Исследовательский проект - результат коллективной работы; включает в себя теоретическую и практическую части, а также социологическое исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 520 КБ |
Комитет по народному образованию
администрации Солнечногорского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ржавская средняя общеобразовательная школа
141522 Московская область Солнечногорский район р.п. Ржавки стр.6
Телефон : 66-00-73 e-mail: rzhav.school@mail.ru
Директор – Семенцова Светлана Викторовна
Исследовательская работа
Тема: «Роль Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в формировании безопасной информационной среды»
Класс: 10
Автор: Ли Алена Игоревна
Домашний адрес: Солнечногорский район, р.п. Ржавки д. 18, кв. 27
Телефон: 8-968-941-27-67
Контактный электронный адрес: lialona13@yandex.ru
Научный руководитель:
Бочарникова Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания
2013 г.
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………………………… | 1 |
2. Основные положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"………………………………………………… | 3 |
3. Роль Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в формировании системы информационной безопасности детей……………………………………………………………… | 4 |
3.1. Мнение экспертов…………………………………………………………... | 4 |
3.2. Мнение моих сверстников………………………………………………… | 6 |
4. Результаты социологического исследования «Подросток и информационная среда» в МКОУ Ржавская СОШ………………………....... | 8 |
5. Заключение………………………………………………………………........ | 11 |
Литература. | |
Приложения.……………………………………………………………………… |
«Законы и установления должны идти рука об
руку с прогрессом человеческой души».
1. Введение.
В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ (далее в работе – ФЗ, Приложение №7), который был принят еще в декабре 2010 года, а действовать начал недавно. Целью принятия закона являлось установление правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому и духовному развитию. И сразу же ФЗ вызвал множество нареканий и разногласий: это цензура, не продуман механизм, закон бесполезен, народ не готов…
Но если проследить правовую историю вопроса, то принятие ФЗ является логическим звеном в цепи законодательства. В 1959 году была принята Декларация прав ребенка, принцип 2 которой гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства».
Конвенция о правах ребенка, вступившая в силу 02.09.1990 г., развивает это положение в ст.17: « Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают ребенку доступ к информации», при этом в подпункте «е» содержится уточнение: государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию и развитию.
ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Наиболее полно вопрос защиты прав ребенка в информационном пространстве рассматривается в ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», статья 14 которого так и называется: «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию».
Давно и успешно существуют Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д.
Возможно, в чем-то новый ФЗ наивен, требует доработки и четкости в применении, законодатели еще пропишут механизмы ответственности и многое другое. Но, на мой взгляд, он просто необходим, так как является еще одним шагом на пути к формированию безопасной информационной среды для детей и подростков. Положение в этой сфере ужасающее.
Современная информационная среда (долее – ИС), включающая в себя печать, телевидение, радиовещание и Интернет, активно вытесняющий все остальные источники информации, все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь. Это новая среда обитания, и подростки не просто пользуются информационной средой, они живут ею.
Рост числа и мощности находящихся в индивидуальном пользовании компьютеров, увеличение объема информации делают информационную среду одновременно и потрясающе комфортной, и очень опасной.
С какого рода информацией сталкиваются российские дети и подростки в такой доступной и притягательной информационной среде?
Экспертные исследования телевизионных программ позволили сделать вывод о том, что на основных каналах российского телевидения примерно 8 программ в день посвящены криминальным новостям, показываются шокирующие сюжеты. В неделю на одном канале зритель может увидеть до 1500 убийств. По подсчётам зарубежных исследователей, в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. На российских телеканалах транслируется огромное количество именно импортной низкопробной продукции. Поэтому даже ребёнок, проводящий у телевизора, например, всего лишь 2 часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии.
Возросшая агрессивность окружающей среды провоцирует рост подростковой преступности. Кроме этого растет число игроманов и интернет-зависимых подростков, учащаются случаи психических и нервных расстройств.
