Роль турклуба "Искатель" МОБУ Новобурейской СОШ №3
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kozachenko_-_kopiya.doc | 589 КБ |
Областная научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся и студентов
«Физкультура, спорт, здоровье – будущее России»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯМИ ТУРИЗМОМ
Автор:
Казаченко Михаил,
ученик 9 «а» класса
МОУ Новобурейской СОШ №3
п. Новобурейского
Руководитель исследовательской работы:
Красников Владимир Викторович,
Красникова Татьяна Алексеевна,
руководители турклуба «Искатель»
п. Новобурейский – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
А) турклуб «Искатель»;
Б) водные походы;
В) профильные смены;
Г) оздоровительные поездки;
Д) турслёты.
«Без здоровых детей у страны нет будущего». На это утверждение всё больше уделяется внимания в нашем государстве особенно в последнее время.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни. В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского.
Катастрофический демографический спад привел к резкому сокращению численности населения, а также к биологической и психической деградации. Как свидетельствует статистика, тенденция эта продолжает развиваться:
В наше время научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.
Главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится экранный мир. Многочасовое сидение у экранов телевизоров, работа с компьютером приводит к росту заболевания глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечно-сосудистые заболевания. Острой и требующей срочного решения является проблема низкой физической подготовки учащихся: около 60% юношей допризывного и призывного возраста не выполняют нормативов по физической подготовке.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние — залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.
1.2 Цель:
определить и обосновать потребность в здоровом образе жизни и его формировании средствами туризма.
1.3 Гипотеза:
если выявить влияние туризма на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.
1.4 Задачи:
1) определить, влияют ли занятия туризмом на формирование потребности в здоровом образе жизни школьников и культуры здоровьесбережения;
2) формирование здорового образа жизни средствами физической культуры;
3) провести исследование;
4) проанализировать полученные результаты.
1.5 Методы исследования
В процессе написания исследовательской работы использовались следующие методы:
1) реферирование - краткое письменное содержание изучаемого научно-методического материала;
2) анализ и обобщение научно-методической литературы;
3) анкетирование;
4) метод математической статистики (составление таблиц);
5) анализ документов (план воспитательной работы, информации по летнему отдыху):
6) проведение рейдов;
7) опрос;
8) изучение средств массовой информации, исследовательских работ учащихся (газета «Советское Приамурье сегодня», школьный альманах «Бурея», буклеты, рефераты учащихся, проекты).
1.6 Анализ литературных источников
Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников занятий туризмом было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.
1.7 Характеристика личного вклада в решение проблемы
С 2008 года являюсь членом школьного турклуба «Искатель». В 2009, 2010 годах был участником водных походов 2 категории сложности по реке Салокачи, профильных смен «Юный турист – водник», «Огни Дикана» (на берегу реки Дикан), в 2008 году «Огни Бурейского моря» (на берегу Бурейского водохранилища). Веду здоровый образ жизни.
«Без здоровых детей у страны нет будущего».
Эта проблема актуальна для учащихся Новобурейской СОШ №3.
К сожалению, выше указанные негативные факты о состоянии здоровья школьников, отражаются и на уровне здоровья учеников нашей школы. По итогам медосмотра учащихся в 2010 году из 750 учащихся выявлено с отклонениями в состоянии здоровья 578, что составляет 73%.
Отмечена прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у многих учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, более 60% учащихся плохо засыпают, сказываются учебные перегрузки: после 6-7 уроков, а в старших классах зачастую и 7 уроков, на выполнение домашних заданий многие школьники тратят 3-4 часа ежедневно. На лицо нервное переутомление, которое, хронически накапливаясь, приводит и к подрыву здоровья, и к падению интереса к учебе. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период показывает, что абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать 1/3 первоклассников, к шестому году обучения таких детей становится около 22 %.
Столь печальная картина характерна и для детей из Новобурейской СОШ №3 (по итогам медосмотра и отчёта школьного фельшера).
