Работа была оценена на областной научно-практической крнференции, посвященной 300-летию Лолмоносова М.В. Заняла первое место в номинацмм "Историография"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 56.42 КБ |
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Энгельсский механико-технологический техникум»
М.В. Ломоносов – историограф российской истории
Учащаяся ГБОУ СО СПО «ЭМТТ»
Аргунова Ана Владимировна
Энгельс, 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Основные биографические данные Ломоносова М.В.
Глава 2. Путь к истине
Заключение 1
Список используемой литературы
Введение
«…На берегах Ледовитого моря, подобно
северному сиянию блеснул Ломоносов,
ослепительно и прекрасно было это
явление! Оно доказало собой, что гений
умеет торжествовать над всеми
превратностями, какие ни
противопоставляет ему враждебная
судьба»
В.Г. Белинский
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).
Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, для того, чтобы использовать его открытия на благо современной России.
Наиболее интересной темой, мне кажется, работа Ломоносова в области историографии. Михаил Васильевич отличался постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве», что стало смыслом его жизни. Изучать историю России Ломоносов начал с юности. Он доказал древность пребывания славян в Европе и славянской природы русской государственности, написал учебник «Российской истории», отнесшись к этому с исключительной ответственностью. По многим вопросам он опередил историческую науку на целый век. Не имея предшественников, ученый обрел много последователей.
М.В. Ломоносов как историк является представителем дворянского направления в российской историографии XVIII в. Основной его труд по истории «Древняя Российская история», в котором он сравнивает российскую историю с историей Римской империи, а также античные верования и верования восточных славян, находя при этом множество сходных элементов.
В центре внимания моего доклада - передовые идеи ученого о развитии отечественной истории, явившиеся основой для разработки национальной просветительской концепции.
В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил
Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета.
За триста лет со времени смерти Ломоносова в нашей стране опубликовано свыше трех тысяч книг и статей, освещающих жизненный путь ученого или отдельные стороны его научной деятельности. Научное творчество Ломоносова привлекло внимание многих деятелей русской общественной мысли: к, примеру, Г.Р. Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, К.Н. Батюшкова, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского, Д. И. Менделеева, Г.В. Плеханова, К. А. Тимирязева .
В течение этих лет десять раз издавалось Собрание сочинений Ломоносова М.В. и сотни раз в различных изданиях публиковались отдельные его произведения. Первое составление биографии Ломоносова было предпринято еще в 1768 году, когда академики И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецкий в течение четырех лет изучали родину Ломоносова, Двинскую землю и Холмогоры. Затем секунд-майор П.И. Челищев в 1791 г. побывал на Курострове и записал воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова и даже поставил первый деревянный памятник ученому.
С 60-70 – х годов XIX до начала XX века интерес исследователей к наследию и вкладу Ломоносова в культуру России значительно возрос. Труды П.С. Билярского, П.П. Пекарского и В.И. Ламанского положили начало превращению изучения наследия Ломоносова в научную дисциплину.
Характеризуя источники, научые труды, художественные произведения, раскрывающие данную тему, хочется назвать следующие работы:
«Записки по русской истории». – М. : Эксмо, 2008. – 448 с. Помимо собственно исторических материалов («Записки и заметки по Русской истории», «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи» и др.) помещены героическая поэма «Петр Великий» и «Похвальные оды».
«Михайло Ломоносов – великий россиянин» / И.К. Козиков // М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский о России. – М. : Моск. ун-т, 2011. – С. 17–94. Ломоносов М.В. статье он представлен как основатель российской историографии. Автор подробно останавливается на отношении Ломоносова к Петру I, российской государственности и развитию производительных сил. Отдельные главы посвящены борьбе Ломоносова за просвещение России и за развитие российских наук. Всем ходом повествования автор подводит нас к мысли, что Ломоносов осознал свое место в истории науки, в истории России и сделал все, что мог для ее процветания.
