Научная работа, акцентирующая внимание на изобразительно-выразительных средствах, приемах и способах, используемых волгоградскими поэтами для создания образов донской и приволжской степи.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_koncepta_step.docx | 71.67 КБ |
analiz_koncepta_step.ppt | 1.52 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №48 Ворошиловского района г. Волгограда
IV региональный конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Секция русского языка
Язык художественной литературы
Анализ концепта «степь» в языковой картине мира на примере произведений волгоградских поэтов
Выполнила:
учащаяся 10 «А» класса МОУ СОШ № 48 Плахотнюк Урсула Анатольевна
Учитель русского языка и литературы: Горбунова Елена Викторовна
Волгоград, 2013
Оглавление
С.
Введение……………………………………………………………………….. 3-4
Глава I. Концепт «степь» в художественном произведении и способы его изучения.
§ 1. Образ степи в русской литературе………………………………………..5-6
§ 2. Языковые способы выражения взаимодействия человека и мира природы……….....................................................................................................7-10
§ 3. Концепт «степь» в языковой картине мира……………………………..11-14
Глава II. Образ степи в творчестве волгоградских поэтов
§ 1.Способы вербализации картин степи в стихотворениях ……………… 15-19
§ 2. Концепт «степь» в стихотворениях волгоградских поэтов……………. 20-24
Заключение……………… ……………………………………………………..25
Список источников и литературы……………………………………..……... 26
ВВЕДЕНИЕ
Русские писатели-классики создали в своих произведениях прекрасные образы Родины. Одним из самых красивых ее воплощений мы считаем степь.
Образ степи живет в душах русских людей: без ее просторов и красот образ России был бы неполным, приблизительным, поэтому редкий русский поэт обошел степь молчанием, не написав о ней искренних строк: светлых, радостных или грустных.
Тема нашей работы – «Анализ концепта «степь» в языковой картине мира на примере произведений волгоградских поэтов» – акцентирует внимание на изобразительно-выразительных средствах, приемах и способах, используемых волгоградскими поэтами для создания образов донской и приволжской степи.
Раскрытие данной темы предполагает обращение к лирическим произведениям волгоградских поэтов, отражающим их восприятие степи, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства, настроения авторов.
Объект исследования: стихотворения волгоградских поэтов о степи.
Предмет исследования: концепт «степь» в лирических произведениях поэтов – наших земляков.
Цели работы:
Для достижения целей работы нами были поставлены следующие задачи:
Образ степи в стихотворениях поэтов – наших земляков представляет особую ценность для широкого круга волгоградской общественности, так как данный образ – символ нашей малой родины.
Научно-практическая значимость нашей работы заключается в выявлении языковых особенностей концепта «степь» в стихотворениях волгоградских поэтов. Кроме того, материалы нашей работы можно использовать на уроках литературы и краеведения, в кружковой работе.
Приемы и методы, используемые нами в работе:
Глава I. КОНЦЕПТ «СТЕПЬ» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ И СПОСОБЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
§ 1. Образ степи в русской литературе
Мы рассмотрели образ степи в стихотворениях русских классиков, его место в русской литературе.
Для П. А. Вяземского «голые и немые степи» – символ России, «какова она ни есть», неизменно родная его сердцу.
«Сторона ковыльной пущи…» – такой видит великий русский поэт Сергей Есенин нашу Родину. «Последний поэт деревни», он с детства вобрал в себя красоту двух огромных миров – Степи и Леса. И Есенин может назвать степь родной, но не обидеть при этом любимого березового мелколесья.
Для Александра Блока путь России – «путь степной»: мнущая ковыль кобылица для него одновременно оказывается символом Родины, времени и народной судьбы.
«Звенящий сон степного мрака» завораживает Ивана Бунина, он ощущает себя словно вне жизни и времени. Громада звездного неба над ковыльной степью подсказывает Борису Пастернаку удивительный образ вечного Космоса:
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья…
Степь заставляет думать не только о вечности: она будит воспоминания, навевает мысли о прошлом. Ведь именно в «чистом поле» так часто решалась судьба России. Поле - это не просто открытое пространство, но граница, особое место встречи двух миров. От былинных времен, времен набегов кочевников и монголо-татар народ сохранил двойственное отношение к степным просторам: привольно, но и неспокойно, тревожно душе в чистом поле. Тоскливой, унылой и мрачной являлась степь русскому человеку: «степей холодное молчанье» - встречаем у М. Ю. Лермонтова, «страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!» - пишет А. С. Пушкин.
Широкие степные просторы стали важнейшим символом воли в русской поэзии, они стоят наравне с не менее значительным образом моря.
