Пожалуй, ни одна крепость в мире не имеет такой истории, как Кронштадт. Этот памятник фортификационного искусства дважды уникален. Во-первых, практически все форты строились на насыпных искусственных островах. Во-вторых, нигде в мире подобная морская крепость не создавалась в столь неблагоприятных климатических условиях. Сохранить форты и крепость – наша обязанность. Эта работа - не только рассказ о фортах Кронштадтской крепости, но и призыв к ее сохранению.
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhny_li_rossii_forty_kronshtadta.doc | 100 КБ |
XIX – Ставропольская открытая научная конференция школьников
Секция: история России
Название работы «Нужны ли России форты Кронштадта?»
Автор работы: Чанчалашвили Джуди
Место выполнения работы: г. Ставрополь,
МОУ СОШ № 6, 11 класс.
Научный рук.: Мостакова Наталья Владимировна,
учитель технологии
Ставрополь, 2008
Оглавление
1. | Введение………………………………………………………………………………… | 3 |
2. | Глава I. Стратегическое значение фортов Кронштадта……………………………… | 4 |
3. | Глава II. Форты Кронштадта – база научных исследований и открытий…………... | 6 |
4. | Глава III. Современное состояние фортов Кронштадта……………………………... | 8 |
5. | Вывод……………………………………………………………………………………. | 11 |
6. | Список использованной литературы и источников……………………………………………………………………………… | 14 |
7. | Приложение……………………………………………………………………………... | 15 |
Введение
Актуальность темы: пожалуй, ни одна крепость в мире не имеет такой истории, как Кронштадт. Этот памятник фортификационного искусства дважды уникален. Во-первых, практически все форты строились на насыпных искусственных островах. Во-вторых, нигде в мире подобная морская крепость не создавалась в столь неблагоприятных климатических условиях. Сохранить форты и крепость – наша обязанность. Эта работа - не только рассказ о фортах Кронштадтской крепости, но и призыв к ее сохранению.
Цель: Привлечь внимание общественности к проблеме сохранения фортов города-крепости Кронштадта.
Задачи: 1. Рассмотреть стратегическое значение Кронштадтской крепости.
2. Изучить и проанализировать значение фортов Кронштадта как базы научных
исследований и открытий.
3. Выявить проблему сохранения фортов.
4. Установить возможные варианты восстановления и развития русской морской
фортификации.
Объект исследования: Проблема сохранения историко-культурных ценностей России.
Предмет исследования: современное состояние фортов Кронштадта.
Методы исследования:
1.Синхронный.
2.Хронологический.
3.Сравнительно-исторический.
4.Метод актуализации.
Практическая значимость.
Материал данной работы может быть использован на уроках истории, классных часах, конференциях, в рефератах для того, чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения фортов Кронштадта.
Балтийское море, Финский залив, «Котлин-озеро», Невская губа, река Нева…
Почти три века истории насчитывают замечательные памятники фортификационного искусства – морские и береговые форты, построенные в XVII-XX вв.
Даже основатель Кронштадта Петр I, создавая крепость и город, не мог себе представить, что об этом неприступном бастионе в Финском заливе пойдет по всему миру слава не только устрашающая, а и манящая к себе легендами, мифами, поистине романтическими – о беспримерных походах по морям и океанам русских моряков, о бесславных походах неприятеля против этой грозной крепости.
Три века возвышается над водами Финского залива город-крепость Кронштадт. Эта всемирно известная цитадель – символ военно-морского флота России, оплот его немеркнущей славы.
Форты Кронштадта – свидетели богатой драматическими событиями истории города.
За последние годы уничтожение кронштадских фортов медленно, но верно продолжается. С красной Горки увезли 152-мм пушку Канэ. Форт « Александр I» не попал в зону внимания администрации президента, которая предлагала устроить там к «Саммиту большой восьмерки» музей. Видимо, форт опять будет отдан на поругание под танцевальный шабаш.