В современной науке возникло новое направление: информационная экология. Она признает право человека на доступ к информации, но считает, что человек должен жить в условиях благоприятной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная» информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека, как влияет и плохая экология на организм. Это право закреплено в ст.42 Конституции РФ. И если не предпринимать государственных мер, это право будет нарушаться.
Данная работа является частью исследовательского проекта «Подросток и информационная среда», над которым мы с одноклассниками работали под руководством учителя. Проект состоял из 3 этапов:
Теоретический. Задачи:
1. Выявить положительные и отрицательные стороны воздействия информационной среды на детей и подростков (приложение №4).
2. Выяснить психологический механизм влияния информационной среды на сознание и подсознание детей и подростков (приложение №5).
Практический. Задачи:
1. Провести социологическое исследование «Подросток и информационная среда» среди учащихся нашей школы в 2 возрастных группах: младшая возрастная группа – учащиеся 5–8 классов; старшая возрастная группа – учащиеся 9-11 классов; проанализировать основные тенденции и сопоставить их с общероссийскими.
2. Ознакомить учащихся нашей школы с основными положениями ФЗ № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Выяснить их позицию.
Практико-значимый:
Создать для практического использования памятку по профилактике интернет-зависимости, которую можно будет использовать для организации бесед, дискуссий, классных часов (я включила ее в презентацию к работе). Полезным может стать и материал статей, подготовленных моими одноклассниками.
2. Основные положения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Закон охватывает практически все информационные сферы (телевидение, радио, печатная продукция, интернет-ресурсы). Вся информация Законом разделена на две группы:
1) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;
2) иная информация.
Ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений. Имеет значение и учитывается форма распространения информации (телевидение, Интернет, зрелищные мероприятия и др.).
Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: "до 6-ти лет", "с 6-ти лет", "с 12-ти лет", "с 16-ти лет", "запрещенная продукция". Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Сведения о результатах классификации должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.
Закон состоит из 7 глав, включающих в себя 23 статьи.
Глава 1 включает в себя статьи, определяющие сферу действия закона, основные понятия, используемые в законе, виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
Глава 2 определяет классификацию информационной продукции.
Глава 3 определяет требования к обороту информационной продукции.
Глава 4 определяет порядок проведения экспертизы информационной продукции.
Глава 5 определяет порядок организации надзора и контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Глава 6 определяет ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Глава 7 содержит статьи, определяющие порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
Для исполнения закона разработаны Методические рекомендации по его применению.
3. Роль Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в формировании безопасной информационной среды.
3.1. Мнение экспертов.
Притом, что абсолютное большинство граждан России понимают, что подобный закон просто необходим, он подвергся острой критике. К сожалению, негативных оценок оказалось больше, чем положительных. Как считает большинство экспертов, закон далек от совершенства, что неизбежно приведет к многочисленным спорным ситуациям.
Эксперты Общественной палаты провели собственное исследование, которое показало, что 93% жителей России в возрасте от 10 до 17 лет пользуются интернетом, чтобы получать новую для них информацию и совершенно не интересуются насилием, наркотиками и порнографией (результаты нашего исследования прямо противоположны). В ФЗ слишком много запретительных мер, считают они, но нет инструментов формирования «позитивной информационной среды». Нужно чтобы государство поощряло создание новых каналов коммуникации для молодежи (из новостей 26.12.2012 г.).
Экспертное мнение Центра безопасного Интернета в России в целом положительное, хотя эксперты прогнозируют ряд технических сложностей, связанных с воплощением этого закона в жизнь: в соответствии со ст.14 ФЗ придется оснастить места коллективного доступа детей в Интернет контентными фильтрами, защитные механизмы которых соответствуют требованиям настоящего Закона.
Виктор Монахов, старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН, считает государство не готовым к исполнению положений ФЗ: «Степень готовности власти к вступлению закона в силу оцениваю как явно недостаточную. Этот закон, к сожалению, лишь один из многих, которым предоставлена отсрочка от вступления в юридическую силу, чтобы подготовить их к нормальной жизни».
