1.Привлечь внимание учащихся к злободневным проблемам состояния русского языка на современном этапе.
2. Рассмотреть причины нарушения чистоты русской речи и возможные способы их решения.
3.Воспитать осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого за его состояние.
Вложение | Размер |
---|---|
no_my_sohranim_tebya_russkaya_rech_velikoe_russkoe_slovo.pptx | 1.73 МБ |
Слайд 1
«Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Готовили : ученицы 8 «А» класса, Грунденталер Александра и Балабанникова Диана. Руководитель проекта : Семенова Наталья Сергеевна.Слайд 2
Введение Как сохранить русский язык во всем разнообразии, богатстве и красоте?
Слайд 3
Тип проекта. Информационный. Лингвистический. Исследовательский.
Слайд 4
Учебные предметы. Русский язык, литература, история, культура речи.
Слайд 5
Цель проекта: 1.Привлечь внимание учащихся к злободневным проблемам состояния русского языка на современном этапе. 2 . Рассмотреть причины нарушения чистоты русской речи и возможные способы их решения. 3.Воспитать осознание ценности русского языка, чувство ответственности каждого за его состояние.
Слайд 6
Задачи: 1.Исследовать влияние иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражениях на состояние русской речи. 2. Привить желание беречь родной язык.
Слайд 7
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу ! » И.С.Тургенев.
Слайд 8
« Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово ». А.А.Ахматова.
Слайд 9
« Родной язык – это душа нации » Д.С.Лихачев
Слайд 10
Как сохранить русский язык, русскую речь во всем его разнообразии, богатстве и красоте?
Слайд 11
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Слайд 12
Проведя опрос среди детей и подростков в возрасте 10-14 лет, мы выяснили что они ценят в речи: 82% ценят речь без слов-паразитов. 15% ценят правильность, умение разговаривать и писать. 3% - дети, которые не смогли ответить на вопрос.
Слайд 13
Тавтология, возникающая при сочетании слов, которые совпадают по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова.
Слайд 14
При Екатерине II написание отчества в официальных бумагах приводится в соответствие с табелью о рангах: в специальной "чиновной росписи" указывается, что отчество особ первых пяти классов следует писать с окончанием - ич , для всех же прочих чиновных лиц отчества не указывать.
Слайд 15
« По имени называют, по отчеству величают » , - говорит народная пословица; согласно другой пословице, именовать следует «богатого по отчеству, убогого по прозвищу ».
Слайд 16
Все эти "ток-шоу", "хит-парады", "прайс-листы" и "супермаркеты", а также "спикеры", "саммиты", "имиджмейкеры" и тому подобные выражения мы слышим сегодня буквально на каждом шагу.
Слайд 17
Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики.
Слайд 18
Хорошим примером для России в решении данной проблемы могла бы стать Франция, где ничего подобного не допускается, а забота о сохранении чистоты французского языка является одной из основных задач Института Франции, который выполняет в этой стране функции Национальной академии наук.
Слайд 19
Еще одна угроза для русского языка в современной России состоит в том, что он все больше насыщается жаргонными выражениями, характерными для представителей криминального мира. Все эти "наезды", "разборки" и тому подобные выражения часто используются сегодня не только российской молодёжью, но также и людьми старшего поколения. Нередко мы слышим их и в публичных выступлениях отдельных наших политиков.
Слайд 20
И уж совсем недопустимым представляется употребление нецензурных выражений, которое в последнее время стало модным у российской молодёжи.
Слайд 21
Пример. Один из московских финансовых колледжей. Каждый вечер после занятий его покидают студенты - молодые люди в возрасте 16-18 лет. Идут они небольшими группами, на ходу покуривая сигареты и потягивая баночное пиво, и беседуют между собой. Не ссорятся, не спорят, а просто мирно беседуют. Но при этом обильно перемежают нормальные русские слова нецензурными выражениями, причем такими, от которых, как говорится, уши вянут. Причем делают это не только юноши, но и девушки, которые, видимо, считают это своеобразным шиком и признаком своей раскованности.