Анализ таблицы №1 показывает, что, хотя по некоторым показателям произошло снижение уровня заболеваемости (ОРВИ – на 32, 6%), но общий рост заболеваний налицо.
Далеко не всем людям дарует хорошее здоровье природа. Однако его можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста, вести здоровый образ жизни. Состояние здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения («Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков»).
На мой взгляд, этому способствуют занятия туризмом.
Почему именно туризмом?
2.3 Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе Новобурейской СОШ №3. Исследование проводилось при помощи анкеты.
«АНКЕТА определения роли туризма жизни школьника» (Приложение №2)
Анкетирование показало, что:
- учащиеся школы любят заниматься туризмом 95 % анкетируемых;
- в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;
- в многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;
- в школьном турслёте участвовало 60% учеников школы.
В ходе работы была проанализирована система работы школы по формированию ЗОЖ у школьников (анализ программы «Здоровье», рейд по проверке классных «Уголков здоровья», изучение информационной работы в школе по пропаганде ЗОЖ). Система представлена в схеме 1(Приложение
2.4 Один из компонентов в системе ЗОЖ – это занятия спортом, туризмом.
В школе разработана и действует система туристско – краеведческой работы, в центре которой – турклуб «Искатель» (Приложение №4 – схема 2,
Приложение 5 - « Информация об организации оздоровления и занятости детей и подростков МОУ Новобурейской СОШ № 3 в лето 2009 года», Приложение №4 «Система туристско – краеведческой работы в Новобурейской СОШ №3»).
Школьный турклуб «Искатель», созданный в 1985году, возглавляют опытные туристы педагоги Красниковы Владимир Викторович и Татьяна Алексеевна. Цель клуба: воспитание учащихся посредством туризма, формирование потребности в ЗОЖ и культуры здоровьесбережения.
С основания турклуба его деятельность велась в трёх взаимосвязанных направлениях: оздоровительном, спортивном, информационном.
Школьная тургруппа совершала пешие походы по родному краю, а с 1994 – приоритетным стал водный туризм. За эти годы были покорены реки Бурея, Дикан, Тырма, Туюн, Агон, Гонгор, Солакачи, Архара – походы 1,2,3 категории сложности. Ежегодно в категорийные водные походы ходят 25 учеников школы. (Приложение №6– «Фотоотчёт «Ходим мы походами»).
С 2005 года проекты профильных смен побеждают в районных и областных конкурсах, и в работе турклуба появилась ещё одна форма: профильная смена:
2005 г. – «Путешествуем по родному краю» - по реке Бурея – 90 учащихся из 5 школ области.
- 2006 г. – «Юный турист – водник» - на реке Дикан – 77 учащихся из 5 школ области. ;
2007 г., 2008 г., 2009 г., - «Юный турист – водник» - по 60 учеников из 6 школ области;
2010 г. - «Огни Дикана» - 90 учащихся области.
Основной вид деятельности в профильных сменах – это особым образом организованная жизнедеятельность в походных условиях на основе самообслуживания. В смене проводятся соревнования по пешеходному и водному туризму, коллективные творческие дела, работают мастерские и школы: «Краеведение», «Оформительская», «Экологическая». В смене каждый отряд выпускает газету («Диканьская правда», «Огни Дикана», «Мы на Дикане» и др.), а по итогам - выпускается альманах «Бурея» и печатаются статьи в газету «Советское Приамурье сегодня» (Приложение №7 – копии статей в газету, альманах «Бурея»).
Ежегодно с 2005 года группа школьников Новобурейской СОШ №3 совершает оздоровительные поездки на побережье Японского моря. 40 учащихся во время смены живут в палатках, сами готовят пищу, купаются, соревнуются с группами отдыхающих детей.
Кроме оздоровления, во всех походах, профильных сменах, поездках ученики учатся общаться, получают навыки самообслуживания, укрепляют здоровье – получают навыки ЗОЖ, учатся культуре здоровьесбережения.