«Михаил Васильевич Ломоносов» / изд. подгот. Е.В. Бронникова. – М. : Русский мир : Жизнь и мысль, 2004. – 782 с. Это одно из крупнейших в современной историографии собраний текстов и документов о жизни и деятельности Ломоносова. Ряд предлагаемых материалов был извлечен из архивов.
Петербургская Академия наук и М.В. Ломоносов / М.Д. Курмачева. – М.: Наука, 1975. – 79 с. – ( История нашей Родины).
Монография посвящена истории создания центра русской науки – Академии наук. Автор раскрывает значение Академии в становлении и развитии отечественной науки в период царствования Екатерины Великой. Михайло Ломоносов – великий россиянин / И.А. Козиков // М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский о России. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 17–96. Автор отмечает, что Ломоносов создал основу научной историографии, осмысления России, ее истории, истории славян, формирования русской нации.
Ломоносов : гений рус. истории / В.В. Фомин. – М. : Русская панорама, 2006. – 488 с. Тема, которой посвящена настоящая монография, посвящена историографии. Автор доказывает, что почти все идеи, высказанные Ломоносовым в середине XVIII века в отношении русской и мировой истории, соответствуют уровню современной науки. («М.В. Ломоносов-историк в дореволюционной историографии», «М.В. Ломоносов-историк в советской и современной историографии»),
М.В. Ломоносов – историк нашей Родины / Г.Г. Фруменков. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970. – 54 с. В брошюре речь идет о достижениях ученого в области истории, о его открытиях и исследованиях.
Истоки русской историографии античности : М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев / Э.К. Путнынь. – Саратов : [б.и.], 1968. – 136 с. В монографии рассматривается становление исторических знаний об античности, которые складывались в России в 18 веке. Проанализированы различные стороны историографии античности, показана ее тесная связь с развивающейся классической филологией, которая содействовала познанию древних языков и произведений античных авторов.
Из художественных произведений, на мой взгляд, являются следующие работы: «Михайло Ломоносов» - поэма А. Маркова, «Вознося главу» - роман Н.М. Советова, «Повесть о великом поморе» Николая Равич, «Михайло Ломоносов» - драматическая поэма Н.П. Леонтьева, «Российскою землей рожденный» - историческая повесть Василия Осокина.
Глава 1
Основные биографические данные Ломоносова М.В.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора.Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) очень тянулся к знаниям. Обучался "российской грамоте" у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были "Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого. Но хотелось поучиться "настоящим наукам", пробиться к знаниям через все преграды. против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву.
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И, пышным северным сияньем озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал он из лиры стройный звук.
Он сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия. Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дворянина, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. Через полгода его перевели из нижнего класса во второй, ещё через полгода - из второго - в третий. Но страсть его к наукам была столь велика, что удовлетворения от получаемых знаний не испытывал. Уже были прослушаны курсы географии, истории, арифметики, прочитаны книги по философии и мироведению в академической библиотеке, а ответов на многие свои вопросы юноша не находил.
В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела.
В Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил свои недюжинные способности и знания. Путешествовал по Германии и Голландии, много пережил и повидал, чуть не попал в солдаты, но сумел избежать военной службы. В германии встретил свою любовь – немку Елизавету Цильх, которая стала его женой.
В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В это время он увлекается многими научными вопросами. В 1742 году был зачислен в штат Петербургской Академии наук. А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях. Он читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию. С таким же интересом Ломоносов работает и в области языка и литературы: пишет "Краткое руководство к красноречию", в 1750 году создаёт трагедию "Тамира и Селим" (1 декабря была представлена при царском дворе), а в 1751 году выходит в свет первое "Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова". В 1752 году появляется трагедия "Демофонт". В декабре того же года сочинено «Письмо о пользе Стекла». Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – "Мадонна", сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий. Не случайно Ломоносов будет избран почётным членом Петербургской Академии художеств, он и в живописи сказал своё слово.