Однако лирическому герою русской поэзии мало простого созерцания и спокойного взгляда на степь. Она побуждает его к действию, стремительному движению. Так в степную поэзию навечно входит образ коня и неутомимого бега – полета среди безграничного пустого пространства. У Владимира Бенедиктова встречаем:
Тесно, сердце воли просит,
И от гор, от их цепей -
Легкий конь меня уносит
В необъятный мир степей…
Веками степь лежала нетронутой. Лишь в 20-30-х годах XX века она стала частью сельского хозяйства. Многие экономически выгодные решения подорвали экологию степи, но поэты того времени воспели ее и такой – распаханной тракторами, отступающей под натиском машин и заводов.
И вековые поэтические традиции любования степью, преклонения перед ее величием и силой не исчезли из творчества стихотворцев. Очень точно и искренне об этом пишет Павел Васильев, совмещая два этих направления:
Родительница-степь, прими мою,
Окрашенную сердца жаркой кровью,
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебя пою!..
Судьба степи слилась с судьбой России, навеки она вошла в душу народа и стала частью его Родины и творчества. Донские и приволжские степи, впитавшие в себя тысячелетия истории Отечества, находят свое отражение в творчестве поэтов Волгограда.
§ 2. Языковые способы выражения взаимодействия человека и мира природы
Приступая к изучению трудов, посвященных концепту «степь» в русской литературе, мы рассмотрели способы взаимодействия человека и мира природы, характерные для нашей культуры и языка. Этой теме посвящена работа доктора филологических наук, доцента кафедры современного русского языка Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Селеменевой О.А. «Состояния природы в русской языковой картине мира XX века», в которой рассматриваются общие классификации способов вербализации состояний природы различными лексико-грамматическими разрядами слов и типами простых предложений русского языка применимые при анализе описания любой картины природы в литературном произведении.
О.А. Селеменева отмечает особое значение определенных частей речи в описаниях состояний природы. Так, безличные глаголы, личные глаголы в безличном употреблении и слова категории состояния формируют ядро особого типа синтаксических конструкций – безличных предложений, которые, представляя различные состояния природы, не расчленяют изображаемую ситуацию на составные элементы, а выражают ее «глобально, отмечая протекание события в определенный момент». Например: Тучи разошлись, проглянуло солнце, и сразу стало очень жарко (Домбровский. Факультет ненужных вещей).Наряду с безличными предложениями знаками состояний природы способны выступатьодносоставные номинативные и двусоставные предложения. Например: Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие желтые листья (Бунин. Маленький роман); Сюда нужно добираться вплавь или, когда море спокойно, карабкаться по уступам, опускаясь до колен в воду и ступнями нащупывая порожки (Дружников. Виза в позавчера).
О.А. Селеменева классифицирует номинируемые разноуровневыми языковыми единицами состояния природы на группы с учетом двух аспектов:
1) способа получения информации о состоянии природы;
2)способа проявления состояния.
Способ получения информации о состоянии природы позволяет, прежде всего, выделитьсостояния, определяемые на основе данных органов чувств наблюдателя (осязания, зрения, слуха, обоняния). Например: А к вечеру сильно похолодало (осязание), и валенки сделались твердыми, как камень (Глущенко.Кириллыч); Океан все штилеет… (зрение) (Бунин. Воды многие) и т.п.По мнению автора, среди предикатов, кодирующих такие «перцептивные» состояния природы, особо выделяются те, которые имеют комплексную семантику, совмещают в себе значения «состояние природы» и «физиологическое состояние одушевленного субъекта (живого существа)». Они отражают не элементарную, а сложную ситуацию, в которой сопряженные семантические элементы являются равноправными, функционирующими в речи как созначения, в зависимости от ситуативного контекста. Такие предикаты называют синкретами: жарко, холодно,тепло, прохладно, душно. Например: И только зимой, в холода, Сене становилось жарко…(Залыгин.Мистика) (жарко герою, Сене). ‒ В воздухе жарко и влажно от земли (Бакланов.Пядь земли).
Помимо перцептивных состояний, по способу получения информации о состоянии О.А. Селеменева также выделяет вторую группу ‒ метафорические состояния, существование которых обусловлено восприятием окружающего мира по аналогии с принципами структурирования человеком форм собственного организма: болеть, дремота, дремать, изнеможение, истома и т.п. Например: Земля спала под теплым одеялом… (Пришвин. Кащеева цепь); Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии (Куприн. Чудесный доктор) и другие. Автор считает, что подобный метафорический перенос «состояние человека ‒ состояние природы» не случаен: когда-то антропоморфная метафора являлась частью древнего механизма восприятия и репрезентации действительности в ментальном пространстве человека, одним из качеств мифологического сознания. Персонификация является «необходимым психологическим свойством личности», опирающимся на понимание общности и неразрывности «живой и неживой материи» Олицетворение помогает человеку понимать и чувствовать окружающий мир, совершенствовать интеллектуальную и эмоциональную сторону личности.