Сегодня выпускники турклуба – частые гости в школе. Они продолжают заниматься туризмом: являются руководителями внешкольных организаций (Сорокина Ольга Анатольевна – директор Детского морского центра им. М. Ковалёва), вместе с семьями покоряют новые реки (Рудич В., Мурашов Р.). Они – состоявшиеся люди, ведущие здоровый образ жизни:
- Борташевич Андрей – судья Бурейского суда;
- Ганьков Алексей – бизнесмен, оказывающий спонсорскую помощь родной школе;
- Красников А., Медведев М., Бажал А., Соболев В. – работают в органах внутренних дел;
- Красникова Е. – учитель биологии МОУ СОШ №12 г. Благовещенска.
Работая на производстве, обучаясь в высших учебных заведениях, они вместе со школьной тургруппой совершают походы, являясь помощниками руководителя Красникова В.В., а для ребят наставниками, примером для подражания:
2008 г. – Борташевич Андрей (река Туюн),
2010 г. – Бурыменко Алексей (река Салокачи).
Всех туристов из клуба не перечислишь, но главное, что сегодня они считают, что туризм помог стать успешными в жизни, развил много качеств, которые пригождаются им сегодня. Об этом они говорили на «Встрече друзей», состоявшейся в 2007 году во время областного мероприятия по туризму.
Многие сегодняшние члены турклуба – пример для подражания. Они участвуют в пропаганде здорового образа жизни. В 2010 году Зюзин Петя, ученик 10 класса, участник профильных смен 2005-2009 г., водного категорийного похода по реке Салокачи, в 2009 году, победил в школьном и районном конкурсах «Ученик года». Свой мастер-класс он посвятил теме «Я выбираю ЗОЖ». Петя – отличник, занимается спортом (посещает секцию волейбол, в составе команды занял 2 место в районе), участник класса «Спасатель», победитель школьных, участник районных предметных олимпиад. Свой мастер – класс он провёл для учащихся 5-9 классов: его призыв «Не курить» - это не просто слова. В школе знают, что Петя сказал «Нет!» вредным привычкам.
Многие члены турклуба занимаются в спортивных секциях, хорошо учатся, участвуют в олимпиадах Приложение №9 – таблица).
Важное место отводится в школе пропаганде здорового образа жизни через средства массовой информации. В период за 2005-2010 годы было опубликовано:
- «Амурская правда» - 1 статья «Позови, Алгон» (автор С. Матушевич);
- «Советское Приамурье сегодня» - 8 статей («Всё перекаты да перекаты…», «Огни Дикана», «Вечера на хуторе близ Дикана» и др.).
В школе выпускается альманах «Бурея», в котором печатаются материалы о деятельности турклуба. Буклеты, выпущенные учащимися, пропагандируют здоровый образ жизни, занятия туризмом («ЗОЖ» - Косачёва Л., «Туризм и ЗОЖ» - Скворцов Никита - 1 место в районном конкурсе «Спорт – это жизнь!»).
В каждой классной комнате оформлен уголок «Здоровье!», в котором помещены рекомендации по ЗОЖ, успехи учащихся класса.
Свои проекты и исследовательские работы школьники посвящают теме здорового образа жизни через различные формы, в том числе и туризм.
В 2009 году учащиеся 11 «б» класса заняли 1 место в районном конкурсе проектов. Проект «Во взрослую жизнь – с отличным здоровьем» ставил цели: формирование здорового образа жизни на пороге окончания школы, правильной жизненной позиции, устойчивости психологического состояния в стрессовых ситуациях, позитивного видения жизни. Проект предполагает проведение ряда мероприятий как теоретических, так и практических для выполнения поставленных целей. Участниками проекта являются ученики 11Б класса, педагоги, психолог школы, сотрудники районной и школьной библиотек. Основной вид деятельности: подготовка и проведение классных часов, психологических тренингов в течение учебного года, участие в спортивных мероприятиях школы.