На «Тотлебене» зимой 2006 года, в тот единственный день, когда на форте не было вахты, сестрорецкие хулиганы выбили стекла в жилом каземате.
Что дальше? Форт «Красная Горка» поглотят коттеджи, номерные форты превратятся в песок, а последние пушки гордость и слава русского оружия будут проданы по цене металлов и переплавлены в какой-нибудь ширпотреб.
Слишком мрачно? Да! Но, власть, как и прежде, не осознает, каким богатством она владеет. Пока лишь это неизменно.
Въезжая в Кронштадт через старые крепостные ворота, справа и слева можно заметить остатки крепостной стены, построенной в 1770-х годах. Ровные, идеально подогнанные друг к другу камни производят сильное впечатление. В наше время вряд ли кто возьмется сделать и не потому, что технологии утрачены, а потому что большинство наших соотечественников безразличны к разрушению, а подчас и способствуют ему. Эта работа - не только рассказ о фортах Кронштадта, но и призыв к их сохранению. Призыв, если не делом, то словом воспрепятствовать уничтожению нашей истории, а, следовательно, и нас самих как народа, как общества людей, объединенных не только стремлением к потреблению. Мы сами разрушаем все это. Мы сами должны все это восстановить.
Глава I. Стратегическое значение фортов Кронштадта.
В древние времена земли по берегам Ладожского озера, реки Невы и Финского залив входили в состав Новгородского княжества, по ним пролегал путь «из варяг в греки» имеющий огромное значение для культуры и экономики Руси. Немаловажную роль играл и остров Котлин, где были поселения лоцманов и рыбаков. Чрезвычайно выгодным расположением эта территория издревле привлекала внимание иноземных соседей - немцев и шведов, но русские всегда пресекали попытки завоевания своих исконных земель, однако, в начале XVII века в результате шведской интервенции Россия лишилась Балтийского побережья. Без выхода к морю стало невозможно дальнейшее экономическое развитие страны, поэтому, чтобы вернуть позиции России в Прибалтике, Петр I начал северную войну.
По Столбовскому миру со Швецией (1700-1721 гг.) царь Петр Алексеевич вернул Ижорские земли, Невские берега и остров Котлин (Ретусаари).
Великий преобразователь России правильно оценил значение острова – как защиту с моря строящейся столицы, Санкт-Петербурга.
История крепости, военного и торгового порта началась со строительства форта Кроншлот зимой 1703-1704 гг., освященного 18 мая 1704 г.
На острове Котлин велось невиданное по тем временам строительство множества батарей, гаваней, огромных полей свайных и ряжевых преград, уникальной гидротехнической системы доков и каналов, крепостных стен и города. Начало крепости было не совсем обычным. Сначала возвели форты и только через девять лет заложили центральную ограду крепости. В октябре 1703 года Петр I лично ходил на боте в море исследовать отмель у южного берега острова Котлин. Здесь проходил глубоководный фарватер, который необходимо было закрыть для врага.
Строились форты в основном по одной технологии, строились они все на ряжевом основании. Технология проста - на льду рубились срубы-ряжи из бревен диаметром 30-40 см плотно забитые камнями. Ряж сталкивался в полынью и загружался валунами, под весом которых он прочно вставал на дно. На составленном из таких срубов-ряжей основании возводили форты и крепости. Для прочности ящики прибивали свай-шпуном и делали каменную отсыпку со стороны моря. Основные бревна, из которых рубили ряжи, под водой, без доступа воздуха не подвержены гниению, а смола со временем приобрела прочность камня. На первых фортах крепости стены и брустверы рубили из бревен. Ряжевое основание возвышалось над ординаром на 1,5 м. Сверху настилали сплошной бревенчатый настил, обшитый досками. Стены фортов составляли два ряда бревен, промежуток между которыми забивали камнем. После наводнения 1824 форты перестроили в каменной кладке, т.к. деревянные форты фактически были смыты.
7 октября 1723 состоялось торжественное закладка крепости, названной Петром I «Кронштадт», строительство шло до 50-х годов XX столетия.