Трудно было и в Академии. Там так много учёных - иностранцев, которых принимали в России с приниженным почтением, доверяя им как единственно возможным авторитетам. Они чувствовали себя в России свободно и уверенно: не допускали даже мысли, что русский человек, выходец из «мужиков», может обладать недюжинным умом, да ещё и сметь оспаривать устоявшиеся научные взгляды. Да и некоторые русские коллеги-учёные не хотели смириться с его превосходством, не понимали, боялись: слишком неординарен был Ломоносов, поражал, удивлял и даже пугал мощью ума, грандиозностью и размахом планов, целеустремлённостью. На него писали доносы, стремились поссорить с властями, подстраивали подлости, мешали работать. Как много времени и сил было потрачено Ломоносовым на то, чтобы отвечать оппонентам, писать многочисленные прошения, обращаясь к придворным вельможам, к самой царице, и объяснять свои поступки желанием трудиться только на благо российской науки, во имя величия России. Всё время приходилось бороться, отстаивать право на научную работу, на своё слово в науке. Какая же сила духа была у этого человека! Какой мощный характер!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся, под северной звездой.
(Рыленков Н.И. «Ломоносов»).
Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Учёный уверен, "…что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать", а университет будет этому способствовать. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть!
Помора сын – ты сыном стал России,
Предугадав её грядущий час.
И столько смог за жизнь свою осилить,
Что и доныне поражаешь нас.
(Д.Ушаков)
Ему же самому надо торопиться – вперёд, вперёд, ещё так много планов, задумок, сколько ещё надо узнать, понять, доказать, поведать миру!
Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы", произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути". создаёт ряд навигационных приборов, пишет исторические, географические работы, две первые части поэмы "Пётр Великий" и так далее, так далее, так далее.., Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Вскоре Михаил Васильевич был назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук. Он становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Его избирают почётным членом Шведской академии наук, членом Болонской академии наук. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось!
ГЛАВА 2.
В поисках истины
Термин «историография» имеет двоякое толкование. Понятия «историограф» и «историк» в XVIII воспринимались как синонимы. Людей, занимавшихся «написанием истории», называли «историографами». Впоследствии под историографией стали понимать уже не собственно историю, не науку о прошлом, а историю самой исторической науки, и в дальнейшем, соответственно, так назвали вспомогательную историческую дисциплину, которая занималась изучением истории исторической науки.
Под историографией сегодня понимают дисциплину, имеющую предметом изучения исследование истории исторической науки как в целом (изучение состояния и развитие исторических знаний на его отдельных временных и пространственных этапах), так и применительно к истории разработки отдельных проблем (совокупности научных трудов, посвященных отдельной проблеме, так называемая проблемная историография). Историография играет важную роль в структуре каждого конкретного исследования, в определении его задач, методологии и методов исследования. Знание предшествующего опыта истории являются важным аспектом при интерпретации фактов, подведения их под те или иные понятия и категории.
При оценке значения той или иной исторической концепции, первостепенное значение имеет выяснение того, что нового в сравнении с предшествующей и современной историографией дает данная концепция, каково ее значение с точки зрения адекватности отражения запросов эпохи, насколько может быть актуальным использование соответствующих конкретных выводов, содержащихся в работе.
В определении принципов исследования историографы исходят из объективного содержания историко-познавательного процесса, его многообразия, обусловленности внутренними и внешними факторами. Методы познания варьируются в зависимости от предмета конкретного исследования и исследовательской задачи. Каждый метод дает возможность раскрыть ту или иную сторону научно-познавательного процесса и в совокупности представить его как целостный (принципы историзма, культурологический, науковедческий, психологический и др.).
Исторические работы М.В.Ломоносова – это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия "достоверного описания деяний российских" лишь "весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава" и "коль тяжкими затруднениями подвержено было" существование русского народа. Вот и "затмевается древнего российского народа славное имя", и остаются неизвестными "примеры мужественных поступков и премудрых поведений… . Все это не может не побудить "горячее усердие к отечеству" и зовет "пособить сему недостатку".
Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указания на принципы подбора источников, использование методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.
Какие же исторические труды можно считать фундаментальными в научном наследии М.В.Ломоносова?
Основные исторические труды М.В.Ломоносова – "Древняя российская история от начала российского народа до 1054 года…" (Санкт-Петербург, 1766); "Краткий Российский летописец с родословием" (Санкт-Петербург, 1760); "Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии". В 1761 г. М.В.Ломоносов передал И.И.Шувалову трактат "О сохранении и размножении русского народа", в котором сформулировал принцип сбережения народа как одну из главнейших основ политики государства: "Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности земель без обитателей".
Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова. Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так, в академическом отчете о работе над "Древней Российской историей…" он отмечал: "…читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярослава, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал… выписки и примечания, всех числом 653 статьи…"; "читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских".
Какие новаторские инициативы и идеи привнес Михаил Васильевич в развитие российской исторической науки?
М.В.Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Русского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: "Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели".
Написание всем известной версии русской истории прошло трудный и не прямой путь. Немецкий историк Г. Ф. Миллер получил от власти заказ на написание русской истории. Он получил и должность государева историографа. Со слов Шлёцера, «Миллер говорил о государственных тайнах, которыми пришлось бы овладеть, если заняться обработкой русской истории: но эти тайны доверяются только тому, кто на всю жизнь «записывается на русскую службу.
Интересная цитата прозвучала недавно в одном из документальных фильмов: «Историческую память, господствующую в обществе, формирует власть, а пружиной власти является тайна, дефицит информации, а зачастую и искажение исторических фактов. Особенно заметен синдром секретности в области внешней политики, где неудобные темы находятся либо под архивным табу, либо сознательно забыты, либо представлены в том виде, который выгоден для престижа страны». Следует заметить, что выгодность определяется с позиции существующей власти и её политических интересов.
По представлениям норманнистов - русофобов, ведущей и основополагающей является мысль, что русская история начинается с призвания варяжских князей, которые не только организовали «диких русичей» в сообщество, но и в дальнейшем повели их к культуре, процветанию и цивилизации. Чего стоит высказывание Шлёцера о Руси VII в. н.э: «Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малейшего следа городов, которые ныне украшают Россию. Нигде нет никакого достопамятного имени, которое бы духу историка представило превосходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивлённого путешественника, там, прежде сего, были одни тёмные леса и топкие болота. Где теперь просвещённые люди соединились в мирные общества, там жили, прежде сего, дикие звери и полудикие люди» Разве можно соглашаться с подобными выводами «научных исследований»? Исконно русский дух никогда не примет подобные выводы. Генетическая память, память сердца точно знает, что было вовсе не так. Та информация, которую хранит подсознание человека, будет заставлять истинного исследователя найти опровержение ложным «законным» теориям в поисках истины. В результате истина проходит путь через тернии. Но возможно, так и должно быть — тем ярче будут светить открытые звёзды.
Одним из основных противников Миллера был М. В. Ломоносов. В середине XVIII века разворачивается борьба за русскую историю. М. В. Ломоносов выступает против лживой версии русской истории. Он подверг резкой критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа русского». Михаил Васильевич начал активно заниматься вопросами истории, понимая важность и значимость этого для жизни общества. Ради этого исследования он даже отказался от обязанностей профессора химии. Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой исторической школы в научном мире России. Немецкие профессора-историки пытались добиться удаления Ломоносова из Академии. Началась дискредитация его имени, его научных открытий, с одновременным воздействием на императрицу Елизавету, а потом — на Екатерину II, и настраиванием их против Ломоносова. Всё это имело свои результаты, чему способствовало засилье иностранцев в научном мире России. Михаил Васильевич утверждал, что учёный-историк в изучении истории должен опираться только на истинные древние источники?
