Вложение | Размер |
---|---|
voyna_i_deti.ppt | 2.35 МБ |
Слайд 1
Выполнил: Шаимов Тимур Ученик 3-г класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района» Руководитель: Олейникова Нина Александровна, учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района» п.Майский 2013г.Слайд 2
МОУ«Майская гимназия» Мне на веку запомнилось немало, И только детства вспомнить не могу: Его война, как стебелёк, сломала Июньским днём за речкой, на лугу. Была земля и жесткой, и метельной. Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война. Флор Васильев В школе нам рассказывали о героях войны, об убитых солдатах, военнопленных, но не упоминали о безвинно пострадавших детях. Их подвиг редко оценивается наградами, но они заслуживают самые высокие почести. Они, будучи ещё совсем малышами и подростками, работали в тылу, были в плену, боролись за жизнь. Они не держали оружия, они не выполняли боевые команды, но четыре страшных года они боролись с врагом, голодом, смертью, боролись, как могли. Я хочу, чтобы девчонки и мальчишки имели возможность знать о трагедии тех лет не только по художественным произведениям, но и по свидетельству ее очевидцев, детей военных лет, именно поэтому мы счита ем , что эта тема актуальна и очень интересна.
Слайд 3
Цель: собрать информацию о жизни детей во время войны, используя рассказы очевидцев того страшного времени МОУ«Майская гимназия»
Слайд 4
Методы и способы решения проблемы: изучить исторические и литературные материалы, посвященные теме Великой Отечественной войны; собрать информацию о жизни детей во время войны, используя рассказы очевидцев того страшного времени; провести анкетирование; создать книгу: «Детство, опалённое войной»; провести анкетирование; создать книгу: «Детство, опалённое войной»; на основе собранного материала составить сценарий классного часа и провести его
Слайд 5
План работы над проектом «Дети войны, последние свидетели» Собрать материал для книги: «Детство, опалённое войной»; подобрать стихи, фотографии, архивные материалы; составить презентацию; организовать и провести классный час. МОУ«Майская гимназия»
Слайд 6
Было мирное время, дети играли, росли и не было у них забот
Слайд 7
МОУ«Майская гимназия» Папа был рядом Мама была рядом
Слайд 8
МОУ«Майская гимназия» Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну. Вадим Сергеевич Шефнер
Слайд 9
Они не знали, что их ждет… МОУ«Майская гимназия»
Слайд 10
МОУ«Майская гимназия» Дети войны и веет холодом, Дети войны и пахнет голодом, Дети войны и дыбом волосы: На челках детских седые волосы Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не советскими. Какая разница, где был под немцами, В Дахау, Лидице или Освенциме? Их кровь алеет на плацах маками Трава поникла, где дети плакали Дети войны боль отчаянна И сколько надо им минут молчания! Л.М.Голодяевская
Слайд 11
МОУ«Майская гимназия» Я в библиотеке: Прочитав книги «Герои в красных галстуках» Р.В.Воротникова и «Дети военной поры» Издательства политической литературы я узнал:
Слайд 12
МОУ«Майская гимназия» До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. . "Девчонки с сердцем из стали, мальчишки с душой как гранит» Дмитрий Щербинин
Слайд 13
МОУ«Майская гимназия» Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Зина Портнова
Слайд 14
Леня Голиков МОУ«Майская гимназия» . Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов.
Слайд 15
МОУ«Майская гимназия» Марат Казей ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.
Слайд 16
МОУ«Майская гимназия» Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Лара Михеенко
Слайд 17
Валя Котик В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. МОУ«Майская гимназия» .
Слайд 18
МОУ«Майская гимназия» . Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей Ю. Яковлев. Из сети Интернет мы узнали: Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода. В блокированном городе оказались 2 554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей.