Велика роль Кронштадта в защите морских рубежей нашей родины. Отсюда русские корабли нанесли ряд поражений противнику во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. В кронштадском военном порту, снаряжались экспедиции русского флота, одержавшие победы в русско-турецкой войне, в числе которых была блистательная Чесменская победа 1770 года. Важную роль сыграл Кронштадт во время Крымской войны 1854-1856 годов. Боеспособность его фортов была такова, что огромный флот противника ни разу не решился атаковать крепость.
Наибольшую мощь цитадель в Финском заливе обрела к началу XX века, в это время она являла собой колоссальный оборонительный комплекс, включавший форты, батареи, укрепления, казармы, железные дороги, 17 искусственных островов – мощных бетонных фортов на северном и южном берегах залива.
Непреклонный дух кронштадтцев помог выстоять и преодолеть небывалые трудности. Артиллерия Кронштадта активно участвовала в контрбатарейной борьбе с противником в период всей блокады с 1941 по 1944 гг. Базировавшиеся в Кронштадте силы Балтийского флота обеспечивали выход в Балтийское море подводных лодок. В ноябре 1943г. - январе 1944 г. проведена уникальная операция по скрытной перевозке из Ленинграда и Лисьего Носа через Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм 2 ударной армии. Орудия фортов и батарей Кронштадта и кораблей флота сыграли огромную роль в боях по освобождению Ленинграда от блокады в январе 1944 г. 18 марта 1954 г. в связи с 250-летием Кронштадтская военно-морская крепость была награждена орденом Красного Знамени.
Пожалуй, ни одна из крепостей в мире не имеет такой истории, как Кронштадт. Ни одна крепость не создавалась так, как создавался Кронштадт, - в течение трёх столетий перестраиваясь и совершенствуясь. Вечное противоборство ядра и камня, а затем снаряда и брони и есть история фортификации. Ее основные этапы можно увидеть и понять здесь, в Кронштадте. С 1965 года крепость разоружена, многие форты заброшены. Лишь некоторые из них используются военными моряками. Но, тем не менее, крепость живет, несмотря на время и людей, которые в последние годы больше разрушали, чем строили.
Глава II. Форты Кронштадта – база научных исследований и открытий.
На форте «Император Александр» работала единственная в России и третья в мире бактериологическая лаборатория по изготовлению вакцины от бубонной чумы. Кронштадт – первый город на земле, где начали хлорировать питьевую воду.
В крепости использовались новейшие достижения науки и техники того времени. На форте "Константин" располагалась бронированная батарея и поднимавшиеся для выстрела из-под земли орудия системы генерала Г. Е. Паукера, форт "Граф Милютин" имел шесть бронированных башен. Кронштадт являлся крупным центром подготовки кадров для флота. С 1771 по 1798 года в Кронштадте находился Морской кадетский корпус. Его закончили выдающиеся русские моряки: Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, П. И. Рикорд, Д. Н. Сенявин и другие. В 1798 г. по указу императора Павла I корпус возвращен в Петербург, а на его месте создано Штурманское училище. Впоследствии оно было преобразовано в Техническое, затем в Морское Инженерное училище императора Николая I, которое закончили многие известные русские кораблестроители: К. П. Боклевский, И. Г. Бубнов, В. П. Вологдин, Л. Х. Кази, В. П. Костенко, А. П. Шершов, Ю. А. Шиманский, М. О. Яновский и другие. Большинство инженер-механиков флота, участников русско-японской и Первой мировой войн также получили офицерские кортики в Кронштадте. На острове располагались Минный и Артиллерийский офицерские классы и школы, Учебно-артиллерийский и Минный отряд, водолазная школа и флотские экипажи. Здесь начинали или проходили службу, вели научную деятельность почти все известные российские флотоводцы и исследователи морей и океанов. Отсюда они направлялись в боевые походы и научные экспедиции. В городе морской славы проходили службу известные русские и советские адмиралы: Г. А. Спиридонов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. Н. Корнилов, В. И. Истомин, Ф. П. Литке, Г. И. Бутаков и многие другие. В Кронштадтском военном порту снаряжались корабли, уходившие в дальние походы. Только в период с 1803 по 1855 г. русские моряки совершили 41 плавание из Кронштадта к берегам Дальнего Востока и Аляски. Большинство из них было кругосветными. В их ходе совершено много географических открытий, выполнен большой объем научных исследований, обогативших мировую океанографию, океанологию и другие науки.
