Исследовательская работа посвящена 130-летнему юбилею школы с.Урванова. Впервые собран и обобщен материал по истории Урвановской школы с начала ее функционирования и по сей день - от земской и церковно-приходской до современной. Новая, никем еще не заявленная тема призвана привлечь внимание к сохранению малокомплектной школы, как необходимому источнику существования сельского социума.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "История Урвановской школы 1881 – 2012 гг." | 33.17 КБ |
Областной конкурс исследовательских краеведческих работ школьников,
участников туристско – краеведческого движения « Отечество»
МБОУ « Урвановская средняя общеобразовательная школа»
Меленковского района
ИСТОРИЯ УРВАНОВСКОЙ ШКОЛЫ
1881 – 2012 гг.
Выполнил: Кузин Илья
ученик 10 класса
Руководитель: Понамарева
Татьяна Ивановна
учитель истории
с. Урваново
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с.3-4
Глава 1.Страницы далекого прошлого с.5-9
1.1 Обучение детей до революции с.5
1.2 Школа в 30-е годы XX с.6
1.3 Школа в годы Великой Отечественной войны с.7-9
Глава 2. Школа во 2-ой половине XX –начале XXI века с.10-11
2.1 Школьное образование в 60 - 80-е гг. с.10
2.2 Современная школа с.11
Заключение с.12
Список используемых источников и литературы с.13
Приложения
Введение
Тема моей исследовательской работы звучит так: « История Урвановской школы». Побудительным мотивом для написания данной исследовательской работы явился юбилей школы. В октябре 2011 года Урвановская средняя школа отметила свой 20-летний юбилей. Это был юбилей средней школы. История же образования в нашем селе насчитывает уже более 130 лет. И событие это осталось как-то не замеченным, так как практически никто прежде серьезно сбором краеведческого материала по истории Урвановской школы не занимался. Стало как-то обидно за родное село, за дедов и отцов, которые получали образование в сельской школе. Даже в самые трудные времена, при всех непредвиденных ситуациях Урвановская школа не прекращала своей деятельности. Я подумал: «Неужели история школы останется неизвестной? Ведь это несправедливо по отношению к памяти наших предков, учителей, которые отдавали свои силы и сердце детям». С целью разрешения этого противоречия и была написана эта работа.
Целью исследовательской работы было: поиск и обобщение материала по истории Урвановской школы с начала ее функционирования и по сей день.
При этом были поставлены следующие задачи:
1.Изучение теоретического материала по данной теме;
2.Сбор собственного материала;
3.Анализ, обобщение собранного материала и выводы.
Материал по данной теме пришлось собирать по крупицам, так как источников информации оказалось очень мало, в основном периодическая печать и некоторые документальные материалы.
В качестве источников использовал историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, местное исследование 1898 года, сообщения муромского музея, материалы периодической печати. В поисках источников обращался за помощью к учителю истории. Вместе мы нашли способ, как получить нужный или, по крайней мере, имеющийся по данной проблеме источник, не выезжая далеко за пределы села. В 20-е гг. XX века Урваново входило в Муромский уезд. Так что удалось получить некоторые источники по истории школы из краеведческого музея г. Мурома. Большую помощь оказала работник муромской центральной библиотеки Никитина Людмила Анатольевна. Через центральную библиотечную систему она помогла сделать запрос имеющихся источников, периодических изданий с материалами о селе в областной библиотеке. Копии этих материалов прислали из Владимирской областной научной библиотеки.
В ходе поиска исследовались не только печатные материалы, но и фотографии, которые удалось найти в большом количестве.
Был организован поиск через Интернет, велась переписка с бывшими выпускниками Урвановской школы разных лет. Приведенный в работе фактический материал был получен в ходе бесед с жителями села, учителями – пенсионерами, бывшими выпускниками школы, которые охотно делились
своими воспоминаниями, документами.
Таким образом, поиск велся по новой теме, никогда никем ранее не заявленной. А это придавало исследовательской работе особый интерес и значимость.
Глава 1.Страницы далекого прошлого
История Урвановской школы берет свое начало в далеком XIX веке.
Согласно историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии в селе Урваново располагались две народных школы.
С 1881 года существовала земская школа, а с 1892 – церковно – приходская.