Слайд 19
МОУ«Майская гимназия» Дети в блокадном Ленинграде
Слайд 20
МОУ«Майская гимназия»
Слайд 21
МОУ«Майская гимназия» Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей. В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..» А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». Мы обратились к книжным источникам : С.Смирнов поэма «Дневник и сердце»
Слайд 22
МОУ«Майская гимназия» Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Слайд 23
МОУ«Майская гимназия» . У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня С.Смирнов (из поэмы «Дневник и сердце»)
Слайд 24
04/30/17 МОУ«Майская гимназия» О детях тыла писала Л.Г.Корнеева Дети войны на заводах отцов заменили «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили, Ночи не спали, но верили – мы победим! Дети войны – те девчушки, мальчишки – ребята! Трудно сказать, да и было ли детство у вас? Вместо домов вам достались сожженные хаты, А в узелке – лишь сухарик один про запас. Дети войны, как детьми вы остаться сумели, Хоть повидали так много и горя, и зла. Ваши сердца от жестокости не очерствели, В клубах пожарищ душа оставалась светла. А вам хотелось бегать и смеяться, В небесной сини голубей гонять, Но с детством рано довелось расстаться, За день пришлось на годы старше стать.
Слайд 25
Мы познакомились с людьми, которые во время войны были детьми. МОУ«Майская гимназия»
Слайд 26
МОУ«Майская гимназия» . Родилась 12 ноября 1926 г. Ей было 14 лет, когда началась война. Сейчас ей 86 лет Отец ушел на фронт. Мать во время войны работала в колхозе. Игрушек не было, играли самодельными куклами. Сахара, конфет не было. В детстве Катя не знала, что это такое. Нам рассказывают участники событий: Шило Екатерина Семёновна
Слайд 27
МОУ«Майская гимназия» Иванова Раиса Васильевна Родилась в п. Майский Белгородского р-на 16 марта1937г. Отец, Косолапов Василий Дмитриевич ушел на фронт. Во время Великой Отечественной войны наш посёлок Майский назывался Павловкой, по фамилии барыни, которая жила здесь до революции. Люди жили в зданиях её поместья , домов было очень мало. Моей бабушке Рае в начале войны исполнилось пять лет. Она со своей мамой и братом жила в доме, который стоял на месте церкви. Бабушка рассказала мне о самых запомнившихся её моментах, когда она первый раз увидела немцев. Они зашли в дом и стали греть руки у печки. На голове солдат были каски, а сбоку на поясе висели котелки. Потом они стали ловить курей по огороду граблями и жарить их. На месте леса, где мост на «Титаник», были блиндажи, там жили немецкие солдаты. Был голод, и бабушка с подружкой пошли туда. Немцы увидели их. Они были очень худенькие, немецкие солдаты пожалели их и накормили супом и дали сахар-рафинад. Когда гремели бои, то все люди прятались в погреба. Погибших вывозили на быках(лошадей не было), хоронили всех вместе и немцев и своих. Только после войны останки перезахоронили и поставили памятник.
Слайд 28
МОУ«Майская гимназия» По бабушкиным рассказам я сочинила стихотворение: Не первый год идёт война Вокруг разруха, голод, слёзы Какая страшная она Разрывы бомб гремят как грозы А было это в октябре, Была хорошая погода, Гуляли с братом во дворе Мне – пять, ему четыре года Фашист овчарку натравил И рад, что дети испугались Рвалась собака со всех сил Рычала, клацала зубами. Братишка громко зарыдал, Я тоже плакала украдкой Вдруг подошёл другой солдат И протянул нам шоколадку. Наверно, пожалел он нас, Не вынес наших он страданий А может, думал он в тот час О своих детях, что в Германии. Иванова Снежана ,9 лет
Слайд 29
МОУ«Майская гимназия»
Слайд 30
МОУ«Майская гимназия» Мне дедушка рассказывал, когда немцы пришли в деревню родители прятали своих детей. Соседние деревни были спалены, люди остались без крова, детей немцы уводили в неизвестном направлении. Поэтому мама дедушки спрятала деток на чердаке, в соломе. Когда немцы пришли в дом, они его обыскали, но детей не нашли. Немецкие солдаты забрали всё, что было в доме: еду, одежду, животных. Кормилицей в семье была корова. Дедушкина мама бежала вслед за немцами и просила не забирать, но немца это очень разозлило, и он ударил её прикладом по спине. Она долго болела, и вскоре умерла. Дедушке было тринадцать лет, а младшему брату шесть. Мой дедушка стал главой семьи. Вскоре советские солдаты освободили деревню. Дедушка помогал солдатам разминировать поля.