С точки зрения второго классификационного критерия ‒ способа проявления ‒ природные состояния также не представляют однородной группы. О.А. Селеменева выделяет среди них:
1) световые состояния (светло, светлеет, темнеет, темень, темно);
2) цветовые состояния (алеет, бело,белеет, желто, зелено, розово),
3) состояния, проявляемые запахами и веяниями (душисто, пахнет, веет);
4) состояния, проявляемые изменением температуры (жарко, знойно, морозно, прохладно);
5) состояния, проявляемые звуками или их отсутствием (ахает, безмолвие, бухает, звенит, громыхает, шумит, тишина, стучит, гремит);
6) состояния, проявляемые покрытием (вызвездит, грязно,
заболочено, заволакивает, заметает, звездно, облачно, подморозит, покрывает);
7) состояния, проявляемые наполнением (безлюдно, дымно, мокро, пусто) и движением (накрапывает, неподвижно, метет).
Среди «активных» групп состояний природы О.А. Селеменевой отмечены цветовые и звуковые. Возможность приложения цветовых атрибутов к природному пространству в целом или его части обеспечивается легкостью их переноса на всевозможные объекты.
Звуковые состояния природы в русской языковой картине мира XX века дифференцированы на несколько групп:
1) состояние, основанное на имитации звуков, издаваемых живыми существами (животными, человеком, птицами) (ахать, взвизгивать, вздохнуть, ворчать, выть, реветь, свистеть и др);
2) состояния природы, основанные на аналогии со звучанием, издаваемым неодушевленными предметами (в том числе и при манипуляциях с ними человека) (бить, бухать,
греметь, громыхать, грохнуть, грохотать, гудеть и др);
3) звуковые состояния с недифференцированным звучанием (гулко, звонко, шумно, шуметь)
4) представляющие отсутствие звучания (глухо, немо, тихо, тишина)
Состояния четвертой группы, представляющие отсутствие звучания, частотны в национальной картине мира XX в. (более 10 % высказываний от всей авторской картотеки, объемом около 3 500 примеров). О.А. Селеменева объясняет такое стремление русских к состоянию тишины, осмысляемого именно как беззвучие, а не неподвижность,во-первых, самим ходом истории и длительным отсутствием у славянской цивилизации «сопряженности с морем», во-вторых, утомлением человека от формирующейся в XIX–XX вв. «качественно новой акустической среды» – целого мира новых звуков, «рожденных современной цивилизацией».
Подводя итог, О. А. Селеменева отмечает, что состояния природы в русской языковой картине мира XX века репрезентированы совокупностью средств разных уровней языка, и идентифицирует большинство природных состояний на основе каких-либо ощущений: контактного (осязательных) или дистантного (зрительных, слуховых, обонятельных). Однако номинироваться состояние природы может и на основании метафорического переноса состояния человека на состояние природы. По мнению автора, регулярность подобного метафорического переноса свидетельствует о реализации в национальной картине мира XX в. идеи единения человека и мира природы, открытой еще мифологическим и фольклорным мышлением.
§ 3. Концепт «степь» в языковой картине мира
Далее мы перешли к изучению концепта «степь» как элемента русского языкового менталитета и культуры, рассмотрели его общие и специфические черты в общенациональной и художественной концепции «степь», изучили работу «Индивидуально-авторские трансформации концепта «степь» в литературе XIXвека» д-ра филол. наук, проф. Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара ПанченкоА.И.
Как показал анализ словарных статей, общенациональный концепт степь обладает следующими чертами: «безлесное пространство», «бедной влагой», «в большей или меньшей степени ровной», «с травянистой растительностью », « с сухим климатом »,« расположенной на огромном пространстве ».
Для более глубокого исследования концепта степь ПанченкоА.И. обращается к интерпретационному полю, содержащему «оценки и трактовки содержания ядра концепта, национальным, групповым и индивидуальным сознанием», а также художественному концепту «как частной реализации концепта культуры». Так, несмотря на то, что в толковом словаре дается определение степи как ровного пространства, у С.Т. Аксакова степь холмистая и даже гористая, «по большей части неровная, волнистая, местами довольно лесная, даже гористая, с горным кряжами, сырть и увалами»; у А.П. Чехова степь «перехвачена цепью холмов», И.С. Тургенев же говорит о том, что с приближением к степи«холмы все мельче и мельче ...».