Слайд 22
Мы провели опрос среди 4, 6 и 8-ых классов, в котором один из вопросов касался сквернословия. Он звучал так: "Что вам нравится, а что не нравится в речи ваших друзей и родных". Затем мы подвели итоги и результаты таковы: 63% -Употребление ненормативной лексики. 35 % - Неспособность выразить мысли 2% - Другие ответы .
Слайд 23
Большинство учащихся ответили, что в речи друзей и родных им не нравится сквернословие. Распространение употребления нецензурных выражений Сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Это явление приняло массовый характер после известного революционного переворота, когда силы тьмы, захватывая сферу влияния на русский народ, добились искажения путей развития русской души. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.
Слайд 24
Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. Сквернослов не только отдает свою душу во власть бесов, он влияет на состояние души окружающих его людей, развращая их содержанием матерщины. Злоречие ожесточает его, не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты. Особенно страшно за детей, слушающих изо дня в день скверную брань. Когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Такие дети могут стать причиной бед для своей семьи и для самих себя.
Слайд 25
Если мы не желаем множить зло в себе и других, мы должны отказаться от сквернословия и беречь прекрасный русский великий Божий язык!
Слайд 26
Все мы знаем, что существует огромное количество каст (субкультур), которые разговаривают на своем языке, это: эмо , готы, панки, анимешники , гопники , растаманы и др.
Слайд 27
Эмо-кид (человек, считающийся принадлежащим к эмо-культуре .) Позер (подражатель, человек, который притворяется членом определенной субкультуры.) Эмо .
Слайд 28
Панки. хавать (есть.) параллельно (все равно.)
Слайд 29
Анимешники . Кавай ( термин, обозначающий все милое и прелестное.) Косплэй (переодевание одежды.)
Слайд 30
Гопники . гопоприкид (одежда.) гопоги (обувь.)
Слайд 31
Растаманы . спайс (Курительная смесь расслабляющего действия, с недавнего времени запрещённый законом.) Мариванна (марихуана)
Слайд 32
Повальное употребление нецензурных выражений. Особенно страшно за детей, слушающих изо дня в день скверную брань. Они не смогут создать нормальную семью, где было бы хорошо и им, и их детям.
Слайд 33
Также мы попросили ребят ответить на вопрос: " Какие затруднения вы испытываете, когда говорите?". Они ответили так: 83% - "не могу выразить свои мысли". 15% - "волнуюсь когда говорю". 2% - другие варианты ответов.
Слайд 34
Важнейшее условие хорошей речи — логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.
Слайд 35
Неправильное словоупотребление может стать причиной алогизма — сопоставления несопоставимых понятий.
Слайд 36
К чему это может привести? Е сли люди не перестанут употреблять слова-паразиты, жаргонизмы, свой собственный лексикон, а также использовать нецензурные слова и молодежный сленг, то вскоре русский язык деградирует (постепенно ухудшится; утратятся положительные качества русского языка).
Слайд 37
Вывод: Пусть каждый осознает: мерило словесной этики, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответственный за то, какую речь я несу миру. Необходимо шире работать на уроке и во внеурочное время над повышением уровня культурной устной речи. Развивать в себе умение пересказывать как художественные, научные, так и другие тексты. Добиваться исключения из своей речи слов паразитов, ненормативной лексики, сохранять язык, речь - сохранять русскую, тебе решать судьбу родного языка.
Слайд 38
Заключение. Сквернословие не является человеческим языком. Воздействие брани равносильно облучению в 10-40 тыс. рентген – рвутся цепочки ДНК, расходятся хромосомы.
Слайд 39
Спасибо за внимание!
Сила слова
5 зимних аудиосказок
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Развешиваем детские рисунки дома
Кто должен измениться?