В 2009 году Неумывако Светлана, ученица 11 «в» класса, заняла 1 место в районе в конкурсе рефератов. Её реферат «История водного туризма» - это многоплановое исследование, в котором ученица, член турклуба «Искатель», воспроизвела историю возникновения водного туризма как вида спорта в стране, районе, Новобурейской СОШ №3. В реферате звучала мысль о влиянии туризма на формирование характера человека, укрепления здоровья, формирования культуры ЗОЖ в водном походе.
Все эти формы, используемые в Новобурейской СОШ №3, подтверждают мысль о том, туризм влияет на формирование здорового образа жизни, культуры здоровьесбережения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я обосновал потребность в здоровом образе жизни и его формирование средствами туризма. Рассмотрел данную проблему на примере исследований состояния здоровья, потребности в ЗОЖ учащихся Новобурейской школы №3.
Гипотеза: если выявить влияние туризма на формирование здорового образа жизни, то можно будет дать практические рекомендации по повышению мотивации к ведению здорового образа жизни - нашла подтверждение в наблюдениях над опытом работы Новобурейской СОШ №3 по формированию потребности в ЗОЖ средствами туризма и культуры здоровьесбережения школьников.
Увеличение видов физкультурных занятий в школе (в урочное время – 3 часа, внеурочное – 2 часа, в каникулярное время – походы, профильные смены, оздоровительные поездки), по данным школьного мониторинга, снижает заболеваемость ОРВИ (на 32 – 6%) , бронхо-лёгочных заболеваний (на 2). Всё это привело к снижению числа заболеваний учащихся школы и преодолению эпидемического барьера в 2011 году:
- 2009 году карантин по ОРВИ в феврале месяце был объявлен на 5 дней,
- 2010 – на 3 дня,
- 2011 – карантина не было.
Эти данные позволяют считать, что возможно увеличение уровней физической подготовленности и физической работоспособности, уменьшение распространенности курения и увеличению функциональных возможностей у школьников разных возрастов.
Данные результаты исследования можно использовать в организации туристско – краеведческой работы в школе, классе, в организации работы школьного турклуба.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ | Заболевания учащихся в ОУ: | 1 ряд 2008-9 г. | 2 ряд 2009 – 10 г. |
1 | ОРВИ | 283 | 251 |
2 | Заболевание бронхо-легочной системы: бронхит пневмония | 17 2 | 16 1 |
3 | Заболевание почек | 1 | 2 |
4 | Заболевание костно-мышечной системы: | 8 | 5 |
5 | Другие: | 25 | 29 |
АНКЕТА определения роли туризма в жизни школьника
Уважаемый товарищ! Просим охарактеризовать свое отношение к занятиям туризмом. Для этого необходимо последовательно ответнтъ на все поставленные перед Вами вопросы. Вариант ответа к каждому вопросу уже напечатан, так что Вам нужно выбрать соответствующий вариант.
1. Ваш пол: мужской, женский (подчеркнуть).
2. Ваш возраст (полных лет).
3. Любите ли вы заниматься туризмом?
Да Нет
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Участвовали ли Вы в школьных турслётах?
