Итог проектной работы по изобразительному искусству ученицы 5класса. Цель проектной работы: изучение промыслов России.
Вложение | Размер |
---|---|
kargopolskaya_igrushka.pptx | 2.2 МБ |
Слайд 1
« Каргопольская игрушка» Проектная работа по изобразительному искусству «Промыслы России» Н ад проектом работала Кисиева Виктория ученица МКОУ СОШ с. Брут Руководитель проекта учитель ИЗО и черчения Гулдаева С.М.Слайд 2
Истоки промысла КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя, Архангельской области. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, кринок, мисок. В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 - 9. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью , ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Слайд 3
ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу. О том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки, известно мало. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют 15 - серединой 16 в.в. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Слайд 4
Технология Технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде. Подготовка глины. Берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная ( речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.
Слайд 5
При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.
Слайд 6
Р оспись Символы земли и солнца Символы зёрен и колосьев Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки приглушеный . Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Предпочитали цвета неярких оттенков: розовые, светло - зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые. Узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки.
Слайд 7
Символика каргопольской игрушки Роспись каргопольской игрушки сохраняет прочную связь с древними мотивами, наполненые скрытым смыслом. Обожженную игрушку расписывали нехитрым узором - это полоски, волнистые линии, точки, кресты.
Слайд 8
" Берегиня " - знак Земли Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил " матери-сырой земли" и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. "Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса".
Слайд 9
В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
Слайд 10
СОВРЕМЕННАЯ КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают игрушку более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Круговорот воды в пакете
Почему Уран и Нептун разного цвета
Лиса-охотница
Знакомые следы