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в оценке закона тоже неоднозначен: «Я бы разделил вопрос на две части — отношение к маркировке и отношение к закону. Еще лет 7 назад мы с Константином Эрнстом обсуждали необходимость маркировки. То есть идея правильная, на мой взгляд, потому что родители в первую очередь должны знать, кому предназначен этот продукт. Но есть вторая история: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет… А все из-за того, что закон написан в спешке».
Существуют и другие опасения: «На первый взгляд, ничего страшного в этом законе нет, но не стоит забывать, что толкованием всего, что написано в законе, будут заниматься так называемые «эксперты». Нетрудно представить, что это будут за эксперты: 99%, что это окажутся пожилые ханжи, которые от игрушки типа Counter Strike упадут в обморок — ведь там можно играть за террористов!» (из блогов).
3.2. Мнение моих сверстников.
Как рассуждают по этому поводу взрослые люди – и облеченные властью (политики, эксперты), и просто заинтересованные лица (родители, педагоги) я в целом уяснила. Но было очень интересно узнать мнение моих сверстников. После ознакомления с основными положениями и назначением ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», мы с педагогом предложили учащимся 10 – 11 классов сформулировать свое отношение к нему (Приложение №6).
Условно мнения моих сверстников можно разбить на 3 позиции:
1 группа - те, кто полностью поддерживают принятие этого закона (таких оказалось около 30% из опрошенных):
«Я считаю, что правильно сделали, что приняли этот закон! Нужно запрещать информацию, пропагандирующую жестокость, садизм, экстремизм, насилие, суицидальность. » (Дмитрий Д., 11 класс)
«Я считаю, что закон нужный и справедливый, особенно в наше время. Сейчас дети имеют доступ к любой информации. В Интернете и по телевизору показывают «мультики», которые разрушают в ребенке с раннего возраста и здоровье, и психику, и мировоззрение. Каналы «2х2», «CNN» постоянно крутят американские мультфильмы, которые, на мой взгляд, приносят ребенку только отрицательные и негативные эмоции. Доступ к такого рода «информации» нужно запрещать.» (Виктория С., 11 класс)
«Я считаю, что этот закон правильный. Наше будущее поколение должно быть культурным, воспитанным, уважать своих родителей и не копировать образцы поведения с чужих мультфильмов!»
2 группа – те, кто при самом положительном отношении к ФЗ все-таки сомневаются в его эффективности (такую позицию заняло большинство - около 60 % опрошенных):
«В целом закон очень нужный, чтобы оградить детей от вредной информации и не допустить разложения личности. Но проблема в его соблюдении. Кто будет контролировать детей во время просмотра? Родители, которых никогда вовремя рядом нет?..» Ксения И., 10 класс.
« Я считаю, что этот закон нужен. Но это не гарантия того, что ребенок будет сразу выключать телевизор, увидав «18+». Проверять информационную продукцию необходимо до выхода, так сказать, в свет…» Евгения М., 10 класс.
« Я поддерживаю закон в том плане, что негатива через СМИ должно идти на народ гораздо меньше. Что же касается возрастных ограничений – они бесполезны, так как ребенок чаще всего предоставлен сам себе и сам делает выбор: какую передачу смотреть, какие сайты посещать…» Игорь Ч., 10 класс.
К 3 группе относятся скептики, которые считают ФЗ бессмысленным (справедливости ради, таковых оказалось немного, около 10 % опрошенных):
«Я совершенно не согласен с этим законом. Если родители хотят защитить своих детей от вредной информации, то пускай сами их контролируют или устанавливают блокирующие фильтры. Данный закон ущемляет права человека на получение любого рода информации». Кирилл К., 11 класс.
«Я считаю его бесполезным в том виде, в котором он принят сейчас. Но если его модернизируют, от него, возможно, и будет польза» Максим Х., 10 класс.