В течение 117 лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724 г. и до 1841 г., из 34 академиков-историков было всего три русских академика — М. В. Ломоносов, Я. О. Ярцов, Н. Г. Устрялов.
На протяжении более века иностранцы контролировали весь процесс написания русской истории. В их ведении были все документы, архивы, летописи. На полном основании они вершили судьбу России, так как именно бесконтрольный доступ к документам истории позволял им манипулировать информацией о прошлом по своему усмотрению. Шлёцер получил право пользоваться всеми документами не только в Академии, но и в императорской библиотеке. На что в случайно сохранившейся записке Ломоносова написано: «Беречь нечего. Всё открыто Шлёцеру сумасбродному. В российской библиотеке есть больше секретов». Всё руководство научным процессом было отдано в руки немцев. Гимназией для подготовки студентов руководили всё те же Миллер, Байер и Фишер. Преподавание шло на немецком языке, которого не знали студенты, а преподаватели не знали русского языка. За 30 лет гимназия не подготовила ни одного человека для поступления в университет. Было даже принято решение выписывать студентов из Германии, так как русских подготовить невозможно. И не вставал вопрос, что не русские студенты виновны, а процесс подготовки безобразный. Русский учёный мир того времени с горечью взирал на происходящие в стране события. Выдающийся русский машиностроитель того времени, работавший в Академии, А. К. Нартов, подал жалобу в Сенат на положение дел в Академии. Его поддержали студенты и другие работники Академии. В процессе расследования некоторые русские учёные были закованы в кандалы и посажены на цепь. Около двух лет пробыли они в таком положении, но не отказались от своих показаний в процессе следствия. И, тем не менее, решение комиссии было удивительным: руководителей Академии Шумахера и Тауберта наградить, И. В. Горлицкого — казнить, других участников жалобы наказать плетьми и сослать в Сибирь, остальных оставить под арестом.
М. В. Ломоносов в период работы комиссии активно поддерживал Л. К. Нартова, за что был арестован и через 7 месяцев тюремного заключения указом императрицы Елизаветы признан виновным, но от наказания освобождён. Но на этом борьба за истину не прекратилась.
А причиной борьбы с Ломоносовым было желание заставить великого учёного и патриота своей страны отказаться от независимых исследований в области изучения истории. При его жизни была даже попытка передать его архивы по русскому языку и истории Шлёцеру. Очень немногие материалы были напечатаны при его жизни. Издание «Древней Российской истории» всячески тормозилось. И первый том её вышел через 7 лет после его смерти. Остальные так и не напечатали. Сразу после смерти Михаила Васильевича весь его архив по истории бесследно пропал. По приказанию Екатерины II все документы были опечатаны и увезены. Не сохранилось ни черновиков, по которым был издан первый том его истории, ни последующие материалы этой книги, ни другие многочисленные документы. Странное совпадение с судьбой работ Татищева — то же исчезновение черновиков и то же частичное (уже после смерти) издание работы, не подтверждённое черновиками.
Почему исчез архив М. В.Ломоносова только с документами по истории? А документы по естествознанию сохранились. Этот факт подтверждает особую значимость документов для истории России.
Многолетняя и целенаправленная работа с историческими источниками и исторической литературой превратила Ломоносова к 1749 г. в высокопрофессионального историка.
Ломоносов, взрастая на Русском Севере, аккумулировавшем народную память, уже с детства впитывал историю Родины. Слушая в Славяно-греко-латинской академии курсы истории, а также пиитики и риторики, он, овладев в совершенстве латынью и читая по-гречески, самостоятельно изучает отечественные и зарубежные источники. Сверх того Ломоносов получил прекрасное европейское образование в Марбургском университете под руководством знаменитого Х. Вольфа. Вольф, характеризуя своего воспитанника, отмечал в июле 1739 г.: "Молодой человек с прекрасными способностями, Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенною любовью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю".
