По определению профессоров МГУ Н.В. Наглера и В.Ц. Худавердяна, «малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек». По материалам Всероссийской переписи населения 2002 года численность карелов составляла 65 651 человек, тогда как еще в начале ХХ века карелы насчитывали 100 781 человек, являясь второй по численности этнической группой в республике. По данным последней переписи 2010 года карелов осталось только 45 тысяч 540 человек или около 7,4 процентов населения республики.
Как отмечают многие наблюдатели, такого стремительного сокращения численности не произошло ни с одним другим этносом Российской Федерации, и, если подобная тенденция сохранится, карелы в ближайшие годы станут малочисленным народом.
Большую часть населения в настоящее время составляют русские, а местная карельская культура все больше утрачивает своё значение. Прослеживается динамичное сокращение карельского населения, все реже сами карелы говорят на своем национальном языке.
Необходимость сохранения карельской народности, ее культуры и языка определяют актуальность изучения данной проблемы в настоящее время.
Цель работы: изучить статус карельского народа на территории Карелии в настоящее время, выявить тенденции постепенного превращения карелов в малочисленный народ.
Для достижения поставленной цели мы поставили несколько задач:
1) изучить историю складывания карельской народности;
2) проанализировать изменение численности карелов на территории республики по Переписям населения, проводившимся в ХХ веке;
3) рассмотреть политику властей по сохранению карельской культуры, языка;
4) исследовать мнение самих карелов и представителей других национальностей о состоянии и сохранении карельской культуры.
Методы исследования: количественный метод, анкетирование.
Вложение | Размер |
---|---|
petrovskaya_darya.doc | 78 КБ |
Проблема сохранения карелов как этноса
Петровская Дарья Владимировна,
ученица 11 класса, МОУ Гимназия №37»
(Петрозаводский городской округ)
Научный руководитель:
Смирнова Елена Петровна,
к. ист. н., учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия №37»
(Петрозаводский городской округ)
Петрозаводск
2012
Содержание
Введение …………………………………………………….……………….… 3
Глава 1. Из истории карельской народности …………………………….…. 4
Глава 2. Об изменении численности карелов в ХХ – ХХI вв. .………….…. 5
Глава 3. Отношение власти к проблеме сохранения карельской культуры и языка …………………………………………………………………………… 6
Глава 4. Отношение самих карелов и представителей других национальностей к сохранению карельской народности и культуры ……... 8
Заключение ………………………….………………………………………… 10
Список литературы ……….…………………………………………………... 11
Введение
«Россию нельзя оторвать и от населяющих ее народов, составляющих вместе с русскими ее национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своем роде страна»
(Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – М., 2006. – С.227.)
По определению профессоров МГУ Н.В. Наглера и В.Ц. Худавердяна, «малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек». По материалам Всероссийской переписи населения 2002 года численность карелов в Республике Карелия составляла 65 651 человек, тогда как еще в начале ХХ века карелы насчитывали 100 781 человек, являясь второй по численности этнической группой в республике. По данным последней переписи 2010 года карелов осталось только 45 тысяч 540 человек или около 7,4 процентов населения республики.
Как отмечают многие наблюдатели, такого стремительного сокращения численности не произошло ни с одним другим этносом Российской Федерации, и, если подобная тенденция сохранится, карелы в ближайшие годы станут малочисленным народом.
Большую часть населения в настоящее время составляют русские, а местная карельская культура все больше утрачивает своё значение. Прослеживается динамичное сокращение карельского населения, все реже сами карелы говорят на своем национальном языке.
Необходимость сохранения карельской народности, ее культуры и языка определяют актуальность изучения данной проблемы в настоящее время.
Цель работы: изучить статус карельского народа на территории Карелии в настоящее время, выявить тенденции постепенного превращения карелов в малочисленный народ.
Для достижения поставленной цели мы поставили несколько задач:
Глава 1. Из истории карельской народности
Общий этноним карелов - карьялайзет. Предки карел в I тысячелетии новой эры занимали территорию к северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. К началу II тысячелетия новой эры здесь сформировалось племенное объединение корела с центром в городе Корела (ныне город Приозёрск Ленинградской области).
С XI века начинается продвижение части корелы на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами веси (вепсами).