Было и одно крайне отрицательное мнение: «Глупость, да и только! Закон глупый, и люди глупые, против глупости которых и был издан этот глупый закон. Если есть на свете люди, которые из-за мультиков вроде «Ну, погоди!» стали пьяницами, наркоманами и т.д., то деградация населения достигла пика. Я вообще не хочу это обсуждать. Я просто живу дальше» Роман К., 11 класс.
Итак, мнения разделились, позиции неоднозначные. Так есть ли повод, чтобы бить тревогу? Какова реальная ситуация в одной отдельно взятой подмосковной школе, одной из тысяч российских? На эти вопросы можно ответить, проанализировав результаты нашего социологического исследования.
4. Результаты социологического исследования «Подросток и информационная среда» в МКОУ Ржавская СОШ.
В исследовании приняли участие 116 учащихся 5 – 11 классов МКОУ Ржавская СОШ; из них 77 - учащиеся 5 – 8 классов (условно для исследования – младшая возрастная группа), 39 человек - учащиеся 9 – 11 классов (условно для исследования – старшая возрастная группа). Из них мальчиков – 52 человека, девочек – 64 человека. Возрастные группы помогли проследить возрастные изменения в структуре интересов и увлечений подростков (Приложения №1,2).
Задачи:
1. Проследить основные тенденции взаимоотношений учеников нашей школы с ИС по 3 блокам:
1) Подросток и телевидение (вопросы анкеты 1 – 8).
2) Подросток и Интернет (вопросы анкеты 9 – 16).
3) Подросток и компьютерные игры (вопросы анкеты17 – 20).
2. Выявить наиболее острые проблемы (если они обнаружатся).
Гипотеза: основные тенденции в сфере «Подросток и информационная среда в нашей школе совпадают с общероссийскими: возрастает время, проводимое подростками в ИС; возрастает влияние ИС на подростков, при этом Интернет вытесняет телевидение; ведущим мотивом пользователей ИС является потребность в общении; существуют тревожные симптомы интернет-зависимости.
Результаты таковы:
Подросток и телевидение. Около половины опрошенных (47%) ежедневно смотрят телевидение, причем в младшей группе интерес к нему выше, чем в старшей (53% против 33%). 22% опрошенных уделяют телевидению более 3 часов в день; еще 22% - более 4 часов в день. Это при том, что по данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2–6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет и выше – не более 1 часа в день. Нарушаются все разумные нормы!
Любимым телевизионным жанром назвали боевики 9% (большинство – девочки!), «ужастики» - 19% (опять большинство – девочки), ТВ-шоу - 17% (их любят одинаково смотреть и девочки, и мальчики). Остальные предпочитают другие жанры. Но при ответе на вопрос, если бы вы сами составляли телепрограммы, какие бы максимально включили, предпочтение боевикам, триллерам и ужасам отдали 42% опрошенных, причем в младшей группе этот процент значительно выше, чем в старшей (56% против 15%). При этом познавательные программы выбрали бы лишь 16% опрошенных, и в основном это представители старшей возрастной группы (соответственно 38% и 5%).
Почти половина опрошенных (около 50%) не смогли вспомнить самый страшный эпизод, который они увидели на экране телевизора в детстве. При этом их общее мнение можно выразить словами: «Много их было». Те, кто все-таки вспомнил первый детский телеужас, называли возраст первого потрясения от 5 до 12 лет, но самым упоминаемым был возраст 7 лет. Чаще всего фигурировали названия фильмов «Паранормальные явления», «Кошмар на улице Вязов», «Крик», «Звонок», «Техасская резня», «Затащи меня в ад», «Анаконда», «Поворот не туда» и другие «ужастики». Но в этом списке неожиданно оказались такие на первый взгляд безобидные классические шедевры, как «300 спартанцев», «Тарас Бульба» и «Титаник». Может быть все-таки правы создатели ФЗ в отношении тщательной экспертизы?...