Ломоносов не оставил за границей своей тяги к истории России. В 1740 г. он приобретает "Историю о великом княжестве Московском" шведа П. Петрея. Продолжал накапливать свой исторический потенциал по возвращению домой. О его высоком авторитете как историка перед началом дискуссии говорит тот факт, что свою "Историю Российскую" к нему на рецензирование направил В.Н. Татищев. Лестно оценив этот труд, Ломоносов особенно отметил "Предъизвесчение", которым он открывался. В письме автору от 27 января 1749 г. Ломоносов подчеркивал, что "оно весьма изрядно и вовсем достаточно и поправления никакого не требует". Столь высокая характеристика введения, в котором Татищев обосновывает принципы понимания истории, задачи ее изучения, отбора и критики источников, в свою очередь полно характеризует Ломоносова как историка.
Интерес Ломоносова к варяжской проблеме пробудился задолго до 1749 года. В Библиотеке Академии наук имеются рукописи, поступившие в ее фонды до 1749 г, и хранящие пометки Ломоносова. Так, в Патриаршем списке Никоновской летописи им особенно подчеркнуты те места, где излагается Сказание о призвании варягов, а в Хронографе редакции 1512 г. и Псковской летописи выделена иная, чем в ПВЛ, версия этого памятника. И в других летописях Г.Н. Моисеева нашла следы работы ученого над теми текстами, где речь идет о варягах (например, что Ягайло "съвокупи литвы много и варяг и жемоти и поиде на помощь Мамаю", причем Ломоносов внизу сделал сноску: "варяги и жмудь вместе"). Многолетняя и целенаправленная работа с историческими источниками и исторической литературой превратила Ломоносова к 1749 г. в высокопрофессионального историка. Ломоносов обратил внимание на существование в Европе, помимо Киевской Руси, других "Русий", например, "Белой и Чермной", которые, как он подчеркивал, "имеют имя свое, конечно, не от чухонцев", и доказал, что "российский народ был за многое время до Рюрика.
В условиях национального подъема России понятна забота Ломоносова о международном престиже, зависящем не только от ее настоящего, но и от ее прошлого. Ломоносов показал несостоятельность норманнской теории очень профессионально.
Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны. Исторические работы Михаила Васильевича переводились на немецкий, французский, английский языки.
В 1754 г. он предложил Академии наук начать работу по составлению "медалической истории", где была бы отражена деятельность Петра I, Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. Он представил свои проекты к трем медалям.
Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Он считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом – профессора "политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшие веки и как состоят в нынешнее время".
В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком "надежным и верным", не склонным в своих исторических сочинениях "ко шпынству и посмеянию".
Как историк России, Ломоносов ставил перед собой задачу: "Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются". Благородная цель, служению которой хотел бы посвятить жизнь каждый историк. И можно только гадать, что было бы им сделано на поприще истории, если бы она одна была его уделом. Но и того, что он сделал, занимаясь еще химией, математикой, физикой, металлургией и многими другими отраслями науки, где прославил свое имя на века, вполне достаточно, чтобы признать Ломоносова историком и без предвзятости взглянуть и на него и на его наследие. Эйлер в одном из писем говорил Ломоносову:"я всегда изумлялся Вашему счастливому дарованию, выдающемуся в различных научных областях" Таким же дарованием, помноженным на свойственное ему трудолюбие и желание дойти до самой сути дела, обладал Ломоносов и в истории, не жертвуя при этом ни истиной и ни своей очень высокой научной репутацией»
В чем заключается актуальность исторического наследия М.В.Ломоносова для современных историков и в целом для нынешнего поколения российских граждан?
М.В.Ломоносов понимал значение исторической науки в пропаганде лучших традиций своего Отечества, ее роль в воспитании связи поколений: "Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу, и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила".
Ознакомление с деятельностью М.В.Ломоносова, его научными идеями, гражданскими позициями не теряет своей актуальности и в настоящее время. С его именем связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.