Относительно климатических условий степи художественный концепт, как и общенациональный, говорит о сухом климате, но при этом облекая данную характеристику в окказиональные метафоры и эпитеты. У П.А. Вяземского в стихотворении «Ах ты, степь моя»: «Огненное море, зноем пышет и палит, цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день, ни прохладной тучки тень », у Максима Горького – «знойным куполом безоблачного неба, дорога ... жгла нам ноги », у И. А. Бунина«от зноя травы сухи и мертвы», что тоже является свидетельством очень сухого и знойного лета.
А.И. Панченко замечает: в зависимости от климата и расположенности, степь у каждого писателя меняет цвет: у Н.В. Гоголя «зеленая, зелено-золотая»; у Максима Горького степь – это «черное блюдо, серая, покрытая синим знойным куполом» земля; у А.П. Чехова степь плывет в «лиловой дали». Степь в словах художников «преображается» – это уже не только пустое и огромное пространство; оно переливается оттенками желтого, зеленого, расцвечивается красками миллионов цветов.
А.И. Панченко выявил: частым атрибутом степи является ковыль, что представляет собой характеристику не только растительного мира, но и говорит о незаселенности, нераспаханности территории: даже на единожды вспаханной земле ковыль перестает расти. Эту черту подтверждают и строки С.Аксакова(«ковылистой нови, никогда не паханной земли») и Н.В. Гоголя, где степь – это «девственная пустиня». О незаселенности степи в стихотворении «Степь вечером» говорит также А.Фет («Нигде жилья не видно»); у Ф. Достоевского в «Записках Мертвого дома» встречаем «незаселенные вольные степи». Степь в представлении С.П. Аксакова не заселена оседлым народом, поскольку в «Записках ружейного охотника» мы встречаем «кочевых башкирцев», то есть степь часто служила временным пристанищем для кочевников.
Автор отмечает, что не у всех писателей степь – нераспаханное пространство.У Максима Горького в описании степи встречаем«полосы сжатого хлеба», а у А.А. Фета в степи «наливает рожь».
Не отмеченной в словарях, но отраженной практически у всех исследуемых авторов характеристикой является населенность степи множеством птиц. У Н.В. Гоголя степное раздолье наполнено криками таких птиц, как «чайка, тучи диких гусей, ястребы», у А.П.Чехова «чибисы, коршуны, кобчики и совы», у Афанасия Афанасиевича Фета «перепел откликнулся, скрыпят коростели». Звуковое наполнение степи создают и насекомые:«Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку…» (А.П.Чехов, повесть «Степь»).
Автор подчеркивает, что специфика месторасположения степного простора, как правило, зависит от того, где родился писатель или поэт, или от замысла и тематики произведения. Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» описывает Украину, поэтому и локализация степи – это «Юг… до самого Черного моря», у Ф.М. Достоевскогостепь также «расстилалась к югу», а для С.Т. Аксакова степь – это Оренбургская губерния; П.А. Вяземский отождествляет степь с бесконечной Россией, возвышая таким образом концепт степь до символа Родины – России.
Постоянным, повторяющимся у всех художников слова признаком концепта «степь» является ее обширность, что отражает и общенациональный концепт, но при этом каждый писатель использует индивидуальные, окказиональные вербальные средства для описания этого признака: у И.С. Тургенева она безграничная, необозримая; у П.А. Вяземского степь «широко на просторе, поперек и вдоль лежит», А.А. Фет отождествляет бескрайность степи с морем «Всё степь да степь, безбрежная, как море»; у Ф.М. Достоевского степь «Расстилалась непрерывной скатертью тысячи на полторы верст»,у Максима Горького степь раскинулась «богатырским размахом», а у И.А. Бунина степь и вовсе «без границ»,подобные определения необъятности степного простора автор находит практически у всех авторов, и лишь С.Т.Аксаков говорит о том, что степь – это «пространство… иногда на несколько сот верст в окружности, а иногда небольшое». Эпитеты «широкая», «бесконечная», «раздольная» связывают образ степи с чертами характера русского человека, с присущей ему тягой к большим и открытым пространствам, раздолью.