С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии, где предки карел встретились с саамами. Часть саамов была ассимилирована, оставшиеся оттеснены к XVIII веку на Кольский полуостров. Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и юго-востока Финляндии.
Древние карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые - в 1143), скандинавских ягах, хрониках, буллах папы римского. В XII веке карелы вовлекаются в орбиту влияния Новгородского государства. В XIII веке они принимают православие. В 1478 году, после присоединения к Москве Новгородской земли, карельская территория входит в состав Русского государства.
В 1920 году на территории Карелии создаётся Карельская Трудовая Коммуна, которая в 1923 году преобразуется в автономную республику в составе РСФСР. В 1940 году на её основе была образована Карело-Финская ССР. В 1956 она ликвидируется, вместо неё вновь создаётся Карельская АССР, которая в 1991 году преобразовывается в Республику Карелия.
Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской языковой семьи. В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования. Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров.
Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты.
Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень с двумя основными типами расселения: гнездовым (для южной части Карелии) и разбросанно-хуторским (для северной).
Глава 2. Об изменении численности карелов в ХХ – ХХI вв.
Глобальные социально-исторические процессы, которые происходили в стране после 1917 года, сказались как на динамике численности, так и изменении национального состава населения Карелии.
В образованной 8 июня 1920 года декретом ВЦИК Карельской Трудовой Коммуне русские составляли 56%, карелы - 43%.
В 1920-е годы в соответствии с планом хозяйственно-экономического развития края в АК ССР стали создаваться десятки новых предприятий. Началось активное освоение природных богатств и в первую очередь - лесных. Все это потребовало значительного числа новых рабочих рук, которыми малонаселенная Карелия не располагала.
Создание новых рабочих мест в крае привлекло население из соседних областей РСФСР. В период с 1920 по 1939 годы население Карелии увеличилось в 2,3 раза и составило около 470 тыс. человек.
Уже в 1920-е годы доля русских стала стремительно нарастать, а карелов, несмотря на рост их абсолютной численности, неуклонно снижаться. Так, с 1920 года по 1939 год численность карелов возросла на 22,8 тыс. человек, а их удельный вес при этом снизился почти вдвое: с 43% до 23%.
Далее следует учитывать такие факторы, как советско-финская война 1939-1940 годов и Великая Отечественная война. Войны всегда трагически влияли на судьбы людей. Численные потери на фронтах, оккупированных территориях, ухудшение жизненных условий и, как следствие, сокращение рождаемости, высокая миграционная подвижность, - все это вызвало большие изменения в численности, составе и размещении населения. Но послевоенная перепись состоялась лишь в 1959 году.
В первые послевоенные годы хозяйственно-экономическое развитие края из-за острой нехватки местных трудовых ресурсов было невозможно без дополнительного притока рабочей силы. В связи с этим, правительством республики было предпринято организованное переселение из других районов страны, главным образом из Белоруссии, Чувашской, Татарской, Мордовской АССР, Брянской, Тамбовской, Кировской, Смоленской, Рязанской, Горьковской, Ленинградской областей. Уже в первое послевоенное десятилетие в Карелии сформировались новые этнические группы белорусов и украинцев, состоявшие из пришлого населения. Карелия превратилась в многонациональную республику. К концу 1950-х годов численность населения республики составляла 651 тыс. человек.
С 1959 по 1989 годы общая численность карелов, вепсов и финнов уменьшилась на 17 тыс. человек, а доля этих национальностей снизилась с 18,5% до 13,1%. В то же время доля русских, белорусов и украинцев увеличилась с 78% до 85%.
В последнее десятилетие XX века население Карелии, начиная с 1992 года, постоянно сокращается. Этот процесс продолжается и в ХХI веке. Основной причиной сокращения численности является естественная убыль населения, обусловленная низким уровнем рождаемости и высокой смертностью. В Карелии доля национально-смешанных семей одна из самых высоких в России. Во всех этнических группах превалируют браки с русскими. Карелы, состоящие в межнациональном браке, нередко «выбирают» своим детям другую национальность, чаще всего русскую.
Все перечисленные выше процессы сильно отразились на численности карелов в республике. Это можно проследить по данным переписей разных лет.
По переписи 2002 года в Российской Федерации проживает 93 344 карела. Основное место расселения: Республика Карелия – 65 651 чел.
