Данная работа рассматривает в качестве объекта исследования социальные сети Интернет, в которых зарегистрированы российские пользователи, в качестве предмета - общение в социальной сети и его особенности. В работе выдвинута гипотеза о том, что взаимодействие в социальных сетях является самостоятельным видом общения.
На основе разработанного автором опросника проведено анкетирование и интервьюирование, в ходе которого изучены: рейтинг различных социальных сетей среди респондентов разных возрастных категорий, выявлена степень их вовлеченности в общение в социальных сетях, сопоставлены особенности взаимодействия в социальных сетях с функциями общения, выявлены его преимущества и недостатки. Автор доказывает, что взаимодействие в социальных сетях является самостоятельным видом общения.
Вложение | Размер |
---|---|
nadarova._rabota.doc | 82.5 КБ |
Введение
Сегодня в мире существует много средств, форм и способов общения и значительная их часть связана с возможностями глобальной компьютерной сети Интернет [1]. Различные исследования, проводимые в Интернет - сети свидетельствуют о том, что подавляющее количество людей включены в виртуальное общение. Однако мало изученным остаётся взаимодействие именно в социальных сетях как способе общения между людьми. Высокая степень популярности такого рода взаимодействия в юношеском возрасте делает наше исследование актуальным и значимым.
Объектом исследования данной работы являются социальные сети Интернет, в которых зарегистрированы российские пользователи. Предметом исследования работы станет общение в социальной сети и его особенности.
Цель работы – исследовать аспекты социальных сетей как способа общения.
Гипотеза: Взаимодействие в социальных сетях является самостоятельным видом общения.
В работе были поставлены следующие задачи:
В работе использовались методы:
- рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы [2-7];
- изучение практических и аналитических материалов Интернет – сайтов [1, 8-10];
-анкетирование, интервьюирование;
- статистическая обработка и анализ полученных материалов.
Глава I. Востребованность социальных сетей в современном российском обществе
История социальных сетей началась в 1995 году с американского портала Classmates.com. Подобные сервисы стали успешно появляться в сети Интернет. Однако их бум относится к 2003—2004 годам, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
Владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Социальные сети стали местом, где каждый мог бы найти возможность для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети. Социальные сети в интернете продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом настойчивого внимания исследователей с различных точек зрения: обучения, поиска и подбора персонала, общения и так далее.
Интересные сведения для исследователя предоставляет компания Romir, которая проводит исследования в рамках всероссийского проекта «Мониторинг Интернета». Она опубликовала результаты опроса активных интернет - пользователей по их знанию социальных сетей и отношению к ним. Опрос был проведен летом 2008 г и в сентябре 2009 г, в ходе которого специалисты организации задали респондентам несколько вопросов о социальных сетях. В нем приняли участие более 4 тыс. человек в возрасте от 14 лет и старше. Выборка представляет активных интернет - пользователей из всех федеральных кругов России. Сравнение этих данных позволяет увидеть отношение россиян к социальным сетям и степень их вовлеченности в динамике. Мы проанализировали данные и представили их в виде диаграмм (см. приложение, диаграммы 1, 2).
Представленные компанией Romir данные позволяют судить о том, что российские Интернет - пользователи в подавляющем большинстве предпочитают российские социальные сети. По данным авторов исследования, самой известной социальной сетью российского Интернета продолжает оставаться проект «Одноклассники» — его узнаваемость практически не меняется, как и год назад этот сайт указали 92% опрошенных пользователей в ответе на вопрос «Какие социальные сети вы знаете?». (см. приложение, диаграмма 2). На момент исследования «доля зарегистрированных в этой сети за последние 12 месяцев снизилась на 5% и составила 67% против 72% в 2008 году» [1].
Мы сделали вывод, что проект «В контакте», который многие аналитики считают крупнейшей социальной сетью российского Интернета, демонстрирует значительный рост и по степени узнаваемости (+22%), и по доле зарегистрированных пользователей (+20%).(диаграммы 1, 2). «В контакте» является лидером по этим параметрам среди представленных исследователем сетей.
Приведённые Romir сведения позволяют сказать, что некоторые сети демонстрируют отрицательную динамику: теряет свои позиции «Живой журнал» (LiveJournal) — в 2009 г свою страницу там ведут 16% опрошенных против 20% в 2008 г. (диаграмма 1). А крупнейшие в мире социальные сети по числу зарегистрированных пользователей — Facebook и MySpace — увеличивают свою известность среди российских пользователей.
Результаты опроса Romir позволяют выделить некоторые предпочтения участников, в том числе в зависимости от возраста респондентов. Анализ полученных данных представлен в диаграмме №3. По результатам анализа мы пришли к выводу о том, что безусловным лидером среди юных пользователей является социальная сеть «В контакте».