В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера перестало биться сердце Великого гражданина, Великого ученого России Михаила Васильевича Ломоносова.
Могучий ум, внимательный и щедрый.
Его пути - ветрам наперерез.
Его стремленья – благо для народа.
Жизнь человека – чудо из чудес!
Всего-то пятьдесят четыре года!
Нет тишины, да и покоя нет.
Жизнь человека – вечное горенье.
И первый русский университет,
Его надежда и творенье…
И - что уж там!- он создан, он стоит,
Наш первый, наш российский, наш московский!
Теперь и в землю не обидно лечь.
Свершён на свете подвиг человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
( М.И. Алигер. из поэмы "Ломоносов")
Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя увековечено в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров. Художники пишут картины, скульпторы воссоздают его образ. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
Его слова звучат доныне
Как мудрый молодым завет.
Они важны для нас сегодня,
Хоть минуло немало лет.
Самое большое счастье Ломоносов находил в занятиях наукой: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник». Счастливым человеком Ломоносов считал не того, кто наделен богатством, а того, кто имел положительные нравственные черты. Он утверждал, что «добродетель от бед, как стена, защищает, разносит повсюду добрую славу, любовь и склонность в сердцах человеческих возбуждает». При этом Ломоносов предостерегал от ложного счастья, которое умеют создавать льстецы: «Ежели бы ты с довольным вниманием и отрясши от мысленного зрения мглу страстей рассмотрел, коль пременно есть и ненадежно льстивое счастие, то бы ты вяще оного отвращался, бегал и гнушался, нежели ты доныне прилагал рачение к снисканию оного».
Заключение
М.В. Ломоносов принадлежит к числу тех немногих универсальных деятелей мировой культуры, которые выразили в своем творчестве непреходящую потребность отобразить мир во всем его многообразии и синтетической целостности. Как писал А.С. Пушкин, «успех народного образования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». А направить его в лоно нарождающейся новой русской культуры был призван Ломоносов. Он явился и продолжателем начатого Петром Великим дела переустройства России.
Ломоносов понимал большое значение развития науки в России и необходимость поднятия высшего образования; он много работал по созданию в Москве университета, привлекал молодежь к научной работе, но сам не мог уделять научной работе столько времени, сколько ему хотелось
У Ломоносова была собственная программа всестороннего культурного развития Отечества, которую он претворял в жизнь, несмотря на трудности. Он активно боролся против засилия иностранных преподавателей в Академии наук, ратуя за подготовку своих специалистов.
С именем Ломоносова связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII века. Острый наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в эпоху российского просвещения на высоком научном уровне поставить такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание.
Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Историографическая практика является одним из способов установления истинности исторического знания. Именно историография помогает максимально точно выявить, что именно в научной практике стало в действительности реальным шагом в постижении прошлого, что является справедливым лишь в какой-то части, а что - не выдержало проверкой временем, исторической практикой.
Знание истории своей науки является необходимой составной частью, показателем степени профессиональной подготовки историка. Оно приучает бережно относиться ко всему, что сделано на пути познания прошлого, воспитывает уважение к предшествующим поколениям историков и своим современникам.
В 1865 г. П.А. Лавровский сказав, что Ломоносов для России "был и есть беспримерным явлением, недосягаемым великаном", констатировал, что он в обработке русской истории, как и на "не открытой прежде почве" русского языка, натолкнулся "также на неподготовленную еще почву и вынужден был сам и удобрять, и вспахивать, и засевать и боронить ее", совершив тем самым "многотрудный подвиг". И ученый с огорчением отмечал, что "русские привыкли судить о своих великих людях по отзывам Запада". В 1912 г. И.А. Тихомиров, говоря о мыслях Ломоносова об участии славян в великом переселении народов, в разрушении Западно-Римской империи, верно заметил, что они сейчас являются ходячими истинами. Прозорливость ума, обширность и глубина знаний русского гения позволили ему указать на родство венгров с чудью, установить, что не существует несмешанных наций (так, он доказывал смешанный состав славянских племен) и что история народа обыкновенно начинается раньше, чем становится известным его имя. И глубоким смыслом наполнены слова С.М.Соловьева (особенно актуально звучащие сегодня), в год столетия со дня смерти М.В. Ломоносова подчеркнувшего, что "никто и ничто не отнимет у нас славного, праздничного будущего, если мы сами не отнимем его у себя, если, прежде всего, не позабудем своего славного праздничного прошедшего".