Таблица №1
Численность карелов в Республике Карелия по данным переписей
перепись 1926 | перепись 1939 | перепись 1959 | перепись 1970 | перепись 1979 | перепись 1989 | перепись 2002 | перепись 2010 | |
Карелы | 100 781 (37,4 %) | 108 571 (23,2 %) | 85 473 (13,0 %) | 84 180 (11,8 %) | 81 274 (11,1 %) | 78 928 (10,0 %) | 65 651 (9,2 %) | 45 540 (7,4 %) |
По этим данным видно, что к началу ХХI века численность карелов и их удельный вес среди других национальностей республики сильно сокращается.
Глава 3. Отношение власти к проблеме сохранения карельской культуры и языка
Сопряжение усилий активистов национальной интеллигенции, прежде всего работников творческих профессий, представительных и исполнительных структур власти Карелии и федерального Центра в решении проблем возрождения, сохранения, развития и использования культурно-языкового наследия народов республики не прошло без результатов.
За короткий срок была воссоздана вепсская и карельская письменность (на ливвиковском и собственно карельском диалектах), изданы учебники по вепсскому и карельскому языкам (авторы Н.Г. Зайцева, П.М. Зайков, Л.Ф. Маркианова и др.). По состоянию на 2001-2002 учебный год карельский язык, включая факультатив и кружки, изучался в 55 школах, финский язык в 75 школах (9 008 учащихся), вепсский язык в 5 школах (331 учащийся). С увеличением сети сельских и городских школ, где дети осваивали навыки родной речи, стал в определенной мере наращиваться утраченный культурно-языковой потенциал.
Исключительно важную роль в формировании значительного слоя знатоков родных языков, работающих в основном на культурно-языковом поприще, сыграло кадровое обеспечение языковой политики. В настоящее время их подготовка ведется в трех республиканских вузах, ряде средних специальных учебных заведений республики.
Издание учебных пособий, книг на карельском, вепсском, финском языках обеспечивается специально созданным издательством «Периодика». На трех языках выходят газеты, журналы, ведутся радио и телепередачи. С февраля 1998 г. действует объединение карелоязычных авторов «Карельское слово», «в целях развития и совершенствования карелоязычной литературы на всех основных диалектах карельского языка и объединения усилий для создания в будущем единого литературного языка». Многие насущные проблемы этнокультурного развития народов обсуждаются на съездах, научно-практических конференциях, совещаниях, «круглых столах», встречах национальных общественных организаций.
Однако в силу ряда причин объективного и субъективного характера не все из намеченного удалось сделать. Экономический обвал начала 1990-х годов, дефолт конца 1990-х годов оказали сильное сдерживающее влияние на выполнение Программы обновления и развития национальной школы, Программы возрождения языков и культуры карел, вепсов, финнов, реализацию Программы развития финно-угорской школы, в рамках которой осуществляется целевая программа этнокультурного образования.
Опросы, проведенные в 1996 и 2001 гг. среди учителей карельского языка, взрослого карельского населения, в том числе имеющих детей школьного возраста (2001г.) показали в целом низкую языковую компетентность большинства учащихся. Выяснилось, что сегодняшняя политика по изучению карельского языка, обеспечивая элементарное усвоение навыков родной речи, не вселяет надежд на расширение его общественных функций. Бедный багаж языковых знаний при психологически неустоявшемся отношении к изучаемому языку родителей и детей предопределяет неактивное его использование в повседневной речевой деятельности вне школы. Тенденция возвращения языка в семью практически не прослеживается.
По мнению большинства учителей, возможности школы в сохранении родных языков продолжают оставаться весьма ограниченными, радикальных позитивных перемен за прошедшие годы в развитии школы не произошло. Материалы исследований свидетельствуют: национальная школа только тогда будет выполнять возрожденческие функции, когда знания родного языка превращаются в условие непрерывного обучения, общения на родном языке.
Выступая на научно-практической конференции, посвященной проблемам и перспективам развития карельского языка в системе школьного образования (ноябрь 2001г.), Председатель Правительства Республики Карелия С.Л. Катанандов заметил, что ему приходится говорить «очень жесткие, не всем приятные слова». По его мнению, «очевидно то, что мы сделали до настоящего времени, не гарантирует сохранение карельского языка». Он призвал участников конференции «осознать всю глубину проблемы, с которой мы столкнулись, понять, что до настоящего времени, несмотря на усилия огромного количества людей, мы не смогли создать систему, которая гарантировала бы необратимые процессы в сохранении карельского языка».[1] С ним трудно не согласиться.