Первый ужас в детстве у детей вызвали натуралистические подробности («расчленение бензопилой», «отрубили голову», «кишки наружу» «открытый перелом с артериальным кровотечением», «акула откусила голову» и т.д.), а также страшные персонажи (Фредди Крюгер, маньяки и др.) и насекомые (огромные черви, пауки, тараканы). Один из участников анкетирования написал: «В 7 лет на экране я впервые увидел убийство человека…». Действительно, как при всем при этом ребенку сохранить психическое здоровье и оптимизм?..
Более половины опрошенных (65%) однозначно считают, что сцены насилия и жестокости на экране провоцируют агрессивное поведение в реальной жизни, причем в этом единодушны и обе возрастные группы, и девочки, и мальчики.
Подросток и Интернет. Интернет действительно завоевывает жизненное пространство и активно теснит телевидение. Ежедневно в свободное время посещают интернет 56% опрошенных, причем с возрастом этот процент возрастает (40% в младшей группе и 87% в старшей). Редко (раз в месяц) пользуются интернетом лишь 3% участников опроса. И вот они, тревожные цифры: более 3-х часов в Сети проводит 21%, а свыше 4-х – 61% опрошенных! Причем львиная доля тех, кто «зависает» в Сети, приходится на младшую возрастную группу (79% против 26%).
С какой целью учащиеся нашей школы посещают Интернет? Я предположила, что в основном – с целью общения, эксперты Общественной палаты считают, что с познавательной. А вот и неправда, господа эксперты. С учебной целью посещают интернет только 12% опрошенных. С целью общения это делает 41% , причем интерес к коммуникации несколько возрастает от младшей к старшей группе (38% против 46%) и мальчики проявляют к этому больший интерес. Могу предположить, что в реальной жизни им сложнее общаться, они более закомплексованы. Наибольшее количество участников опроса (47%) используют интернет как развлекательную площадку, причем младшие делают это активнее, чем старшие (51% против 41%), и здесь лидируют девочки.
Запрещенные сайты посещают 22% опрошенных, большинство из которых опять-таки любопытные девочки. А может быть мальчикам сложнее в этом признаться?.. У 26% ребят появляется желание посетить эти сайты повторно.
И еще один «выстрел»: 84% опрошенных считают, что в их окружении есть друзья, приятели, страдающие компьютерной зависимостью, причем в младшей группе этот процент значительно выше, чем в старшей (92% против 67%).
Из ответов на 16 вопрос стало ясно, что Интернет пожирает значительное количество времени, которое подростки могли бы потратить на свое собственное развитие, занимаясь спортом, музыкой, чтением, другими хобби. Обнаружилось лишь 3% апатичных бездельников, которые не интересуются в этой жизни ничем. Остальные ребята имеют собственные увлечения, интересы, которым могли отдавать бы больше времени. Если бы не интернет.
Но в целом более половины детей нашего поколения (52%) считают, что Интернет – скорее добро, чем зло, еще 23% добавляют, что это добро при надлежащем контроле, причем доля таких разумных возрастает в старшей группе (36% против 17%). Думаю, что ФЗ – это шаг на пути к такому контролю.
Подросток и компьютерные игры. В компьютерные игры сейчас играют все, от мала до велика. Но у подростков к ним особый интерес. 74% опрошенных увлекаются компьютерными играми, причем с возрастом интерес к ним несколько ослабевает (не играют в компьютерные игры 21% младших и 36% старших). Наибольшее количество играющих (58%) считают компьютерные игры способом самореализации, что особо важно для подростка: в обычной жизни ты так себе, но в игре ты крут, успешен! Особенно это оказалось важным для младшей возрастной группы. Остальные считают их хорошим способом времяпрепровождения, развлечением. Из играющих большинство (42%) предпочитает игры агрессивные: драки, войнушки, стрелялки; приключенческие – 34%. И лишь 24% отдают предпочтение играм спокойным, созидательным. Большинству играющих (66%!) нравятся игры насильственного характера. Так вот откуда она, эта возрастающая подростковая агрессивность! В игре насильственного характера подросток учится быть беспощадным к врагам, жестоким, изворотливым.