Ядро концепта «степь», «попадая» в художественное пространство,приобретает новые специфические признаки.Так, новыми, не зафиксированными в словарях, относящимися к интерпретационному полю признаками концепта «степь» стали следующие: холмистость пространства (С.Т. Аксаков, А.П. Чехов), присутствие родниковых ручьев (С.П. Аксаков), разнообразная цветовая гамма степи (от черного до бело-лилового), незаселенность (А.В. Кольцов, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский), указание на то, что иногда степь это небольшое пространство (С.Т. Аксаков), огромное количество птиц (Н.В. Гоголь, А.А. Фет, А.П. Чехов); ничего не указано в словарях о возделанности, распаханности степи. В художественном концепте эта характеристика расходится на два диаметрально противоположных вектора: распаханная земля спосевами (А.А. Фет, Максим Горький), и не тронутая земля, никогда не обрабатываемая человеком (С.П. Аксаков, А.В. Кольцов, А.К. Толстой, Н.В. Гоголь).
Такое разнообразие, а иногда и противоречивость индивидуально-авторских характеристик степи автор объясняет неоднородностью реально существующих степных ландшафтов, воссоздаваемых в авторских текстах, и/или результатом слияния индивидуального авторского мировидения с художественным замыслом, идейной концепцией произведения.
Таким образом, при исследовании художественных текстов XIX столетия было выявлено, что помимо характеристик, отражающих ядерные когнитивные признаки концепта, исследуемые тексты содержат еще индивидуально-авторские характеристики степи. Писатели – носители языка, используя общепринятый языковой фонд, вводят в него свое окказионально-авторское мировидение, создают свои художественные модели мира, художественные концепты, обогащая тем самым русскую национальную культуру в целом.
Глава II. ОБРАЗ СТЕПИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВОЛГОГРАДСКИХ ПОЭТОВ
§ 1. Способы вербализации картин степи в стихотворениях
Анализируя картины степи, представленные в стихотворениях волгоградских поэтов, мы использовали классификацию способов вербализации состояний природы, предложенную О.А Селеменевой. В этой классификации нас более всего интересовал такой аспект, как способы получения информации о состоянии природы. Благодаря данному критерию мы смогли выявить наиболее часто используемые способы вербализации картин степи в произведениях волгоградских поэтов: информация, получаемая при помощи органов чувств или метафорические отождествления состояний человека с природными.
Самым часто используемым способом получения информации о состоянии степи среди органов чувствоказался зрительный. Именно этот орган чувств наряду с органами слуха наиболее активно используется человеком в жизни.
Мы выявили 16 примеров использования зрения для получения информации о состоянии степи в стихотворениях волгоградских поэтов:
Далее по частоте использования поэтами органов чувств для получения информации о состоянии степи идет осязание. Примеров ощущения степи поэтами при помощи этого органа чувств незначительно больше, чем при помощи слуха. Однако это позволяет нам включить осязание в группу наиболее активно используемых органов чувств, при помощи которых поэты получают информацию о состоянии степи. Мы предполагаем, что такая высокая частотность использования поэтами именно осязания для описания картин степи неслучайна: тактильные ощущения позволяют особенно точно и тонко выразить собственное восприятие степи. Донские и приволжские степи небогаты на «мелодичность» и разнообразие звуков – днем животные прячутся от зноя. Осязание же выходит на первый план в чувственном восприятии: поэты описывают свои ощущения от жаркого воздуха, палящего солнца, колючих трав, пыльной земли.
Нами было выявлено 10 примеров использования осязания поэтами для описания собственных ощущений степи:
Ощущения от шелеста степных трав и деревьев, гула ветра, которые описывают поэты, можно назвать слуховыми. Мы не находим в их описаниях восхищения красотой пения птиц, однако для каждого поэта шелест ковылей, полыни и других полевых трав неразрывно связаны с образом приволжской степи, образом малой Родины.
Мы выявили 9 примеров использования органов слуха для получения информации о состоянии степи:
Информация о степи, полученная поэтами при помощи обоняния, категорична: жгучие и резкие запахи трав противопоставляются полной духоте, невозможности различить никаких запахов в душном и горячем воздухе.
Мы обнаружили 8 примеров использования поэтами обоняния для описания своих ощущений степи в стихотворениях:
Вкусовые ощущения оказались наименее используемыми поэтами для описания своего видения степи: всего 2 примера в стихотворениях.
Е. Кулькин противопоставляет «вкусу» степи вкусы меда и нектара, сладкие, но чужие для него. Поэт пишет о своей неразрывной связи со степными просторами, которую не перебьют никакие другие ощущения:
И сколь меня ты ни пои нектаром,
И даже медом сколько ни корми,
Не перебить тех привкусов, которым
Всю жизнь бродить в моей шальной крови…
В своем стихотворении, посвященном степи,Е. Иванникова показывает разницу между вкусом ягоды, выращенной человеком и «вольной» ягодой, выросшей на просторе. Дикие степные ягоды – символ свободы и воли для поэтессы:
Лишь повеет с дороги свободной,
Я подумаю, выпустив куст,
Что на воле, без почвы садовой,
Изменился у ягоды вкус…
Также мы выделили вторую группу способов восприятия состояний степи согласно классификации О. А. Селеменевой – метафорические состояния.