Вывод главы 1. Таким образом, социальные сети, зародившись за рубежом, сегодня находятся на пике популярности в России. Подавляющее большинство пользователей в стране предпочитают российские социальные сети. Самой известной сетью российского Интернета являются «Одноклассники». Однако, следует отметить, что в течении года показатели узнаваемости «Одноклассников» не изменились, наблюдается динамика незначительного снижения использования этой социальной сети. На этом фоне сеть «Вконтакте» является безусловным лидером по росту степени узнаваемости и росту доли зарегистрированных пользователей. «Вконтакте» - безусловный лидер среди юных пользователей российских социальных сетей.
Однако остался неосвещённым вопрос о степени вовлечённости в процесс взаимодействия в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники» различных возрастных категорий пользователей. Изучению данного вопроса посвящена вторая глава нашего исследования.
Глава 2. Вовлечённость пользователей во взаимодействие в социальных сетях
С целью исследования степени вовлечённости Интернет-пользователей в процесс взаимодействия в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники» нами разработан опросник и проведено анкетирование. Общее количество респондентов - 106 человек. В результате было выявлено, что пользователями социальных сетей являются лица от 9 лет, что позволило нам выделить следующие возрастные группы: 9-13 лет, 14-17 лет, 18-24 лет, 25-35 лет, 36 и более лет. Выделяя группы, мы опирались на возрастное деление, предлагаемое компанией Romir (данные которой мы проанализировали в главе 1). Анализ полученных нами статистических данных по возрастным группам и средние по всей выборке отражён в диаграммах №4-13.
В результате анализа данных анкетирования по вопросу «Зарегистрирован ли ты в социальной сети?» было установлено, что 83 % от всех респондентов являются пользователями социальных сетей (диаграмма 5). Это свидетельствует о большой востребованности подобной формы общения. При этом самими активными пользователями сети является возрастная группа 18-24 лет (100% регистрация респондентов). Наименее активны респонденты в возрасте старше 36 лет, однако и из них более половины пользователей зарегистрированы в различных социальных сетях (диаграмма 4).
Исследования компании Romir выявили, что основная масса пользователей зарегистрирована в социальной сети «Вконтакте» и «Одноклассники» (см. Главу I). Наши исследования подтвердили и конкретизировали эти данные. Отвечая на вопрос, «В какой социальной сети ты зарегистрирован?» 75% зарегистрированных пользователей отметили «Вконтакте», 40% - «Одноклассники». При этом данные сети являются единственными в возрастной группе от 9 до 13 лет, а «Вконтакте» показывает себя безусловным лидером (100%). В возрастных группах от 14 лет и старше прослеживается рост интереса и к другим социальным сетям. А в возрастной группе от 36 лет и старше лидирующие позиции удерживает сеть «Одноклассники» (58%) (диаграммы 6, 7).
Более половины пользователей в каждой возрастной группе относятся к социальным сетям положительно (вопрос «Ваше отношение к социальным сетям?»), что составляет 69% от всех пользователей. Причём самые высокие показатели характерны для возрастной группы 9-13 лет (85%). В дальнейшем положительное восприятие снижается, но сохраняет довольно высокие показатели даже в возрастной группе от 36 лет и более (58%) Также с возрастом респондентов увеличивается и число относящихся к сетям нейтрально. Отрицательное отношение к социальным сетям среди пользователей проявляется только в возрастной группе 14-17 лет и в незначительном количестве (3%) (диаграммы 8, 9).
На вопрос «Как часто ты общаешься в социальной сети?» большинство респондентов ответили «ежедневно» (59%). Тенденция ежедневного общения в социальной сети растёт среди респондентов от 9 до 35 лет, а в возрастной группе от 36 лет резко падает (22%).
Самым активным пользователи сети по частоте общения является возрастная группа от 18 до 24 лет (диаграммы 10).
Возрастные группы от 9 до 24 лет включительно лидируют не только в частоте, но в длительности подобного общения (вопрос «Сколько времени ты проводишь в социальной сети в течении дня?»). Так среди них в социальной сети проводят от часа и более от 87 до 91 %. Возрастная группа от 25 до 35 лет хотя и является лидером по частоте общения среди остальных возрастных групп, тем не менее, большинство её респондентов ограничивается несколькими минутами общения в социальной сети. Возрастная группа от 36 лет занимает 4 место по длительности общения, но среди респондентов данной группы большинство проводит в сети от нескольких минут до часа (диаграммы 12, 13).