Учащихся в 1896 году было: в первой – 64 , а во второй – 12. 1
По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года учебой в школе было охвачено очень мало мальчиков и особенно девочек: из Урванова училось всего 50 мальчиков и 2 девочки. Это значило, что 78 % мальчиков в возрасте от 7 до 17 лет и 97 % девочек в возрасте от 7 до 15 лет были лишены права на образование.2
По данным местного исследования 1898 года в Урванове было 399 дошкольников мужского и женского пола. В возрасте от 7 до 13 лет было 135 детей мужского пола и в возрасте от 7 до 11 лет-101 ребенок женского пола.3
Здания для обучения детей не было, поэтому сельское общество арендовало частные дома для организации школы. В одной комнате занималось два класса. Учеников было мало. Учились по две зимы, так как в остальное время года дети вынуждены были помогать своим родителям в поле и на других работах. Своих учителей в Урванове не было, их присылали из других сел и города. С открытием церковно – приходской школы стали учиться уже по три зимы. Детей обучали арифметике, чтению, письму, а основным предметом являлся закон божий. Ежедневно перед уроками учеников заставляли молиться. За малейшую провинность поп ставил ученика в угол на колени или на горох.
________________________________
1 Историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.
Вып. 4. – Владимир: Типолитография В.А.Паркова, 1897.- С.54.
2 Ляховский колхозник. - 27 февраля 1959 г.
3 Материалы для оценки земель Владимирской губернии: Том 3. Меленковский уезд.-Владимир:ТиполитографияГубернской земской управы,-Вып.2.-Владимир,1900.-С136-137
Со временем были изысканы средства, и в конце 1900 года для земской школы было выстроено собственное здание. Здание школы одноэтажное, красивое возвышалось над оврагом. Но даже тогда не все дети могли получить образование в объеме 4-х классов. Многие дети до революции, проучившись 2 класса, т.е. едва, научившись грамоте, вынуждены были
покидать школу, чтобы помогать родителям.
Начальное народное училище, так называлась школа до революции и 4-х летняя школа I-ой ступени после нее, просуществовала около трех с половиной десятков лет. Следов школы давно уже не осталось, зато жива еще ученица этой школы. Это Волкова Анна Михайловна, 1923 года рождения – старейшая жительница села. В январе 2013 года ей исполнится 90 лет.
Тогда обучение в школе начинали с 8 лет. Волковой Анне Михайловне
довелось проучиться в этой школе три класса. Она вспоминает: « В школе было четыре классных комнаты. Каждый день было по три – четыре урока: письмо, чтение, арифметика. Учебников не хватало – доставался один учебник на троих. Чернила готовили из красной свёклы. Директором школы был Юницкий Василий Петрович. В 3 – м классе их учили многие учителя. В итоге весь класс оставили на осень. Пришлось всему классу проходить осенние испытания».
В 1933 году между классами Урвановской и Усадской школы проводилось соревнование на лучший класс. Ученики Урвановской школы ходили на уроки к учительнице в Усадскую школу и наоборот. Об этом вспоминает Шаронов Константин Иванович.
В 1934 году школу сломали, и в 4-м классе Анна Михайловна училась уже в другой, в доме бывшего барина Евграфова. Там детей обучали несколько лет, пока не построили новую школу.
Здание барского дома было одноэтажное, красивое, с балконом. Ученики изучали уже много предметов: русский язык, арифметику, географию, историю, физику, литературу и др. Проводились уже уроки пения, рисования и труда.
Через несколько лет построили новую двухэтажную школу. Это было прекрасное здание, в нём - уже восемь классных комнат, учительская, физзал и мастерская. Вокруг школы посадили деревья, сделали клумбы, рассадили хороший сад.
В 1938 году в Урвановской школе приступила к работе после окончания Муромского педагогического училища Холодова Анна Филипповна - учитель начальных классов. Всю свою жизнь она посвятила обучению и воспитанию сельских ребятишек.
Первым директором 7-летней школы была Гусева Глафира Александровна.
В годы войны учеба продолжалась. Многие ученики пошли работать, кого-то из педагогов призвали на фронт. Директором школы в 1943 – 1944 гг. была Татьяна Степановна Сорокова. В 1944 году директором стала Рыбкина Анна Николаевна. Проработала она в этой должности до 1975 года.
Те жители села, кому довелось учиться в школе в военные годы, сохранили немало воспоминаний об этом трудном времени.
Володина Тамара Ивановна, 1931 г.р.: « В 1939 году пошла в Урвановскую школу. Тогда уже была 2-хэтажная. В 3 и 4 классах нас учила Холодова Анна Филипповна. Питание в школе было от колхоза. Поваром в школе работала Чубарова тетя Катя, потом Цыганкова Домна Алексеевна. Столовой в школе не было, просто была кухня, где стояли два котла, в которых варили похлебку. Каждый ученик приносил из дома алюминиевую миску, в которую ему наливали суп. Миска была очень горячей и ее с трудом удерживали в руках. Похлебка была бесплатной, а за кусок хлеба надо было платить 5 копеек. Я собирала деньги со всех учеников в классе, а потом их сдавала». Кадулина Валентина Тимофеевна, 1936 г.р. пошла в первый класс в 1944 году. «Тогда, - вспоминает она, - было два первых класса, по 30 человек в каждом. Классные комнаты были большие, парты стояли в три ряда. С тех учеников, у кого родители были состоятельные, за обучение брали плату.