В Кронштадте сделано и внедрено много открытий и изобретений. Первая в России пароходная линия открылась в 1815 г. прибытием парохода Берда из Санкт-Петербурга к острову Котлин. Впервые в России хирург Морского госпиталя профессор В.А. Караваев под руководством главного врача А.Ф. Кибера в 1839 г. произвел операцию на сердце. В 1849 г. впервые в отечественном флоте применен наркоз. В гаванях и на рейдах Кронштадта испытывались подводная лодка и торпеда И.Ф. Александровского, вооруженная ракетами подводная лодка К.А. Шильдера, мины Б.С. Якоби и Л. Нобеля. Первый в мире ледокол "Пайлот" построен в Кронштадте на частном заводе М.О. Бритнева и с 1864 г. совершал рейсы между островом Котлин и Ораниенбаумом. В 1879 г. электротехник Е.П. Тверитинов впервые оборудовал боевые корабли установками электрического освещения. В 1895 г. преподаватель Минного офицерского класса А.С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник. В 1896 г. А.С. Попов изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок. На Большом Кронштадтском рейде впервые в мире обнаружен эффект отражения радиоволн от кораблей в море, использованный впоследствии в радиолокации. В 1898-1918 г. на форту "Император Александр I" работала единственная в России и третья в мире бактериологическая лаборатория, изготавливавшая вакцину от бубонной чумы. В 1910 г. в Кронштадте впервые в мире проведено хлорирование питьевой воды. Кронштадт - родина многих известных ученых: И. Н. Вознесенского, Н. П. Дубинина, Г. К. Евграфова, П. Л. Капицы. На острове бывали Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, родился Н. С. Гумилев. В разное время жили здесь писатели и поэты: В. И. Даль, К. М. Станюкович, В. Г. Короленко, С.Я. Надсон, Л. Койдула, А.С. Новиков-Прибой, В.В. Вишневский, Л.С. Соболев, В.И. Лебедев-Кумач, А.А. Крон и др. Композитор Н.А. Римский-Корсаков, занимавший должность инспектора музыкальных хоров морского ведомства, часто проводил здесь концерты. Кронштадту посвящены работы художников-маринистов И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова.
Из всего вышеперечисленного следует, что Кронштадт и его форты имеют огромное культурное и научное значение.
Глава III. Современное состояние фортов Кронштадта.
18 марта 1954 г. в связи с 250-летием Кронштадтская военно-морская крепость была награждена орденом Красного Знамени. Вскоре крепость была упразднена и мощные форты разоружены.
До марта 2002 года форт Северный № 1 являлся складом патронов, но брошенный военными буквально за год превратился в туристическую помойку, как и многие его собратья по несчастью. Больше всего не повезло самому интересному с архитектурной точки зрения форту № 4 «Зверев». В 1970-х годах в подвалы форта сливали мазут и прочие отходы с кораблей, идущих на ремонт в Кронштадтский морской завод. Пьяные туристы мазут поджигали, и форт периодически горел по несколько суток. Фактически от форта остался один остов. Форт № 3 был засыпан песком полностью – так строители дамбы хранили песок. При уборке песка бульдозерами форт серьезно повредили. Форт Северный
№ 5 пытались поднять из разрухи учащиеся ПТУ № 6 в 1980-х годах, но быстро «сломались» от тяжелой островной жизни. Относительно целыми остались форты № 2 и №7, если не считать запустения, царящего на них. Казалось бы, больше всего повезло фоту Северному
№ 6. С 1962 года форт находится на балансе у одного из оборонных предприятий Петербурга. Но приспособление его под решение новых задач настолько исказило облик форта, что теперь он больше напоминает заброшенный завод – много построек из силикатного кирпича. От форта середины XIX века мало что сохранилось.
