Научно-исследовательский проект "Улица имени лётчика Лебедева". В своей работе ученик узнает, почему одна из улиц родной станицы названа именем Лебедева.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_maleev.doc | 110.5 КБ |
«Улица имени
летчика Лебедева»
Научно-исследовательский проект
Выполнен учеником
3 «А» класса МБОУ СОШ № 20
ст. Ладожской
Усть-Лабинского района
Малеевым Александром
Научный руководитель
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20
ст. Ладожской
Усть-Лабинского района
Растегаева Елена Ивановна
ст. Ладожская
ВВЕДЕНИЕ
В станице моей красивой
Много разных улиц есть.
В их названиях сокрыты
Доблесть, мужество и честь!
Меня зовут Саша Малеев, мне 8 лет, я учусь во втором классе школы № 20 станицы Ладожской. Мои любимые занятия – ходить в школу и думать, размышлять, как говорит моя учительница Елена Ивановна. Размышляю я почти всегда, даже когда сплю. В детской энциклопедии в статье «Голова» написано, что наш мозг работает, даже когда человек отдыхает. Особенно люблю думать, когда ничего не делаю. Например, когда иду в школу, я думаю о названиях улиц. У каждого человека есть имя. Есть имена и у стран, городов, сел, деревень и улиц. Улица Широкая – она такой ширины, что по ней могут разъехаться, не мешая друг другу целых три машины. На улице Садовой – был большой сад. На улице Красной раньше вместо асфальта лежали красные кирпичи, я иногда хожу по таким дорожкам – тротуар называется. А над улицей Лебедева в древности летали лебеди. Почему в древности? Потому что за всю свою жизнь я их там не видел.
Когда о своих размышлениях я рассказал маме, она долго смеялась, потому что знает – улица Красная самая красивая, а Лебедева названа в честь героя войны. Но вот какого героя она не знает. Поэтому я поставил перед собой цель: найти о герое Лебедеве как можно больше информации.
Помогали мне многие. Папа искал в Интернете, правда, ничего не нашел. Наталья Александровна Страйкова – школьный библиотекарь, в одной из пяти книг о Героях Советского Союза Краснодарского края нашла фотографию и краткую заметку о том, что Анатолий Тимофеевич Лебедев звания Героя Советского Союза удостоился за ратные подвиги в воздушных боях с фашистскими стервятниками. И больше ничего! Только в школьном краеведческом музее я наконец-таки нашел то, что искал: подшивки старой районной газеты «Большевик Кубани» с воспоминаниями Лебедева, копию наградного листа, некролог на смерть героя, много фотографий.
Прочитав все эти материалы я могу многое рассказать об Анатолии Тимофеевиче.
ЛЕТЧИК-ГЕРОЙ – АНАТОЛИЙ ТИМОФЕЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ
Рос в станице Ладожской ничем особенно не примечательный парнишка, Толя Лебедев. Как и я, ходил в школу, босоногим бегал со сверстниками. Рос веселым, смелым, общительным. Не было и дня, а особенно вечера, чтобы он не организовал какую-либо интересную игру или вечеринку с песнями да танцами. И быть бы ему вожаком станичной молодежи. Да одна мечта влекла его в неизвестное: он рвался в авиацию.
«Нет, ребята, - говорил он часто, - чтобы там ни было, а я буду летчиком». Летное училище Лебедев окончил перед самой войной и на фронт пришел уже вполне зрелым, умелым летчиком-истребителем. Воевал рядовым пилотом в составе звена. Иногда ему разрешали одиночный полет «охотника». На счету уже был один вражеский самолет, когда машина лейтенанта Лебедева получает повреждение, а сам он попадает в госпиталь.
После выздоровления Анатолий Тимофеевич становится штурмовиком и громит фашистов на новой машине Ил-2. Счет уничтоженных врагов растет. Старший лейтенант – уже заместитель командира эскадрильи штурмовиков. Более ста вылетов сделал молодой летчик. Защищал Крым, родную Кубань, свою станицу.
В феврале 1943 года зенитный снаряд перебивает рулевые троса. Машина, потеряв управление врезается в землю. У врачей было мало надежды на выздоровление летчика. Но он выздоровел и через несколько месяцев бы снова в строю.
В газете «Большевик Кубани» за 1946 год была напечатана статья с воспоминаниями о боевых днях нашего земляка. Вот что он рассказал:
«Тот осенний день 1944 года не отличался от других: погода стояла тихая, безоблачная. Мы совершили уже по три боевых вылета и собирались около командного пункта, ожидая первой машины, на которой можно было бы доехать домой и отдохнуть после напряженного дня.
Направляясь к нам, и поглядывая на солнце, командир полка отдал приказание собрать ведущих. Быстро объяснив задачу, командир поторапливал летчиков, а затем, когда все было наготове, - пожелал доброго пути и благополучного возвращения.
В этот раз я был назначен ведущим восьмерки, которой была поставлена цель – проштурмовать скопление войск противника. Запустив моторы, мы не задерживаясь, поднялись в воздух.
На выполнение этого задания мои летчики и я шли с особой энергией. Этот вылет был первым вылетом на территории врага, в Восточную Пруссию. Каждый из нас переживал те радостные минуты, о которых мы мечтали с 22 июня 1941 года: разгромить, уничтожить врага на его территории.
Через несколько минут мы пересекли линию фронта. Вражеская зенитная артиллерия встретила нас плотным огнем, но хорошо сманеврировав, мы ушли в глубь территории врага.