Тетрадями служили книжки, их линовали и писали прямо по напечатанному шрифту чернилами. Книжки должны были приносить сами учащиеся. У кого их не было, покупали. В школу все ходили с чернильницами-непроливайками. Портфелей тогда никаких не было. Школьные принадлежности носили в сумках, сшитых из клеенки. У кого и этого не было, носили книги под мышкой или перевязывали стопку книг ремнем».
Дети в школу ходили в одежде, перешитой из взрослой, часто залатанной. Купить новую одежду не было возможности. Кадулина В.Т. вспоминает, что во время войны дед сшил ей пальто из шинели. Потом, чтоб пальто покрасить, его долго варили в котле с краской. Пальто было длинным и зимой, пробираясь по снегу, Валя то и дело падала.
Во время войны, желая оказать помощь фронтовикам, учителя заставляли школьников приносить из дома вещи: полотенца, носки, варежки - у кого что было. Собирали посылки и отправляли их на фронт.
В инвентарных книгах Муромского музея есть записи образцов Новогодних подарков для бойцов Красной Армии. Среди этих подарков числится: «Кисет с вышитой на нем надписью « От ученицы Урвановской школы Саветиной Тамары. Передан в музей от Райкома ВКПб».1
Самим школьникам на Новый год тоже давали подарки, несмотря на трудности военного времени. Готовились к этому очень тщательно. Семиклассникам поручали клеить новогодние пакеты из бумаги, они же и разукрашивали их. Повар для этого случая пекла печенье, вырезая его рюмкой. Леденцы или «подушечки» и приготовленное печенье раскладывали по пакетам всем ученикам.
_______________________________
1Сухов О.А. Старые инвентари музея как исторический источник. Сообщения муромского музея. / Материалы отчетной конференции/, 2009.
Моему деду, Кузину Александру Васильевичу, 1930 г. р. было 11 лет, когда началась война. К этому времени он отучился 4 класса. Школу пришлось бросить, ведь на детские плечи моего деда легла забота о своей матери, сестрах и младшем брате т.к. прадед ушел на войну. Дед стал кормильцем семьи, начав свою трудовую деятельность в 11 лет. Сначала работал на быке, затем на лошади. Учиться больше не пришлось. В 1942 году мой прадед пропал без вести. И такая судьба была у многих ребят военной поры.
В 40 – е годы преподавание в школе вели: по алгебре – Рычкова Анна Ивановна, по истории – Смыслова Надежда Семеновна, Сорокова Татьяна Степановна, Рыбкина Анна Николаевна. Работала в это время и чета Троицких. Это были уже пожилые учителя. Сергей Иванович вел физику, а Варвара Александровна – русский язык.
Отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. В июне 1945 года в Урвановскую 7-летнюю школу пришла работать молодая красивая учительница в военной гимнастерке. Это была Кутаева Клавдия Сергеевна,
вернувшаяся с фронта. Было ей в ту пору 23 года. Проработала он в
Урвановской школе 36 лет. Долгие годы преподавал географию и биологию в школе ветеран Великой Отечественной войны Рычков Евгений Иванович.
К сожалению не все учителя вернулись с фронта. В 1942 году погибли трое учителей: Астафьев Федор Петрович, Исаев Александр Терентьевич, Макаров Павел Константинович. Бывшие выпускники Урвановской школы вспоминают, что когда они не приходили в школу по какой-то причине, учителя обязательно обойдут всех и выяснят причину отсутствия в школе. Учащихся было много, поэтому учились в две смены.
Таким образом, не смотря на трудности военного времени, Урвановская школа продолжала свою деятельность. Трудно было всем: и детям и взрослым, но руки никто не опускал, так как и учеба и труд были подчинены единой цели: скорейшей победе над врагом. Девиз того времени: «Все для фронта, все для победы» был главным для подрастающего поколения.
Глава 2. Школа во 2-ой половине XX –начале XXI века
2.1 Школьное образование в 60 - 80-е гг.
В 1962 году Урвановская школа стала восьмилетней. Дальнейшее образование по-прежнему получали в Усадской средней школе.
В это время в школе работали учителя: Севастьянова К.М., Секирова Ю.А., Аникина М.Г., Рычков Е.И., Рыбкина А.Н., Рычкова А.И., Шаталова А.Ф., Никулина А.В., Синев Н.С., Холодова А.Ф., Плаксина В.И.
Обучение в этой школе шло до 1963 года. К этому времени здание стало ветхим, его сломали и занялись строительством новой школы. А учащиеся временно занимались в здании правления колхоза.