Тысячи людей каждый день проезжают по дамбе. Замечают ли они, что каждый день северные форты, как шагреневая кожа, уменьшаются, теряя частицы своей сути.
В конце 1950-х годов разоружили форт «Граф Милютин». В начале 1960-х годов он подвергся грабежу, как и все форты крепости. Практически все металлические конструкции с форта были сняты «Вторчерметом». Сохранились только типовые подъемники боезапаса у орудий. Сейчас форт заброшен и служит «базой» для дикого туриста. Остатки металлоконструкций сняты уже в 1999-2000 годах. Двор форта изрыт искателями медных кабелей. Общее состояние конструкций удовлетворительное, но назвать этот обломок, некогда мощнейшей морской крепости мира, фортом – нельзя.
Южные форты № 1 и № 2 («Дзичканец») оказались окончательно заброшенными. Все мало-мальски ценное сняли военные, остальное – обыватели. А эти небольшие форты можно было бы отдать в руки частных лиц, восстановить как памятники морской фортификации середины XIX века. Вот только найдется ли такой хозяин?
Форт «Красная горка» - закрытый объект, но целые еще в 1990-х годах металлоконструкции, были срезаны в конце 1990-х. Не сохранилась и уникальная башня 57-мм орудия с системой рычагов и противовесов, а также оконные переплеты и почти все броневые двери начала XX века, прожекторная установка завода «Сименс-Шуккерт» (ныне «Электросила») и многое другое. Сейчас на форте ремонтируется казематированная казарма, но как это делается. Но вместо того, чтобы вернуть форту его исторический облик, там проводится евроремонт. Стеклопакеты, сварные двери и тому подобное. Сами батареи в запустении, а там еще сохранились подлинные броневые двери. Еще не поздно сохранить хоть малую часть.
В 1950-1954-х годах прошла последняя модернизация на форте «Граф Тотлебен» Вместо орудий Канэ установили 130-мм орудия Б-13-3С в кольцевых двориках. Сменили электрооборудование, построили убежища химзащиты, произвели ремонт фасадов гидроизоляции сводов.
Но 1957 году вышел приказ главкома ВМФ о снятии форта со всех видов учета. Еще раньше, в 1955 году, с форта сняли артиллерию и боезапас, расформировали гарнизон. Новый, 1958 год, форт встретил в одиночестве. На долгие тридцать лет он остался наедине с диким туристом и варварами с государственными документами. Начиная с 1960 года, с форта срезали 80% металлоконструкций. Военные, уходя с форта, оставили башни крейсера «Рюрик», но за три навигации с 1960 по 1963 годы башни разрезали на месте и вывезли на базу «Вторчермет».
Форт много раз переходил из рук в руки. Его передавали управлению «Спецтранс», Исполкому Ленсовета. В 1990 году форт вошел в список Всемирное наследие при ЮНЕСКО как памятник фортификации. В 1992 году форт переходит под юрисдикцию Кронштадской администрации. С 1988 года на форте находится охранный пост, предназначенный для того, чтобы не допустить на форт мародеров. Именно это страшное слово подходит для тех, кто ради стакана портвейна готов сдать в металлолом и уникальную керосиновую лампу из каземата «Тотлебена», и бронзовую табличку с камня в Петровском парке Кронштадта, и латунную бескозырку с мемориала форта «Красная горка». Мародером является и тот приемщик цветного металла, который не вернул украденное, а пустил под пресс.