____________________________________________________________
3. Схема 1
«Система работы Новобурейской СОШ №3»
4. Схема 2
Оздоровительное направление Спортивное направление
В МУ отдел образования администрации
Бурейского района
Информация об организации оздоровления и занятости детей и подростков МОУ Новобурейской СОШ № 3 в лето 2009 года | ||||
Формы оздоровления | Количество оздоровленных детей | |||
Оздоровлено в 2008 году | Оздоровлено в 2009 году (планируемое) | |||
Июнь | июль | август | ||
Загородные оздоровительные лагеря | 70 | 35 | 27 | |
Лагеря с дневным пребыванием | 140 | 90 | 40 | |
Площадки | - | |||
Санатории- профилактории | - | 4 | ||
Профильные лагеря и смены | 67 | 20 | ||
Многодневные походы | 63 | 25 | 5 | |
Однодневные походы | 45 | 200 | ||
Иные формы: религиозный лагерь «Благая весть», центр социальной помощи семьи и детям «Надежда», ДЮСШ, военно-полевые сборы, ЦДТ | 47 | 82 | ||
Всероссийские детские центры | 7 | |||
Туристические поездки за пределы области (Японское море, Санкт -Петербург, семейный отдых) | 38 | 40 | 14 | 54 |
Общее число учащихся 6-16 лет | 750 | 746 | ||
Всего охвачено формами отдыха и оздоровления | 477 | 636 | ||
Процент охваченных отдыхом и оздоровлением детей 6-16 лет | 63.6 % | 85,2 % |
Формы занятости | ||||
Учебно-производственные бригады | - | - | ||
Учебно-опытные участки | 128 | - | ||
Полеводческие звенья | - | - | ||
Ремонтные бригады | 44 | - | ||
Школьные лесничества | - | |||
Предприятия и организации: | 4 | 30 | ||
Станция юннатов | 35 | 15 | 15 | |
Иные формы: (Николаевская птицефабрика, частные предприниматели) | 47 | 30 | 9 | |
Общее число уч-ся 14-16 лет | 253 | 252 | ||
Всего охвачено формами занятости уч-ся 14-16 лет | 174 | 129 | ||
В т.ч., находящихся в трудной жизненной ситуации | 25 | 11 | 8 | |
% охвата формами занятости уч-ся 14-16 лет | 68,7 % | 51,1 % | ||
Трудоустройство через центр занятости | 28 | 15 | 15 | |
В том числе находящихся в трудной жизненной ситуации | 12 | 15 |
Массовые формы занятости и трудоустройства детей и подростков
Директор
МОУ СОШ № 3 С.Д.Косачев
Средство массовой информации | Название | Сроки |
| «По законам туристской жизни» «Три незабываемых летних дня». «Вечера на хуторе близ Дикана». Отчёт о водном путешествии по реке Салокачи. | Август 2009 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г. |
| «Лето, ах, лето» | Сентябрь 2009 г. |
| «Ходим мы походами» | 2009 г. |
| «Приглашаем в поход» | Июль, сентябрь 2009 г. |
9. Таблица 2
ФИ | Туристский опыт | Спорт | Предметные олимпиады |
Зюзин Петя | Профильные смены, класс «Спасатель», водный поход по реке Салокачи | Волейбол | – русский язык – 2 м. Биология – 2 м. Химия – 1 м. |
Ярош Дима | Районный турслёт – 1 м. Областной турслёт – 3 место викторина | Баскетбол | Биология – 1 м район |
Скворцов Никита | Районный турслёт – 1 м. Областной турслёт – 3 | Баскетбол Волейбол Футбол Лёгкая атлетика | |
Колмакова Настя | Районный турслёт – 1 м. Областной турслёт – 3 водный поход по реке Салокачи, профильные смены | Баскетбол | Литература |
Здоровый отдых
Спорт
Туризм
Положительные эмоции
Личная гигиена
Отсутствие вредных привычек
Рациональное питание
Турклуб «Искатель»
Многодневные походы
Водные категорийные походы
Однодневные походы
Школьные
Районные
Областные турслёты
Оздоровительные поездки
Профильные смены
Информационное направление
- Программа «Здоровье»
-Мероприятия: «Ученик-года», уроки общения, «Встреча друзей-туристов»
- исследовательская деятельность школьников («Развитие туризма в Новобурейской СОШ №3»)
- проектная деятельность (проекты профильных смен)
- буклеты («ЗОЖ» Косачёва Л. – 1 м.
«Спорт – это жизнь!» Скворцов Н.)
- публикации в прессе («Советское Приамурье сегодня», школьный альманах «Бурея»)
- классные уголки «Здоровье».
Лягушка-путешественница
5 зимних аудиосказок
Пейзаж
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Есть в осени первоначальной...