И еще один тревожный сигнал: свыше 3-х часов в день тратят на игры 37% опрошенных, свыше 4-х часов – 33%, причем среди «зависающих» значительная доля младших (42% против 15%). Но самым страшным приобретением для этих ребят может стать игромания и интернет-зависимость.
5. Заключение.
Основные положения гипотезы подтвердились, за исключением того, что ведущим мотивом посещения Сети оказалась не коммуникативная, а развлекательная цель. Интернет действительно активно вытесняет телевидение. Мы с ребятами подсчитали, что 82% учеников нашей школы проводят в Интернете более 3-х часов в день, из них 70% - игроки (а ведь это время можно было бы потратить на активный отдых и полезные дела!). И абсолютно не безразлично, с какого рода информацией сталкиваются дети в это время на бескрайних просторах информационной среды. 65% опрошенных однозначно считают, что сцены насилия на экране провоцируют агрессию и противоправное поведение у подростков. Выявился и особо чувствительный к сценам насилия возраст (5 – 12 лет).
Конечно, наивно полагать, что возрастные ограничения на экране не спровоцируют у ребенка желание нарушить запрет. Реакция на возрастные ограничения на телеэкране ожидаема: не переключают канал 65% опрошенных, причем в старшей возрастной группе этот процент значительно возрастает (85% против 55%). Не обращают внимание на возрастные ограничения и половина родителей (51%), причем родители подростков старшей возрастной группы не реагируют на это значительно чаще, тогда как родители младшей возрастной группы еще пытаются бороться (72% против 40%).
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
- Информация о возрастных ограничениях полезна, но целесообразнее проводить тщательную экспертизу до выхода информационной продукции.
- Необходимо воспитывать ответственность и сознательность родителей в этом вопросе, ведь все – и хорошее, и плохое – закладывается в семье.
- Нужно объединить усилия всего общества, чтобы законодательство в этом направлении совершенствовалось и развивалось.
В целом Закон нужен и важен как еще один шаг на пути к формированию безопасной информационной среды для детей и подростков. Лучше вместе идти вперед методом проб и ошибок, чем проявлять преступное бездействие.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
2. Смирнова Е.О., Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. М.: Владос, 2000. 186 с.
3. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - с. 39-50.
4. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
5. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире (По результатам социологического исследования) - Москва: ЮНПРЕСС,1999
6. Л. М. Барденштейн, Ю. Б. Можгинский Патологическая агрессия подростков М. Медпрактика-М 2005 ПИК ВИНИТИ 259 с.
7. Ахвердова О.А., Терещенко Э.В., Ершова Д.А., Есаян М.Л. Личностная и поведенческая изменчивость у подростков под влиянием информационных факторов социальной среды // Вестник Московского университета МВД России №7, 2009.
8. Крамаренко Н. С., Тылкина М. И. Ребенок и социальные сети //Журнал «Виноград №4 (36) 2010 г.
Приложения
1.Сводная ведомость результатов анкетирования «Подросток и информационная среда» в МКОУ Ржавская СОШ
2. Результаты социологического исследования «Подросток и информационная среда» в МКОУ Ржавская СОШ) по двум возрастным группам)
3. Бланк анкеты
4. «Подросток и современная информационная среда».
5. «Психологические механизмы влияния информационной среды на детское сознание».
6. «Старшеклассники МКОУ Ржавская СОШ о ФЗ»
7. Текст Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
8. Мультимедийная презентация «Подросток и информационная среда»
1
2
3
4
9
10
11
12
5
6
7
8
Разлука
Пейзаж
Рисуем лошадь акварелью
Весенняя гроза
Можно от Солнца уйти...
Комментарии
Данная работа - лауреат
Данная работа - лауреат Московского регионального конкурса "Права человека - глазами ребенка".