овца».
Слайд 14
Этапы работы 1. Исследование современного значения фразеологизмов. 2. Исследование этимологии фразеологизмов. 3. Составление памяток «Почему мы так говорим?»
Слайд 15
Почему мы так говорим?
Слайд 16
«Взгляд Медузы» В греческой мифологии рассказывается о трех сестрах Горгонах – чудищах со звериными ушами, медными копытами и змеями вместо волос. Страшней других была Медуза. Каждый, кто видел ее лицо, превращался в камень. «Взгляд Медузы» – леденящий, неприятный взгляд.
Слайд 17
«Ахилл и Аякс»
Слайд 18
«Ахиллесова пята» Герой Древней Греции Ахиллес был сыном морской богини Фетиды и смертного Пелея . Мать решила искупать его в священном Стиксе, делавшем человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, она держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее. И когда стрела Париса вонзилась в пятку Ахилла, он погиб. Слабое, уязвимое место человека.
Слайд 19
«Детство Зевса»
Слайд 20
«Рог изобилия» Отец богов Зевс после рождения был спрятан в тайном гроте, где его выкормила коза Амалфея . В благодарность Зевс вознес ее на небо, а один из ее рогов подарил нимфам, из него лилось и сыпалось все, в чем у нимф возникала потребность. Неистощимый источник сокровищ.
Слайд 21
«Спящая Ариадна на Наксосе »
Слайд 22
«Нить Ариадны» Ариадна – дочь критского царя Миноса – полюбила Тезея, который должен был убить минотавра, и дала ему чудесную нить. Тезей укрепил ее у входа в лабиринт, убил минотавра и, держась за нить, вышел обратно. Всякое верное орудие для разрешения запутанной задачи.
Слайд 23
«Поцелуй Иуды»
Слайд 24
«Тридцать сребреников» Иуда Искариот, один из учеников Христа, предал своего учителя за тридцать сребреников, т.е. за тридцать серебряных монет. Имя «Иуда» – синоним слова «предатель». Сочетание слов «поцелуй Иуды» – предательская ласка, коварная лесть. «Тридцать сребреников» – цена предательства .
Музыка космоса
Учимся ткать миленький коврик
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Два морехода