Для современного состояния исторического знания характерен повышенный интерес к теоретико-методологическим проблемам истории, поиск альтернативных концепций интерпретации прошлого, отказ от заданных идеологических схем и одномерных трактовок. В связи с этими процессами усиливается внимание историков к разработке фундаментальных проблем историографии, занимающих все более значимое место в системе исторического образования.
В наши дни существенно изменились представления ученых и общества о научном статусе этой академической дисциплины, ее социальной роли, влиянии на другие формы духовной культуры. Не менее значимым является обращение к вопросам, связанным с выяснением сущности научной деятельности историков, объективного вклада их трудов в становление и развитие исторической науки, способов научной коммуникации, складывании научных школ и направлений, приемах и методах написания исторических сочинений.
Проблема качества исторического профессионализма состоит в следующем: под воздействием науковедческих разработок обозначился интерес не столько к готовому знанию, сколько к способам его получения, чему нас учил Великий Ломоносов. Поэтому, зная теорию и методологию, необходимо в каждой науке, в том числе и в истории, необходимо вырабатывать интеллектуальный продукт как новое знание. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.
Список используемой литературы
- сайт «300 лет Ломоносову М.В.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lomonosov300.ru/485.htm содержит большое количество информации.
- «Михаилу Васильевичу Ломоносову посвящается» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://lomonosovsvd.narod.ru/
- «Все проекты к 300-летию М.В. Ломоносова» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.lomon.ru/300mvl/projects_300mvl.htm также отражает юбилейные мероприятия.
- «Записки по русской истории». – М. : Эксмо, 2008. – 448 с.
- «Михайло Ломоносов – великий россиянин» / И.К. Козиков // М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский о России. – М. : Моск. ун-т, 2011. – С. 17–94
- «Михаил Васильевич Ломоносов» / изд. подгот. Е.В. Бронникова. – М. : Русский мир : Жизнь и мысль, 2004. – 782 с
- Академия наук имени М.В. Ломоносов / М.Д. Курмачева. – М.: Наука, 1975. – 79 с. – ( История нашей Родины).
- Михайло Ломоносов – великий россиянин / И.А. Козиков // М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский о России. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 17–96.
- Ломоносов : гений рус. истории / В.В. Фомин. – М., 2006. – 488 с.
- М.В. Ломоносов – историк нашей Родины / Г.Г. Фруменков. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1970. – 54 с.
- Истоки русской историографии античности : М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев / Э.К. Путнынь. – Саратов : [б.и.], 1968. – 136 с.
- Лысцов В. П. М. В. Ломоносов в русской историографии 1750-1850-х годов / В. П. Лысцов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1983. – 260 с.
- Фруменков Г. Г. Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник русской исторической науки. – Архангельск : Кн. изд-во, 1960. – 40 с.
- К пользе и славе Отечества… / редкол. : Т. С. Буторина (гл. ред.) и др. –Архангельск : «Правда Севера», 2003. – 311 с.
- Ломоносов М. В. Избранные произведения / М. В. Ломоносов; вступ. ст., сост. и примеч. А. А. Морозова. – Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1986. – 558 с.
- Белявский М. Т. …Все испытал и все проник : к 275-летию со дня рождения М. В. Ломоносова / М. Т. Белявский. – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 222 с.
- Михайло Ломоносов : Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. : Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. – М. : Современник, 1989. – 493
Сила слова
Тупое - острое
Неньютоновская жидкость
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Комментарии
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