Поэты изображают степь живой, для них она – родительница-мать, кормилица. Поэты наделяют ее глубоким и сложным, загадочным характером, она завоевала прочное место в их сердцах. Для них степь противоречива: с одной стороны – бесконечно мудрая и понимающая, с другой – полная энергии, загадочная, дерзкая и молодая. Ее невозможно познать до конца: степь всегда оставляет потайные, неизведанные уголки и нераскрытые тайны.
Мы выявили 12 примеров использования поэтами метафорических состояний для описания собственных ощущений степи:
«Полынным духом голову вскружила и поделилась горечью со мной…»(Е.Кулькин);
Таким образом, среди органов чувств, используемых поэтами для получения информации о состоянии степи, наиболее «активными» оказались зрение и осязание. Результаты нашего исследования не совпали с выводами О.А. Селеменевой: в своей работе автор отмечает зрение и слух как наиболее предпочтительные способы вербализации состояний природы. Эта черта показывает уникальность приволжской степи и способов ее восприятия волгоградскими поэтами. По характеру метафорических состояний, используемых поэтами для описания степи, мы можем сделать вывод о том, что степь для них – символ Родины, живой организм, наделенный собственным характером.
§ 2. Концепт «степь» в стихотворениях волгоградских поэтов
Мы рассмотрели толкование слова «степь» в различных словарях. Словарные статьи в Большом энциклопедическом словаре и толковых словарях современного русского языка показывают, что лексикографическая традиция направлена на охват суммы признаков, характеризующих понятие слова: «степь» понимается как обширное, ровное, безлесное пространство. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля дает такое определение: «Безлесная, и нередко безводная пустошь на огромном расстоянии, пустыня. Наши степи, на юге и на востоке, поросли ковылем, что и почитается принадлежностью степей; <…> безлесье, незаселенный, кочевой простор». Особую связь ковыля и степи подчеркивает «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П.Я. Черных в обширной статье о слове «степь». Впервые оно было зафиксировано Р. Джемсом в его словаре, составленном в 1618–1619 гг.: «Происхождение слова степь неясно. Возможно, представление степи было связано у народа с представлением о травянистой (особенно сухой) растительности, о ковыле (Stipa). В этом случае, научное латинское название ковыля сродни русскому степь. Тогда индоевропейским корнем этого слова можно было бы считать *-steip-: stip-, к которому по корню восходит русское стебель».
В нашей работе мы сопоставили черты концепта «степь» в русской литературе, выявленные А.И. Панченко, и в стихотворениях волгоградских поэтов.
Засушливый и жаркий климат стал и у А.И. Панченко, и в нашей работе общим признаком образа степи. Почти во всех исследуемых стихотворениях он изображается через описание знойного, душного воздуха:
Именно через ощущения воздуха, его тяжести, плотности и раскаленности читатель наиболее ясно представляет картину беспощадного донского лета, грозящего «своей нестерпимой жарой». Эта особенность приволжского степного климата окажет влияние на такие черты концепта, как цвет, населенность живностью, водные ресурсы.
Анализируя рассматриваемые произведения русских классиков покритерию «цвет»,А.И. Панченкоотмечает его неоднородность: в зависимости от климата и расположенности он меняется. Пространство не пустое, оно переливается оттенками желтого, зеленого, расцвечивается красками миллионов цветов.
В стихотворениях волгоградских поэтов цвет не играет такой значительной роли, он упоминается всего в 4 стихотворениях. В связи с душным и знойным летом донская и приволжская степи не поражают поэтов буйством красок: травы склоняются к земле, пересыхают ручьи, трескается почва, все покрыто пылью и кажется серым. Цветовая гамма в рассмотренных нами стихотворениях стабильна, различия незначительны: степь сравнивается с желтой, золотой пустыней:
Лишь А. Максаев пишет о разнообразии цветов степи, но это связано исключительно со временем года – весной.