Выводы главы 2. Таким образом, наше анкетирование выявило значительную вовлечённость респондентов во взаимодействие в социальных сетях. Основная масса пользователей отдаёт предпочтение социальной сети «Вконтакте» и «Одноклассники», что подтверждает выводы, полученные нами из анализа статистических данных компании Romir (см. главу 1).
Проведённое нами исследование позволило сделать ряд конкретных выводов:
Анализ данных полученных в ходе анкетирования и выводы, которые мы сделали, не в полной мере позволяют охарактеризовать взаимодействие в социальной сети, как самостоятельный вид общения. Исследованию этой проблематики посвящена наша третья глава.
Глава 3. Особенности общения в социальных сетях
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. «Общение выполняет ряд функций в жизнедеятельности человека и групп» (стр.63, [2]). Для определения функциональной нагрузки взаимодействия в социальных сетях мы провели интервьюирование среди той же группы респондентов.
Познавательная функция состоит в том, что «общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа» (стр.63, [2]).
Более 80% респондентов отметили, что источником такой информации для них являются презентационные страницы пользователей в социальной сети, новостные вкладки, информационные строки. Интервьюирование выявило, что наиболее значима для пользователей возможность отбора информации в связи с личными интересами.
Развивающая функция общения заключается в её роли во всей социализации личности. «В процессе общения совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами» (стр. 63, [2]). 85% респондентов отметили, что особый интерес у них вызывают вкладки «фотоальбом» (особенно о путешествиях), «видеозаписи» (новинки фильмов, клипов), аудиозаписи (музыка) с возможностью их комментирования. Интервьюирование выявило привлекательность социальной сети с точки зрения вовлечённости во взаимодействие большого количества пользователей и их разнообразия.
Побуждающая функция состоит в том, что «общение является одним их существенных факторов социальной детерминации поведения людей, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их поведения» (стр. 63, [2]). Таким побуждающим механизмом, по мнению большинства наших респондентов, является вкладка «Мои новости», которая сообщает о событиях, в которых пользователь планирует принять участие. Респонденты отметили, возможность увидеть на страницах своих друзей в сети неизвестную ранее и интересную для себя информацию.
Сплачивающая функция – «способствование возникновению единого мнения, достижению взаимопонимания, согласия, отыскания компромисса, установлению близких взаимоотношений, согласованию действий» (стр.63, [2]). По мнению наших респондентов, эта функции наиболее сильно проявляется в группах по интересам, создаваемых в сети. Причём это сплочённость охватывает большое количество людей территориально оторванных друг от друга. Однако их наличие и функционирование в сети не всегда выливается в практическую деятельность.
Функция управления, руководства коллективом реализуется «использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организованного порядка в жизнедеятельности членов коллектива, достижению чёткого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, её целей и удовлетворения интересов каждого» (стр.64, [2]). Эта функция в социальной сети не представлена, поскольку само общение основано на добровольности.
Помимо рассмотренных функций общения, в нашем исследовании мы исследовали проблему использования невербальных способов передачи информации (через мимику, жесты, интонации, взгляд, внешний вид и т. д.) в социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники». Возможности данных социальных сетей не позволяют использовать эти способы, ослабляя тем самым функциональную нагрузку этого общения. Причина кроется в видовой характеристике подобного общения, которое по используемым средствам является опосредованным[7], то есть состоятельным видом общения.
Общение связано с восприятием и пониманием партнёрами друг друга. При виртуальном общении восприятие партнёра может быть искажённым в виду недостаточности презентуемых пользователем сведений или намеренному их искажению. Для подобного общения характерна затрудненность эмоционального восприятия. Наши респонденты отметили, что пользователи сети используют специальные значки (более 25-ти) для обозначения широкого спектра эмоций (см. приложение, таблица 1). Но они не могут отразить и передать всю полноту эмоций переживаемых человеком.
Выводы главы 3. Таким образом, социальные сети предоставляют возможность обмена информацией, восприятия и понимания друг друга. Общение в социальных сетях несёт практически весь спектр функциональной нагрузки общения за исключением функции управления.
Особенность данного общения связана с ограниченной возможностью использования невербальных способов общения, которые приводят к затрудненности эмоционального восприятия и получению полноценной информации. Виртуальное общение в социальных сетях является самостоятельным опосредованным видом общения.
Неоспоримым преимуществом подобного вида общения является возможность практически неограниченного расширения группы общения.
Заключение
Список использованных источников
–М.: РИО РТА, 2006. – с. 61-68.
7. http://www.thechat.ru
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ночная стрельба
За еду птицы готовы собирать мусор
Новогодние гирлянды
Астрономический календарь. Январь, 2019 год