В последние годы наблюдается сокращение числа школ и численности учащихся, изучающих карельский язык. Это свидетельствует о том, что проблема сохранения языков не потеряла своей актуальности. Достаточно отчетливо прослеживается снижение активности общественных организаций, оборачивающееся нарастающими нигилистическими настроениями и неверием в перспективы сохранения родных языков. В условиях доминирования русской языка, отсутствия достаточной мотивации устойчивого владения языком своей этнической общности и его использования в различных сферах общественной жизни, сохранение и развитие родных языков весьма проблематично.
Глава 4. Отношение самих карелов и представителей других национальностей к сохранению карельской народности и культуры
Чтобы понять отношение самих карелов к сохранению карельской культуры, мы провели анкетирование. Выборка составила: 13 человек в возрасте от 18 до 75 лет.
Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
На вопрос № 5 все карелы ответили, что гордятся своей национальностью.
На вопрос № 7 были разные ответы: 11 человек - знают карельский язык, хотя бы на уровне понимания. Такую традицию, как выпекание карельских калиток и приготовление других карельских блюд соблюдают все опрошенные. Читают журналы и газеты на карельском и используют карельские пословицы и поговорки – 2 человека, отмечают карельские праздники, поют песни – 2 человека, рыбалка и охота – 1 человек.
На вопрос № 8 все опрошенные ответили положительно.
Предложения, которые были сделаны респондентами по сохранению карельской культуры таковы:
Улучшение жизни карелов поможет сохранить традиции и увеличить их численность.
Самый старший участник анкетирования не увидел ни одного способа сохранения культуры карелов, т.к. их осталось очень мало и старинную культуру уже не возродить.
Второе анкетирование проводилось среди учеников школ и ВУЗов Карелии.
Мы задали вопрос: Хотели бы Вы изучать карельский язык?
В опросе приняли участие 53 респондента (некарелы по национальности).
Положительно ответили 17 человек, отрицательно – 36 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что многим из респондентов карельская культура не была привита с рождения, т.е. они с ней практически не знакомы, в том числе у них нет потребности и к изучению карельского языка. Но в тоже время есть люди, для которых изучение карельского языка вызывает интерес.
Заключение
Если отталкиваться от слов Д.С.Лихачёва, можно сделать вывод, что если мы не будем сохранять малые народы своей страны, поддерживать их культуру, то мы потеряем изначальный уникальный облик России.
В данной работе мы постарались изучить статус карельского народа на территории Карелии в настоящее время и выявить тенденции постепенного превращения карелов в малочисленный народ.
Национальная принадлежность определяется не столько кровью, генами, сколько воспитанием, приобщением к определенной культуре. Не естественные процессы сами по себе, а неразвитость культуры – главная причина уменьшения численности карел.
В целом, можно сделать вывод, что численность карелов на территории нашей республики постоянно сокращается и неумолимо приближается к малочисленному народу. Проведена перепись населения в 2010 году, которая подтвердила эту проблему. Основными факторами такой тенденции можно назвать непривитие основ карельской культуры в семье самих карелов (так многие представители молодого поколения карелов даже не говорят на родном языке), невостребованность карельского языка в межрегиональном и международном сотрудничестве. И, несмотря на многочисленные усилия со стороны карельских властей и общественности, сохранить карельскую культуру и увеличить численность карелов в настоящее время не удается.
По мнению интереснейшего человека и ученого Л. Гумилева, в каждом этносе скрыт огромный творческий потенциал. Народы реализуют его по-разному и в разное время. И то, что карелы подошли к решению вопросов, которые многие (далеко не все!) народы для себя уже решили, говорит лишь о том, что у них еще все впереди.
Список литературы
[1] Цит. по: Клементьев Е. В поисках правовой защиты культурно-языковых интересов карел, вепсов, финнов Республики Карелия.// Этнокультурные проблемы российского федерализма. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n11/10/
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Спасибо тебе, дедушка!
Мальчик и колокольчики ландышей
Усатый нянь
Музыка космоса