С 1999 года на форте разместился опорный пункт МЧС. Летом проводит свои мероприятия молодежный лагерь Русского отделения международной организации «Атлантик Челенджер». Ребята занимаются расчисткой и консервацией форта. С 2000 года обязательства по охране и проведению первоочередных противоаварийных мероприятий взял на себя Фонд сохранения всемирного наследия. Но отсутствие необходимых средств и какой бы то ни было помощи со стороны государства не позволяет вести полномасштабные работы по реставрации этого уникального памятника федерального значения. По мнению работников фонда и петербургских военных историков единственно возможное использование форта «Тотлебен» - это создание здесь музея береговой артиллерии.
В 1958 году был брошен форт «Обручев».
Форт «Красная Горка» - единственный форт, который вел бой с кораблем противника, и вдвойне обидно, что многое уже не вернуть. Мы никогда не увидим 12-дюймовых башен форта, само орудие можно и увидеть и даже потрогать. До сих пор в Севастополе на 30-й батарее, и на острове Русский во Владивостоке стоят башенные установки с этими орудиями, использующиеся сейчас как музейные экспонаты. А ведь пушки-то уникальные. Даже брезгливые ко всему русскому германцы установили на острове Гернси в Ла-Манше четыре 12-дюймовки, попавшие к ним от финнов, купивших эти пушки у французов. Орудия были сняты с русского линкора «Александр III», пришедшего в 1920 году в Бизерту с остатками Черноморского флота. Прослужив Российской империи всего три года, именно эта батарея в 1941 году «создала» Ораниенбаумский пятачок. Если взять карту местности с фортом и циркулем описать окружность в 25 км (дальность стрельбы 12-дюймовок) с центром на башенной батарее получится тот самый «пятачок». Ветераны форта рассказывают, что в 1941 году был приказ заминировать и взорвать форт при подходе немецких войск, но личный состав форта не сдал форт немецким войскам и не выполнил приказ командования. Именно береговая и корабельная артиллерия Балтийского флота спасла Ленинград в блокаду, в том числе артиллерия «Красной горки», за что и была по-варварски демонтирована в 1960-х годах. Сейчас там какой-то полузаброшенный склад военного имущества, а не музей с «Живыми башнями»!
В 1975 году после долгих и изнурительных «атак» ветеранов форта на командование ВМФ, на форте создали мемориал.
К сожалению, из-за строительства защитных сооружений Петербурга от наводнений форт перестал быть островом, что придавало ему особый колорит. Непродуманные работы по сооружению котлована, нанесли вред батарее с броневым бруствером. Батарея дала осадку, по казематам пошли трещины, но еще не поздно спасти уникальную, единственную в Кронштадте а может и в мире, бронебрустверную батарею форта «Константин»
В 1923 году форт «Павел I» был разрушен взрывом, вызванным разрывом мины. Форт горел и взрывался в течение суток. Огромные куски сцементированного кирпича от крепостных стен долетели не только до Котлина, но и до Ораниенбаума. Жертвы были в радиусе 25 км от форта.
Стоит отметить, что Форт «Александр I» имеет многочисленных «собратьев» по всему миру, построенных по аналогичным принципам. Это и широко известный форт «Байярд» на нормандском побережье Франции, и более малые по размерам, но одинаковые по конструкции форты английской военно-морской базы Плимут.
До 1978 года все декоративные и технические металлоконструкции находились на штатных местах. В 1983 военные покинули форт – нельзя же рядом со строительством дамбы держать склад с взрывчатыми веществами. Еще в 1988 году на форте было много интересных экспонатов возможного музея, но разграбление шел полным ходом.
Сейчас «Чумной» как его до сих пор называют кронштадтцы, принадлежит Арсеналу №18 Кронштадта и тихо разрушается. От форта сохранились одни стены, все чугунные детали полностью исчезли на «сувениры», ни дверей, ни оконных подлинных рам, ничего!
Иногда на форте проводятся дискотеки, и под мощными ударами децибелов примитивной музыки из молодых мозгов улетучиваются последние представления об истории своей странны и уважении к предкам.
Вывод.
Изучая историю города-крепости Кронштадт, задаешься вопросом: есть ли будущее у легендарного бастиона?