Сопоставляя образ степи в произведениях волгоградских поэтов с концептом «степь», изученным А.И. Панченко, мы выявили, что вторым атрибутом образа степи среди растений наряду с ковылем (9примеров) выступает полынь:
Полынь же встретилась нам в стихотворениях 11 раз.В «степном» творчестве поэтов она выступила символом одиночества и горечи. Неприхотливое растение навевает мысли о прошлом, хранит память о тяжелых боях:
«А соседи у травиночки – полынь да молочай….» (М. Агашина);
Отличительной особенностью образа степи в стихотворениях волгоградских поэтов стало почти полное отсутствие птиц, в то время как именно «населенность множеством птиц» стало чертой, характерной для почти всех исследуемых А.И. Панченко текстов, что позволило ему выделить это общей чертой для всего концепта «степь». Отсутствие многочисленных животных в нашей степи также связано с климатом: приволжская степь больше богата ночным птицами и животными, т.к. они не могут выжить при высоких дневных температурах. Знойными днями животный мир степи прячется под землю, спасаясь от обжигающих солнечных лучей.
Мы выявили 4 упоминания о птицах в стихотворениях, и даже в них степь изображается «пустой», безжизненной, стаи птиц для нее – редкое явление:
Исследуя стихотворения поэтов, мы обнаружили общую черту в описаниях степи – ее обширность. Этот признак согласуется с видением концепта «степь» А.И. Панченко. Безграничность степи изображается эпитетами: «бесконечные дали», «пустынная степь», «бесконечная земля», «широкий холст», «аэродромная степь», «прозрачная бескрайность», «черная бездна», «оголенный ветрами край» и другие.
Однако отождествления обширности степных просторов с морскими не было обнаружено нами в исследуемых текстах, соответственно не стало специфической чертой концепта «степь», выявленной А. И.Панченко. Лишь два автора упоминают море в своих произведениях и в обоих случаях – для подтверждения своей «верности» степи. «Не обольстит блистающее море насмешливую душу степняка» - встречаем у Василия Макеева; «И я познал седых морей соленость….и сколь меня ты ни пои нектаром, и даже медом сколько ни корми, не перебить тех привкусов, которым всю жизнь бродить в моей шальной крови..» - пишет Е. Кулькин. Степь «приворожила» поэтов и, даже наблюдая картины моря, они не могут забыть ее.
Одним из символов свободы и воли в стихотворениях волгоградских поэтов стал образ коня. 3 поэта в своих стихотворениях обращаются к нему, изображая безграничность степи и вольный простор:
Таким образом, специфическими чертами концепта «степь» в стихотворениях волгоградских поэтов стали почти полное отсутствие животных и небогатая цветовая гамма. Устойчивый атрибут образа степи в стихотворениях волгоградских поэтов – полынь, в отличие от отмеченного А.И. Панченко в качестве постоянного символа степных просторов ковыля. Волгоградские поэты не прибегали к сравнению степи с морем, описывая ее обширность, что является характерной особенностью их творчества. Некоторые из авторов использовали образ коня для описания чувства свободы и воли, навеваемого степью.
Заключение
Используя классификацию способов описания состояний природы О.А. Селеменевой, мы рассмотрели используемые волгоградскими поэтами в 37 стихотворениях о степи приемы вербализации состояний природы, сопоставив их между собой по частоте использования.
По первому приему самым часто используемым в стихотворениях волгоградских поэтов способом получения информации о состоянии степи среди органов чувств оказался зрительный – 16 примеров. Вторым по частоте использования оказался осязательный способ – 10 примеров.
Способ описания степи при помощи метафорических состояний (второй прием) занял второе место по частотности в общей классификации способов вербализации состояний степи в стихотворениях волгоградских поэтов – 12 примеров.
Эти приемы помогли волгоградским поэтам изобразить степь живой, для них она – родительница-мать, кормилица. Они наделяют ее глубоким и сложным, загадочным характером, необозримые степные просторы завоевали прочное место в их сердцах. Для них степь противоречива: с одной стороны – спокойная, бесконечно мудрая и понимающая, с другой – полная энергии, загадочная, дерзкая и молодая. Ее невозможно познать до конца: степь всегда оставляет потайные, неизведанные уголки и нераскрытые тайны.