Ярко красное солнце неумолимо катилось к горизонту. Лучи его слепили глаза летчиков, падали на черепичные и железные крыши домов немецкой деревни. Мой взор заметил около одного дома, из трубы которого шел дым, скопление каких-то голых людей.
«Баня. Купаются» - мелькнуло в голове.
Действительно это была баня. Азарт солдата, и особенно летчика растет, когда он видит самоуверенного врага. Так получилось и у нас: фрицы видели наши машины и не собирались маскироваться.
Штурмовать этот «объект» не входило в нашу задачу. Однако пройти мимо скопища врагов мы не могли. Отдаю приказание:
- Бахтин, я Лебедев. Построиться в четверки, разбомбить дом, из которого идет дым. Сделать надо быстро и хорошо в немецкой бане русскую парную!
Для перестройки не потребовалось много времени. Я ввел свой самолет в пике и сбросил первые бомбы в баню. Второй заход мне не удалось сделать: ребята вслед за мной сбросили бомбы и уже из пулеметов расстреливали разбегавшихся голых фашистов.
Сколько было убито нашим огнем, установить было трудно, но на зеленой траве мы видели белые мертвые фигуры.
Отбомбившись и не израсходовав весь боевой запас, мы продолжали курс на запад. Вскоре из-за деревьев мелькнуло здание станции, на которой стояло три железнодорожных состава.
Отдаю приказ: разбомбить, расстрелять из пушек и пулеметов подвижной состав, а сам немедленно повел свою машину на один из паровозов. Хороший прицел и бомба с отличной начинкой произвела замечательный результат: один эшелон совсем остался без паровоза.
Не успел я вывести самолет из пикирования, как впереди меня появились белые «шапки» солидной величины – била тяжелая артиллерия врага. Обычно послушная машина, в тот момент не подчинялась рулю. С величайшим напряжение мне удалось поставить самолет в горизонтальное положение. После того как мы уже легли на курс к своему аэродрому, я заметил, что в плоскости машины имеется дыра от прямого попадания снаряда такой величины, что в пробоину свободно мг пролезть человек. Мои боевые товарищи сообщили, что в моем самолете подбита «нога». С большим трудом, в темноте, я посадил свою машину на родном аэродроме».
В феврале 1945 года капитану Анатолию Тимофеевичу Лебедеву присвоено звание Героя Советского Союза. Вот что о нем писал командир 43 Гвардейского штурмового авиационного Волковского полка гвардии подполковник Соколов:
«На фронте Отечественной войны участвует с февраля 1942 года. Безграничная преданность, патриотизм и любовь к нашей Социалистической Родине, честно и добросовестно отдает все свои силы и знания летчика, мастера штурмовых ударов по разгрому немецких захватчиков. Своим мастерством бомбовых и штурмовых ударов в Крыму и Советской Белоруссии, отличном вождении групп нанес большой урон живой силе и технике противника.
За период боевых действий товарищ Лебедев проявил себя, как мастер штурмовых ударов, показал исключительные способности в вождении групп самолетов на цель. Над целью показывает примеры мужества и героизма, за что имеет ряд благодарностей от наземного командования.
За проявленный героизм и мужество в боях, за умелое вождение групп (произведено 104 боевых эффективных вылета на самолете ИЛ-2), за уничтожение 12 танков, 6 самоходных орудий, 49 автомашин с войсками и грузом, 42 повозок с грузом, 26 полевых орудий, 20 минометов с расчетами, 23 орудий МЗ, 11 блиндажей, 2 складов с боеприпасами, 1 самолета в бою, 1 самолета на земле, 2 бензозаправщиков, 4 железнодорожных вагона, 2 зданий занятых противником, до 484 солдат и офицеров.
Гвардии старший лейтенант Лебедев Анатолий Тимофеевич достоин присвоения звания – Герой Советского Союза».
23 февраля ему присвоили звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и Медали Золотая Звезда.
За годы Великой Отечественной войны он был награжден также двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Кавказа».
После войны он снова жил в родной станице. Однако фронтовые раны давали о себе знать.
После тяжелой и продолжительной болезни 26 февраля 1948 года в городе Симферополе умер заслуженный летчик-штурмовик Герой Советского Союза Анатолий Тимофеевич Лебедев. Решением Ладожского исполкома Райсовета на могиле героя установили мемориальную доску, а улицу «Охотничью» в станице переименовали в улицу имени Героя Советского Союза Лебедева.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная мною работа позволяет сделать выводы: именем такого человека не зря названа улица, А.Т. Лебедев очень много сделал для нашего края. Он оставил след в истории Отечества. Этот бесстрашный летчик очень любил свою Родину, и хотел, чтобы простые люди жили счастливо.
Но очень жаль, что у нас в станице нет мемориальной доски, где бы было написано об этом мужественном летчике. Чтобы такие дети как я, и все станичники могли узнать о подвиге героя и никогда не забывали о нем.
Малеев А. и классный руководитель Растегаева Е.И. в школьном музее.
Список использованной литературы
1. Газета «Большевик Кубани» № 71, 1945.
2. Газета «Большевик Кубани» № 35, 1946.
3. Газета «Большевик Кубани» № 24, 1948.
4. Кубани славные сыны. Очерки о Героях Советского Союза кубанцах, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны. Краснодар, 1963.
5. Дергунов Ф.С. История станицы Ладожской. Краснодар, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фото № 1. На побывке у родителей в ст. Ладожской.
Фото № 2. Летчик А.Т. Лебедев.
Зимовье зверей
Две лягушки
А теперь — мультфильм
Мост из бумаги для Киры и Вики
На горке