Слайд 31
МОУ«Майская гимназия» Долженко Григорий Стефанович Вот и кончилось детство, В наш край нагрянула война, Стали рано мы взрослыми Не по возрасту смелыми, Приходилось нам даже стоять у станка. Отгремели раскаты, Враг разбит на повал. Салютуют «Катюши» На земле мир настал! Бондарев Данил 9 лет Мой прадедушка Григорий Стефанович родился 20.08.1930 года, в семье было двое сыновей, он и младший брат Иван. Ребята росли послушными, трудолюбивыми. В июне 1941 года началась война, дедушке было 11 лет, а его младшему брату только 4 года. Отца в первые дни войны призвали в военкомат и отправили на фронт. Мама целыми днями трудилась в колхозе.
Слайд 32
МОУ«Майская гимназия» Вот и стал Григорий Стефанович старшим в семье. Он помогал по хозяйству, присматривал за старшим братом. А в 1941 году, когда село было оккупировано немцами, произошёл, вот такой случай. Немцы заселились в дома местных жителей, а жители спасались в подвалах, землянках. В один из тёплых дней братья стали играть во дворе. Они так разрезвились, что младший брат попал немцу прямо в лицо. Немец рассвирепел, схватил автомат и хотел расстрелять мальчика. В это время его мама вошла во двор и своей грудью заслонила своего младшего сына. Но среди немцев, проживающих в доме прадедушки, нашёлся офицер, который попросил этого не делать. Ведь ребёнок это сделал случайно. Мама прадедушки была очень благодарна немецкому офицеру.
Слайд 33
МОУ«Майская гимназия» Когда началась война ему было 10 лет. Отец ушел на фронт. Мать работала от зари до зари в колхозе. Бедность, нужда, поддержки ждать неоткуда. В домашнем хозяйстве была корова, но для семьи, в которой было двое маленьких детей (кроме меня, два брата – 10-ти и 2-х лет), она была не таким уж большим подспорьем: ведь часть доходов шла на налоги государству, на поддержку фронта. Самое радостное событие, запомнившееся из времен детства, - это известие о капитуляции Германии. Люди собрались на сельской площади, плакали, смеялись, обнимали друг друга.
Слайд 34
МОУ«Майская гимназия» "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" А. Твардовский
Слайд 35
МОУ«Майская гимназия» Будем помнить! Не допустим войны! Родину защитим!
Слайд 36
МОУ«Майская гимназия» Спасибо за наше счастливое детство! Пусть чисто будет небо над землей, Пусть жизни мирной радуются люди! А Вас, кто рядом был с войной, Мы помним, бережем и любим ! Маркова И. В.
Слайд 37
Изучая и анализируя литературу, мы пришли к выводу: до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час- они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Из сети Интернет мы узнали: понятия "дети" и "война" несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города - пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Воспоминания очевидцев нам позволили узнать: что военное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, увидеть разницу между прошлым и настоящим. Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменили отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. На основе собранного материала мы подготовили классный час, и провели в классе. Этот сценарий может быть использован для проведения праздника «День победы»
Слайд 38
МОУ«Майская гимназия» www.viki.rdf.ru http :// pages . marsu . ru / iac / resurs / istory / foto / page _01. html http :// gazeta . aif . ru / online / kids /143/22_01 http :// realisti . ru / main / strong _ men ? print = yes & id =246 https :// ru . wikipedia . org / wiki /% Максимова Э. дети военной поры / Москва Издательство политической литературы 1988 http :// www.molodguard.ru /heroes1.htm http :// chesnokowa.blogspot.ru /2010/04/blog-post_27.html http :// www.steklm.ru / gazeta / archive /004/004front.htm - Фронт и тыл http :// www.rojdestvo.ru /foto_voenpesnya07.shtml - фото http :// www.a-z.ru /women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии http :// www.a-z.ru /women_cd2/4/ index.htm - дети в период ВОВ http://www.9151394.ru/projects/gum/moscow_60/9/deti1.htm - дети военной Москвы http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл. http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны http://www.uralaz.ru/indx/events/np/?id=2673 - И тыл в то время тоже фронтом был http://pages.marsu.ru/iac/resurs/istory/foto/page_01.html http://gazeta.aif.ru/online/kids/143/22_01 http://realisti.ru/main/strong_men?print=yes&id=246 Интернет, ресурсы Список веб - адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе:
Свинья под дубом
Сказка про Серого Зайку
Хризантема и Луковица
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
В какой день недели родился Юрий Гагарин?