Изучив общие и специфические черты концепта «степь», описанные в работе А.И. Панченко, мы выявили отличительные черты и атрибуты, характерные для образов донской и приволжской степей в творчестве волгоградских поэтов:
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Книги
Словари
Интернет-источники
Депонированные научные работы
Диссертации
Словари
Слайд 1
Выполнила: учащаяся 10 «А» класса МОУ СОШ № 48 Плахотнюк Урсула Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №48 Ворошиловского района г. Волгограда Научно-исследовательский конкурс старшеклассников и обучающихся средних образовательных учреждений Волгоградской области «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НАУКУ» Номинация «Русский язык и литература»Слайд 2
Объект исследования: стихотворения волгоградских поэтов о степи. Предмет исследования: концепт «степь» в лирических произведениях поэтов – наших земляков. Цели работы: анализ стихотворений волгоградских поэтов о степи; изучение концепта «степь» в произведениях русских классиков; выявление особенностей концепта «степь» в произведениях волгоградских поэтов. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Слайд 3
способ проявления состояния световые состояния; цветовые состояния; состояния, проявляемые запахами и веяниями; состояния, проявляемые изменением температуры; состояния, проявляемые звуками или их отсутствием и др. способ получения информации о состоянии природы перцептивные состояния; метафорические состояния; КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВЕРБАЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЙ ПРИРОДЫ
Слайд 4
КОНЦЕПТ «СТЕПЬ» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Черты: обширность территории; неоднородность пространства; богатая цветовая гамма; сухой, жаркий климат; незаселенность, нераспаханность территории (частый атрибут – ковыль)
Слайд 5
СПОСОБЫ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КАРТИН СТЕПИ зрение слух 16 примеров 9 примеров «Полынь да кустики кривые, да ковыли, куда ни глянь...» (Т. Батурина); «Пустынная степь, луна, ковыль, поглощенный тьмой…» (С. Васильев); «А над полуденной степью пока – даже ни облачка…» (А. Корнеев) «Дождливый трепет тополей…» (В. Макеев); «Шумит ковыль белоголовый…» (А. Земцов); «Прихожу, чтобы слушать подробно ветровое раздолье твое…» (А. Красильников) Перцептивные состояния
Слайд 6
обоняние осязание вкусовые ощущения 8 примеров 10 примеров 2 примера «И пахло рожью, и полынью, и подступающим дождем…» (М. Агашина); «Над свежим запахом земли…»(А. Земцов); «Звериный запах чабреца…»(В. Макеев) и др. «Так сладко купать в пыли босые подошвы ног…» (С. Васильев); «Сухой горячий ветер…» (М. Зайцев); «Твои жесткие травы…» (А. Красильников) и др. «На воле, без почвы садовой, Изменился у ягоды вкус…» (Е. Иванникова); «Не перебить тех привкусов, которым Всю жизнь бродить в моей шальной крови…» (Е. Кулькин)
Слайд 7
количество примеры 12 «То спокойно, то дерзко-лихо безыскусная дышит степь…» (А. Максаев); «О чем вы кричите, степи?...» (А. Максаев); «Меня когда-то степь приворожила…» (Е.А. Кулькин) «Степь молодеет в эти дни, тропа сплетается с тропою…» (А. Земцов) Метафорические состояния
Слайд 8
климат цветовая гамма обширность «Воздух здесь обжигающ и душен, все как будто пылает в огне…» (Б. Гучков); «Воздух прозрачен, а полдень высок…» (С. Васильев); «Степь. Сухой горячий ветер. Небо высится стеной…» (М. Зайцев); «Где от зноя и степь не слышна, где дышать даже ночью нечем…» (Ю. Окунев) «Где пески, словно дыни…» (В. Овчинцев); «Солнечная пыль…» (А. Земцов); «Опять зацветают степи: лазоревым, красным, белым….» (А. Максаев); «Цвет пустыни жгуче-желтый…»(В.Паршин); «бесконечные дали»; «пустынная степь»; «бесконечная земля»; «широкий холст»; «прозрачная бескрайность»; «черная бездна»; «оголенный ветрами край» ЧЕРТЫ КОНЦЕПТА «СТЕПЬ» В СТИХОТВОРЕНИЯХ ВОЛГОГРАДСКИХ ПОЭТОВ
Слайд 9
животный мир (птицы) растительный мир «Заприметит в небе птицу – сузит черные круги…» (М. Зайцев); «Непокой охраняя, чертит коршун круги…»(М. Зайцев); «В тернах гневливая сорока…» (В. Макеев); «Жгучий запах полыни на грачином пиру...» (В. Овчинцев) «Над степью, над дорогою заросшей, непроходимым пыльным ковылем….» (М. Зайцев); «В степи ковыль седее седины…» (В. Овчинцев); «Степь полынная. Степь медовая. Это все так знакомо мне…» (А. Максаев); «Такие, как бессмертник – мой цветок, живущий в вечной горечи полыни…» (И. Данилов)
Слайд 10
Отличительные черты и атрибуты, характерные для образов донской и приволжской степей в творчестве волгоградских поэтов небогатая цветовая гамма (серый, пепельный, желтый); малая заселенность птицами и животными; полынь – устойчивый атрибут образа степи.
Горячо - холодно
Сорняки
Мастер-класс "Корзиночка"
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Северное сияние