Новую школу построили быстро, уже весной 1964 года. Здание было одноэтажным с широкими окнами. Школа имела два крыла. При новой школе была своя котельная, топились дровами. Там же была мастерская, стояли станки. Воду в школу таскали из колодца.
В 1967 году в начальных классах этой школы ( их было четыре) работали учителя: Аникина Мария Григорьевна, Макарова Зинаида Андриановна, Кутаева Клавдия Сергеевна и Анисимова Зинаида Петровна. В каждом классе было по 25 человек.
Новая школа сгорела осенью 1968 года из-за халатности обслуживающего персонала. Учащихся снова перевели на занятия в дом бывшего барина.
Директором школы в 1975 – 1980 гг. была Анна Ивановна Киятина. Она и двое других учителей: Малюкова Мария Ивановна и Райкова Нина Никаноровна пришли в Урвановскую школу из Репинской после ее закрытия. В 1980 году директором Урвановской восьмилетней школы стала Секирова Ю.А. В 1985 году восьмилетняя школа была реорганизована в начальную. Юлия Алексеевна стала заведующей этой школы. В сентябре 1989 года эта школа – бывший барский дом - сгорела. Учащихся перевели заниматься в здание детского сада.
После окончания начальной школы дальнейшее обучение дети продолжали в Усадской средней школе. Начальная школа функционировала 2 года.
2.2 Современная школа
В 1991 году в Урванове было построено новое типовое здание школы на 192 ученических места. Сюда была переведена из старого здания Усадская средняя школа, которая сменила свое название и стала называться Урвановской средней общеобразовательной школой. Таким образом Урвановская школа стала правопреемницей Усадской средней школы, школы с богатой историей и традициями. Также прекратила свое существование и Урвановская начальная школа, войдя в состав новой средней школы. В начале 90-х годов в школе училось чуть более ста человек. Затем контингент учащихся стал неуклонно уменьшаться и ныне
( 2012 г.) здесь занимается 43 ученика.
После перехода на базисный учебный план школа получила экологическую направленность. Сегодня школа оснащена современными компьютерами и другой оргтехникой. Летом 2007 года школа была подключена к сети Интернет. В этом же году появилась телефонная связь. В школе имеется все необходимое для организации качественного процесса обучения и воспитания школьников. Педагогический коллектив школы отличается постоянством состава вот уже на протяжении 20 лет.
Учителя школы стараются приобщить учащихся к культуре родного края, расширить их кругозор, воспитать чувство гордости за родное Отечество. С этой целью учащиеся вместе со своими учителями совершают экскурсионные поездки по культурно – историческим местам: в Суздаль, Муром, Нижний Новгород, Выксу. Первого апреля 2012 года школе выделили микроавтобус. Школьникам пяти деревень стало легче добираться до школы.
В октябре 2011 года средняя школа отметила свой 20-летний юбилей.
Заключение
В исследовательской работе прослежена история Урвановской школы с момента ее возникновения в 1881 году по настоящее время. Были изучены имеющиеся по этой теме источники, материалы периодической печати, записаны воспоминания жителей села, бывших выпускников Урвановской школы, предоставлены документы и фотографии.
В работе нашло отражение развитие образования в селе Урваново в дореволюционный период, в период становления советской школы в 30-е годы XX века. Воспоминания школьников, чьи годы учебы совпали с трудным военным временем, наполнили содержание исследовательской работы яркими, живыми, запоминающимися моментами.
Как следует из работы, Урвановской школе не всегда везло. В ее судьбе были и неприятные моменты: дважды здания школ сносили из-за ветхости, дважды школы сгорали в огне дотла. Но сколько поколений жителей села Урванова она вырастила, скольким из них открыла широкую дорогу в жизнь, дала крылья – сейчас уже это не скажет никто! Тем более она нам дорога. И сегодня, когда в нашей школе с каждым годом сокращается количество учащихся, и все настойчивее говорят о ее закрытии или сохранении только начальной школы, мы, школьники Урвановской школы, наши педагоги и родители делаем все возможное для того, чтобы школа в селе жила и дальше.
У школы в селе Урваново теперь есть своя всем известная биография.
И все мы вправе гордиться такой богатой историей нашей школы, насчитывающей 130 лет. Таким образом, цель, которая стояла в начале поисково – исследовательской работы, достигнута. Но точка на этом не поставлена. Поисковая работа будет продолжена и биография школы обрастет новыми подробностями.
Поисковая деятельность оказалась для меня личностно - значимой, поскольку дала возможность начать серьезную работу по изучению своей родословной, приобщила к истории села, изменила отношение к своим землякам.
Используемые источники и литература:
4. Ляховский колхозник. - 27 февраля 1959 г.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Сказка про Серого Зайку
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Щелкунчик
Мороз Иванович