Непредсказуемо будущее фортов Кронштадта. Хотя можно рассмотреть несколько вариантов их сохранения, дальнейшего существования и развития. Одним из таких вариантов является продажа фортов в частные руки с целью их использования в качестве развлекательных комплексов и мест отдыха, и с целью наживы капитала. Но думается, что заработанные таким путем деньги, скорее всего, не будут вложены в восстановление исторического наследия страны. Не многие современные предприниматели и бизнесмены стремятся вкладывать средства в далекое будущее. Часто побеждает страсть к сиюминутной наживе. К тому же, купленный частником форт может стать закрытым для посещения простым туристом.
В настоящее время выдвигается предложение присвоить Кронштадту статус свободной экономической зоны. Может от торговли и будут получены огромные средства, но наличие криминальных структур, скорее всего, не позволит этим средствам пойти на восстановление и развитие памятников фортификационного искусства.
Всем понятно, что Кронштадтская крепость – уникальный памятник фортификации под открытым небом. Одним из путей ее сохранения является музеефикация. Наверное, возможно было бы сохранение фортов в качестве музеев, имеющих государственный статус. Но в наше время, когда известные музеи постоянно борются за свое достойное существование, данный вариант представляется более фантастичным, чем реальным. Не верится, что у государства хватит средств на восстановление таких грандиозных сооружений. Но сторонники восстановления фортов есть. Например, на форте «Тотлебен» предложено создать музей береговой артиллерии. Экспонаты для музея по крохам собирают энтузиасты. Хочется, что бы наши соотечественники знали и помнили, в каких тяжелейших, нечеловеческих условиях, с каким напряжением физических и моральных сил трудились крепостные крестьяне, солдаты и матросы, чтобы обеспечить стране не только выход к Балтийскому морю, но и достойную защиту страны и ее столицы с запада. Очень хочется, чтобы о проблеме фортов Кронштадта знало как можно больше россиян, чтобы она тревожила сердца и заставляла задуматься над будущим великого исторического наследия, чтобы наши современники не выглядели в глазах будущих поколений варварами.
Лично мне кажется реальным только один вариант достойного существования фортов. На них должны постоянно жить люди, форты должны стать обитаемыми. Но обитателями этих мест должны быть не случайные люди. И, если нет возможности разместить на фортах военные базы, то это могли бы быть тренировочные базы для обучения личного состава военно-морского флота. Кронштадт всегда был кузницей кадров для российского флота, где постигали нелегкую морскую науку многие выдающиеся флотоводцы и кораблестроители, инженеры механики, исследователи морей. Почему, в то время, как Соединенные Штаты Америки размещают свои военные базы в любой точке мира, объявляя это место зоной своих интересов, мы «стесняемся» сделать то же самое на исконно российской земле. Невольно задумаешься, является ли эта земля зоной наших интересов? Я думаю, что только последний вариант может обеспечить достойный порядок и предотвратить разграбление и разрушение знаменитой цитадели, позволит сохранить ее на долгие годы.
Для восстановления крепости, ее фортов нужна серьезная государственная программа и поддержка этой идеи президентом России и всеми россиянами.
К сожалению, наша страна сейчас переживает не самые лучшие времена. На приведение в порядок крепостных сооружений нужны немалые средства, но мы верим, что у крепости Кронштадт лучшие времена впереди, когда форты будут отреставрированы и музеефицированы и все « флаги будут в гости к нам». А суровые морские стражи крепости Кронштадт - форты – будут рассказывать нам интереснейшую историю своего создания, историю русских мастеровых, инженеров, солдат и матросов, создававших в тяжелейших условиях этот уникальный памятник Русской Культуры.
И хотя сегодня крепость Кронштадт потеряла свое сугубо военное значение, она продолжает оставаться на страже истории русской морской фортификации, не имеющей аналогов в мире.
Список использованной литературы и источников:
Весенняя гроза
Лист Мёбиуса
Самодельный телефон
Каргопольская игрушка
Рисуем крокусы акварелью